Виды налогов в рб - Kapital124.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Виды налогов в рб

Законодательство Беларуси

База данных “Законодательство Беларуси” содержит законы, кодексы, постановления, указы, правила, инструкции и другие документы на русском языке.

Налоговая система Республики Беларусь

Общие сведения

Особенностью налогового законодательства Республики Беларусь является то обстоятельство, что Налоговый кодекс состоит из двух частей ( общей и особенной ), принятых с большим временным промежутком.
Общая часть, приятая 19.12.2002 года, гласит, что налоговое законодательство состоит из:

  • Налогового кодекса
  • соответствующих ему законов
  • международных договоров
  • актов Президента и Правительства
  • акты органов государственной власти и местного самоуправления.

Общая часть устанавливает общую систему налогов, вводит, изменяет, прекращает на территории страны их действие, дает определения основных терминов и понятий, регламентирует все общие вопросы налогообложения.

Особенная часть , принятая 29.12.2009 года, содержит детальное описание всех налогов, различных налоговых режимов, действующих в стране.

Все налоги в Беларуси делятся на: республиканские и местные

Республиканские налоги

Налог на добавленную стоимость. Плательщики – организации и предприниматели, а при импорте некоторых товаров также и физлица. Объект – реализационные обороты по некоторым видам товаров, работ и услуг, а также импорт. Налоговая база – денежные и иные поступления от реализации этих работ, услуг и товаров. Минимальная ставка равняется десяти процентам.

Акцизы. Плательщиками являются производители и импортеры подакцизных товаров. К подакцизным традиционно отнесены спиртосодержащая и табачная продукция, некоторые виды топлива и топливных масел, средства дезинфекции и бытовой химии. Ставки зависят от вида продукции и устанавливаются как в твердой сумме, так и в процентном соотношении к его стоимости.

Налог на прибыль. Плательщики – организации. Объект – валовая прибыль, база – разница между доходами и расходами в определенном периоде. Общая ставка равна восемнадцати процентам, льготные ставки установлены для наукоемких отраслей и производителей высокотехнологичных товаров.

Налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельности на территории республики через постоянное представительство. Налоговая база – прибыль за минусом подтвержденных расходов. Ставка зависит от вида осуществляемой деятельности и варьируется от шести до пятнадцати процентов.

Подоходный налог с физических лиц. Общая ставка равна тринадцати процентам. Льготная ставка в девять процентов установлена для работников, получающих доходы от резидентов и нерезидентов Парка высоких технологий. Ставка для предпринимателей и нотариусов равна шестнадцати процентам, выигрыши облагаются четырехпроцентной ставкой.

Налог на недвижимость. Плательщики – собственники и законные владельцы недвижимого имущества. Налоговая база определяется исходя из остаточной балансовой стоимости имущества или данных его оценки. Ставка варьируется от 0.1 до одного процента в зависимости от вида имущества и наименования плательщика.

Земельный налог. Плательщики – собственники и законные владельцы земельных участков. База – кадастровая стоимость земли. Ставки различны для земель разных категорий.

Экологический налог. Плательщики – лица, осуществляющие вредные выбросы в окружающую среду, а также захоронение отходов. База – объемы таких выбросов. Ставка зависит от вида вредного воздействия.

Налог на добычу (изъятие) природных ресурсов. Плательщики – все лица, осуществляющие такую добычу, кроме государственных организаций. База – объем добычи. Ставка устанавливается в зависимости от вида полезного ископаемого.

Сбор за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государствпо автомобильным дорогам общего пользования. Ставка зависит от вида транспорта и его массы. Облагается транспорт массой свыше пяти тонн.

Оффшорный сбор. Плательщики – резиденты. Объект – перечисление денежных средств в оффшорную зону и исполнение иных (неденежных) обязательств перед нерезидентом, имеющим регистрацию в оффшоре. База – стоимость перечисления либо цена договора. Ставка – пятнадцать процентов.

Гербовый сбор. Объект – операции с векселями. База – сумма векселя. Ставка по прямо предусмотренным законом случаям разнится от пятнадцати до двадцати пяти процентов в зависимости от вида операции, а также сторон сделки. В случаях, прямо законом не оговоренных, ставка сбора составляет 0.1 процента.

Консульский сбор, государственная пошлина, патентные пошлины. Объект – различные юридически значимые действия, осуществляемые по обращениям граждан и юрлиц соответственно: дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями республики, различными уполномоченными госучреждениями, государственным учреждением “Национальный центр интеллектуальной собственности”. Ставки зависят от вида истребуемого действия.

Также имеется ряд сборов и пошлин, отнесенных Налоговым кодексом РБ к налоговым платежам, ставки и порядок взимания которых регулируются иными нормативными актами.
К таким сборам относятся:

  • таможенные пошлины и сборы (устанавливаются указами Президента РБ)
  • утилизационный сбор (установлен указом Президента РБ от 04.02.2014 года)
  • сбор на финансирование государственных расходов (установлен декретом Президента РФ от 02.04.2015 года “О предупреждении социального иждивенчества”).

Местные налоги и сборы

Налог за владение собаками. Плательщики – собственники животных. Объект – собаки старше трехмесячного возраста. Ставка рассчитывается, исходя из роста собаки.

Курортный сбор. Плательщики – физические лица. Объект – факт нахождения в оздоровительных учреждениях. База – цена оказанных услуг или путевки. Ставки различны, но не могут быть больше пяти процентов.

Сбор с заготовителей. Плательщики – лица, осуществляющие сбор и заготовку грибов, растений, другого сырья с целью их дальнейшей промышленной переработки и реализации. База – стоимость заготовленного, ставка может быть не выше пяти процентов.

Особые налоговые режимы

На территории республики предусмотрено действие большого количества специальных налоговых режимов, к коим относятся:

  • упрощенная система налогообложения
  • единые налоги: с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, для производителей сельскохозяйственной продукции
  • налог на игорный бизнес
  • налог на осуществление лотерейной деятельности
  • сбор за осуществление: ремесленной деятельности, деятельности в области агроэкотуризма
  • единый налог на вмененный доход

Данные режимы упрощают налогообложение для определенных сфер деятельности, как правило, заменяют полностью или частично несколько налогов в разных сочетаниях.

Заключение

Оценивая налоговую систему Беларуси, необходимо отметить, что ее основной налоговый закон является современным, понятным, подробным. Наблюдается тенденция к стимулированию развития отраслей, занимающихся деятельностью в области высоких технологий, а также производителей сельскохозяйственной продукции. Осуществляется это путем предоставления данным категориям налогоплательщиков льгот и преференций.

Законодательством тщательно проработано большое по сравнению с другими странами СНГ количество специальных упрощенных налоговых режимов, что благотворно сказывается на развитии малого и среднего бизнеса.

Налоговые ставки по основным налогам (подоходному, НДС, на прибыль) являются весьма либеральными. Однако общее количество налогов в стране является немалым.

Даже при весьма общем анализе основных положений налогового законодательства особенно бросается в глаза то обстоятельство, что чрезмерным является количество налогов, собираемых с физических лиц. Помимо традиционных налогов наличествуют и такие, которых нет более ни в одном государстве СНГ: налог с владельцев собак, сбор на финансирование государственных расходов, курортный сбор.

Оценить, хорошо это или плохо, сложно. При условии финансовой стабильности и высокого уровня доходов населения наличие данных налогов положительно сказывается на интересах государства, поскольку при невысоких ставках для налогоплательщиков эти сборы и налоги не являются слишком обременительными. Но если уровень доходов населения невысок, то взимание, помимо основных, и таких второстепенных сборов, не представляется справедливым и правильным.

Статья подготовлена специалистами ООО “СоюзПравоИнформ”.

© СоюзПравоИнформ. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Налоги и системы налогообложения в Беларуси

Налоги 2018 в РБ

Налогообложение в 2018 году осталось таким же, как и в 2017, принципиальных изменений для бизнеса пока не произошло.

Обратите внимание: с 1 января 2016 года вступил в силу новый Общегосударственный классификатор «Виды экономической деятельности». Коды видов экономической деятельности значительно изменились! Так оптовая торговля теперь относится к 46 коду, а розничная торговля – к 47 коду. Строительство классифицируется по кодам от 41 до 43. Ремонт компьютеров отнесен к 95 коду и т.д.

При подготовке отчетов в налоговую инспекцию за прошедший квартал необходимо подготовить сопроводительное письмо об изменении кода вида деятельности. Эта информация касается абсолютно всех видов деятельности!

ИМНС по Центральному району г.Минска
Данные заявителя

О классификации вида деятельности
В связи с вступлением в силу Постановления Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 08.10.2015 №48
«О внесении изменений в общегосударственные классификаторы Республики Беларусь» код деятельности 74119 Прочая деятельность в области права изменен на 69109 Прочая деятельность в области права.
Директор Подпись

Системы налогообложения предприятий Беларуси в 2018 году

В 2018 году принципиальных изменений в системе налогообложения пока не произошло. Основные ставки налогов остались на уровне предыдущего года.

Какие налоги платят предприятия в Беларуси? Каковы размеры налогов на бизнес в РБ? Какую систему налогообложения выбрать, упрощенную или общую? Если кратко, то существует общий порядок исчисления налогов и две упрощенные системы налогообложения (без выделения НДС и с выделением НДС). Доходы физических лиц облагаются по ставкам подоходного налога

Общая система налогообложения

Юридические лица, зарегистрированные на территории РБ, при общей системе налогообложения уплачивают следующие налоги, сборы и иные обязательные платежи

  • налог на добавленную стоимость – НДС, ставка 20% от оборота по реализации товаров, работ или услуг
  • налог на прибыль, ставка 18 % от налогооблагаемой прибыли
  • страховые взносы на обязательное социальное страхование наёмных работников, соцстрах, ставка 34% от фонда оплаты труда
  • обязательное страхование от несчастных случаев на производстве, ставка 0,6% от фонда оплаты труда
  • кроме того если это требует законодательство РБ
    • налог на недвижимость
    • земельный налог
    • акцизы
    • экологический налог
    • налог за добычу (изъятие) природных ресурсов
    • оффшорный сбор
    • гербовый сбор
    • другие налоги
Читайте также:  Срок уплаты енвд

Упрощенные системы налогообложения

Две упрощенные системы налогообложения применимы для малого бизнеса. В таблице приведен пример расчета налогов при различных системах налогообложения. Пример можно рассматривать лишь как юридическую консультацию. Он не учитывает всех тонкостей исчисления налогов в РБ, но дает представление о системах налогообложения в Беларуси. Пример приведен для оценки систем налогообложения в РБ и показывает принципы исчисления налогов в Беларуси.

Сравнительная таблица систем налогообложения в 2018 году

Системы налогообложенияДанные для расчета, например в долларахУпрощенная система налогообложения “без НДС” (5 % с выручки)Упрощенная система налогообложения “с НДС” (3 % с выручки + НДС 20%)Общая система налогообложения (НДС 20% + налог на прибыль 18%)
1. Выручка от реализации1 2001 2001 2001 200
2. Затраты Всего (п.п. 2.1-2.5.)869,2869,2786 т.к. без НДС к расчету786 т.к. без НДС к расчету
2.1 Сырье и материалы400400333 т.к. без НДС к расчету333 т.к. без НДС к расчету
2.2 Аренда и коммунальные10010083 т.к. без НДС к расчету83 т.к. без НДС к расчету
2.3 Зарплата200200200200
2.4 Отчисления в ФСЗН 34% и БГС 0,6%69,269,269,269,2
2.5 Прочие затраты100100100100
3. Прибыль271184214
4. Налоги всего (с учетом платежей в ФОТ)60147155
4.1 НДС200200
4.2 Зачет НДС8383
4.3 НДС к уплате117117
4.4 Налоги при “упрощенке”6030
4.5 Налог на прибыль39
5. Прибыль после налогов271184176
6. Удельный вес всех налогов в выручке5%12,22%12,93%

Не вправе применять упрощенную систему организации:

  1. производящие подакцизные товары
  2. реализующие (в том числе по договорам поручения, комиссии, консигнации и иным аналогичным договорам) ювелирные изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней (включая сдачу указанных изделий ломбардами в Государственное хранилище ценностей Министерства финансов Республики Беларусь)
  3. реализующие имущественные права на средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ или услуг (фирменные наименования, товарные знаки и знаки обслуживания, географические указания и другое)
  4. осуществляющие:
    1. лотерейную деятельность
    2. профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг
    3. деятельность в рамках простого товарищества и (или) хозяйственной группы, холдинга
    4. деятельность в качестве резидентов свободных экономических зон, специального туристско-рекреационного парка «Августовский канал», Парка высоких технологий, Китайско-Белорусского индустриального парка
    5. деятельность по организации и проведению электронных интерактивных игр
    6. риэлтерскую деятельность
    7. страховую деятельность (страховые организации, в том числе общества взаимного страхования, объединения страховщиков), посредническую деятельность по страхованию
    8. банковскую деятельность (банки)
    9. деятельность в сфере игорного бизнеса
  5. организации, производящие на территории Республики Беларусь сельскохозяйственную продукцию и уплачивающие единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции

Адвокаты Минской городской коллегии адвокатов, осуществляющие деятельность индивидуально , Минск, Республика Беларусь – Налоги и системы налогообложения в Беларуси
220004, Республика Беларусь, г. Минск, улица Максима Танка, дом 20, комната 340, телефон +375 (29) 639-34-37, +375 (29) 630-56-07, +375 (17) 203-58-31

Виды налогов в рб

Система налогов представляет собой основанную на предусмотренных налоговым законодательством принципах совокупность установленных законом налогов и сборов, взимаемых в бюджетную систему Республики Беларусь. Для Беларуси характерна двухуровневая система налогов: 1) республиканские налоги и сборы; 2) местные налоги и сборы. Следовательно, такая структура системы налогов соответствует организации бюджета Республики Беларусь, имеющего две самостоятельные части. Однако следует отметить, что принцип направления сумм налога, сбора или пошлины в бюджет соответствующего уровня не является определяющим при построении налоговой системы. Вопросы зачисления сумм налоговых платежей в бюджеты вообще не являются предметом регулирования Налогового кодекса и подлежат определению бюджетным законодательством Республики Беларусь.

По степени компетенции органов власти различных уровней в отношении вопросов, связанных с установлением и введением налогов, выделяют общегосударственные и местные налоги.

Общегосударственные (республиканские) налогиустанавливаются в законодательном порядке Парламентом или Президентом Республики Беларусь, действуют на всей территории и подлежат зачислению в бюджеты различных уровней. По действующему законодательству к ним относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на прибыль; налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство; подоходный налог с физических лиц; налог на недвижимость; земельный налог; экологический налог; налог за добычу (изъятие) природных ресурсов; сбор за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь; оффшорный сбор; гербовый сбор; консульский сбор; государственная пошлина; патентные пошлины; таможенные пошлины и таможенные сборы.

Местныеналоги устанавливаются решениями местных Советов депутатов в соответствии с законом (Закон о республиканском бюджете на очередной бюджетный год), который определяет перечень данных платежей и правовые основы их взимания, действуют на территории соответствующих административно-территориальных единиц и полностью зачисляются в местные бюджеты. С момента вступления Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь в силу перечень местных налогов определяется ст. 9 НК: налог за владение собаками; курортный сбор; сбор с заготовителей.

По способу взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные.

Прямыеналоги устанавливаются на доходы и имущество плательщиков, при этом юридический и фактический плательщики совпадают. Принципиально важно, что в процессе взимания прямых налогов между государством и плательщиками налогов устанавливаются прямые денежные отношения. Примерами таких налогов являются подоходный налог с физических лиц, налоги на доходы и прибыль, налог на недвижимость.

Косвенныеналоги включаются в отпускную цену товаров (работ, услуг) в виде надбавки. Здесь фактическим плательщиком является потребитель товаров (работ, услуг), а юридическая обязанность внесения их в бюджет возлагается на продавца. Такими налогами являются, например, акцизы, налог на добавленную стоимость. При косвенном налогообложении юридическим плательщиком выступает продавец товаров (работ, услуг), являющийся посредником между государством и потребителем товаров (работ, услуг). Потребитель, в свою очередь, представляет собой реального плательщика – носителя налога.

В свою очередь прямые налоги подразделяются на реальные и личные.

Реальныеналоги – налоги, уплачиваемые с предполагаемого среднего дохода, размер которого отражает потенциальные (предполагаемые) результаты финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика (единый налог с индивидуальных предпринимателей, налог на игорный бизнес). При взимании реальных налогов финансовое состояние налогоплательщика не принимается во внимание, а в расчет берется только непосредственно объект налогообложения.

Личныеналоги – налоги, уплачиваемые с действительно полученного дохода, учитывающие фактическую платежеспособность налогоплательщика (подоходный налог с граждан, налог на прибыль с организаций).

По субъекту уплаты выделяют следующие виды налогов: налоги с физических лиц(подоходный налог с физических лиц); налоги с юридических лиц(налог на прибыль, налог на игорный бизнес, налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности); смешанные налоги,которые уплачивают как организации, так и физические лица (налог на недвижимость, земельный налог).

Классификация налогов по субъектам налогообложения важна не столько с точки их индивидуальных особенностей, сколько с позиций оценки их роли и значения в системе налогообложения. Структура налоговой системы Республики Беларусь с количественной стороны свидетельствует о преобладании в ней налоговых платежей, уплачиваемых организациями, что объясняется рядом причин: низким уровнем доходов большинства граждан страны; в структуре населения страны высокий уровень занимают лица предпенсионного и пенсионного возраста, доходы которых объективно ниже остальной части населения; направленность граждан, получающих высокие доходы, на оптимизацию той части, которая поступает в бюджет.

В зависимости от характера использования налоги могут быть общего назначения и целевые.

Налоги общего назначения (абстрактные налоги) используются на общие цели без конкретизации мероприятий или затрат, на которые они расходуются. Такими являются, как правило, основополагающие налоги, взимаемые на территории определенного государства (налог на прибыль, подоходный налог, налог на недвижимость).

Целевые(специальные) налоги используются для финансирования конкретных мероприятий и зачисляются, как правило, в соответствующие государственные целевые бюджетные или внебюджетные фонды. В Республике Беларусь распространена практика применения целевых налоговых платежей, посредством которых формируются доходы государственных целевых бюджетных фондов (республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, республиканский дорожный фонд и др.).

В зависимости от источника уплаты различают налоги, уплачиваемые с заработной платы (взносы в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты аселения Республики Беларусь), дохода (прибыли) (подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль с организаций), а также относящиеся на себестоимость(экологический налог, земельный налог). Классификация налогов по источникам их уплаты распространяется преимущественно на налоги, уплачиваемые организациями и позволяет с налоговой точки зрения определить эффективность работы предприятия.

По субъекту исчисления налоги подразделяются на окладные и неокладные.

При окладных налогах их сумма устанавливается для каждого отдельного налогоплательщика налоговым органом, и обязанность их уплаты возникает только после получения плательщиком от данного органа соответствующего распоряжения (налогового сообщения) с указанием исчисленной суммы налога. К числу таких налогов относятся земельный налог и налог на недвижимость с физических лиц.

Неокладныеналоги исчисляются и уплачиваются налогоплательщиком самостоятельно. Налоговые органы осуществляют лишь контроль за правильностью исчисления налога и своевременностью его уплаты. К числу неокладных налогов относят налог на прибыль с организаций, налог на добавленную стоимость, земельный налог с организаций.

В зависимости от метода установления налоговых ставок можно выделить налоги с твердыми (специфическими) ставками (налоги, величина ставки которых устанавливается в абсолютной, твердой денежной сумме на единицу измерения налоговой базы) и налоги с процентными (адвалорными) ставками (налоги, величина ставки которых устанавливается в процентах от стоимостной оценки объекта налогообложения (налоговой базы).

В историческом аспекте можно говорить о делении налогов в зависимости от формы уплаты на натуральные и денежные. Натуральные налоги уплачиваются в неденежной форме (пример – продналог), а денежные – в форме отчуждения денежных средств.

Виды налогов в рб

На территории Республики Беларусь установлены и действуют две группы налогов – республиканские и местные. Такая структура налогов позволяет говорить об установлении в Республике Беларусь двухуровневой системы, соответствующей бюджетному устройству государства.

Республиканскими признаются налоги, установленные законодательными актами и обязательные к уплате на всей территории Республики Беларусь.

Республиканские налоги могут выступать в качестве регулирующих доходных источников бюджета, т.е. часть таких налоговых поступлений может передаваться на местный уровень.

Местными признаются налоги, устанавливаемые нормативными правовыми актами местных Советов депутатов и обязательные на соответствующих территориях.[17]

Краткая характеристика основных действующих налогов и сборов, уплачиваемых в бюджет Республики Беларусь в 2010 году представлена в таблице (ПРИЛОЖЕНИЕ В, таблица В).

К республиканским налогам относятся:

· налог на добавленную стоимость. Налог на добавленную стоимость взимается по следующим ставкам:

Ш 0 процентов: товары, помещенные под таможенную процедуру экспорта, а также вывезенные в государства-члены таможенного союза; работы (услуги) по сопровождению, погрузке, перегрузке и иные подобные работы (услуги), непосредственно связанные с реализацией экспортируемых товаров; экспортируемые транспортные услуги, включая транзитные перевозки, а также экспортируемые работы по производству товаров из давальческого сырья (материалов); работы (услуги) по ремонту, модернизации, переоборудованию воздушных судов и их двигателей, единиц железнодорожного подвижного состава, выполняемые для иностранных организаций или физических лиц.

Ш 10 процентов: при реализации производимой на территории Республики Беларусь продукции растениеводства (за исключением цветоводства, выращивания декоративных растений), пчеловодства, животноводства (за исключением производства пушнины) и рыбоводства; при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь и (или) реализации продовольственных товаров и товаров для детей, включенных в перечень, утвержденный Президентом Республики Беларусь.

Ш 20 процентов: реализация и ввоз на таможенную территорию Республики Беларусь других товаров и услуг, по которым не применяются ставки налога в размере ноль (0) и десять (10) процентов.

Имеется ряд товаров (работ, услуг), обороты по реализации которых на территории Республики Беларусь не облагаются НДС, в том числе: лекарственные средства, медицинская техника, приборы и оборудование медицинского назначения; ветеринарные и медицинские услуги по перечням, утвержденным Президентом Республики Беларусь; услуги по содержанию детей в детских дошкольных учреждениях, обучению детей и подростков в кружках, секциях и студиях, музыкальных школах и специализированных учебно-спортивных учреждениях; услуги в сфере образования, связанные с образовательным процессом; услуги в сфере культуры и искусства по перечню, утвержденному Президентом Республики Беларусь; банковские и страховые услуги; услуги учреждений связи, оказываемые физическим лицам.

· акцизы. Акцизами облагаются: алкогольная продукция,

пиво, пивной коктейль, табачные изделия, микроавтобусы и легковые автомобили, в том числе переоборудованные в грузовые; бензины автомобильные, дизельное топливо и биодизельное топливо, судовое топливо, газ углеводородный сжиженный и газ природный топливный компримированный, используемые в качестве автомобильного топлива;

масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей.

Ставки акцизов устанавливаются в белорусских рублях в расчете на физическую единицу измерения объема облагаемого акцизом товара, ставки акцизов устанавливаются Президентом Республики Беларусь).

· налог на прибыль. Налогооблагаемая прибыль определяется как общая сумма прибыли от реализации товаров (работ, услуг), иных ценностей (включая основные средства, товарно-материальные ценности, нематериальные активы, ценные бумаги), имущественных прав и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Ставка налога на прибыль составляет 24 процента.

· налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство. Налогом на доходы облагаются доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Республике Беларусь через постоянное представительство. Ставки налога составляют по:

Ш плате за перевозку, фрахт в связи с осуществлением международных перевозок, а также за оказание транспортно-экспедиционных услуг – 6 процентов;

Ш по доходам от долговых обязательств любого вида независимо от способа их оформления – 10 процентов;

Ш дивидендам и доходам от реализации долей в уставном фонде (паев, акций) организаций, находящихся на территории Республики Беларусь, либо их части – 12 процентов;

Ш другим доходам – 15 процентов.

· подоходный налог с физических лиц. Подоходным налогом облагается доход физических лиц, полученный в течение календарного года: физическими лицами, признаваемыми налоговыми резидентами Республики Беларусь – от источников в РБ и (или) за ее пределами; физическими лицами, не признаваемыми налоговыми резидентами Республики Беларусь – от источников в РБ. Подоходный налог с физических лиц взимается по ставке 12 процентов.

· налог на недвижимость. Годовая ставка налога на недвижимость:

Ш для организаций устанавливается в размере 1 процента;

Ш для физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей – в размере 0,1 процента;

Ш для организаций, имеющих объекты сверхнормативного незавершенного строительства и осуществляющих строительство новых объектов, устанавливается в размере 2 процентов.

Налогом не облагаются здания и сооружения социально-культурного назначения, здания и сооружения организаций, принадлежащих обществам инвалидов, здания и сооружения, предназначенные для охраны окружающей среды и улучшения экологической обстановки, жилые помещения в многоквартирных домах, принадлежащие физическим лицам на праве собственности, здания и строения (за исключением предназначенных и (или) используемых в установленном порядке для осуществления предпринимательской деятельности), принадлежащие пенсионерам и инвалидам и т.п.

· земельный налог. Земельным налогом облагаются земельные участки, находящиеся в собственности, пожизненном наследуемом владении или временном пользовании. Земельный налог рассчитывается исходя из кадастровой стоимости земельного участка.

· экологический налог. Экологическим налогом облагаются объемы:

выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду, отходов производства, подлежащих хранению, захоронению, озоноразрушающих веществ, ввозимых на территорию Республики Беларусь, в том числе содержащихся в продукции. Ставки экологического налога установлены в зависимости от объекта налогообложения.

· налог за добычу (изъятие) природных ресурсов. Налогом за добычу (изъятие) природных ресурсов облагается фактический объем добываемых (изымаемых) конкретных видов природных ресурсов согласно установленному Налоговым кодексом перечню. Ставки налога за добычу (изъятие) природных ресурсов установлены в зависимости от видов природных ресурсов.

· сбор при ввозе на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ.

· сбор за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь.

· сбор за выдачу разрешений на проезд автомобильных транспортных средств Республики Беларусь по территориям иностранных государств.

· таможенные пошлины и таможенные сборы.

Местные налоги и сборы вправе вводить на территории соответствующих административно-территориальных единиц областные, Минский городской Советы депутатов, Советы депутатов базового территориального уровня. Перечень местных налогов и сборов, которые вправе вводить местные Советы депутатов, установлен Налоговым кодексом Республики Беларусь. Это:

· налог за владение собаками (ставки налога за владение собаками устанавливаются в зависимости от высоты собак в холке от 0,5 (17,5 тыс. рублей) до 1,5 (52,5 тыс. рублей) базовых величин в месяц);

· сбор с заготовителей (налоговые ставки не могут превышать 5 процентов стоимости заготовленной продукции (грибы, ягоды и т.п.);

· курортный сбор (налоговые ставки не могут превышать 3 процентов стоимости курортной путевки);

· налог на услуги;

· сбор на развитие территорий.

При введении местных налогов и сборов местные Советы депутатов в соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь определяют плательщиков, объекты налогообложения, размеры налоговых ставок, налоговый период, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты местных налогов и сборов, а также сроки представления в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов) по местным налогам и сборам.

Местные Советы депутатов в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь могут устанавливать налоговые льготы по местным налогам и сборам.

В Республике Беларусь для отдельных категорий плательщиков (малые предприятия, индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную торговлю (выполняющие работы, оказывающие услуги населению), сельскохозяйственные организации и некоторые другие) предусмотрены особые режимы налогообложения, применение которых заменяет собой уплату ряда основных налоговых платежей.

К особым режимам налогообложения относятся:

· единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции;

· единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц;

· налог при упрощенной системе налогообложения;

· налог на игорный бизнес;

· налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности;

· налог на доходы от проведения электронных интерактивных игр;

· сбор за осуществление ремесленной деятельности;

· сбор за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма.[10]

Для анализа эффективности налоговой системы Республики Беларусь следует рассмотреть структуру доходов консолидированного бюджета за 2009-2010 гг.

Основными доходными источниками остаются налог на добавленную стоимость, доходы от внешнеэкономической деятельности, налог на прибыль и акцизы, поступления по которым возросли по сравнению с январем-июнем 2009 года. Наиболее значительно увеличились поступления налога на добавленную стоимость – на 18,1%, налога на прибыль – на 17,7%, акцизов – на 15,5% в реальном выражении.

Доля НДС, налога на прибыль, акцизов, налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности в доходах консолидированного бюджета составила 65,2%. При этом 31,8% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость, 13,3% – налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности. [26]

Динамика структуры доходов консолидированного бюджета за январь- июнь 2009- 2010 гг. представлена в таблице.(ПРИЛОЖЕНИЕ Г, таблица Г)

В первом полугодии 2010 г. консолидированный бюджет Беларуси был исполнен на 71,7% за счет платежей (15,8 трлн. руб.), контролируемых налоговыми органами. То есть с точки зрения бюджета налоговая система Беларуси выполняет свою функцию. [25]

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в Республике Беларусь имеются свои особенности налогообложения. В текущем 2010 году была изменена структура республиканских и местных налогов, изменены ставки по основным видам налогов, некоторые налоги были отменены с 2010года. Это свидете6льствует о снижении налоговой нагрузки в нашей стране и является положительной тенденцией в развитии налоговой системы нашего государства.

Налоговая система в Республике Беларусь в 2019 году

Одним из самых частных вопросов, которые задают нам клиенты при открытии компаний, звучит так «Какие налоги платят предприятия в Беларуси?». В этой статье мы постараемся дать Вам полное представление о налоговом бремени организаций и рассказать об основных нормах налогового законодательства.

Общая система налогообложения

Юридические лица, зарегистрированные на территории РБ, при общей системе налогообложения уплачивают следующие налоги, сборы и иные обязательные платежи:

  • налог на добавленную стоимость – НДС, ставка 20% от оборота по реализации товаров, работ или услуг;
  • налог на прибыль, ставка 18 % от налогооблагаемой прибыли;
  • страховые взносы на обязательное социальное страхование наёмных работников, соцстрах, ставка 34% от фонда оплаты труда;
  • обязательное страхование от несчастных случаев на производстве, ставка 0,6% от фонда оплаты труда.

Кроме того, если это требует законодательство РБ:

  • налог на недвижимость;
  • земельный налог;
  • акцизы;
  • экологический налог;
  • налог за добычу (изъятие) природных ресурсов;
  • оффшорный сбор;
  • гербовый сбор;
  • другие налоги.

Местные налоги и сборы

Давайте рассмотрим что же в себя включают местные налоги в Республике Беларусь.

Налог за владение собаками

Плательщики – собственники животных. Объект – собаки старше трехмесячного возраста. Ставка рассчитывается, исходя из роста собаки.

Курортный сбор

Плательщики – физические лица. Объект – факт нахождения в оздоровительных учреждениях. База – цена оказанных услуг или путевки. Ставки различны, но не могут быть больше пяти процентов.

Сбор с заготовителей

Плательщики – лица, осуществляющие сбор и заготовку грибов, растений, другого сырья с целью их дальнейшей промышленной переработки и реализации. База – стоимость заготовленного, ставка может быть не выше пяти процентов.

Республиканские налоги

Республиканские налоги – это основные налоги, формирующие государственный бюджет Белорусской Республики. Смотрите ниже детальное описание каждого налога.

Налог на прибыль

При расчете валовой прибыли учитываются затраты по производству и реализации продукции, а также внереализационные расходы.

Налоговый кодекс Республики Беларусь устанавливает следующие ставки налога на прибыль:

  • 24% – основная ставка налога;
  • 10% -для организаций, осуществляющих производство лазерно-оптической техники, для резидентов научно-технологических парков и некоторых других организаций;
  • 5% – для членов научно-технологической ассоциации, созданной в соответствии с законодательством Белорусским государственным университетом, в части выручки от реализации информационных технологий и услуг по их разработке;
  • 12% – применяется к выплачиваемым дивидендам.

Налог на добавленную стоимость является косвенным налогом, так как плательщиками являются не предприниматели, а потребители товаров и услуг.

Налоговые ставки:

  • 20% — общая ставка, применяемая при реализации товаров.
  • 10% — ставка, которая применяется для реализации растений, птицы, скота и животных, рыбы и продуктов пчеловодства, произведённых на территории РБ.

Налог на недвижимость

Ставка этого налога составляет 1% остаточной стоимости основных фондов.

Ранее они не освобождались от уплаты налога.

Для юридических лиц налогооблагаемая база рассчитывается ежегодно по остаточной стоимости по состоянию на 1 января отчетного года. Порядок уплаты налога на недвижимость — ежеквартально, не позже 22-го числа первого месяца квартала, следующего за отчетным.

Земельный налог

Платят этот налог все юрлица, владеющие участками на территории Беларуси, а иностранные и совместные предприятия платят его, как и белорусские компании — без льгот в этой области.

Ставки земельного налога для юрлиц также зависят от площади и территориального расположения земельного участка, наличия повышающих коэффициентов и т.д.

Подоходный налог РБ

Сумма ежемесячных начислений зависит от деятельности, за которую гражданин получает доход.

Подоходный налог в РБ установлен для лиц, получающих доходы от арендной платы за недвижимость. Размер зависит от района проживания. Физлица, официально работающие в сфере высоких технологий, должны ежемесячно выплачивать 9% подоходного налога в РБ.

Экологический налог

Экологический налог платится субъектами хозяйствования за вредное воздействие на окружающую среду.

Экологический налог выплачивается, если предприятия осуществляют:

  • Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу.
  • Хранение или захоронение отходов производства.
  • Сброс сточных вод.

Гербовый сбор

Гербовый сбор оплачивается физическими лицами и предпринимателями.

Налоговые ставки:

  • 15% — передача международным организациям.
  • 20% — выдача копий простых и переводных векселей.

Налоги для физических лиц

Трудящиеся граждане обязаны ежемесячно выплачивать НДФЛ. Физическим лицам начисляется подоходный налог в размере 13%, на недвижимость – 0,1% от цены помещения, земли, ТС. Граждане страны, согласно НК РБ, должны оплачивать местные сборы. Физические лица могут являться плательщиками НДС, акцизов, государственных пошлин.

Электронное декларирование

Электронное декларирование об уплате косвенных налогов и ввозе продукции с территории республик Евразийского Экономического Союза было введено в Беларуси в 2015 году 1 января.

Страны, входящие в ЕАЭС:

  • Армения.
  • Белорусская Республика.
  • Республика Казахстан.
  • Киргизия.
  • Российская Федерация.

Напомним, что косвенными считаются такие налоги, как:

  • Акцизы.
  • Налог на добавленную стоимость.
  • Фискальные монополии.
  • Таможенная пошлина.

Электронное декларирование позволяет не только осуществлять контроль за экспортом и импортом товаров, но и обмениваться информацией с другими странами ЕАЭС.

Другие налоги

Давайте рассмотрим какие существуют еще налоги в Республике Беларусь.

Налог на вклады

Этот налог уже утвердили на государственном уровне благодаря Декрету № 7, который подписал Александр Лукашенко в ноябре 2015 года. Сам же декрет начал действовать с апреля 2016 года.

Его придётся платить:

  • тем, кто выбрал рублёвый вклад на срок меньше года;
  • тем, кто выбрал валютный вклад на срок меньше двух лет;
  • тем, кто решил снять деньги с долгосрочного депозита раньше истечения срока.

Чтобы заплатить данный налог, не надо будет идти в налоговую. Банки сами спишут с вашего счёта необходимую сумму. Также в Беларуси на данный момент рассматривается введение налога на покупки в иностранных интернет-магазинах.

Налог на продажу автомобиля

Налог на продажу автомобиля – это подоходный налог, который относится к республиканским налогам и сборам Республики Беларусь. Продажа первого автомобиля налогами не облагается, а вот продажа второй машины за год означает, что человек обязан заплатить сбор в казну РБ.

Исчисление налога: ставка – 13%.

Налог на задолженность

Налог на долги – это подоходный налог с суммы займа. Налог на долги в Беларуси был введён 1.01.2015. Суть данного налога заключается в том, что человек, который имеет займы или кредит в иностранной организации или у частного лица, который не имеет постоянного представительства в Белорусской Республике, обязан выплатить некую сумму государству за пользование деньгами. Налогом облагается невозвращённый долг.

Но стоит помнить, что средства, которые были взяты взаймы или кредит в белорусских банках или финансовых организациях налогом не облагаются.

Налог также не придётся платить, если деньги были взяты в займы у родственников.

Налог на тунеядство

Налогом на тунеядство в Беларуси называется специальный сбор, который обязаны оплачивать все граждане РБ, не имеющие работы на протяжении больше полугода. Данный налоговый взнос был введён с целью предупреждения социального иждивенства и снижения уровня безработицы в республике.

Налог не будет взиматься с:

  • недееспособные граждане и инвалиды любой группы;
  • лица до 18 лет;
  • граждане пенсионного возраста: мужчины старше 60 лет, женщины – 55 лет;
  • воспитывающие ребёнка до 7 лет; ребёнка-инвалида до 18 лет; троих или более несовершеннолетних детей;
  • проживающие на территории республики менее 183 дней в году (требуется документальное подтверждение – штамп о выезде в паспорте).

Заключение

Оценивая налоговую систему Беларуси, необходимо отметить, что ее основной налоговый закон является современным, понятным, подробным. Наблюдается тенденция к стимулированию развития отраслей, занимающихся деятельностью в области высоких технологий, а также производителей сельскохозяйственной продукции. Осуществляется это путем предоставления данным категориям налогоплательщиков льгот и преференций.

Читайте также:  Камеральная налоговая проверка
Ссылка на основную публикацию