Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий труда - Kapital124.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий труда

Статья 212. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда

СТ 212 ТК РФ.

Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на
работодателя.

Работодатель обязан обеспечить:

  • безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;
  • создание и функционирование системы управления охраной труда;
  • применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
  • соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;
  • режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
  • приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;
  • обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;
  • недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;
  • организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;
  • проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда;
  • в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований;
  • недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний;
  • информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;
  • предоставление федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий;
  • принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;
  • расследование и учет в установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи;
  • беспрепятственный допуск должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • выполнение предписаний должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные настоящим Кодексом, иными федеральными законами сроки;
  • обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • ознакомление работников с требованиями охраны труда;
  • разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов;
  • наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности.

Комментарий к Ст. 212 Трудового кодекса РФ

1. Статьи 22 и 212 ТК РФ содержат свод основных обязанностей работодателя в области охраны труда. Дополнение и конкретизация данных обязанностей производятся как ТК РФ (ст. ст. 213, 221, 222 и др.), так и иными законами и правовыми актами. Эти обязанности являются основой для разработки коллективных договоров и соглашений, правил внутреннего трудового распорядка и иных локальных нормативных актов.

2. Обязанностям работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда соответствуют права работников и государственных органов, связанные с требованиями их исполнения. Невыполнение работодателем своих обязанностей может служить основанием для отказа работника от работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью (см. ст. 379 ТК РФ и комментарий к ней), а также для привлечения виновных лиц к ответственности.

3. В соответствии со СНиП 2.09.04-87 “Административные и бытовые здания” работодатель обязан обеспечить санитарно-бытовое обслуживание работников, определив потребности в санитарно-бытовых помещениях и устройствах исходя из специфики производства.

Работодатель не может допускать применение новых материалов, сырья, не прошедших специальной экспертизы их влияния на организм и здоровье работника (сертификаты безопасности) (см. ст. 215 ТК РФ и комментарий к ней).

4. В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ “О специальной оценке условий труда” правовой инструмент специальной оценки условий труда призван заменить аттестацию рабочих мест.

Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

По результатам проведения специальной оценки устанавливаются четыре класса условий труда (оптимальные, допустимые, вредные и опасные). Вредные условия подразделены еще на четыре подкласса. Предусмотрена возможность снижения класса (подкласса) условий труда в случае применения работниками эффективных средств индивидуальной защиты, а также в отношении рабочих мест, соответствующих отраслевым особенностям.

Специальная оценка не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

Результаты специальной оценки условий труда могут быть использованы работодателем во всех процедурах, связанных с охраной труда:

при предоставлении работникам гарантий и компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда;

при разработке и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;

при обеспечении работников средствами индивидуальной и коллективной защиты;

при контроле за состоянием условий труда на рабочих местах;

при организации обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров;

при оценке уровня профессиональных рисков;

при расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя, который обязан ее проводить не реже чем один раз в пять лет совместно со специализированной организацией, привлекаемой на основании гражданско-правового договора.

Проведение специальной оценки условий труда осуществляется комиссией, в состав которой включаются представители работодателя (в том числе специалист по охране труда) и работников.

Согласно статье 212 ТК РФ работодатель должен обеспечить ознакомление работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под роспись в срок не позднее чем 30 календарных дней со дня утверждения отчета комиссии. Оценочные материалы передаются в федеральную государственную информационную систему учета результатов специальной оценки условий труда, формирование которой поручено Министерству труда и социальной защиты РФ. Кроме того, работодателей обязали размещать результаты оценки на своих официальных интернет-сайтах.

В отношении рабочих мест, на которых не выявлены потенциально вредные и (или) опасные факторы, предусмотрено декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям. Условия труда на таких рабочих местах признаются допустимыми. Декларация действительна в течение пяти лет и автоматически продлевается еще на столько же при отсутствии несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

5. По ст. 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан разработать и утвердить с учетом мнения представительного органа работников правила и инструкции по охране труда. Ознакомление с ними работников при заключении трудового договора является обязанностью работодателя (см. ст. 68 ТК РФ и комментарий к ней).

Правила и инструкции по охране труда, являясь локальными нормативными актами, должны приниматься с учетом правил, предъявляемых ТК РФ, к их разработке и утверждению (см. ст. ст. 5, 8, 372 и др. ТК РФ). Они разрабатываются на основе межотраслевых или отраслевых типовых инструкций по охране труда. Правила и инструкции по охране труда должны соответствовать наименованиям профессий и перечням видов работ, имеющихся у работодателя.

Читайте также:  Трудовой договор с секретарем

Методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда утверждены Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 17 декабря 2002 г. N 80.

Пересмотр правил и инструкций должен производиться не реже одного раза в пять лет. В случае изменения условий труда, предусмотренных трудовым договором (ст. 57 Трудового кодекса РФ), а также правилами и инструкциями по охране труда, пересмотр последних возможен при соблюдении норм ст. 74 ТК РФ, т.е. прежде всего при соблюдении письменного уведомления работника об этом не позднее чем за два месяца.

Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда

В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса РФ обязанности по обеспечению без­опасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

Работодатель обязан обеспечить:

  • безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;
  • применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
  • соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;
  • режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
  • приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защи­ты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;
  • обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знаний требований охраны труда;
  • недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном по­рядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;
  • организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;
  • проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с по­следующей сертификацией организации работ по охране труда;
  • в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований), других обязательных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований;
  • недопущение работников к исполнению ими трудовых обязан­ностей без прохождения обязательных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний;
  • информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;
  • предоставление федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим федеральным органам исполнитель­ной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны груда, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, информации и документов, необходимых для осуществления ими полномочий;
  • принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, со­хранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;
  • расследование и учет в установленном ТК РФ, другими фе­деральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной меди­цинской помощи;
  • беспрепятственный допуск должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установ­ленной сфере деятельности, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов Фонда соци­ального страхования Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны груда и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • выполнение предписаний должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в уста­новленной сфере деятельности, и рассмотрение представлений органов общественного кот роля в установленные ТК РФ, иными федеральными законами сроки;
  • обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • ознакомление работников с требованиями охраны труда;
  • разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов;
  • наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности.

В целях эффективного проведения работ по выполнению государственных нормативных требований охраны труда и обеспечению без­опасных условий труда работников работодатель организует разработку Положения о системе управления охраной труда и профессиональными рисками (Положение о СУОТ). Одним из разделов данного положения должны быть функциональные обязанности руководителей и специалистов в области охраны труда, которые распределяются исходя из требований ст. 212 ТК РФ.

В положение о системе управления охраной труда и профессиональными рисками отдельными разделами включаются положения о службе (специалисте) охраны труда и комитете (комиссии) по охране труда, об уполномоченном (доверенном) лице по охране труда проф­союза или трудового коллектива и другие разделы по усмотрению работодателя, например, о порядке проведения инструктажа по охране труда, учебно-тематические планы и учебные программы обучения руководителей и специалистов, работников рабочих профессий, о порядке проведения внутрифирменного (корпоративного) многоступенчатого контроля за охраной труда и пр.).

Данное положение должно быть согласовано с профкомом (при его наличии), утверждено работодателем и введено в действие приказом работодателя.

Кроме положения о СУОТ наличие у работодателя технологического регламента по выполнению государственных нормативных требований охраны труда и обеспечению безопасных условий труда работников позволяет четко определить основные направления работ по охране труда, их правовые основы и последовательность, сроки исполнения и исполнителей, результат выполнения и их документирование, а также избежать лишних процедур (действий) при организации работ по охране труда.

Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий труда

Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда в организации лежат на работодателе.

В соответствии с ТК РФ и Федеральным законом “Об основах охраны труда в РФ” работодатель обязан в целях создания безопасных условий труда для своих работников обеспечить:

1) безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также безопасность применяемых в производстве сырья и материалов;

2) применение средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

3) соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;

4) режим труда и отдыха работников в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ;

5) приобретение за счет собственных средств и выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;

6) обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах работников и проверку их знаний требований охраны труда, недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке указанные обучение, инструктаж, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;

7) организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;

8) проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в организации;

9) проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований) работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований) работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров;

10) недопущение работников к выполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, а также в случае медицинских противопоказаний (например, работников транспорта);

11) информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;

12) предоставление органам государственного управления охраной труда, органам государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий;

13) принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;

14) расследование в установленном Правительством РФ порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

15) санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда;

Читайте также:  Увольнение при реорганизации предприятия

16) беспрепятственный допуск должностных лиц органов государственного управления охраной труда, органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, органов Фонда социального страхования РФ, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда в организации и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

17) выполнение предписаний должностных лиц органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные законодательством сроки;

18) обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

19) ознакомление работников с требованиями охраны труда.

Что касается средств индивидуальной защиты, то в соответствии со ст. 17 Федерального закона “Об основах охраны труда в Российской Федерации” и ст. 221 ТК РФ работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работодатель обязан выдавать сертифицированную специальную одежду, специальную обувь и другие средства индивидуальной защиты.

Что же представляют из себя средства индивидуальной защиты?

Спецодежда – это любая одежда (костюмы, комбинезоны, халаты, плащи, рукавицы, перчатки и т. д.), специально предназначенная для защиты работников от вредного воздействия производственных факторов. Она должна обеспечить нормальный температурный обмен организма, быть эстетичной, удобной, хорошо подогнанной, не стеснять движения работника и т. п. Спецодежда должна удовлетворять требованиям стандартов, установленных Министерством труда и иными компетентными органами государства.

Спецобувь (сапоги, ботинки, сапоги-чулки, валенки и иная обувь) также должна обеспечивать надежную защиту организма работника от вредного воздействия производства, должна быть удобной и соответствовать установленным стандартам.

К числу других средств индивидуальной защиты относятся любые иные защитные приспособления и приборы (респираторы, противогазы, маски, каски, шлемы, противошумные наушники, чулки, носки, специальные очки, устройства противорадиационного воздействия, скафандры, предохранительные пояса, диэлектрические перчатки, галоши, резиновые коврики и т. д.), которые должны выдаваться работникам исходя из специфики данного предприятия и надежно исключать вредоносное воздействие производства.

Защитные очки, например, предназначены для того, чтобы стружка при работе на станке не попала в глаза, резиновые коврики необходимы для электриков, противогазы нужны на той работе, где есть загазованность, каски необходимы пожарникам.

Защитные средства относятся к собственности предприятия, и обеспечение ими работников производится, согласно Закону, за счет средств работодателя. Работнику эти средства выдаются, соответственно, бесплатно на определенный срок, а в случае увольнения должны быть возвращены работодателю.

Трудовая деятельность работника, его рабочее место не должны оказывать вредное воздействие на его здоровье. В этих целях индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны осуществлять все санитарно-профилактические мероприятия, направленные на обеспечение безопасных для человека условий труда, которые предусмотрены санитарными правилами и нормативными правовыми актами к производственным процессам и технологическому оборудованию, организации рабочих мест, коллективным и индивидуальным средствам защиты работников, режиму труда, отдыха и бытовому обслуживанию работников в целях предупреждения травм, профессиональных заболеваний, инфекционных заболеваний и заболеваний (отравлений), связанных с условиями труда.

Согласно действующему законодательству, критерии безопасности и (или) безвредности условий работ с источниками физических факторов воздействия на человека, в том числе предельно допустимые уровни воздействия, устанавливаются санитарными правилами.

Так, например, использование машин, механизмов, установок, устройств и аппаратов, а также производство, применение (использование), транспортировка, хранение и захоронение радиоактивных веществ, материалов и отходов, являющихся источниками физических факторов воздействия на человека, допускаются лишь при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии условий работы с источниками физических факторов воздействия на человека санитарным правилам.

В случае неисполнения обязанностей по обеспечению безопасных условий и охраны труда своих работников работодатель может быть привлечен к серьезной юридической ответственности. Так, например, в соответствии:

1) со ст. 235 ТК РФ работодатель несет материальную ответственность за ущерб, причиненный имуществу работника (в том числе и в результате нарушения требований об охране труда);

2) со ст. 184 ТК РФ работодатель должен нести материальную ответственность при причинении вреда жизни и здоровью работников в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания;

3) со ст. 237 ТК РФ работодатель обязан возместить моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя;

4) со ст. 5.27 КоАП РФ работодатель за нарушение законодательства об охране труда привлекается к административной ответственности в виде штрафа в размере от 5 до 50 минимальных размеров оплаты труда (а если виновный ранее был привлечен к административной ответственности, то мера административного наказания более строгая – дисквалификация на срок от 1 до 3 лет);

5) со ст. 143 УК РФ нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека, влечет уголовную ответственность в виде штрафа в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда или в размере зарплаты (иного дохода) за период от 2 до 5 месяцев либо исправительных работ на срок до 2 лет, либо лишения свободы на срок до 2 лет. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается лишением свободы на срок до 5 лет с лишением прав занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового;

6) со ст. 216 Уголовного кодекса РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (с изм. и доп. от 21 июля 2005 г.) (далее – УК РФ) нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ, если это повлекло за собой по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека, также влечет серьезную уголовную ответственность (вплоть до лишения свободы на срок до 3 лет, а если деяние повлекло по неосторожности смерть человека – лишение свободы до 10 лет). Уголовная ответственность установлена также за нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики (ст. 215 УК РФ), на взрывоопасных объектах (ст. 217 УК РФ), за нарушение правил пожарной безопасности (ст. 219 УК РФ) и за ряд других нарушений правил охраны труда.

В соответствии со ст. 26 ФЗ “Об основах охраны труда в РФ” в случаях нарушения работодателем требований охраны труда происходит ликвидация организации либо ее деятельность приостанавливается.

Приостановление деятельности организации или ее структурных подразделений происходит в случаях, когда эксплуатация оборудования осуществляется с опасными для жизни и здоровья работников нарушениями требований охраны труда. Деятельность организации и эксплуатация оборудования приостанавливаются на основании предписаний руководителей государственных инспекций труда и государственных инспекторов труда до тех пор, пока не будут устранены выявленные нарушения. Решения, принятые инспекторами, могут быть обжалованы в административном порядке или в суд (ст. 25 ФЗ “Об основах охраны труда в РФ”).

Ликвидация организации или прекращение деятельности ее структурного подразделения осуществляются на основании решения суда, по требованию руководителя органа исполнительной власти, ведающего вопросами охраны труда, или руководителей федеральной инспекции труда и ее территориальных органов при наличии заключения органа государственной экспертизы условий труда.

Н.А. Алимова
Большой справочник кадровика
Источник: Консультант+

Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий труда

Обеспечение безопасных условий труда, как уже подчеркивалось, является государственной задачей. И государство принимает все меры, к тому, чтобы это основное требование к организации труда работников исполнялось на должном уровне. Между тем законодательных установлений и государственных деклараций еще недостаточно для того, чтобы реально обеспечить работникам безопасный труд. Вот почему закон называет конкретное лицо, которое непосредственно проводит государственную политику по охране труда в жизнь. Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются законом на работодателя (ст. 212 ТК РФ). Работодатель обязан обеспечить:

  • – безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;
  • – создание и функционирование системы управления охраной труда;
  • – применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
  • – соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;
  • – режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством;
  • – приобретение и выдачу работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда спецодежды, обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств;
  • – обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;
  • – недопущение к работе лиц, не прошедших обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;
  • – организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;
  • – проведение в соответствии с законодательством специальной оценки условий труда.

В случаях, предусмотренных трудовым законодательством, работодатель обязан также организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, не допускать работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний.

Организация охраны труда

Управление вопросами обеспечения надлежащих условий труда работников и охраны труда в целом осуществляется не нескольких уровнях. Первый уровень – государственный. Государственное управление охраной труда находится в ведении Правительства РФ, которое, осуществляя функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, решает также вопросы охраны труда. Помимо непосредственного управления вопросами охраны труда, Правительство РФ также координирует деятельность всех органов исполнительной власти, специальных разрешительных, надзорных и контрольных органов в сфере труда и некоторых других, которые имеют соответствующие полномочия. Так, например, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) (бывшие Госгортехнадзор и Госатомнадзор) в силу своего статуса, предусмотренного постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 401 “О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору”, осуществляет функции по контролю и надзору в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами. Функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере условий и охраны труда согласно Указу Президента РФ от 21 мая 2012 г. № 636 “О структуре федеральных органов исполнительной власти” переданы Министерству труда и социальной защиты РФ.

Читайте также:  Срок хранения трудовых договоров

В целях государственного управления охраной труда согласно ст. 216 ТК РФ Правительство РФ и уполномоченные федеральные органы исполнительной власти:

обеспечивают разработку нормативных правовых актов, определяющих основы государственного управления охраной труда;

разрабатывают федеральные целевые программы улучшения условий и охраны труда и обеспечивают контроль за их выполнением;

устанавливают порядок организации и проведения обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей – индивидуальных предпринимателей, проверки знания ими требований охраны труда, а также порядок организации и проведения обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте;

устанавливают порядок осуществления государственной экспертизы условий труда, порядок проведения специальной оценки условий труда;

разрабатывают меры экономического стимулирования деятельности работодателей по обеспечению безопасных условий труда;

обеспечивают взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, объединений работодателей, профессиональных союзов и их объединений по вопросам реализации государственной политики в области охраны труда;

координируют научно-исследовательские работы в области охраны труда и обеспечивают распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

организуют международное сотрудничество в области охраны труда;

исполняют иные полномочия в сфере государственного управления охраной труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Государственное управление охраной труда осуществляется и на уровне субъекта РФ. В целях государственного управления охраной труда органы исполнительной власти субъектов РФ области охраны труда:

обеспечивают реализацию на территории субъекта РФ государственной политики в области охраны труда и федеральных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

разрабатывают и утверждают территориальные целевые программы улучшения условий и охраны труда и обеспечивают контроль за их выполнением;

координируют проведение на территории субъекта РФ в установленном порядке обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей – индивидуальных предпринимателей, проверки знания ими требований охраны труда, а также проведение обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве;

осуществляют на территории субъекта РФ в установленном порядке государственную экспертизу условий труда;

организуют сбор и обработку информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей, осуществляющих деятельность на территории субъекта РФ;

исполняют иные полномочия в сфере государственного управления охраной труда, не отнесенные к полномочиям федеральных органов исполнительной власти, в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Второй уровеньрегиональный. На территориях субъектов РФ государственное управление охраной труда осуществляется помимо федеральных органов исполнительной власти (их территориальных подразделений), также и органами исполнительной власти соответствующих субъектов. Отдельные полномочия по государственному управлению охраной труда могут быть переданы органам местного самоуправления. Например, Закон Курской области от 6 апреля 2007 г. № 25-ЗКО “О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований

Курской области отдельными государственными полномочиями Курской области в сфере трудовых отношений” предусматривает, что органы местного самоуправления муниципальных образований наделяются определенными государственными полномочиями в сфере трудовых отношений.

Третий уровеньохрана труда в организации. Каждый работодатель в силу своих обязанностей должен обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда; обеспечивать бытовые нужды работников, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей, а также соблюдать законодательство об охране труда (ст. 22 ТК РФ). Эти обязанности работодатель исполняет непосредственно. Вместе с тем в некоторых случаях необходимо создание службы охраны труда или введение должности специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. Это происходит тогда, когда численность работников у конкретного работодателя превышает 50 человек. В последние годы появилась тенденция привлекать к работе в области охраны труда специалистов, оказывающих услуги по гражданско-правовому договору. И это можно считать вполне обоснованным, ибо к таким специалистам (специализированным организациям) закон предъявляет серьезные требования. Такие организации подлежат обязательной аккредитации (за исключением организаций, проводящих специальную оценку условий труда, порядок аккредитации которых устанавливается законодательством) и находятся под контролем федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Составной частью системы управления охраной труда организации, а также одной из форм участия работников в управлении организацией в области охраны труда являются комитеты (комиссии) по охране труда, создаваемые по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа. В их состав на паритетной основе входят представители работодателя и представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Комитет (комиссия) по охране труда организует совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также организует проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах указанных проверок, сбор предложений к разделу коллективного договора (соглашения) об охране труда.

Статья 212 ТК РФ. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда

  • Обязанность работодателя по охране труда коллектива закреплена в статье 212 Трудового кодекса РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ. 16 декабря 2019 года опубликована новая редакция документа с изменениями, которые не коснулись этой статьи. Поэтому все действовавшие ранее нормы остались в неизмененном виде, рассмотрим их подробнее.

    Статья 212 ТК РФ. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда (действующая редакция)

    Комментарии к статье

    Часть 2 статьи дает исчерпывающий перечень обязанностей в области охраны труда и обеспечения безопасных рабочих условий, которые возлагаются на работодателя. При этом Минтруд рекомендует руководствоваться Типовым положением о системе управления ОТ с учетом специфики деятельности конкретной организации.

    Используемые при рабочем процессе средства защиты коллективного или индивидуального характера обязательно должны быть сертифицированными или задекларированными в зависимости от класса. Они подразделяются на два класса, отличающихся конструктивными особенностями и степенью защиты.

    Работодатель обязан обеспечивать работников, трудящихся в условиях воздействия вредных или опасных факторов, а также в особой температурной среде и загрязнении, спецодеждой, спецобувью, индивидуальными средствами защиты. Дополнительно должны выдаваться смывающие и обезвреживающие средства под роспись в личной карточке учета. Необходимость их выдачи должна подтверждаться результатами СОУТ. Перечень таких рабочих мест с уточнением списка работников, которым требуется выдавать такие средства, составляются комиссией по охране труда с обязательным изданием соответствующего приказа по организации.

    На работодателя также возлагается обязанность проведения мероприятий по обучению коллектива мерам оказания первой помощи в той форме, которая определяется локальными нормативными актами по организации. Для вновь принимаемых работников должна проводиться учеба в течение первого месяца от даты приема, для всех рабочих специальностей – не реже одного раза в календарный год, остальным – не реже одного раза в три года.

    В целях охраны труда со всеми работниками должны проводиться инструктажи по безопасным приемам работы. При этом следует руководствоваться Порядком обучения, утвержденным Минтрудом и Минобразованием от 13.01.2003 № 1/29. При отсутствии у работодателя комиссии по проверке знаний в области ОТ работники могут быть обучены в учебном учреждении, имеющем соответствующую аккредитацию.

    Каждый работодатель обязан проводить спец. оценку условий труда в соответствии с законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ не реже одного раза в пятилетний период. СОУТ представляет собой комплекс мероприятий с целью выявления вредных и опасных факторов на конкретном рабочем месте. Результатом проверки является присвоение соответствующего класса опасности.

    Медицинские осмотры при приеме на работу, а также для работников, занятых на опасных, вредных и тяжелых работах, периодические обследования проводятся в соответствии с приказом Минздрава от 12.04.2011 № 302н. Предварительно должны составляться поименные списки лиц, которые подлежат периодическим осмотрам медицинскими работниками.

    Следует отметить, что устанавливается необходимость периодических медицинских исследований по результатам присвоения класса опасности для рабочего места. Если класс соответствует допустимому или оптимальному, то работодатель освобожден от такой обязанности, но вправе организовывать медицинские осмотры по собственной инициативе.

    Работодатель не вправе допускать к работе лицо, не прошедшее инструктаж в установленном порядке, а также не имеющее медицинского осмотра. Нарушение требования влечет за собой наказание в соответствии с ч.3 ст.5.27.1 КоАП в виде административного взыскания:

    • с должностного лица в размере 15-25 тыс.руб.;
    • с юридического лица в размере 110-130 тыс.руб.;
    • с ИП в размере 15-25 тыс.руб.

    При приеме на работу гражданина необходимо ознакомить под роспись с результатом аттестации его рабочего места. Это следует из письма Минтруда от 16.06.2015 № 15-1/В-2425.

    В организации должны быть приняты меры по сохранению жизни и здоровья каждого работника трудового коллектива, предотвращению аварийных ситуаций, а при их возникновении проводиться расследования и вестись учет. Обязанность и порядок по расследованию утверждены Постановлением от 15.12.2000 № 967.

    Охрана труда должна быть организована в соответствии с утвержденными инструкциями и правилами с учетом мнения профсоюза. При их разработке следует руководствоваться Методическими рекомендациями Минтруда от 17.12.2002 № 80 для каждой должности или вида выполняемой работы.

    В соответствии с требованием рекомендаций для разработки инструкций по ОТ следует руководствоваться:

    • типовыми отраслевыми и межотраслевыми инструкциями;
    • эксплуатационной документацией к техническим средствам;
    • иной документацией для конкретных производственных процессов.

    В случае изменений, например, в результате ввода нового оборудования, инструкции должны пересматриваться.

  • Ссылка на основную публикацию