Жалоба в фас по 44 фз - Kapital124.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Жалоба в фас по 44 фз

Как подается жалоба в ФАС по 44-ФЗ

Что изменится в 2020 году

На сайте проектов нормативных актов опубликовали законопроект об изменении 44-ФЗ в части совершенствования порядка обжалования действий (бездействия) субъектов контроля. Планируется, что масштабные изменения вступят в силу с 01.04.2020. Собрали в таблицу основные поправки.

Урегулируют подачу жалобы в ФАС по 44 ФЗ в электронном виде через Единую информационную систему в сфере закупок (ЕИС). Обжаловать действия (бездействие) субъектов контроля участники закупки смогут после регистрации в ЕИС.

С 01.01.2020 в рамках ч. 5 ст. 24.2 44-ФЗ участвовать в электронных процедурах можно только после регистрации в ЕИС.

  1. Необходимость дополнительной идентификации лица, которое подает жалобу.
  2. Возможность подачи электронной жалобы лицом, которое не зарегистрировано в ЕИС.

Установят универсальную стоимостную предквалификацию. Если обжалуют закупку с начальной (максимальной) ценой контракта (НМЦК) свыше 20 млн рублей, участник закупки обязан иметь опыт хотя бы одного исполненного контракта по 44-ФЗ, независимо от предмета такого контракта, не менее 20% от НМЦК по закупке, на которую подается жалоба в ФАС.

Исключают возможность недобросовестных поставщиков обжаловать закупки, в которых они участвовать не вправе.

Установят срок подачи электронной жалобы до истечения половины срока подачи заявок.

Обжалование действия и бездействия заказчиков допускается, если они совершены непосредственно в отношении заявки такого участника закупки.

Суть измененийПочему меняют
Снижают возможность умышленного затягивания процедур закупок, если электронная жалоба на положения документации о закупке подана непосредственно перед окончанием срока подачи заявок для ее рассмотрения в ФАС в период рассмотрения заявок, подведения итогов электронных процедур.
Установят однократность подачи жалобы на положения документации о закупке.Минимизируют риски затягивания закупки посредством подачи нескольких электронных жалоб от одного лица.
Исключают обжалование действий (бездействия) заказчика в отношении иных участников закупки.

А вот еще какие изменения анонсировала ФАС.

Природа документа

Для участников закупки это основной действенный способ отстаивать интересы. Выделим такие виды нарушений:

  • некорректные положения планов и закупочной документации;
  • незаконные причины отклонения заявок;
  • противоправные действия, которые связаны с заключением контракта;
  • действия оператора электронной площадки при аккредитации и торгах.

Содержание жалобы

Жалуются в ФАС как в электронном виде, так и в бумажной форме. Электронное обращение составляется на русском языке в письменном виде, в нем указывают и прикладывают документы и информацию, которые предусмотрены ч. 8 ст. 105 44-ФЗ:

  • наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), Ф.И.О (при наличии), место жительства (для физического лица), почтовый адрес, номер контактного телефона лица, действия (бездействие) которого обжалуются (есть есть такая информация);
  • наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), наименование, место нахождения общественного объединения или объединения юридических лиц, фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица) лица, который подал жалобу, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, номер факса (при наличии);
  • реквизиты закупки (объект, номер извещения). Исключение — обжалования действий (бездействий) оператора электронной площадки, которые связаны с аккредитацией участника закупки;
  • указание на обжалуемые действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, доводы жалобы;
  • документы, которые подтверждают, что жалоба обоснованна;
  • список прилагаемых документов.

Как подать жалобу в ФАС на почту

Подавайте жалобу такими способами:

  • лично или через представителя в центральный аппарат или территориальное управление;
  • по почте;
  • через многофункциональный центр (МФЦ).

Электронная подача доступна на сайте Антимонопольной службы и на портале Госуслуги. Вот инструкция, как подать жалобу в ФАС в электронном виде с электронной подписью:

  1. Подготовьте обращение и сопроводительное письмо. Укажите в нем наименование госоргана (ФАС или территориальное управление), контакты заявителя, почтовый или электронный адрес для ответа, причину и суть жалобы.
  2. Завизируйте его электронной подписью лица, который уполномочен обжаловать. Если есть необходимость, прикрепите документы, которые подтверждают полномочия.
  3. Отправьте на электронный адрес delo@fas.gov.ru. Объем вложений — до 8 Мб. Объедините одной темой или порядковыми номерами сообщений.

Подведомственность подачи определена п. 3.9-3.14 Административного регламента ФАС, который утвержден приказом № 727/1 от 19.11.2014. К примеру, обжалование действий оператора электронной площадки производится Центральным аппаратом ФАС, а рассмотрение жалоб по закупкам для обеспечения нужд субъекта — его территориальными органами. Информация о жалобах включается в реестр ЕИС и доступна всем участникам процесса.

Как подать жалобу через Госуслуги

А вот инструкция, как подать жалобу в УФАС в электронном виде через портал Госуслуги.

Шаг 1. Зайдите в личный кабинет.

Шаг 2. Найдите услугу ФАС «Возбуждение и рассмотрение дел о нарушениях антимонопольного законодательства».

Шаг 3. Нажмите на ссылку «Устранение нарушения антимонопольного законодательства». На этой вкладке расписан регламент получения услуги.

Шаг 4. Кликните на кнопку «Получить услугу».

Шаг 5. Заполните пустые поля формы.

Шаг 6. Подайте заявление.

Сроки для обжалования

Если эти сроки истекут, участник обжалует действия исключительно в суде. В ажно следить за ними. Собрали их в таблицу.

Что обжалуетеКто обжалуетСроки
Положения документации о закупке до окончания приема заявок.Любой участник, общественное объединение.До окончания срока подачи заявок.
Положения документации о закупке после окончания приема заявок.Только участник, который подал заявку.Не позднее чем через пять дней с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок, протокола запроса предложений. А если поставщика выбирают закрытым способом, с даты подписания соответствующего протокола.
Решение комиссии, которое указано в протоколе проведения процедуры.Только участник, который подал заявку.Не позднее чем через пять дней с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок, протокола запроса предложений. А если поставщика выбирают закрытым способом, с даты подписания соответствующего протокола.
На аукционе при рассмотрении вторых частей заявок — до заключения контракта.
Противоправные действия, которые произошли после признания победителя торгов на стадии заключения контракта.Участник, с которым заключается контракт.До совершения сделки.
Порядок аккредитации оператором электронной площадки.Заявитель.30 дней от даты отказа.
Нарушения, которые связаны с проведением электронной процедуры, вызванные некорректной работой площадки.Участник торгов.5 дней с даты размещения на торговой площадке протокола проведения аукциона.

Как рассматривается

За два рабочих дня после поступления жалобы контрольный орган решает, вернуть ее из-за несоответствия требованиям 44-ФЗ (ч. 11 ст. 105) или рассмотреть. В ЕИС публикуют уведомление и сообщают заказчику, поставщику и оператору торгов о решении.

Не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения спора его участники направляют в Антимонопольную службу возражения и обоснования. Контрольный орган на коллегиальной основе рассматривает информацию по делу в течение пяти рабочих дней с даты поступления документа о противоправных действиях. Он блокирует процесс заключения контракта, остальные действия заказчик обязан делать в срок, который определен законом о контрактной системе. Например, публиковать протоколы рассмотрения вторых частей заявок.

По результатам рассмотрения контролеры решают признать жалобу:

  1. Необоснованной.
  2. Частично обоснованной.
  3. Обоснованной.

В последних двух случаях, как правило, выдают предписание устранить нарушения, которые обнаружили в ходе разбирательства. Например, изменить закупочную документацию, пересмотреть итоги закупки или аннулировать их.

Решение и предписание ФАС публикует в ЕИС в течение трех рабочих дней с даты принятия и направляет их поставщику, заказчику и оператору. Если решение ФАС не удовлетворяет участников, они в течение трех месяцев обращаются в суд с заявлением (ч. 1, 4 ст. 198 АПК РФ).

Жалоба в ФАС по 44-ФЗ: как правильно составить и подать

Информацию о том, как писать жалобу в антимонопольную службу, можно найти в нормативных документах, однако сведения эти довольно скупы и требуют пояснений. Никакого образца или примера такой жалобы, то есть, так называемой «рыбы», официально не утверждалось, но практика выработала определенную форму. Все вместе это дает понимание о том, как правильно составить и подать жалобу.

Курсы повышения квалификации в Школе электронных торгов – это профессиональная переподготовка для поставщиков и заказчиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Онлайн, с экспертами.

Официальные требования к жалобе

Требования к написанию, подаче и рассмотрению жалобы содержатся в:

  • статьях 105 и 106 Закона № 44-ФЗ;
  • Информации ФАС России от 10.04.2014 «Требования к содержанию и срокам подачи жалобы о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок»;
  • Приказе ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Требования к содержанию жалобы

Приведены в ч. 8 ст. 105 Закона № 44-ФЗ, согласно которой жалоба на действия или бездействие заказчика должна содержать:

  1. данные заказчика: наименование, адрес и номер контактного телефона (если известен);
  2. тоже самое о заявителе жалобы, плюс номер факса (при наличии);
  3. указание на закупку. Здесь нужно пояснить, что, по мнению чиновников, жалоба должна подаваться на одну конкретную закупку. Поэтому указывать несколько номеров закупок при подаче жалобы не следует. В противном случае антимонопольная служба будет вправе ее вернуть без рассмотрения. Такие разъяснения даны в письме Минэкономразвития России от 29.07.2015 № Д28и-2221;
  4. указание на обжалуемые действия (бездействие) заказчика и доводы жалобы. По мнению антимонопольных органов, из данного пункта следует, что заявитель обязан указать, каким именно нормам законодательства о контрактной системе не соответствуют действия заказчика. Если этого не сделать, жалобу могут оставить без рассмотрения. Примером является Решение Архангельского УФАС России от 24.08.2016 по делу № 321мз-16. Однако суды с этим не согласны, обращая внимание на то, что п. 4 ч. 8 ст. 105 не содержит таких требований (Определение Верховного Суда РФ от 17.11.2016 № 305-КГ16-15126). Тем не менее, поскольку речь в жалобе в любом случае будет идти о том или ином нарушении Закона № 44-ФЗ, то для убедительности стоит написать, какие именно нормы закона были нарушены заказчиком и каким образом.

Пример

При формировании аукционной документации заказчиком были допущены следующее нарушения положений Закона о контрактной системе:

  • во-первых, на участника закупки, одержавшего победу в электронном аукционе, возложена обязанность по направлению в адрес заказчика письменного требования о возвращении денежных средств, внесенных таким участником в качестве обеспечения исполнения контракта. Однако это нарушает требования ст. 34 Закона о контрактной системе, в силу которой у заказчика возникает обязанность вернуть данные денежные средства по истечении срока, указанного в контракте.
  • во-вторых, заказчиком установлено требование о предоставлении информации о средней численности работников за предшествующий календарный год, выручке от реализации товаров или размере балансовой стоимости активов за предшествующий календарный год, а также сведения о долях учредителей в уставном капитале. Однако это не предусмотрено ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе. Более того, согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона № 44-ФЗ установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе не допускается.
  • в-третьих, заказчиком неправомерно возложена дополнительная обязанность на исполнителя по замене обеспечения исполнения контракта, не предусмотренная Законом о контрактной системе.

Пример заимствован из Решения Красноярского УФАС России от 06.06.2016 № 796, которым данные доводы жалобы были признаны обоснованными.

Эти пункты являются требованиями к содержанию жалобы, приведенными в Законе № 44-ФЗ. Однако ряд вещей в них не оговорен. Например, в какой антимонопольный орган подавать жалобу? Этот пробел устранен в вышеназванном Административном регламенте, где в п. 3.9-3.12 определена подведомственность рассмотрения жалоб.

Общее правило таково: если закупка проводится для обеспечения региональных или муниципальных нужд, то жалоба направляется в региональное Управление ФАС по месту нахождения заказчика. Если закупка обеспечивает федеральные нужды, то документ адресуется в ФАС России. В приложении № 1 к данному Административному регламенту приведен список с адресами всех 82 Управлений, а также контактные центрального аппарата.

Другой вопрос: что просить в жалобе? Ответ на него вытекает из положений ст. 106 Закона № 44-ФЗ, посвященной рассмотрению жалобы, поскольку в них указано, какие права есть у антимонопольных органов при ее рассмотрении. Исходя их этих положений, в жалобе нужно просить:

  1. приостановить определение поставщика до рассмотрения жалобы по существу (если закупка еще не закрыта) или аннулировать его результаты (если они уже известны);
  2. провести внеплановую проверку (в любом случае);
  3. выдать заказчику, в результате действий которого нарушаются права и законные интересы участника закупки, обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений (в любом случае). Например, путем отмены решения о несоответствии заявки заявителя дополнительным требованиям к участникам закупки, или путем отмены решения об отстранении заявителя жалобы от участия в определении поставщика, или путем внесения изменений в документацию о проведении открытого аукциона в электронной форме… и так далее, в зависимости от того, что вызвало недовольство заявителя и является предметом жалобы.

Какие документы прикладывать к жалобе

Об этом сказано в ч. 9 ст. 105 Закона № 44-ФЗ, согласно которой «К жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов». Это все, что написано в законе о прилагаемых документах. В связи с этим есть несколько вопросов, базовый из которых: обязательно ли вообще прикладывать к жалобе какие-то бумаги?

Как минимум, к жалобе нужно приложить:

  1. доверенность, подтверждающую полномочия на подписание жалобы (или решение и приказ о назначении гендиректора, если он лично подписывает жалобу), поскольку такое требования прописано в ч. 10 ст. 105 Закона № 44-ФЗ;
  2. документы о закупке, на которые есть ссылка в жалобе (документация о закупке, заявки, оспариваемые протоколы, решения и т.д.) с тем, чтобы они подтверждали ее обоснованность, как сказано в п. 9 ст. 105 Закона № 44-ФЗ.

При этом ФАС России и Минэкономразвития России считают, что из приведенной нормы требования о необходимости приложения к жалобе документов не вытекает. Поэтому их отсутствие не может являться основанием для принятия решения о возврате жалобы заявителю без рассмотрения (письмо министерства от 19.12.2014 № Д28и-2779, письмо службы от 13.10.2014 № ИА/41224/14).

Более того, ФАС России отмечает, что в отношении ряда доводов жалоб заявителей представить документы, подтверждающие обоснованность таких доводов, не представляется возможным. Например, довод о неполном размещении на www.zakupki.gov.ru проектно-сметной документации в случае осуществления закупки на выполнение строительства объекта капитального строительства.

Вместе с тем, на практике случается всякое. Например, Санкт-Петербургский УФАС России признал жалобу необоснованной, так как заявитель ссылался на то, что документация о закупке содержит описание не производимых товаров, но не представил доказательства отсутствия указанного товара в свободной продаже (Решение от 15.03.2016 по делу № 44-838/16).

Срок подачи жалобы

Сроки подачи жалобы описаны в п. 3-6 ст. 105 Закона № 44-ФЗ и сводятся к следующему.

  1. Жалоба на положения документации о закупке может быть подана до окончания установленного срока подачи заявок.
  2. Жалоба на действия или бездействие заказчика, а равно уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего может быть подана не позднее чем через 10 дней с даты размещения:
  • протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе,
  • протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок,
  • протокола запроса предложений,

б) на электронной площадке:

  • протокола подведения результатов электронного аукциона

3. Жалоба на действия или бездействие, которые совершены при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе или при заключении контракта, может быть подана до заключения контракта.

4. Обжалование действий (бездействия) оператора электронной площадки, связанных с аккредитацией участника закупки, допускается в течение 30 дней с момента совершения обжалуемых действий.

По истечении данных сроков жалобу можно подать только в суд.

Сроки рассмотрения жалобы

После регистрации поступившей жалобы, антимонопольный орган в течение 3-х рабочих дней уведомляет заявителя о месте и времени рассмотрения жалобы, и рассматривает ее в течение 5-ти рабочих дней. Решение изготавливается в полном объеме в течение 3-х рабочих дней со дня оглашения его резолютивной части.

Если результаты рассмотрения жалобы заявителя не устраивают, он вправе обжаловать его в арбитражном суде в течение 3-х месяцев со дня его принятия (ч. 1, 4 ст. 198 АПК РФ).

Зарегистрируйтесь на курс профессиональной переподготовки « Профессиональное управление государственными и муниципальными закупками, 256 ак.часов » для руководителей и специалистов контрактных служб, контрактных управляющих, председателей и членов комиссий заказчика. Программа разработана на основе требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».

Порядок обжалования процедур в рамках 44-ФЗ

«Порядок обжалования процедур в рамках 44-ФЗ»

Прежде всего хотелось отметить, что Порядок обжалования действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки установлен главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон о контрактной системе).

Так, в случае если заказчиком не исполняются нормы Закона о контрактной системы при осуществлении закупки, у любого участника закупки, а также осуществляющих общественный контроль общественных объединений, объединений юридических лиц имеется право обжаловать в судебном порядке или в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, закупочной комиссии, ее членов, членов контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

При этом, обжалование действий (бездействия) заказчика в контрольный орган в сфере закупок не является препятствием для обжалования участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц таких действий (бездействия) в судебном порядке.

Жалобы подаются и рассматриваются согласно административному регламенту антимонопольной службы №727/14 от 19.11.2014г. и статьи 105 Закона № 44-ФЗ.

Законодательство РФ в области госзакупок устанавливает общие требования к содержанию жалобы, сроку подачи. Закон не предусматривает какие-либо четкие требования к содержанию жалобы и перечню документов, как это устанавливает процессуальное законодательство при подаче иска в суд. Но считаю необходимым назвать как основные требования законодательства, так и рекомендуемые положения для включения в жалобу.

Закон устанавливает следующие сроки направления жалобы в антимонопольный орган:

  • жалоба на аукционную (конкурсную) документацию — до окончания срока подачи заявки на участие в закупочной процедуре;
  • жалоба на действия заказчика — не позднее 10 дней с даты размещения протокола подведения итогов закупки;
  • если обжалуемые действия совершены при рассмотрении вторых частей заявок или при подписании контракта – до заключения госконтракта;
  • жалоба на действия заказчика, связанные с заключением контракта — не позднее даты заключения госконтракта.
  • жалоба на оператора торговой площадки — в течение 30 календарных дней с даты совершения обжалуемых действий.

Так, к первому виду жалоб относятся жалобы на незаконные положения закупочной документации. Например, включение в требования к участникам или к составу документов не предусмотренных законом требований и документов, установление формы заявки на участие, включение в госконтракт неточных сроков оплаты и другие.

Ко второму виду жалоб чаще относятся жалобы на неправомерные действия при вскрытии конвертов с заявками на участие в конкурсе, котировочных заявок, неправильное определение результатов торгов, признание победителем лица, заявка которого не соответствует документации о закупке, на недопуск к участию в закупке, признание заявки не соответствующей документации (эти же виды относятся к третьей группе жалоб).

К четвертому виду жалоб относятся жалобы на не рассмотрение протокола разногласий к контракту, отказ от заключения контракта по надуманным основаниям и другие.

К пятому виду относятся жалобы на отказ в регистрации на торговой площадке, требование предоставления не установленных законом документов при регистрации и иные.

В жалобе необходимо прописывать:

  • номер извещения о закупке на официальном сайте;
  • информация о заявителе и госзаказчике (наименование, ФИО, адрес, почтовый адрес, телефон, электронная почта);
  • обжалуемые действия заказчика;
  • список прилагаемых документов.

Жалоба сопровождается документами, которые подтверждают ее обоснованность. На практике, исходя из специфики закона, прилагают закупочную документацию, скриншоты с торговых площадок, заявки на участие в закупке и прочие документы. Также можно сопроводить жалобу судебной практикой и практикой контролирующих органов.

Неофициальные рекомендации по составлению жалобы:

  • доводы в жалобе можно разбить по пунктам, которые стоит пронумеровать для наглядности;
  • желательно указать в тексте жалобы судебную практику и практику контролирующих органов по схожим спорам.

В случае, если жалоба будет признана не соответствующей требованиям ч.8 ст. 105, антимонопольный орган в течение двух рабочих дней возвращает жалобу заявителю. Причины возврата могут быть разными, в том числе отсутствие подписи в жалобе либо не тем лицом, упущение сроков на обжалование, не указание должным образом информации об обжалуемой закупке, отсутствие сведений о Заказчике, доводов жалобы.

Срок рассмотрения жалобы ФАС 44-ФЗ

Антимонопольная служба обязана рассмотреть жалобу по существу в течение 5 рабочих дней с даты поступления, за исключением случаев, когда необходимо запрашивать дополнительные документы. Такие короткие сроки связаны со спецификой отрасли и установлением общих сроков закупочной процедуры. Конечно, контрольный орган подает информацию оператору торговой площадки о жалобе, но это не означает приостановления процедуры торгов. Поскольку УФАС имеет право приостановить закупочную процедуру, но не обязан это делать. Поэтому при подаче жалобы в УФАС следует в просительной части указывать, кроме требования о признании действий незаконными (признать положения документации не соответствующей закону), еще и требование о приостановлении процедуры торгов.

Кроме того, Лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Также Заявитель вправе отозвать свою жалобу на любом этапе рассмотрения до принятия решения контролирующим органом.

По результатам обжалования действий заказчика контрольным органом в сфере закупок антимонопольным органом может быть принято одно из следующих решений:

  • признание жалобы необоснованной;
  • признание жалобы обоснованной, в том числе частично обоснованной и, в случае необходимости, выдать предписания об устранении допущенных нарушений.

К слову сказать, что в Калмыцкое УФАС за период I полугодия 2017 года поступило 112 жалоб, из них 47 были признаны обоснованными, 53 – необоснованными, 12-возвращены и отозваны.

Так, при рассмотрении жалоб наиболее часто встречающееся нарушение связано с формированием заказчиками технического задания, формулировки которого затрудняют, а порой делают невозможным подачу заявки, соответствующей его положениям. Нарушение заключается в установлении в документации требования о необходимости указания в заявке описания товаров, работ, услуг в соответствии с потребностями заказчика. При этом в документации отсутствует указание на разделы, в соответствии с которыми необходимо сформировать предложение, либо содержатся противоречивые значения показателей, подлежащих указанию, либо требования указать характеристики товара, которые фактически возможно указать только при условии наличия соответствующего товара у участника на момент подачи заявки. Результатом данных действий является отказ в допуске к участию в закупке либо допуск только одного участника. При выявлении комиссией ФАС России указанных фактов заказчику выдается предписание о внесении изменений в документацию о закупке, а виновные в совершении данного действия лица привлекаются к административной ответственности.

Хотелось бы привести несколько примеров из практики:

  • Так, к примеру в Жалобе заявителем указано, что имеются Избыточные требования в ТЗ, превышающие ГОСТы по позициям “бинт марлевый”, “маски одноразовые”, “вата медицинская” и др.

Позиция заказчика по данному поводу, что Требования к товарам установлены исходя из потребностей заказчика.

Позиция УФАС. Заказчик был обязан придерживаться требований ГОСТ 1172-93 (по бинтам), ГОСТ 5556-81 (по вате) и т.д. Если заказчик требует продукцию “лучше ГОСТа”, документация должна содержать обоснование таких повышенных требований. Признать жалобу обоснованной, закупку аннулировать.

  • Позиция заявителя. Права и законные интересы нарушены действиями единой комиссии, выразившимися в присвоении низкой оценки заявке заявителя на участие в конкурсе по нестоимостному критерию “качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок” при проведении конкурса с ограниченным участием на право заключения государственного контракта на проведение ремонтно-реставрационных работ на объекте культурного наследия.

Позиция заказчика. Комиссия присвоила заниженный балл по критерию “качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок” одному из участников, поскольку при выполнении им ремонтно-реставрационных работ на ином объекте культурного наследия этим участником была нарушена технология выполнения работ, о чем известно заказчику.

Позиция УФАС. Поскольку порядком оценки не установлено условие о снижении балла участникам закупки по критерию “качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок” при ненадлежащем исполнении иных контрактов, комиссией ненадлежащим образом применен порядок оценки заявок участников конкурса. Также ФАС России приходит к выводу о том, что установленный заказчиком порядок оценки по указанному критерию не позволяет выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта в связи с отсутствием зависимости выставления количества баллов от представляемых участниками закупок сведений в составе заявок на участие в конкурсе. ФАС России также установила, что заявка победителя незаконно была допущена к участию в закупке, поскольку договор аренды недвижимого имущества, представленный в заявке победителя, не соответствует требованиям Постановления Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N 99 “Об установлении дополнительных требований. “, так как не зарегистрирован в установленном порядке. По условиям документации срок действия договора аренды недвижимого имущества должен составлять не менее 2 лет.

  • Позиция заявителя. Заказчиком неверно выбран способ закупки – запрос предложений, так как ранее были проведены электронный аукцион (признан несостоявшимся) и запрос предложений (отказано в согласовании закупки у единственного участника запроса предложений). Проведение запроса предложений по результатам несогласованного запроса предложений недопустимо. Кроме того, заказчиком изменен объект закупки, а именно изменены сроки выполнения работ и увеличена начальная (максимальная) цена контракта.

Позиция заказчика. Запросы предложений проводились в результате признания электронного аукциона несостоявшимся на основании п. 8 ч. 2 ст. 83 Закона N 44-ФЗ. Объект закупки не был изменен, так как виды и объемы работ не были изменены. Изменение начальной (максимальной) цены контракта произошло в связи с подготовкой обоснования начальной (максимальной) цены контракта методом анализа рынка.

Позиция УФАС. Согласно письму Минэкономразвития России от 30 сентября 2014 г. N Д28-и/1889 (п. 74) проведение запроса предложений в данном случае недопустимо. В части изменения объекта закупки документацией определено, что описание объекта закупки указано в проекте контракта. Таким образом, заказчик предполагает, что объем, сроки и начальная (максимальная) цена контракта являются описанием объекта закупки. Исходя из этого, объект закупки был заказчиком изменен, так как изменились существенные условия контракта – срок выполнения работ и начальная (максимальная) цена контракта.

Обжалование решения ФАС по 44-ФЗ

Вместе с тем, любой участник жалобы в праве обжаловать решения ФАС в судебном порядке. Обжалование решения ФАС осуществляется в порядке главы 24 АПК РФ. Такое обжалование производится в порядке производства по делам, возникающих из административных и публичных правоотношений. Но рассмотрение спора происходит по правилам искового производства с исключениями, которые установлены указанной главой.

Заявление об оспаривании решения УФАС подается в течение 3-х месяцев с момента принятия.

Заявление об обжаловании решения УФАС должно содержать информацию, обязательную для включения в исковое заявление.

Дополнительно в заявлении указывают:

  • название территориального УФАС;
  • название, номер, дата решения по жалобе;
  • ссылка на права и законные интересы, которые нарушаются оспариваемым актом;
  • законы и подзаконные акты, которым не соответствует решение;
  • требование о признании решения недействительным.

К заявлению прилагаются документы, обязательные для общего искового порядка, а также копия решения антимонопольного органа.

В заявлении можно указать просьбу о приостановлении действия оспариваемого акта, при этом нужно обосновать необходимость такого приостановления. Например, если решение УФАС об отказе в удовлетворении жалобы о признании действий заказчика по неправильному определению победителя (отклонении вторых заявок других участников), приводят доводы о необходимости приостановлении решения, поскольку в дальнейшем контракт с победителем будет подписан и соответственно невозможно будет восстановить права других участников на участие в справедливой конкурентной закупочной процедуре.

Это лишь общая информация о порядке и сроках обжаловании торгов в судебном порядке.

В завершении своего выступления, хотелось бы отметить, что подать жалобу в Калмыцкое УФАС России можно нарочно по настоящему адресу либо на электронный адрес: to 08@ fas . gov . ru

Как подать жалобу на действия заказчика в процессе проведения госзакупки в ФАС по 44-ФЗ?

В ФЗ-44 «О контрактной системе в сфере закупок…» вопросам обжалования действий заказчика посвящена отдельная глава 6. Возможность обжалования проводимой закупки вправе любой ее участник независимо от его организационно-правовой формы: в статусе юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Кто может подать жалобу на действия заказчика по нормам 44-ФЗ

Как уже отмечалось, пожаловаться на действия заказчика вправе любой участник закупки.

До момента вскрытия конвертов с жалобой могут обратиться общественные объединения и организации, осуществляющие контроль в сфере закупок. Это, например, общественная палата, ассоциации производителей закупаемых услуг, бизнес-сообщества и пр.

Обжаловать можно как федеральные, так и муниципальные закупки.

ФЗ-44 допускает подачу жалобу не только на действия заказчика, но и на работу уполномоченного органа, учреждения, комиссии по госзакупкам, должностных лиц, контрактного управляющего, оператора электронной площадки.

Куда можно подать жалобу

Жалоба на действия заказчика может быть подана в суд или контролирующую инстанцию в сфере закупок. Подача жалобы в контрольный орган не исключает возможности для обжалования действий заказчика в суде.

Жалобу допускается подать в следующие инстанции:

  1. Федеральную антимонопольную службу (ФАС) и ее территориальные подразделения (их контакты можно найти на официальном сайте ФАС или в Приложении к административному регламенту, где содержатся данные обо всех 82 подразделениях). Именно за этой инстанцией закреплены контролирующие функции в сфере госзакупок, и сюда поступает основной массив жалоб от участников торгов (связано это с тем, что решения ФАС имеют большую юридическую силу).
  2. Контрольный орган в сфере оборонзаказа в отношении закупок из указанной сферы – такие полномочия также переданы в ФАС.
  3. Региональный орган исполнительной власти, который наделен функциями контроля за закупками. Такие организации определяются местными нормативно-правовыми актами (например, в Тульской области это Областной контрольный комитет).
  4. Орган местного самоуправления, который уполномочен контролировать закупки. Например, в г. Глазов Удмуртской Республики такие полномочия исполняет Контрольно-ревизионное управление Глазовской городской Думы.

Общее правило выбора места для подачи жалобы такое: если закупка производится для обеспечения потребностей федеральных нужд, то обжаловать ее необходимо в ФАС РФ. Когда закупка инициирована региональными или муниципальными властями, то жалоба подается в территориальное подразделение ФАС по месту нахождения заказчика или местные контрольные органы власти.

На что можно жаловаться

Перечень ситуаций, при которых может возникнуть спор между заказчиком и участником государственной закупки, весьма разнообразен.

Так, обжалование действий заказчика может потребоваться:

  1. Нарушены положения ФЗ-44 в отношении предоставляемого обеспечения по контракту (например, предъявлены необоснованно высокие требования к размеру обеспечения, или установлено требование о внесении обеспечения, если таковое не предусмотрено в ФЗ-44).
  2. Заказчик в нарушение норм закона отказал компании в допуске к торгам или препятствовал исполнению договора.
  3. Заказчиком были созданы искусственные условия, создающие ограничения для участия в закупке (например, через формирование требований, включенных в закупочную документацию).
  4. Заказчиком были включены требования в закупочную документацию о предоставлении документов и сведений, которые не являются обязательными по закону. В ФЗ-44 содержится исчерпывающий перечень документов, которые может запрашивать заказчик. Например, заказчик запросил сведения о среднесписочной численности, выручке, балансовой стоимости активов и пр.

Указанный перечень нарушений не является исчерпывающим, но является наиболее распространенным списком оснований для подачи жалобы.

Регламент подачи жалобы

Процедура подача жалобы на действия или бездействие заказчика предполагает прохождение следующих последовательных шагов.

Этап 1. Подготовительный этап. На этом этапе изучается ФЗ-44, определяется предмет жалобы, отбираются соответствующие требования в законе, изучается практика обжалования по аналогичному вопросу, собирается доказательная база.

Этап 2. Готовится жалоба в письменном виде с учетом требований, изложенных в 44-ФЗ.

Этап 3. Определяется место подачи жалобы и способ (электронный или бумажный).

Этап 4. Передается жалоба с учетом регламентированных сроков в ФАС, а ее копия направляется заказчику.

Этап 5. Ожидание официального ответа от контролирующей инстанции.

Этап 6. Если решение было вынесено в пользу участника, и его жалоба была удовлетворена, то он может обратиться с предписанием к заказчику и потребовать его исполнения.

Но в целом алгоритм будет похож на тот, который указан выше.

Законодательное регулирование подачи жалобы и требования к ней

Общие требования к подаваемой жалобе и порядке ее подачи содержатся:

  • в Главе 6 44-ФЗ, а именно в ст. 105-106;
  • в Информации от ФАС от 2014 года «Требования к содержанию и срокам подачи жалобы о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок»;
  • в Приказе ФАС от 2014 года №727/14 «Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Требования к подаваемой жалобе прописываются в ч. 8 ст. 105 ФЗ-44. Она должна содержать следующие сведения:

  1. Данные заказчика: наименование, адрес нахождения и контактные сведения.
  2. Сведения об отправителе жалобы.
  3. Указание на государственную закупку и ее номер (не допускается подавать одну жалобу на несколько закупок, иначе ее вернут без рассмотрения).
  4. Указание на конкретные действия заказчика, которые участник хочет обжаловать, а также доводы со ссылкой на конкретные пункты ФЗ-44, которые были нарушены. Без ссылки на законодательство жалобу могут оставить без рассмотрения.

Также в подаваемой жалобе необходимо прописать конкретную просьбу к контролирующей инстанции. Так, с учетом ст. 106 ФЗ-44 у контролирующей инстанции можно запросить:

  1. Приостановление процедуры выбора победителя торгов до рассмотрения жалобы по существу или аннулирования результатов торгов (если они к моменту подачи документа были завершены).
  2. Выдать предписание, обязательное для исполнения заказчиком. Например, отменить решение о несоответствии подаваемой заявки через внесение изменений в закупочную документацию, устанавливающую необоснованные требования к участникам.
  3. Провести внеплановую проверку деятельности организации.

К подаваемой жалобе следует приложить определенные документы, которые делают ее обоснованной. Об этом сказано в ч. 9 ст. 105 ФЗ-44. При этом сам перечень документов в законодательстве не прописан:

  1. К жалобе нужно приложить, как минимум, доверенность, подтверждающую полномочия составителя.
  2. Документацию о закупке, на которую ссылаются в жалобе: протоколы, приказы, решения, конкурсная документация и пр.

Копию жалобы со всеми документами из перечня приложений требуется направить в адрес заказчика или оператора электронной площадки, действия которых обжалуются.

Жалоба может быть составлена в письменном или электронном виде. В последнем случае ее необходимо подписать с помощью ЭЦП. Печатный документ подлежит прошивке и нумерации.

Сроки для подачи жалобы по 44-ФЗ и ее рассмотрения

Согласно пп. 3-6 ст. 105 ФЗ-44, жалобы на заказчика должны быть поданы в следующие сроки:

  1. Жалоба на положение документации о закупке может быть подана до окончания установленного срока.
  2. Жалобы на действия/бездействие заказчика – не позднее, чем через 10 дней после размещения обжалуемого протокола в ЕИС или на электронной площадке (если речь идет о ЕИС, то имеется в виду протокол рассмотрения/оценки заявок на участие в конкурсе или запросе котировок, протокол запроса предложений; если об электронной площадке – то протокол подведения итогов электронного аукциона).
  3. Жалобы на бездействие или действия заказчиков при рассмотрении вторых частей заявок в электронном аукционе допускается подавать вплоть до заключения контракта.
  4. Обжалование действий оператора электронной площадки допускается в течение 30 дней после совершения им обжалуемых действий.

После того как указанные сроки истекли, допускается обжалование действий в судебном порядке.

Согласно регламенту ФАС, контролирующая инстанция должна придерживаться определенных временных рамок при рассмотрении заявок:

  1. На принятие или отклонение жалобы у ФАС есть 2 дня. В качестве причин для отклонения могут выступать несоответствие жалобы установленным требованиям, отсутствие на ней подписи уполномоченного лица, подача жалобы после установленного срока либо если по действиям заказчика уже имеется судебное решение.
  2. На уведомление заявителя о месте и времени рассмотрения жалобы у ФАС есть 3 дня.
  3. На рассмотрение жалобы по существу – 5 дней.
  4. На изготовление решения – 3 дня после оглашения результативной части.

Таким образом, ФЗ-44 допускает возможность обжалования действий заказчика при его действиях/бездействии, которые нарушают интересы участника торгов, а также при необоснованных требованиях в документации по торгам. Большая часть жалоб подается в ФАС федерального или территориального уровня, так как предписаниям данной контролирующей инстанции принадлежит высокий юридический вес. Также пожаловаться на заказчика можно в региональные или муниципальные контролирующие инстанции. При пропуске сроков и несогласии с решением ФАС у участника есть право обратиться в арбитражный суд для отстаивания своих интересов.

Как подать жалобу в ФАС по 44-ФЗ в электронном виде

Нарушения в области госзакупок со стороны заказчиков, увы, не редкость. Для того, чтобы защищать свои права, участникам приходится обращаться в вышестоящие инстанции: Федеральную антимонопольную службу, или как ее еще принято называть ФАС, или Арбитражный суд. Многие специализированные организации предлагают свою помощь в составлении жалобы, однако сделать это можно и самостоятельно, изучив требования главы 6 Федерального закона №44 а также рекомендации ФАС России, размещенные на их официальном сайте: http://fas.gov.ru/contacts/requests/poryadok-obrashheniya.html и http://fas.gov.ru/contacts/requests/obrazczyi-dokumentov/trebovaniya-k-soderzhaniyu-i-srokam-podachi-zhalobyi-o-narushenii-zakonodatelstva-rf-o-zakupkax-tovarov,rabot,uslug-otdelnyimi-vidami-yuridicheskix-licz.html

Кто имеет право обращаться в ФАС и по каким вопросам

Итак, в компетенции антимонопольной службы находятся следующие вопросы:

  • касающиеся содержания документации и правомерности требований, установленных в ней;
  • касающиеся действий/бездействий комиссии;
  • касающиеся действия оператора электронной площадки, в том числе и относительно аккредитации.

В первом случае подать жалобу может любое юридическое или физическое лицо, вне зависимости от того является оно участником торгов или нет. Во втором и третьем – только те лица, чьи права ущемлены, то есть участники торгов, заявки которых незаконно отклонили, которые не смогли подать ценовые предложение во время аукциона из-за сбоев в работе электронной площадки и так далее.

Что нужно сделать прежде чем подать жалобу в ФАС

Прежде, чем писать жалобу в ФАС, нужно четко определить для себя, что именно вы хотите обжаловать: какие действия заказчика, какой пункт документации и так далее.

После того, как четкое представление сложилось, нелишним будет изучить практику по этому вопросу. Сделать это можно, зайдя в реестр жалоб на сайте www.zakupki.gov.ru

Возможно, подобные вопросы уже неоднократно рассматривались на практике, и решались исключительно в пользу заказчика. Скорее всего, в этом случае у вас нет шансов на победу и подача жалобы будет пустой тратой времени.

Если после этого вы по-прежнему уверены в своей правоте, можно приступать к составлению жалобы. От того, насколько правильно это сделать, будет зависеть примут или нет документ к рассмотрению.

Когда можно подавать жалобу в ФАС

Законом установлены четкие сроки, в которые должна быть подана жалоба в Федеральную Антимонопольную службу. Сделать это можно не позднее, чем через 10 дней после публикации итогового протокола (для конкурса это протокол подведения итогов, для аукциона – протокол рассмотрения вторых частей заявок, для запроса котировок – протокол рассмотрения котировочных заявок и так далее).

В случае, если указанный срок пропущен, жалоба не будет принята и обращаться придется уже в Арбитражный суд.

В вопросах, касающихся действий оператора электронной площадки, у заявителя есть 30 дней, которые начинаются с момента совершения действия/бездействия.

Как правильно составить жалобу в ФАС

Информация, которую должна содержать жалоба, определяется частью 8 статьи 105 Федерального закона №44. Она в обязательном порядке должна включать в себя:

  1. информацию об организации, действия которой обжалуются (наименование, контактные данные);
  2. информацию об организации или физическом лице, обращающемся с жалобой (наименование, контактные данные);
  3. информацию о закупке (реестровый номер на сайте www.zakupki.dov.ru, а также можно указать адрес электронной площадки в случае, если речь идет об электронном аукционе) либо информация об электронной площадке, если речь идет о нарушении законодательства в вопросах, касающихся аккредитации;
  4. информацию о действиях/бездействиях, которые обжалуются, с подробным указанием пунктов документации, реквизитов протокола и так далее, в зависимости от содержания конкретной жалобы.

При подаче жалобы следует учитывать, что она может касаться только одной закупки. Если вы хотите обжаловать действия заказчика или содержание в нескольких размещениях, то документы относительно каждого нужно составлять отдельно.

Жалоба должна быть подписана уполномоченным лицом. В приложениях должны содержаться документы, подтверждающие его права. Например, устав организации и приказ о назначении директора/генерального директора и так далее.

Доказывая свои доводы, можно ссылаться не только на положения Федерального закона №44, но и другие документы с обязательным указанием полных данных.

Куда нужно подавать жалобу

После того, как жалоба составлена, нужно определиться куда ее подавать. Обычно – в территориальное отделение УФАС России по той или иной области/краю/республике. Их список с указанием контактных данных можно найти на сайте Федеральной Антимонопольной службы в разделе “Территориальные органы”: http://fas.gov.ru/offices/spisok-ufas-rossii.html

Копия жалобы со всеми прилагающимися документами направляется в адрес заказчика или электронной площадки, действия которых обжалуются.

В каком виде подается жалоба

Жалобы может быть подана как в электронном, так и в бумажном виде. В первом случае она может быть направлена на адрес электронной почты, при этом должна быть в обязательном порядке заверена электронной подписью лица, уполномоченного на подачу жалобы.

В случае, если жалоба подается в бумажном виде, ее можно направить по почте или принести лично. При этом все листы в обязательном порядке должны быть прошиты и пронумерованы!

В какие сроки ФАС рассматривает жалобу

Жалоба, поданная в Федеральную антимонопольную службу, должна быть принята или отклонена в течение двух рабочих дней с момента ее поступления.

Заявителю и лицу, в отношении которого подается жалоба, направляется уведомление о месте и времени ее рассмотрения, а также требование предоставить дополнительные документы, если это необходимо. Рассмотрение жалобы осуществляется не позднее чем через 5 дней после принятия жалобы при личном присутствии сторон или уполномоченных лиц. Во время заседания стороны имеют права приводить дополнительные доводы, а также соглашаться или не соглашаться с доводами, приведенными другой стороной.

После заседания у комиссии есть 3 рабочих дня , для того чтобы окончательно принять решение, которое будет направлено в адрес сторон посредством электронной или почтовой связи. Обжаловать действия Федеральной антимонопольной службы можно в арбитражном суде.

Читайте также:  Рос жкх написать жалобу
Ссылка на основную публикацию