Задержание по подозрению в совершении преступления - Kapital124.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Задержание по подозрению в совершении преступления

Статья 91. Основания задержания подозреваемого

СТ 91 УПК РФ

1. Орган дознания, дознаватель, следователь вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, при наличии одного из следующих оснований:

1) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;

2) когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;

3) когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.

2. При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если это лицо пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.

Комментарий к Статье 91 Уголовно-процессуального кодекса

1. Орган дознания, дознаватель, следователь вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, при наличии одного из следующих обстоятельств: 1) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения; 2) когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление; 3) когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.

Задержание подозреваемого – мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем, следователем на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления, влекущего наказание в виде лишения свободы .
——————————–
Пункт 11 ст. 5 УПК РФ.

Возможность ограничения права на свободу и личную неприкосновенность допускается Конституцией РФ, согласно ч. 2 ст. 22 которой арест, заключение под стражу, содержание под стражей допускаются только по судебному решению; до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов. При этом Конституция РФ, связывая ограничение прав и свобод человека и гражданина с необходимостью защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, не определяет конкретные основания, условия и порядок, при которых может осуществляться задержание, а относит их установление к ведению федерального законодателя.

Положения Уголовно-процессуального кодекса РФ, регламентирующие производство задержания, не вводят никаких новых ограничений права на свободу и личную неприкосновенность по сравнению с предусмотренными ст. ст. 22 и 55 Конституции РФ, а, напротив, сужают возможность применения этих ограничений .
——————————–
Определения Конституционного Суда РФ от 11 июля 2006 г. N 268-О, от 23 октября 2014 г. N 2375-О.

Моментом фактического задержания является момент фактического лишения свободы передвижения лица, подозреваемого в совершении преступления . Как правило, данный момент определяется с момента ограничения следователем или дознавателем права подозреваемого на свободу передвижения (в том числе с применением специальных средств) и личного объявления об этом.
——————————–
Пункт 15 ст. 5 УПК РФ.

2. Подозреваемым является лицо: 1) либо в отношении которого возбуждено уголовное дело по основаниям и в порядке, которые установлены гл. 20 настоящего Кодекса; 2) либо которое задержано в соответствии со ст. ст. 91 и 92 настоящего Кодекса; 3) либо к которому применена мера пресечения до предъявления обвинения в соответствии со ст. 100 настоящего Кодекса; 4) либо которое уведомлено о подозрении в совершении преступления в порядке, установленном ст. 223.1 настоящего Кодекса. Перечень лиц, которые могут быть признаны подозреваемыми, является исчерпывающим .
——————————–
Часть 1 ст. 46 УПК РФ.

3. Задержание лица, подозреваемого в совершении преступления, может быть произведено только по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом. Без судебного решения лицо может быть подвергнуто задержанию на срок не более 48 часов.

Суд, прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель обязаны немедленно освободить всякого незаконно задержанного, или лишенного свободы, или незаконно помещенного в медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь в стационарных условиях, или в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, или содержащегося под стражей свыше срока, предусмотренного настоящим Кодексом .
——————————–
Часть 2 ст. 10 УПК РФ.

При этом следует учитывать, что поскольку в соответствии с требованиями ч. 1.1 ст. 108 настоящего Кодекса заключение под стражу в качестве меры пресечения не может быть применено в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных ст. ст. 159 – 159.6, 160 и 165 УК РФ, если эти преступления совершены в сфере предпринимательской деятельности, то и задержание лица по подозрению в совершении указанных преступлений, а также преступлений, предусмотренных ст. ст. 171 – 174, 174.1, 176 – 178, 180 – 183, 185 – 185.4, 190 – 199.2 УК РФ, при отсутствии обстоятельств, указанных в п. п. 1 – 4 ч. 1 ст. 108 настоящего Кодекса, в соответствии с требованиями статьи 91 Уголовно-процессуального кодекса РФ недопустимо.

Лица, указанные в ст. 449 настоящего Кодекса, задержанные по подозрению в совершении преступления, за исключением случаев задержания на месте преступления, должны быть освобождены немедленно после установления их личности.

В случае задержания помощника члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ следователь обязан незамедлительно информировать об этом члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ .
——————————–
Часть 9 ст. 37 Федерального закона от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ “О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации”.

4. Задержание в соответствии со ст. ст. 91 и 92 настоящего Кодекса может быть применено только по возбужденному уголовному делу, поскольку допускается в целях выяснения причастности задержанного лица к преступлению, а также решения вопроса о применении к нему меры пресечения в виде заключения под стражу. Запрещается использовать задержание как средство получения от подозреваемого признания вины в совершенном преступлении.

Подозреваемый не обязан доказывать свою невиновность. Бремя доказывания и опровержения доводов, приводимых в защиту подозреваемого, лежит на стороне обвинения .
——————————–
Часть 2 ст. 14 УПК РФ.

С учетом презумпции невиновности и презумпции свободы задержание подозреваемого в порядке, предусмотренном комментируемой статьей 91 УПК РФ, и последующее избрание в отношении него меры пресечения в виде заключения под стражу должно быть крайней мерой, исключением, а не правилом. При этом следует учитывать, что лишение свободы должно рассматриваться как санкция или мера, которая применяется в последнюю очередь и может быть применена, только если тяжесть преступления делает иную санкцию или меру явно неадекватной.

Ограничения же, налагаемые на лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, должны быть минимально необходимыми и соответствовать той обоснованной цели, с которой они налагались.

5. Задержание лица по подозрению в совершении преступления (захват) и его доставление в орган дознания, к дознавателю или следователю производится до возбуждения уголовного дела. При этом если в орган дознания или предварительного следствия доставлено лицо, на которое пало обоснованное подозрение в совершении преступления, то вопрос о его процессуальном задержании должен решаться одновременно с вынесением постановления о возбуждении уголовного дела и принятии его к производству.

Следует учитывать, что первоисточником важнейших сведений о преступлении, сообщаемых лицом, данное преступление совершившим, является собственноручно написанное или протокольно зафиксированное заявление о явке с повинной, которое в судебном доказывании по уголовному делу признается самостоятельным документальным доказательством.

При этом следует учитывать, что по смыслу закона, исходя из разъяснений, содержащихся в п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 января 2007 г. N 2 “О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания”, сообщение о преступлении, сделанное лицом после его задержания по подозрению в совершении преступления, не исключает в дальнейшем признания этого сообщения в качестве смягчающего наказание обстоятельства.

Если же органы следствия располагали сведениями о преступлении (показаниями потерпевших, свидетелей, процессуальными документами и т.п.) и задержанному лицу было известно об этом, то подтверждение им факта участия в совершении преступления не может расцениваться как явка с повинной, а признается в качестве иного смягчающего наказание обстоятельства.

Сообщение лица, задержанного по подозрению в совершении конкретного преступления, об иных совершенных им преступлениях, неизвестных органам уголовного преследования, следует признавать как явку с повинной.

6. Закон наделяет орган дознания, дознавателя и следователя правом на задержание лица при наличии иных данных, дающих основания подозревать лицо в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы: 1) если это лицо пыталось скрыться; 2) либо не имеет постоянного места жительства; 3) либо не установлена его личность; 4) либо если следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.

При отсутствии указанных оснований, в том числе при одном лишь намерении следователя направить в суд ходатайство об избрании в отношении лица по подозрению в совершении преступления меры пресечения в виде заключения под стражу, задержание не допускается.

По смыслу закона приведенные в ст. 91 УПК РФ основания задержания подозреваемого относятся непосредственно к моменту получения данных о причастности лица к совершению преступления и не могут являться достаточными по истечении длительного времени после того, как следователю стало о них известно.

Вместе с тем в соответствии со ст. 210 настоящего Кодекса в случае обнаружения обвиняемого, объявленного в розыск, он может быть задержан в порядке, установленном гл. 12 настоящего Кодекса, с составлением протокола задержания обвиняемого.

При этом задержание разыскиваемого обвиняемого допускается как по месту производства предварительного расследования, так и по месту его обнаружения на основании вынесенного следователем (руководителем следственного органа) постановления об объявлении розыска и задержании обвиняемого либо отдельного постановления о задержании обвиняемого, а также письменного поручения следователя (руководителя следственного органа) органу дознания об исполнении постановления о задержании, оказании содействия при его осуществлении, отдельного поручения о производстве следственных действий .
——————————–
Пункт 4 ч. 2 ст. 38, ч. 1 ст. 152 и ч. 3 ст. 210 УПК РФ.

В дальнейшем суд по месту задержания обвиняемого вправе рассмотреть ходатайство об избрании в отношении такого лица меры пресечения в виде заключения под стражу. При этом суд должен располагать копиями постановления о возбуждении ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу и материалов, подтверждающих его обоснованность, надлежаще удостоверенных руководителем следственного органа или начальником органа дознания либо начальником подразделения дознания по месту задержания подозреваемого или обвиняемого либо следователем или дознавателем, в производстве которого находится уголовное дело .
——————————–
Постановление Пленума ВС РФ от 19 декабря 2013 г. N 41.

Читайте также:  Уголовная ответственность за похищение человека

Также следует отметить, что причинение вреда лицу, совершившему преступление, при его задержании для доставления органам власти и пресечения возможности совершения им новых преступлений, если иными средствами задержать такое лицо не представлялось возможным и при этом не было допущено превышения необходимых для этого мер, не является преступлением.

По смыслу закона вред правомерен в случаях, когда лицо, его причиняющее, преследует цель доставить преступника органам власти и предотвратить возможность совершения им новых преступлений. Если преступник оказывает активное сопротивление задержанию, тем самым совершает новое посягательство, у того, кто осуществляет его задержание, возникает право на необходимую оборону (Статья 37 УК РФ).

Задержание по подозрению в совершении преступления

Статья 22 Конституции России гарантирует каждому право на свободу и личную неприкосновенность. Однако часть вторая этой статьи Основного закона страны все же допускает возможность ограничения этого права в определенных случаях, в числе которых названо и задержание, представляющее собой лишение свободы сопряженное с правомерным применением физической силы и специальных средств.

При этом, в соответствии с ч. 2 ст. 21 Конституции РФ и ст. 3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года в ходе задержания подозреваемый не должен подвергаться пыткам либо другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению.

СЛАЙД 6. Задержание подозреваемого

Задержание подозреваемого – мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем, следователем на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления (п. 11 ст. 5 УПК РФ).

СЛАЙД 7. Основания для задержания

Суть этой меры заключается в кратковременном лишении свободы лица, подозреваемого в совершении преступления, в целях выяснения его личности, причастности к преступлению и решения вопроса о применении к нему меры пресечения.

Основания для задержания по подозрению в совершении преступления перечислены ч. 1 ст. 91 УПК РФ. Ими являются обстоятельства:

1) когда лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;

2) когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;

3) когда на этом человеке или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления;

4) при наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления. Их исчерпывающий перечень дан в ч. 2 ст. 91 УПК РФ.

Непременным условием для применения задержания является наличие данных о том, что задерживаемое лицо подозревается в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы.

СЛАЙД 8.

Срок задержания не может превышать 48 ч. Продлить указанный срок вправе только судья путем вынесения решения о продлении срока задержания, но не более чем на 72 ч. По истечении этого времени подозреваемый подлежит освобождению.

Срок задержания по подозрению в совершении преступления начинает свое течение с момента фактического задержания.

Момент фактического задержания – момент производимого в порядке, установленном УПК РФ, фактического лишения свободы передвижения лица, подозреваемого в совершении преступления (п.15 ст.5 УПК РФ).

Процессуальный порядок задержания по подозрению в совершении преступления в схематичном виде представлен в приложении № 1.

Статья 92 УПК РФ обязывает орган дознания, дознавателя или следователя сообщить прокурору в письменном виде о произведенном задержании до истечения 12 ч с момента задержания подозреваемого (с момента оформления протокола задержания), а также, статья 96 УПК РФ требует уведомить до истечения этого срока близких родственников задержанного, а при их отсутствии – других родственников или предоставляет возможность такого уведомления самому подозреваемому

Задержанный подозреваемый должен быть допрошен не позднее 24 ч с момента его фактического задержания. Однако если не подтвердилось подозрение в совершении преступления либо отсутствуют основания применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу, а также если задержание было произведено с нарушением требований ст. 91 УПК РФ, то задержанный освобождается из-под стражи.

Для некоторых категорий лиц в УПК РФ предусмотрен особый порядок задержания. В соответствии со ст. 449 УПК РФ он установлен в отношении членов Совета Федерации, депутатов Государственной думы, судей, прокуроров, Председателя Счетной палаты РФ, его заместителя и аудиторов Счетной палаты РФ, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9691 – | 7545 – или читать все.

Задержание подозреваемого

Задержание подозреваемого — мера процессуального принуж­дения, применяемая органом дознания, дознавателем, следова­телем на срок не более 48 часов с момента фактического задер­жания лица по подозрению в совершении преступления (п. 11 ст. 5 УПК).

Сущность задержания состоит в кратковременном лишении подозреваемого в совершении преступления лица свободы, ко­торое, в силу своей неотложности не требует для его примене­ния судебного решения.

Закон устанавливает целый ряд гарантий законности и обос­нованности задержания, четко регламентируя условия, основа­ния, мотивы, сроки и порядок задержания (ст. 91-96 УПК).

Основания задержания:

Лицо может быть за­держано только по подозрению в совершении такого преступ­ления, за которое предусматривается наказание в виде лишения свободы (ч. 1 ст. 91 УПК), при наличии одного из следующих оснований:

    1. когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;
    2. когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;
    3. когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.

При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если это лицо

    • пыталось скрыться, либо
    • не имеет постоянного места жительства, либо
    • не установлена его личность, либо
    • если следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.

“Иные данные” – фактические дан­ные (доказательства), косвенно указывающие на причастность лица к преступлению . К ним могут относиться:

    1. показания сви­детелей и потерпевших, не являвшихся очевидцами преступле­ния, из содержания которых следует, что это лицо причастно к совершению преступления;
    2. показания обвиняемых, подозре­ваемых о соучастниках;
    3. результаты следственных действий, указывающие на причастность к совершению преступления конкретных лиц;
    4. материалы ревизий, инвентаризаций;
    5. сходст­во по приметам, указанным потерпевшим, свидетелем и т. д.

Поскольку «иные данные» менее определенны, чем основа­ния для задержания, закон связывает задержание при наличии этих данных с определенными условиями (попыткой лица скрыть­ся, отсутствием у него постоянного места жительства, отсутст­вием документов, устанавливающих личность подозреваемого). Наличие этих условий делает необходимым задержание, так как придает ему неотложный характер и повышает обоснованность предположения о причастности лица к преступлению.

Следует обратить внимание на то, что если же существует одно из ус­ловий (например, лицо не имеет постоянного места жительст­ва), но отсутствуют «иные данные», дающие основания подоз­ревать лицо в совершении преступления, то уголовно-процес­суальное задержание недопустимо.

Следует различать фактическое задержание и задержание по правилам, установленным уголовно-процессуальным законом.

Фактическое задержание означает захват лица и принудитель­ное доставление его в органы дознания или к следователю.

Право уголовно-процессуального задержания в порядке, уста­новленном УПК, принадлежит только должностному лицу или органу, наделенному данными полномочиями в соответствии с законом.

Если лицо было задержано непосредственно при соверше­нии преступления (т. е. до возбуждения уголовного дела), то фактический захват определяется моментом фактического ограничения свободы передвижения (с этого момента начинается течение сроков задержания), но в течение трех часов после до­ставления такого подозреваемого в орган дознания или к сле­дователю должны быть вынесены постановление о возбужде­нии уголовного дела (при наличии соответствующих основа­ний) и составлен протокол задержания. С момента составления протокола задержания лицо следует считать подвергнутым уго­ловно-процессуальному задержанию.

Избрание меры процессуального принуждения и выбор ее вида — это право, а не обязанность лиц, ведущих судопроиз­водство . Закон устанавливает, что соответствующее должност­ное лицо вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления при наличии установленных законом условий и оснований. Право превращается в обязанность лишь тогда, ко­гда появляются мотивы, обусловливающие необходимость за­держания в данном конкретном случае.

Мотивами задержания могут быть:

    1. пресечение преступно­го деяния;
    2. предотвращение совершения новых преступле­ний;
    3. лишение возможности скрыться, уничтожить доказа­тельства или иным образом воспрепятствовать установлению обстоятельств уголовного дела;
    4. установление причастности (непричастности) задержанного к совершению преступления;
    5. своевременное решение вопроса об избрании в отношении задержанного меры пресечения в виде заключения под стражу.

Не допускается использование задержания как средства по­лучения от подозреваемого признания вины в совершении пре­ступления.

Срок задержания

Согласно ст. 94 УПК РФ срок задержания не мо­жет превышать 48 часов до судебного решения о применении судьей меры пресечения в виде заключения под стражу либо продления срока задержания в порядке п. 3 ч. 7 ст. 108 УПК.

В соответствии с ч. 3 ст. 128 УПК при задержании срок исчисляется с момента фактического задержания, т.е. момента производимого в порядке, установленном УПК, фактического лишения свободы передвижения лица, подозреваемого в совершении преступле­ния (п. 15 ст. 5 УПК).

Важность четкого определения момента фактического задер­жания состоит не только в том, что с его наличием связывается начало течения 48-часового срока задержания, но и в том, что в силу сформулированной Конституционным Судом РФ консти­туционно-правовой позиции с этого момента задержанный имеет право на пользование услугами защитника и на реализа­цию прав, предусмотренных ст. 46 УПК. В момент фактиче­ского задержания лица, подозреваемого в совершении преступ­ления, ему должно быть разъяснено право иметь защитника (п. 3 ч. 4 ст. 46 УПК).

Все сроки уголовно-процессуального задержания, за исклю­чением срока составления протокола задержания, исчисляются с момента фактического задержания. Для правильного исчисле­ния сроков требуется учитывать день, час и минуту фактиче­ского задержания.

УПК детально регламентирует порядок задержания подозреваемого, что является важной гарантией законности и обосно­ванности задержания и обеспечения прав задержанного.

Лицо считается подозреваемым с момента фактического его задержа­ния.

Закон не регламентирует срок, в течение которого лицо долж­но быть доставлено в орган дознания или к следователю. Пред­ставляется, что географические особенности и транспортная инфраструктура России не позволяют установить какой-либо пресекательный срок для этого действия. Но несмотря на это, задержанный по подозрению в совершении преступления дол­жен быть доставлен в орган дознания или к следователю в тече­ние разумного срока, но не более 48 часов. Истечение 48-часо­вого срока является основанием для освобождения подозревае­мого (ч. 2 ст. 94 УПК).

После доставления подозреваемого в орган дознания или к следователю в срок не более трех часов должен быть составлен протокол задержания (ч. 1 ст. 92 УПК). В течение этого време ни должны быть собраны необходимые данные о задержанном (установлена его личность и т. п.) и оформлены сведения об основаниях задержания (если ранее они не оформлялись, на­пример, в случае задержания лица при совершении преступле­ния).

Читайте также:  Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека

В протоколе задержания указывается как дата и время со­ставления протокола, так и дата, время, исчисляемое в часах и минутах, место, основания и мотивы фактического задержания подозреваемого, результаты его личного обыска и другие об­стоятельства (ч. 2 ст. 92 УПК). По смыслу этой уголовно-про­цессуальной нормы под другими обстоятельствами задержания подозреваемого следует понимать, в частности, сведения о при­менении физической силы, специальных средств, об оказании медицинской помощи задержанному, о наличии у него каких-либо телесных повреждений и тому подобное. В протоколе за­держания должны быть указаны все имевшие место такие об­стоятельства . В протоколе делается отметка о разъяснении подозреваемому его прав. Протокол подписывается подозревае­мым и лицом, его составившим.

В случае необходимости подозреваемый может быть подвергнут личному обыску в порядке, установленном ст. 184 УПК (ст. 93 УПК). В отличие от установленной для производ­ства обыска традиционной процедуры (п. 6 ч. 2 ст. 29 УПК, ст. 182 УПК) подозреваемый может быть подвергнут личному обыску без вынесения соответствующего постановления , но лицом одного с ним пола и при участии понятых одного и того же пола с обыскиваемым (ч. 2 и 3 ст. 184 УПК).

В течение 12 часов с момента фактического задержания до­знаватель или следователь обязаны уведомить (ст. 96 УПК РФ):

  • прокурора (в письменном виде, ст. 92 УПК РФ);
  • кого-либо из близких родственников, а при их отсутствии – других родственников (предоставить возможность такого уведомления самому подозреваемому);
  • командование воинской части (при задержании подозреваемого, являющегося военнослужащим); в случае задержания сотрудника органа внутренних дел – начальник органа, в котором проходит службу указанный сотрудник;
  • секретаря Общественной палаты Российской Федерации и соответствующую общественную наблюдательную комиссию – при задержании подозреваемого, являющегося членом общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • посольство или консульство иностранного государства, если подозреваемый является гражданином или подданным другого государства.

При необходимости сохранения в интересах предварительного расследования в тайне факта задержания уведомление с согласия прокурора может не производиться , за исключением случаев, когда подозреваемый является несовершеннолетним.

Порядок и условия содержания подозреваемых определяются Федеральным законом «О содержании под стражей подозревае­мых и обвиняемых в совершении преступлений».

Основания и порядок освобождения задержанного

Основания и порядок освобождения задержанного установле­ны в ст. 94УПК. По постановлению дознавателя или следова­теля подозреваемый подлежит освобождению, если:

    1. не подтвердилось подозрение в совершении преступления;
    2. отсутствуют основания применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу;
    3. задержание было произведено с нарушением требований статьи 91 Кодекса.

По истечении 48 часов с момента задержания подозреваемый подлежит освобождению, если

    • в отношении его не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу либо
    • суд не продлил срок задержания в порядке, установленном п. 3 ч. седьмой ст. 108 УПК РФ.

Если постановление судьи о применении к подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу либо продлении срока задержания не поступит в течение 48 часов с момента задержания, то подозреваемый немедленно освобождается, о чем начальник места содержания подозреваемого уведомляет орган дознания или следователя, в производстве которого находится уголовное дело, и прокурора.

Если имеется определение или постановление суда об отказе в удовлетворении ходатайства дознавателя, следователя об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения в виде заключения под стражу, то копия этого определения или постановления выдается подозреваемому при его освобождении.

При освобождении подозреваемого из-под стражи ему выдается справка, в которой указываются, кем он был задержан, дата, время, место и основания задержания, дата, время и основания освобождения.

Подозреваемый подлежит освобождению по истечении 48 часов с момента задержания, если в отношении него не была избрана судом мера пресечения в виде заключения под стражу. Исключение составляют случаи, когда судья по ходатайству од­ной из сторон откладывает окончательное принятие решения об избрании в качестве меры пресечения в виде заключения под стражу на срок не более чем 72 часа для представления зая­вившей такое ходатайство стороной дополнительных доказа­тельств обоснованности или необоснованности избрания меры пресечения в виде заключения под стражу. Судья указывает в постановлении дату и время, до которых он продлевает задер­жание, которое признано судом законным (п. 3 ч. 7 ст. 108 УПК).

Задержание подозреваемого в совершении преступления

Задержание преступника – неотъемлемая часть работы полицейского, который вправе, с разрешения закона, принудительно воздействовать на граждан, нарушающих принятые в обществе правила поведения. Действия полиции строго регламентированы федеральным законодательством, в котором содержится прямой запрет злоупотреблять своими обязанностями в отношении задерживаемого гражданина, даже если этим гражданином является причастное к преступлению лицо.

Каков порядок задержания подозреваемого и что ждет гражданина, который стал объектом внимания полиции? Об этом читайте в нашей статье.

Что такое задержание

Всем известно, что российская полиция, как и в любом другом государстве, вправе задержать преступника. В то же время, во избежание полицейского произвола, ограничить свободу гражданина допускается только лишь на короткое время. Длительное ограничение свободы (до 1 года, а в исключительных случаях и более) может определить только суд по своему решению, это уже будет называться мерой пресечения в виде заключения под стражу.

По инициативе полиции (без решения суда) человек может быть помещен в камеру только на двое суток.

Действия полицейского по задержанию должны строго соответствовать требованиям закона, в противном случае можно вести речь о нарушении конституционных прав гражданина, что недопустимо.

Каждое задержание находится на контроле у надзирающего органа – прокуратуры, полиция обязана немедленно информировать ее руководство о состоявшемся факте ограничения свободы. В практике немало случаев, когда без всяких на то оснований задерживаются люди, не имеющие ничего общего с преступлениями, в совершении которых их якобы подозревала полиция. В таких ситуациях необходимо прибегать к различным способам воздействия на виновных должностных лиц, вплоть до иска в судебном порядке. Для этого нужно знать основополагающие правила, несоблюдение которых влечет незаконность действий полиции.

Когда задержание считается правомерным

Основными законами, регулирующими вопросы правомерного задержания лиц, являются Уголовно-процессуальный Кодекс РФ и Федеральный закон «О полиции». В них регламентированы действия сотрудников полиции и пределы их правомочий в отношении задержанного гражданина:

Срок задержания

Вне зависимости от категории преступления, в совершении которого подозревается гражданин, его задержание не может превышать 48 часов. Далее он должен быть освобожден, если нет решения суда о применении к нему меры пресечения в виде заключения под стражу.

Иными словами, закон позволяет ограничить свободу человека на двое суток, но не более. Понятно, что в ходе преследования опасного преступника по горячим следам полицейским некогда обращаться в суд за разрешением на содержание его в камере.

Два дня, предоставленные в распоряжение правоохранительным органам, вполне достаточно для того, чтобы сделать вывод о причастности задержанного лица к содеянному или, наоборот, его непричастности. Этот срок строго соблюдается и является гарантом соблюдения конституционных прав любого россиянина. Более того, при превышении максимально возможного срока задержания подозреваемого к ответственным сотрудникам правоохранительных органов применяют самые жесткие дисциплинарные взыскания, а в некоторых случаях их могут привлечь к уголовной ответственности за превышение должностных обязанностей.

Кого могут задержать

В Законе «О полиции» приводится исчерпывающий перечень тех, кто может быть подвергнут задержанию. В первую очередь, это подозреваемые в совершении преступления. Конечно, всякое подозрение должно быть обоснованным и веским. Так, в соответствии с УПК РФ, должны быть достаточные данные о причастности именно этого человека к происшествию – кровь на одежде, свидетельские показания других лиц, данные с видеокамеры наружного наблюдения, собственноручно написанная явка с повинной и т.д.

Голословное утверждение о том, что данное лицо может иметь отношение к определенному преступному событию, недопустимо. Обоснованность выводов о причастности к содеянному всегда проверяется судом, рассматривающим ходатайство о применении меры пресечения. В случае, если подтверждающих обоснованность задержания сведений суду представлено не было, в избрании меры пресечения может быть отказано, при этом незаконной может быть признана и процедура задержания.

Несколько повторяют положения «полицейского закона» требования ст.91 УПК РФ, где перечислены основания к задержанию подозреваемого в совершении преступления:

  1. когда человек застигнут прямо на месте совершения преступления (как в примере №1), или немедленно после происшествия . Отсутствие конкретики в приведенном основании часто является причиной должностного злоупотребления со стороны сотрудников правоохранительных органов. Нередки случаи, когда любого, кто оказался на месте преступления (например, обнаружившего труп), задерживают «на всякий случай».
  2. когда потерпевший или очевидец происшествия прямо указывает на определенного человека . В таких ситуациях также нужно тщательно выяснить, нет ли какой-либо конфликтной ситуации между потенциальным преступником и жертвой, исключить оговор, разъяснить свидетелям ответственность за дачу ложных показаний. Обычно на практике сотрудники полиции стараются проверить данные, полученные от очевидцев, прежде чем задержать человека. Но встречаются и частные случаи, когда вследствие умышленного оговора невиновный подвергается принуждению и ограничивается в своих правах.
  3. когда обнаружены явные следы преступления у конкретного лица – это могут быть не только биологические следы (слюна, кровь), но и предметы хищения – деньги, золотые изделия, а также средства совершения – оружие, отмычки и т.д.
  4. есть другие основания считать, что конкретное лицо может быть причастно к содеянному и у него отсутствует место жительства, он пытается скрыться или его личность не установлена. Какие именно «другие основания», подробнее в законе не сказано. Представляется, что это могут быть любые иные доказательства, не подпадающие ни под один из вышеперечисленных пунктов.

Конечно, в основном полиция задерживает причастных к тяжким преступлениям лиц – по убийствам, грабежам, разбоям. По налоговым или предпринимательским преступлениям человека не могут поместить в камеру. Требования ст. 91 УПК РФ прямо предусматривают, что ограничивать свободу можно только по делам о деяниях, за которые предусмотрено лишение свободы, что не относится к экономическим преступлениям. Фигурантам таких дел не может быть избрано содержание под стражей на период следствия или суда, кроме исключительных случаев.

Кроме подозреваемых, в соответствии с законом «О полиции» могут быть задержаны:

  • совершившие побег из колонии, СИЗО, уклоняющиеся от отбывания наказания (любого) . Безусловным основанием для задержания являются сведения о побеге из мест лишения свободы и других специальных учреждений закрытого типа. Побег всегда является резонансным событием и влечет активизацию всего личного состава МВД региона, каждому отделу вручают ориентировки беглеца. Поэтому задержание скрывшихся преступников практически в 100% случаях признается обоснованным и влечет дальнейшее содержание под стражей по решению суда.
  • находящиеся в розыске (местном или федеральном, а также международном) . О всех лицах, объявленных в розыск, в каждом полицейском участке и на каждом посту ГИБДД есть сведения и фотороботы. На таких людей заводятся специальные розыскные дела, которые всегда на особом контроле. Меры принуждения, примененные полицией к «розыскнику» логичны и не противоречат законодательству.
  • уклоняющиеся от отбывания принудительных мер медицинского или воспитательного воздействия . Речь идет о тех людях, в отношении которых уже состоялось судебное решение, но вместо наказания к ним применены меры медицинского характера (если лицо не могло в полной мере осознавать событие преступления) или меры воспитательного воздействия (если суд счел возможным не назначать несовершеннолетнему подсудимому наказание и ограничился, к примеру, отдачей под контроль в спецучреждение). Если фактически такие лица уклоняются от посещения медицинской или образовательной организации, есть основания для принудительного направления по месту назначения, а значит, и для задержания.
  • иностранные граждане, в отношении которых принято решение о выдворении, передаче иностранному государству . В настоящее время далеко не редкость совершение иностранцами преступлений на территории России. Чаще всего в поле зрения подпадают граждане из Ближнего зарубежья, нелегально находящиеся в нашей стране. По российскому законодательству и в соответствии с международными соглашениями, такие нарушители подлежат направлению в то государство, гражданами которого являются. До фактического отправления такие лица могут быть задержаны.
  • имеющие ярко выраженные признаки психического расстройства, представляющие опасность для себя или для общества . Иногда спасти жизнь людей можно только путем ограничения их свободы. В последнее время участились случаи суицида со стороны молодых людей, подростков. Мы не знаем, с чем это связано – возможно, с популярностью в определенных кругах психоактивных веществ, запрещенных к обороту столь же строго, как и сильнейшие наркотические средства. Тем не менее, полицейские часто сталкиваются с необходимостью задержания тех, кто явно или даже демонстративно пытается покончить с собой. Ввиду тяжелой психологической обстановки и часто неадекватного поведения такого человека полицейским ничего не остается, как осуществить задержание, которое в таких ситуациях признается законным.
Читайте также:  Примирение сторон в уголовном процессе

Кроме того, на охраняемых объектах человек, незаконно проникший на территорию, может быть задержан до выяснения обстоятельств и личности, максимальный срок такого задержания – не более трех часов.

Процедура задержания

Основные стадии задержания следующие:

  1. Возбуждение уголовного дела. Без соответствующего постановления, с которого начинается расследование, любое задержание, даже при наличии объективных данных, будет считаться незаконным. На практике случаи, когда без возбуждения уголовного дела лицо задерживается, все же имеются – в основном, когда обнаружение преступника и происшествия происходит одномоментно и промедление чревато побегом виновного. Протокол задержания и постановление о возбуждении уголовного дела составляются практически одновременно, тогда как фактически к этому моменту подозреваемый уже ограничен в свободе передвижения.
  2. Само по себе ограничение свободы исчисляется с устного объявления сотрудника полиции об этом – по сути, с этого и начинается процесс задержания подозреваемого. Человеку объявляется, в совершении какого преступления он подозревается, при этом гражданин обязан подчиниться действиям силовиков во избежание применения к нему специальных средств (наручников) и физической силы.
  3. Доставление в отдел полиции или, если такого поблизости нет, в ближайший опорный пункт.
  4. Составление протокола задержания подозреваемого – пожалуй, самого важного документа с участием подозреваемого, который имеет право вносить в него любые письменные замечания. Так, если гражданин не согласен с ограничением его свободы, с подозрением или с действиями полицейских в целом, об этом можно написать в протоколе, скрепив запись своей подписью. Иногда именно протокол, в котором ясно изложены доводы подозреваемого на первоначальной стадии, становится в дальнейшем основанием для смягчения ответственности, а в некоторых случаях и освобождением от нее. Протокол должен содержать:
    • дату, место составления;
    • основания задержания;
    • сведения о сопротивлении задержанного или отсутствии такового;
    • наличие у гражданина оружия, запрещенных предметов и т.д.;
    • наличие у него телесных повреждений;
    • результат оказания медицинской помощи, если необходимость в ней имелась.
  5. Личный обыск задержанного – происходит для того, чтобы изъять все запрещенные или опасные для окружающих предметы, которые остались при нем.
  6. Допрос подозреваемого – существует жесткое правило, закрепленное в УПК РФ, о необходимости этого следственного действия не позднее 24 часов с момента фактического задержания. Перед допросом у задержанного должна быть консультация с защитником.
  7. Помещение в ИВС – сокращенное название изолятора временного содержания, из которого подозреваемого доставят в суд для решения вопроса о применении меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста. В некоторых случаях гражданин освобождается следователем – если улик против него недостаточно и изоляция, в силу закона, применена быть не может.

Поскольку время у полицейских строго ограниченно (напомним, 48 часов – тот максимум, который всегда соблюдается), не всегда удается собрать данные, достаточные для принятия решения о содержании под стражей. Если таких оснований нет, то человека безоговорочно выпускают на волю.

Помимо этого, подозреваемый подлежит освобождению, если задержание было совершено с нарушением ст. 91 УПК РФ. К примеру, человека ограничили в свободе передвижения, неправильно определив категорию преступления.

При освобождении лицо вправе получить справку о том, кем он был задержан, когда и за что, а также об основаниях освобождения. Подробнее о правах задержанных и о том, как избежать произвола со стороны сотрудников полиции, читайте в нашей статье.

Правовые условия задержания лица по подозрению в совершении преступления

Одним из видов задержания является применение данной меры принуждения в уголовном судопроизводстве в отношении лиц, подозреваемых в совершении преступлений. Уголовно-процессуальное задержание — это средство принудительного характера, которое применяется к лицу, в отношении которого уже осуществляется уголовное преследование, но еще не собраны достаточные доказательства, позволяющие предъявить ему обвинение. В противном случае он может быть арестован на основании судебного решения или подвергнут действию любой другой меры уголовно-процессуального пресечения. Таким образом, человек, задержанный по подозрению в совершении преступления, вовсе не обязательно впоследствии станет обвиняемым, а сформированные в отношении него материалы будут направлены в суд. Основания задержания — это предусмотренные уголовно-процессуальным законом определенные фактические данные, позволяющие подозревать лицо в совершении преступления.

Так, в соответствии со ст. 97 УПК РФ основаниями для задержания подозреваемого являются следующие:

  1. Лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения. Данное основание предполагает нахождение лица в момент его фактического задержания вне посредственной близости от места совершения преступления или места обнаружения следов преступления. Это, в частности, может выражаться в пресечении сотрудниками правоохранительных органов самой преступной деятельности или попыток скрыться, уничтожить следы преступления, довести до конца преступный умысел и т.д. Подобное основание распространяется и на случаи, когда лицо застигнуто в ином месте, но после длительного преследования (погони), начатого в месте совершения преступления.
  2. Потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление. Это основание предполагает связь подозреваемого с преступлением посредством мысленного образа, запечатленного в сознании наблюдавших за его действиями (бездействием) лиц: самих потерпевших или очевидцев. Под очевидцами понимаются те свидетели, которые непосредственно присутствовали на месте преступления и наблюдали за его подготовкой, совершением или сокрытием.
  3. На этом лице или его одежде, при нем или в ею жилище будут обнаружены явные следы преступления. Такое основание предполагает связь подозреваемого с преступлением посредством объектов материального мира, элементов вещной обстановки. Поэтому, говоря о явных следах преступления, законодатель подразумевает именно материальные следы: следы-предметы, следы-вещества или следы-отображения (например, обнаруженный в кармане подозреваемого пистолет, след пальца руки подозреваемого на месте происшествия и т.д.).
  4. Иные данные, дающие основание подозревать лицо в совершении преступления — это любые сведения, позволяющие выдвинуть следственную версию о причастности данного лица к совершению преступления (например, его внешнее сходство с приметами разыскиваемого лица и т.д.)

Законодательство не содержит исчерпывающего перечня иных данных, оставляя решение этого вопроса на собственное усмотрение органа или должностного лица, проводящего задержание.
В этой связи возникает достаточно серьезная опасность чересчур расширенного истолкования сотрудниками правоохранительных органов соответствующей нормы закона или просто злоупотребления своими полномочиями. Поэтому для минимизации возможных рисков законо датель вводит определенные ограничения — дополнительные условия, без которых задержание лица по последнему, четвертому основанию невозможно. Согласно ч. 2 ст. 91 УПК РФ таковыми условиями являются следующие: человек пытался скрыться; человек не имеет постоянного места жительства (БОМЖ); не установлена его личность; в суд уже направлено ходатайство об аресте этого лица в порядке ст. 108 УПК РФ.

Более того, незавиcимо от основания такая мера принуждения как задержание в уголовном процессе вообще может быть применена только в отношении лиц, подозреваемых в совершении преступлений, за которые УК РФ предусматривается наказание в виде лишения свободы. Если же человек подозревается в совершении иного преступления, за которое по закону он принципиально не может быть лишен свободы, то задержание в данном случае неприемлемо ни при каких условиях.

Законность задержания в уголовном процессе также обуславливается строгим порядком его осуществления, который регламентирован ст. 92-96 УПК РФ.

На практике процедура задержания обычно начинается с так называемого фактического задержания (захвата) лица, то есть с момента фактического лишения человека права на свободу и личную неприкосновенность. Далее захваченное лицо подлежит доставлению в орган дознания или к следователю, которые при наличии указанных выше оснований принимают процессуальное решение об его задержании.

Впоследствии задержанный может быть подвергнут личному обыску (ст. 9З УПК РФ) и в течение 12 часов с момента фактического задержания должен быть допрошен в качестве подозреваемого (ч. 2 ст. 46 УПК РФ).

О факте задержания в обязательном порядке должны быть уведомлены заинтересованные лица (ст. 96 УПК РФ).

При этом очевидно, что задержание подозреваемого не ограничивается лишь осуществлением упомянутых предписаний закона. Как уже было отмечено выше, задержание не имеет своей самоцелью лишение человека права на свободу и личную неприкосновенность. Оно необходимо для возможности проведения с его участием ряда следственных и иных процессуальных действий, направленных на собирание доказательств по уголовному делу. Именно проведение данных действий с участием подозреваемого: очных ставок, предъявлений для опознания, проверок показаний на месте и т.д. как раз и занимает основную часть времени, отведенного законом для задержания подозреваемого.

А заканчивается процедура задержания подозреваемого в момент принятия ответственного решения о его дальнейшей судьбе — либо подозреваемый освобождается, либо суд выносит решение о его заключении под стражу.

Ссылка на основную публикацию