Полномочия органов предварительного следствия - Kapital124.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Полномочия органов предварительного следствия

Органы, осуществляющие предварительное следствие и их компетенция

Предварительное следствие осуществляется следователями Следственного комитета, органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, госнаркоконтроля. В исключительных случаях его могут осуществлять начальники следственных отделов и иных подобных им подразделений, прокуроры. В этом случае на них распространяются все полномочия следователей.

Круг дел, по которым обязательно проводится предварительное следствие, предусмотрен в ст. 150 УПК. В ст.151 устанавливается подследственность, т.е. определение того, какие конкретные категории дел должны расследоваться следователями различной ведомственной принадлежности.

Правила определения подследственности уголовных дел определяются в указанных статьях УПК примерно следующим образом:

  • следователи Следственного комитета уполномочены расследовать дела о посягательствах на жизнь и здоровье, конституционные права и свободы человека и гражданина, на порядок исполнения обязанностей по службе, в том числе военной (следователи военной прокуратуры), на некоторых должностных лиц государственных органов, в том числе ряда правоохранительных (судьи, прокуроры и следователи прокуратуры, должностные лица органов внутренних дел и др.), а равно о посягательствах, совершенных такими лицами;
  • следователи ФСБ — о наиболее опасных преступлениях против государственного строя и общественной безопасности (бандитизм, государственная измена, шпионаж и т. д.), а также о преступлениях террористического характера и преступлениях, связанных с проявлениями организованной преступности и коррупцией;
  • следователи органов госнаркоконтроля — о преступлениях в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ;
  • следователи органов внутренних дел — о многочисленных других преступлениях (против собственности во всех ее формах, общественного порядка, надлежащей эксплуатации транспортных средств, системы налогообложения и т. д.).

Закон наделяет следователя необходимыми полномочиями . Он самостоятельно принимает большинство решений, связанных с производством следственных и иных процессуальных действий. Однако в предусмотренных законом случаях его решения приобретают законную силу лишь после получения им санкции или согласия суда либо прокурора на совершение определенных действий (например, возбуждение уголовных дел, их прекращение по некоторым основаниям, заключение обвиняемого под стражу, продление срока предварительного следствия или содержания обвиняемого под стражей, контроль телефонных или иных переговоров, обыск жилого помещения).

Помимо этого следователь обязан выполнять указания прокурора , даваемые ему по конкретному делу в письменном виде. Но закон предусматривает и возможность для следователя при несогласии с указаниями прокурора, касающимися, скажем, привлечения конкретного лица в качестве обвиняемого, объема его обвинения, прекращения производства расследования, передать дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений. После проверки доводов следователя вышестоящий прокурор либо отменяет указания нижестоящего прокурора, с которыми не согласен следователь, либо поручает дальнейшее следствие по делу другому следователю.

Следователь процессуально независим, его полномочия носят властный характер . Это выражается в том, что следователь вправе давать органам дознания письменные указания о производстве оперативно-розыскных действий по конкретному делу, находящемуся в его производстве. Постановления следователя по находящимся в его производстве делам обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.

Следователями могут назначаться граждане Российской Федерации, имеющие, как правило, высшее юридическое или иное специальное образование и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья выполнять возлагаемые на них обязанности.

В зависимости от характера и содержания расследуемых уголовных дел, степени их сложности, уровня квалификации, накопленного опыта следователи занимают разное должностное положение. Они могут называться следователями, старшими следователями, следователями по особо важным делам и старшими следователями по особо важным делам. Такого наименования должностей сотрудников, наделенных полномочиями по осуществлению предварительного следствия, придерживаются во всех ведомствах, имеющих следственный аппарат.

Например, в прокуратурах районов, городов и автономных округов обычно работают следователи и старшие следователи; в прокуратурах республик, краев, областей, Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области — следователи, старшие следователи, следователи по особо важным делам; в Генеральной прокуратуре РФ — старшие следователи по особо важным делам, следователи по особо важным делам и старшие следователи. Примерно таким же образом распределяются следователи по своим должностным наименованиям в военной и специализированных прокуратурах, а также в органах внутренних дел, федеральной службе безопасности и органах Госнаркоконтроля РФ.
Для лучшей организации работы следователей в соответствующих ведомствах образованы системы структурных подразделений, которые принято именовать следственными аппаратами.

На среднем уровне (республика, край, область, город федерального значения и т. д.) следователи практически во всех ведомствах объединяются, в зависимости от объема работы и числа работающих, в подразделения, которые называются по-разному: группы, части, отделения, отделы и даже управления.

В субъектах РФ организуются:

  1. главные следственные управления;
  2. следственные управления или следственные отделы при соответствующих органах внутренних дел.

Такого рода подразделения создаются также при органах внутренних дел на транспорте, особо важных и режимных объектах. Их возглавляют начальники, которые одновременно являются заместителями руководителей соответствующих органов внутренних дел, назначаемыми на должность или освобождаемыми от нее Министром внутренних дел РФ по представлению начальника Следственного комитета. На основном уровне (в городах, районах и т. д.) могут быть образованы управления, отделы, отделения, группы.

Следственные подразделения высшего и среднего уровней выполняют в основном две функции:

  • осуществляют предварительное следствие по наиболее сложным делам;
  • оказывают содействие следователям, работающим в нижестоящих структурах своего ведомства.

Такое содействие может проявляться в оказании методической помощи в раскрытии конкретных преступлений, повышении квалификации следователей, разъяснении нового законодательства, когда в этом есть необходимость, ознакомлении с научно-техническими новинками, которые могут быть использованы в следственной работе, и т. д.

Следователи, работающие во всех названных выше ведомствах, имеют не только соответствующие должностные наименования, но и классные чины (прокуратура), специальные звания (органы внутренних дел и органы госнаркоконтроля) и воинские звания (федеральная служба безопасности и военная прокуратура). Присваиваются чины и звания с учетом занимаемой должности, выслуги лет, отношения к работе и других факторов.

Для характеристики органов предварительного следствия весьма важно знать, что к какому бы ведомству ни принадлежал конкретный следователь, каким бы он ни обладал классным чином, воинским или специальным званием, какую бы должность он ни занимал (будь-то следователя, старшего следователя, следователя по особо важным делам и т. д.) — при расследовании конкретного уголовного дела он обязан подчиняться единым требованиям законов, в первую очередь требованиям, предусмотренным Конституцией РФ и УПК.

Органы предварительного следствия

Понятие и сущность предварительного следствия

Предварительное следствие в уголовном процессе РФ – это одна из форм предварительного расследования преступлений, которая подлежит осуществлению специализированными органами предварительного следствия – следователями Следственного комитета РФ, следователями ОВД, следователями органов федеральной службы безопасности.

Также, это деятельность, содержание которой охватывает от начала и до конца стадию предварительного расследования. Оно предназначено установить все обстоятельства по делу на досудебной стадии, которые подлежат доказыванию. Именно предварительное следствие включило в себя максимум установленных законодательством гарантий, соблюдение комплекса прав и законных интересов личности на досудебной стадии уголовного судопроизводства.

Расследование преступлений признается основной функцией для органов предварительного следствия, содержание которой заключается в полном и быстром раскрытии преступлений, своевременном привлечении к ответственности всех лиц, которые виновны в их совершении, установлению предпосылок и условий, которые способствуют преступлениям, и принятию всех необходимых мер для их устранения.

Предварительное следствие может иметь место и по преступлениям, по которым в соответствие с действующим законодательством производство такового является необязательным. Следователь в этой ситуации имеет право преступить к уголовному судопроизводству, лишь в том случае, если это считают необходимым суд либо прокурор.

Следственный комитет как главный орган предварительного следствия

В ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственном комитете РФ» содержится определение Следственного комитета, включающее ряд его признаков как органа государства:

  • это федеральный государственный орган, деятельность которого в пределах полномочий реализуется на всей российской территории
  • он реализует полномочия в области уголовного судопроизводства согласно российскому законодательству.

ФЗ «О Следственном комитете РФ» установил, что все руководство деятельностью созданного вновь следственного органа реализует Президент РФ.

В систему Следственного комитета входят:

  • непосредственно центральный аппарат комитета;
  • следственные главные управления и следственные управления Следственного комитета по субъектам РФ (в т.ч. их подразделения по административным округам), а также приравненные к ним специализированные (в т.ч. военные) следственные отделы и следственные управления Следственного комитета;
  • следственные отделения и следственные отделы Следственного комитета по городам, районам и приравненные к ним, в т.ч. специализированные (в т.ч. военные) следственные подразделения комитета.
Читайте также:  Фз об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений

Следственный комитет РФ и подчиненные ему органы осуществляют предварительное следствие по уголовным делам о наиболее тяжких преступлениях против личности (например, изнасилования, убийства) о налоговых преступлениях, тяжких и особо тяжких преступлений несовершеннолетних и в отношении несовершеннолетних и др.

Основная задача Следственного комитета – качественное расследование преступлений согласно подследственности, которая установлена уголовно-процессуальным законодательством РФ.

Основные функции Следственного комитета:

  • обеспечение законности при проверке, регистрации, приеме донесений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, проведении предварительного расследования, а также принятие мер, которые направлены на защиту свобод и прав гражданина и человека, охраняемых законом интересов государства и общества;
  • обеспечение по уголовным делам досудебного производства;
  • выявление тех обстоятельств, которые способствуют совершению преступлений, и также введению мер по уничтожению этих обстоятельств;
  • осуществление и организация процессуальной проверки и контроля деятельности следственных нижестоящих органов Следственного комитета и их должностных лиц, управление имеющимися средствами и силами в интересах качественного и оперативного проведения предварительного следствия по уголовным делам;
  • разработка и внедрение в практику технико-криминалистических современных методик и средств расследования преступлений;
  • изучение, анализ и обобщение практики расследования преступлений, распространение опыта следственной работы;
  • ведение и формирование криминалистических учетов, баз данных информации;
  • осуществление и организация судебно-экспертной деятельности, взаимодействие с научно-исследовательскими и экспертными учреждениями;

Иные следственные органы

В России существуют также специализированные следственные органы Следственного комитета – военные следственные органы. Сверху по лестнице иерархии, находится Главное военное следственное управление, которое вошло в центральный аппарат Следственного комитета.

Главному военному следственному управлению подчиняются военные следственные управления по военным флотам и округам, а также ракетным войскам стратегического назначения. Нижестоящим звеном являются военные следственные отделы по военным соединениям и гарнизонам.

Также в России имеются специализированные следственные отделы: природоохранные следственные отделы и отделы на особо режимных объектах, которые формируются на правах районных отделов и обладают должными полномочиями.

В системе МВД Российской Федерации следственные органы представлены Следственным департаментом МВД России и подвластными ему структурами.

Основными задачами Следственного департамента МВД России являются:

  • руководство деятельностью органов предварительного следствия в системе МВД России в целях обеспечения объективного, всестороннего и полного расследования
  • осуществление взаимодействия с органами государственной власти по вопросам, связанным с выявлением, предупреждением и расследованием преступлений
  • расследование наиболее сложных, а также представляющих повышенную общественную опасность и значимость преступлений

Следователи органов ФСБ России ведут предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях против государственной безопасности, против общественной безопасности, о ряде преступлений в сфере экономической деятельности и др.

Основными задачами Следственного департамента ФСИН России являются:

  • контроль и обеспечение деятельности территориальных следственных органов ФСКН России;
  • организация и производство предварительного расследования по уголовным делам о преступлениях по контролю за оборотом наркотических и др.

Должностные лица всех этих органов непосредственно производят предварительное следствие по уголовным делам, отнесенным к их подследственности в соответствии с законом, а также выполняют иные полномочия.

Основными должностными лицами, наделенными полномочиями по осуществлению предварительного следствия, являются следователь и руководитель следственного органа.

Руководитель следственного органа – это должностное лицо, которое возглавляет соответствующее следственное подразделение, а также его заместитель.

Следователь же является должностным лицом, уполномоченным в пределах своей компетенции осуществлять предварительное следствие по конкретному уголовному делу.

Органы предварительного следствия: задачи и полномочия

Предварительное следствие представляет собой форму проводимого следователем расследования, состоящую в детальном, всестороннем и исчерпывающем исследовании фактических обстоятельств дела с последующей передачей уголовного дела в суд для наказания виновных лиц.

В форме предварительного следствия расследуются уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях.

В соответствии со ст. 151 УПК РФ предварительное следствие производится:

  • 1) следователями Следственного комитета РФ:
    • — по делам о наиболее тяжких преступлениях (например, убийство, причинение смерти по неосторожности, доведение до самоубийства, похищение человека, изнасилования, насильственные действия сексуального характера, нарушение неприкосновенности частной жизни, террористический акт, бандитизм, должностные преступления, ряд преступлений против правосудия и порядка управления, против военной службы, против мира и безопасности человечества), а также дела о преступлениях, совершенных судьями, прокурорами, следователями, адвокатами, депутатами и специальными субъектами, указанными в ст. 447 УПК РФ;
    • — о преступлениях, совершенных должностными лицами Следственного комитета РФ, органов федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки РФ, ФСО России, органов внутренних дел РФ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов но контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов, военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона, за исключением определенных законом случаев, а также о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью;
    • — по делам о тяжких и особо тяжких преступлениях, совершенных несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних;
  • 2) следователями Федеральной службы безопасности — по делам о преступлениях против основ конституционного строя и безопасности государства (например, террористический акт, организация незаконных вооруженных формирований или участие в них, государственная измена, шпионаж, разглашение государственной тайны);
  • 3) следователями органов внутренних дел — по делам о преступлениях против здоровья граждан, половой неприкосновенности, собственности, общественной безопасности и общественного порядка, здоровья населения и общественной нравственности и ряд других (например, причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, неоказание помощи больному, развратные действия, кража, мошенничество, грабеж, разбой, незаконное предпринимательство, уклонение от уплаты налогов или сборов, организация преступного сообщества, дача и получение взяток);
  • 4) следователями ФСКН России — но делам о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов.

В соответствии с п. 41 ст. 5 и ст. 38 УПК РФ следователь является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной данным Кодексом, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу. Независимо от принадлежности к тому или иному ведомству следователи обладают равным объемом процессуальных полномочий: возбуждать уголовное дело, принимать уголовное дело к своему производству или передавать его руководителю следственного органа для направления но подследственности; самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа; давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении; обжаловать с согласия руководителя следственного органа решение прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков; осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ. В случае несогласия с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, следователь обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа, который информирует об этом прокурора.

Для собирания и проверки доказательств следователь проводит следственные действия: допросы, выемки, осмотры, следственные эксперименты, очные ставки, назначает экспертизы и т.д.

При производстве по уголовному делу задачами следователя являются доказывание наличия события преступления, виновности лица в совершении преступления, выявление мотивов преступления, обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание, обстоятельств, способствовавших совершению преступления и иных обстоятельств, необходимых для правильного разрешения дела судом.

Срок проведения предварительного следствия — не более двух месяцев со дня возбуждения уголовного дела. Этот срок может быть продлен руководителем следственного органа по району, городу или приравненным к нему руководителем специализированного следственного органа, — до трех месяцев, руководителем следственного органа по субъекту РФ и приравненным к нему руководителем специализированного следственного органа, а также их заместителями — до 12 месяцев. Дальнейшее продление возможно только Председателем Следственного комитета РФ, руководителем следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти и их заместителями.

Читайте также:  Заведомо ложный донос

По окончании расследования следователь составляет обвинительное заключение, утверждаемое прокурором, после чего прокурор направляет дело в суд.

В УПК РФ предусмотрен и такой процессуальный субъект, как руководитель следственного органа (ст. 39 УПК РФ). Руководитель следственного органа уполномочен:

  • 1) поручать производство предварительного следствия следователю либо нескольким следователям, а также изымать уголовное дело у следователя и передавать его другому следователю с обязательным указанием оснований такой передачи, создавать следственную группу, изменять ее состав либо принимать уголовное дело к своему производству;
  • 2) отменять по находящимся в производстве подчиненного следственного органа уголовным делам незаконные или необоснованные постановления руководителя, следователя (дознавателя) другого органа предварительного расследования;
  • 3) давать следователю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения, лично рассматривать сообщения о преступлении, участвовать в проверке сообщения о преступлении;
  • 4) давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, о продлении, об отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения, лично допрашивать подозреваемого, обвиняемого без принятия уголовного дела к своему производству при рассмотрении вопроса о даче согласия следователю на возбуждение перед судом указанного ходатайства;
  • 5) осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

Руководитель следственного органа вправе возбудить уголовное дело в порядке, установленном УПК РФ, принять уголовное дело к своему производству и произвести предварительное следствие в полном объеме, обладая при этом полномочиями следователя или руководителя следственной группы, предусмотренными УПК РФ.

Указания руководителя следственного органа по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения следователем. Указания руководителя следственного органа могут быть обжалованы им руководителю вышестоящего следственного органа. Обжалование указаний нс приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, специально указанных в законе.

Полномочия руководителя следственного органа осуществляют Председатель Следственного комитета РФ, руководитель Главного следственного управления Следственного комитета РФ, руководители следственных управлений Следственного комитета РФ по субъектам РФ, следственных отделов Следственного комитета РФ но районам, городам, их заместители, а также руководители следственных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной власти), их территориальных органов по субъектам РФ, районам, городам, их заместители, иные руководители следственных органов и их заместители, объем процессуальных полномочий которых устанавливается Председателем Следственного комитета РФ, руководителями следственных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной власти).

Задачи и полномочия органов предварительного следствия

Предварительное следствие осуществляется следователями прокуратуры, органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности. В этих ведомствах созданы следственные аппараты, то есть специализированные структурные подразделения, основной функцией которых является расследование преступлений. Независимо от ведомственной принадлежности все следователи имеют одинаковые задачи и полномочия.

Задачамиорганов предварительного следствия являются:

· быстрое и полное раскрытие преступлений;

· обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден.

Следователь – это должностное лицо соответствующего ведомства, специально назначаемое для расследования преступлений, которое является единственной осуществляемой им функцией. Для этого следователь наделяется полномочиями, определенными Уголовно-процессуальным кодексом.

Полномочияследователя включают в себя:

· возбуждать уголовное дело;

· право принимать решение о направлении расследования уголовного дела, путем вынесения постановлений о совершении определенных процессуальных действий;

· производство всех следственных действий, предусмотренных УПК РФ, к числу которых относят допросы любых лиц, имеющих отношение к делу, очные ставки, осмотры и т.д.;

· применение принудительных процессуальных мер по отношению к различным субъектам, участвующим в деле;

· принятие решения о привлечении лица в качестве обвиняемого;

· принятие решения о применении к обвиняемому меры пресечения;

· принятие решения об окончании предварительного следствия;

· право производить не только следственные, но и розыскные действия, которые направлены на поиск, установление места пребывания обвиняемого для последующего его вызова, задержания и т.д.;

· право поручать местным органам дознания производство следственных и розыскных действий;

· привлечение органов дознания к производству отдельных следственных действий, которые проводит он лично.

Следователь является полностью самостоятельным при расследовании преступлений. Только в случаях, предусмотренных законом (при заключении подозреваемого, обвиняемого под стражу, производстве обыска и др.), он должен получить разрешение суда или санкцию прокурора. Следователь несет полную ответственность за законное и своевременное производство следственных действий.

Прокурор, осуществляя надзор за точным исполнением законов следователями, может отменять принятые ими решения и давать обязательные для исполнения указания. Однако, если следователь не согласен с указаниями по важнейшим вопросам следствия о привлечении в качестве обвиняемого, объеме обвинения, квалификации преступления, направлении дела для предания обвиняемого суду, прекращении дела, то он вправе приостановить выполнение указаний прокурора и представить дело со своими возражениями вышестоящему прокурору, который либо отменяет указания нижестоящего прокурора, либо передает дело другому следователю.

Следователь вправе давать органам дознания поручения и указания о производстве следственных и розыскных действий, требовать от органов дознания содействия при производстве следственных действий (например, обыска). Такие поручения и указания обязательны для исполнения. Также обязательны для исполнения всеми гражданами, учреждениями и должностными лицами постановления следователя по делам, находящимся в его производстве.

Следователь обязан осуществлять расследование объективно, выявлять как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого обстоятельства, принимать меры к обеспечению материального ущерба, устранению причин и условий, способствовавших совершению преступления. В связи с этим он вправе вносить представления, которые подлежат обязательному рассмотрению.

Расследование большинства уголовных дел, по которым обязательно производство предварительного следствия, осуществляют следователи органов внутренних дел. К ним относятся дела о таких преступлениях, как нанесение тяжких и менее тяжких телесных повреждений, кражи, грабежи, разбои, мошенничества и др.

Следственный аппарат органов внутренних дел состоит из:

· Следственного комитета МВД РФ, который осуществляет контрольно-методическое руководство нижестоящими подразделениями и расследование уголовных дел о преступлениях особой важности;

· следственных управлений (отделов) МВД республик в составе РФ, ГУВД (УВД) краев, областей и других субъектов РФ, которые осуществляют те же функции, что и Следственный комитет МВД РФ, но только на определенной территории;

· следственных отделов (отделений) районных, городских отделов внутренних дел.

Соответствующие следственные подразделения имеются в подразделениях органов внутренних дел на транспорте и по охране режимных объектов.

Дела о таких преступлениях, как –

а также все дела о преступлениях, совершенных –

· должностными лицами органов внутренних дел, налоговой полиции, таможенных органов, учреждений органов уголовно-исполнительной системы

расследуют следователи прокуратуры. В их компетенцию входит также расследование по уголовным делам о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью.

В составе прокуратуры имеется военная прокуратура, следователи которой расследуют дела о преступлениях, совершенных –

· военнослужащими Вооруженных Сил РФ;

· другими лицами, приравненными по своему правовому положению к военнослужащим;

· сотрудниками Федеральной службы безопасности и Службы внешней разведки.

В следственный аппарат прокуратуры входят:

· Главное следственное управление Генеральной прокуратуры РФ, которое возглавляет работу по руководству следствием в органах прокуратуры, расследует дела о преступлениях особой важности;

· следственные управления (отделы) прокуратур субъектов РФ, осуществляющие те же функции, что и Главное следственное управление, но на определенной территории;

· следователи городских, районных и межрайонных прокуратур.

Аналогично организован следственный аппарат в транспортной, военной прокуратуре и других специализированных прокуратурах.

Следователи Федеральной службы безопасности и ее органов расследуют дела о таких преступлениях, как терроризм, шпионаж, контрабанда, угон воздушного, водного судна или железнодорожного состава и др.

Следственный аппарат органов Федеральной службы безопасности имеет следующую структуру:

· Следственное управление Федеральной службы безопасности РФ;

· следственные управления (отделы) в территориальных (краевых, областных др.) органах безопасности;

· следственные управления (отделы) органов безопасности в Вооруженных Силах РФ, пограничных войсках, внутренних войсках.

Надзор за законностью действий и решений органов предварительного следствия осуществляет прокуратура.

Органы предварительного следствия и их компетенция

Предварительное следствие осуществляется следователями Следственного комитета РФ, органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков.

Читайте также:  Развратные действия сексуального характера

Круг дел, по которым обязательно проводится предварительное следствие, предусмотрен в ст. 151 УПК РФ. Там же устанавливается и подследственность, т. е. определение того, какие конкретные категории дел должны расследоваться следователями различной ведомственной принадлежности.

Закон наделяет следователя необходимыми полномочиями, указанными в ст. 38 УПК РФ. Следователь является должностным лицом, уполномоченным в пределах своей компетенции осуществлять предварительное следствие по уголовному делу.

  • 1) возбуждать уголовное дело в установленном порядке;
  • 2) принимать уголовное дело к своему производству или передавать его руководителю следственного органа для направления по подследственности ;
  • 3) самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа;
  • 4) давать органу дознания в случаях и в установленном порядке обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;
  • 5) обжаловать с согласия руководителя следственного органа в установленном порядке решение прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пере- составления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков;
  • 6) осуществлять иные полномочия.

Следователь процессуально независим, его полномочия носят властный характер. Это выражается в том, что следователь вправе давать органам дознания письменные указания об осуществлении оперативно-розыскных действий по конкретному делу, находящемуся в его производстве. Он может в любой момент до истечения срока дознания принять к своему производству дело, по которому обязательно предварительное следствие, но которое возбуждено и расследуется органом дознания. Постановления следователя по находящимся в его производстве делам обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.

Следователями могут назначаться граждане РФ, имеющие, как правило, высшее юридическое или иное специальное образование и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья выполнять возлагаемые на них обязанности.

В зависимости от характера и содержания расследуемых уголовных дел, степени их сложности, уровня квалификации, накопленного опыта следователи занимают разное должностное положение. Они могут называться следователями, старшими следователями, следователями по особо важным делам и старшими следователями по особо важным делам. Такого наименования должностей сотрудников, наделенных полномочиями по осуществлению предварительного следствия, придерживаются во всех ведомствах, имеющих следственный аппарат.

Для лучшей организации работы следователей в соответствующих ведомствах образованы системы структурных подразделений, которые принято именовать следственными аппаратами.

В настоящее время в России действуют четыре основных следственных подразделения:

  • 1) Следственный комитет РФ [1] ;
  • 2) Следственный департамент МВД России [2] ;
  • 3) Следственный департамент ФСКН России [3] ;
  • 4) следственные органы ФСБ России [4] .

Перечисленные следственные органы работают независимо и не подчинены друг другу.

Следственный комитет РФ (СК РФ) является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством РФ полномочия в сфере уголовного судопроизводства.

Основными задачами СК РФ являются:

  • 1) оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством РФ;
  • 2) обеспечение законности при приеме, регистрации, проверке сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производстве предварительного расследования, а также защита прав и свобод человека и гражданина;
  • 3) осуществление процессуального контроля деятельности следственных органов СК РФ и их должностных лиц;
  • 4) организация и осуществление в пределах своих полномочий выявления обстоятельств, способствующих совершению преступлений, принятие мер по устранению таких обстоятельств;
  • 5) осуществление в пределах своих полномочий международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства;
  • 6) разработка мер по реализации государственной политики в сфере исполнения законодательства РФ об уголовном судопроизводстве;
  • 7) совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности;
  • 8) определение порядка формирования и представления статистических отчетов и отчетности о следственной работе, процессуальном контроле.

В систему СК РФ входят:

  • 1) центральный аппарат СК РФ;
  • 2) главные следственные управления и следственные управления СК РФ по субъектам РФ (в том числе их подразделения по административным округам) и приравненные к ним специализированные
  • (в том числе военные) следственные управления и следственные отделы СК РФ;
  • 3) следственные отделы и следственные отделения СК РФ по районам, городам и приравненные к ним, включая специализированные (в том числе военные) следственные подразделения СК РФ.

В центральном аппарате СК РФ создаются подразделения (в том числе по федеральным округам) в соответствии с Положением о Следственном комитете Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 14 января 2011 г. № 38.

В системе СК РФ в соответствии с законодательством РФ могут создаваться научные и образовательные организации, а также иные организации, необходимые для обеспечения его деятельности.

В следственных органах СК РФ и их подразделениях, а также в учреждениях СК РФ образуются в соответствии с перечнями (штатами) должности руководителей следственных органов С К РФ и соответствующих подразделений, их первых заместителей, заместителей, помощников, старших помощников и помощников по особым поручениям, следователей, старших следователей, следователей по особо важным делам, старших следователей по особо важным делам, следо- вателей-криминалистов, старших следователей-криминалистов и другие должности.

В СК РФ образуется коллегия в составе Председателя Следственного комитета (председатель коллегии), его первого заместителя и заместителей, входящих в нее по должности, а также других лиц. Состав коллегии СК РФ (за исключением лиц, входящих в нее по должности) утверждается Президентом РФ.

Создание, реорганизация и упразднение (ликвидация) следственных органов Следственного комитета, а также создание, реорганизация и упразднение (ликвидация) учреждений Следственного комитета осуществляются Председателем Следственного комитета в соответствии с Положением о Следственном комитете Российской Федерации.

В органы предварительного следствия МВД России входят:

Следственный департамент МВД России;

следственные части главных управлений МВД России по федеральным округам;

следственные управления управлений на транспорте МВД России по федеральным округам;

следственные управления (отделы) линейных управлений МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте;

главные следственные управления (управления, отделы) министерств внутренних дел по республикам, главных управлений, управлений МВД России по иным субъектам РФ;

следственные управления (отделы, отделения, группы) управлений, отделов МВД России по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, управлений, отделов МВД России по закрытым административно-территориальным образованиям, на особо важных и режимных объектах, линейных отделов МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте;

следственный отдел Управления МВД России на комплексе «Байконур».

Основными задачами органов предварительного следствия МВД России являются:

  • 1) обеспечение в пределах своих полномочий исполнения законодательства РФ об уголовном судопроизводстве;
  • 2) организационно-методическое руководство расследованием преступлений, подследственных следователям органов внутренних дел РФ.

В соответствии с возложенными задачами органы предварительного следствия осуществляют следующие основные функции:

  • 1) анализируют следственную практику, организацию и результаты деятельности следователей органов внутренних дел РФ, разрабатывают и реализуют меры по повышению качества и сокращению сроков производства расследования;
  • 2) изучают, обобщают и рекомендуют к внедрению положительный опыт предварительного следствия, разрабатывают для использования на практике современные методики расследования отдельных видов преступлений;
  • 3) организуют взаимодействие следователей органов внутренних дел РФ с органами, осуществляющими оперативно-розыскную, экспертно-криминалистическую деятельность, дознание, прокурорский надзор и судебный контроль по уголовным делам;
  • 4) изучают правоприменительную практику следователей органов внутренних дел РФ и осуществляют разработку предложений по совершенствованию законодательства РФ;
  • 5) обеспечивают эффективную кадровую политику, подбор, расстановку и воспитание следственных кадров, повышение их квалификации и профессионального мастерства;
  • 6) организуют рассмотрение и разрешение в соответствии с законодательством РФ писем, жалоб и заявлений граждан, поступающих в связи с производством предварительного следствия по уголовным делам.

Следователи, работающие во всех названных выше ведомствах, имеют не только соответствующие должностные наименования, но и классные чины, специальные звания и воинские звания. Чины и звания присваиваются с учетом занимаемой должности, выслуги лет, отношения к работе и других факторов.

Ссылка на основную публикацию