Кто проверяет охрану труда на предприятии - Kapital124.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Кто проверяет охрану труда на предприятии

КТО и КАК проверяет нормы охраны труда в организации?

Кто нас проверит

Общий надзор и контроль за тем, как работодатели соблюдают требования трудового законодательства, поручен трудовой инспекции (ч. первая ст. 353 ТК РФ). Однако в отдельных сферах деятельности проверять могут и другие государственные структуры (ч. вторая ст. 353 ТК РФ). К ним относятся Ростехнадзор, Роспотребнадзор. Особняком среди проверяющих стоит прокуратура.

Каждая контролирующая структура имеет свой круг полномочий. Например, изучая, как работодатели соблюдают правила охраны труда, трудовая инспекция может:

  • посещать беспрепятственно в любое время суток организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей – физических лиц;
  • запрашивать у работодателей и их представителей и безвозмездно получать от них необходимые документы, объяснения, информацию;
  • изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ;
  • расследовать несчастные случаи на производстве;
  • предъявлять работодателям и их представителям предписания об устранении нарушений трудового законодательства;
  • направлять в суды требования о ликвидации предприятий или прекращении деятельности их структурных подразделений;
  • выдавать предписания об отстранении от работы сотрудников, не прошедших обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;
  • запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если такие средства не соответствуют обязательным техническим требованиям и требованиям охраны труда;
    составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях.

Ростехнадзору дано право проверять, как соблюдаются требования:

  • ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасности (на объектах использования атомной энергии);
  • промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, которые применяются на опасных производственных объектах, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах;
  • безопасности в электроэнергетике;
  • безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами;
  • пожарной безопасности на подземных объектах и при ведении взрывных работ;
  • собственниками гидротехнических сооружений и эксплуатирующими организациями норм и правил безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений, а также гидротехнических сооружений, полномочия по осуществлению надзора за которыми переданы органам местного самоуправления);
  • технических регламентов в установленной сфере деятельности.

Роспотребнадзор вправе проверять, как выполняются требования законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также технических регламентов.

Прокурор надзирает за исполнением законов, в том числе и по охране труда. Он может:

  • предъявив служебное удостоверение, беспрепятственно входить на территории и в помещения проверяемых организаций и предприятий, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей информацией о фактах нарушения;
  • требовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов, материалов, статистических и других сведений;
  • требовать проведения проверок по поступившим в прокуратуру материалам и обращениям граждан;
  • вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов;
  • выносить представления с требованием устранить нарушения;
  • возбудить административное дело;
  • обратиться в суд в защиту прав работников или с требованием принудить к выполнению закона;
  • требовать проведения проверки другими контролирующими структурами, которые обязаны выполнить требование немедленно.

Несмотря на размытость формулировок закона, в реальности прокуратура обладает самыми большими полномочиями. Однако она не подменяет собой другие контролирующие структуры.

Профсоюзные инспекторы труда – это уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профсоюзов. Они также наделены правом контролировать, как работодатели соблюдают трудовое законодательство. Однако объём их широких полномочий ограничен возможностью проверки только тех работодателей, у которых работают члены данного профсоюза (ст. 370 ТК РФ).

Виды и периодичность проверок

Плановые проверки

Плановые мероприятия проводятся не чаще одного раза в три года. Если проверка комплексная, в ходе контроля вместе с вопросами охраны труда проверяют правильность ведения кадровой документации, локальные нормативные акты и пр. Если тематическая – занимаются только охраной труда.

Документарная проверка проводится в инспекции или другом контрольном ведомстве. Проверяющие присылают работодателю запрос, в котором содержится перечень интересующих их документов. Она не может длиться более 20 дней, на малых предприятиях – 50-ти часов, а на микропредприятиях – 15 часов в год 3 . Если требование в установленные сроки не выполнить, документарная проверка может превратиться в выездную.

Выездная проверка проводится на территории работодателя.

В неплановые проверки

Они периодичности не имеют. Внеплановое мероприятие назначается, когда нужно проверить, выполнено ли предписание трудовой инспекции (контрольная проверка), или когда поступила жалоба от работника (целевая). Основанием может служить также сообщение в СМИ или сведения из других источников о том, что в организации не все благополучно с правилами охраны труда и т. д.

Жалоба или сообщение признается основанием для контроля, если она содержит сведения:

  • о нарушении работодателем трудовых прав работников;
  • о возникновении угрозы причинения вреда здоровью и(или) жизни работников, окружающей среде, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
  • о причинении вреда здоровью и(или) жизни работников, окружающей среде, а также возникновение аварийных и чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Внеплановая проверка может проводиться в документарной и(или) выездной форме (п. 4 статьи 10 ФЗ №294).

Как проходит проверка

Как проходит плановая проверка

Плановой выездной проверке предшествует уведомление от контролирующей структуры. Оно должно прийти на предприятие не менее чем за три рабочих дня до появления инспекторов.

Когда проверяющие появятся на пороге вашей организации, они обязаны предъявить свои служебные удостоверения и распоряжение на проверку. В нем должны быть указаны:

  • дата оформления распоряжения (приказа);
  • данные проверяющего (должность, ФИО);
  • место проведения проверки (название и адрес организации);
  • цели и задачи проверки (перечень вопросов, которые интересуют контролеров);
  • основание для проверки;
  • состав экспертов (если привлекаются);
  • срок проверки;
  • печать руководителя проверяющей организации и его подпись

Если инспекторам потребуется, они могут привлечь для проведения проверки экспертов в какой-либо узкой области знаний. Поэтому не удивляйтесь, если к вам придет целая группа инспектирующих.

Как проходит внеплановая проверка

Внеплановая проверка начинается иначе. Контролеры не всегда обязаны уведомлять о своем появлении. Так, уведомление не менее чем за сутки должно быть направлено работодателю, если мероприятие проводится:

  • по материалам, поступившим из прокуратуры;
  • с целью проверить, как исполнено ранее выданное предписание.

О своем появлении инспекторы не предупреждают, если основанием является жалоба работника о нарушении его прав или сообщение о нарушении требований охраны труда, которое угрожает жизни и здоровью работников. Тем не менее распоряжение руководителя контролирующего ведомства должно быть на руках у инспекторов. Его отсутствие является грубым нарушением правил проведения проверок.

Процедура документарной проверки

Документарная проверка начинается с того, что на предприятие приходит уведомление из Рострудинспекции о начале контрольного мероприятия. Вместе с ним инспекторы присылают копию распоряжения своего руководителя и мотивированный запрос, в котором указан перечень документов, которые требуются проверяющим. Их перечень определяется исходя из объема контрольного мероприятия.

Трудовая инспекция не вправе требовать документы, которые не относятся к предмету проверки. Работодатель должен в течение 10 рабочих дней отправить в инспекцию копии документов, заверенные печатью организации. Если запрос поступил индивидуальному предпринимателю, и у него нет печати, допустимо отправить копии без ее оттиска.

Если работодатель не уложится в отведенный законом срок, его ждет штраф в размере от 100 до 300 рублей для граждан, от 300 до 500 рублей для должностных лиц, и от 3000 до 5000 рублей для организаций (ст. 19.7 КоАП РФ).

В течение 20 рабочих дней инспекторы рассматривают поступившие документы. Если они обнаружат противоречия, ошибки или предоставленных сведений окажется недостаточно, то потребуют от работодателя письменных объяснений. На ответ работодателю дается еще 10 рабочих дней. Если же и пояснения их не устроят, руководитель территориального отдела Рострудинспекции издаст соответствующее распоряжение, и документарная проверка превратится в выездную.

Процедура выездной проверки

Придя на предприятие, инспекторы потребуют предоставить перечень документов, который указан у них в распоряжении на проверку. Как правило, проверяющие запрашивают:

  • свидетельство о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя;
  • свидетельство о постановке на налоговый учет;
  • устав;
  • договор аренды или свидетельство на собственность;
  • трудовые договоры с работниками;
  • правила внутреннего трудового распорядка;
  • коллективный договор;
  • инструкции по охране труда;
  • журналы инструктажей по охране труда;
  • положение о службе охраны труда;
  • должностные обязанности руководителя по охране труда;
  • приказ о назначении ответственного по охране труда;
  • карты аттестации рабочих мест;
  • план организационно-технических мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
  • карточки выдачи СИЗ работникам;
  • журналы учета выдачи СИЗ;
  • приказы о предоставлении дополнительных отпусков (если есть вредные и опасные факторы производства).

Получив требуемые документы, проверяющие внимательно их изучат. Не стоит надеяться, что они упустят из виду мелкие огрехи. Затем инспекторы обязательно пройдут по территории предприятия, посмотрят, как в реальности выполняются правила охраны труда, используются ли средства индивидуальной защиты, имеются ли необходимые информационные таблички и плакаты. Если в мероприятии участвует эксперт, могут быть взяты пробы воздуха в рабочих зонах, проведены замеры освещенности, шума и т.д. Самые въедливые контролеры опросят рабочих, проводятся ли с ними инструктажи, обучение по охране труда, поговорят о реальных условиях работы и т.п.

Все выявленные недочеты будут учтены и отражены в акте проверки.

Какие документы проверяет трудовая инспекция

Государственная инспекция труда наделена значительными полномочиями по проверке соблюдения работодателями требований трудового законодательства. Так какие же документы проверяет трудовая инспекция? Расскажем в статье.

Систематизируйте или обновите знания, получите практические навыки и найдите ответы на свои вопросы на курсах повышения квалификации в Школе бухгалтера. Курсы разработаны с учетом профстандарта «Бухгалтер».

Чаще всего трудовая инспекция приходит с проверками по жалобам. Так как не существует четко установленного проверяемого перечня, рекомендуем готовиться к проверке по всем документам, связанных с кадрами — трудовые договоры, различные положения (об оплате труда, премировании, распорядок дня), приказы, трудовые книжки, расчетные листки, табели, документы о выплате и начислении заработной платы, охрана труда и так далее.

Основные вопросы проведения проверок отражены в Трудовом кодексе РФ в главе 57 «Государственный контроль (надзор) и ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ст. 353-368 ТК РФ)».

Читайте также:  Список профессий с вредными условиями труда дополнительный отпуск

По установленному законодательством правилу, проверки, проводимые государственными трудовыми инспекторами в организациях, могут быть плановыми и внеплановыми (которые, в свою очередь, подразделяются на документарные и выездные). Порядок осуществления ревизий определен законодательно. Для начала проверочных действий и в первом, и во втором варианте нужны основания (причины, случаи).

Основания для проведения внеплановой проверки трудовой инспекцией

  • невыплата (задержка) или неполная выплата заработной платы в установленный срок;
  • установление зарплаты в размере меньшем, чем это предусмотрено трудовым законодательством, то есть ниже МРОТ;
  • невыполнение работодателем предписания инспектора труда;
  • поступление информации о фактах нарушения трудового законодательства, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников;
  • жалоба работника на нарушение трудовых прав;
  • запрос работника на проверку условий и охраны труда на его рабочем месте;
  • приказ руководителей трудовой инспекции или Федеральной службы по труду, изданный на основании поручения Правительства РФ, Президента РФ или прокурора.

Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в Роструд или в его территориальный орган, а также обращения и заявления, в которых отсутствуют сведения об указанных фактах, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки работодателя.

О проведении внеплановой проверки работодатель уведомляется уполномоченным должностным лицом Роструда или его территориального органа, которому поручено проведение проверки, не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.

Внеплановая проверка работодателя может проводиться в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.

Плановая проверка трудовой инспекции

Плановая проверка возможна в отношении любых организаций и выполняется один раз в три года.

Для ее осуществления достаточно наличие оснований, указанных в Федеральном Законе от 26.12.2008 № 294-ФЗ:

  • прошло три года со дня государственной регистрации работодателя;
  • вышел трехлетний срок с момента завершения последней плановой проверки;
  • работодатель фактически осуществляет свою предпринимательскую деятельность в течение трех лет (с момента подачи особого извещения в уполномоченный орган).

Данный список оснований является закрытым, то есть проверяющие не имеют права называть иные причины для осуществления запланированных проверок соблюдения норм трудового права.

Проверку государственной инспекции труда в организации можно разделить на 2 направления:

  1. Проверка кадровых документов.
  2. Проверка безопасности выполняемых работ.

Проверка кадровых документов

В первую очередь, при подготовке к визиту инспекции, следует проверить состав документов. Инспекцию труда заинтересуют материалы, связанные с трудовыми отношениями и с охраной труда. Необходимо удостоверится в том, что данные документы находятся в полном порядке.

Кадровые документы, которые будут проверять:

  • учредительные документы;
  • коллективный договор;
  • все бумаги, которые связаны с оплатой труда;
  • правила внутреннего трудового распорядка;
  • трудовые договоры, (статья 57 ТК РФ устанавливает существенные условия заключения трудового договора);
  • штатное расписание;
  • табели учета рабочего времени;
  • табели учета рабочего времени сотрудников, занятых на вредных работах;
  • табели расчета зарплаты;
  • больничные листы;
  • график отпусков;
  • личные карточки;
  • приказы о назначении на должность;
  • трудовые книжки;
  • книга учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним;
  • положение об оплате труда и премировании;
  • положение о защите персональных данных.

Постановление Госкомстата от 5 января 2004 года №1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» устанавливает форму приказов, личных карточек, графика отпусков, штатного расписания, табелей учета рабочего времени и прочих документов, касающихся учета кадров, расчета рабочего времени и оплаты труда. Следовать данному постановлению обязаны абсолютно все предприятия, независимо от формы собственности. Существует ряд исключений для бюджетных организаций.

Проверка локальной внутренней документации

К ней относятся коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда и премировании, положение о защите персональных данных, положение о коммерческой тайне. Перечисленные документы должны соответствовать закону, не должны противоречить друг другу и не ухудшать положение сотрудников предприятия в сравнении с правилами закона.

Следует сопоставить все эти документы с трудовыми договорами, часто в них находятся разные режимы работы. Также с трудовым договором необходимо сопоставить штатное расписание, Положение об оплате труда и премировании, для исключения разных систем оплаты труда и разных дат получения зарплаты.

Проверка графика отпусков

Следует убедиться, что за последние годы в отпуск отправлялись все работники, при этом графики отпусков не нарушались, обратите внимание на то, как выплачивались отпускные. Если кому-то из сотрудников не доплатили положенной суммы, сделайте это прямо сейчас. Не забывайте, что график отпусков должен утверждаться не позднее, чем за две недели до окончания календарного года. Обратите внимание, не противоречит ли продолжительность отпуска закону. В случаи, если кто-то из сотрудников уходил в отпуск не по графику, необходимо внести изменения по приказам и заявлениям работников.

Проверка выплаты зарплаты

Инспекторы непременно обратят внимание на то, как выдается заработная плата (по закону необходимо выплачивать ее два раза в месяц). В Правилах внутреннего распорядка, коллективном и трудовом договорах должна быть отражена информация о времени и месте выдачи зарплаты.

Проверяющие также обратят внимание на размер зарплаты, помните, что она не должна быть ниже установленного законом минимума.

В случае если работнику выплачивают надбавки, премии, организация должна документировать данный факт. Также следует проверить, всем ли уволенным работникам были произведены выплаты.

Проверка сведений, связанных с охраной труда

Каждый работодатель должен обеспечивать своим работникам безопасные условия труда. Они прописаны в документах по охране труда, наличие которых необходимо в любой организации. Это могут быть различные инструкции, документы, подтверждающие, что с работниками проводилось обучение по охране труда. Подобного рода документы должны быть в наличии, независимо от величины организации и количестве нанятых сотрудников.

При проверке безопасности выполняемых работ инспекторы смотрят следующие условия:

  • требования, связанные с обучением и инструктированием работников;
  • меры безопасности при проведении работ;
  • обеспечении работников средствами защиты;
  • организация и проведение аттестации рабочих мест по условиям труда (сейчас СОУТ), а также использования результатов АРМ (СОУТ) для предоставления льгот и компенсаций работникам, проведения периодических медицинских осмотров и др.

Во время ревизии инспекторы государственной трудовой инспекции, помимо проверки необходимых документов, могут осматривать все помещения предприятия, задавать вопросы персоналу, запрашивать недостающие сведения у ответственных сотрудников.

Срок проведения проверки

По общему правилу срок проведения плановой проверки не может быть больше 20 рабочих дней, для филиалов общий срок — не выше 60 рабочих дней. Если речь идет о субъектах малого бизнеса, то для малого предприятия и микропредприятия этот период равен, соответственно, 50 часам и 15 часам. К внеплановым проверкам данные установления не относятся. При необходимости срок выездной плановой проверки продляется на 20 рабочих дней (но не выше), о чем необходимо за 3 дня предупредить работодателя.

Систематизируйте или обновите знания, получите практические навыки и найдите ответы на свои вопросы на курсах повышения квалификации в Школе бухгалтера. Курсы разработаны с учетом профстандарта «Бухгалтер».

Предмет проверок по охране труда: требования и особенности

Руководителю предприятия при ведении деятельности необходимо знать, что такое проверка по охране труда, что проверяют специально уполномоченные на это органы, и каковы их функции.

Кто проводит проверки

Государство контролирует то, как фирмы и организации соблюдают законодательство о труде, с помощью Федеральной инспекции труда и ее структурных подразделений (ГИТ). Ее сотрудники:

  • проводят проверки охраны труда в различных компаниях;
  • если находят нарушения, требуют их устранить в назначенный срок, и руководство проверяемого предприятия обязано это сделать;
  • составляют протоколы и другие документы, когда нужно оштрафовать провинившихся лиц.

Законодатель наделил госинспектора правом заходить на территорию любого предприятия для исполнения им своих служебных обязанностей. Для этого он должен предъявить:

  • служебное удостоверение;
  • приказ или распоряжение руководителя инспекции о ревизии.

Руководитель компании имеет право ознакомиться с приказом и удостовериться, что там прописаны все необходимые пункты: наименование фирмы, сроки проведения и вид проверки, ее цели, данные проверяющих лиц. Инспектор может запрашивать у предприятия только те сведения и смотреть только те бумаги, которые имеют отношение к предмету проверки.

Что требуют от работодателя

Работодатель обязан предоставить своим сотрудникам безопасные условия работы, рациональный режим труда и отдыха, должное медицинское обеспечение. Кроме того, в его обязанности входит:

  • исполнение норм охраны труда, которые различаются по видам осуществляемой деятельности;
  • контроль за тем, чтобы сотрудники не нарушали технику безопасности;
  • разработка правил и инструкций по охране труда в организации;
  • соблюдение на производстве санитарно-гигиенических правил и норм.

На каждом предприятии с количеством работников более 50 человек, если его деятельность является производственной, должна быть отдельная должность специалиста по охране труда или специальное структурное подразделение – служба охраны труда. В противном случае эти функции осуществляет руководитель компании, уполномоченный работник или привлеченный специалист.

Все сотрудники предприятия проходят периодическое профильное обучение, а при первичном поступлении на работу или переводе на другое место – знакомятся с инструкцией по технике безопасности. Обязательна специальная оценка условий труда – это комплекс мероприятий по выявлению вредных и опасных факторов трудового процесса или производства.

На что смотрит инспекция

Закрытого перечня документов, которые запрашивают ревизоры ГИТ, не существует. Все зависит от вида деятельности предприятия и того, зачем проводится проверка. В сферу интересов проверяющего могут попасть вот какие документы:

  • учредительные документы фирмы;
  • кадровые (смотрят, правильно ли оформлены сотрудники);
  • бухгалтерские (извещения о выплате зарплаты, расчетные листы);
  • локальные нормативно-правовые акты (правила внутреннего распорядка, коллективный договор, графики учета рабочего времени);
  • документы, непосредственно посвященные охране труда (приказы и инструкции, журналы учета, программы инструктажей) и др.

Компаниям, относящимся к микропредприятиям, Трудовой Кодекс позволяет не разрабатывать локальные нормативно-правовые акты. Такая организация заключает с сотрудником трудовой договор, который разрабатывается по специальной типовой форме и содержит отдельный раздел об охране труда.

Какие бывают проверки

Проверки охраны труда бывают плановые и внеплановые (ст. 360 ТК РФ). Плановые проверки имеют установленную периодичность. На каждый календарный год составляется план со списком проверяемых организаций и сроками проведения проверки. Он вывешивается на сайте государственной трудовой инспекции (ГИТ), а также дублируется на сайте Генеральной прокуратуры РФ.

Читайте также:  Место работы в трудовом договоре

Дополнительно о скором визите ревизоров и предстоящих проверочных испытаниях предприятие предупреждают за 3 дня до их начала. Соответствующее уведомление может быть выслано по почте, факсом, электронным сообщением, доставлено курьером и др.

По ходу плановой проверки ревизору не запрещено пользоваться списком, так называемых, контрольных вопросов, которые могут затрагивать все требования по охране труда или их часть. Это зависит от целей и задач конкретной проверки и отражается в приказе о ее проведении.

С марта 2019 года периодичность проведения плановых проверок фирмы зависит от присвоенной ее деятельности категории риска. Так, предприятия, деятельность которых отнесена к высокому риску, проверяются один раз в два года, к значительному риску – один раз в три года и т. д. Если риск оценен как низкий, плановые проверки на такой фирме совсем не производятся.

Внеплановые проверки инициируют по соответствующему основанию (ст. 360 ТК РФ), когда:

  1. Есть приказ руководителя трудовой инспекции, основанный на поручении государственных органов или требовании прокуратуры.
  2. Прошел срок для устранения нарушений, найденных раньше.
  3. Появились сведения о том, что на предприятии нарушаются нормы законодательства (сотрудникам не платят зарплату, на производстве возникла угроза нанесения вреда здоровью работников, произошел несчастный случай и пр.).
  4. Поступила жалоба работника о том, что наниматель нарушает его трудовые права.
  5. Работник просит трудовую инспекцию проверить рабочее место.

Важно! О выезде на внеплановую проверку инспекция должна предупредить организацию за 24 часа. В случае, если такая проверка проводится по причинам, указанным в п.п. 3-4 списка, то инспекция вообще не уведомляет о ней работодателя. Эта норма прописана в ст. 360 ТК РФ. Периодичность внеплановых проверок законодательно не прописана.

По закону анонимные заявления к рассмотрению не принимаются, а начавшаяся по такому запросу проверка прекращается. Сведения о существующих нарушениях могут поступить в инспекцию не только от работников, но и из СМИ, от других проверяющих органов, профсоюзов и др.

Форма проверок

Как плановая, так и внеплановая проверки могут иметь две формы:

Документарную проверку ревизор ГИТ осуществляет на своем рабочем месте. Он запрашивает у компании интересующие его бумаги, которые имеют отношение к задачам проверки. Предприятию дается 10 дней на исполнение запроса. Все документы предоставляются в виде копий, заверенных подписью уполномоченного лица и печатью, или в электронном виде с удостоверенной электронной подписью. Внимание: инспектор не имеет права забирать оригиналы или просить нотариальное заверение документов.

Если в ходе проверки документов инспектор находит ошибки или нестыковки в представленной информации, он требует предоставить организацию дополнительные письменные пояснения. Срок предоставления таких пояснений – 10 рабочих дней.

Выездная проверка осуществляется по месту нахождения фирмы, на производстве или в офисе, когда:

  • инспектору необходимо удостовериться в соответствии поданных фактов действительности;
  • следует оценить, отвечает ли деятельность компании требованиям законодательства.

Сроки проведения

Проверка охраны труда должна осуществляться строго по закону. Одним из основных положений, регулирующих принципы и правила взаимодействия сотрудников инспекции и руководителей проверяемых фирм, является закон № 294-ФЗ.

Стандартно одна проверка не может продолжаться больше 20 рабочих дней. Однако для некоторых компаний максимальное время проведения плановых выездных проверок сокращено:

  • для малых предприятий оно не может составлять больше 50 часов в год;
  • для микропредприятий – 15 часов в год.

В крайних ситуациях эти сроки удваиваются, если требуется какое-то дополнительное расследование. Период деятельности предприятия, за который проверяются документы, ограничен тремя годами. То есть, например, в 2016 году проверялись документы, начиная с 2014 года.

Чем заканчивается

Результаты проверки охраны труда отражаются в специальном акте, который подписывают обязательно в двух экземплярах: для инспекции и для проверяемого. Если нашлись нарушения, трудовая инспекция может:

  • обращаться в судебные органы, чтобы ликвидировать фирму, нарушающую трудовое законодательство;
  • отстранять от работы конкретных лиц, если они не прошли нужный инструктаж.

За нарушение законодательства по труду предусмотрена административная ответственность как для должностных лиц, так и для компаний (ст. 5.27, 5.27.1 КоАП РФ).

В случае, если руководство предприятия не согласно с решением, принятым инспектором ГИТ, оно может обжаловать его у вышестоящего руководителя или в суде. Результаты проверки, проведенной с нарушениями, подлежат отмене.

Охрану труда проверят по новым правилам

Как работодателей уговорят улучшать условия труда

  • переписать законодательные акты, регулирующие механизмы предупреждения производственного травматизма и профзаболеваемости, а также постепенно внедрять принципы концепции «нулевого» травматизма;
  • усовершенствовать методологии и процедуры медицинских осмотров работников, чтобы на ранних стадиях выявлять признаки воздействия вредных факторов и риски развития хронических неинфекционных заболеваний;
  • с 2020 года проводить конкурс «Лучшие системы управления охраной здоровья работников на производстве»;
  • внедрять программы укрепления здоровья на рабочем месте;
  • организовывать совместно с работодателями Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне».

Новые Методические рекомендации, обязательные для применения

Как заявлено в Приказе, предметом внеплановой проверки должно стать соблюдение работодателем трудового законодательства, в том числе требований о создании и обеспечении функционирования системы управления охраной труда. Вместе с тем подчеркивается, что инспекторы должны соблюдать нормы:

  • ТК РФ;
  • Типового положения о системе управления охраной труда, утв. Приказом Минтруда РФ от 19.08.2016 № 438н;
  • Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ о защите прав предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля;
  • Постановления Минтруда от 24.10.2002 № 73 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях» и приложения к нему.

Что должны сделать работодатели: обязательный минимум

Главный документ, который должен быть в организации, — Положение о системе управления охраной труда. Причем чиновники настаивают, что у документа должно быть именно такое название.

В документ необходимо включить следующие пункты:

  • политика (это может быть и отдельный документ) и цели в области охраны труда;
  • обеспечение функционирования системы управления охраной труда и распределение обязанностей между должностными лицами;
  • процедуры, направленные на достижение поставленных целей, включая (при необходимости):
  • подготовку работников по охране труда (Постановление Минтруда и Минобразования от 13.01.2003 № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций»);
  • управление профессиональными рисками;
  • организацию и проведение спецоценки условий труда;
  • информирование работников об условиях труда на их рабочих местах, уровнях профессиональных рисков, предоставляемых гарантиях и полагающихся компенсациях (Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»);
  • организацию и проведения наблюдения за состоянием здоровья работников (Приказ Минздравсоцразвития от 12.04.2011 № 302н «Об утверждении перечней вредных и(или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и(или) опасными условиями труда»);
  • обеспечение оптимальных режимов труда и отдыха работников (разделы ТК РФ и действующие СанПиНы);
  • предоставление средств индивидуальной и коллективной защиты, обеспечение смывающими и обезвреживающими средствами (Приказ Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 № 290н и Приказ Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 № 1122н);
  • обеспечение работников молоком и другими равноценными пищевыми продуктами, лечебно-профилактическим питанием (Приказ Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 № 45н и Приказ Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 № 46н);
  • обеспечение безопасного выполнения подрядных работ и снабжение безопасной продукцией;
  • контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур. Здесь речь идет о необходимости утвердить план мероприятий по реализации процедур (можно в виде приложения к Положению);
  • планирование улучшений функционирования системы управления охраной труда. Работодателям понадобится план мероприятий по улучшению функционирования СУОТ. Обычно его утверждают по результатам ежегодного отчета службы охраны труда на предприятии, допускается включать их в план мероприятий по улучшению условий и охраны труда, разработанный по результатам специальной оценки условий труда;
  • реагирование на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания. Перечень документов, необходимых работодателям, перечислен в пп. 60-63 Типового положения о системе управления охраной труда. Но не будет нарушения, если компания укажет, что реагирование на несчастные случаи осуществляется в соответствии со статьями 227 — 231 ТК РФ, а также в соответствии с Постановлением Минтруда № 73;
  • управление документами СУОТ. Главное требование в этом случае — работодатель обязан актуализировать внутренние документы, чтобы они соответствовали действующему законодательству. Не подлежат исправлению журналы учета, реестры, акты расследований, записи, пр. документы.

Разработать положение и приложения к нему работодатель может самостоятельно либо с привлечением сторонних специалистов. Утвердить его следует с учетом мнения профсоюза или иного представительного органа работников (при наличии).

Чтобы положение вступило в силу, на предприятии издается приказ об его утверждении с перечислением лиц, ответственных за выполнение требований.

Как инспекторы будут оценивать эффективность системы управления охраной труда на предприятии

После проверки документации инспекторы перейдут к проверке:

  • рабочих мест;
  • оборудования;
  • транспортных средств;
  • территорий, зданий и сооружений;
  • производственных и технологических процессов.

Главная цель этой части проверки — изучить, как на практике реализуются процедуры, описанные в документах.

В Приказе Роструда заявлено, что если в ходе ранее проведенной проверки изучению эффективности функционирования системы управления охраной труда было уделено недостаточное время, инспекторы вправе провести дополнительную проверку. Но все должно быть в рамках законодательства.

Чтобы работодателям было проще понять, как осуществляют проверки, и подготовиться по всем направлениям, предлагаем блок-схему, разработанную чиновниками.

Как будут расследовать несчастные случаи: пошаговый алгоритм

Шаг 1. Изучение ситуации, вследствие которой возник несчастный случай.

Шаг 2. Выяснение корневых причин для разработки мер профилактики и предупреждения травматизма. Среди корневых причин выделены:

  • отсутствие перечня требований, соответствие которым обеспечивает работодатель (это говорит о том, что в компании плохо работает процесс управления документами);
  • отсутствие локальных актов, устанавливающих реализацию тех или иных процедур, либо нарушение установленных процедур;
  • отсутствие распределения обязанностей и ответственности за соблюдение требований безопасности;
  • отсутствие системы контроля функционирования СУОТ и мониторинга показателей реализации процедур или нарушение установленных форм и методов контроля;
  • отсутствие процедуры информирования.
Читайте также:  Нарушение работодателем трудового договора

Шаг 3. Изучение элементов системы управления охраной труда и выяснение, в каком из них произошел сбой.

Шаг 4. Анализ процедуры управления профессиональными рисками, в том числе изучение методов выявления опасностей, включение всех опасностей в перечень, принятие мер по снижению рисков.

Шаг 5. Проверка запланированных работодателем мер управления рисками.

Шаг 6. Анализ иных выявленных нарушений.

Шаг 7. Заполнение акта о расследовании несчастного случая.

Шаг 8. Принятие мер к нарушителям — выдача предписаний, привлечение к ответственности.

Напомним, по действующим правилам работодателей должны предупреждать о внеплановой проверке за 24 часа до ее начала. Этого времени очень мало, чтобы подготовиться в такой объемной сфере как охрана труда. Поэтому лучше не ждать, а заранее разработать и утвердить необходимую документацию, корректно вести нужные бумаги, быть в курсе всех изменений.

Проверка по Охране Труда? Моменты и особенности её прохождения стоит иметь в виду!

Я думаю, будет полезным определить некоторые важные моменты и особенности при проведении проверки по охране труда, государственным инспектором труда! Имея в виду должный порядок проведения проверки, права инспектора труда, его обязанности и ограничения в действиях, можно как минимум минимизировать последствия после проведения проверки по охране труда!

Для начинающих, пожалуй, начну с основ проверки как таковой.

Проверка по охране труда подразделяется на плановую и внеплановую проверки. Так же подразделяются на документальные и выездные, но о них я не буду сейчас.

Плановая проверка по охране труда проводиться по строго отведенному регламенту работ государственной инспекции труда. В силу Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля «, проверка по охране труда проводиться не чаще одного раза в 3 года. Учитывая же реальное положение дел инспекций труда, их загруженность в работе, и частоту появления новых и новых форм деятельности, проверка по охране труда может так и не постигнуть Вашу организацию. Так как информация о проведении проверок инспекцией труда является открытой, то можно своевременно подготовиться к проверке по охране труда и спать спокойно. План проведения проверок на текущей год смотрите здесь — Актуальный План проверок на 2018 год онлайн. Полезные ссылки и видео.

Теперь что касается внеплановой проверки по охране труда. Такая проверка также отображается в годовом плане проверок. Внеплановая проверка по охране труда может иметь большее количество и частоту ее проведения т.к. ее проведение напрямую зависит от поступления письменных заявлений (жалоб) от сотрудников организации. Принцип таков: чем хуже отношение руководителя организации к своим сотрудникам, в плане трудовых отношений и условий труда на рабочих местах, тем большее количество проверок по охране труда ожидает этого руководителя.

О правилах проведения проверки.

Основной ссылкой в этом разделе, пожалуй, будет все тот же ФЗ № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля «. Приведу основные статьи и пункты из этого чудо закона, которые стоит иметь в виду.

>Пункт 1, статья 13. Продолжительность проверки не может превышать двадцать рабочих дней (20 дней).
Пункт 3, статья 13. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем инспекции труда, но не более чем на двадцать рабочих дней (не более 20 дней).
Статья 16. Результаты проверки должны быть отражены в акте проверки, один экземпляр которого в обязательном порядке вручается представителю работодателя. В этой же статье приводятся требования к форме и содержанию такого акта.
Статья 20. Результаты проверки, проведенной государственным инспектором труда, с грубым нарушением установленных Законом № 294-ФЗ требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения работодателем трудового законодательства.

Имейте в виду, что к таким нарушениям относиться:

— проведение проверки без распоряжения или приказа руководителя инспекции труда;
— требование документов, не относящихся к предмету проверки;
— превышение установленных сроков проведения проверок;
— непредставления работодателю акта проверки.

Так же следует знать что, проверка по охране труда проводиться исключительно в рамках предмета и объекта проверки, обозначенных в распоряжении (приказе) о проведении проверки. К примеру, предметом проверки является трудовые правоотношения. В таком случае, государственный инспектор труда не имеет право проверять документы по охране труда. Инспектор так же не имеет право требовать документы, информацию, образцы продукции, проб обследования производственной среды, если таковые не являются объектами проверки и/или не относятся к предмету проверки.

Стоит еще отметить, что при проведении проверки, инспектор труда не вправе изымать оригиналы документов даже в том случае, если они являются предметом этой проверки.

Об ограничении прав инспектора труда.

Привожу три законодательных документа, которые достаточно серьезно ограничивают полномочия государственного инспектора труда и регламентируют его работу в целом. Итак, об «ограничителях»:

1. Все тот же Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля «;
2. Трудовой кодекс Российской Федерации;
3. Конвенция № 81, принятая в Женеве от 11.07.1947 Международной организацией труда «Об инспекции труда в промышленности и торговле».

Тут стоит принять во внимание один момент. Эти три нормативных документа в некоторых моментах имеют противоречия. Вот некоторые из них. В соответствии с ФЗ № 294, государственный инспектор труда не имеет право проводить проверку в том случае, если при ее проведении нет руководителя организации или иного доверенного или ответственного лица. Не смотря на это, в противоречие вступает трудовой кодекс Российской Федерации, который дает право государственному инспектору труда не уведомлять о своем присутствии руководителя организации или его доверенного лица (представителя), что такое уведомление может нанести ущерб эффективности контроля статья 360 ТК РФ и статья 12 Конвенции МОТ № 81 об инспекции труда. Противоречия имеются в моментах, регламентирующие количество и частоту проведения проверок. В действующем любимом ФЗ № 294, установлено ограничение, а именно проверять организацию не чаще одного раза в 3 года, тогда как в не менее действующей конвенции МОТ № 81 есть статья 16 в которой говориться о том, что предприятия подвергаются проверке столько, сколько надо для обеспечения эффективного применения соответствующих законодательных положений.

Несмотря на то, что все три нормативных документа являются на данный момент действующими, приоритет при проведении проверки имеет замечательный ФЗ № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля «.

Памятка сотрудников при проверке.

Для минимизирования или полного исключения нештатной ситуации при проверке. Необходимо проводить специфическое обучение персонала по взаимодействию с проверяющими лицами.

Примерная памятки или инструкция (Московский бухгалтер. Октябрь 2004 №10) может содержать следующие пункты:

1. Незамедлительно сообщите об этом по телефону в свою администрацию.
2. Проверьте документы контролеров и, по возможности, снимите с них копии или перепишите оттуда данные (Ф.И.О. инспектора, его должность, подразделение и т.п.).
3. Попросите у контролера копию или экземпляр постановления о проверке.
4. Скажите проверяющему, что все пояснения и ответы на вопросы вы можете давать только с разрешения руководства.
5. Если проверяющие все-таки настаивают на пояснениях, то отказывайтесь, обосновывая это тем, что вы подписали должностную инструкцию и вас уволят, если вы ее нарушите. В крайнем случае отвечайте, что все происходит в соответствии с действующим российским законодательством.
6. Не предъявляйте документы, которые не относятся к предмету проверки.
7. Если инспектор составит протокол о правонарушении, не отказывайтесь ставить свою подпись. Однако рядом с подписью напишите фразу: «С возражениями». Если проверяющий спросит, когда вы представите возражения, отвечайте, что уполномоченный представитель фирмы с ним свяжется и обговорит этот вопрос.
8. Всегда держите памятку при себе. Не давайте ее в руки проверяющему.

Как-то так может выглядеть примерная памятка для сотрудников организации.

Примерный перечень документов, запрашиваемых при проверке.

Единственное что можно тут отметить, это когда государственный инспектор труда, для ускорения прохождения проверки по охране труда в организации, запрашивает документы дистанционно, то есть делает запрос на те документы, которые касаются темы проверки. Вы аккуратно подготавливаете эти документы и привозите непосредственно в инспекцию труда. Примерный перечень документов по охране труда я повторно приводить здесь не буду, т.к. я уже делал заметку именно про перечень, посмотреть Вы ее можете здесь «Перечень 95» ЧТО и на основании ЧЕГО — ОХРАНА ТРУДА

Обжалование предписания инспектора
В случае, когда государственный инспектор труда произвел проверку в Вашей организации с явными нарушениями, руководитель (его доверенное лицо) может обжаловать его решение на основании выданным этим инспекторам предписание об устранении нарушений или/и постановлений о привлечении к административной ответственности.

Напомню, что если при проведении проверки явно есть нарушения со стороны инспектора труда, при вручении им этого предписания, напишите рядом с подписью «С возражением». Если инспектор труда спросит, когда вы представите возражения, отвечайте, что доверенное лицо организации с ним свяжется и обговорит этот вопрос.

Далее, выданное предписание может обжаловаться руководителю государственной инспекции труда в Вашем регионе (городе). Данное обращение регламентируется статьей 361 ТК РФ.

Имейте ввиду, что после того как Вы получили постановление о привлечении к административной ответственности (его копию), жалобу можно подать в течении десяти суток (10 суток) со дня вручения. А в суд же можно обратиться в трех месячный срок (3 месяца) со дня, когда стало известно о нарушении прав.

Ссылка на основную публикацию