Похороны евгения евстигнеева фото - Kapital124.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Похороны евгения евстигнеева фото

Что погубило жену Евгения Евстигнеева: Сломанная судьба актрисы Лилии Журкиной

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Мать Лилии Журкиной была учительницей, и поначалу она собиралась пойти по ее стопам: получила диплом преподавательницы младших классов и какое-то время работала в школе. Но очень быстро она поняла, что выбрала не тот путь. С юности Лилия отличалась яркой красотой, у нее было множество поклонников. Однажды во время своего визита в Москву ее пригласил на свой концерт, а потом на ужин сам Шарль Азнавур, но получил отказ.

В труппу театра «Современник» 26-летняя Лилия Журкина попала сразу же после окончания Школы-студии МХАТ. Еще через 2 года она начала сниматься в кино. Правда, ее творческую судьбу вряд ли можно было назвать успешной: и в театре, и в кино Журкиной доставались преимущественно второплановые роли и эпизоды. Среди ее самых заметных работ были фильмы «До свидания, мальчики», «Потрясающий Берендеев», «Старый Новый год», «Атланты и кариатиды», «Перикола», «Еще люблю, еще надеюсь».

Когда в своем театре Лилия впервые увидела Евгения Евстигнеева, который уже был там одним из ведущих актеров, ее реакция была далека от восхищения. Позже ее дочь Мария рассказывала: « Ее привели посмотреть спектакль «Голый король». И когда она увидела Евстигнеева на сцене, сказала: «Господи, какой же старый и страшный мужик!» Он и вправду был страшный, как тысяча чертей, явно не Ален Делон. Но жутко обаятельный! Знаю по рассказам матери, когда они вместе сидели на каких-нибудь театральных собраниях, отец все время дул ей в шею – таким образом заигрывал. Вот и надул! Записочки подкладывал в пальто будущей супруге ».

Журкина была на 11 лет моложе Евстигнеева, у обоих были семьи, но актер был очень настойчивым. Муж Лилии, знаменитый советский скульптор Олег Иконников, очень любил жену и не хотел давать ей развод. Они несколько раз приходили в суд, и только с пятой попытки их брак был наконец расторгнут. Это решение осуждали не только друзья семьи и коллеги Журкиной по театру, но даже ее мать – узнав об измене дочери, она ударила ее половой тряпкой по лицу.

Тем временем о романе Евстигнеева и Журкиной гудел весь театр. Не хотела верить слухам только его жена – режиссер Галина Волчек. Закрывать глаза на правду стало невозможно в 1964 г., когда труппа «Современника» отправилась на гастроли в Саратов, где Евстигнеев окончательно перестал скрываться и проводил со своей избранницей все свободное время. Когда Волчек об этом узнала, она вынудила мужа во всем сознаться, после чего тут же подала на развод. Она не нашла в себе силы простить предательство, а бывший муж спустя годы упрекал ее в том, что их брак разрушила ее категоричность, в результате чего у обоих были сломаны судьбы.

В 1966 г., спустя 3 года после знакомства, Лилия Журкина и Евгений Евстигнеев поженились. Сложно сказать, был ли этот брак счастливым. Спустя 2 года у них родилась дочь Мария, но семью это не сплотило. Из театра Журкиной пришлось уйти – ведь там работал и ее муж, и его бывшая жена. В кино она снималась от случая к случаю, раз в 2-3 года, в эпизодических ролях. Тем временем актерская карьера Евстигнеева пошла на взлет, он превратился в одного из самых востребованных, популярных и успешных советских звезд кино. В своей творческой нереализованности Журкина обвиняла мужа. Она ревновала его к славе и успеху и часто устраивала скандалы на пустом месте. К тому же Лилия была категорически против того, чтобы муж общался с сыном от первого брака, и ему приходилось видеться с Денисом тайком.

Через несколько лет Евстигнеев перешел из «Современника» во МХАТ и похлопотал о том, чтобы в труппу приняли и его жену. Актриса не раз просила мужа замолвить за нее словечко у режиссера Олега Ефремова по поводу новых ролей для нее, но Евстигнеев считал это абсолютно недопустимым. Ей по-прежнему доставались только второплановые роли.

С годами напряжение в семье нарастало, Евстигнеев все чаще пропадал на работе, чтобы избежать очередного скандала. Для Журкиной это имело очень печальные последствия. Дочь актеров Мария вспоминала: « Помню, мы с отцом купили на Птичьем рынке кота, и у мамы началась жуткая аллергия на шерсть, которая перешла в псориаз. После псориаза у нее начались нелады с нервами. А нервничать ей совсем было нельзя. Тут-то она и стала пить. Естественно, втянулась. К тому же очень страдала от остеохондроза, вообще не могла вставать… Нервничала она часто: сидя дни напролет в своих мыслях, постоянно себя накручивала. То ли псориаз виноват, то ли на роду было написано, но с годами у мамы развилась тяжелейшая неврологическая болезнь: нервные окончания так воспалялись, что болело все тело… Причины алкоголизма – в болезнях, в неустроенности личной жизни. Но мама никогда не распускалась, кто бы что ни говорил ».

Однажды в припадке отчаяния Лилия Журкина наглоталась таблеток. К счастью, тогда ее удалось спасти. Но болезнь не отступала. Актриса сменила несколько больниц, но ее состояние только усугублялось. Официально их брак с Евстигнеевым продлился 20 лет, до самой смерти Журкиной, но в последние 3 года он очень отдалился – у него начались отношения с актрисой Ириной Цывиной. Лилия знала о том, что у мужа появилась другая женщина, и тяжело переживала измену.

В 1986 г., в возрасте 48 лет Лилия Журкина ушла из жизни. Тогда ходили слухи о том, что она покончила с собой, но дочь актрисы их опровергла: « Умерла она своей смертью в больнице ». После этого у Евгения Евстигнеева случился инфаркт, уже второй – первый он перенес за 6 лет до этого. Мария рассказывала: « Мамина смерть стала для всех шоком. Мы с папой привыкли, что она болеет, но оказались совершенно не готовы к такому концу. Отец был в ужасном состоянии, в какой-то прострации. Мы никогда об этом не говорили, но он наверняка корил себя. Несмотря на уже начавшийся роман с Цывиной и возможные прежние интрижки, двадцать три года совместной жизни объединяют больше, чем любовь. Люди становятся просто родными ». Для актера все эти переживания тоже оказались фатальными – он пережил свою вторую жену всего на 6 лет.

Мария Евстигнеева (в замужестве Селянская) позже с горечью говорила: « С годами действительно что-то в нашей семье растрескалось, расползлось по швам. Вижу в этом и свою вину. И сейчас, с высоты прожитых лет, понимаю: мама с папой допустили ошибку, что вовремя не расстались, не расцепились, не смогли разойтись каждый по своим тропинкам. Семью не сохранили бы, но, возможно, жили бы счастливей и дольше… Думаю, моим родителям, Евгению Евстигнееву и Лилии Журкиной, следовало развестись. Я счастлива была бы, расстанься они вовремя. Кто знает, может, это сохранило бы маме жизнь ».

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Евгений Евстигнеев: между джазом и театром

Горький и детство

Евгений Евстигнеев родился в 1926 году в городе Горький, ныне Нижний Новгород. Это был крупный промышленный город, со множеством самых разных заводов. Когда маленький Женя появился на свет, его отцу было уже 60 лет, а матери 32. В семье также жил старший брат Сергей, сын отца от первого брака. Родители будущей звезды не имели никакого отношения к искусству, они оба работали на металлургическом заводе. Видимо, Евгений был с детства «поцелован богом», поскольку с ранних лет тянулся к миру искусства, сам научился играть на нескольких инструментах.

Когда Евстигнееву исполнилось шесть лет, умер его отец. Вскоре мама снова вышла замуж, жизнь потихоньку стала налаживаться, Евгений окончил семилетку. Но началась война. Подросток пошел работать слесарем, параллельно обучаясь в техникуме. По его окончании он идет работать на завод «Красная Этна», где также начинает играть в художественной самодеятельности. В 1944 году он планирует поступать в театральную студию при местном драматическом театре. Однако, его мама не просто категорически против, она еще и запрещает заводскому отделу кадров отдавать документы Евгению. Дело в том, что его старший сводный брат Сергей до войны выступал в довольно смелых по советским временам сатирических спектаклях. И после этого он пропал без вести… Достоверных сведений, были ли в этом замешаны органы госбезопасности, нет, но мать всю жизнь считала, что Сергей умер в тюрьме и пострадал именно из-за «актерства».

Евгений не противился воле матери, к тому же к этому времени умер его отчим, и семье необходим был доход. Поэтому он продолжил работу на заводе, а в свободное время играл на барабанах в джаз-оркестре ДК им. Ленина. Именно там его и заметил директор Горьковского театрального училища Виталий Лебский. Он тут же пригласил талантливого молодого человека на прослушивание.

Евстигнеев пришел без подготовленного репертуара, Лебский просто попросил его прочесть любое стихотворение на выбор. После этого Евгения приняли в училище без экзаменов, даже не обращая внимания на то, что у него не было законченного среднего образования. Когда Евстигнеев выпустился из училища, его не взяли на работу ни в один горьковский театр. Интересно, что причиной отказов было то, что он выглядел старше своих лет. Он уезжает во Владимир, где идет служить в театр им. Луначарского.

В погоне за знаниями к вершине славы

На новом месте работы Евстигнеев сразу же становится любимцем публики, его ценят за иронию, умение внести в даже самую серьезную роль элемент сатиры. Но Евгений Александрович чувствует, что он перерос рамки провинциального театра. Однако, руководство не отпускало его в Москву, и тогда будущая звезда идет на хитрость — в театре он говорит, что едет в Горький проведать маму, а сам отправляется в Москву поступать в школу-студию МХАТ. На сей раз мама поддерживает сына, а он покоряет приемную комиссию с первого прослушивания. С учетом уже имеющегося образования, его берут сразу на третий курс, и в 1956 году он получает диплом. Сразу же после выпуска Евстигнеева, его друг и однокурсник Олег Ефремов создает «Студию молодых актеров», которая затем станет театром «Современник». Под одной крышей собрались самые талантливые артисты того времени, каждый был звездой. Чтобы купить билеты на спектакль люди стояли в очередях ночами, некоторые даже приносили с собой раскладушки.

С театральным успехом, пришла слава и приглашения в кино. Первым фильмом Евстигнеева стал «Поединок» по рассказу Куприна в 1957 году. По настоящему же большую роль он получил в 1964 году в фильме «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен». Комическая роль начальника пионерского лагеря принесла Евгению Евстигнееву всесоюзную славу. А роль профессора Плейшнера в «Семнадцать мгновений весны» закрепила его в амплуа серьезного драматического актера. Всего он снялся в более чем ста фильмах, в самом последнем — «Ермак» его персонажа Ивана Грозного озвучивал уже другой актер из-за смерти Евгения Александровича…

Три жены и двое детей

Первой женой Евстигнеева стала его коллега и однокурсница Галина Волчек. Они были полностью противоположные люди. Провинциальный юноша, в костюме на вырост, который называл суп со сметаной «беленый суп»… С другой стороны — коренная москвичка, выросшая с няней, дочка профессора ВГИКа. Казалось бы больший мезальянс трудно найти, но они поженились вопреки родительской воле. В этом браке родился сын Денис Евстигнеев, известный сейчас кинодеятель.

Но рано или поздно все заканчивается, и однажды Галина Волчек узнала, что ее супруг встречается с актрисой театра «Современник» Лилией Журкиной. Будучи женщиной бескомпромиссной, Галина не стала удерживать мужа, и он ушел в новую семью.

Спустя какое-то время у них рождается дочь Мария, которая также стала актрисой. Но Евстигнеев не терял связь с прежней семьей, заботился в сыне, в свою очередь Галина Волчек занималась с его дочерью от второго брака. К сожалению, Лилия Журкина тяжело болела, и в 1986 году она умерла. Именно тогда Евстигнеев «на ногах» переносит свой второй инфаркт.

Однако жизнь продолжается, и вскоре Евгений Александрович женится на своей студентке Ирине Цывиной. Несмотря на разницу в возрасте в 35 лет, этот брак оказался счастливым. Как говорили их общие знакомые, Евгений Евстигнеев помолодел, у него появился блеск в глазах и юношеский пыл. Как раз тогда, он снимается, наверное, в своей лучшей работе — профессор Преображенский в «Собачьем сердце», незадолго до смерти выходит не менее сильный фильм «Ночные забавы».

Но свои коррективы вносит долгая изматывающая работа, в 1992 году проблемы с сердцем сильно обостряются. Спасти его может только срочная операция на сердце. Министерство культуры помогает в организации поездки в Лондон, где его уже ждут в госпитале. К сожалению, до операции он не дожил…

Евгений Александрович Евстигнеев похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Его третья жена Ирина все-таки вышла замуж во второй раз. По просьбе Евстигнеева своего первого сына она назвала Женей.

«Разруха не в клозетах, а в головах». Самые яркие роли Евгения Евстигнеева и факты из его биографии

Он считал, что актер должен уметь сыграть все. И своим примером доказывал, что это вполне себе возможно. Правда, порой, чтобы создать образ, которому зрители поверили до конца, приходилось работать на разрыв. Так уж получилось: Евстигнеев был настолько хорош, что даже малюсенький эпизод с его участием становился визитной карточкой картины. Сегодня, в день рождения великого актера, мы вспоминаем его лучшие экранные перевоплощения.

«Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» (1964)

Фильмом, после которого Евстигнеева стали узнавать на улице, стала сатирическая комедия о приключениях мальчика Кости Иночкина в пионерском лагере. Здесь Евгений Евстигнеев блестяще сыграл директора-бюрократа Дынина. Кстати, на эту роль худсовет «Мосфильма» прочил Михаила Пуговкина. Но режиссер Элем Климов твердо стоял на кандидатуре своего актера. «Кто угодно, только не он», — сказали на студии. «Тогда кто угодно, только не я», — ответил Климов, хотя был лишь студентом-дипломником. Чиновники сломались и утвердили Евстигнеева.

— Иночкин, ты был для меня кровным врагом, а сейчас стал кровным братом. Но в лагерь я все равно тебя не верну! Ты купался в неположенном месте!

Кстати, после финального монтажа цензоры отказались выпускать фильм в прокат, посчитав его антисоветским. И только после того, как картина была отправлена на дачу Хрущеву, где генеральный секретарь посмотрел ее и сказал «очень смешно!», ленте дали разрешительное удостоверение.

— Когда я был маленьким, у меня тоже была бабушка. Но за все эти годы я не смог огорчить ее до смерти. А Иночкин смог!

Не очень известный факт, но «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» получил приз конкурса «Молодежная встреча» в Каннах. А спустя полвека после создания картину показали в секции классического кино на 68-м Каннском кинофестивале.

«Берегись автомобиля» (1966)

Та самая крохотная роль, которая была сыграна настолько блестяще, что могла составить конкуренцию центральным персонажам в исполнении Олега Ефремова и Иннокентия Смоктуновского. Герой Евстигнеева — режиссер народного театра. А его фраза: «Не пора ли, друзья мои, нам замахнуться на Вильяма, понимаете, нашего Шекспира?» — стала афоризмом.

“Золотой теленок” (1968)

На этот раз Евгений Евстигнеев появляется на экране в образе подпольного миллионера Корейко. Ставки казались невероятно высокими: это очень значимая роль в экранизации культового юмористического романа Ильфа и Петрова. Так что ожидания от игры Евстигнеева были большими. И он их оправдал. Это перевоплощение считается эталонным. Много лет спустя критики хором отметят, что актер Алексей Девотченко, сыгравший Корейко в сериальной экранизации «Золотого теленка», даже на километр не приблизился к гению Евстигнеева в этой роли.

На съемках «Золотого теленка» не обошлось без курьезов. Это была комедия в кадре и за кадром. Исполнитель роли Остапа Бендера Сергей Юрский, составивший блистательный дуэт с Евстигнеевым, вспоминал:

«Середина Каракумов. У нас было по верблюду. Постепенно мы научились объясняться и управляться с ними. Бендер и Корейко ехали на верблюдах по пустыне. Укачивало с непривычки. Вдруг Женя перестал отзываться на просьбы режиссера и полностью игнорировал все команды. Скомандовав „стоп, камера“, разозленный Михаил Швейцер подбежал к нему и обнаружил, что Евстигнеев попросту уснул на высоте трех метров при всесторонней качке».

«Зигзаг удачи» (1968)

Комедия Эльдара Рязанова об истории крупного выигрыша в лотерею на деньги, позаимствованные из кассы взаимопомощи. Но лента получилась не слишком удачной. Во многом из-за того, что центральная пара картины в исполнении Евгения Леонова и Валентины Теличкиной не сложилась и не привлекала к себе зрительского внимания. Положение спасла великолепнейшая игра трио второстепенных героев: Евгения Евстигнеева, Геннадия Буркова и Валентины Талызиной. Евстигнеевский жених — директор автобазы Калачев — был отвратителен и необычайно харизматичен.

«У любого актера, и даже у Смоктуновского, я порой нахожу белые нитки в роли, а у Евстигнеева я никогда не видел их и не понимал, как это у него вылеплено. Каждый образ, созданный им, — всегда монолит, который идеально вписывается в контекст кинофильма», — признавался Эльдар Рязанов.

Так что этот не самый удачный по многим параметрам фильм стоит посмотреть хотя бы из-за одних только гениальных евстигнеевских эпизодов.

— Изменять я тебе не буду, ты мне тоже. Кто на тебя польстится. А любить я тебя буду и получку обещаю всю сдавать до копейки.

«Старики-разбойники» (1971)

— Что у тебя болит?

— Возьми валидол и положи под язык.

Снова работа у Эльдара Рязанова, но на этот раз — главная роль. Это была не только комедия, но и драма, которая прошибает до слез. Двое пенсионеров в исполнении Юрия Никулина и Евгения Евстигнеева пытаются доказать себе и обществу, что им рано на свалку и есть еще порох в пороховницах. Образы получились настолько трогательными и такими родными, что картину сразу записали в раздел народных.

— Мы тебя переоденем. Ты будешь иностранцем. А я при тебе переводчиком.

— А на каком языке я буду говорить?

— Ни на каком. Ты будешь глухонемой иностранец.

— А для чего глухонемому иностранцу переводчик?

— Много будешь знать — скоро состаришься.

Правда, и на этой площадке не обошлось без курьезов. Все знали, что Евгений Евстигнеев не любил дотошно следовать сценарию, предпочитая импровизировать. А порой и вовсе только примерно представлял, что ему предстоит делать на площадке. Юрий Никулин решил разыграть коллегу, о чем потом часто любил вспоминать:

«Я спросил его, готов ли он к завтрашнему дню. «А что у нас завтра?», — спрашивает Евстигнеев. «Как, ты забыл сценарий? Мы же прыгаем с парашютами! Я вот уже предупредил семью: мало ли что…».

Разговор проходил без тени улыбки на лице Никулина, поэтому Евстигнеев изрядно заволновался и побежал к Рязанову просить дублера. Там и раскрылся обман.

— Пойми, плакса, мы должны доказать, что старики тоже люди.

“Семнадцать мгновений весны” (1973)

В военной драме о советском разведчике Штирлице, работающем в нацистской Германии, Евстигнеев исполнил роль профессора Плейшнера, помощника главного героя. Актер создал образ немного нелепого, трогательного, но одновременно очень смелого человека, вставшего на путь борьбы с фашизмом. Сцена его трагического самоубийства получилась настолько сильной, что члены семьи артиста выходили из комнаты, чтобы ее не видеть.

Запомнилась зрителям и необычная, позже ставшая знаменитой походка профессора. В одном из интервью, уже после смерти Евстигнеева, режиссер картины Татьяна Лиознова сказала, что это было ее придумкой. На это высказывание очень болезненно отреагировала второй режиссер Алла Заболотская: «Я была на площадке и видела, что походка — его личное изобретение. Евстигнеев тщательно работал над образом, вкладывал душу. И я разругалась с Лиозновой, которая присвоила находку артиста себе. С тех пор мы с ней не разговариваем».

Также со съемками Евстигнеева в «Семнадцати мгновениях весны» связан забавный географический факт. За несколько часов до провала профессор Плейшнер начинает идти в маленьком немецком городке Мейсен, затем смотрит на медвежат в тбилисском зоопарке, доходит до Блюменштрассе и выбрасывается из окна в Риге.

«Место встречи изменить нельзя» (1979)

— Тебе бы не картины, начальник, тебе бы книжки писать!

В этом культовом милицейском мини-сериале Евгению Евстигнееву досталась роль вора в законе Ручечника. Хотя первоначально создатели картины видели в ней Ролана Быкова, и только его. Не верили, что актер сможет воплотить наглый и холодный образ преступника, которому даже суровый сотрудник МУРа Жеглов не может внушить страх. Но ошиблись. Евстигнеев был настолько убедителен, что армия его поклонников пополнилась новыми людьми: из мест не столь отдаленных.

“Зимний вечер в Гаграх” (1985)

Основанная на реальных событиях музыкальная история, снятая Кареном Шахназаровым. Мастер чечетки — Евгений Евстигнеев — забытый кумир 1950-х, который теперь работает в эстрадном коллективе репетитором.

На главную роль претендовали Евгений Леонов и Олег Ефремов. Евстигнеев тайком взял почитать сценарий и так загорелся ролью забытого танцора, что сам пришел просить Шахназарова о роли. Огромным преимуществом перед другими актерами была его необычайная музыкальность: он обожал джаз, виртуозно играл на разных инструментах — гитаре, рояле, вилках. И прекрасно чувствовал ритм.

“Собачье сердце” (1988)

Роль профессора Преображенского могли получить Леонид Броневой, Михаил Ульянов, Юрий Яковлев и Владислав Стржельчик. Но она досталась Евстигнееву и стала для него золотой.

«Все они грандиозные актеры и играли Филиппа Филипповича более чем великолепно. Потом пришел Евстигнеев. В нем была кроме гениальной игры проникновенность, которой, на мой взгляд, недоставало другим в этом образе. И Евгений Александрович был утвержден», — рассказывал о пробах на главную роль режиссер Владимир Бортко.

— А что означает эта ваша разруха? Старуха с клюкой? Ведьма, которая вышибла все стекла, потушила все лампы? Да ее вовсе не существует… Когда я, вместо того чтобы оперировать, каждый вечер начну в квартире петь хором — у меня настанет разруха. Если я, входя в уборную, начну, извините за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать Зина и Дарья Петровна, — в уборной начнется разруха. Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах…

Прирожденный артист: жизнь и смерть Евгения Евстигнеева

Прирожденный артистизм и любовь к музыке, в частности к джазу, стали причиной того, что Евгений Александрович Евстигнеев сделал блестящую карьеру актера, хотя первоначально работал фрезеровщиком. В его жизни была любовь и слава, всенародное признание. Умер Евгений Евстигнеев 4 марта 1992 в возрасте 65 лет, находясь в больнице Лонда, где ему сделали операцию на сердце. Его похоронили на Новодевичьем кладбище.

Евгений Александрович Евстигнеев – советский и русский актер театра и кино, преподаватель.

Награды при жизни:

  • Заслуженный артист РСФСР (1968 г.);
  • Народный артист РСФСР и СССР (1974, 1983 гг.);
  • Звание Лауреата Государственной премии СССР (1974 г.);
  • Орден Ленина (1986 г.).

Даты жизни актера: 9.10.1926 г., Нижний Новгород – 4.03.1992 г., Лондон.

Дата и причины смерти

Причина смерти Евгения Евстигнеева – сердечный приступ.

Как известно, у актера были проблемы с сердцем еще с 1980 г., когда у него случился первый инфаркт. В то время он на некоторый срок прекратил активную творческую деятельность.

В 1992 г. М. Таривердиеву, знакомому композитору, сделали операцию на сердце. Он отметил, что уже на 4й день бегал по лестнице и пил коньяк. Тогда актер также решил провести операцию в Лондоне.

Вместе с супругой Ириной Цывиной они полетели в столицу Великобритании – и уже 1го марта были в роскошных апартаментах. Деньги на обследование и на дальнейшее хирургическое вмешательство дал министр культуры СССР Н. Губенко.

4 марта проводили обследование, на котором Евстигнееву врачи стали объяснять, как будет проходить операция. В переводе это звучало таким образом, что он умрет в любом случае, поскольку из 4х сосудов, питающих сердце, только один не забит, а функционирует лишь на 10%.

По воспоминаниям жены: «Я держала его за руку в тот день. Но он внезапно похолодел, осунулся. Доктора увели меня. А затем все происходило, как в замедленном кино. Ко мне подбегал переводчик и произносил то «он умер», то «он жив». В конце концов, они сказали, что операция блестяще прошла, но нужно донорское сердце. Я потребовала пересадки! Однако они возмущенно ответили мне, что этого не было оговорено заранее. Он просто лежал и умирал, потому что мы все не обсудили перед операцией…».

Врачи констатировали, что артиста спало бы только сердце донора. Некоторые источники сообщают также, что он ухудшил свое состояние чрезмерным курением. По словам супруги, накануне обследования он курил на протяжении всей ночи.

«Его смерть вообще нелогична. Я могу ее объяснить лишь так, что у мужа было потрясающее воображение. Ему сказали, как он умрет – и он вошел в свою «смертельную» роль», – сказала Ирина Цывина.

Где похоронен

Рисунок 1. Захоронение

После случившегося в Лондоне тело актера было направлено на самолете в Москву.

«Я помню, как его постоянно называли «телом». А я кричала на них, что это великий русский артист! Поначалу хотели сделать все по-светски и отпевать его в Лондонской часовне. Слава Богу, это обошлось! Уже на борту самолета его перестали называть «телом», а просто успокаивали меня, напоминая, что мы возвращаемся в Москву…», – из воспоминаний вдовы Евстигнеева Ирины Цывиной.

Похоронили актера на Новодевичьем кладбище.

Краткая биография

9.10.1926 г. родился будущий актер в семье обычных рабочих. Вся семья его была далека от искусства и трудилась на заводе. По их стопам изначально и пошел Евгений.

Детство и юность, учеба

Однако тяга к творчеству брала свое: мальчик был музыкально одарен и с самого детства пробовал освоить музыкальные инструменты. Правда, времени свободного много не было, но на любимое хобби всегда находился час.

В школе он обучался до 8-го класса, а затем пошел работать на завод в качестве электромонтера. Спустя год поступил в техникум для повышения квалификации. Учеба ему нравилась, но ее пришлось бросить, чтобы помогать матери материально. Тогда юноша стал работать фрезеровщиком на заводе «Красная Этна». Там он пробыл 4 года, пока судьба не свела его с артистами – Левкоевым и Разумовым.

Популярность

Рисунок 2. Памятник Евстигнееву в Нижнем Новгороде

Популярность к нему пришла случайно. Даже сам Евгений Александрович не думал, что так случится.

В 1946 г. молодой и перспективный фрезеровщик на заводе города Горький, Евстигнеев стал играть в джазовом оркестре местного кинотеатра. Однажды его услышали Левкоев Николай Александрович и Разумов Василий Иванович. Сомнений у них не оставалось – это артист высшего уровня.

Подозвав джазиста к себе, они спросили: «Хочешь стать величайшим и знаменитым артистом?». «Да! Очень хочу! А сколько мне заплатят?» – поинтересовался Евгений Евстигнеев. «Стипендия в театральном училище 20 рублей». «Вы с ума посходили? Да я же фрезеровщик высшего разряда! Мне в месяц от 370 рублей платят!».

Однако уговорить будущую звезду удалось – и он появился в училище. А в 1951 г. уехал по распределению во Владимир, где познакомился с мэтрами МХАТа Вершиловым и Массальским. В тот момент Зимин М.Н. предложил ехать ему в Москву и поступать в МХАТ. На прослушивании он настолько удивил своим монологом экзаменаторов, что первым вопросом к нему был: «Вы когда переедите в Москву?».

После окончания учебы в 1956 г. он сразу был принят в МХАТ, где успешно дебютировал с ролью в спектакле «Голый король». Там и был раскрыт талант великого артиста. А в 1964 г. он проявил себя и как непревзойденный актер в «Добро пожаловать или Посторонним вход воспрещен!». Эта лента принесла ему небывалую популярность.

Впоследствии у него было множество ролей, как в театре, так и в кино. Сам Евстигнеев переживал о том, что «изменяет театру с кино».

Друзья, знакомые

В 2017 г. вышла книга «Я жив». Ее написали друзья и знакомые актера в память о нем.

Галина Волчек, Сергей Юрский, Сергей Гармаш, Карен Шахназаров, Ирина Цывина и другие – все искренне вспомнили о дорогом человеке. Это не просто биографическое эссе, а серия рассказов и историй о дружбе и любви.

Олег Басилашвили вспомнил об учебе в МХАТе, назвав рассказ «Женька». Друг и коллега Станислав Любшин рассказал об артистически щедрой натуре Евстигнеева.

В книге друзья делятся не только тем, что сбылось, но что так и не случилось: «Это был Бог таланта! Причем, он мог его обуздать, направив в нужное русло. На него равнялись не только профессионалы своего дела, но и те, кто совершенно далек от него по уровню и статусу».

Эпилог книги – воспоминания о его жизни из интервью, записей домашнего аудиоархива.

Личная жизнь

Рисунок 3. На сцене в спектакле «Голый король» с Галиной Волчек

Был женат трижды:

  • первая супруга, Галина Волчек – актриса театра и кино, педагог, Народная артистка СССР. В браке родился сын Денис;
  • вторая – Лилия Евстигнеева (Журкина) – актриса «Современника» и МХАТа. От брака есть дочь Мария;
  • третья – Ирина Цывина – успешная актриса театра и кино.

Фильмография

Рисунок 4. «Берегись автомобиля»

Самые яркие роли были сыграны в картинах:

  • «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» (1964 г.) – директор пионерлагеря;
  • «Берегись автомобиля» (1966 г.) – режиссер театра самодеятельности;
  • «Золотой теленок» (1968 г.);
  • «Зимний вечер в Гаграх» (1985 г.) – артист-чечёточник;
  • «Собачье сердце» (1988 г.) – незабвенный профессор Преображенский;
  • «Ночные забавы» (1991 г.) – саксофонист;
  • «Ермак» (1996 г.) – царь Иван Грозный.

Также принимал участие в озвучивании фильмов и мультфильмов:

  • «Деловые люди»;
  • «Веселые ребята»;
  • «Как Тоску одолели».

Видео

Документальный фильм о Евгении Евстигнееве «Я понял, что еще вам нужен».

Династия Евгения Евстигнеева: он гордился всеми своими детьми

Автор: Наталья Сергеева · Опубликовано 25.11.2019 · Обновлено 28.11.2019

Такие таланты как Евгений Евстигнеев появляются редко. Родившись в простой семье, он прошел длинный путь от слесаря на заводе и артиста самодеятельности до ведущего актера МХАТ. До самого конца он оставался сильным и очень светлым человеком. Никогда не говорил о людях плохо, никогда не самоутверждался за счет слабых. Был настоящим мужчиной.

Несмотря на кажущуюся внешнюю непривлекательность, Евстигнеева всегда окружали женщины. Уж они-то мужчину в нем видели сразу. Он был женат трижды и все браки по-разному, но оказались мезальянсами.

Евстигнеев — родоначальник творческой династии. Что характерно, он никогда не «хлопотал» ни за своих жен-актрис, ни за детей. Это был его принцип, о котором он говорил всем честно. К концу жизни он очень сблизился со своими детьми — Денисом и Марией. Он гордился их успехами в профессии, а они продолжают его творческую династию сейчас.

Евгений Евстигнеев, Мария Селянская, Софья Евстигнеева

Евгений Евстигнеев — сын простых рабочих

Будущий великий актер родился в 1926 году в Нижнем Новгороде (тогда — Горьком) в простой рабочей семье. Отец Александр Михайлович был на двадцать лет старше матери и ушел из жизни, когда Жене было всего шесть лет. Потом у него появился отчим, но через десять лет не стало и его. Для матери Марии Ивановны её Женя был всем и на протяжении всей жизни между ними сохранялась крепкая связь.

Чтобы прокормить семью, в 17 лет Евгений устроился слесарем на завод, а параллельно выступал в самодеятельности. У него был абсолютный слух и Евстигнеев мог играть на нескольких инструментах. В те годы это был запрещенный джаз. Матери все это не нравилось, но когда на одном из выступлений сына заметил директор Горьковского театрального училища и посоветовал ему поступать на актерский, уже ничего сделать не смогла.

Родители Евгения Евстигнеева и он сам в детстве

После окончания училища его распределили во Владимирский театр и там Евгений стал любимцем местной публики. С молодости у него было потрясающее чувство юмора и он заряжал своей энергией всех вокруг. Несмотря на успех, он мечтал о большем, о МХАТ.

Для того, чтобы работать в главном театре страны, нужно было снова «сесть за парту» и отучиться в школе-студии МХАТ. Так 28-летний уже лысоватый мужчина без гроша за душой оказался среди студентов, почти на 10 лет моложе его. Его зачислили сразу на второй курс, где учились будущие звезды Басилашвили, Доронина, Козаков… И Евстигнеев не затерялся среди них.

Евгений Евстигнеев на сцене Владимирского театра драмы

Евгений Евстигнеев и Галина Волчек

Первой женой Евгения стала однокурсница Галина Волчек. Это был студенческий брак единомышленников. Тем не менее, он оказался мезальянсом — дочь прославленного советского режиссера и оператора Бориса Волчека, работавшего еще в немом кино, и никому неизвестный нищий актер провинциального театра.

Да, отец был категорически против и молодым пришлось уйти из дома практически в никуда. Жили в съемных комнатах, где собиралась вся мхатовская молодежь, читали запрещенную литературу, репетировали. В таких шумных творческих компаниях зарождался совершенно новый театр — Современник.

Несмотря на то, что МХАТ был мечтой Евстигнеева, после окончания школы-студии он пошел работать именно туда.

Евгений Евстигнеев и Галина Волчек в спектакле театра Современник «Голый король»

Со временем обаяние Евстигнеева смогло растопить сердце непреклонного тестя. Борис Волчек разглядел в нем безусловный талант и стал снимать во всех своих фильмах. А в 1961 году у Евгения и Галины родился сын Денис, что, по идее, должно было еще больше скрепить их семью, но вышло иначе.

Денис Евстигнеев — сын Евгения Александровича и Галины Волчек

Евгений всегда очень нежно относился к Галине, между ними была не только любовь, но и настоящая дружба и взаимопонимание. Она даже не могла подумать, что спустя почти десять лет муж окажется способен на предательство.

Волчек — мудрая женщина и поведи она себя тогда иначе, возможно, их брак бы просуществовал намного дольше. Во всяком случае, Евстигнеев, спустя 25 лет после их развода, как-то обмолвился, что не ожидал от нее такого решения. И все-таки она его выставила с чемоданом и, кстати, ни разу потом об этом не пожалела.

Да, было очень больно, но мудрость Галины со временем взяла верх и она стала общаться и с разлучницей — актрисой Лилией Журкиной, и с их с Евгением дочерью Машей. Они все стали для нее просто родственниками, которых, как известно, не выбирают. Кстати, Маша потом стала работать в Современнике, под руководством Галины Борисовны.

Евгений Евстигнеев с сыном Денисом Евстигнеевым и дочерью Марией Селянской

Ну, а сам Денис детство провел «за кулисами», позже признавался, что театр для него был открытой книгой, а вот кино — загадкой, которую хотелось разгадать. Он пошел по стопам деда — окончил операторский факультет ВГИКа. Отец застал его первые работы в кино и очень гордился сыном. Это не было свойственно Евгению Александровичу, но он даже делился своим восторгом по поводу него с друзьями.

За операторскую работу в фильме «Слуга» (1988) Денис получил государственную премию СССР. Позже Евстигнеев-младший стал снимать фильмы и как режиссер. И, кстати, его первые работы «Лимита» и «Мама» на фоне много из того, что снимали в 90-х, выглядят весьма достойно. Жаль, отец уже этого не смог увидеть.

Личная жизнь Дениса Евстигнеева

Первой женой Дениса стала Татьяна Цыплакова, она не имеет отношения к актерской профессии, работала в посольстве СССР. Брак продлился 7 лет и распался из-за романа Дениса с Аликой Смеховой.

Позже Евстигнеев-младший встретил свою нынешнюю жену — приемную дочь Зиновия Гердта Екатерину, с ней они вместе уже два десятилетия. Татьяна также вышла замуж и у нее родился сын, которого Галина Волчек считает практически своим родным внуком. У свекрови и невестки всегда были очень теплые отношения, а своих детей у Дениса нет. Зато есть сын Екатерины от первого брака — Орест Фокин, чьих детей уже Денис считает своими внуками.

Евгений Евстигнеев и Лилия Журкина

С актрисой Лилией Журкиной Евстигнеев познакомился, когда оба работали в театре Современник. Она также была несвободна, но не смогла устоять перед его обаянием и чувством юмора. Её первый муж, знаменитый советский скульптор Олег Иконников, очень любил её и долго не хотел отпускать. Впрочем, там были и другие поклонники, даже, говорят, богатые иностранцы.

Многие СМИ выставляли Евстигнеева чуть и не старцем, посягнувшем на молодость актрисы, но разница в возрасте у них была всего ничего по нынешним меркам — 11 лет. Тем не менее, Лилия была невероятно красива, практически советская Дина Дурбин. Мало кто тогда понимал, что она нашла в Евгении. Между тем, он был харизматичным мужчиной, все ещё полным сил и почти юношеского задора. В 1968 году у них родилась дочь Маша, названная в честь бабушки.

Евгений Евстигнеев и Лилия Журкина в фильме «Потрясающий Берендеев» (1975)

Дочь говорила в интервью, что у них была прекрасная семья, где царила любовь и взаимопонимание. Её детство прошло в творческой атмосфере, она даже появилась вместе с родителями в фильме «Нейлон 100%».

А вот Журкину рассматривали только как «довесок» к Евстигнееву и снимали лишь в эпизодах. Из театра ей, впрочем, тоже пришлось уйти. Работать с бывшей женой Евгения Галиной Волчек, учитывая обстоятельства, не представлялось возможным.

Мария Евстигнеева в фильме «Нейлон 100%» (1973)

Когда Олег Ефремов ушел из Современника и стал худруком МХАТ, он позвал своего друга Евстигнеева с собой. Тот согласился, также больше по личным причинам. Он обещал и Журкиной найти там роли. Но их не было, как не было и обещанных больших проектов для Евстигнеева.

Евгений никогда не гнался за деньгами, но все, что зарабатывал, тратил на семью. Дочь и жена ни в чем не нуждались, но у Лилии началась депрессия от безделья и бездействия. Время шло, в ней погибала хорошая актриса. Она часто думала о ролях, которые могла сыграть, но они прошли мимо.

Говорят, она выпивала, муж боролся с этим недугом как мог и заработал в 1981 году на гастролях в Архангельске первый инфаркт. Из больницы он рвался скорее домой, не мог оставить жену одну.

Мария Селянская — дочь Евгения Евстигнеева и Лилии Журкиной

Лилия ушла в 1986 году, по официальной версии — от передозировки антидепрессантами. За пару лет до этого не стало и матери Евгения. От переживаний у него случился второй инфаркт.

Дочь Маша тогда была еще студенткой школы-студии МХАТ. Отец долго скрывал от нее то, что в его жизни появилась другая женщина — его ученица Ирина Цывина. Вся пикантность ситуации заключалась в том, что Маша была всего лет на 5 лет моложе новой избранницы отца и они были давно знакомы.

Ирина Цывина с Евгением Евстигнеевым и Марией Селянской

Какое-то время Маша протестовала против нового статуса своей подруги в её жизни, но потом увидела, что Ирина действительно любит и заботится об отце, который был старше своей избранницы на 36 лет. Вопреки всем сплетням, Цывина была с Евстигнеевым до самого конца. Никаких протекций в театре и кино она от этого союза не получила, но, возможно, именно благодаря её искренней заботе он и прожил со своим больным сердцем еще целых 8 лет их счастливого брака.

Маша же вскоре получила образование, начала работать в театре и сниматься в кино. Она сыграла несколько заметных ролей в перестроечных фильмах, а потом сделала долгий перерыв. Тогда она вышла замуж за звукорежиссера Современника Андрея Селянского и съехала от отца. Но с Ириной они потом общались всю жизнь вплоть до неожиданного ухода Цывиной в апреле 2019 года.

Кадр из фильма «Она с метлой, он в черной шляпе» (1987)

В 1990 году Мария сломала ногу и долго лежала в больнице, отец часто навещал её. Именно тогда они очень сблизились и часто разговаривали по душам уже как два взрослых человека.

Через два года его не стало.

Софья Евстигнеева — дочь Марии Селянской и Максима Разуваева и внучка великого деда

Первый брак Марии вскоре закончился разводом, а второй оказался счастливым. Избранника она снова нашла в театре, им стал актер Современника Максим Разуваев. В 1995 году у пары родилась дочь Софья, которая продолжила актерскую династию.

Софья Евстигнеева в сериале «Операция Сатана» (2018)

С детства Софья снималась в рекламе, потом по семейной традиции окончила школу-студию МХАТ и работает сейчас в МХТ имени Чехова. Изначально она была Разуваевой, но не так давно взяла фамилию знаменитого деда.

Ссылка на основную публикацию