Эффективный контракт с педагогическими работниками - Kapital124.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Эффективный контракт с педагогическими работниками

Как без нарушений перевести педагогов на эффективный контракт

Что такое эффективный контракт с педагогом

Термин был введен пять лет назад после принятия Программы совершенствования системы оплаты труда в бюджетных учреждениях, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р. Согласно этим документам, работодатели бюджетного сектора экономики обязаны заключить со всеми сотрудниками (в том числе — с педагогическими работниками) эффективные договоры до 2019 года.

В сфере образования переход на новую систему оплаты труда призван обеспечить конкурентоспособный уровень зарплаты педагогических работников. Перед образовательным учреждением ставятся следующие многоплановые задачи:

  • отказ от стимулирующих выплат за показатели, которые носят неопределенный характер (например, «добросовестное выполнение трудовых обязанностей»), и замена их на измеримые показатели;
  • исключения из числа стимулирующих выплат, которые традиционно расцениваются как гарантированная часть зарплаты педагога;
  • разграничение ФОТ на гарантированную (должностной оклад) и стимулирующую части (оплата за особую результативность и эффективность).

Нормативная база

Документами, которые регламентируют вопросы усовершенствования системы оплаты труда рпедагогических аботников образования, являются:

  • Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 597;
  • государственная программа «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 295;
  • программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в бюджетных учреждениях на 2012-2018 годы, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р;
  • приказ Минтруда России от 26.04.2013 № 167н, в котором содержатся общие рекомендации по введению эффективного контракта;
  • письмо Минобрнауки России от 12.09.2013 № НТ-883/17;
  • письмо Минобрнауки России от 20.06.2013 № АП-1073/02.

Согласно рекомендациям Министерства образования, которые содержатся в Письме № АП-1073/02, при введении эффективных контрактов образовательные учреждения должны утвердить показатели эффективности труда педагогических работников (они подробно перечислены в Письме).

Механизм и процедура предоставления стимулирующих выплат должна содержаться в локальных актах муниципалитета и образовательной организации (таковым, например, является Положение об эффективном контракте с педагогическими работниками). А всю информацию о результатах деятельности педагогов, в соответствии с утвержденным перечнем показателей эффективности, необходимо разместить на официальном сайте организации.

Переход на эффективный контракт

Оформление трудовых отношений при введении эффективного контракта осуществляется:

  • при приеме на работу. С педагогом заключается трудовой договор по форме эффективного контракта, с которой можно ознакомиться в Приложении № 3 к Программе № 2190-р;
  • с педагогическими работниками, состоящими в трудовых отношениях с работодателем, оформление осуществляется путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору в порядке, установленном ТК РФ.

Переход на эффективные контракты и сопутствующее внесение изменений в трудовые договоры осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 74 ТК РФ . В соответствии с данной статьей, изменения условий оплаты труда, связанные с организационными и (или) технологическими изменениями труда, допускаются по решению работодателя, то есть фактически в одностороннем порядке. При этом необходимо письменно уведомить педагогического работника не менее чем за 2 месяца.

Какие условия необходимо прописать в эффективном контракте и допсоглашении

  1. Место работы.
  2. Трудовая функция педагогического работника. Необходимо описать ее максимально конкретно, с указанием квалификации, должности и специальности.
  3. Условия оплаты труда. В этом пункте следует регламентировать как получение оклада, так и стимулирующих/компенсационных выплат. Для этого необходимо прописать условия их получения, показатели и критерии оценки эффективности, периодичность и размер.
  4. Режим труда и отдыха педагога.
  5. Продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска.
  6. Меры социальной поддержки.
  7. Иные условия, которые обусловлены спецификой работы образовательного учреждения и не ухудшают положения педагога, по сравнению с действующим законодательством. К примеру, в договоре могут быть прописаны особенности расчета учебной нагрузки и исчисления в связи с этим заработной платы.

Алгоритм действий

При переходе на эффективный контракт для педагогических работников необходимо пройти следующие этапы:

  1. Ответственные сотрудники должны внимательно изучить всю нормативно-правовую базу.
  2. Руководители МО, имеющие полномочия в сфере образования, должны разработать показатели эффективности для подведомственных организаций.
  3. Руководствуясь федеральным и региональным законодательством, образовательные учреждения должны разработать собственные критерии эффективности и внести соответствующие изменения в положение об оплате труда.
  4. Сотрудники, ответственные за оформление трудовых отношений, должны разработать форму договоров и допсоглашений с учетом Приложения № 3 к Программе № 2190-р и Рекомендаций № 167н.
  5. Ознакомление персонала со всеми нововведениями.
  6. Заключение дополнительных соглашений с педагогическим работниками.

Если подойти к этому процессу ответственно и внимательно, то будет достигнута главная цель данного нововведения — обеспечение качественного образования и улучшение материального благополучия педагогического состава.

Эффективный контракт в образовании: образец заполнения

Понятие эффективного контракта

Это понятие появилось в российском трудовом праве еще пять лет назад, поэтому новым назвать его нельзя. Термин был введен в обиход Распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р, которым и была утверждена Программа совершенствования системы оплаты труда бюджетников. Фактически это стандартный трудовой договор, составленный в соответствии со статьей 57 ТК РФ, в котором прописаны более объемно некоторые условия, которые касаются:

  • обязанностей работника (трудовая функция);
  • условий оплаты труда и мер социальной поддержки;
  • критериев оценки эффективности труда;
  • понятия стимулирующих выплат в зависимости от результатов трудовой деятельности.

Переход на новую систему оплаты труда в образовательном учреждении должен обеспечить достойный уровень зарплаты учителей и других педагогов. Поэтому в контракте ее размер прямо зависит от объема, интенсивности и качества выполняемой работы. При этом показатели одного сотрудника тесно связаны с показателями эффективности всей образовательной организации. Переход на эффективный контракт в образовании должен быть поэтапным, и последний этап заканчивается в 2019 году. Это значит, что к концу следующего года все преподаватели должны получать стимулирующие выплаты в зависимости от эффективности своей работы.

Первые шаги к эффективности и нормативная база

Существует целый перечень нормативных документов, которыми необходимо руководствоваться при разработке и внедрении эффективного контракта, например:

  • Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 597;
  • государственная программа «Развитие образования» на 2013–2020 годы, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 15.05.2013 № 792-р;
  • программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 годы, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р;
  • приказ Минтруда России № 167н от 26.04.2013;
  • письмо Минобрнауки России от 20.06.2013 № АП-1073/02 (показатели эффективности в образовательных учреждениях).

Кроме того, применяются НПА подведомственных государственных, муниципальных учреждений образования, утвержденные органами местного самоуправления для конкретных случаев и отраслей образования. Важно понимать, что любая образовательная организация должна привести свою деятельность в соответствие с новыми условиями, то есть:

  1. Исключить стимулирующие выплаты за показатели, которые носят неопределенный характер. Поэтому в трудовых договорах не должно быть размытых формулировок по типу «добросовестное выполнение обязанностей».
  2. Не считать стимулирующими выплаты, которые фактически являются гарантированной частью заработной платы.
  3. Разделить фонд оплаты труда, установленный в организации, на две части: гарантированную (должностной оклад) и стимулирующую (оплата за выдающуюся результативность).
  4. Утвердить показатели эффективности для педагогов.

Для исполнения последнего пункта нужно применять рекомендации Минобразования из письма № АП-1073/02. В частности, в эффективный контракт с учителем могут быть включены следующие показатели:

Действия педагоговПоказатели эффективности
Реализация внеурочных проектов с учениками (экскурсии, дистанционные образовательные проекты, кружки и секции)Количество организованных мероприятий с охватом не менее 5 учеников
Организация системных исследований, мониторинга индивидуальных достижений учащихсяВедение и контроль за портфолио индивидуальных достижений учеников
Динамика индивидуальных образовательных результатов учеников (по результатам контрольных и аттестации)
  • Положительная динамика;
  • стабильная динамика на оптимальном уровне (выше 60 %);
  • отрицательная динамика
Организация совместных мероприятий с родителями учениковЧисло мероприятий, проведенных совместно с родителями
Участие учеников в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях и др.Число участников на уровне школы, района, города, области, страны
Участие в коллективных педагогических проектах, научно-методической работеВыступления на педсоветах, семинарах, конференциях, количество публикаций и т. п.
Участие в разработке и реализации основной образовательной программыУчастие в разработке раздела, подпрограммы, создание авторского курса
Реализация укрепляющего здоровье образовательного пространстваЧисло физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, отсутствие замечаний по соблюдению СанПиН
Работа с детьми из неблагополучных семейУченики из неблагополучных семей, вовлеченные в общественную жизнь класса, школы, их участие в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах
Создание элементов образовательной инфраструктурыОборудование учебного кабинета, направленное на повышение качества образования

Выбор конкретных пунктов зависит от квалификации учителя, его стажа и направления деятельности. Поэтому рассмотрим внимательнее образец эффективного контракта с учителем школы.

Структура и функции эффективного контракта

При составлении обычного трудового договора обязанности работника утверждены должностной инструкцией, а условия о стимулирующих выплатах — локальным нормативным актом организации. Минтруд рекомендует при оформлении эффективного контракта не ограничиваться отсылкой к приказу о компенсационных и стимулирующих выплатах, а прописывать их непосредственно в документе вместе с критериями производительности труда. Эти критерии необходимо оценивать в баллах, процентах и т. п. Важно помнить, что переход на эффективный контракт в образовании означает, что работник будет получать гарантированно только должностной оклад (ставку), а все остальные стимулирующие выплаты будут начисляться только при соответствии его работы принятым в образовательном учреждении показателям эффективности труда.

Читайте также:  Оформление дубликата трудовой книжки

Структура документа будет выглядеть так:

  1. Место работы. Если учитель трудится в филиале, представительстве либо другом обособленном подразделении, следует записать как адрес основного учреждения, так и наименование подразделения с его местоположением.
  2. Трудовая функция (с указанием квалификации, должности и специальности).
  3. Условия оплаты труда.
  4. Режим труда и отдыха.
  5. Продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска.
  6. Меры социальной поддержки.
  7. Иные условия, обусловленные спецификой работы образовательной организации.

Трудовая функция

Основная проблема при разработке такого документа связана с определением измеримых показателей результатов работы. Эти показатели необходимо тщательно продумать и при возможности апробировать. Необходимо указать непосредственно в тексте документа должностные обязанности (ст. 21 ТК РФ), а также систему требований к работе, вытекающую из требований к деятельности самого учреждения. Все должностные обязанности должны также соответствовать утвержденному профстандарту для данной профессии. Выглядеть это может примерно так:

Оплата труда

Исходя из содержания НПА, регулирующих новую систему оплаты труда, в ЭК следует предусмотреть, кроме оклада педагога, прочие виды стимулирующих выплат и компенсаций. Их примерный перечень может быть обозначен так:

Режим труда и социальная поддержка

Кроме всего прочего, в ЭК обязательно должны быть указаны меры социальной поддержки, гарантированные педагогу. Как правило, речь идет об обязательном страховании, предусмотренном законодательством РФ. Однако, если организация обеспечивает дополнительную социальную защиту, это также должно быть указано. Нужно прописать в ЭК продолжительность рабочего дня, недели, условия привлечения к работе в выходные дни и гарантированный ежегодный оплачиваемый отпуск.

Оформление эффективного контракта или допсоглашения

Оформить трудовые отношения работников сферы образования по новым правилам можно:

  • непосредственно в момент трудоустройства;
  • в виде дополнительного соглашения с теми работниками, которые уже состоят в трудовых отношениях с организацией.

Переход на эффективный контракт с учителем и сопутствующее внесение изменений в трудовой договор осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 74 ТК РФ. Эта статья допускает изменение условий трудового договора, связанные с организационными вопросами, по решению работодателя в одностороннем порядке. Однако необходимо обязательно уведомить об этом письменно каждого работника как минимум за два месяца перед оформлением. Если преподаватель отказывается продолжать работу на новых условиях, то с ним можно прекратить трудовые отношения в соответствии с п. 7 ст. 77 ТК РФ.В этом случае должно быть выплачено двухнедельное выходное пособие (ст. 178 ТК РФ).

Эффективный контракт педагогического работника

Одним из сравнительно новых институтов в сфере трудовых отношений в области образования является понятие «эффективный контракт».

Эффективный контракт — эго трудовой договор с работником, в котором конкретизированы его должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг, а также меры социальной поддержки.

Такое определение эффективного контракта дается в Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012—2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р (далее — Программа СОТ).

В Государственной программе РФ «Развитие образования на 2013— 2020 годы» под эффективным контрактом понимаются трудовые отношения между работодателем (государственным или муниципальным учреждением) и работниками, основанные на: наличии у учреждения государственного (муниципального) задания и целевых показателей эффективности работы, утвержденных учредителем; системе оценки эффективности деятельности работников учреждений (совокупности показателей и критериев, позволяющих оценить количество затраченного труда и его качество), утвержденной работодателем в установленном порядке; системе оплаты труда, учитывающей различия в сложности выполняемой работы, а также количество и качество затраченного труда, утвержденной работодателем в установленном порядке; системе нормирования труда работников учреждения, утвержденной работодателем; подробной конкретизации с учетом отраслевой специфики в трудовых договорах должностных обязанностей работников, показателей и критериев оценки труда, условий оплаты труда. Трудовые отношения между работодателем и работниками, включая установление заработной платы, формализуются при заключении трудовых договоров.

Таким образом, юридически эффективный контракт — это детализированный трудовой договор с работником. Однако основной смысл этого понятия не юридический, а экономический и управленческий, и состоит он в создании взаимовыгодных условий для сторон такого трудового договора. В течение длительного времени имела место ситуация, когда низкие заработные платы провоцировали работников искать всевозможные способы подработок, от чего страдала основная работа, работодатели не могли добиться выполнения должностных обязанностей, кроме непосредственно влияющих на оплату труда аудиторных часов работы. Для решения этой проблемы и была сформулирована идея эффективного контракта — ситуации, когда работодатель платит работнику достойную заработную плату, а работник — эффективно, с полной отдачей работает на своей основной работе, и эта концентрация усилий дает результат труда. Именно так и можно сформулировать идею эффективного контракта — достойная оплата за качественный, результативный труд.

Эффективный контракт должен обеспечивать такой уровень зарплаты педагогического работника, который является конкурентоспособным с другими секторами экономики. Конкретный размер зарплаты увязывается с объемами, интенсивностью и качеством выполненной по трудовому договору работы, заданные работнику показатели должны быть увязаны с показателями образовательной организации.

Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» Правительству РФ предписано обеспечить увеличение к 2018 г. размера реальной заработной платы в 1,4—1,5 раза; доведение в 2012 г. средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования, а к 2013 г. и средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных учреждений до средней заработной платы в соответствующем регионе; доведение к 2018 г. средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, повышение к 2018 г. средней заработной платы преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных сотрудников до 200% от средней заработной платы в соответствующем регионе. Реализация Указа — один из аспектов введения эффективного контракта с работником [1] .

Программа СОТ предусматривает принципы и элементы эффективного контракта. В частности, в трудовом договоре с каждым работником должны быть уточнены и конкретизированы трудовые обязанности [2] , показатели и критерии эффективности деятельности, размеры вознаграждений, размеры поощрений за достижение коллективных результатов труда, обеспечение прозрачности оплаты труда (условия получения вознаграждений должны быть понятны работодателю и работнику и не допускать двойного толкования). Показатели и критерии должны быть измеримыми. Эффективный контракт предполагает установление норм труда. В настоящее время нормирования труда педагогов в общем образовании де-факто не существует, централизованно установлены лишь нормы продолжительности урока и расчетные (не устанавливающие фактический размер зарплаты) нормы часов учебной (преподавательской) работы за ставку заработной платы. Такие нормы служат для расчета заработной платы, но не для нормирования труда педагогов.

Программа СОТ ориентирует на повышение эффективности каждого работника, учреждения, отрасли, на дальнейшее совершенствование сложившихся систем оплаты труда [3] . В сфере образования понятие эффективности необходимо скорректировать. Эффективность как экономическая категория, как правило, — это отношение полезных результатов к затраченным ресурсам, что предполагает достижение более высокого результата относительно издержек, т.е. также и достижение прежнего результата с наименьшими затратами. Последнее неприменимо к оценке работы педагогических работников, перед которыми стоит задача повышения качества, результативности (продуктивности) работы, в том числе с возможным увеличением издержек, например трудозатрат, материальных вложений и др. В трудовых договорах, заключаемых с педагогическими работниками на принципах эффективного контракта, должны устанавливаться показатели и критерии качества (результативности, продуктивности), а не эффективности.

Введение эффективного контракта связано с проблемами и рисками. При этом основной проблемой является разработка измеримых показателей результатов работы педагога. Существует риск имитации достижения показателей результативности, который нельзя полностью устранить, риск введения непродуманных показателей, стремление достичь которых только ухудшает реальные результаты образовательного процесса.

Поскольку Программа СОТ и «Дорожная карта» Минобрнауки России предусматривают поэтапное внедрение, апробацию и совершенствование эффективного контракта ежегодно по 2018 г., то для проработки содержания и условий трудовых договоров на принципах эффективного контракта, а также и локальных актов по оплате труда имеются необходимые временные возможности. Эффективный контракт предполагается вводить постепенно, но элементам. Такой подход уже продемонстрировала Программа СОТ, в которой дан примерный трудовой договор, отличающийся от примерного трудового договора, рекомендованного Минздравсоцразвития России несколькими годами ранее, только одним пунктом, в котором размеры компенсационных выплат и стимулирующих выплат даны уже в виде таблиц, т.е. более развернуто по сравнению с ранее рекомендованным примерным трудовым договором.

Читайте также:  Пени за задержку выплаты заработной платы

Перед образовательной организацией ставятся многоплановые задачи:

  • • отказ от контрпродуктивных стимулирующих выплат за показатели, которые носят общий и формальный характер, таких, например, как «добросовестное выполнение трудовых обязанностей», и замена их на показатели, имеющие конкретные измеримые параметры;
  • • исключение из числа стимулирующих таких выплат, которые фактически применялись в качестве гарантированной части заработной платы работника, в том числе фиксированные выплаты за имеющиеся «заслуги» (почетные звания, награды и т.п.);
  • • обеспечение оптимального с точки зрения принципов оплаты труда распределения фонда оплаты труда на гарантированную часть (оплата за должность) и стимулирующую часть (оплата за достижения показателей качества, результативности, эффективности), т.е. обеспечение справедливой дифференциации в оплате труда.

Эффективный контракт предполагает установление норм труда педагогических работников в локальных актах образовательной организации, а также определение в локальных актах и в трудовом договоре фактического содержания и объема трудовых функций каждого работника. Такое нормирование позволяет точно разделить гарантированную и стимулирующую части заработной платы каждого работника. Поэтому введение эффективного контракта должно повлечь за собой оптимизацию штата работников и структуры заработной платы.

Необходимые для введения эффективного контракта изменения трудовых договоров могут быть осуществлены в порядке, установленном ст. 74 ТК РФ, — изменения условий оплаты труда признаются изменением условий, определенных сторонами трудового договора, в связи с организационными и (или) технологическими изменениями труда по решению работодателя, г.е. фактически в одностороннем порядке по инициативе работодателя, и осуществляются с предварительным уведомлением работника в письменной форме не менее чем за два месяца. В случае отказа работника продолжать работу в предлагаемых условиях трудовой договор с ним расторгается по п. 7 ст. 77 ТК РФ с выплатой двухнедельного выходного пособия по ст. 178 ТК РФ.

Введение эффективного контракта влечет за собой определенные издержки, вызванные необходимостью регулярного оценивания достижения показателей качества, результативности и эффективности работы каждого работника. Эти издержки могут быть минимизированы путем введения автоматического оценивания с помощью использования электронных технологий с соответствующей компьютерной программой.

Риском введения эффективного контракта является риск формального совершения данного действия. В этом случае объем документации неизбежно вырастет, усложнив как ведение кадровой работы, гак и чисто технически сделав более сложным изменение трудовых договоров в будущем. Реальных же изменений при этом может не произойти.

Вместе с тем инструмент эффективного контракта может быть использован для того, чтобы выстроить единую систему требований к персоналу образовательной организации, вытекающую из требований к деятельности самой образовательной организации, зафиксированной в ФГОС, в дорожных картах, государственном и муниципальном задании, программе развития и иных подобных документах. В случае если эффективный контракт будет разрабатываться исходя из реальных требований к качеству работы образовательной организации, которые будут транслированы в виде требований к должностным обязанностям, к качеству работы и к квалификации конкретных сотрудников, тексты трудовых договоров станут подробнее и облегчат управленческую работу в образовательной организации, будут работать на достижение ее целей. В случае же если такая работа не будет проведена, эффективный контракт просто увеличит объем текста в трудовом договоре без каких-либо положительных эффектов от данного увеличения.

Составляем эффективный контракт с педагогическим работником

Указом Президента РФ № 597 предусмотрено поэтапное повышение заработной платы педагогов вплоть до 2019 года путем пересмотра системы оценки их деятельности в целом. Реализовать такую реформу возможно, лишь установив четкие количественные и качественные критерии эффективности деятельности.

Критерии эффективного контракта с педагогом

Понятие «эффективный контракт в образовании» (образец заполнения вы найдете в конце статьи) введено еще в 2012 году Постановлением Правительства № 2190-р, которое утвердило программу постепенного улучшения условий оплаты работы педагогов.

Эффективный контракт с учителем — это трудовой договор, в котором четко оговорены его обязанности по должности, условия, в которых предстоит трудиться, установлены конкретные критерии, позволяющие оцифровать и оценить деятельность преподавателя.

Новая система работы не отменяет ранее действовавших отношений между нанимателем и преподавателем. Она позволяет перевести их на другой уровень. Д ля реализации перехода в учреждении должны быть разработаны и утверждены руководителем критерии:

  • государственное (муниципальное) задание;
  • установленная система определения эффективности труда педагогов;
  • система оплаты труда с определенными факторами, учитывающими степень сложности работы и ее объем и качественный уровень;
  • установленные нормы труда учителей;
  • установленные специфические особенности с учетом видов деятельности.

Порядок заключения эффективного контракта

Как же осуществить переход на эффективный контракт в образовании? Порядок установлен Приказом Минтруда № 167н. Он предусматривает следующие действия.

  1. Если педагог работает у нанимателя впервые, с ним заключается трудовой договор по форме, установленной в приложении к Постановлению 2190-р.
  2. В отношении уже работающих в учреждении педагогов порядок действия работодателя следующий:
  • создать комиссию по переходу на новую систему;
  • проанализировать с помощью комиссии действующие трудовые договоры на соответствие требованиям, установленным действующим законодательством;
  • разработать (силами комиссии) критерии, позволяющие оценить эффективность работы педагогов;
  • провести разъяснительную беседу о переходе на новые условия труда;
  • привлечь к работе профсоюз организации, с учетом мнения которого разработать локальные акты, касающиеся системы оплаты;
  • внести изменения в положение об оплате, учитывающее разработанные комиссией критерии;
  • утвердить положение об эффективном договоре с преподавателями;
  • предупредить работников в письменной форме об изменении условий труда не меньше чем за два месяца;
  • заключить с работниками дополнительные соглашения, изменяющие установленные ранее условия оплаты;
  • внести изменения в должностные инструкции сотрудников.

Заполнение эффективного контракта с педагогом

Положения, включаемые в документ, должны включать позиции, предусмотренные статьей 57 ТК РФ.

В форму эффективного контракта в образовании включается информация о:

  • месте работы;
  • трудовой функции;
  • условиях оплаты;
  • режиме рабочего времени и времени отдыха;
  • компенсации за работу в тяжелых или вредных условиях;
  • характере деятельности;
  • условиях труда на рабочем месте;
  • условиях страхования педагогов.

Рекомендации к эффективному контракту с педагогом

В контракт включают пункты, оговаривающие:

  • длительность основного отпуска;
  • предусмотренные трудовым законодательством меры соцподдержки;
  • конкретные должностные обязанности;
  • наименование должности в соответствии с формулировками в Едином квалификационном справочнике должностей при совпадении должностных обязанностей сотрудника с предусмотренными в справочнике;
  • применение определенных стимулирующих и компенсационных выплат (за интенсивность, качество выполняемой работы, стажевые и премиальные выплаты, выплаты за тяжелый труд, в местах с особым климатом, в условиях, отличающихся от нормальных, доплаты за работу с информацией, являющейся гостайной);
  • размер доплаты при выполнении дополнительной работы.

Все условия оговариваются в понятной для сотрудника форме.

Образец эффективного договора для педагогов

Форма трудового договора с педагогом установлена Постановлением Правительства № 2190-р

В раздел «Общие положения» включается информация о сторонах договора, наименовании места работы, подразделения, срок, дата начала деятельности, информация об испытательном сроке (при его наличии).

Во втором и третьем разделах формулируются права и обязанности работника и работодателя соответственно.

Четвертый раздел посвящен оплате труда. О н предусматривает все основные и дополнительные выплаты, которые сотрудник получит за труд.

Пятый раздел устанавливает время труда и отдыха: длительность рабочего времени, отпуска и особенности режима (при наличии).

Шестой раздел содержит информацию об обязательном социальном страховании.

В седьмом разделе контракта работодатель оговаривает иные условия работы.

Ответственность сторон и способы изменения или прекращения договора содержатся в восьмом и девятом разделах соответственно.

Последний, десятый раздел, предусматривает заключительные положения, касающиеся возможных разногласий.

Эффективный контракт с педагогическими работниками

Эффективный контракт – это трудовой договор с работником, в котором:

конкретизированы его должностные обязанности,

условия оплаты труда,

показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг,

а также меры социальной поддержки.

Такое определение эффективного контракта дается в Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 – 2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 26 ноября 2012 г. № 2190-р.

Эффективный контракт в Государственной программе РФ «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы

В Государственной программе РФ «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы дана общая характеристика эффективного контракта.

Под эффективным контрактом в Программе понимаются трудовые отношения между работодателем (государственным или муниципальным учреждением) и работниками, основанные на:

наличии у учреждения государственного (муниципального) задания и целевых показателей эффективности работы, утвержденных учредителем;

системе оценки эффективности деятельности работников учреждений (совокупности показателей и критериев, позволяющих оценить количество затраченного труда и его качество), утвержденной работодателем в установленном порядке;

системе оплаты труда, учитывающей различия в сложности выполняемой работы, а также количество и качество затраченного труда, утвержденной работодателем в установленном порядке; системе нормирования труда работников учреждения, утвержденной работодателем;

Читайте также:  Уведомление об изменении условий трудового договора

подробной конкретизации с учетом отраслевой специфики в трудовых договорах должностных обязанностей работников, показателей и критериев оценки труда, условий оплаты труда.

Трудовые отношения между работодателем и работниками, включая установление заработной платы, формализуются при заключении трудовых договоров.

Таким образом, юридически эффективный контракт:

  • это детализированный трудовой договор с работником.

Однако основной смысл эффективного контракта не юридический:

а экономический и управленческий, и

состоит он в создании взаимовыгодных условий для сторон трудового договора.

В течение длительного времени имела место ситуация, когда низкие заработные платы провоцировали работников искать всевозможные способы подработок, от чего страдала основная работа, работодатели не могли добиться выполнения должностных обязанностей, кроме непосредственно влияющих на оплату труда аудиторных часов работы.

Для решения этой проблемы и была сформулирована идея эффективного контракта:

ситуации, когда работодатель платит работнику достойную заработную плату,

а работник – эффективно, с полной отдачей работает на своей основной работе, и эта концентрация усилий дает результат труда.

Именно так и можно сформулировать идею эффективного контракта – достойная оплата за качественный, результативный труд.

Эффективный контракт педагогического работника:

должен обеспечивать такой уровень заработной платы педагогического работника, который является конкурентоспособным с другими секторами экономики;

конкретный размер заработной платы увязывается с объемами, интенсивностью и качеством выполненной по трудовому договору работы;

заданные педагогическому работнику показатели должны быть увязаны с показателями образовательного учреждения.

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» было предписано Правительству РФ обеспечить увеличение к 2018 году размера реальной заработной платы в 1,4-1,5 раза, доведение к 2018 году средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений профессионального образования до средней заработной платы в соответствующем регионе.

Реализация этого Указа была одним из аспектов введения эффективного контракта с педагогическими работниками.

Эффективный контракт в Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 26 ноября 2012 г. № 2190-р

Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 26 ноября 2012 г. № 2190-р, предусматривает следующие принципы и элементы эффективного контракта:

в трудовом договоре с каждым педагогическим работников должны быть уточнены и конкретизированы трудовые обязанности, показатели и критерии эффективности деятельности, размеры вознаграждений, размеры поощрений за достижение коллективных результатов труда, обеспечение прозрачности оплаты труда;

условия получения вознаграждений должны быть понятны образовательному учреждению и педагогическому работнику и не допускать двойного толкования;

показатели и критерии должны быть измеримыми.

Эффективный контракт и нормирования труда педагогических работников

Эффективный контракт предполагает установление норм труда.

В настоящее время нормирования труда педагогических работников в общем образовании де-факто не существует:

централизованно установлены лишь нормы продолжительности урока и расчетные не устанавливающие фактический размер заработной платы нормы часов учебной (преподавательской) работы за ставку заработной платы;

такие нормы труда служат для расчета заработной платы, но не для нормирования труда педагогических работников.

Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда ориентирует на повышение эффективности каждого педагогического работника, образовательного учреждения, образовательной отрасли, на дальнейшее совершенствование сложившихся систем оплаты труда педагогических работников.

В сфере образования понятие эффективности требует дальнейшей корректировки. Эффективность как экономическая категория, как правило, – это отношение полезных результатов к затраченным ресурсам, что предполагает достижение более высокого результата относительно издержек, т.е. так же и достижение прежнего результата с наименьшими затратами.

Последнее неприменимо к оценке работы педагогических работников:

перед которыми стоит задача повышения качества, результативности (продуктивности) работы,

в т.ч. с возможным увеличением издержек, например, трудозатрат, материальных вложений и др.

В трудовых договорах, заключаемых с педагогическими работниками на принципах эффективного контракта:

  • должны устанавливаться показатели и критерии качества (результативности, продуктивности),
  • а не эффективности.

Проблемы и риски введения эффективного контракта педагогического работника

Введение эффективного контракта педагогического работника связано с проблемами и рисками:

при этом основной проблемой являются разработка измеримых показателей результатов работы педагогического работника;

существует риск имитации достижения показателей результативности, который нельзя полностью устранить, риск введения непродуманных показателей, стремление достичь которых только ухудшает реальные результаты образовательного процесса.

Поскольку Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда и «Дорожная карта» Минобрнауки России предусматривали поэтапное внедрение, апробацию и совершенствование эффективного контракта ежегодно по 2018 год:

то для проработки содержания и условий трудовых договоров на принципах эффективного контракта, а также и локальных актов по оплате труда, были предоставлены необходимые временные возможности;

вместе с тем, и в настоящий момент нельзя констатировать, что принципы и положения Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда педагогических работников нашли свое полноценное содержательное воплощение в деятельности каждого образовательного учреждения.

Кроме того, система оплаты труда педагогических работников представляет собой поле для постоянного совершенствования, с учетом обстоятельств деятельности образовательного учреждения. Поэтому несмотря на то, что 2018 год уже в прошлом, положения Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда сохраняют свою актуальность и в настоящее время.

Перед образовательным учреждением ставятся многоплановые задачи:

отказа от контрпродуктивных стимулирующих выплат педагогическим работникам за показатели, которые носят общий и формальный характер таких, например, как «добросовестное выполнение трудовых обязанностей» и замена их на показатели, имеющие конкретные измеримые параметры;

исключения из числа стимулирующих таких выплат педагогическим работникам, которые фактически применялись в качестве гарантированной части заработной платы педагогического работника;

обеспечение оптимального с точки зрения принципов оплаты труда распределения фонда оплаты труда:

на гарантированную часть – оплата за должность и

стимулирующую часть – оплата за достижения показателей качества, результативности, эффективности, т.е. обеспечение справедливой дифференциации в оплате труда.

Эффективный контракт педагогического работника предполагает:

установление норм труда педагогических работников в локальных актах образовательного учреждения,

а также определение в локальных актах и в трудовом договоре фактического содержания и объема трудовых функций каждого педагогического работника.

Такое нормирование труда педагогических работников позволяет точно разделить гарантированную и стимулирующую части заработной платы каждого педагогического работника.

Необходимые для совершенствования эффективного контракта педагогического работника изменения трудовых договоров могут быть осуществлены в порядке, установленном статьей 74 Трудового кодекса РФ:

изменения условий оплаты труда педагогического работника признаются изменением условий, определенных сторонами трудового договора, в связи с организационными и (или) технологическими изменениями труда по решению образовательного учреждения,

т.е. фактически в одностороннем порядке по инициативе образовательного учреждения, и осуществляется с предварительным уведомлением педагогического работника в письменной форме не менее чем за 2 месяца.

статья 74 «Изменение определенных сторонами условий трудового договора по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда» Трудового кодекса РФ

В случае отказа педагогического работника продолжать работу в предлагаемых условиях:

трудовой договор с ним расторгается по пункту 7 статьи 77 «Общие основания прекращения трудового договора» Трудового кодекса РФ

с выплатой 2-х недельного выходного пособия по статье 178 «Выходные пособия» Трудового кодекса.

Издержки введения эффективного контракта педагогического работника

Введение эффективного контракта педагогического работника влечет за собой определенные издержки:

вызванные необходимостью регулярного оценивания достижения показателей качества, результативности и эффективности работы каждого педагогического работника;

эти издержки могут быть минимизированы путем введения автоматического оценивания с помощью использования электронных технологий с соответствующей компьютерной программой.

Риском введения эффективного контракта педагогического работника:

является риск формального совершения данного действия;

в этом случае объем документации неизбежно вырастет, усложнив как ведение кадровой работы, так и чисто технически сделав более сложным изменение трудовых договоров в будущем;

реальных же изменений при этом может не произойти.

Вместе с тем, инструмент эффективного контракта педагогического работника может быть использован для того, чтобы

  • выстроить единую систему требований к персоналу образовательного учреждения, вытекающую из требований к деятельности самого образовательного учреждения, зафиксированной в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС), в дорожных картах, государственном и муниципальном задании, программе развития и иных подобных документах.

В случае, если эффективный контракт педагогического работника будет разрабатываться, исходя из реальных требований к качеству работы образовательного учреждения, которые будут транслированы в виде требований к должностным обязанностям, к качеству работы и к квалификации конкретных сотрудников:

тексты трудовых договоров с педагогическими работниками станут подробнее, и облегчат управленческую работу в образовательном учреждении,

будут работать на достижение ее целей.

В случае же, если такая работа не будет проведена:

эффективный контракт просто увеличит объем текста в трудовом договоре,

без каких-либо положительных эффектов от данного увеличения.

Ссылка на основную публикацию