Виды налоговой политики - Kapital124.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Виды налоговой политики

Бюджетно-налоговая политика – понятие и виды

Бюджетно-налоговая политика — часть законодательства, которая прямым образом влияет на формирование налогового законодательства и, как следствие, на сумму уплачиваемых нами налогов. Что это такое и каков курс этой политики, расскажем в нашей статье.

Бюджетно-налоговая политика государства

Итак, что же такое бюджетно-налоговая политика государства? Это политика, проводимая в области налогообложения и государственных расходов, направленная на поддержание хорошего уровня занятости населения, стабильной экономики в стране, ну и, конечно же, постоянного прироста ВВП. Эту политику часто называют фискальной.

Основная задача этой политики — регулирование (чаще поддержание) совокупного спроса. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов.

Слово «фискальная» у многих финансовых работников ассоциируется с налогами. По большому счету так оно и есть — именно этой политикой регулируются ставки налогов и сборов.

Какие цели преследует бюджетно-налоговая политика?

  • стабильный экономический рост в стране;
  • занятость трудовых ресурсов (то есть сведение уровня безработицы к минимуму);
  • стабильный уровень цен (инфляция — это самая большая проблема экономик любых стран).

Есть два вида бюджетно-налоговой политики государства:

Стимулирующая фискальная политика проводится в период экономического кризиса (стагнации экономики). В этом случае просто жизненно необходимо всеми силами стимулировать совокупный спрос или совокупное предложение. Что можно сделать для этого? Используют:

  • повышение государственных закупок товаров и услуг;
  • снижение налогового бремени на предприятия;
  • повышение трансфертов (если это позволяет бюджет).

Все эти меры ожидаемо приведут к увеличению спроса. Как следствие, будет увеличен выпуск продукции, вырастет объем выполненных работ и услуг.

А вот если экономика, наоборот, «перегрелась», то есть возник синдром перекредитования, экономический рост усиленно профинансирован государственными средствами, избыточное вложение средств грозит увеличением инфляции, то проводится сдерживающая фискальная политика. Что это значит:

  • сокращение государственных расходов;
  • увеличение налогов;
  • сокращение трансфертов.

Эти меры приводят к сокращению системы «спрос — предложение». Такая политика регулярно проводится во многих странах для контроля над уровнем инфляции.

Более интересна для нас будет другая классификация фискальной политики.

Дискреционная (объявляется государством).

Характерны следующие маневры:

  • изменение госзакупок в большую или меньшую сторону;
  • изменение налоговой ставки;
  • изменение трансфертных выплат

Автоматическая («встроенные стабилизаторы»).

«Работают» следующие инструменты:

  • контроль за процентом подоходного налога;
  • косвенные налоги;
  • трансфертные пособия

Стоит помнить, что размеры государственных трансфертов всегда меняются в зависимости от состояния экономики в стране

Автоматическая налогово-бюджетная политика как вид фискальной политики

Одним из достоинств данной политики является наличие встроенных стабилизаторов. Таким термином обозначают инструменты, величина которых не меняется, но само наличие их в экономике автоматически стабилизирует ситуацию, стимулируя экономику при спаде и сдерживая при «перегреве». Рассмотрим, как эти инструменты влияют на совокупный спрос.

НДС, например, как косвенный налог и часть цены товара, снижается при падении объема продаж и увеличивается при росте выручки. Соответственно, при рецессии экономики поступления от НДС в бюджет снижаются (изъятия из экономики денежных средств уменьшаются), а при «перегреве» экономики поступления налога увеличиваются. Так происходит автоматическая стабилизация.

Кстати, подробно узнать о делении налогов на прямые и косвенные можно здесь.

А вот трансфертные пособия (пособия по безработице и «по бедности») влияют по-другому. При спаде экономики выплаты данных пособий увеличиваются (безработица растет), при росте экономики — уменьшаются (занятость населения увеличивается). Таким образом, выплата данных трансфертов стимулирует совокупный спрос при спаде, уменьшение выплат при подъеме оказывает своего рода сдерживающее влияние на экономику.

Основные инструменты налогово-бюджетной политики

Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно:

  • государственные закупки;
  • налоги;
  • трансферты.

Давайте рассмотрим, как эти инструменты влияют на совокупный спрос:

  1. Во-первых, трансферты. Когда государство увеличивает социальные выплаты, при прочих равных и неизменных условиях доход хозяйства (семьи, организации) растет, следовательно, есть финансовая возможность тратить больше — повышается спрос. С другой стороны, если смотреть непосредственно на фирму, получение господдержки дает возможность расширения производства и возможное увеличение инвестиционных расходов. Соответственно, уменьшение выплат ведет к сокращению совокупного спроса.
  2. Во-вторых, это налоги. Здесь ситуация, полностью противоположная трансфертам. Чем выше применяемые ставки налогов, тем меньше совокупный спрос (спрос отталкивается от возможного дохода), сокращается инвестиционный расход (в компаниях уменьшается чистая — нераспределенная — прибыль). Как только ставки налогов снижаются, ситуация меняется в диаметрально противоположную сторону.

О новостях-2018 в налогообложении читайте в материале «Новое: налоги-2018».

  1. Рост государственных закупок ожидаемо ведет к росту совокупного спроса. Так как сами закупки являются частью совокупных расходов.

Поэтому инструменты бюджетно-налоговой политики могут использоваться для стабилизации экономики в разных фазах экономического цикла. Причем если следовать кейнсианской экономической теории (Кейнс — автор фискальных методов регулирования экономики), все инструменты фискальной политики имеют мультипликативное влияние на экономику страны в целом, поэтому регулирование экономической ситуации в стране стоит вести именно при помощи фискальной политики, в частности путем регулирования государственных закупок как инструмента, наиболее влияющего на совокупный спрос.

О том, в какой форме проводятся тендеры по выбору поставщика по госзакупкам, читайте в материале «В каких тендерах участвуют без электронной подписи?».

Плюсы и минусы фискальной политики

У бюджетно-налоговой политики есть немало положительных моментов:

  1. Все инструменты фискальной политики имеют мультипликативный эффект влияния на экономику.
  2. Наличие автоматических стабилизаторов — частичное сглаживание циклических колебаний экономики.
  3. Отсутствие долгого времени между принятием решений по направлению экономики и результатом воздействия (короткий внешний временной лаг).

При этом противники кейнсианского подхода называют несколько недостатков:

  1. Наличие внутреннего лага. То есть между наступлением спада или подъема экономики проходит достаточно длительный процесс утверждения новой политики (все подобные решения должны утверждаться Госдумой РФ для придания им силы закона). Между тем ситуация в стране уже может измениться и принятые решения могут оказаться неактуальными и даже губительными: если меры принимались при рецессии экономики, то их действие при подъеме может, наоборот, вызвать уже «перегрев».
  2. Некая неопределенность. Порой сложно определить момент, когда надо от стимулирующей экономики переходить к сдерживающей. Отсюда может возникнуть некая дестабилизация экономической ситуации.
  3. Дефицит бюджета. Работа большинства инструментов фискальной политики приводит к оттоку денежных средств из бюджета: увеличению госрасходов, трансфертов, снижению ставок налогов. Данный недостаток считается самым крупным.

О критериях эффективности государственного налогового менеджмента читайте в статье «Основные элементы государственного налогового менеджмента».

Итоги

Бюджетно-налоговая политика, равно как и прочие подходы к регулированию экономической жизни страны, имеет свои достоинства и недостатки. Очевидно, что применение этих инструментов действительно может оказывать положительное влияние на экономику.

Виды налоговой политики.

ВВЕДЕНИЕ.

Государство не может существовать без налогов. Это знали еще в древности. Изобретались самые причудливые формы налогообложения: на окна и дымовые трубы, на соль и ,конечно же, на спиртные напитки. Основы налогообложения были сформулированы еще Адамом Смитом: налоги должны соответствовать состоянию плательщика; способ и время взимания должны быть заранее и точно известны и удобны для плательщика; сам процесс сбора налогов нужно проводить с минимальными затратами. Современная система налогообложения многоступенчата, национально и регионально специфична.

Ныне экономисты самых различных школ безоговорочно признают, что

фискальная политика оказывает сильнейшее воздействие на любую экономическую

В данной курсовой работе раскрыта роль налогов в экономике и рассмотрены цели и структура, а также налоговая политика. Эта тема очень актуальна сегодня, так как наша экономика и налоговая сфера, находятся ещё в неустойчивой стадии формирования. В первом разделе курсовой работы рассматривается концепция реформирования налоговой системы Украины и её связь с влиянием налогов на национальную экономику. Второй раздел полностью раскрывает налоговую структуру (функцию, виды и классификацию налогов). Также в ней рассматриваются принципы налогообложения. В третьем разделе данной курсовой работы я рассмотрел структуру бюджетно-налоговой политики и её влияние на экономику.

1.КОНЦЕПЦИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ УКРАИНЫ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ.

1.1.Связь влияния налогов на экономику с необходимостью реформирования налоговой системы в Украине и повышением конкурентоспособности национальной экономики.

Обеспечение высокого уровня конкурентоспособности национальной экономики в большей мере определяется эффективностью системы налогообложения. В соответствии с Концепцией реформирования налоговой системы Украины на период до 2015 года, одобренной Кабинетом Министров Украины 19 февраля 2007 года, совершенствование системы налогообложения должно осуществляться исходя из стратегических целей нашего государства – построения конкурентоспособной социально ориентированной рыночной экономики и интеграции в европейское сообщество.

Вопросам теории и практики влияния бюджетно-налоговых рычагов на экономическое развитие страны посвящены научные труды отечественных и зарубежных ученых В.Андрианова, В.Андрущенко, В.Базилевича, С.Буковинского, А.Гальчинского, В.Гейца, Я.Жалило, М.Крупки, И.Лютого, Р.Нельсона, Ю.Пасечника, М.Портера, А.Соколовской, Р.Фатхутдинова, В.Федосова,И.Чугунова, А.Чухно, С.Юрия и других.

Отдавая должное наработкам ученых-экономистов, осуществленным в области теории, методики и организации финансового регулирования конкурентоспособности экономики, следует заметить, что многие проблемы до настоящего времени не нашли окончательного решения. Качественно новый этап в реформировании системы общественных отношений ,начинающийся в Украине, требует теоретического переосмысления многих аспектов государственного регулирования ее социального развития, в частности – вопросов, связанных с применением налоговых рычагов в формировании конкурентных преимуществ отечественной экономики.

1.2.Рассмотрение отдельных положений Концепции реформирования

налоговой системы Украины.

Целью этого подраздела является анализ отдельных положений Концепции и разработка на этой основе конкретных предложений по усилению регулятивного влияния налоговой политики государства на повышение конкурентоспособности национальной экономики.

Разработка налоговой политики, направленной на решение задач повышения конкурентоспособности как отечественных субъектов хозяйственной деятельности, так и национальной экономики в целом, должна базироваться на исследованиях, связанных с выяснением вопроса, на какой именно стадии конкурентоспособности находится экономика нашей страны. Как известно из экономической теории, существуют четыре стадии конкурентных преимуществ национальной экономики, соответствующие основным движущим силам, определяющим её развитие в отдельные периоды: факторы производства, инвестиции, нововведения и богатство. Согласно такому подходу осуществляют классификацию стран по уровню конкурентоспособности их экономик в мировом хозяйстве.

Читайте также:  Таблица транспортного налога

Украина находится на первой из этих стадий, на которой предприятия достигают преимуществ в конкурентной борьбе исключительно благодаря основным факторам производства: природным ресурсам и/или избыточной и дешевой рабочей силе.

Вторая стадия характеризуется готовностью и способностью субъектов хозяйствования к инвестированию. Украина демонстрирует готовность идти по такому пути, но пока заметных успехов добиться не удалось.

Особенность третьей стадии заключаются в том, что национальные предприятия не только применяют и совершенствуют существующую технику и технологию, но и создают новые. Украина по некоторым параметрам находится на третьей стадии, в силу чего вероятным и имеющим существенные преимущества является переход отечественной экономики к третьей стадии конкурентоспособности наряду с максимальным использованием конкурентных преимуществ её первой стадии, что и должно обуславливать выбор приоритетных направлений и методов государственного регулирования процесса повышения конкурентоспособности национальной экономики, среди которых одним из наиболее влиятельных является налоговая политика.

Влияние налогообложения на конкурентоспособность украинской экономики является многоаспектным. Прежде всего, налоги влияют на уровень цен. Это касается как косвенных налогов ,так и обязательных платежей. В частности, в соответствии с Законом Украины «О налогообложении прибыли предприятий»,это сумма внесенных (начисленных) налогов и сборов (обязательных платежей), установленных Законом Украины «О системе налогообложения», за исключением налога на прибыль предприятий, налога на недвижимость, стоимости торговых патентов, а также НДС, включенного в цену товаров (работ, услуг), приобретаемых налогоплательщиком для производственного и непроизводственного использования, налогов на доходы физических лиц, отчисляемых за счет сумм их выплат согласно Закону Украины «О налоге с доходов физических лиц».

В контексте проблем, связанных с формированием конкурентных преимуществ национальной экономики, где важным фактором конкурентоспособности остается ценовой, принципиальное значение приобретает налоговая политика государства в отношении общего уровня налогового давления. В Украине этот показатель в 2005 году повысился до 36,6%,а к концу 2006 года – до 40%.

Учитывая такую тенденцию, Правительство Украины приняло решение о существенном снижении налоговой нагрузки на отечественную экономику и пересмотре соотношения действующих налоговых регуляторов. Согласно Концепции, реализация этого направления до 2015 года будет связана с поэтапным уменьшением ставок налога на прибыль предприятий (с 25% до 20%), НДС и социальных взносов.

Не менее важна для обеспечения конкурентоспособности на национальном уровне структура налоговой нагрузки. Система налогообложения, в которой акцент делается на налоги с юридических лиц, сдерживает предпринимательскую активность и ограничивает возможности отечественных товаропроизводителей в части повышения их конкурентоспособности. В силу этого предусмотренное Концепцией перенесение налоговой нагрузки со сферы производства на сферу потребления можно было бы расценивать как положительный фактор национальной конкурентоспособности , но при тех обстоятельствах, которые сложились в Украине в сфере распределительных отношений, успешная реализация этого направления возможна только при условии роста реальных доходов населения и оптимизации структуры совокупного спроса.

Среди проблем, препятствующих повышению конкурентоспособности национальной экономики, одной из основных является недостаточное использования государством стимулирующей роли налогового регулирования научно-инновационной деятельности.

Концепцией предусмотрено введение конкретных налоговых механизмов стимулирования научно-технического прогресса, среди которых – применение принципа «ускоренная амортизация» к приоритетным инновационным технологиям; введение с 2007 года инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль предприятий для отечественных субъектов хозяйствования: стимулирования инвестиционной деятельности путем введения инновационно-инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль предприятий для всех субъектов хозяйствования .

Несомненно, указанные методы налогового стимулирования инновационно-инвестиционной деятельности в Украине являются важным шагом на пути создания условий для повышения конкурентоспособности национальной экономики.

1.3. Обобщение о необходимости и роли реформирования налоговой системы.

Таким образом, можно сделать вывод, что налоговая система в большой степени определяет возможности формирования у отечественных субъектов хозяйствования конкурентных преимуществ. Это обуславливает особую роль налогообложения в обеспечении устойчивой конкурентной позиции национальных товаропроизводителей. На сегодня же налоговая система в Украине не является инструментом повышения конкурентоспособности государства и не способствует росту инновационно-инвестиционной активности субъектов хозяйствования. Поэтому целью налоговой реформы в Украине на период до 2015 г.является приведение отечественной системы налогообложения в соответствие с приоритетами государственной политики экономического развития страны, одним из которых выступает повышение конкурентоспособности национальной экономики. Вместе с тем Концепция не в полной мере реализует регулятивный потенциал налоговой политики в этом направлении, в силу чего нуждается в определенных дополнениях и уточнениях, которые возможно и необходимо сделать в процессе доработки и реализации Налогового кодекса Украины. При реформировании налоговой системы важно также понимать, что налоговая политика является составляющей единой концепции макроэкономического регулирования.

Государство признано вносить в экономику стабилизирующее воздействие, обеспечивая наилучшие условия для экономического роста. Для выполнения задач оно должно располагать необходимыми ресурсами. Частично они могут быть найдены за счет ценных источников, например доходов государственных предприятий. Однако в рыночной экономике основной производственной единицей является не государственное, а частное предприятие. Поэтому для формирования государственных ресурсов правительство изымает часть доходов предприятий и граждан. Изъятый доход, меняя собственника, превращается в налог.

Налоги — обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые государством.

2.1. Функции налогов.

В современных условиях налоги выполняют две основные функции:фискальную и экономическую.

Фискальная функция – основная, характерная для всех государств. С её помощью создаются государственные денежные фонды и материальные условия для функционирования государства.

Экономическая функция означает, что налоги как активный участник перераспределительных отношений оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Расширение налогового метода в мобилизации для государства национального дохода вызывает постоянное соприкосновение государства с участниками производства, что обеспечивает ему реальные возможности влиять на экономику, на все стадии воспроизводственного процесса.

2.2. Виды налогов.

Современная налоговая система включает различные виды налогов. Основную их группу составляют прямые и косвенные налоги.

Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество.

Косвенные налоги (непрямые)— это налоги на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара или включенные в тариф. Владелец товара или услуг при их реализации получает налоговые суммы, которые перечисляет государству. В данном случае связь между плательщиком и государством опосредована через объект обложения.

В современных условиях в связи с расширением социальных функций

государства широкое распространение получили взносы в фонд социального

страхования. Они по своей сущности являются целевыми налогами, поскольку имеют определенное назначение.

В зависимости от органа, который взимает налог и распоряжается его суммой, различают государственные и местные налоги. Государственные налоги взимаются центральным правительством на основании государственного законодательства и направляются в государственный бюджет. К ним относятся подоходный налог, налог на прибыль корпораций, таможенные пошлины и т. п.

Местные налоги взимаются местными органами власти на соответствующей территории и поступают в местный бюджет. Местные власти взимают коммунальный налог, рыночный сбор, курортный сбор и т.п.

Налоги по их использованию подразделяются на общие, они поступают в единую кассу государства, и специальные (целевые) (например, налог на продажу бензина, топлива, смазочных масел в США направляется в дорожный фонд).

В зависимости от характера взимания налоговых ставок налоги

подразделяются на: пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.

Пропорциональный налог – это налог, ставка которого одинакова для всех облагаемых сумм. Налог, средняя ставка которого повышается по мере роста суммы, называется прогрессивным. Регрессивный налог предполагает уменьшение процента изъятия из суммы по мере ее роста.

К последнему виду налогов относятся, как правило, косвенные налоги.

Соотношение различных видов налогов на различных ступенях развития общества менялось. В ХIХ -начале XX веков главную роль играли косвенные налоги, после Второй мировой войны ведущую роль стали играть прямые налоги.

Для современной налоговой системы характерен рост взносов в фонд социального страхования, который по темпам роста опережает как прямые, так и косвенные налоги.

Можно выделить три ступени развития взглядов на роль налогов в реализации государственных интересов:

. на начальных этапах рыночной экономики налоги рассматривались

исключительно в фискальных интересах как средство пополнения государственной казны;

. затем пришли к выводу о необходимости ввести ограничения в фискальную функцию налогообложения. Таким ограничением стало требование не подрывать

воспроизводительный процесс в микроэкономике . для настоящего времени стало характерным стремление все в большей степени использовать налоги для корректировки хозяйственных пропорций в обществе.

Особенности косвенных и прямых налогов показаны в приложении №1.

Структура налоговой системы Украины, в которой относительно большую роль играют непрямые налоги, в целом отвечает общим закономерностям, которые присущи развитию налоговых систем.

В условиях падения реальных доходов предприятий, увеличения количества убыточных предприятий, несовершенства налогового законодательства, низкого уровня доходов граждан, невозможно обеспечить преимущества в структуре налоговой системы прямых налогов.

Виды налоговой политики государства

Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику – экономическую, социальную, налоговую и пр. При этом в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта государственного регулирования социально-экономических процессов используются финансово-кредитный и ценовой механизм.

Государство, устанавливая налоги, стремится, прежде всего, обеспечить себе необходимую материальную базу для осуществления возложенных на него задач, которые реализуются посредством налоговой политики, являющейся частью финансовой политики государства.

Согласно теории налогов можно выделить следующие виды налоговой политики:

  • * максимальных налогов;
  • * разумных налогов;
  • * достаточно высокого уровня обложения.

Налоговая политика – совокупность осуществляемых государством мероприятий, направленных на обеспечение своевременной и полной уплаты налогов и сборов, в объёмах, позволяющих доставить ему необходимое финансирование

Задачи налоговой политики сводятся к обеспечению государства финансовыми ресурсами, созданию условий для регулирования хозяйства страны в целом, сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения. Всю совокупность задач налоговой политики можно условно разделить на три основные группы:

  • – фискальная – мобилизация денежных средств в бюджеты всех уровней для обеспечения государства необходимыми для выполнения его функций финансовыми ресурсами;
  • – экономическая, или регулирующая, – направлена на повышение уровня экономического развития государства, оживление деловой и предпринимательской активности в стране и международных экономических связей, содействие решению социальных проблем;
  • – контролирующая – контроль за деятельностью субъектов экономики
Читайте также:  Налоговые каникулы для ип

Одна из основных задач государственной налоговой политики на современном этапе – создание благоприятных условий для активной финансово-хозяйственной деятельности субъектов экономики и стимулирование экономического роста посредством достижения оптимального соотношения между средствами, остающимися в распоряжении налогоплательщика, и средствами, которые перераспределяются через налоговый и бюджетный механизмы.

Условно выделяют три возможных типа налоговой политики:

Первый тип – высокий уровень налогообложения, т.е. политика, характеризующаяся максимальным увеличением налогового бремени. При выборе этого пути неизбежно возникновение ситуации, когда повышение уровня налогообложения не сопровождается приростом поступлений в бюджеты различных уровней.

Второй тип налоговой политики – низкое налоговое бремя, когда государство максимально учитывает не только собственные фискальные интересы, но и интересы налогоплательщика. Такая политика способствует скорейшему развитию экономики, особенно ее реального сектора, поскольку обеспечивает наиболее благоприятный налоговый и инвестиционный климат (уровень налогообложения ниже, чем в других странах, идет широкий приток иностранных инвестиций, в том числе экспортноориентированных, и соответственно возрастает уровень конкурентоспособности национальной экономики). Налоговое бремя на субъекты предпринимательства существенно смягчено, но государственные социальные программы значительно урезаны, так как бюджетные доходы сокращаются.

налогообложение политика свободный экономический

Третий тип – налоговая политика с достаточно существенным уровнем налогообложения, как для корпораций, так и для физических лиц, который компенсируется для граждан страны высоким уровнем социальной защиты, существованием множества государственных социальных гарантий и программ.

Для налоговой политики стран, которые имеют долгосрочную концепцию построения национальной экономики, характерны следующие черты:

  • – четкое определение проблем, стоящих перед экономикой страны;
  • – ранжирование целей по степени их важности и концентрация усилий на достижении наиболее важных из них
  • – проведение аналитической работы и изучение зарубежного опыта налоговых реформ, четкое представление об экономических результатах, выгодах и потерях при осуществлении каждой из программ реформирования;
  • – оценка эффективности реализации подобных программ в прошлом;
  • – анализ имеющихся в распоряжении инструментов;
  • – анализ исходных условий;
  • – корректировка политики с учетом национальной специфики и специфики момента времени.

На практике налоговая политика осуществляется через налоговый механизм, который представляет собой совокупность организационно-правовых форм и методов управления налогообложением. Государство придает этому механизму юридическую форму посредством налогового законодательства. Для поддержания высокой эффективности государственной налоговой политики необходимо поддерживать определенные пропорции между прямыми и косвенными налогами с учетом специфики конкретной страны.

К проблеме ориентирования налоговой системы страны на прямые или косвенные налоги существуют два подхода.

В основе первого подхода лежит положение о том, что те физические и юридические лица, которые имеют более высокие доходы, должны платить и более высокие налоги по сравнению с теми, кто не располагает ни высокими доходами, ни дорогостоящей собственностью (принцип платежеспособности)

Второй подход основан на том, что более высокие налоги должен платить тот, кто получает большую выгоду от представляемых обществом услуг, что рассматривается как реализация принципа справедливости, поскольку именно эти категории населения и должны оплатить услуги, представляемые обществом за счет бюджетных средств. Основной недостаток обеих концепций заключается в том, что, во-первых, определить сумму тех благ, которые отдельные налогоплательщики получают от существования армии и органов охраны правопорядка, не представляется возможным, а во-вторых, методики по измерению возможности уплаты налогов для каждого налогоплательщика отсутствуют.

Существуют два вида налоговой системы: шедyлярная и глобальная.

Шедулярная система налогообложения – форма взимания подоходного налога с граждан, использующая понятие шедула, т.е. часть дохода в зависимости от источника дохода. Эта система налогообложения появилась в Великобритании в середине XIX в. в результате развития подоходного налогообложения и действовала до 1973 г. Суть шедулярной налоговой системы заключается в том, что весь доход налогоплательщика делился на части (шедулы) по признаку источника дохода, и каждая шедула индивидуально облагалась налогом. Доходы делились на пять шедул, обозначаемых начальными буквами латинского алфавита. По шедуле А облагались доходы от недвижимости, В – доходы от коммерческого использования лесов, С – доходы от государственных ценных бумаг, D – торговая и промышленная прибыль, доходы лиц свободных профессий, доходы, полученные за рубежом, Е – трудовые доходы, жалование, пенсии. В настоящее время элементы шедулярной системы налогообложения сохранились в некоторых странах – бывших колониях Великобритании. Также они присутствуют в системах подоходного налогообложения многих развитых стран и выражаются в разных методах расчета облагаемого дохода из различных источников (во Франции, ФРГ).

В глобальной налоговой системе все доходы физических и юридических лиц облагаются одинаково. Такая система облегчает расчет налогов и упрощает планирование финансового результата для предпринимателей. Глобальная налоговая система широко применяется в Западных государствах.

Виды налогов. Налоговая политика

Налоги – это обязательные сборы, взимаемые государством с юридических и физических лиц. Они возникают с появлением государства. Социально-экономическая сущность налогов, их виды и роль определяются экономическим строем общества, природой и функциями государства.

В докапиталистических формациях налоги выступают главным источником доходов государства и выражают отношения дополнительной эксплуатации работников. Элитарному слою общества принадлежит государственная власть. Поэтому налоги представляют форму эксплуатации, поскольку осуществляют перераспределение национального дохода в пользу господствующего социального слоя общества на основе внешнеэкономического принуждения.

Экономической предпосылкой возникновения налогов является развитие товарного производства. В докапиталистических способах производства господствовало натуральное хозяйство и главными доходами государства были различные натуральные поборы. Роль налогов стала возрастать в период разложения феодализма и образования централизованных государств – абсолютных монархий. Однако в тот период государственная казна еще не отделилась от казны государя (короля, царя). Это создавало возможность полного произвола при взимании налогов.

Разветвленная система налогов сложилась только в капиталистическом обществе. Для буржуазии способ распределения и взимания налогов, равно как и расходование их, представляет жизненный вопрос благодаря тому влиянию, которое он оказывает на торговлю и промышленность.

При капитализме налоги представляют собой орудие дополнительной эксплуатации работников, которые несут на себе их основную тяжесть. Рабочий эксплуатируется капиталистом, который присваивает неоплаченный прибавочный труд. Он эксплуатируется и буржуазным государством, изымающим через налоги часть его заработной платы. Эксплуатации крестьян отличается от эксплуатации рабочих лишь по форме. Отдельные предприниматели эксплуатируют отдельных крестьян посредством ипотеки и ростовщичества. Социальный слой предпринимателей эксплуатирует класс крестьян посредством государственных налогов.

Предприниматели также облагаются налогами и платят их. Но прогрессия ставок не соответствует росту суммы облагаемых доходов. Кроме, того, буржуазии предоставляются многочисленные налоговые льготы. Большую часть налогов, полученных от предпринимателей, государство возвращает им в виде прямых и скрытых субсидий (например, оплата правительственных заказов по повышенным ценам и др.). Уплаченные налоги предприниматели возмещают в значительной мере за счет повышения цен на товары широкого потребления.

Налоги делятся на прямые и косвенные. Прямые налоги подразделяются на реальные и личные. К реальным налогам относятся налоги на отдельные объекты имущества – землю, дома, промышленные и торговые заведения, на денежный капитал. К личным налогам относятся налоги на имущество или на доходы отдельных лиц (физических и юридических) – подоходный, поимущественный, с наследства и дарений и т.д.

К косвенным налогам относятся:

· таможенные налоги, которые взимаются главным образом с ввозимых в страну товаров. Это так называемые пошлины. Они используются как орудие политики протекционизма;

· акцизы, которые представляют налоги, взимаемые внутри страны путем включения их в цены товаров широкого потребления;

· фискальные монопольные налоги, т.е. монополии государства (своего рода налоги) на производство и продажу товаров путем установления высоких монопольных цен.

Косвенные налоги основной тяжестью ложатся на все слои населения, потребляющие главную массу облагаемых этими налогами товаров.

С развитием общества и увеличением государственных расходов растет налоговое бремя. Через налоги государство перераспределяет все большую долю национального дохода. Если в 1913 г. налоги по отдельным европейским странам составляли 11-13% национального дохода, то в 1924 г. – 19-20; а в 1938 г. – 20-26%. В настоящее время удельный вес налогов в национальном доходе США составляет 24%, Великобритании – 42%, Франции – 29%, Германии – 21%.

Налогообложение в развитых странах носит регрессивный характер, т.е. доля взимаемых налогов уменьшается с увеличением суммы дохода. Так, в США доля всех налогов в настоящее время в годовом доходе семьи до 5000 долл. составляет 31-34%, а в доходе свыше 15 000 долл. – 28%.

Чем обусловлен рост налогов? Он определяется: 1) ростом военных ассигнований; 2) увеличением расходов на содержание затрат на государственное регулирование экономики (за счет налоговых средств проводятся в жизнь меры по поддержанию высокой конъюнктуры хозяйства, товаров и повышению конкурентоспособности национального капитала).

Средства взимаемые через налоги, направляются на:

– развитие государственного сектора макроэкономики;

– строительство новых государственных предприятий;

– образование смешанных государственно-частных компаний;

– создание финансовой основы широкого участия государства в капиталовложениях (в некоторых странах государственные капиталовложения составляют до 40% от их общего объема);

– проведение научно-исследовательских работ в условиях современной научно-технической революции;

– систему мероприятий по снижению налогов на капитал, по поощрению расширения капиталовложений и ускорению обновления капитала.

В развитых странах получило широкое распространение так называемое льготное налогообложение. С этой целью от налогообложения освобождается часть прибыли, которая идет на капиталовложения национального значения. В отдельных странах разрешается значительную часть прибыли списывать на укоренную амортизацию капитала. Так, в Великобритании в первый год введения в эксплуатацию нового капитала разрешается списывать на амортизацию 50% стоимости новых орудий производства.

В ряде стран имеют место попытки регулирования капиталистического цикла с помощью налогов. Так, в Швеции в годы подъема взимается особый налог на инвестиции для сдерживания их роста. Наоборот, в период экономического спада налоги сокращаются или отменяются в целях поощрения роста капиталовложений. В Швеции разрешается до 40% коммерческих доходов предприятий откладывать в инвестиционные резервы, не подлежащие обложению налогами. В периоды спада эти резервы привлекаются фирмами для расширения капиталовложений.

Читайте также:  Реквизиты для уплаты налога при усн

Предпринимательство в развитых странах поддерживается с помощью так называемого инвестиционного налогового кредита. По своей сущности он представляет финансирование государством капитальных вложений частного бизнеса. Инвестиционный налоговый кредит по своему содержанию является налоговой скидкой и на практике вычитается непосредственно из суммы налога. В результате стоимость закупаемого оборудования уменьшается на величину скидки. В добывающей промышленности существует скидка на “истощение недр”. Она дает право предприятию на освобождение от налогов части валового дохода, чтобы предотвратить истощение природных ресурсов.

Увеличение налогов выражает, как правило, все большее отвлечение национального дохода на неэкономические цели и главным образом на милитаризм и содержание аппарата управления. С этой точки зрения налоги относятся к непроизводительным издержкам производства. Вокруг налоговой политики государства происходит острая борьба между социальными слоями общества, между группами собственников. Через налоги изымается значительная часть заработной платы рабочих: в США – 33-34%, в Великобритании, Дании, Бельгии 31-34, в Швеции до 40%. Работники ведут борьбу за снижение налогового бремени.

С 1 января 1992 г. в нашей стране начала действовать новая налоговая система. Она основывается на законе “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”. Современная налоговая система России включает:

1) федеральные налоги. К ним относятся: налог на добавленную стоимость, налог на доходы банков, налог на доходы от страховой деятельности, налог на операции с ценными бумагами, таможенная пошлина, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, федеральные платежи за пользование ресурсами, налог на прибыль (подоходный налог) предприятий, подоходный налог с физических лиц, налоги для образования дорожных фондов, гербовый сбор, государственная пошлина, налог с имущества, переходящего в порядке дарения и наследования;

2) республиканские налоги. К налогам краев, областей и автономных образований относятся: республиканские платежи за пользование природными ресурсами, налог на имущество предприятий, лесной доход, плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем;

3) местные налоги. Они включают: налог на имущество физических лиц; налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне; курортный налог, земельный налог; сбор за право торговли; целевые сборы с населения и предприятий и предприятий всех организационно-правовых форм на содержание милиции, на благоустройство и другие цели; регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью; другие виды местных налогов (на благоустройство территории, содержание муниципальной милиции, детских садов, на помощь школам, социальную поддержку населения и др.).

Современная налоговая система Российской Федерации определяет конкретные методы построения и взимания налогов, устанавливает порядок налогообложения через соответствующие элементы налога. К элементам относятся:

1) субъект налога, или налогоплательщик. Им является лицо, на которое законом возложена обязанность платить налог. Однако через рыночный механизм налоговое бремя может быть переложено на другое лицо – носителя налога;

2) носитель налога. им является лицо, которое фактически уплачивает налог;

3) объект налога. К нему относится доход или имущество, с которого начисляется налог (заработная плата, прибыль, ценные бумаги, недвижимость и др.);

4) источник налога. им является доход, за счет которого уплачивается налог;

5) ставка налога. Она представляет величину налога на единицу обложения (денежная единица доходов, единица земельной площади, единица измерения товара и т.д.)

Результатом работы по реформированию налоговой системы Российской Федерации в последние годы стало принятие двух федеральных законодательных актов – части второй Налогового кодекса РФ от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ и Федерального закона от 5 августа 2000 г. № 188-ФЗ “О введение в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах”. Положения, регулирующие вопросы налогообложения доходов физических лиц в Российской Федерации, содержаться в гл.23 НК РФ.

С 2001 г. в Российской Федерации введена совершенно новая система налогообложения доходов физических лиц, которая в значительной степени отличается от действующей в настоящее время. При этом отличие состоит не столько в новом названии, сколько в самой концепции налогообложения физических лиц.

Основными чертами новой системы налогообложения являются:

– отказ от прогрессивной ставки налога и введения единой минимальной налоговой ставки в размере 13% для большей части доходов физических лиц;

– значительное расширение применимых налоговых льгот и вычетов;

– внесение изменений в определение налогооблагаемой базы.

С 1 января 2001 года введен единый социальный налог. Проанализируем его особенности. Если индивидуальный предприниматель [под индивидуальными предпринимателями понимаются также частные нотариусы, частные охранники и частные детективы] или адвокат пригласил к себе на работу сотрудников, то он платит социальный налог сам (как отдельный хозяйствующий субъект) по одной регрессивной налоговой шкале в соответствии с п.3 ст. 241 НК РФ и платит еще как работодатель по другой регрессивной шкале в соответствии с п.1 ст. 241 НК РФ.

Для исчисления налоговой базы суммируются любые доходы, начисленные работодателями своим работникам в денежной или натуральной форме, в виде представленных работникам материальных, социальных или иных благ или в виде иной материальной выгоды, за исключением доходов, не подлежащих налогообложению.

Налоговая база определяется отдельно по каждому работнику. Она представляет собой суммирование выплаты ему за каждый истекший месяц нарастающим итогам.

В законе установлены ограничения на применение регрессивной шкалы налога. Для того чтобы определить, имеет ли данная организация право воспользоваться регрессивной шкалой, необходимо вычислить налоговую базу в среднем на одного работника в предыдущем налоговым периоде, то есть за предыдущий календарный год.

Если в организации работают не более 30 человек, то при расчете не принимаются во внимание 30% работников, имеющих наибольшие по размеру доходы.

Если в организации количество работников превышает 30 человек, то при расчете средней налоговой базы не учитываются 10% работников, имеющих наибольшие по размеру доходы.

Социальный налог в отношении каждого работника исчисляется в день начисления ему дохода, а при использовании банковских счетов для расчетов с работниками по заработной плате – в день списания денежных средств с расчетного счета организации для перечисления их на личные счета работников.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Типы налоговой политики и их краткая характеристика

Главный субъект налоговой политики — государство. Методологиче­ским условием и предпосылкой выявления сущности налоговой поли­тики выступают налоговые отношения, а их основой — отношения меж­ду государством и хозяйствующими субъектами (налогоплательщиками) по поводу формирования финансовых ресурсов государства.

Первый тип — это политика максимальных налогов. Она осущест­вляется через налоговый механизм, который включает планирование на­логов, организацию взимания налогов, стимулирование взимания на­логов, налоговый контроль. При этом уготовлена «налоговая ловушка», когда повышение налогов не сопровождается приростом государствен­ных доходов. Определение предельной границы ставок налогов, пошлин, сборов зависит от множества факторов в каждом конкретном случае. По оценке зарубежных ученых, предельная ставка составляет 50 %.

Рис. 4. Типы налоговой политики

Такая политика проводится государством в определенные момен­ты развития. Подобная политика имела место в Российской Федерации в 1992 г. Вместе с тем предпосылок для ее проведения не существовало, в силу чего она привела к негативным последствиям: фискальному под­ходу к налогообложению; высокому уровню налогообложения; большому количеству налогов, сборов и пошлин; нестабильности налоговой систе­мы; сложности методики исчисления налогов; неоправданно широким правам налоговых органов; нечеткости законов в области налогообложе­ния; нечеткому разграничению полномочий между центральными, ре­гиональными и местными органами власти в области налогообложения; неурегулированности законодательно вопроса о налоговом контроле; от­сутствию четкого определения экономических стимулов, ориентирующих налогоплательщиков на уплату налогов в полном объеме и др.

Второй тип — это политика оптимальных налогов, которая спо­собствует развитию предпринимательства и малого бизнеса, обеспечи­вая им благоприятный налоговый климат. Но максимальное выведение предпринимательства из-под налогообложения ведет к ограничению со­циальных программ, поскольку государственные доходы сокращаются.

Тр е т и й т и п — это налоговая политика, предусматривающая до­вольно высокий уровень обложения, но при значительной государствен­ной социальной защите, когда доходы бюджета направляются на увели­чение различных социальных фондов.

Для осуществления налоговой политики государство использует всю совокупность элементов налогового механизма. При эффективной эко­номике названные типы налоговой политики, как правило, успешно со­четаются. Для Республики Беларусь характерен первый тип налоговой политики в сочетании с третьим.

При разработке налоговой политики необходимо учитывать пози­ции всех сторон налоговых отношений. С одной стороны, это стремле­ние субъектов экономики к минимизации налогов, с другой — интере­сы государства, которые исходят из необходимости полной реализации своих функций.

Научный подход к выработке налоговой политики предполагает ее со­ответствие закономерностям общественного развития, постоянный учет выводов финансовой теории, специфических особенностей конкретных исторических условий, мирового опыта и других факторов. В зависимо­сти от конкретной научной концепции государство выстраивает свою на­логовую политику.

Начиная с 1980-х гг. в связи со снижением доли государственного сек­тора в экономике развитых государств и уменьшением экономической роли государства (сокращением его прямого вмешательства в экономи­ку в основном через снижение государственных расходов) налоговая по­литика наряду с выполнением регулирующих функций стала средством обеспечения бездефицитности бюджета. В условиях развитой экономики эта цель достигается посредством не усиления налогового бремени, кото­рое ложится на производителей и физических лиц, а путем расширения налоговой базы и сокращения государственных расходов на фоне широ­комасштабного и целенаправленного снижения налогов.

На нынешнем этапе развития государства основными задачами в про­цессе реализации налоговой политики являются:

? соответствие экономическим законам;

? налоговая поддержка решений, содействующих ускорению рыноч­ных реформ, и макроэкономическая стабилизация;

? определение налогооблагаемой базы и источников мобилизации финансовых ресурсов, их состава, структуры, возможных резервов роста.

С точки зрения налоговой политики оптимальной будет такая систе­ма налогообложения, которая, соответствуя основным принципам нало­гообложения и мобилизуя необходимую сумму налоговых поступлений, обеспечивает минимальное избыточное налоговое бремя.

Ссылка на основную публикацию