Срок давности привлечения к административной ответственности - Kapital124.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Срок давности привлечения к административной ответственности

Статья 4.5. Давность привлечения к административной ответственности

Статья 4.5. Давность привлечения к административной ответственности

1. Правила ч. 1 ст. 4.5 устанавливают сроки давности привлечения к административному правонарушению:

1) общие. Предусмотрено, что постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении 2 месяцев со дня, когда было совершено административное правонарушение. При этом:

– речь идет о календарных месяцах;

– отсчет срока начинается со следующего дня (после дня совершения противоправного деяния);

2) специальные. При этом нужно учесть, что такие сроки применяются лишь в случаях, прямо и исчерпывающим образом указанных в ч. 1 ст. 4.5.

Важно знать, что днем совершения административного правонарушения считается день, когда то или иное противоправное деяние (исходя из анализа его объективной стороны) окончено.

Например, днем подделки документов, удостоверяющих личность, является день, когда правонарушитель подделал этот документ (см. коммент. к ст. 19.23). Начиная со следующего дня, следует отсчитывать срок давности по этому административному правонарушению.

Следует учитывать что вступили в силу изменения, внесенные в ч. 1 ст. 4.5:

– Законом N 130 – с 02.11.02 (годичный срок давности был установлен за нарушение законодательства о противодействии легализации доходов полученных преступным путем и финансированию терроризма);

– Законом N 94 – с 18.07.03 (годичный срок давности был установлен за нарушения законодательства о референдумах);

– Федеральным законом N 138 от 11.11.2003 “О лотереях” – с 01.01.04 (годичный срок давности был установлен за нарушение законодательства о лотереях);

– Законом N 118 – с 01.10.04 (годичный срок давности был установлен за нарушение актов органов валютного регулирования);

– Законом N 214 – с 01.04.2005 (годичный срок давности был установлен за нарушение законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов);

– Законом от 27.12.05 – с 09.01.2006 (годичный срок давности был установлен за нарушение патентного законодательства, а также законодательства об авторском праве и смежных правах”);

– Законом от 02.02.06 – с 09.02.06 (годичный срок давности был установлен за нарушение законодательства о размещении заказов на поставки товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд);

– Федеральным законом N 65 от 08.05.06 “О внесении изменений в КоАП” – с 22.05.06 (годичный срок давности был установлен за нарушение законодательства об экспортном контроле);

– Федеральным законом N 139 от 27.07.06 “О внесении изменений в КоАП РФ” – с 09.08.06 (годичный срок давности был установлен за нарушение законодательства о несостоятельности (банкротстве);

– Федеральным законом N 189 от 05.11.06 “О внесении изменений в КоАП РФ (в части усиления ответственности за нарушение порядка привлечения к трудовой деятельности в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства” – с 09.11.06 (и при совершении этих правонарушений был установлен годичный срок давности);

– Федеральным законом N 262 от 29.12.06 “О внесении изменений в ст. 4.5 КоАП РФ” – с 21.01.07 (годичный срок давности был установлен за нарушение иммиграционных правил, а также правил пребывания (проживания) в РФ и правил привлечения иностранных работников);

– Федеральным законом N 19 от 09.02.07 “О внесении изменения в ст. 4.5 КоАП РФ” – с 25.02.07 (годичный срок давности был установлен за нарушение бюджетного законодательства);

– Законом N 141 от 19.07.07 – с 01.01.08 (годичный срок давности был установлен за нарушение правил организации деятельности по продаже товаров на розничных рынках);

– Законом N 210 от 24.07.07 – с 01.07.08 (годичный срок давности был установлен за нарушение ПДД повлекшего причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего).

– Законом N 280 от 25.12.08 – с 10.01.09 (годичный срок давности был установлен за нарушение законодательства о противодействии коррупции);

– Законом N 281 от 25.12.08 – с 30.12.08 (годичный срок давности был установлен за нарушение законодательства о естественных монополиях, об основах регулирования тарифов организацией коммунального комплекса);

– Законом N 9 от 09.02.09 – с 13.04.09 (годичный срок давности был установлен за нарушение законодательства об АО, ООО, о рынке ценных бумаг, об инвестиционных фондах);

– Законом N 160 от 17.07.07 – с 22.08.09 (годичный срок давности был установлен за нарушение законодательства об электроэнергетике). Этим же Законом ст. 4.5 дополнена ч. 6. С 22.08.09 установлено, что срок давности привлечения к ответственности за правонарушения в области ограничения конкуренции и злоупотребления доминирующим положением на рынке (они предусмотрены в ст. 14.9, 14.31-14.33 КоАП, см. комментарий к ним) – начинает исчисляться со дня следующего за датой вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа.

– Законом N 261 от 23.11.09 – с 23.05.2010 (годичный срок давности был установлен за нарушение законодательства об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности;

– Законом N 380 от 28.12.09 – с 28.03.10 (годичный срок давности был установлен за нарушение законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия);

2. Специфика правил ч. 2 ст. 4.5 состоит в том, что:

1) они посвящены давности привлечения к ответственности при длящемся административном правонарушении (примером может служить непринятие мер по обеспечению режима охраны посевов, мест хранения, переработки растений, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, и дикорастущей конопли, см. коммент. к ст. 10.14);

2) по таким административным наказаниям сроки давности (как общие, так и специальные), указанные в ч. 1 ст. 4.5, необходимо исчислять со дня обнаружения административного правонарушения. Речь идет не только о фактическом обнаружении, но и о составлении соответствующих документов (см. например, коммент. к ст. 28.1-28.3), скажем, протокола об административном правонарушении.

3. Особенности правил ч. 3 ст. 4.5 состоят в том, что они:

1) касаются лишь таких административных правонарушений, которые влекут назначение такого вида административного наказания, как дисквалификация (последняя заключается в лишении физических лиц прав занимать руководящие должности в исполнительном органе ЮЛ, входить в состав совета директоров (наблюдательного совета), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению ЮЛ в иных случаях, см. коммент. к ст. 3.11);

2) устанавливают, что физическое лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее:

– одного календарного года со дня совершения административного правонарушения (если административное правонарушение не относится к длящимся);

– одного календарного года со дня обнаружения (если административное правонарушение относится к длящимся).

4. Правила ч. 4 ст. 4.5 подлежат применению, поскольку:

1) против лица (совершившего административное правонарушение) было возбуждено уголовное дело, но впоследствии его прекратили (по любому из обстоятельств, предусмотренных в нормах УПК);

2) в возбуждении уголовного дела было отказано в порядке, предусмотренном нормами УПК.

В соответствии с ними сроки давности (как общие, так и специальные) привлечения к административной ответственности исчисляются, начиная со дня принятия постановления:

– об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела;

– о прекращении уголовного дела, уголовного преследования;

– о прекращении уголовного дела, уголовного преследования в связи с отказом государственного обвинителя от обвинения. Все указанные постановления должны соответствовать (по содержанию и форме) приложениям к УПК.

5. Применяя правила ч. 5 ст. 4.5, нужно учесть, что:

1) ходатайство лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (упомянутое в ч. 5 ст. 4.5):

а) может быть подано как в устной форме, так и в виде письменного заявления;

б) должно быть отражено в протоколе об административном правонарушении, в протоколе судебного заседания и т.п. документах, ведение которых необходимо по закону при производстве дела об административном правонарушении (см. коммент. к ст. 29.8);

в) подается лишь постольку, поскольку дело об административном правонарушении рассматривается вне места жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу (при этом место жительства определяется по правилам ст. 20 ГК);

2) они предписывают приостановить течение срока давности (как общего, так и специального по данному делу):

а) с момента удовлетворения упомянутого ходатайства судьей, органом, должностным лицом (о чем выносится соответствующее определение);

б) до момента поступления материалов дела судье (в орган, должностному лицу) по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Момент этот определяется исходя из данных, указанных в постановлениях и определениях, составляемых (выносимых) при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении (см. коммент. к ст. 29.9).

6. Верховный Суд (в п. 14 Пост. N 5) обратил внимание на следующие особенности применения ст. 4.5:

1) сроки давности указанные в ст. 4.5:

являются безусловным основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении. При этом не может быть удовлетворено ходатайство лица, в отношении которого составлен протокол по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по существу;

Читайте также:  Обжалование административного протокола

исчисляются по общим правилам исчисления сроков – со дня следующего за днем совершения деяния (за днем обнаружения правонарушения). Если правонарушение выразилось в бездействии – со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности;

начинают течь с момента наступления указанного в нормативном акте срока (если обязанность не была выполнена к установленному этим актом сроку);

текут без приостановления. Единственный случай их приостановления предусмотрен в ч. 5 ст. 4.5. При этом, удовлетворяя ходатайство о рассмотрении дела по месту жительства лица, судья не должен выносить процессуальный документ о приостановлении течения срока давности;

1) длящимся является такое административное правонарушение, которое выражается в длительном непрекращающимся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей возложенных на нарушителя законом. Невыполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному в нем сроку не является длящимся административным правонарушением;

2) днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения;

3) КоАП не предусматривает возможности перерыва срока давности привлечения к административной ответственности.

О практике арбитражных судов по применению ст. 4.5 (а также ст. 24.5) см. пункты 18-20 Пост. N 2 и п. 21 Пост. N 10.

Срок привлечения к административной ответственности

Добрый день, уважаемый читатель.

В данной статье речь пойдет о сроке привлечения к административной ответственности. Данный вопрос достаточно популярен среди водителей, которые хотят знать, в течение какого времени с момента нарушения может быть наложен административных штраф за нарушение правил дорожного движения.

Зачастую на практике складывается следующая ситуация. Водитель, нарушивший правила дорожного движения, ожидает вынесения наказания в течение нескольких месяцев, однако повестка из суда так и не приходит. В связи с этим и возникает вопрос по поводу максимального срока привлечения к административной ответственности. Рассмотрим его подробнее.

Давность привлечения к административной ответственности

Максимальные сроки привлечения к административной ответственности перечислены в части 1 статьи 4.5 КоАП. Сама часть 1 достаточно длинная, поэтому ниже будет приведена лишь ее часть, относящаяся к водителям автомобилей:

1. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, – по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, за нарушение законодательства Российской Федерации
.
о безопасности дорожного движения (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 12.8, 12.24, 12.26, частью 3 статьи 12.27, частью 2 статьи 12.30 настоящего Кодекса)
.
по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения
.

Итак, существуют 3 варианта максимального срока для вынесения постановления:

  • 2 месяца – для дел, рассматриваемых должностными лицами (не судьями). В течение 2-х месяцев должны быть вынесены, например, постановления о наложении административных штрафов, рассматриваемые в ГИБДД.
  • 3 месяца – для дел, рассматриваемых судьями. В данную группу попадают, например, наказания за нарушения, предусматривающие лишение права управления транспортными средствами.
  • 1 год – для дел по статьям 12.8, 12.24, 12.26, части 3 статьи 12.27 и части 2 статьи 12.30. К данной группе относятся наказания за управление автомобилем в состоянии опьянения, за причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью в результате ДТП (в том числе за нарушения, допущенные пассажиром, пешеходом и т.д.), за отказ от медицинского освидетельствования на состояние опьянения, за употребление запрещенных веществ после дорожно-транспортного происшествия.

Приостановка срока давности привлечения к ответственности

На практике существуют ситуации, в которых срок привлечения к ответственности может быть приостановлен. Часть 5 статьи 4.5 КоАП:

5. В случае удовлетворения ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту жительства данного лица срок давности привлечения к административной ответственности приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Если водитель ходатайствует о рассмотрении дела по месту своего жительства, то срок привлечения приостанавливается. Например, если водитель допустил нарушение правил дорожного движения в регионе, который находится за сотни или тысячи километров от его места жительства, то он ходатайствует о рассмотрении дела в “своем” регионе. В этом случае срок привлечения приостанавливается до того момента, пока дело не поступит в суд по месту жительства водителя.

Например, водитель, проживающий в Москве, совершил нарушение правил 1 сентября 2016 года в Краснодарском крае. На месте нарушения водитель ходатайствует о направлении дела по месту своего жительства, и сотрудник ГИБДД удовлетворяет это ходатайство. Т.е. срок приостанавливается с 1 сентября 2016 года. Дело приходит в суд Москвы 1 января 2017 года (через 4 месяца), однако это не значит, что срок привлечения к ответственности вышел. 3 месяца с момента нарушения уже прошло, однако срок был приостановлен, поэтому постановление должно быть вынесено судом в течение 3-х месяцев начиная с 1 января 2017 года, т.е. дело может рассматриваться до 1 апреля 2017 года.

Истечение срока привлечения к административной ответственности

На практике можно встретить ситуацию, при которой истек срок давности привлечения к административной ответственности. Чаще всего это связано с тем, что должностное лицо или судья не успели вовремя вынести постановление. В данном случае водитель может на вполне законных основаниях избежать штрафа, лишения прав или другого наказания.

Для прекращения дела следует подать ходатайство о прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с истечением срока привлечения к административной ответственности. Ходатайство можно составить в простой письменной форме.

В документе нужно указать:

  • Реквизиты должностного лица или судьи, которому направляется ходатайство.
  • Реквизиты водителя (ФИО, адрес).
  • В тексте ходатайство нужно подробно изложить ситуацию. Написать дату совершения правонарушения, а также сославшись на статью 4.5 Кодекса “Об административных правонарушениях” попросить прекратить дело.
  • Поставить дату и подпись.

После удовлетворения ходатайства дело будет закрыто.

Составить ходатайство в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности под силу любому водителю, обращаться за помощью юриста в данном случае нет необходимости.

В завершение хочу отметить, что срок привлечения к административной ответственности не следует путать со сроком исполнения постановления.

Сроки Давности Привлечения к Административной Ответственности За Нарушение Требований Охраны Труда и Не Только!

Приветствую, друзья! Дублирую справочную информацию из нашей официальной группы в ВК про сроки давности привлечения к административной ответственности за нарушение требований охраны труда и так далее. Сохраните данную заметку себе в закладки (CTRL+D), чтобы не потерять.

Срок давности привлечения согласно КоАП РФ на 2019 год

Справочная выдержка касается, как уже было сказано, не только охрану труда. Трудовое законодательство и охрана труда это ст. 5.27. и ст. 5.27.1., но для специалистов работающих по принципу кофе или шампуня (в смысле 3 в 1) могут быть интересны и другие статьи и сроки давности привлечения по КоАР РФ. Итак, смотрим…

Сроки давности установлены ч. 1 и ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ:

  • 2 месяца — общий срок давности по делам, которые рассматривают органы и должностные лица;
  • 3 месяца — общий срок давности по делам, которые рассматривают судьи;
  • 1 год, 2 года, 3 года, 6 лет — специальные сроки давности по отдельным видам нарушений, перечисленным в ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ;
  • 1 год — специальный срок при привлечении к ответственности должностных лиц за любое нарушение, санкция по которому предусматривает дисквалификацию.

Справочная информация содержит конкретные сроки давности по наиболее распространенным составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.

Глава 5. Административные правонарушения, посягающие на права граждан

Статья КоАП РФ — Срок давности
5.27 — 1 год (Трудовое законодательство)
5.27.1 — 1 год (Охрана труда)
5.59 — 3 месяца

Глава 6. Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность

Статья КоАП РФ — Срок давности
6.3 — 1 год
6.4 — 1 год
6.5 -1 год
6.6 -1 год
6.7 — 1 год
6.16 — 1 год
6.25 — 1 год

Глава 7. Административные правонарушения в области охраны собственности

Статья КоАП РФ — Срок давности
7.3 — 1 год
7.5 — 1 год
7.29 — 1 год
7.29.1 — 1 год
7.29.2 — 1 год
7.29.3 — 1 год
7.30 — 1 год
7.31 — 1 год
7.31.1 — 1 год
7.32 — 1 год
7.32.1 — 1 год
7.32.3 — 1 год
7.32.4 — 1 год
7.32.5 — 1 год

Глава 8. Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования

Статья КоАП РФ — Срок давности
8.2 — 1 год
8.8 — 1 год

Читайте также:  Что относится к особо тяжким преступлениям

Глава 9. Административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике

Статья КоАП РФ Срок давности
9.1 — 1 год

Глава 12. Административные правонарушения в области дорожного движения

Статья КоАП РФ — Срок давности
12.21.1 — 2 месяца (если дело рассматривал судья — 3 месяца)

Глава 13. Административные правонарушения в области связи и информации

Статья КоАП РФ — Срок давности
13.11 — 3 месяца

Глава 14. Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций

Статья КоАП РФ — Срок давности
14.1 — 3 месяца
14.3 — 1 год
14.4 — 1 год
14.5 — 1 год
14.10 — 1 год
14.13, ч. 1 — должностные лица — 1 год, граждане — 3 года
14.13, ч. 2 — должностные лица — 1 год, граждане — 3 года
14.13, ч. 3 — 3 года
14.13, ч. 3.1 — должностные лица — 1 год, юридические лица — 3 года
14.13, ч. 4 — 1 год
14.13, ч. 4.1 — 1 год
14.13, ч. 5 — 3 года
14.13, ч. 5.1 — должностные лица — 1 год, граждане — 3 года
14.13, ч. 6 — 1 год
14.13, ч. 7 — должностные лица — 1 год, граждане — 3 года
14.13, ч. 8 — 1 год
14.16 — 1 год
14.43 — 1 год

Глава 15. Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг

Статья КоАП РФ — Срок давности
15.1 — 1 год
15.6 — 1 год
15.11, ч. 1 — 2 года
15.11, ч. 2 — 1 год
15.14 — должностные лица — 1 год, юридические лица — 2 года
15.15.2, ч. 1 — 1 год
15.15.2, ч. 2- 1 год
15.15.2, ч. 3 — 2 года
15.15.3 — 1 год
15.15.4, ч. 1 — 1 год
15.15.4, ч. 2 — 2 года
15.15.5, ч. 1 — 1 год
15.15.5, ч. 1.1 — 1 год
15.15.5, ч. 2 — 2 года
15.15.12 — 1 год
15.15.13 — 1 год
15.25 — 2 года (1 год по ч. 5.1)

Глава 17. Невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении

Статья КоАП РФ — Срок давности
17.7 -должностные лица — 1 год, юридические лица — 3 месяца

Глава 18. Административные правонарушения в области защиты государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации

Статья КоАП РФ — Срок давности
18.15 — 1 год

Глава 19. Административные правонарушения против порядка управления

Статья КоАП РФ — Срок давности
19.5, ч. 1 — должностные лица — 1 год, юридические лица — 3 месяца
19.5, ч. 7 — 1 год
19.5, ч. 7.1 — 1 год
19.5, ч. 7.2 — 1 год
19.5, ч. 7.3 — 1 год
19.5, ч. 20 — 1 год
19.5, ч. 20.1 — 1 год
19.29 — 6 лет

Глава 20. Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность

Статья КоАП РФ — Срок давности
20.4 — 1 год
20.25, ч. 1 — 3 месяца

Обновление информации от 15.05.2019 г.

Госдума 15 мая приняла в первом чтении законопроект, инициированный Верховным судом РФ, которым устраняется правовая коллизия в КоАП РФ, касающаяся сроков давности привлечения к ответственности.

Как отмечают в ВС, сейчас в соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП для ряда нарушений установлен трехлетний срок привлечения к ответственности. В то же время по правонарушениям, предусматривающим более строгое, чем предупреждение и штраф, наказание в виде дисквалификации, этот срок согласно ч. 3 ст. 4.5 КоАП ограничен одним годом. Какая из данных норм является приоритетной, не определено.

Для устранения этой неопределенности предлагается дополнить ч. 3 ст. 4.5 (давность привлечения к административной ответственности) оговоркой «если частью 1 настоящей статьи не предусмотрен более длительный срок давности привлечения к административной ответственности».

Сложности в правоприменении возникли из-за поэтапного увеличения сроков давности в КоАП. Первоначально ч. 1 ст. 4.5 КоАП был предусмотрен общий срок давности привлечения к административной ответственности в два месяца. В то же время ч. 3 ст. 4.5 был также установлен годичный срок давности за административные правонарушения, влекущие применение к должностному лицу административного наказания в виде дисквалификации. Впоследствии, однако, сроки давности по ч. 1 ст. 4.5 были увеличены до 3 лет. В результате стали возникать ситуации, когда, например, по ч. 1 ст. 4.5 арбитражным управляющим за нарушение законодательства о банкротстве грозит предупреждение или штраф с трехлетним сроком давности. При повторном же нарушении, за что предусмотрено более тяжкое наказание – дисквалификация, срок давности составляет только один год.

Предполагается, что вносимые поправки исключат ситуацию, позволяющую лицам при повторном нарушении законодательства о банкротстве избежать административной ответственности.

Обновление про правовую коллизию взято с legal.report

Присоединяйтесь к нашей официальной группе в ВК, в ней мы публикуем ещё больше материалов.

Если информация про срок давности привлечения по КоАП РФ была полезна, не забудьте поставить рейтинговую звёздочку 😉 Спасибо за поддержку и участие!

Сроки давности привлечения к административной ответственности

Сроки давности установлены ч. 1 и ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ:

-2 месяца – общий срок давности по делам, которые рассматривают органы и должностные лица (кроме суда);

-3 месяца – общий срок давности по делам, которые рассматривают судьи;

-1 год, 2 года, 3 года, 6 лет – специальные сроки давности по отдельным видам нарушений, перечисленным в ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ;

-1 год – специальный срок при привлечении к ответственности должностных лиц за нарушения, санкция по которым предусматривает дисквалификацию (если больший срок не предусмотрен в ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).

Справочная информация содержит конкретные сроки давности по наиболее распространенным составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.

-ч. 3 ст. 5.35. – если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ст. 7.6. – если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ст. 7.22 – срок давности исчисляется с момента обнаружения нарушения или, если совершение нарушения прекращено до обнаружения, – с последнего дня, когда правонарушение совершалось;

-ст. 7.23.3. – для юридических лиц и граждан, если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ст. 7.34. – срок давности исчисляется с момента обнаружения нарушения;

-ст. 9.13. – если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ст. 9.23. – для юридических лиц и граждан, если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ст. 10.3. – если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ст. 10.6. – если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ст. 10.8. – если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ст. 11.15.1. – если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ст. 11.32 – если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ст.ст. 12.1.-12.3. – если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ст. 12.5. – если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ст. 12.7. – если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ст. 12.9. – если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ст. 12.12. – если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ч.ч. 4, 5 ст. 12.15 – если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ст. 12.16. – если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ст. 12.21.1. – если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ст.ст. 12.31., 12.31.1.;

-ст. 13.12. – если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ст. 13.19.2. – если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ст. 14.2. – если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ст. 14.26. – если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ст. 19.3. – если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ст. 19.4. – если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ч. 6 ст. 19.5. – если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ч. 11 ст. 19.5. – для юридических лиц – если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ч. 23 ст. 19.5. – для граждан, юридических лиц – если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ст. 19.8. – большинство судов руководствуются общим сроком (2 месяца) при привлечении к ответственности. Однако часть судов применяет специальный годичный срок, установленный для нарушений антимонопольного законодательства;

-ч. 1 ст. 19.24. – если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ст. 20.1. – если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ст. 20.8. – для граждан, юридических лиц – если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ст.ст. 20.20., 20.21. – если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ч. 3 ст. 5.35. – если дело рассматривает суд;

-ст. 5.57. – для юридических лиц;

-ст. 5.63. – для граждан;

Читайте также:  Причинение тяжкого вреда здоровью при дтп

-ст. 7.6. – если дело рассматривает суд;

-ст. 7.19. – кроме должностных лиц. Большинство судов руководствуются трехмесячным сроком при привлечении к ответственности граждан и юридических лиц. Однако встречается и практика применения годичного срока;

-ст. 7.23.3. – кроме должностных лиц. Если дело рассматривает суд;

-ст. 9.13. – если дело рассматривает суд;

-ст. 9.23. – кроме должностных лиц. Если дело рассматривает суд;

-ст. 10.3. – если дело рассматривает суд. Практика неоднозначна. Суды в основном применяют общий срок давности (3 месяца), однако встречаются случаи применения специального годичного срока;

-ст. 10.6. – если дело рассматривает суд. Практика неоднозначна. Часть судов применяют общий срок (3 месяца), другая часть – специальный годичный;

-ст. 10.8. – если дело рассматривает суд. Практика неоднозначна. Часть судов применяют общий срок (3 месяца), другая часть – специальный годичный;

-ст. 11.15.1. – если дело рассматривает суд;

-ст. 11.32. – если дело рассматривает суд;

-ст. 12.1.-12.3. – если дело рассматривает суд;

-ст. 12.5. – если дело рассматривает суд;

-ст. 12.7. – если дело рассматривает суд;

-ст. 12.9. – если дело рассматривает суд;

-ст. 12.12. – если дело рассматривает суд;

-ч.ч. 4, 5 ст. 12.15. – если дело рассматривает суд;

-ст. 12.16. – если дело рассматривает суд;

-ст. 12.21.1. – если дело рассматривает суд;

-ст. 12.23. – если дело рассматривает суд;

-ст. 13.12. – если дело рассматривает суд;

-ст. 13.19.2. – если дело рассматривает суд;

-ст. 14.1.3. – для юридических лиц;

-ст. 14.2. – если дело рассматривает суд. В практике нет единства по вопросу о сроке давности при наказании за незаконную продажу алкоголя. Ряд судов применяют общий срок давности (3 месяца), другая часть – специальный годичный срок;

-ст. 14.26. – если дело рассматривает суд;

-ст. 17.7. – для юридических лиц;

-ст.ст. 19.3., 19.4. – если дело рассматривает суд;

-ст. 19.4.1. – кроме должностных лиц;

-ч. 1 ст. 19.5. – кроме должностных лиц;

-ч. 6 ст. 19.5. – если дело рассматривает суд. Большинство судов руководствуются общим сроком давности (3 месяца). Однако часть судов рассматривает данное нарушение как нарушение градостроительного законодательства и применяет специальный годичный срок;

-ч. 11 ст. 19.5. – для юридических лиц. Если дело рассматривает суд;

-ч.ч. 13, 14 ст. 19.5. – кроме должностных лиц;

-ч. 23 ст. 19.5. – кроме должностных лиц. Если дело рассматривает суд;

-ч. 25 ст. 19.5. – кроме должностных лиц;

-ст. 19.20. – кроме должностных лиц;

-ч. 1 ст. 19.24. – если дело рассматривает суд;

-ст. 19.30. – кроме должностных лиц;

-ст. 20.1. – если дело рассматривает суд;

-ст. 20.8. – кроме должностных лиц. Если дело рассматривает суд;

-ст. 20.20., 20.21. – если дело рассматривает суд;

О сроках давности привлечения к административной ответственности

Автор: Телегус А. В., к. э. н., доцент, завкафедрой налогов и налогообложения Приволжского института повышения квалификации ФНС РФ, член палаты налоговых консультантов РФ

Каковы сроки давности привлечения к административной ответственности по административным правонарушениям, предусматривающим в качестве административного наказания дисквалификацию должностного лица?

Срок давности привлечения должностных лиц к административной ответственности за совершение правонарушений, предусматривающих в качестве административного наказания дисквалификацию должностного лица (см., в частности, ст. 15.14, ч. 1, 2 ст. 15.15.2, ст. 15.15.3, ч. 1 ст. 15.15.4, ч. 1, 1.1 ст. 15.15.5, ст. 15.15.12, 15.15.13, 17.7 и ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ), в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ составляет один год.

Обоснование.

В силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным кодексом установлена административная ответственность. Юридические лица подлежат названной ответственности за совершение указанных нарушений в случаях, предусмотренных статьями разд. II КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях. Юридическое лицо признается виновным в совершении такого правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность соблюдать правила и нормы, за нарушение которых обозначенным кодексом или законами субъекта РФ введена административная ответственность, но оно не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.

На основании ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им нарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а также лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях РФ.

При этом под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т. п. (п. 4 Постановления № 19[1]).

К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии).

Как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).

При временном исполнении функций должностного лица или при исполнении их по специальному полномочию лицо может быть признано должностным лишь в период исполнения возложенных на него функций.

По общему правилу постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, за исключением случаев, прямо названных в ст. 4.5 КоАП РФ. Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ за нарушение бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее двух лет со дня совершения административного правонарушения. Отметим, что истечение срока давности привлечения к этой ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ). Таким образом, постановление об административном правонарушении за нецелевое использование средств не может быть вынесено позднее двух лет со дня его совершения.

При этом следует учитывать, что за административные правонарушения, ведущие к применению административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении – одного года со дня его обнаружения (ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ).

Обозначенные положения ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ не ставят разрешение вопроса об определении срока давности привлечения к ответственности в зависимость от того, какое именно наказание лицу будет назначено, а прямо и однозначно указывают, что за административные правонарушения, ведущие к применению административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения.

С учетом вышеизложенного положения ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ являются специальными по отношению к ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ. Таким образом, срок давности привлечения должностных лиц к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных ст. 15.14, ч. 1, 2 ст. 15.15.2, ст. 15.15.3, ч. 1 ст. 15.15.4, ч. 1, 1.1 ст. 15.15.5, ст. 15.15.12, 15.15.13, 17.7 и ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ, составляет один год.

При этом необходимо учитывать: поскольку дисквалификация может быть применена к должностному лицу как физическому лицу (ст. 3.11 КоАП РФ), при привлечении к административной ответственности юридического лица (то есть самого учреждения) данное ограничение срока правового значения не имеет.

[1] Постановление Пленума ВС РФ от 16.10.2009 № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий».

Ссылка на основную публикацию