Доказательства в административном процессе - Kapital124.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Доказательства в административном процессе

Статья 26.11 КоАП РФ. Оценка доказательств

Новая редакция Ст. 26.11 КоАП РФ

Судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Комментарий к Статье 26.11 КоАП РФ

1. Оценка доказательств – это мыслительная деятельность уполномоченного должностного лица, которая состоит в том, что он, руководствуясь законом и правосознанием, рассматривает каждое доказательство в отдельности и всю совокупность доказательств, определяя их относимость, допустимость, достаточность и достоверность для выводов по делу.

2. Относимость доказательств – это качество, определяющее, насколько данное доказательство может служить выяснению обстоятельств, указанных в ст. 26.1 КоАП. Допустимость доказательств означает, что обстоятельства дела, которые по закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими средствами доказывания. Достоверность – это качество доказательства, характеризующее точность, правильность отражения обстоятельств, входящих в предмет доказывания. Достаточность доказательств – это качество совокупности имеющихся доказательств, необходимых для разрешения дела.

3. Принцип оценки доказательств уполномоченным должностным лицом по своему внутреннему убеждению является общепринятым в российской юрисдикционной деятельности. В то же время это убеждение должно основываться на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела.

Другой комментарий к Ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Процесс доказывания завершается оценкой доказательств, на основании которой происходит разрешение дела об административном правонарушении.

2. Оценка доказательств представляет собой мыслительную деятельность судьи, членов коллегиального органа, должностного лица, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, в результате которой определяется их относимость, допустимость, достоверность и достаточность для обоснования выводов по делу.

3. Оценка доказательств как мыслительная деятельность протекает по своим логическим и психологическим законам. Вместе с тем она регламентирована КоАП РФ. Основное правило и одновременно принцип административного процесса – оценка происходит по внутреннему убеждению судьи, должностного лица, члена коллегиального органа. Это означает, что, во-первых, никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу (при этом не только сила доказательств, но и их достоверность и достаточность определяются путем свободной оценки, без каких-либо заранее установленных правил); во-вторых, никто не может повлиять на оценочную деятельность субъектов.

4. Вопрос о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, доказанности тех или иных обстоятельств решается уполномоченными лицами, в производстве которых находится дело об административном правонарушении. Так, при проверке и оценке протоколов учитывается, насколько они корреспондируются с другими доказательствами, устанавливаются правовая логичность соответствующих протоколов, наличие данных о разъяснении участникам процессуального действия права делать замечания по поводу произведенных действий. Объяснения лица, привлекаемого к ответственности за нарушение установленных правил, подлежат проверке и оценке наряду с другими собранными по делу доказательствами.

5. Заключение эксперта, как и любое иное доказательство, может проверяться и оцениваться путем сопоставления его с другими доказательствами, установленными по делу фактическими данными.

При оценке экспертного заключения особое внимание обращается на соблюдение всех требований этой процессуальной процедуры, на полноту и точность ответов эксперта на все поставленные вопросы; на соответствие описанных в заключении промежуточных результатов исследований конечным выводом эксперта. При оценке содержания выводов экспертизы учитываются сведения, которые эксперт привел в порядке экспертной инициативы. Проверяется, соответствует ли компетенция эксперта порученному исследованию, не превысил ли ее эксперт, пытаясь разрешить юридические вопросы, в частности касающиеся квалификации правонарушения, виновности определенного лица.

6. При исследовании и оценке удостоверяющих документов обращается внимание на их происхождение, наличие у должностного лица или государственных органов, организаций права на выдачу таких документов, соответствие формы и содержания документа установленным правилам. При необходимости могут быть запрошены по поводу содержания документа выдавшие его органы, опрошены лица, имеющие отношение к составлению документа. Проверяются подлинность документа и отсутствие в нем подделок и искажений.

7. При оценке вещественного доказательства учитываются обстоятельства, при которых оно было обнаружено, время, место и условия его обнаружения. Если в материалах дела нет данных о том, когда и при каких обстоятельствах обнаружен предмет, он лишается доказательственного значения. Учитывается возможность подделки вещественных доказательств, умышленного их создания или искажения свойств и признаков, а также возможность их уничтожения.

8. Оценка доказательств по внутреннему убеждению лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, предусматривает соблюдение следующих требований: 1) внутреннее убеждение субъекта должно быть обоснованным; 2) при оценке доказательств субъект должен руководствоваться законом, а также своим правосознанием.

9. Обоснованность внутреннего убеждения заключается в том, что доказательства должны быть основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела. Это означает, что внутреннее убеждение, будучи категорией субъективной, имеет объективное основание. Требование обоснованности обязывает лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, мотивировать свой вывод в постановлении по существу, ссылками на объективно существующие материалы дела, а не на свое субъективное видение.

10. Связанность законом при оценке доказательств проявляется прежде всего при оценке допустимости доказательств, поскольку именно в этом вопросе никакой свободы быть не может.

Оценка относимости доказательств имеет смешанную природу, поскольку содержит как формальные, так и содержательные моменты. В законе определены обстоятельства, подлежащие обязательному установлению по делу. И в этом случае доказательства, содержащие сведения об этих обстоятельствах, являются безусловно относимыми. Для констатации этого не требуется никакого внутреннего убеждения: следует руководствоваться только законом. Иначе обстоит дело с косвенными доказательствами. Их связь с административным правонарушением не всегда очевидна, нередко подлежит тщательной проверке и оценивается без каких-то заранее установленных формальных правил, т.е. на основе внутреннего убеждения.

Доказательства в административном процессе

Статья 26.2. Доказательства

  • 1. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
  • 2. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Информация об изменениях:

  • 3. Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
  • 50. Обеспечительные меры в административном процессе

Для правильного и объективного разрешения дела большое значение имеют меры обеспечения административного процесса. Они применяются для прекращения административных проступков, установления личности нарушителя, составления протоколов об АП-ии, обеспечение своевременного рассмотрения дела и исполнение вынесенного постановления. Всего предусмотрено 9 таких мер: Административное задержание – состоит в фактическом, кратковременном ограничении свободы лица, в отношении которого ведется административный процесс, в доставлении его в органы, ведущие процесс и в содержании в данном органе. Административное задержание следует отличать от уголовно-процессуального – т.е. от задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления. Административное задержание – это задержание исключительно административных правонарушителей. Административному задержанию не подлежат: Лица, занимающие высшие государственные должности и должности, включенные в кадровый реестр главы государства. Депутаты всех звеньев советов. Судьи и народные заседатели. Иностранцы, пользующиеся дипломатической неприкосновенностью. Законодательством предусмотрено 2 основные разновидности задержания: Общее – преследует цель пресечения правонарушения, когда исчерпаны другие меры воздействия, а также установление личности нарушителя и составление протокола об административном правонарушении. Срок такого задержания не должен превышать 3 часов с момента фактического задержания лица. Специальное – имеет более длительный срок и существует несколько его видов:

Задержание лиц, совершивших правонарушение, за которое может быть назначен административный арест либо депортация. Срок – до 3 суток.

Задержание лиц, которые находились в состоянии опьянении, оскорбляющем человеческое достоинство и нравственность виде. Срок – до отрезвления, но до 3 суток.

Читайте также:  Срок рассмотрения протокола об административном правонарушении

Задержание военнослужащих, совершивших административное правонарушение. Срок – до передачи военному командованию, но не более 3 суток.

Задержание лиц, нарушивших пограничный режим. Срок – до установления личности, но не более 3 суток, а с санкции прокурора – до 10 суток.

Задержание иностранных граждан или лиц без гражданства, нарушивших правила пребывания или транзитного проезда. Срок — до 48 часов, а с санкции прокурора – на любой срок, необходимый для установления их личности. Специальному задержанию не подлежат несовершеннолетние. Обо всех случаях задержания по просьбе задержанного о его месте нахождения уведомляются указанные им лица: родственники, защитник, наниматель.

Личный обыск задержанного. Применяется в целях обнаружения орудий и средств правонарушения: предметов, документов и ценностей, имеющих значение для административного процесса. Наложение ареста на имущество. Применяется в целях обеспечения исполнения таких взысканий, как штраф, конфискация или взыскание стоимости предмета АП-ия. Наложение ареста заключается в запрете лицу на распоряжение имуществом, а в некоторых случаях – и на пользование этим имуществом. Арест не производится в отношении предметов первой необходимости, перечень которых содержится в приложении к ПИКОАП.

Изъятие вещей и документов. Данная мера включает в себя 2 составляющих: Изъятие вещей, к которым относятся орудия или средства совершения правонарушения; вещи, изъятые из оборота; имущество или доходы, полученные в результате правонарушения т.п. Изъятие документов. Среди них – документы, имеющие значение для принятия решения по делу и водительское удостоверение. Задержание или принудительная отбуксировка т/с. Блокировка колес т/с. К легковым автомобилям не применяется. Отстранение от управления т/с. Привод – это принудительное доставление лица, не явившегося без уважительной причины по вызову в орган, ведущий административный процесс. Удаление из помещения, в котором рассматривается дело об административном правонарушении (кроме защитника).

Доказательства в административном судопроизводстве

Доказательства по КАС РФ

Доказательствами в административном процессе могут быть (ст. 59 Кодекса административного судопроизводства РФ, далее — КАС РФ):

  1. Объяснения участников дела. Могут выражаться в письменной или устной форме и наряду с другими доказательствами подлежат проверке судом (ст. 68 КАС РФ).
  2. Свидетельские показания. Могут излагаться устно и письменно. При этом такие доказательства должны соответствовать следующим критериям, чтобы быть принятыми судом:
  • свидетель должен указать источник получения излагаемой суду информации;
  • доказательства, основывающиеся на показаниях иных лиц, принимаются, если такие лица также были опрошены.
  1. Письменные доказательства — любые отвечающие требованиям закона информационные данные, зафиксированные на материальных носителях (акты, справки, деловая переписка, цифровые и графические материалы, материалы, полученные посредством использования электронной, цифровой, факсимильной связи, по каналу видео-конференц-связи и др., см. ст. 70 КАС РФ).
  2. Вещественные доказательства — предметы, которые по своему внешнему виду, свойствам, месту нахождения или иным признакам могут служить средством установления обстоятельств, имеющих значение для спора (ст. 72 КАС РФ).
  3. Аудио- и видеозаписи.
  4. Экспертные заключения (с различными видами экспертизы, порядком ее назначения и поведения, применением результатов можно ознакомиться с помощью статей, размещенных в блоке «Экспертиза»).

Обратите внимание! Доказательства могут быть как представлены в суд по собственной инициативе участников спора, так и запрошены судом (п. 1 ст. 63 КАС РФ, п. 24 постановления Пленума ВС РФ от 27.09.2016 № 36, далее — ППВС № 36).

Недопустимые доказательства в административном процессе

По КАС РФ доказательства должны соответствовать требованиям:

  • относимости, т. е. иметь значение для разрешения данного конкретного спора (ст. 60 КАС РФ);
  • допустимости, т. е. отвечать требованиям, установленным законом, чтобы быть принятыми судом как имеющими юридическое значение для разрешения конкретного спора (ст. 61 КАС РФ).

Тема относимости и допустимости доказательств в иных видах процессов раскрыта в нашей статье «Относимость и допустимость доказательств (нюансы)».

Определенные доказательства, представленные в суд, могут быть признаны недопустимыми как по ходатайству заинтересованного лица, так и по собственному убеждению суда (пп. 2, 3 ст. 61 КАС РФ). При этом если производится оценка доказательства по ходатайству участника процесса, то должны быть соблюдены следующие правила (п. 25 ППВС № 36):

  • такое ходатайство должно быть оформлено в письменной форме;
  • бремя доказывания недопустимости оспариваемого доказательства возлагается на лицо, подавшее соответствующее ходатайство;
  • вопрос о допустимости такого доказательства разрешается судом после заслушивания мнений по этому поводу лиц, участвующих в процессе, или их представителей.

Важно! Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на соблюдении принципов, закрепленных в пп. 2–6 ст. 84 КАС РФ.

Обязанность доказывания

Обязанность по доказыванию тех или иных фактов, на которых участник процесса основывает свою позицию в споре, по общему правилу возлагается на таких участников процесса (п. 1 ст. 62 КАС РФ).

Вместе с тем если разрешается спор о соответствии требованиям закона нормативного акта, решения органа публичной власти, действий или бездействия должностных лиц и органов, наделенных государственными или публичными полномочиями, бремя доказывания законности таких документов или действий/бездействия госорганов возлагается уже на административного ответчика.

Таким образом, административный истец, защищающий свои права и законные интересы или права и интересы неограниченного круга лиц, не обязан доказывать незаконность актов или действий органов, наделенных публичными полномочиями.

Однако такой административный истец должен сообщить суду:

  • каким нормам закона противоречит оспариваемый акт или действия административного ответчика;
  • на основании каких данных можно судить о том, что оспариваемым актом или действиями административного истца нарушены или будут нарушены права и законные интересы административного истца или неограниченного круга лиц;
  • иные факты, имеющие значение для объективного и справедливого разрешения спора.

Важно! Нарушение прав и свобод заявителя, необходимость в их восстановлении являются обязательными условиями для удовлетворения заявления о признании оспариваемых решения, действий (бездействия) незаконными. Если при рассмотрении административного дела будет установлено, что допущенные нарушения прав и свобод административного истца устранены в полном объеме, оснований для удовлетворения требований не будет (например, решение Шуйского горсуда Ивановской обл. от 25.08.2017 по делу № 2а-1164/2017).

Какие обстоятельства не подлежат доказыванию

Обратите внимание! Не нуждаются в доказывании:

  • Обстоятельства, являющиеся общеизвестными (п. 1 ст. 64 КАС РФ).
  • Обстоятельства, установленные уже вступившим в законную силу ранее принятым решением суда (если в административном процессе участвуют лица, в отношении которых данные обстоятельства доказаны, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства). Кроме того, такие обстоятельства не подлежат и оспариванию. При использовании данной юридической нормы надлежит исходить из того, что под лицами, относящимися к категории лиц, в отношении которой установлены названные выше обстоятельства, подразумеваются, например, органы госвласти, входящие в единую систему госорганов (в т. ч. ФНС РФ, ФТС РФ и т. п.), должностные лица соответствующей системы госорганов (п. 26 ППВС № 36).
  • Обстоятельства, признанные сторонами (ст. 65 КАС РФ). Такие обстоятельства в дальнейшем по общему правилу не подлежат проверке судом. Однако если у последнего все же имеются сомнения, что данное соглашение о признании обстоятельств не подписано под влиянием заблуждения, угрозы или без целей скрыть истинные обстоятельства дела, то суд не принимает указанное соглашение сторон, а сами доказательства подлежат проверке.

Оценка доказательств

Как уже упоминалось выше, суд оценивает представленные доказательства по собственному внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании (п. 1 ст. 84 КАС РФ).

При этом никакие обстоятельства не могут иметь для суда заранее определенной силы. Значимость тех или иных обстоятельств суд определяет в каждом конкретном случае.

При этом оценка на предмет соответствия требованию достоверности, допустимости и относимости производится в отношении каждого факта в отдельности, а достаточность и взаимосвязь — в совокупности с иными обстоятельствами дела.

Обратите внимание! Итоги оценки доказательств суд фиксирует в решении, в котором также указывается, какие именно обстоятельства и по каким основаниям приняты судом в качестве надлежащих доказательств, а какие и по каким причинам отклонены.

Читайте также:  Уголовная ответственность за употребление наркотиков

Итак, категории доказательств, которые могут быть приняты судом в рамках КАС РФ, аналогичны категориям доказательств и в иных видах судебных процессов (см. также статьи «Доказательства в арбитражном процессе (особенности)» и «Особенности оценки доказательств в гражданском процессе»).

При этом доказательства должны соответствовать требованиям достоверности, допустимости и относимости. Обязанность доказывания тех или иных обстоятельств по общему правилу возложена на лицо, чья позиция в процессе на такие обстоятельства опирается.

Статья 26.11 КоАП РФ. Оценка доказательств

Новая редакция Ст. 26.11 КоАП РФ

Судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Комментарий к Статье 26.11 КоАП РФ

1. Оценка доказательств – это мыслительная деятельность уполномоченного должностного лица, которая состоит в том, что он, руководствуясь законом и правосознанием, рассматривает каждое доказательство в отдельности и всю совокупность доказательств, определяя их относимость, допустимость, достаточность и достоверность для выводов по делу.

2. Относимость доказательств – это качество, определяющее, насколько данное доказательство может служить выяснению обстоятельств, указанных в ст. 26.1 КоАП. Допустимость доказательств означает, что обстоятельства дела, которые по закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими средствами доказывания. Достоверность – это качество доказательства, характеризующее точность, правильность отражения обстоятельств, входящих в предмет доказывания. Достаточность доказательств – это качество совокупности имеющихся доказательств, необходимых для разрешения дела.

3. Принцип оценки доказательств уполномоченным должностным лицом по своему внутреннему убеждению является общепринятым в российской юрисдикционной деятельности. В то же время это убеждение должно основываться на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела.

Другой комментарий к Ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Процесс доказывания завершается оценкой доказательств, на основании которой происходит разрешение дела об административном правонарушении.

2. Оценка доказательств представляет собой мыслительную деятельность судьи, членов коллегиального органа, должностного лица, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, в результате которой определяется их относимость, допустимость, достоверность и достаточность для обоснования выводов по делу.

3. Оценка доказательств как мыслительная деятельность протекает по своим логическим и психологическим законам. Вместе с тем она регламентирована КоАП РФ. Основное правило и одновременно принцип административного процесса – оценка происходит по внутреннему убеждению судьи, должностного лица, члена коллегиального органа. Это означает, что, во-первых, никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу (при этом не только сила доказательств, но и их достоверность и достаточность определяются путем свободной оценки, без каких-либо заранее установленных правил); во-вторых, никто не может повлиять на оценочную деятельность субъектов.

4. Вопрос о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, доказанности тех или иных обстоятельств решается уполномоченными лицами, в производстве которых находится дело об административном правонарушении. Так, при проверке и оценке протоколов учитывается, насколько они корреспондируются с другими доказательствами, устанавливаются правовая логичность соответствующих протоколов, наличие данных о разъяснении участникам процессуального действия права делать замечания по поводу произведенных действий. Объяснения лица, привлекаемого к ответственности за нарушение установленных правил, подлежат проверке и оценке наряду с другими собранными по делу доказательствами.

5. Заключение эксперта, как и любое иное доказательство, может проверяться и оцениваться путем сопоставления его с другими доказательствами, установленными по делу фактическими данными.

При оценке экспертного заключения особое внимание обращается на соблюдение всех требований этой процессуальной процедуры, на полноту и точность ответов эксперта на все поставленные вопросы; на соответствие описанных в заключении промежуточных результатов исследований конечным выводом эксперта. При оценке содержания выводов экспертизы учитываются сведения, которые эксперт привел в порядке экспертной инициативы. Проверяется, соответствует ли компетенция эксперта порученному исследованию, не превысил ли ее эксперт, пытаясь разрешить юридические вопросы, в частности касающиеся квалификации правонарушения, виновности определенного лица.

6. При исследовании и оценке удостоверяющих документов обращается внимание на их происхождение, наличие у должностного лица или государственных органов, организаций права на выдачу таких документов, соответствие формы и содержания документа установленным правилам. При необходимости могут быть запрошены по поводу содержания документа выдавшие его органы, опрошены лица, имеющие отношение к составлению документа. Проверяются подлинность документа и отсутствие в нем подделок и искажений.

7. При оценке вещественного доказательства учитываются обстоятельства, при которых оно было обнаружено, время, место и условия его обнаружения. Если в материалах дела нет данных о том, когда и при каких обстоятельствах обнаружен предмет, он лишается доказательственного значения. Учитывается возможность подделки вещественных доказательств, умышленного их создания или искажения свойств и признаков, а также возможность их уничтожения.

8. Оценка доказательств по внутреннему убеждению лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, предусматривает соблюдение следующих требований: 1) внутреннее убеждение субъекта должно быть обоснованным; 2) при оценке доказательств субъект должен руководствоваться законом, а также своим правосознанием.

9. Обоснованность внутреннего убеждения заключается в том, что доказательства должны быть основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела. Это означает, что внутреннее убеждение, будучи категорией субъективной, имеет объективное основание. Требование обоснованности обязывает лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, мотивировать свой вывод в постановлении по существу, ссылками на объективно существующие материалы дела, а не на свое субъективное видение.

10. Связанность законом при оценке доказательств проявляется прежде всего при оценке допустимости доказательств, поскольку именно в этом вопросе никакой свободы быть не может.

Оценка относимости доказательств имеет смешанную природу, поскольку содержит как формальные, так и содержательные моменты. В законе определены обстоятельства, подлежащие обязательному установлению по делу. И в этом случае доказательства, содержащие сведения об этих обстоятельствах, являются безусловно относимыми. Для констатации этого не требуется никакого внутреннего убеждения: следует руководствоваться только законом. Иначе обстоит дело с косвенными доказательствами. Их связь с административным правонарушением не всегда очевидна, нередко подлежит тщательной проверке и оценивается без каких-то заранее установленных формальных правил, т.е. на основе внутреннего убеждения.

ПОНЯТИЕ ДОКАЗЫВАНИЯ В АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРОЦЕССЕ. ДОКАЗАТЕЛЬСТВА И ИХ ВИДЫ

Административный процесс -это, прежде всего, юридический процесс, содержание которого во многом сводится к доказыванию. При этом от того, насколько полно и достоверно установлены обстоятельства дела, зависят обоснованность, законность и справедливость принимаемого по нему решения, обеспечение прав и законных интересов граждан. От эффективности доказывания, которое является стадией юридического процесса, зависит его эффективность в целом.

Доказывание в административном процессе осуществляется при помощи средств доказывания, то есть доказательств.

Доказательство в процессуальном понимании – это сведения о каких-либо фактических обстоятельствах дела, полученные в установленном законом порядке.

Законодательством предусмотрены обстоятельства, подлежащие доказыванию по делу, к которому относятся:

  • а) наличие деяния, предусмотренного особенной частью КоАП (время, место, способ и другие обстоятельства совершения правонарушения);
  • б) вменяемость лица, совершившего правонарушение (прямой, косвенный умысел, неосторожная вина – легкомыслие или небрежность);
  • в) виновность юридического лица в случае, когда в статье Особенной части КоАП предусмотрена его ответственность;
  • г) характер и размер вреда, причиненного правонарушением, а также иные обстоятельства, влияющее на вид и меру взыскания (например, при мелком хищении на сумму свыше десяти базовых величин наступает уголовная ответственность);
  • д) иные обстоятельства, имеющие значение для принятия решения по делу (смягчающие, отягчающие). [12, с.63]

Если правонарушение совершено несовершеннолетним, помимо указанных требуется выяснить: 1) возраст несовершеннолетнего (число, месяц, год рождения); 2) наличие совершеннолетних соучастников административного правонарушения.

Не требуют доказывания факты, установленные вступившим в законную силу приговором по уголовному делу, решением суда по гражданскому или хозяйственному делу.

Цель доказывания состоит в установлении объективной истины в административном процессе, познании происшедшего события и всех обстоятельств, требующих установления по делу, обстоятельств, позволяющих правильно разрешить его и справедливо наказать виновное лицо или освободить невиновное от ответственности, а возможно и прекратить дело об административном правонарушении.

Читайте также:  Уголовная ответственность за побои

Предмет доказывания- круг фактических обстоятельств, которые должны быть установлены для правильного решения дела об административном правонарушении, предусмотренные ст. 6.2 ПИКоАП.

Однако прежде чем говорить об элементах доказывания, необходимо раскрыть суть доказательств, которыми являются любые фактические данные, полученные в предусмотренном законом порядке, на основе которых суд, орган, ведущий административный процесс, устанавливают наличие или отсутствие правонарушения, предусмотренного КоАП, виновность или невиновность лица, привлекаемого к административной ответственности, и иные обстоятельства, имеющие значение для принятия правильного решения.

Фактические данные- это сведения о фактах, а не предположения, которые могут высказать свидетели или потерпевший, то есть данные, отражающие действительное состояние, соответствующее фактам, реальным событиям, отражающим то, что действительно было или есть. Получение фактических данных в установленном ПИКоАП порядке означает, что порядок регламентирован ПИКоАП, и получать указанные сведения допускается только с помощью действий, составляющих доказывание и с соблюдением процедуры, предписанной для данного действия. Например, осмотр жилища производится только с согласия собственника или проживающего в нем совершеннолетнего лица. При проведении осмотра без его присутствия полученные фактические данные будут незаконными. Фактические данные должны получаться уполномоченными на то должностными лицами – лицами органов, ведущих административный процесс в своей сфере деятельности. Например, должностные лица органов государственного санитарного надзора не могут получать фактические данные о совершенных административных правонарушениях в сфере государственного пожарного надзора и наоборот.

Данные могут признаваться фактическими, если они получены из установленного ПИКоАП источника, которым в соответствии с ч. 2 ст. 6.3 являются:

  • 1) объяснение лица, в отношении которого ведется административный процесс;
  • 2) объяснение потерпевшего;
  • 3) объяснение свидетеля;
  • 4) заключение эксперта;
  • 5) вещественное доказательство;
  • 6) протокол об административном правонарушении;
  • 7) протокол процессуального действия;
  • 8) документ и другой носитель информации, полученный в порядке установленном ПИКоАП.

Лицо, привлекаемое к ответственности, вправе давать объяснения по поводу правонарушения, иных известных ему по делу обстоятельств и имеющихся в деле доказательств. Его объяснение включает сведения об обстоятельствах, имеющих значение для дела, сообщенные им при опросе, в том числе при составлении протокола, а также при производстве иных процессуальных действий с его участием. [10, с.39]

Потерпевший вследствие наиболее полного и достоверного изучения материалов дела и принятия верного решения может быть опрошен как о любых обстоятельствах, подлежащих доказыванию по делу, так и о своих взаимоотношениях с привлекаемым к ответственности. Его объяснения составляют сведения об обстоятельствах, имеющих значение для дела.

Как и вышеуказанные участники процесса, свидетель (свидетели) по делу может быть опрошен о любых обстоятельствах дела, подлежащих доказыванию, а также о взаимоотношениях с правонарушителями, по-терпевшим, другими свидетелями.

Законодатель не относит к доказательствам сведения, сообщенные потерпевшим, а также свидетелем, если они не могут указать источник своей осведомленности.

Объяснения по форме могут быть как устными, так и письменными. Письменные объяснения лиц, привлекаемых к ответственности, как правило, излагаются в протоколе об административном правонарушении. Однако объяснения могут быть изложены и на отдельных бланках. В этом случае указывается: место и дата, должность лица, принявшего объяснение, установочные данные (фамилия, имя, отчество, год и место рождения, место работы и жительства, номер телефона) давшего объяснения.

Объяснение записывается собственноручно от имени первого лица как должностным лицом, так и лицом, дающим его, и ими подписывается.

Значительное внимание при принятии решения по делу отводится заключениям экспертов – специалистов в области науки, техники, искусства, ремесла и иных сферах деятельности. Заключение эксперта является процессуальным документом, удостоверяющим факт, ход и результат исследования материалов, предоставленных органом, ведущим процесс, и содержащий выводы по поставленным перед экспертом вопросам. [16, с.59]

Заключение эксперта, с одной стороны, не являются обязательными для ведущего процесс, а с другой – несогласие с ним должно быть мотивировано.

В ходе изучения причин и обстоятельств совершения правонарушения административно-юрисдикционным органом также проверяются и оцениваются вещественные доказательства, имеющиеся в деле. Законо-дательством к ним отнесены: предмет или документ, которые служили средствами правонарушения, или были предметом противоправных действий, а также вещи или иные ценности, добытые противоправным путем, и все другие предметы и документы, которые могут помочь обнаружению правонарушения, установлению иных обстоятельств, имеющих значение для принятия правильного решения по делу. К ним следует отнести, например, орудия и транспортные средства незаконной охоты и рыболовства, товары и предметы таможенных операций, документы финансовых и бухгалтерских операций и др.

Предусмотрены также документальное закрепление (подробное опи-сание; по возможности, фотографирование) вещественных доказательств в протоколе об административном правонарушении или ином протоколе процессуального действия, а также порядок его хранения. Как правило, оно должно храниться при деле и передаваться вместе с ним.

Если вещественные доказательства вследствие их громоздкости и иных свойств не могут храниться при деле, они должны быть сфотографированы, опечатаны и храниться в месте, указанном органом, ведущим процесс, о чем должна быть составлена и находится в деле соответствующая справка. К делу может быть приобщен образец вещественного доказательства.

Вещественное доказательство хранится до вступления решения по делу в законную силу или до истечения срока его обжалования. В случаях, когда спор о праве на предмет или документ подлежит разрешению в порядке гражданского или хозяйственного судопроизводства, вещественное доказательство хранится до вступления решения суда в законную силу. Оно может быть возвращено владельцу и до истечения этих сроков, если это не наносит ущерба процессу. [14, с.74]

Предметы, вещи, подвергающиеся быстрой порче, если они не могут быть возвращены владельцу, сдаются в соответствующие организации для реализации или использования по назначению, а в случае неприменения конфискации владельцу выдается возмещение предметами того же рода и качества или оплачивается их стоимость.

Протокол процессуального действия как источник доказательства -это документ, составленный должностным лицом органа, ведущего процесс, в порядке, установленном ПИКоАП, удостоверяющий обстоятельства и факты, установленные при осмотре, освидетельствовании, задержании, изъятии вещей и документов, а также составленный в установленном порядке протокол судебного заседания или протокол административной комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних. Доказательствами могут служить и другие документы и носители информации, в частности, материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеоносители, компьютерной и иной информации. [15, с.82]

При этом документ признается источником доказательств, если сведения, изложенные в нем, удостоверены должностным лицом юридического лица или физическим лицом.

Документы и другие носители информации приобщаются к делу и остаются в нем в течение всего срока его хранения. В случае, когда изъятые и приобщенные к делу документы требуются для текущего учета, отчетности или иных правомерных целей, они могут быть возвращены законному владельцу или переданы ему во временное пользование, если это возможно без ущерба для документальной полноты дела, при этом в досье дела остаются их копии.

Доказательствами являются любые фактические данные, полученные в предусмотренном законом порядке, на основе которых ведущий процесс устанавливает наличие или отсутствие правонарушения, предусмотренного КоАП, виновность либо невиновность лица, привлекаемого к ответственности, и иные обстоятельства, имеющие значение для принятия правильного решения по делу (малозначительность, повторность и др.). Таким образом, доказательствами могут быть только фактические данные, полученные в установленном ПИКоАП порядке из установленного законом источника компетентным должностным лицом. Фактические данные- это сведения о фактах, а не предположения, которые могут высказать свидетели или потерпевший, то есть данные, отражающие действительное состояние, соответствующее фактам, реальным событиям, отражающим то, что действительно было или есть. Получение фактических данных в установленном ПИКоАП порядке означает, что порядок регламентирован ПИКоАП, и получать указанные сведения допускается только с помощью действий, составляющих доказывание и с соблюдением процедуры, предписанной для данного действия. Например, осмотр жилища производится только с согласия собственника или проживающего в нем совершеннолетнего лица. При проведении осмотра без его присутствия полученные фактические данные будут незаконными. Фактические данные должны получаться уполномоченными на то должностными лицами – лицами органов, ведущих административный процесс в своей сфере деятельности.

Ссылка на основную публикацию