Лишение специального права как вид административного наказания - Kapital124.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Лишение специального права как вид административного наказания

Статья 3.8. Лишение специального права

Статья 3.8. Лишение специального права

1. Анализ правил ч. 1 ст. 3.8 позволяет сделать ряд выводов о том, что:

1) они посвящены такому виду административного правонарушения, как лишение специального права. Это право:

а) предоставляется только физическим лицам соответствующим государственным органом или органом местного самоуправления. Таким образом, ст. 3.8 не касается специальных разрешений, лицензий, выдаваемых ЮЛ;

б) должно быть у лица на момент совершения административного проступка. Если такое право было предоставлено после его совершения, то нельзя применить административное наказание, предусмотренное в ст. 3.8;

2) лишение специального права возможно лишь постольку, поскольку:

а) совершенное лицом административное правонарушение выражается:

– в однократном, но грубом нарушении порядка пользования этим специальным правом;

– в систематическом (т.е. два и более раза в течение календарного года) нарушении этого порядка;

б) это прямо предусмотрено в нормах Особенной части КоАП (например, возможность лишения права предусмотрена в ст. 12.8 “Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения”, см. коммент. к ней);

3) в ч. 1 ст. 3.8 императивно предусмотрено, что лишение специального права назначается лишь судьей. В этом комментируемая статья существенно отличается от норм КоАП РСФСР, допускавших, что лишение специального права может быть применено другими органами и должностными лицами.

2. Правила ч. 2 ст. 3.8 императивны: ни правоприменительные органы, ни законы субъектов Российской Федерации не могут установить сроки лишения специального права большей или меньшей продолжительности.

Минимальный срок лишения специального права – 1 календарный месяц. Иначе говоря, если:

а) первый день срока совпадает с 1-м числом месяца, то он оканчивается в последний день этого месяца;

б) первым днем срока является любое другое число месяца, то (начиная со следующего дня) следует отсчитать 30 календарных дней.

Максимальный срок лишения специального права – до 01.01.08 составлял 2 календарных года. С 01.01.08 (после вступления в силу изменений, внесенных в ст. 3.8 Законом N 210 от 24.07.07) максимальный срок лишения специального права составляет 3 календарных года. При этом исчисление срока также начинается со следующего дня (после дня назначения этого вида административного наказания).

3. Специфика правил ч. 3 ст. 3.8 состоит в том, что:

1) они применимы только в отношении лиц, которые пользуются транспортным средством в связи с инвалидностью (независимо от ее группы);

2) упомянутые лица не могут быть лишены специального права, поскольку это повлечет невозможность управлять транспортным средством. Однако из данного правила есть ряд изъятий:

а) управление транспортным средством в состоянии опьянения (речь идет не только об алкогольном, но и о наркотическом или токсическом опьянении) либо управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления ТС или лишенным этого права (см. коммент. к частям 1 и 3 ст. 12.8);

б) отказ лица от прохождения медицинского освидетельствования (см. коммент. к ст. 12.26) на предмет выявления этого состояния. Однако если медицинское освидетельствование нарушает установленные правила и процедуры, то отказ от его прохождения не является основанием для лишения специального права;

в) оставление места ДТП:

– если это лицо было непосредственным участником этого ДТП;

– в нарушение установленных правил. Однако если, например, это лицо уехало для доставки в больницу лица, получившего травму во время ДТП, оснований для применения данной меры нет (см. об этом подробнее коммент. к части 2 ст. 12.27). О судебной практике см. п. 2 Пост. N 18.

4. Характеризуя правила ч. 4 ст. 3.8, нужно учесть, что они:

1) подлежат применению постольку, поскольку административное правонарушение было совершено лицом, которому ранее было предоставлено такое специальное право, как право на осуществление охоты;

2) запрещают лишать упомянутых лиц специального права, если охота для них является:

а) основным источником средств к существованию;

б) не только основным, но и законным источником. Если же лицо допускает неправомерные действия, если охотится незаконно, то и к нему может быть применена данная мера – лишение специального права. Редакционные изменения, внесенные в ч. 4 Законом N 209 от 24.07.09 вступили в силу с 01.04.2010.

Лишение специального права может сочетаться с одним из дополнительных административных наказаний.

Лишение специального права

Виды административных процедур при лишении специального права

Лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП.

Лишение специального права назначается судьей (ч. 1 ст. 3.8 КоАП). Срок лишения не может быть менее одного месяца и более трех лет.

Лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания. Наличие у гражданина специального права подтверждается разрешительными документами, к которым относятся: водительское удостоверение; удостоверение на право управления судном (в том числе маломерным); удостоверение тракториста-машиниста (тракториста); охотничий билет; лицензия на приобретение оружия и патронов к нему или разрешение на хранение или хранение и ношение оружия и патронов к нему (см. соответственно ч. 1, 3,31 ст. 32.6 КоАП).

Содержание правоограничения·

Административное наказание в виде лишения специального права ограничено сроком до трех лет, по истечении которого правомочия лица должны быть восстановлены (ч. 4 ст. 32.6 КоАП). В этом случае изъятые документы возвращаются. Таким образом, данное административное наказание представляет собой временное приостановление правомочий нарушителя – физического лица.

КоАП предусматривает три вида лишения специального права: лишение права управления транспортным средством (в том числе и судном внутреннего водного транспорта); лишение права охоты и лишение права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия и патронов к нему. Лишение права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств не предусмотрено санкциями статей

Особенной части КоАП, что заведомо исключает и применение этого наказания (ч. 2 ст. 32.6 КоАП).

Органы, исполняющие постановление судьи о лишении специального права, а также порядок исполнения постановления о применении данного административного наказания определены соответственно ст. 32.5, 32.6 КоАП.

Лишение специального права как вид административного наказания необходимо отличать от санкций в виде приостановления действия лицензии или ее аннулирования, установленных ст. 20 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности” применительно к определенным им правонарушениям. Указанные санкции применяются к лицензиату-нарушителю независимо от его привлечения к административной ответственности, установленной КоАП.

Административный арест

Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до 15 суток, а за нарушение требований режимов чрезвычайного положения и контртеррористической операции – до 30 суток (см. ст. 20.5, ч. 3 ст. 20.27 КоАП).

Административный арест назначается судьей (ч. 1 ст. 3.9 КоАП), может устанавливаться и применяться только в качестве основного административного наказания.

Административный арест – единственное административное наказание, ограничивающее свободу нарушителя.

Данная мера применяется только при наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, исчерпывающий перечень которых указан в ч. 1 ст. 4.3 КоАП; если таковые отсутствуют, должны быть применены иные, не столь обременительные административные наказания. КоАП существенно расширил возможность применения административного наказания в виде административного ареста и ужесточил предусмотренные этим наказанием ограничения.

Административный арест не применяется к беременным женщинам, женщинам, имеющим ребенка в возрасте до 14 лет, лицам, не достигшим возраста 18 лет, инвалидам I и II групп. Данное административное наказание не может быть применено к должностным лицам правоохранительных органов – ОВД, органов Роснаркоконтроля, пенитенциарных, таможенных органов, должностным лицам системы Государственной противопожарной службы, а также к военнослужащим.

Читайте также:  Увольнение за кражу

Постановление судьи об административном аресте исполняется органами внутренних дел немедленно после его вынесения. Лицо, подвергнутое аресту, содержится под стражей в месте, определяемом органами внутренних дел. При исполнении постановления об административном аресте осуществляется личный досмотр арестованного лица.

В случаях, установленных Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 г. № З-ФКЗ “О чрезвычайном положении”, административный арест представляет собой санкцию, применяемую к нарушителям правил комендантского часа при пресечении насильственных противоправных действий, указанных в п. “а” ст. 3 этого Закона. По смыслу п. “а”, “в” ст. 12, ч. 1 ст. 31 и ч. 2 ст. 33 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. № З-ФКЗ применению данной меры всегда предшествует доставление лица или его административное задержание при несоблюдении правил комендантского часа или при иных нарушениях режима чрезвычайного положения. При этом время задержания обусловлено истечением срока комендантского часа; граждане, не имеющие при себе документов, удостоверяющих личность, задерживаются до выяснения их личности, но не более чем на трое суток, по решению начальника ОВД или его заместителя. Таким образом, административный арест, применяемый к нарушителям правил комендантского часа в соответствии с Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 г. № З-ФКЗ, ограничен указанным сроком. Назначение административного ареста на срок до 30 суток возможно только при совершении административных правонарушений, предусмотренных ст. 20.5 (нарушение требований режима чрезвычайного положения) и ч. 3 ст. 20.27 КоАП (нарушение должностным лицом правового режима контртеррористической операции).

Согласно Федеральному закону от 6 марта 2006 г. № 35-Φ3 “О противодействии терроризму” контртеррористическая операция представляет собой комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта.

Лишение специального права: виды, содержание. Административный арест

Лишение физического лица, которое совершило административное нарушение, ранее предоставленного ему особенного права устанавливается за систематическое или грубое нарушение порядка пользования данным правом в случаях, которые предусматриваются статьей особенной части КоАП.

Лишение специального права назначается судьей (статья 3.8 часть 1 КоАП). Срок лишения не может превышать трех лет и быть меньше одного месяца.

Лишения физ. лица, которое совершило данное правонарушение административного характера, ранее предоставленного ему определенного права может применяться, а также устанавливаться в качестве как дополнительного, так и основного наказания административной направленности. Если у граждан есть специальные права, то они подтверждаются определенными разрешительными актами, к которым можно отнести: удостоверение водителя; удостоверение на право управления судном; удостоверение машиниста тракториста; билет охотника; лицензия на приобретение оружия, а также патронов к нему или разрешение на хранение и ношение оружия, и патронов к нему (статья 32.6 КоАП часть 1, 3, 31).

Правоограничительное содержание

Наказание административного характера в виде лишения определенного права ограничено четким сроком до трех лет, по окончанию которого правомочия лица обязаны быть восстановлены (статья 32.6 часть 4 КоАП). В таком случае документы, которые были изъяты возвращаются.

Таким образом, это наказание административного характера показывается, как временное приостановление правомочий нарушителя, а именно физического лица.

КоАП в свое время предусматривает три вида лишения права, которое имеет специальную направленность: лишение права управления определенным транспортным средством; лишения права на охоту, а также лишение права на покупку, хранение и ношение купленного оружия, патронов к нему. Лишение права на использование средств радиоэлектроники или высокочастотных устройств не предусмотренно санкциями статей. Особенно части КоАП, что заведомо исключает и применение данного наказания, о чем свидетельствует статья 32.6 часть 2 КоАП).

Органы, которые занимаются исполнением постановлений судьи о лишении специального права, а также порядком исполнения постановления об использовании такого административного наказания определены соответственно статьи 32.5 и 32.6 КоАП.

Лишение специального права, как вид административного наказания требуется отличать от санкций в виде приостановления деяний лицензии или ее аннулирования, которые закрепляются в 20 статье Федерального закона от 2011 года 4 мая № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» применительно к конкретным им правонарушениям. Санкции, которые были указаны применяются к лицензиату-нарушителю независимо от его привлечения к ответственности административного характера, установленной КоАП.

Арест административного характера

Суть административного ареста кроется в содержании нарушителя в определенных условиях изоляции от общества, устанавливается на конкретный срок до 15 суток, а в случае нарушения режимов чрезвычайного положениия, и операции контртеррористического характера до 30 суток (статья 20.5 часть 3 и статья 20.27 КоАП).

Арест административного характера обычно назначается судьей (статья 3.9 часть 1 КоАП), может применяться и устанавливаться только в роли основного наказания административного порядка.

Административный арест — это единственное наказание административной направленности, которое ограничивает свободу нарушителя.

Такая мера используется только, когда есть определенные обстоятельства, отягчающие административную ответственность, исчерпывающий перечень которых отмечается в статье 4.3 части 1 КоАП; в случае, когда таковые отсутствуют, необходимо применять другие, не столь обременительные наказания административного характера. КоАП существенно расширил возможность использования наказания административной направленности в виде административного ареста и ужесточил предусмотренные этим наказанием ограничения.

Данный вид ареста не применяется к определенным лицам, например, к беременным женщинам, а также женщинам, которые имеют ребенка в возрасте до 14 лет, лицам, которые не достигли возраста 18 лет, инвалидам 1 и 2 группы. Такое наказание административного характера также не может применяться по отношению к должностным лицам органов правоохранительного порядка — ОВД, органов Роснаркоконтроля, таможенных, пенитенциарных органов, лицам должностного характера Государственной системы противопожарной службы, и к военнослужащим.

Судебное постановление об административном аресте

Судебное постановление об административном аресте исполняется конкретными органами внутренних дел немедленно после его вынесения. Лицо, которое было подвергнуто аресту, содержится под стражей в месте, определяемом органами дел внутренней направленности.

Во время применения постановления об административном аресте осуществляется досмотр личного характера данного арестованного лица.

В ситуациях, которые устанавливаются Федеральным конституционным законом от 2001 года 30 мая № З-ФКЗ «О чрезвычайном положении», арест административной направленности представляет собой определенную санкцию, которая применяется по отношению к нарушителям правил комендантского часа во время пресечения насильственных действий противоправного характера, отмеченных в статье 3 пункте «а» данного Закона. По смыслу пункт «а», «в» в статье 12, 31 статья часть 1 и статья 33 часть 2 Конституционного закона Федерации от 2001 года 30 мая № З-ФКЗ использованию данной меры всегда предшествует доставление лица или же его задержание административного характера, когда происходит несоблюдение определенных правил комендантского часа или же при других нарушениях режима чрезвычайного положения. В такой ситуации, время задержания обусловлено истечением срока комендантского часа; граждане, которые не имеют у себя каких-либо документов, удостоверяющих личность, задерживаются до момента выяснения их личности, но не более чем на срок трех суток, по решению заместителя начальника ОВД или даже по его личному решению.

Отсюда можно сделать вывод, что арест административной направленности, применяемый по отношению к нарушителям правил комендантского часа в соответствии с Федеральным конституционным законом от 2001 года 30 мая № З-ФКЗ, ограничивается данным сроком. Назначение такого ареста на срок до 30 суток возможно только, когда было совершено административное правонарушение, предусмотренное в статье 20.5 и в части 3 статьи 20.27 КоАП (нарушение лицом при должности режима правового характера контртеррористической операции).

Читайте также:  Назначение судебно медицинской экспертизы

Согласно Федеральному закону от 2006 года 6 марта № 35-Φ3 «О противодействии терроризму» контртеррористическая операция показывается, как определенный комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и других мероприятий с использование техники боевой направленности, а также оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению защищенности у физических лиц, учреждений и организаций, и максимального уменьшения последствия террористического акта.

Лишение специального права

Один из видов административного наказания – лишение специального права. Государство применит его за совершение правонарушения, предусмотренного Особенной частью КоАП РФ. Только при наличии состава административного правонарушения и указания в санкции статьи возможности назначить такой вид административного наказания. Это только основное наказание, с которым может применяться (или применяется) и дополнительный вид. Чаще всего это административный штраф.

Что такое лишение специального права

Большинство людей под лишением специального права понимают только право управления транспортным средством. Конечно, административные нарушения в области дорожного движения, – самый яркий пример. И по наиболее опасным из них КоАП закрепил лишение прав. И применяется это административное наказание достаточно часто.

Но это не все виды лишения прав. Закон устанавливает, к примеру, случаи лишения права охоты (ст. 7.11. КоАП РФ). А также права управления воздушным судном, маломерным судном (ст. 11.5 КоАП РФ, 11.7 КоАП РФ). Статья 20.8. КоАП РФ закрепляет ответственность в виде лишения права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия.

Дисквалификация руководителя – отдельный вид наказания. Хотя он тоже заключается в лишении определенных прав – занимать определенные должности. Однако дисквалификация – отдельный вид наказания. И для него предусмотрены иные правила и иные основания (статьи КоАП РФ).

Общие положения о наказании устанавливает ст. 3.8. КоАП РФ. Итак, лишение специального права представляет собой временный запрет пользоваться ранее предоставленным ему правом в случаях, установленных законом и в связи с грубым или систематическим нарушением порядка пользования таким правом.

Особенности наказания в виде лишения права

Конструкция статьи 3.8. КоАП РФ позволяет сделать несколько существенных выводов (особенностей):

  • наказание назначается только за грубое или систематическое (более 2 раз) нарушение порядка пользования правом. Поэтому нельзя лишить права управления транспортным средством не в связи с нарушением правил дорожного движения. Например, за мелкое хулиганство и все иные составы
  • право должно быть ранее предоставлено субъекту правонарушения. Он должен им владеть на момент совершения нарушения.
  • наказание применяется только к физическим лицам. Не распространяется на лицензии и специальные разрешения организаций и индивидуальных предпринимателей
  • основания: статья Особенной части КоАП РФ. Законы субъектов РФ не могут содержать указание на лишение специального права за нарушение законов субъектов РФ и актов органов местного самоуправления. Такое наказание назначат, если нарушен порядок исполнения лишения специального права. Или временного ограничения, установленного в рамках исполнительного производства.

Подведомственность административных дел, влекущих лишение специального права, – только суд. Срок лишения – не менее 1 месяца и не более 3 лет.

К кому такое наказание не применяется

Закон предусматривает случаи освобождения от административной ответственности в виде лишения права. Помимо общих оснований прекращения административного производства, статья 3.8. КоАП РФ закрепляет отдельные случаи, когда такой вид наказания не применяется:

  • если лицо пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, его нельзя лишить права управления таким средством. Но только если речь не идет об управлении в состоянии опьянения, отказа от прохождения медицинского освидетельствования и т.п. Перечень правонарушений, за которые наказание применяется независимо от инвалидности, устанавливает ч. 3 ст. 3.8. КоАП РФ.
  • нельзя лишить охотника права охоты, если это охота – законный способ получения основных средств к существованию. Кроме ч. 1.2. ст. 8.37 КоАП РФ.

Лишение специального права – как исполняется

После вступления постановления по делу в силу (включая процедуру его обжалования), начинается исполнение наказания. Правонарушитель в течении 3 рабочих дней обязан сдать документы, подтверждающие наличие специального права, в уполномоченные органы. А если он уклоняется, то срок лишения права, установленный судом, прерывается.

Органы власти, которые участвуют в процессе:

  • органы полиции – о лишении права управления транспортным средством
  • Государственная инспекция по маломерным судам МЧС России – о лишении права управления маломерными судами
  • Роскомнадзор -о лишении права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств
  • Росприроднадзор – право на охоту
  • Нацгвардия – право на приобретение, хранение, ношение оружия и патронов к нему

Документы (кроме охотничьего билета и лицензии на оружие) хранятся в уполномоченных органах. Охотничий билет и лицензия аннулируются.

После истечения срока лишения специального права документы возвращаются при обращении к органу власти нарушителя.

Лишение специального права, предоставленного физическому лицу, как вид административного наказания. Порядок и организация исполнения постановления о лишении специального права.

Лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ.

В ст. 3.8 КоАП РФ, определяющей лишение специального права как вид административного наказания, в отличие от аналогичной ст. 30 ранее действовавшего КоАП РСФСР не уточняется содержание специальных прав, которых может быть лишен гражданин. В Особенной части КоАП РФ предусмотрено лишение права на охоту, права на управление транспортным средством, самоходной машиной или другими видами техники, воздушным судном, судном на морском, внутреннем водном транспорте, маломерным судном.

Следует отметить, что в ст. 32.5 и 32.6 КоАП РФ упоминается лишение права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств. Однако в статьях Особенной части Кодекса в настоящее время не установлены правонарушения, предусматривающие лишение права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств.

Таким образом, сейчас законодательством реально предусмотрены административные наказания в виде лишения специального права, предоставленного физическому лицу, только в отношении права на охоту и права на управление транспортными средствами.

Для управления транспортным средством, равно как и для занятия охотой, необходимо наличие специального права. Так, чтобы приобрести право на управление автотранспортными средствами, необходимо сдать квалификационные экзамены и получить водительское удостоверение. Управление другими транспортными средствами предполагает аналогичную процедуру. Применить данный вид административного наказания можно лишь к физическому лицу, которому специальное право было ранее предоставлено и которое этого права не лишено или не утратило его по иным основаниям. Лишение физического лица ранее предоставленного ему специального права фактически означает для него запрет заниматься соответствующим видом деятельности на определенный срок.

Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более трех лет. Лишение специального права назначается только судьей.

Выше отмечалось, что возмездное изъятие или конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию. Исходя из тех же посылок, законодатель определил в ч. 4 ст. 3.8 КоАП РФ, что для таких лиц не может применяться и лишение специального права в виде права на охоту.

Читайте также:  Виды административных взысканий за санитарные правонарушения

Статьей 3.8 КоАП РФ установлено также, что лишение специального права в виде права на управление транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев:

  • управления транспортным средством в состоянии опьянения;
  • уклонения от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения;
  • оставления указанным лицом в нарушение существующих правил места ДТП, участником которого оно являлось.

Статья 32.6. Порядок исполнения постановления о лишении специального права
1. Исполнение постановления о лишении права управления транспортным средством соответствующего вида или другими видами техники осуществляется путем изъятия соответственно водительского удостоверения, удостоверения на право управления судами (в том числе маломерными) или удостоверения тракториста-машиниста (тракториста), если водитель, судоводитель или тракторист-машинист (тракторист) лишен права управления всеми видами транспортных средств, судов (в том числе маломерных) и другой техники, или временного разрешения на право управления транспортным средством соответствующего вида.
2. Исполнение постановления о лишении права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств осуществляется путем изъятия специального разрешения на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств. Порядок изъятия специального разрешения на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный надзор за связью в Российской Федерации.

3. Исполнение постановления о лишении права охоты осуществляется путем изъятия охотничьего билета.
4. По истечении срока лишения специального права документы, изъятые у лица, подвергнутого данному виду административного наказания (за исключением временного разрешения на право управления транспортным средством соответствующего вида), подлежат возврату по его требованию в течение одного рабочего дня.
5. Хранение невостребованных документов осуществляется в течение трех лет. По истечении указанного срока невостребованные документы подлежат уничтожению.

Статья 32.7. Исчисление срока лишения специального права
1. Течение срока лишения специального права начинается со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания в виде лишения соответствующего специального права.
1.1. В течение трех рабочих дней со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания в виде лишения соответствующего специального права лицо, лишенное специального права, должно сдать документы, предусмотренные частями 1 – 3 статьи 32.6 настоящего Кодекса, в орган, исполняющий этот вид административного наказания (в случае, если документы, указанные в части 1 статьи 32.6 настоящего Кодекса, ранее не были изъяты в соответствии с частью 3 статьи 27.10 настоящего Кодекса), а в случае утраты указанных документов заявить об этом в указанный орган в тот же срок.
2. В случае уклонения лица, лишенного специального права, от сдачи соответствующего удостоверения (специального разрешения) или иных документов срок лишения специального права прерывается. Течение срока лишения специального права начинается со дня сдачи лицом либо изъятия у него соответствующего удостоверения (специального разрешения) или иных документов, а равно получения органом, исполняющим этот вид административного наказания, заявления лица об утрате указанных документов.
3. Течение срока лишения специального права в случае назначения лицу, лишенному специального права, административного наказания в виде лишения того же специального права начинается со дня, следующего за днем окончания срока административного наказания, примененного ранее.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина и лица без гражданства как вид административного наказания. Порядок исполнения постановления об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина и лиц без гражданства.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина либо лица без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных гражданина или липа через Государственную границу РФ за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, — в контролируемом самостоятельном выезде иностранного гражданина или лица без гражданства из Российской Федерации.

Это наказание применяется только к иностранным гражданам и лицам без гражданства. Во всех статьях КоАП РФ, содержащих такое наказание, оно закрепляется в качестве возможного дополнительного наказания наряду с основным наказанием — административным штрафом. Административное выдворение за пределы Российской Федерации не может применяться к военнослужащим — иностранным гражданам.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации назначается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию — компетентными должностными лицами органов исполнительной власти. Такими должностными лицами являются наделенные необходимыми полномочиями сотрудники пограничных органов.

Содержание административного выдворения за пределы Российской Федерации достаточно специфично. Оно, как уже отмечалось выше, состоит в контролируемом перемещении лиц, не являющихся гражданами России, с ее территории через Государственную границу РФ. Перемещение может производиться принудительно и путем контролируемого самостоятельного выезда выдворяемого из Российской Федерации. В случае если у выдворяемого из России лица нет необходимых средств и установление стороны, пригласившей его в Россию, невозможно, перемещение выдворяемого лица через Государственную границу РФ осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства как административное наказание не следует смешивать с такими мерами административного пресечения, как:

  • депортация – принудительная высылка иностранного гражданина (лица без гражданства) из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации;
  • выдворение иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Российской Федерации – принудительная мера, применяемая уполномоченными должностными лицами пограничных органов и связанная с передачей иностранных граждан и лиц без гражданства, нарушивших режим Государственной границы РФ, властям государства, с территории которого они пересекли Государственную границу РФ.

Постановление об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства исполняется:

1) пограничными органами – при совершении административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 18.1, частью 2 статьи 18.4 настоящего Кодекса;

2) органами внутренних дел – при совершении административных правонарушений, предусмотренных статьями 18.8, 18.10, 18.11, частью 2 статьи 18.17, частью 1 статьи 19.27 настоящего Кодекса.

Статья 32.10. Порядок исполнения постановления об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства
1. Исполнение постановления об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства производится путем официальной передачи иностранного гражданина или лица без гражданства представителю властей иностранного государства, на территорию которого указанное лицо выдворяется, либо путем контролируемого самостоятельного выезда лица, подлежащего административному выдворению за пределы Российской Федерации.
2. Об административном выдворении иностранного гражданина или лица без гражданства из пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации уведомляются власти иностранного государства, на территорию или через территорию которого указанное лицо выдворяется, если административное выдворение предусмотрено международным договором Российской Федерации с указанным государством.
3. В случае, если передача лица, подлежащего административному выдворению за пределы Российской Федерации, представителю властей иностранного государства не предусмотрена международным договором Российской Федерации с указанным государством, административное выдворение лица осуществляется в месте, определяемом пограничными органами.
4. Исполнение постановления об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства оформляется в виде двустороннего или одностороннего акта, который приобщается к постановлению.
5. До административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства по решению суда могут содержаться в специальных помещениях, предусмотренных статьей 27.6 настоящего Кодекса.

Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; Нарушение авторского права страницы

Ссылка на основную публикацию