Страхование ответственности перевозчика - Kapital124.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Страхование ответственности перевозчика

Обязательное страхование ответственности перевозчика пассажиров

Как работает страховая защита?

Если по договору обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров произойдет страховой случай:

операторы круглосуточного пульта 8 800 755 00 01 подскажут, что делать;

эксперты Компании дадут консультации по сбору необходимых документов.

Страховая компания осуществит выплату страхового возмещения в строгом соответствии с Федеральным закона №67-ФЗ от 14.06.2012 «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» и с договором страхования.

Зачем нужна страховая защита?

В силу Федерального закона №67-ФЗ от 14.06.2012 «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» страхование ответственности является обязательным для перевозчиков пассажиров любыми видами общественного транспорта (исключением являются перевозки на легковом такси и метрополитене), а именно:

морским и речным транспортом;

Обязанность по страхованию ответственности за причинение вреда пассажирам при перевозке считается исполненной, если имущественные интересы перевозчика при осуществлении международных перевозок или владельца судна, зарегистрированного в Российском международном реестре судов, при осуществлении перевозок между морскими портами РФ (каботаж) и международных перевозок, застрахованы в соответствии с международными договорами РФ или в добровольном порядке (в том числе, в соответствии с договорами страхования, заключенными за пределами РФ) по страховым рискам и со страховыми суммами в размере не меньшем, чем предписано Законом №67-ФЗ).

За отсутствие договора страхования предполагается наложение штрафов и запретов для перевозчиков:

  • для организаций – штраф от 500 тыс. рублей до 1 млн рублей;
  • для должностных лиц – штраф от 40 до 50 тыс. рублей;
  • полностью запрещается осуществление перевозок пассажиров без наличия договора страхования;
  • перевозчик, не исполнивший свою обязанность по страхованию, несет ответственность за причиненный при перевозках вред на тех же условиях, на которых должно было быть выплачено страховое возмещение по Закону №67-ФЗ;
  • кроме того, суммы, неосновательно сбереженные перевозчиком, из-за того, что он не выполнил возложенную на него обязанность по страхованию, взыскиваются по иску органа страхового надзора в доход Российской Федерации.

Какая может быть страховая защита?

Страховым случаем является возникновение обязательств перевозчика по возмещению вреда, причиненного при перевозке жизни, здоровью, имуществу пассажиров в течение срока страхования.
Договором страхования покрываются следующие риски:

  • причинение вреда жизни;
  • причинение вреда здоровью;
  • причинение вреда имуществу.

Минимальные размеры страховых сумм по каждому страховому случаю согласно Закону №67-ФЗ:

  • за причинение вреда жизни потерпевшего ─ не менее 2 025 000 рублей на 1 пассажира;
  • за причинение вреда здоровью потерпевшего ─ не менее 2 000 000 рублей на 1 пассажира;
  • за причинение вреда имуществу потерпевшего ─ не менее 23 000 рублей на 1 пассажира.

При этом в договоре страхования по желанию страхователя может быть предусмотрен больший размер страховой суммы, по риску причинения вреда имуществу потерпевшего может быть установлена безусловная франшиза.

Исключения из страхового покрытия:

  • воздействие ядерного взрыва, радиации или радиоактивного заражения*;
  • последствия военных действий, а также маневров или иных военных мероприятий*;
  • гражданская война, народные волнения или забастовки*;
  • наступление страхового случая из-за умысла выгодоприобретателя.

* По желанию страхователя может быть включено в договор страхования в качестве дополнительного покрытия.

Страховой тариф устанавливается (в диапазоне, утвержденном Указанием ЦБ РФ) по каждому риску в расчете на 1 пассажира в зависимости от вида транспорта, вида перевозок, а также в зависимости от выбранных страхователем условий по франшизе и по включению в договор страхования дополнительного покрытия.

Страховая премия по каждому риску (по видам транспорта и видам перевозок) = количество пассажиров х страховая сумма по каждому риску х страховой тариф по каждому риску.

Общий размер страховой премии по договору страхования определяется путем суммирования страховых премий, определенных по каждому из рисков по видам транспорта и видам перевозок.

Срок действия договора страхования – не менее года, за исключением перевозок на внутреннем водном транспорте, где срок страхования должен быть не менее периода навигации.

Возможна оплата страховой премии в рассрочку.

Что необходимо для заключения договора страхования?

  1. Связаться с менеджером Компании любым удобным способом, как указано ниже
  2. Получить у менеджера и заполнить заявление на обязательное страхование
  3. Приложить к заявлению на обязательное страхование следующие документы:

Сведения о транспортных средствах, допущенных к эксплуатации, по видам транспорта, указанным в заявлении на обязательное страхование;

Копия(-ии) лицензии(-ий) (и/или иных обязательных разрешительных документов) на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров видами транспорта, указанными в Заявлении на обязательное страхование;

  • Расчет количества перевезенных пассажиров и копии документов, обосновывающих расчет, по видам транспорта, указанным в Заявлении на обязательное страхование.
  • Ответственность грузоперевозчика

    Продукт предназначен для автомобильных перевозчиков, имеющих собственный, арендованный или лизинговый подвижной состав и осуществляющих коммерческую доставку грузов на любые расстояния по России или за рубежом.

    Существует достаточно много подходов к определению гражданской ответственности автомобильного перевозчика грузов и, соответственно, ее страхованию. Как следствие, в настоящее время на рынке представлены различные предложения страховщиков, нередко кардинально отличающиеся набором страховых рисков и сервисных услуг, страховым покрытием, поэтому стоимость страхования не может быть одинаковой.

    «Росгосстрах» обобщил имеющийся международный опыт, учел особенности российского законодательства и судебной практики, соединил их с применяемыми стандартами оказания транспортных услуг. Результатом этой работы стала линейка продуктов под названиями «Дальнобойщик» и «Грузович’ОК». Теперь гражданская ответственность автомобильного перевозчика грузов будет защищена с максимальным учетом специфики его деятельности.

    Полный набор рисков
    (согласно применяемым Правилам страхования)

    • Ответственность за груз вследствие (но не ограничиваясь): ДТП, пожара, взрыва, погрузо-разгрузочных работ, смещения, хищения (кража, разбой, грабеж, мошеннические действия);
    • Ответственность за причинение вреда окружающей среде (актуально для транспортировки опасных веществ);
    • Ответственность за финансовые убытки (например, вследствие просрочки в доставке груза);
    • Ответственность перед третьими лицами (за ущерб, причиненный грузом);
    • Ответственность за перевозимый контейнер;
    • Ответственность перед таможенными органами («таможенные риски») для международных грузоперевозчиков;
    • Расходы по спасению, установлению размера ущерба, судебные и юридические затраты;
    • Дополнительные расходы по уничтожению поврежденного груза и по спасанию транспортного средства.

    Только реальные преимущества

    • Вы можете выбрать индивидуальную программу страхования для вашего предприятия (территория страхования, набор рисков, страховые суммы, франшизы, количество ТС).
    • Мы предоставим льготные корпоративные тарифы (в случае, если вы уже застрахованы в компании «Росгосстрах» или планируете оформить комплексное страхование).
    • Процедура заключения договора займет минимум времени (договор оформляется в течение 1 рабочего дня на все ТС, осуществляющие перевозки грузов).
    • Вы получаете не только страховую защиту, но и сервисную поддержку, предоставляемую специализированным управлением на всей территории России, вне зависимости от того, где был заключен договор страхования (возможность сдачи претензионных документов в ближайший офис «Росгосстраха»). Минимальный срок рассмотрения и оплаты убытка (20 дней).
    • Возможность оплаты страховой премии в рассрочку.

    Каждый перевозчик найдет нужный вариант

    Линейка «Грузович’ОК». Страхование ответственности грузоперевозчиков, использующих легкий коммерческий транспорт. В нее входят «коробочные» предложения со страховой премией от 9 рублей в день за 1 грузовик и рассрочкой платежа.

    Линейка «Дальнобойщик». Для автоперевозчиков, использующих транспорт большей грузоподъемности (как правило, магистральные автопоезда).

    Линейка «Дальнобойщик Эко». Предназначен для перевозчиков опасных грузов. Предусматривает страхование рисков ответственности за груз, перед третьими лицами и за причинение вреда окружающей среде.

    Вариант «Дальнобойщик Тендер». Для перевозчиков, участвующих в тендерах. Отличается минимальной стартовой ценой.

    Вы просто выбираете нужный вариант, набор рисков, страховых сумм и указываете их в заявлении вместе с другими параметрами:

    1. «Дальнобойщик Стандарт»

    Основные риски включены!

    РискиСтраховая сумма (вариант для примера)
    Ответственность за груздо 15 000 000 рублей
    Ответственность за контейнердо 2 000 000 рублей
    Ответственность перед третьими лицамидо 500 000 рублей
    Расходы (минимизация ущерба,
    установление его размера, юридическая помощь)
    в фактической сумме

    2. «Дальнобойщик CMR Плюс»

    Расширенный вариант по набору рисков и объему страхового покрытия. Международные перевозчики могут включить в договор «таможенные риски».

    РискиСтраховая сумма
    (вариант для примера)
    Ответственность за груздо 50 000 000 рублей
    Ответственность за контейнердо 3 000 000 рублей
    Ответственность за финансовые убытки
    (кроме штрафов)
    до 5 000 000 рублей
    Ответственность перед третьими лицамидо 5 000 000 рублей
    Таможенные рискидо 10 000 000 рублей
    Расходы (минимизация ущерба,
    установление его размера, юридическая помощь)
    в фактической сумме

    3. «Дальнобойщик Премиум»

    Для тех, кто хочет получить максимальную защиту (максимально полный набор рисков согласно применяемым Правилам страхования*).

    РискиСтраховая сумма
    (вариант для примера)
    Ответственность за грузДо 50 000 000 рублей
    Ответственность за контейнердо 3 000 000 рублей
    Ответственность за финансовые убытки
    (кроме штрафов)
    до 5 000 000 рублей
    Ответственность перед третьими лицамидо 5 000 000 рублей
    Таможенные риски10 000 000 рублей
    Расходы (минимизация ущерба,
    установление его размера, юридическая помощь)
    в фактической сумме
    Дополнительные расходы по грузу (утилизация и т. д.)до 500 000 рублей
    Дополнительные расходы по ТС (подъем, эвакуация)до 500 000 рублей

    4. Страховая премия для вариантов «Дальнобойщик»

    РискиПримерная ставка страховой премии
    «Дальнобойщик Стандарт»от 17 рублей в день
    «Дальнобойщик CMR Плюс»от 26 рублей в день
    «Дальнобойщик Премиум»от 35 рублей в день

    Ставка страховой премии определяется в расчете на 1 автопоезд (грузовик) на основании заполненного заявления. Условия уплаты страховой премии — до 12 взносов.

    Не определились с тем, что выбрать, хотите получить дополнительную информацию или договор нужен срочно? Получите дополнительную скидку в размере 5 %, связавшись с нами по реквизитам, указанным ниже.

    Всегда для Вас работает online-консультация специалиста:

    Управление страхования транспортных операторов
    Отдел страхования автоперевозчиков
    Тел.: +7 (495) 783-24-92

    ОСГОП – обязательное страхование ответственности перевозчика перед пассажирами

    Добрый день, уважаемый читатель.

    Наряду со страховкой ОСАГО, которая должна быть оформлена на все транспортные средства, в России существует и еще одна дополнительная страховка, связанная с коммерческим транспортом. Речь идет об ОСГОП – обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика.

    Суть этой страховки сводится к тому, что если при поездке на автобусе жизни, здоровью или имуществу пассажира будет причинен ущерб, то этот ущерб должна возместить страховая компания по ОСГОП.

    В этой статье речь пойдет о том, кому нужна страховка ОСГОП, а также о некоторых особенностях этой страховки:

    В каких случаях обязательно страхование ответственности перевозчика?

    Основной нормативный документ, связанный со страховкой ОСГОП, – это Федеральный закон “Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном”.

    Статья 1 закона говорит о следующем:

    1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение при перевозках пассажиров вреда их жизни, здоровью, имуществу (далее также – обязательное страхование), определяет правовые, экономические и организационные основы этого вида обязательного страхования, а также устанавливает порядок возмещения вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, причиненного при их перевозках метрополитеном.

    2. Настоящий Федеральный закон устанавливает условия обязательного страхования при перевозках пассажиров любыми видами транспорта (за исключением перевозок пассажиров метрополитеном), в отношении которых действуют транспортные уставы, кодексы, иные федеральные законы.

    3. Настоящий Федеральный закон не применяется к перевозкам пассажиров легковыми такси, а также видами транспорта, гражданская ответственность владельцев которых подлежит страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

    Из данной статьи можно сделать 2 вывода:

    • На легковые такси страховка ОСГОП не нужна.
    • Страховка нужна на транспортные средства, в отношении которых действуют транспортные уставы.

    Второй пункт требует более детальной расшифровки. Рассмотрим статью 3 закона “Об ОСГОП”:

    Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

    1) перевозка пассажира – услуга, признаваемая перевозкой пассажира транспортными уставами, кодексами, иными федеральными законами (далее также – перевозка). Период перевозки, включая моменты начала и окончания перевозки, определяется транспортными уставами, кодексами, иными федеральными законами, а также частью 2 статьи 25 настоящего Федерального закона;
    .
    3) перевозчик – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которые зарегистрированы на территории Российской Федерации и в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют перевозки пассажиров, в том числе по договору фрахтования (независимо от того обстоятельства, являются ли они перевозчиками по договору перевозки или осуществляют перевозку фактически);

    Обратимся к Федеральному закону “Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта”. В статье 2 этого закона расшифровывается понятие “перевозчик”:

    13) перевозчик – юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу;

    Из приведенных пунктов следует, что ОСГОП должно быть оформлено:

    1. при перевозках по договорам перевозки пассажиров;
    2. при перевозках по договору фрахтования;
    3. при перевозках, которые фактически относятся к пункту 1 или 2, но при которых договор не был оформлен.

    На основании всего сказанного выше получается, что страховка ОСГОП требуется на автобусы и троллейбусы, которые:

    • являются общественным транспортом, то есть перевозят пассажиров по билетам;
    • работают по договорам фрахтования, то есть передаются в аренду для перевозки групп пассажиров.

    Нужно ли ОСГОП при перевозках работников предприятия?

    Если организация перевозит сотрудников на собственном автобусе, то перевозчиком с точки зрения рассмотренных выше законов она не является. Билеты при этом не выдаются, а договор фрахтования не заключается.

    То есть страховка ОСГОП не требуется.

    Нужно ли ОСГОП на личный автобус?

    В данном случае все зависит от того, для чего фактически используется автобус. Если водитель на автобусе возит свою семью или друзей, то перевозчиком он не является и ОСГОП не нужно.

    Если же водитель использует автобус в коммерческой деятельности (возит пассажиров за деньги) и не имеет ОСГОП, то в случае причинения вреда жизни или здоровью пассажиров он будет выплачивать компенсацию из собственного кармана. Статья 5 закона:

    3. Перевозчик, не исполнивший возложенной на него настоящим Федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности и осуществляющий перевозки при отсутствии договора обязательного страхования, физическое лицо, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, фактически осуществляющие перевозки физических лиц автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанные перевозки осуществляются физическим лицом для личных, семейных, домашних нужд), при отсутствии договора обязательного страхования несут ответственность за причиненный при перевозках вред на тех же условиях, на которых должно быть выплачено страховое возмещение при надлежащем страховании, если федеральным законом не установлен больший размер ответственности, а также иную предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность.

    Нужно отметить, что закон “Об ОСГОП” предусматривает довольно крупные выплаты при причинении вреда жизни или здоровью (они рассмотрены ниже). И если водителю придется возмещать ущерб самостоятельно, то это вполне может “поставить крест” на его бизнесе по перевозкам.

    Размер выплат по страховке ОСГОП

    Рассмотрим статью 8 Федерального закона:

    2. В договоре обязательного страхования страховые суммы по каждому риску гражданской ответственности должны быть указаны раздельно:

    1) по риску гражданской ответственности за причинение вреда жизни пассажира в размере не менее чем два миллиона двадцать пять тысяч рублей на одного пассажира;

    2) по риску гражданской ответственности за причинение вреда здоровью пассажира в размере не менее чем два миллиона рублей на одного пассажира;

    3) по риску гражданской ответственности за причинение вреда имуществу пассажира в размере не менее чем двадцать три тысячи рублей на одного пассажира.

    Итак, закон не устанавливает единых тарифов по выплатам для страховых компаний. То есть каждая фирма вправе предложить перевозчику собственные условия. Однако минимальные цифры в законе обозначены.

    Например, жизнь каждого пассажира может быть застрахована на сумму, которая больше или равна 2 025 000 рублей.

    Выше речь шла о том, что при отсутствии страховки перевозчик (в том числе физическое лицо) должен оплатить такую сумму за гибель каждого пассажира из собственного кармана. Так что в случае отсутствии страховки затраты на возмещение ущерба могут оказаться весьма значительными и привести к банкротству небольшой организации.

    Регрессное требование по ОСГОП

    Напомню, что регрессное требование заключается в том, что в случае серьезных нарушений, допущенных перевозчиком, возмещать ущерб этом перевозчику придется самостоятельно. То есть вместо страховой платить будет сам перевозчик.

    Примечание. Напомню, что для ОСАГО также существует перечень нарушений, при которых возможно регрессное требование.

    Для ОСГОП возможны следующие причины для регресса:

    • умысел перевозчика;
    • водитель находился в состоянии опьянения;
    • водитель не прошел обязательный медицинский осмотр (например, предрейсовый);
    • водитель не прошел обязательное медицинское освидетельствование;
    • водитель отказался от медосвидетельствования на состояние опьянения;
    • водитель не имел права управления (лишен прав или отсутствовала нужная категория);
    • перевозчик нарушил режима труда и отдыха водителя;
    • если автобус выпущен в рейс при наличии неисправностей, при которых эксплуатация запрещена;
    • иные случаи, предусмотренные федеральными законами.

    Обратите внимание, в список вошли практически все требования, которые предъявляются к коммерческому транспорту. Несоблюдение хотя бы одного из них приведет к тому, что перевозчику придется самостоятельно возмещать ущерб пассажирам.

    В заключение хочу отметить, что больше всего вопросов у организаций вызывает то, нужно ли вообще приобретать полис ОСГОП при перевозке пассажиров. Если перевозки коммерческие – то нужно, если для собственных нужд – то нет.

    Страхование ответственности перевозчика грузов

    Транспортная деятельность неразрывно связана с рядом рисков. Страхование ответственности помогает обезопасить перевозчиков и владельцев груза от существующих непредвиденных ситуаций и ошибок в процессе транспортировки, которые могут причинить вред их имуществу.

    Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь к консультанту:

    +7 (812) 317-60-09 (Санкт-Петербург)

    ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

    Это быстро и БЕСПЛАТНО!

    Что это такое

    Страхование ответственности перевозчика грузов – это основная гарантия в транспортно-экспедиционной деятельности на сегодняшний день. Оно выступает залогом возмещения вреда, нанесенного в процессе транспортировки имущества.

    Этот вид страхования также является способом защиты материальных интересов перевозчика при возникновении его гражданской ответственности за причинение вреда грузу.

    Субъект, осуществляющий перевозку груза, обязан застраховать свою гражданскую ответственность, независимо от вида используемого им транспорта (ст.5 ФЗ №67).

    Исключением по закону является только метрополитен и такси. Отсутствие договора о страховании ответственности не избавит перевозчика от непредвиденных расходов, связанных с причинением вреда грузу.

    Компенсация будет равной по стоимости со стандартным страховым полисом, предусмотренным для этого или даже больше. Кроме этого, суммы необоснованного обогащения при отсутствии страховки подлежат взысканию в судебном порядке органами исполнительной власти.

    Особенности страхования

    При страховании такой ответственности основным документом, защищающим имущественные права всех заинтересованных лиц, будет специализированный договор.

    Его субъектами являются:

    • страховщик;
    • страхователь;
    • выгодоприобретатель.

    Обязательное страхование осуществляется компанией или организацией, которая получила лицензию на осуществление подобной деятельности.

    Перевозчик является второй стороной договора и инициатором его заключения. Владелец груза будет выступать выгодоприобретателем или потенциальным потерпевшим.

    Соглашения подобного рода составляются с обязательным указанием страховой суммы и тарифов. Договора страхования ответственности перевозчика относятся к документам, составляемым в пользу третьего лица (владельца груза). Форма – письменная.

    Подписывают документ только представитель компании, осуществляющей страхование и перевозчик. Каждому договору присваивается номер в системе АИОС.

    Для страхования ответственности при перевозках грузов автомобильным транспортом необходимо подать страховщику следующие документы:

    • заявление страхование по форме;
    • копию лицензии на перевозку определенной категории грузов (если она есть);
    • документы со сведеньями об автотранспортных средствах.

    В процессе заключения договора страховщик может потребовать дополнительные документы, подтверждающие информацию в заявлении, провести осмотр транспортных средств или обратить за содействием в получении информации к органам исполнительной власти.

    Договор страхования ответственности перевозчика грузов обязательно включает перечень всех транспортных средств, которые будут использовать перевозчиком в процессе транспортировки грузов.

    Срок действия таких соглашений составляет не менее 1 года. Документ вступает в силу с момента внесения первого страхового платежа или премии.

    По соглашению сторон договор может быть:

    При прекращении или расторжении соглашения выплаченная страховая премия обычно не подлежит возврату. Но и в этих случаях гражданская ответственность с перевозчика не снимается.

    Про страхование опасных грузов, смотрите здесь.

    Что является объектом

    По договорам такого рода объектом защиты выступают имущественные права перевозчика, связанные с риском гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения при перевозке вреда грузу.

    Риском выступает возможность возникновения обязательств относительно возмещения материального ущерба, причиненного транспортировкой.

    Страховой случай – это уже сам момент появления обязательств перед владельцем груза по устранению причиненного вреда. С его наступлением возникает обязанность по оплате страхового возмещения.

    Какие бывают случаи и риски

    Факт наступления гражданско-правовой ответственности страхователя является страховым случаем. Это момент, который он признает по договору добровольно или по решению суда принудительно. Данное понятие включает страховой риск. Он, в свою очередь, выступает формальным выражением нанесения ущерба.

    Схема: страховые риски.

    Относительно имущества владельца существуют следующие риски:

    • полной или частичной потери груза;
    • повреждения груза;
    • ущерба, понесенного выгодоприобретателем в случае невыполнения в полном объеме или частично договорных обязательств перевозчиком (просрочка при доставке, неправильная выдача груза или задержка в ее осуществлении, неправильная доставка имущества по вине страхователя);
    • вреда, причиняемого грузом имуществу, жизни и здоровью третьих лиц;
    • затрат перевозчика по предварительному согласованию со страховщиком (на защиту интересов в суде, предотвращение или уменьшение причиненного вреда, оплату услуг дополнительных экспертов).

    Размеры ответственности всегда устанавливаются по согласию сторон. Страховым случаем при перевозке грузов может расцениваться:

    • ДТП;
    • перенаправление груза на правильный адрес;
    • действия, связанные с уменьшением размера или предотвращением ущерба;
    • действия, связанные с расследованием обстоятельств, при которых наступил страховой случай;
    • пожар, молния, буря, вихрь или иные стихийные явления предусмотренные договором;
    • удар транспортного средства о неподвижный предмет;
    • взрыв, повреждения ТС льдом;
    • действия, принятые для устранения взрыва или пожара;
    • исчезновение транспортного средства без вести;
    • несчастный случай, связанный с погрузкой, укладкой, выгрузкой груза и при приеме ТС средством топлива;
    • повреждение транспорта атмосферными осадками;
    • исчезновение груза;
    • кража со взломом, грабеж, разбойное нападение и другие неправомерные действия третьих лиц;
    • поломка рефрижератора и повреждение быстропортящегося груза вследствие этого.

    Страхованию подлежит не только груз, но и ряд других расходов связанных с его перевозкой. Страховым случаем по умолчанию считается все, что ведет к полной или частичной потере груза.

    При наступлении страхового случая перевозчик обязан:

    • информировать каждую заинтересованную сторону;
    • незамедлительно письменно уведомить о наступлении страхового случая страховщика;
    • принять меры относительно уменьшения или устранения существующего ущерба.

    Все вопросы, связанные с возмещением убытков владельцу имущества, решает страховщик.

    За что перевозчик грузов ответственности не несет

    Выплаты по возмещению ущерба не проводятся в случае:

    • если страховой случай наступил вследствие ядерного взрыва, военных действий, гражданской войны, народных волнений, акций протеста, забастовок, когда иное не предусмотрено договором;
    • наступления страхового случая при наличии умысла со стороны его владельца;
    • отказа в предоставлении документов, подтверждающих право на возмещение ущерба.

    Других оснований для освобождения от ответственности нет, если иное неуказанно в договоре.

    Презумпцию вины перевозчика подтверждают:

    1. Недостатки тары или упаковки.
    2. Скрытие свойства груза, естественные потери.

    При наличии этих признаков невиновность при повреждении необходимо будет доказать. Презумпцию невиновности гарантируют:

    • прибытие груза в целостности и исправной таре без следов вскрытия;
    • упаковка сохранила свою изначальную целостность, пломбы не задеты;
    • недостача, порча или повреждение груза произошло вследствие естественных причин;
    • сопровождение груза третьими лицами;
    • недостача груза не превышается установленных норм;
    • скоропортящийся продукт прибыл в сохранности и срок.

    За утрату, недостачу или повреждение груза перевозчик несет ответственность с момента принятия его к перевозке и до выдачи получателю. Стоимость груза определяется на основании счета или другого документа отправителя.

    Страховщик может обратиться после возмещения ущерба с регрессным требованием к перевозчику если:

    1. Страховой случай наступил вследствие умышленных действий страхователя.
    2. При управлении ТС лицом (назначенным перевозчиком) в нетрезвом состоянии и возникновении из-за этого страхового случая.
    3. При наступлении страхового случая, если транспортным средством перевозчика управляло лицо, не имеющее на это право.
    4. При возникновении страхового случая и существующих нарушениях со стороны перевозчика относительно режима труда и отдыха водителя ТС.
    5. При наступлении страхового случая, если он возник вследствие введения перевозчиком в эксплуатацию непригодного транспортного средства.

    Регрессное требование не может быть больше выплаченного страховщиком денежного возмещения. В этом случае страховая компания приобретает все права потерпевшего лица (владельца груза).

    Регрессные требования предъявляются в суд. Страхование ответственности перевозчика грузов – это способ защиты от множества рисков, которые возникают в процессе транспортировки чужого имущества.

    Формой страхования является публичный договор, который подписывают перевозчик-страховщик. Соглашения такого рода регламентируют количество и виды страховых случаев, по которым предусмотрены выплаты, размер денежного возмещения, а также суммы и тарифы на периодические платежи.

    Страхование ответственности перевозчика грузов является обязательным практически для каждого владельца транспортного средства (кроме такси).

    Про страхование груза при перевозке узнайте тут.

    Что такое морские грузы, вы можете прочитать в этой статье.

    Видео: Госдума приняла во втором чтении законопроект о страховании ответственности перевозчиков

    Страхование гражданской ответственности перевозчика

    Страхование гражданской ответственности перевозчика представляет собой страхование, предусматривающее обязанности страховщика по страховым выплатам в размере полной или частичной компенсации ущерба, нанесенного объекту страхования. При этом объектом страхования являются имущественные интересы лица, о страховании которого заключен договор (застрахованного лица), связанные с обязанностью последнего в порядке, установленном гражданским законодательством, возместить ущерб, нанесенный третьим лицам, в связи с использованием застрахованным, выступающим в качестве перевозчика, средства транспорта.

    В соответствии с условиями лицензирования страховой деятельности в Российской Федерации выделяют четыре вида страхования гражданской ответственности, связанные с транспортировкой (рис. 7.4).

    Рис. 7.4. Виды страхования гражданской ответственности перевозчика

    В процессе осуществления деятельности у перевозчика может возникнуть договорная и внедоговорная ответственность. Договорная ответственность наступает вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения договора перевозки, внедоговорная – в случаях причинения вреда, не связанного с договорными обязательствами.

    Ответственность перевозчика по договору перевозки определяется ГК РФ, транспортными уставами (кодексами), регулирующими деятельность отдельных видов транспорта, и соглашением сторон. В ГК РФ вопросы перевозки рассматриваются в гл. 40 “Перевозка”. Перевозка пассажиров, багажа и грузов осуществляется на основании договора перевозки. Если в период его действия будет причинен вред жизни или здоровью пассажира, то перевозчик несет ответственность в соответствии с правилами гл. 59 “Обязательства вследствие причинения вреда” ГК РФ при условии, что законом или договором перевозки не предусмотрена повышенная ответственность.

    Установлена также ответственность перевозчика за задержку отправления пассажира и опоздание прибытия пассажира в пункт назначения. Согласно ГК РФ перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, произошедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю или пассажиру, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза (багажа) произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

    Причиненный ущерб возмещается перевозчиком в следующих размерах:

    • • в случае утраты или недостачи груза (багажа) – в размере стоимости утраченного или недостающего имущества;
    • • в случае повреждения (порчи) груза (багажа) – в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденных ценностей – в размере их стоимости;
    • • в случае утраты груза (багажа), сданного к перевозке с объявлением его стоимости, – в размере указанной стоимости.

    С 1 апреля 1997 г. введен в действие Воздушный кодекс РФ. Согласно ст. 117 ответственность авиаперевозчика за вред, причиненный при воздушной перевозке жизни или здоровью пассажира, определяется в соответствии с правилами гл. 59 ГК РФ, если законом или договором перевозки не предусмотрен более высокий размер ответственности.

    Воздушным кодексом предусмотрено обязательное страхование ответственности перевозчика перед пассажиром и перед грузовладельцем (грузоотправителем). Страховая сумма на каждого пассажира при причинении вреда его жизни и здоровью определена в размере не менее тысячи МРОТ на день продажи билета. Что касается страховых сумм на случай потери или повреждения имущества, их минимальные значения привязаны к максимальной ответственности перевозчика.

    Общие принципы проведения страхования ответственности перевозчиков.

    Страхование гражданской ответственности перевозчиков представляет собой отношения по защите имущественных интересов перевозок пассажиров или грузов. Оно проводится на основании договоров, заключаемых в пользу третьих лиц, имущественным интересам которых нанесен

    ущерб действиями страхователя при эксплуатации транспортных средств, связанной с осуществлением перевозок пассажиров или грузов.

    Договоры страхования заключают на случаи:

    • • нанесения вреда жизни и здоровью пассажиров;
    • • причинения ущерба багажу пассажиров;
    • • утраты, повреждения или неправильной засылки груза, переданного для перевозки;
    • • нанесения убытков третьим лицам, находящимся вне транспортного средства и не имеющим договорных отношений с перевозчиком.

    Страхователями по договору страхования ответственности перевозчиков могут выступать юридические лица любой организационно-правовой формы, владеющие на правах собственности, аренды, лизинга, оперативного управления средствами транспорта и занимающиеся их эксплуатацией в целях выполнения перевозок пассажиров или грузов на основании лицензии (сертификата) или иного, полученного в установленном законодательством порядке, официального разрешения на осуществление таких перевозок.

    По договору страхования страховщик за полученные от страхователя страховые взносы оплачивает расходы и убытки, которые понес или должен понести страхователь в связи с причинением им третьим лицам убытка в течение срока действия договора. Причем ответственность возникает при эксплуатации принадлежащих ему и указанных в договоре средств транспорта. В договоре же оговариваются страховые случаи, при которых ущерб третьим лицам подлежит возмещению в соответствии с нормами законодательства других государств или международного права. При этом объектом страхования являются имущественные интересы страхователя, связанные с его обязанностью в порядке, установленном нормами законодательства, возместить названный ущерб.

    Страховым риском, на случай наступления которого проводится страхование, является причинение оговоренного ущерба третьим лицам в результате деятельности страхователя в качестве перевозчика. Соответственно, страховым случаем в страховании гражданской ответственности перевозчиков является документально зафиксированное событие, повлекшее за собой причинение оговоренного ущерба третьим лицам и являющееся основанием в соответствии с нормами законодательства для предъявления третьими лицами требований к страхователю о возмещении данного ущерба, а также непосредственно связанное с эксплуатацией принадлежащих страхователю и указанных в договоре страхования средств транспорта. В частности, страховыми случаями по договору могут выступать:

    • • телесное повреждение, заболевание или смерть пассажиров, находящихся на застрахованном средстве транспорта, в связи с несчастными случаями, авариями и другими событиями, связанными с эксплуатацией данного средства транспорта;
    • • утрата или повреждение багажа пассажиров вследствие событий, за последствия которых несет ответственность страховщик в соответствии с законодательством;
    • • утрата, недостача или повреждение груза, предназначенного к перевозке, перевозимого или перевезенного на застрахованном средстве транспорта, по причинам, за которые страхователь несет гражданско-правовую ответственность; и т.п.

    Страховые взносы по договору страхования гражданской ответственности перевозчика устанавливаются дифференцированно по видам средств транспорта с учетом пассажирооборота и грузооборота, дальности и маршрутов перевозок, характеристики и состояния транспортных средств, характера грузов и других факторов, влияющих на степень страхового риска.

    При наступлении страхового случая страхователь обязан принять все возможные и целесообразные в сложившихся обстоятельствах меры по уменьшению возможных убытков. При этом страховщик имеет право давать рекомендации, направленные на сокращение ущерба, которым страхователь обязан следовать; незамедлительно извещать о страховом случае страховщика или его представителей о всех требованиях, предъявляемых ему в связи со страховым случаем, передавать страховщику копии претензий потерпевших о возмещении страхователем убытков, сообщать страховщику о начале действий компетентных органов по факту причинения ущерба; обеспечить участие страховщика или его представителей в установлении обстоятельств и причин страхового случая, размеров причиненного ущерба и т.д.

    При этом страховщик имеет право запрашивать у страхователя любую информацию и документы, относящиеся к страховому случаю; оказывать всевозможное содействие страхователю в судебной и внесудебной защите.

    Страховое возмещение по договору страхования должно исчисляться в таком размере, в котором это предусмотрено действующим законодательством РФ, иных государств, на территории которых наступил страховой случай, или международными правовыми нормами. Определение сумм страхового возмещения производится страховщиком по согласованию со страхователем и выгодоприобретателями на основании акта о страховом случае с учетом официальных претензий потерпевших о возмещении причиненных убытков, других необходимых документов о фактах, последствиях причиненного вреда, а также подтверждающих произведенные расходы. При наличии спора между сторонами и в других необходимых случаях размер страхового возмещения определяется судом.

    В договоре страхования устанавливается денежная сумма (называемая лимитом ответственности на весь срок действия договора), в пределах которой страховщик обязан произвести выплату страхового возмещения по договору. Кроме того, могут устанавливаться предельные суммы выплат страхового возмещения (лимиты ответственности) по каждой претензии и каждому страховому случаю; но они не могут превысить величину соответствующего лимита ответственности. Если будет причинен вред нескольким лицам на сумму выше лимита ответственности страховщика, возмещение каждому из потерпевших (в случае если иски ими предъявлены одновременно) выплачивается в пределах лимита в сумме, пропорциональной объему ущерба, причиненного каждому из этих лиц.

    Читайте также:  Страховой случай по кредиту
    Ссылка на основную публикацию