Примирительные процедуры при трудовых спорах - Kapital124.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Примирительные процедуры при трудовых спорах

Примирительные процедуры разрешения коллективных трудовых споров

Этапам и порядку разрешения коллективных трудовых споров предшествует стадия урегулирования разногласий самими сторонами. Чтобы было видно, что у работников с работодателем есть определенные разногласия, требующие решения работодателя, работники должны их оформить выдвижением требований.

Правом выдвижения требований обладают работники и их представители ( работодатели такого права не имеют ). Требования работников организации (предприятия, учреждения), представительства утверждаются на собрании (конференции) работников большинством голосов. Одновременно работники избирают своих полномочных представителей для участия в разрешении коллективного трудового спора.

Собрание работников считается правомочным , если на нем присутствует более 1/2 работающих, конференция – более 2/3 (ст. 399 ТК).

Работодатель не вправе препятствовать проведению такого собрания (конференции). Требования, не относящиеся к трудовым спорам, не должны выдвигаться, поскольку они не подлежат рассмотрению в порядке, указанном законом для трудовых споров.

Требования оформляются в письменной форме и направляются работодателю, который обязан их принять к рассмотрению. При выдвижении одинаковых требований различными представителями работников они вправе сформировать единый орган для разрешения данного коллективного спора. Требования профсоюзов и их объединений выдвигаются и направляются соответствующими сторонами социального партнерства (ст. 399 ТК).

Работодатель обязан в течение 3 рабочих дней дать письменный ответ на предъявленные требования работников, а по требованиям профсоюзов – в течение 1 месяца со дня получения требований работодателем (ст. 400 ТК).

Если работодатель удовлетворил все требования работников, то разногласия погашаются и спора не возникает. Если же они полностью или частично отклонены работодателем, то представители работников могут начать примирительные процедуры по разрешению возникшего уже коллективного трудового спора, поскольку моментом начала этого спора является

  • день сообщения решения работодателя об отклонении требований работников или
  • несообщение им в указанный срок своего решения, а также
  • дата составления протокола разногласий в ходе коллективных переговоров.

Порядок разрешения коллективного трудового спора состоит из следующих последовательных трех или двух этапов примирительных процедур:

  1. рассмотрение спора примирительной комиссией;
  2. рассмотрение спора с участием посредника ( факультативный этап );
  3. рассмотрение спора трудовым арбитражем.

Ни одна из сторон спора не вправе уклониться от участия в примирительных процедурах. Каждая примирительная процедура проводится в установленные законом сроки. Но в случае необходимости эти сроки могут быть по соглашению сторон спора продлены. Данные сроки являются процессуальными. Исковых, давностных сроков по коллективным трудовым спорам не установлено. В поддержку своих требований в период разрешения коллективных трудовых споров работники имеют право проводить собрания, митинги, демонстрации, пикетирование в соответствии с законодательством.

Примирительная комиссия

Примирительная комиссия является обязательным этапом .

Примирительная комиссия – это совместный орган спорящих сторон, созданный ими на паритетных началах в срок до 3-х рабочих дней с момента начала спора. Ее создание оформляется соответствующим приказом работодателя и решением представителей работников, выделяющим в комиссию представителей сторон на равной правовой основе (в равном количестве и с равными правами). Количественный ее состав устанавливают стороны по соглашению. Стороны не вправе уклоняться от создания примирительной комиссии и участия в ее работе, иначе коллективный трудовой спор передается на рассмотрение с участием посредника или трудового арбитража (ст. 406 ТК). Комиссия должна рассмотреть спор в срок до 5 рабочих дней с момента издания приказа о ее создании. Работодатель создает необходимые условия для работы примирительной комиссии (ст. 402 ТК).

Заседания комиссии должны проводиться в полном составе выделенных представителей. Из своего состава комиссия выбирает открытым голосованием председателя и секретаря, но они должны быть от разных сторон . Решение примирительной комиссии принимается по соглашению сторон на основе переговоров. При этом предложения одной стороны должны совпадать с мнением другой. Принятое соглашение оформляется протоколом, имеет для сторон обязательную силу и исполняется в порядке и сроки, установленные решением комиссии (ст. 402 ТК).

При недостижении примирительной комиссией согласия стороны продолжают примирительные процедуры на втором этапе с участием посредника или в трудовом арбитраже (по соглашению сторон).

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника

После составления примирительной комиссией протокола разногласий стороны коллективного трудового спора в течение 3 рабочих дней могут пригласить посредника (самостоятельно или с помощью службы по урегулированию коллективных трудовых споров). А если в этот трехдневный срок они не достигли соглашения о посреднике, то приступают к созданию трудового арбитража (ст. 403 ТК).

Стороны могут пригласить в качестве посредника любого специалиста.

Посредник – это третий нейтральный орган по отношению к спорящим сторонам, призванный помочь сторонам достигнуть соглашения по спору. Порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника определяется соглашением сторон с участием посредника. Посредник имеет право запрашивать и получать от сторон необходимые документы и сведения по коллективному трудовому спору.

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника осуществляется

  • на локальном уровне социального партнерства в срок до 3 рабочих дней ,
  • на иных уровнях социального партнерства – в срок до 5 рабочих дней

со дня приглашения (назначения) посредника и завершается принятием сторонами коллективного трудового спора согласованного решения в письменной форме или составлением протокола разногласий. (ст. 403 ТК).

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника заканчивается:

  • оформлением решения (если по спору достигнуто соглашение), обязательным для сторон спора;
  • оформлением протокола разногласий (если соглашение сторон по спору не достигнуто).

После составления протокола разногласий стороны обращаются к третьему этапу – трудовому арбитражу.

Трудовой арбитраж

Трудовой арбитраж – временно действующий орган для разрешения коллективного спора, не получившего своего разрешения в примирительной комиссии или с участием посредника.

Временный трудовой арбитраж создается сторонами коллективного трудового спора совместно с соответствующим государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров (Федеральная служба по труду и занятости – Роструд) для рассмотрения данного коллективного трудового спора. Решением соответствующей трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений при ней может создаваться постоянно действующий трудовой арбитраж для рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров, передаваемых ему для рассмотрения по соглашению сторон.

Не позднее следующего рабочего дня после дня составления протокола разногласий стороны коллективного трудового спора обязаны провести переговоры о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.

При согласии сторон коллективного трудового спора о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже ими заключается соответствующее соглашение, содержащее условие об обязательном выполнении сторонами решений трудового арбитража, после чего стороны обязаны создать совместно с соответствующим государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров временный трудовой арбитраж для рассмотрения данного коллективного трудового спора либо передать его на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж, созданный при соответствующей трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Коллективный трудовой спор рассматривается в трудовом арбитраже с участием представителей сторон данного спора при разрешении коллективного трудового спора

  • на локальном уровне социального партнерства в срок до 3 рабочих дней ,
  • на иных уровнях социального партнерства – в срок до 5 рабочих дней

со дня создания временного трудового арбитража или передачи коллективного трудового спора на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж.

  • рассматривает обращения сторон коллективного трудового спора;
  • получает необходимые документы и сведения, касающиеся этого спора;
  • информирует в случае необходимости органы государственной власти и органы местного самоуправления о возможных социальных последствиях коллективного трудового спора;
  • принимает решение по существу коллективного трудового спора.

Решение трудового арбитража по урегулированию коллективного трудового спора передается сторонам этого спора в письменной форме.

В случаях, когда в целях разрешения коллективного трудового спора не может быть проведена забастовка , рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже является обязательным и решение трудового арбитража имеет для сторон обязательную силу независимо от наличия соглашения сторон по данному вопросу. При этом, если стороны не приходят к соглашению о создании временного трудового арбитража, его составе и регламенте либо о передаче коллективного трудового спора на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж, решение по этим вопросам принимает соответствующий государственный орган (Федеральная служба по труду и занятости (Роструд)) по урегулированию коллективных трудовых споров.

Примирительные процедуры при разрешении коллективных трудовых споров

primiritelnye_procedury_pri_razreshenii_kollektivnyh_trudovyh_sporov.jpg

Похожие публикации

Что означают примирительные процедуры при разрешении коллективных трудовых споров, поясняется в Трудовом кодексе (398-я ст.). Под ними подразумевается рассмотрение разногласий, к которому участники спора привлекают либо примирительную комиссию, либо трудовых арбитров или посредников. Примирительные процедуры помогают найти компромиссное, устраивающее всех решение. Если договориться с работодателем не удается, или он не исполняет взятые на себя обязательства, сотрудники вправе перейти к крайней мере – объявить забастовку (Трудовой кодекс, 409-я ст.).

Способы примирения

Примирительные процедуры включают рассмотрение коллективного трудового спора (сокращенно – КТС):

Примирительной комиссией (этот этап обязателен для сторон КТС) – Трудовой кодекс, 402-я ст.

Читайте также:  Как можно уволить сотрудника без его согласия

Привлеченным независимым посредником – Трудовой кодекс, 403-я ст.;

Сформированным трудовым арбитражем – Трудовой кодекс, 404-я ст.

К двум последним процедурам «спорщики» переходят, если работа комиссии не привела к разрешению спора. Тогда составляется протокол разногласий, где фиксируется, что примириться сторонам не удалось. И предлагается использовать для решения спора другие механизмы, пригласив либо посредника, либо независимых трудовых арбитров.

Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией

Комиссия по примирению сторон формируется быстро – от 2-х (на локальном уровне) до 3-х дней (на иных уровнях соцпартнерства) с момента возникновения спора. Датой начала спора считается:

или день отклонения руководством компании переданных работниками требований (подаются работодателем в письменной или электронной форме);

или несообщение работодателем своего решения в течение 2-х рабочих дней после получения требований, согласно ст. 400 ТК.

Если коллективные требования были проигнорированы работодателем, и никакого ответа не последовало, моментом начала КТС станет третий рабочий день после их вручения.

В комиссию в равном количестве включаются и представители трудового коллектива, и представители администрации. В течение трех рабочих дней возникший локальный коллективный спор должен быть ею рассмотрен (на иных уровнях соцпартнерства – в течение 5 дней).

Такие примирительные процедуры коллективного трудового спора завершаются подписанием соглашения, либо протокола разногласий. В первом случае каждая сторона, подписавшая соглашение, обязана его исполнить в указанный в документе срок.

Если комиссия не смогла погасить конфликт между работодателем и наемными сотрудниками, КТС разрешается посредством других примирительных процедур, предусмотренных законодательством о труде.

Иные примирительные процедуры при разрешении коллективных споров

К альтернативным примирительным процедурам, как уже отмечалось, относится привлечение к разрешению КТС посредников, а также трудовых арбитров.

Если итогом разбирательства примирительной комиссии явилось составление протокола разногласий, уже не позднее следующего рабочего дня (после его подписания) стороны должны рассмотреть возможность решить спор с участием посредника. В случае, когда одна из сторон отказывается это сделать, оформляется соответствующий протокол, и начинаются переговоры о привлечении к решению неутихающего спора трудового арбитража.

Если возражений нет, участниками конфликта в течение 2-х дней согласуется кандидатура посредника. Порядок его участия прописывается в отдельном соглашении. Срок рассмотрения КТС с привлечением посредника, если спор возник на уровне конкретной организации – три рабочих дня. Если стороны не могут договориться, кому они доверят посреднические функции, спор также будет рассматриваться трудовым арбитражем.

Трудовой арбитраж создается участниками КТС вместе с Рострудом для разрешения имеющегося коллективного спора. Перед тем, как сформировать трудовой арбитраж, стороны коллективного спора оформляют письменное соглашение, где договариваются об обязательности исполнения принятого им решения.

Спор рассматривается привлеченными арбитрами, которые затем передают принятое ими решение сторонам трудового конфликта (в письменном виде). На рассмотрение конкретного спора арбитражным органом отводится от 3 до 5 дней – в зависимости от уровня социального партнерства (404-я статья ТК).

Если согласно ст. 413 ТК поведение забастовки невозможно, рассмотрение спора в трудовом арбитраже – обязательная процедура. При этом обязательная сила его решений не зависит от наличия соглашения между сторонами конфликта.

17.3. Примирительные процедуры при трудовых спорах

Процесс улаживания конфликта подчинен тому, чтобы тем или иным способом побудить конфликтующие стороны прекратить про­тивоборство, вступить в переговоры между собой и найти совмест­ное решение, в той или иной степени приемлемое для всех.

Рассмотрение коллективных трудовых споров предусмотрено в главе 61 Трудового кодекса РФ (31.12.2001). Примирительные процедуры – рассмотрение коллективного трудового спора в целях его разрешения примирительной комиссией, с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

Реакция и действия людей зависят от того, как они относятся к происходящему, в какой мере развитие событий соответствует свойственным им устремлениям, нравственной позиции, особенностям темперамента и характера.

При осуществлении примирительных процедур важно иметь четкое представление о причинах и границах конфликта, задейство­ванных в нем силах и средствах, степени заинтересованности сторон в том или ином разрешении спорной проблемы. Без этого невозможно предупредить нежелательную эскалацию конфликтного противосто­яния, выбрать способы воздействия на стороны конфликта, соот­ветствующие сложившейся ситуации, ослабить и свести к минимуму негативные последствия. Преследуемая цель по-прежнему одна – активно поддерживать все то, что отвечает тенденции к сохране­нию и укреплению партнерского сотрудничества, взаимного ува­жения и доверия.

Профилактика, как и улаживание конфликта, не могут его от­менить. Но практически всегда есть возможность воздействовать на конфликтную ситуацию, влиять на поведение его участников с тем, чтобы снизить накал напряженности, ограничить масштабы про­тивоборства в группе или в организации в целом, извлечь из конф­ликта максимум пользы, свести к минимуму возможные экономи­ческие, социальные и нравственные потери.

К числу эффективных относятся социально-психологические ме­тоды преодоления конфликтного противостояния. Они охватывают преимущественно правила, соблюдение которых предоставляет воз­можность направлять течение того или иного конфликта в умирот­воряющее русло. К правилам подобного рода относятся главным образом достижение определенного уровня культуры общения, использование необходимых и приемлемых примирительных проце­дур, а также соблюдение общезначимых принципов ведения перего­воров.

По мнению Чарльза Ликсона, процесс улаживания конфликтов складывается из последовательно и неукоснительно предпринимаемых шагов. Вот их девизы.

«Снимем маски» – призыв, требующий от участников конфлик­та быть честными, стремиться к искренности, т.е. не прятаться за напускной личиной, оставаться самим собой; только так могут про­являться истинные мотивы людей, а не их внешние претензии.

«Выявляем подлинную проблему» – задача трудная, но без выяс­нения реальной причины, выделения ее из шелухи различных на­слоений уладить вспыхнувший конфликт невозможно.

«Отказываемся от установки “Победить любой ценой”» как ил­люзорной, ибо в конфликтах не побеждают, их улаживают.

«Находим несколько возможных решений» – это важно, поскольку всегда, в любом конфликтном столкновении, возможны разновариантные решения проблемы; желательно иметь не один, а несколько вариантов, чтобы был выбор, адекватный конкретной ситуации.

«Оцениваем варианты и выбираем лучший», каковым признается тот вариант, который, безусловно, реален и дает максимум воз­можного, для каждой из сторон, участвующих в конфликте; лучший вариант не тот, что выгоден одной стороне, а тот, который может быть признан приемлемым и другими сторонами.

«Говорим так, чтобы нас услышали» – девиз, подтверждающий тот факт, что главным инструментом улаживания конфликта явля­ется общение сторон; общаться надо так, чтобы быть услышан­ным, т.е. понятым другим и слышать (понимать) другого. Умение слушать и слышать можно считать ключевым моментом результа­тивного общения, его высокой культуры.

«Признаем и бережем ценность отношений» – это есть указание на то, что конфликты улаживаются ради сохранения нормальных взаимоотношений, восстановления и упрочения сотрудничества.

Небезызвестный Дейл Карнеги – автор популярной книги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» – советует: если вы хотите склонить кого-то к своей точке зрения, проявляйте ува­жение к мнению собеседника, с самого начала придерживайтесь дружелюбного тона, старайтесь понять мысли и желания другого, взы­вайте к благородным мотивам, не упорствуйте в своей неправоте.

Взаимное согласие и взаимная заинтересованность. Для этого нужно быть одновременно твердым и гибким, настойчивым и ус­тупчивым, сочетать критику и самокритику, острые дискуссии и спокойные обсуждения, внушение и убеждение. Лучше всего вли­ять компетентным и авторитетным мнением, логикой фактов и обобщений, силой доброго примера.

К условиям и методам поддержания относительно высокого уров­ня интеллектуальной культуры общения относятся (по И.Е.Ворожейкину), в частности, следующие:

стремление достичь согласия с оппонентом в конфликтной си­туации на основе сближения занимаемых позиций, реального участия в совместном деле;

готовность проявить эмпатию, т.е. искреннее «вхождение» в положение соучастника в конфликте, понимание его забот тревог, выражение ему сочувствия, возможности оказания помощи в пре­одолении возникших трудностей;

намеренное сближение с другой стороной, участвующей в конфликте, настраивание ее на творческий, созидательный лад, обмен информацией о происходящих событиях и предстоящих переменах, совместное обсуждение их последствий;

исключение даже намека на дискриминацию в чем-то, недопустимость подчеркивания превосходства кого-либо над другим;

желательность так называемого психологического «поглаживания» с целью поддержать хорошее настроение и положительные эмоции, вызывающие и, как правило, питающие чувство взаимной симпатии.

Примирительные процедуры. Последовательный ряд примирительных процедур включает: рас­смотрение коллективного трудового спора с целью его разрешения примирительной комиссией, сторонами с участием посредника, в трудовом арбитраже.

Первый и обязательный этап – рассмотрение коллективного трудового спора с целью его разрешения примирительной комиссией, формируемой из представителей работ­ников и работодателей. Решение комиссии принимается по согла­шению сторон, оформляется протоколом, имеет для сторон обяза­тельную силу и исполняется в порядке и сроки, которые установлены принятым решением.

При недостижении согласия в примирительной комиссии сторон рассмотрение коллективного трудового спора должно быть продол­жено с участием посредника. По соглашению сторон посредник либо приглашается ими самими, либо при недостижении согласия реко­мендуется государственной службой по урегулированию трудовых споров. Этот этап завершается принятием согласованного решения в письменной форме или составлением протокола, фиксирующего разногласия.

Читайте также:  Как в трудовом договоре прописать условия труда на рабочем месте

Если и участие посредника не увенчалось достижением согласия, рассмотрение коллективного трудового спора переходит в трудовой арбитраж, который, как временный орган, формируется в составе трех человек из числа профессиональных арбитров, без вхождения в него представителей конфликтующих сторон.

Федеральным законом установлено, что члены примиритель­ной комиссии, посредники, арбитры на время участия в разреше­нии коллективного трудового спора освобождаются от основной работы с сохранением на определенный срок среднего заработка.

При осуществлении примирительных процедур наряду с правовыми, юридическими тонкостями улаживания социально-трудовых конфлик­тов сохраняет важность соблюдение общепринятых и проверенных практикой принципов ведения переговоров – одного из приоритет­ных и наиболее эффективных способов преодоления конфликтно­го противостояния.

Переговорный процесс при разрешении коллективных трудовых споров необходим и практически осуществляется на всех уровнях управления (И.Е.Ворожейкин). Основные задачи трехсторонней комиссии:

обеспечение равноправного сотрудничества федеральных органов государственной власти, общероссийских объединений профсоюзов и работодателей при выработке общих принципов регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне;

ведение коллективных переговоров и подготовка генерального соглашения;

развитие социального партнерства на федеральном уровне;

оказание содействия участникам отраслевых (межотраслевых) и профессиональных тарифных соглашений, заключаемых на фе­деральном уровне, в урегулировании возникающих между ними разногласий при разработке и выполнении указанных соглашений.

При осуществлении примирительных процедур не менее чем пра­вовые нормы и принципы переговоров, значимы те же общепризнан­ные правила коммуникации. Поэтому конфликтующим сто­ронам настоятельно рекомендуется:

во-первых, уметь слушать и спокойно, терпеливо обсуждать, из­бегая запальчивого спора, ибо истина в нем, как правило, гибнет;

во-вторых, обращать первоочередное внимание на существо дела, не размениваться на мелочи, вести диалог достойно, в корректной форме. Ни в коем случае не переходить на личности, постоянно помнить, что излишние эмоции застилают разум, мешают вник­нуть в проблему, отвлекают от главного – общих интересов в кон­кретной сфере деятельности;

в-третьих, четко формулировать предмет обсуждения, искать общий подход к взаимоприемлемому решению, фиксировать прежде всего положительные моменты и совпадение мнений, учитывая, что интерес каждой стороны в итоге состоит в том, чтобы наилуч­шим образом обеспечить интерес другой стороны, без чего взаим­ное согласие невозможно;

в-четвертых, важно не только то, что говорится, но и кто и как высказывается. Необходимо вести переговоры с улыбкой, не быть агрессивным, не принимать «боевой стойки», не заставлять оппо­нентов или партнеров по переговорам держать «глухую оборону»;

в-пятых, оптимальный вариант переговоров, как и вообще ис­ход примирительных процедур, – достижение соглашения, удов­летворяющего всех участников конфликта, но не за счет интересов тех, кто в конфликте непосредственно не участвует, т.е. какого-либо сговора.

Правовое регулирование экономических отношений

Примирительные процедуры

Примирительные процедуры — это рассмотрение коллективного трудового спора между работниками и работодателем в целях его разрешения:

  1. примирительной комиссией;
  2. с участием посредника;
  3. трудовым арбитражем.

Примирительная комиссия формируется из представителей сторон коллективного трудового спора на равноправной основе.

В зависимости от масштаба коллективного трудового спора и сложности выдвигаемых требований в состав примирительной комиссии могут входить от 2 до 5 представителей от каждой стороны, знающих проблему и владеющих искусством ведения переговоров.

Решение сторон об образовании примирительной комиссии после согласования ее количественного состава оформляется соответствующим приказом (распоряжением) работодателя и решением представителя работников либо протоколом совместного решения сторон.

Коллективный трудовой спор должен быть рассмотрен примирительной комиссией в срок до пяти рабочих дней с момента издания приказа (распоряжения) о ее создании. Указанный срок может быть продлен при взаимном согласии сторон. Данное решение оформляется протоколом.

Регламент работы примирительной комиссии устанавливается самой комиссией.

Решение примирительной комиссии принимается по соглашению сторон и оформляется протоколом.

В протоколе, который для сторон коллективного трудового спора имеет обязательную силу, фиксируются конкретные договоренности и указывается, что спор считается урегулированным.

Если при рассмотрении коллективного трудового спора примирительной комиссией соглашение достигнуто лишь по некоторым вопросам или не достигнуто вовсе, составляется протокол разногласий, в котором должны быть отражены дальнейшие намерения одной из сторон (например, приглашение посредника или создание трудового арбитража).

Представители сторон вправе в любое время обратиться в Службу по урегулированию коллективных трудовых споров для уведомительной регистрации спора. Это право может быть использовано, когда одна из сторон коллективного трудового спора нуждается в методической помощи, разъяснении действующего законодательства или имеет сомнения по поводу правомочий другой стороны.

Главная функция посредника — оказание помощи сторонам в поисках взаимоприемлемого решения по урегулированию коллективного трудового спора на основе конструктивного диалога.

Посредник для рассмотрения коллективного трудового спора приглашается по согласованию сторон в течение трех рабочих дней после составления примирительной комиссией протокола разногласий.

Посредником может быть любой независимый специалист, приглашаемый сторонами как самостоятельно, так и по рекомендации Службы по урегулированию коллективных трудовых споров.

Порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника определяется соглашением сторон с участием посредника.

Вопросы организационного обеспечения рассмотрения коллективного трудового спора решаются сторонами.

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника осуществляется в срок до семи рабочих дней со дня приглашения посредника.

Согласованное решение представителей сторон и посредника оформляется протоколом совместного заседания представителей сторон коллективного трудового спора и посредника. В протоколе фиксируются конкретные договоренности и указывается, что спор считается урегулированным.

Если соглашение достигнуто лишь по некоторым вопросам или не достигнуто вовсе, составляется протокол разногласий в котором должны быть отражены дальнейшие намерения одной из сторон (например, создание трудового арбитража).

Трудовой арбитраж — это также временный орган, образуемый самими сторонами конфликта, но с обязательным участием Службы по урегулированию коллективных трудовых споров. Трудовой арбитраж создается в составе трех арбитров, избираемых сторонами спора по рекомендации указанной службы. При этом стороны дают письменное обязательство выполнять принятое арбитрами решение.

Процедура рассмотрения коллективного трудового спора трудовым арбитражем (регламент его работы) определяется сторонами и Службой при создании трудового арбитража.

Порядок рассмотрения коллективного трудового спора трудовым арбитражем состоит из нескольких этапов:

  • изучение документов и материалов, представленных сторонами;
  • заслушивание представителей сторон;
  • заслушивание экспертов, если в этом есть необходимость;
  • разработка рекомендаций по существу коллективного трудового спора.

Рекомендации трудового арбитража составляются в письменной форме с учетом всех обстоятельств дела в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, подписываются трудовыми арбитрами и передаются сторонам.

Для реализации возложенных на него задач трудовой арбитраж наделяется соответствующими полномочиями.

Трудовые арбитры имеют право:

  • запрашивать и получать от сторон необходимые документы и сведения по существу коллективного трудового спора;
  • заслушивать объяснения и обращения сторон коллективного трудового спора;
  • приглашать на заседания специалистов, компетентных в вопросах рассматриваемого коллективного трудового спора;
  • требовать от представителей сторон доведения решений трудового арбитража до сведения трудового коллектива;
  • предлагать возможные варианты разрешения коллективного трудового спора;
  • информировать в случае необходимости соответствующие органы исполнительной власти и органы местного самоуправления о возможных социальных последствиях коллективного трудового спора.

Статья 401 ТК РФ. Примирительные процедуры (действующая редакция)

Порядок разрешения коллективного трудового спора состоит из следующих этапов: рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией, рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией является обязательным этапом.

Каждая из сторон коллективного трудового спора в любой момент после начала этого спора имеет право обратиться, в том числе в форме электронного документа, в соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров для уведомительной регистрации спора.

Ни одна из сторон коллективного трудового спора не имеет права уклоняться от участия в примирительных процедурах.

Представители сторон, примирительная комиссия, посредник, трудовой арбитраж, государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров обязаны использовать все предусмотренные законодательством возможности для разрешения возникшего коллективного трудового спора.

Примирительные процедуры проводятся в сроки, предусмотренные настоящим Кодексом.

В случае необходимости сроки, предусмотренные для проведения примирительных процедур, могут быть продлены при согласии сторон коллективного трудового спора. Решение о продлении срока оформляется протоколом.

Работники имеют право в установленном федеральным законом порядке проводить собрания, митинги, демонстрации, пикетирование в поддержку своих требований в период рассмотрения и разрешения коллективного трудового спора, включая период организации и проведения забастовки.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 401 ТК РФ

1. Определение понятия “примирительные процедуры” дано в ст. 398 ТК. Комментируемая статья, по существу, устанавливает этапы разрешения коллективного трудового спора, очередность использования примирительных процедур. Выделяют три этапа: примирительная комиссия, посредничество (рассмотрение спора с участием посредника) и трудовой арбитраж.

2. Использование примирительных процедур для разрешения коллективного трудового спора получило практически всемирное признание. Наименование стадий может быть различным, однако сущность их всегда сводится к трем основным формам:

Читайте также:  Сокрытие несчастного случая на производстве

1) разрешение спора самими сторонами без участия посторонних лиц (переговоры, примирение и т.п.). В России это создание примирительной комиссии и попытка сторон урегулировать спор самостоятельно;

2) примирение с участием посредника;

3) трудовой арбитраж.

Эти формы сочетаются различным образом. В одних государствах стороны вынуждены сразу обратиться к посреднику, в других они обязаны провести предварительные переговоры по примирению без участия посредников и арбитров.

3. Особенностью российской системы примирительных процедур является использование всех трех форм, причем на каждой стадии у сторон есть выбор. Лишь создание примирительной комиссии и рассмотрение коллективного трудового спора этим органом являются обязательными.

После завершения работы примирительной комиссии, если участники спора не пришли к согласованному решению, они могут пригласить посредника или приступить к созданию трудового арбитража.

Если стороны выбрали посредничество, но оно не принесло желаемых результатов, у сторон опять появляется выбор: создать трудовой арбитраж или приступить к проведению забастовки.

4. Установленный законодательством примирительный порядок разрешения коллективного трудового спора соответствует международным актам о труде. Так, Рекомендация МОТ “О добровольном примирении и арбитраже” (1951 г.) предписывает для разрешения трудовых конфликтов между предпринимателями и трудящимися создавать органы по добровольному примирению, ориентируя тем самым как стороны трудовых отношений, так и государства – члены Организации на использование примирительных процедур.

В соответствии с Рекомендацией МОТ в органы по добровольному примирению, создаваемые на смешанной основе, должно входить равное число представителей от предпринимателей и от трудящихся. Это положение в полной мере учтено при определении принципов и порядка формирования примирительной комиссии (см. коммент. к ст. 402).

Рекомендация МОТ советует воздержаться от забастовок и локаутов в течение всего времени переговоров о примирении, что также отражено в ТК: правом на забастовку работники могут воспользоваться лишь после завершения примирительных процедур.

5. Рассмотрение спора начинается в примирительной комиссии. Это обязательная примирительная процедура, которую стороны в любом случае должны использовать (о создании и работе примирительной комиссии см. коммент. к ст. 402).

Если в комиссии согласие не достигнуто, стороны переходят к следующей примирительной процедуре (см. коммент. к ст. 402).

6. Как работники, так и работодатели вправе в любое время обратиться в соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров для уведомительной регистрации спора. Обращение может быть осуществлено и в письменной форме, и в форме электронного документа.

Это право может быть использовано, в частности, когда одна из сторон коллективного трудового спора нуждается в услугах государственного органа, т.е. методической помощи, разъяснении действующего законодательства, или имеет сомнения по поводу полномочности представителей другой стороны.

7. Стороны коллективного трудового спора не могут уклоняться от участия в примирительных процедурах. Это правило отвечает общепринятым представлениям о необходимости ответственно относиться к добровольному примирению.

Представители работодателя, уклоняющиеся от участия в примирительных процедурах, несут дисциплинарную или административную ответственность (ст. 416 ТК).

Для представителей работников юридическая ответственность за уклонение от участия в примирительных процедурах не установлена. Это сделано не случайно. Предполагается, что работники являются инициаторами коллективного трудового спора и не в их интересах уклоняться от создания примирительных органов и разрешения спора. Кроме того, нежелание представителей работников участвовать в разрешении спора может рассматриваться как отказ от своих требований.

8. Участники спора, примирительные органы и Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) должны стремиться к достижению взаимоприемлемого компромисса. ТК предусматривает широкие возможности для разрешения коллективного трудового спора. Прежде всего, это закрепление демократических принципов формирования и деятельности примирительных органов (см. коммент. к ст. ст. 402 – 404). Устанавливаются также специальные гарантии, обеспечивающие работникам реальную возможность участия в разрешении коллективного трудового спора (см. коммент. к ст. 405).

Для оказания сторонам помощи создан специальный государственный орган, который содействует организации примирительных процедур, не принимая в то же время императивных решений и не навязывая сторонам своей воли (см. коммент. к ст. 407).

Примирительные органы наделены полномочиями, позволяющими вынести обоснованное решение. В частности, посредник имеет право запрашивать и получать от работодателя необходимые документы и сведения, касающиеся данного коллективного трудового спора (см. коммент. к ст. 403); трудовой арбитраж также получает необходимые документы и сведения (см. коммент. к ст. 404). Все предоставленные законом возможности должны использоваться для разрешения спора.

9. Сроки проведения примирительных процедур установлены ст. ст. 402 – 404 ТК. Примирительная комиссия рассматривает спор в срок до пяти рабочих дней с момента ее создания; рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника осуществляется в срок до семи рабочих дней; трудовой арбитраж функционирует в течение пяти рабочих дней (см. коммент. к этим статьям).

В случае необходимости получения дополнительных сведений, более длительного обсуждения спорных проблем, привлечения специалистов и т.п. стороны по согласованию между собой могут продлить сроки разрешения коллективного трудового спора.

Это право широко используется на практике. Решение о продлении срока оформляется протоколом.

10. Трудовой кодекс предусматривает возможность проведения собраний, демонстраций и пикетирования.

Эта норма конкретизирует конституционное право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование применительно к коллективным трудовым отношениям (ст. 31 Конституции РФ).

Отстаивая свои интересы при разрешении коллективного трудового спора, работники имеют право прибегать к организации всех указанных Конституцией РФ коллективных действий. В перечне не указаны лишь шествия, поскольку такая форма выражения коллективного мнения связана с движением граждан по заранее определенному маршруту и скорее подходит для оказания воздействия на органы государственной власти, чем на работодателя.

11. Публичные мероприятия организуются в соответствии с Федеральным законом от 19.06.2004 N 54-ФЗ “О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях”. Процедура проведения публичных мероприятий включает в себя:

– подачу в орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления уведомления о проведении публичного мероприятия;

– информирование органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия;

– приостановление либо прекращение публичного мероприятия в случае совершения его участниками противоправных действий (ст. 5 Закона).

В период проведения публичного мероприятия любого вида должны соблюдаться общественный порядок и регламент его проведения, обеспечиваться безопасность граждан, сохранность зеленых насаждений, помещений, зданий, строений, сооружений, оборудования, мебели, инвентаря и другого имущества в месте проведения публичного мероприятия (ст. 5 Закона).

В случае нарушения правопорядка во время проведения публичного мероприятия по вине его участников оно может быть приостановлено или прекращено (ст. ст. 15, 16 Закона).

12. Федеральный закон “О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях” предусматривает общий порядок, не учитывая специфики публичных мероприятий, проводимых в связи с разрешением коллективного трудового спора. Так, Кодексом не предусмотрено, как часто могут проводиться публичные мероприятия в ходе разрешения одного коллективного трудового спора, имеют ли работники право организовывать их в рабочее время, связаны ли формы коллективных действий с видом спора и т.п.

При решении этих вопросов необходимо, на наш взгляд, исходить из следующего. Поскольку законодатель не устанавливает четкой регламентации, работники вправе самостоятельно избрать формы реализации своего права на проведение собраний. При этом необходимо лишь соблюдение общих правил, изложенных выше.

Особого внимания заслуживает вопрос об использовании рабочего времени для проведения собраний, митингов, демонстраций и пикетирования. Закон не закрепляет права на организацию подобных мероприятий в рабочее время, поэтому все они должны проводиться с соблюдением внутреннего трудового распорядка, т.е. до или после выполнения работниками своих трудовых обязанностей. Кодекс прямо устанавливает случаи, когда работники могут быть освобождены от работы в связи с рассмотрением коллективного трудового спора или имеют право отказаться от выполнения трудовых обязанностей: участие в примирительных процедурах (см. коммент. к ст. 405) и забастовка (см. коммент. к ст. 414).

В коллективном договоре или соглашении может быть предусмотрено право работников (профсоюзной организации) проводить собрания в рабочее время.

13. Нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях влечет административную ответственность. Согласно ст. 5.38 КоАП воспрепятствование организации или проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, проводимых в соответствии с законодательством РФ, либо участию в них, а равно принуждение к участию в них влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 10 тыс. до 20 тыс. руб.; на должностных лиц – от 30 тыс. до 50 тыс. руб.

Ссылка на основную публикацию