Уклонение от уплаты таможенных платежей - Kapital124.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Уклонение от уплаты таможенных платежей

Статья 194. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица

1. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, совершенное в крупном размере, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. То же деяние, совершенное:

а) группой лиц по предварительному сговору;

г) в особо крупном размере, —

наказывается штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные:

а) должностным лицом с использованием своего служебного положения;

б) с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль, —

наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет или без такового.

4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, совершенные организованной группой, —

наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового.

Примечание. Уклонение от уплаты таможенных платежей признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченных таможенных платежей за товары, перемещенные через таможенную границу Евразийского экономического союза, в том числе в одной или нескольких товарных партиях, превышает два миллиона рублей, а в особо крупном размере — шесть миллионов рублей.

Комментарий к Ст. 194 УК РФ

1. Виды таможенных платежей установлены в ст. 70 ТК ТС. Понятия каждого из видов платежей раскрыты как в ТК, так и в НК РФ, в частности, в гл. 21 и 22 НК, разд. 2 ТК ТС. Здесь же определены основания уплаты, сроки, плательщики, порядок уплаты платежей. В частности, в ст. ст. 80 и 81 ТК ТС указано на возникновение и прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов (налога на добавленную стоимость (НДС), акцизов), приведены случаи, когда таможенные пошлины, налоги не уплачиваются.

2. Уклонение от уплаты таможенных платежей заключается в неисполнении установленных законодательством обязанностей по уплате этих платежей, т.е. в юридическом бездействии.

3. В теории и на практике в объективную сторону преступления порой ошибочно включают также и действия, состоящие в заявлении в таможенной декларации и иных документах, необходимых для таможенных целей, недостоверных сведений о таможенном режиме, таможенной стоимости, стране происхождения товаров и т.д. Подобное понимание уклонения воспроизводит разъяснения Пленума ВС РФ относительно содержания уклонения от уплаты налогов. Однако уклонение от уплаты обязательных платежей в ст. ст. 198 и 199 УК понимается законодателем не так, как в комментируемой статье. В «налоговых» статьях ответственность предусмотрена за уклонение, совершенное путем определенных действий либо дополнительного, т.е. имевшего место помимо собственно неисполнения обязанности бездействия (непредставление декларации и иных документов). В комментируемой статье таких оговорок нет.

4. Предусмотренное комментируемой статьей деяние окончено с момента наступления срока, до истечения которого лицо было обязано уплатить таможенные платежи.

5. Если обман таможенных органов направлен не на неуплату платежей, а на введение их в заблуждение с целью возврата якобы законно уплаченных платежей, то содеянное образует состав мошенничества (ст. 159 УК).

6. Уклонение от уплаты таможенных платежей преступно, только если данное деяние совершается в крупном размере, который по-разному определен для физических лиц и организаций в примеч. к комментируемой статье: как сумма неуплаченных таможенных платежей, превышающая соответственно 1 млн. и 2 млн. руб. Такой размер может быть образован за счет неуплаты как одного, так и нескольких видов платежей. В последнем случае суммирование неуплаченных платежей возможно лишь когда все акты неисполнения соответствующей обязанности охватывались единым умыслом и образовывали тем самым продолжаемое преступление.

7. Субъективная сторона — прямой умысел. Когда лицо, заведомо не исполняя соответствующую обязанность, точно не знает, в каком именно размере оно сумеет уклониться от уплаты таможенных платежей, содеянное признается совершенным с прямым неконкретизированным умыслом. В этом случае деяние квалифицируется в зависимости от наступивших последствий, а потому может быть признано и непреступным, если, например, сумма неуплаченных физическим лицом платежей не превысила 1 млн. руб. Однако если установлено, что умысел лица был направлен на уклонение в крупном размере, а фактически оно сумело уклониться в размере менее крупного, деяние квалифицируется как покушение на уклонение от уплаты таможенных платежей в крупном размере (ч. 3 ст. 30, ч. 1 комментируемой статьи).

8. Субъектом преступления является лицо, на которое возложена обязанность по уплате таможенных платежей. Согласно ст. 79 ТК ТС лицом, ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов, является декларант. Понятие декларанта содержится в п. 1 ст. 4 ТК ТС, равно как и понятие таможенного представителя. Если декларирование производится таможенным представителем, то он является ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов. Круг лиц, ответственных за уплату таможенных сборов, определяется в зависимости от вида сбора (ст. 79 ТК ТС).

9. О понятии совершения преступления группой лиц по предварительному сговору см. коммент. к ст. 35. О правилах квалификации по этим признакам преступлений, субъект которых — специальный, см. коммент. к ст. 174.

10. Согласно примеч. к комментируемой статье уклонение от уплаты таможенных платежей признается совершенным в особо крупном размере, если сумма неуплаченных таможенных платежей, взимаемых с физического лица, превышает 3 млн. руб., с организации — 10 млн. руб.

11. Предусмотренный п. «а» ч. 3 комментируемой статьи признак совершения преступления должностным лицом с использованием своего служебного положения раскрывается прежде всего путем обращения к понятию должностного лица (примеч. к ст. 285 УК). Поскольку состав уклонения от уплаты таможенных платежей может быть выполнен лишь специальным субъектом: физическим лицом, на которого возложена соответствующая обязанность, либо уполномоченным сотрудником юридического лица, также обязанным исполнить обязанность по уплате таможенных платежей, то признак использования служебного положения может содержаться в деянии должностного лица названных в ст. 285 УК органов либо учреждений, являющихся юридическими лицами, на которые возложена обязанность по уплате таможенных платежей. Вместе с тем преступление может быть совершено и в составе организованной группы, куда могут входить и иные должностные лица, в том числе должностные лица органов, осуществляющих таможенный или пограничный контроль; содеянное ими будет квалифицироваться как соисполнительство, т.е. без ссылки на ст. 33 УК. Использование должностными лицами своего служебного положения при совершении преступления в составе организованной группы требует вменения названного признака не только этим лицами, но и всем членам группы, если эти обстоятельства охватывались их умыслом, поскольку данный признак характеризует повышенную общественную опасность деяния каждого из членов группы.

Предусмотренный п. «б» ч. 3 комментируемой статьи признак совершения преступления с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль, может быть вменен лишь в том случае, когда указанные лица выполняют свои обязанности, реализуют права, относящиеся именно к контролирующим функциям и действуют при этом правомерно. Применение насилия в ответ, допустим, на незаконное требование со стороны этих лиц, не может рассматриваться как признак обсуждаемого деяния, но содержать признаки преступления против личности. О лицах, осуществляющий таможенный или пограничный контроль, об их полномочиях см. ст. 95 и др. ТК ТС, ст. 11 Закона о Государственной границе, а также соответствующие подзаконные акты — Постановления Правительства РФ от 02.02.2005 N 50 «О порядке применения средств и методов контроля при осуществлении пропуска лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через Государственную границу Российской Федерации» (в ред. от 04.09.2012) , от 20.11.2008 N 872 «Об утверждении Правил осуществления контроля при пропуске лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу Российской Федерации» (в ред. от 04.09.2012) и др. О понятии применения насилия см. коммент. к ст. 178.
———————————
СЗ РФ. 2005. N 6. Ст. 462; 2010. N 32. Ст. 4342; 2012. N 5. Ст. 608; N 37. Ст. 5002.

Читайте также:  Отложенный налог на прибыль

СЗ РФ. 2008. N 48. Ст. 5620; 2011. N 26. Ст. 3804; 2012. N 5. Ст. 608; N 37. Ст. 5002.

12. О понятии организованной группы см. коммент. к ст. 35. В состав организованной группы могут входить и лица, не отвечающие признакам специального субъекта. В этом случае квалификация их действий по ст. 33 УК не требуется.

13. Если должностное лицо таможенных органов содействовало совершению обсуждаемого преступления, не являясь его соисполнителем в составе организованной группы, то его действия следует квалифицировать как соучастие в совершении преступления, предусмотренного комментируемой статьей, по совокупности со статьями об ответственности за преступления против интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (ст. ст. 285 или 286 УК).

Уклонение от уплаты таможенных платежей — состав преступления, способы и ответственность

При перемещении товаров через границу необходимо делать денежные отчисления в бюджет Российской Федерации. Если этого не сделать, то такой поступок может быть расценен в качестве уклонения от уплаты таможенных платежей, за что предусмотрены штрафные санкции, а в некоторых случаях — уголовное преследование. Уголовное преследование возможно, когда размер платежей составляет более 1.000 МРОТ, в остальных случаях предусмотрено административное наказание.

Обязанность уплаты таможенных платежей

Таможенный кодекс РФ обязывает всех людей (как частных лиц, так и организации) при перемещении через границу товаров делать следующие отчисления в бюджет:

  • Основная таможенная пошлина на товары.
  • Многочисленные косвенные таможенные пошлины и сборы — за оформление, за хранение, за принятие предварительного решения и так далее.
  • НДС.
  • Акцизы.
  • Сборы, которые нужны для выдачи лицензии на товар.
  • Сборы, которые нужны для выдачи аттестата специалиста.

Размер пошлин регулируется законом «О таможенном тарифе».

При пересечении границы следует подавать таможенную декларацию обо всех товарах, которые будут ввозиться, а все выплаты следует осуществлять:

  • при подаче таможенной декларации,
  • перед подачей декларации.

В некоторых случаях плательщику может предоставляться отсрочка на срок до 2 месяцев.

Возникла проблема? Позвоните нашему специалисту по таможенным вопросам:

+7 (499) 350-97-43 (звонок бесплатен)

Способы уклонения

Основные способы уклонения:

  • Занижение реальной стоимости товаров, чтобы снизить налогооблагаемую базу, как следствие — снизить общий размер таможенных пошлин.
  • Укрытие перемещаемого груза — человек может не указать в декларации некоторые товары и не уплатить за него таможенные пошлины.
  • Предоставление недостоверной информации с целью занижения налоговой базы или освобождения от уплаты тех или иных пошлин (например, алкогольные напитки могут быть указаны в декларации в качестве безалкогольных напитков — а значит, платить алкогольный акциз на них не придётся).

Фактически все противоправные действия, подпадающие под уклонение от уплаты таможенных платежей, связаны с прямым обманом — человек предоставляет работникам таможни поддельные документы с целью занижения налогооблагаемой базы либо для полного освобождения от уплаты налогов. Также человек может не обманывать таможенников напрямую, а просто не раскрывать всю правду (например, он может попытаться провезти через границу товар, которого нет в декларации).

Ответственность за нарушения уплаты и за неуплату

За неуплату таможенных платежей предусмотрена административная и уголовная ответственность. В большинстве случаев административная ответственность наступает, если размер ущерба составляет менее 1.000 МРОТ (напомним, что 1 МРОТ во второй половине 2017 года составляет 7.800 рублей), а сама административная ответственность регулируется статьей 16.22 КОаП. Фактически эта статья говорит не столько об уклонении, сколько о нарушении порядка оплаты или просрочке уплаты таможенных платежей.

Если всё-таки действия подпадают под эту статью, то придётся заплатить штраф в зависимости от юридического статуса:

  • Вы частное лицо — штраф составит 500 — 2.500 рублей.
  • Вы должностное лицо — штраф составит 5.000 — 10.000 рублей.
  • Вы юридическое лицо — штраф составит 30.000 — 50.000 рублей.

Статья 194 Уголовного Кодекса РФ

Если же размер ущерба превышает 1.000 МРОТ (то есть это преступление относится к категории крупных и особо крупных), то такое правонарушение может подпасть под статью 194 УК РФ. Основные признаки статьи 194 УК РФ следующие:

  • Объективная сторона преступления — это действие или бездействие человека, которое может проявляться по-разному. Это может быть укрытие товара, занижение его реальной рыночной стоимости (указание неправильных цифр в декларации, подделка документов и так далее), предоставление неверной информации, чтобы занизить налогооблагаемую базу либо полностью освободиться от уплаты налогов.
  • Субъективная сторона — это умысел. Иначе говоря, человек прекрасно понимает, что его поступки нарушат законодательство, повлияв на размер таможенных платежей, но он все равно желает уклониться. На момент совершения преступления человеку должно быть более 16 лет.
  • Достигнутый результат не имеет значения. Преступление считается оконченным в момент совершения действия или бездействия, что приводит к уклонению от уплаты платежей.

Для того, чтобы правильно рассчитать платежи начинающему бизнесмену надо знать порядок исчисления таможенных платежей. Опытные участники ВЭД настоятельно советуют производить расчёты самостоятельно.
Что такое генеральное обеспечение уплаты таможенных платежей подробнее здесь. Это удобный инструмент для предпринимателей, заключивших долгосрочный контракт на поставки товаров.

Наказание за уклонение по УК

Наказание здесь следующее:

  • Если размер ущерба находится в пределах 1.000 — 3.000 МРОТ (то есть, преступление относится к категории крупных), то основное наказание — это штраф, который составляет 100.000 — 500.000 рублей или лишение заработной платы или любого другого дохода за предыдущие 2-3 года в пользу государства. Также могут применяться следующие наказания: принудительные работы (до 2 лет), лишение свободы (до 2 лет) и некоторые другие наказания.
  • Если размер ущерба составляет более 3.000 МРОТ (преступление относится к категории особо крупных) либо преступление совершено по предварительному сговору, то в таком случае предусмотрен штраф в размере 300.000 — 500.000 рублей или лишение заработной платы, или любого другого дохода, за предыдущие 1-3 года в пользу государства. Также могут применяться следующие наказания: принудительные работы (до 5 лет), лишение свободы (до 5 лет) и некоторые другие наказания.
  • Если размер ущерба составляет более 1.000 МРОТ (преступление относится к категории крупных и особо крупных), преступление совершено по предварительному сговору, а преступниками являются должностные лица. Или преступление сопровождается насилием по отношению к работникам таможни, то в таком случае человека лишают свободы (от 5 до 10 лет), а также ему следует выплатить штраф, который не должен превышать 1.000.000 рублей. Могут применяться и другие наказания.
  • Если размер ущерба равен или составляет более 1.000 МРОТ (преступление относится к категории крупных и особо крупных), преступление совершено по предварительному сговору, а преступниками являются должностные лица. Либо преступление сопровождается насилием по отношению к работникам таможни, а само преступление совершено организованной группой, то в таком случае человека лишают свободы (от 7 до 12 лет), а также ему следует выплатить штраф, который не должен превышать 1.000.000 рублей. Могут применяться и другие наказания.

В ряде случаев возможно освобождение от уголовного преследования, если преступник:

  • раскаялся,
  • способствовал следствию,
  • готов возместить все убытки.

В заключение

Если вы перевозите через границу какие-либо товары, то следует уплатить таможенные пошлины. Если же вы попытаетесь обойти закон (например, не сообщите всю информацию о товаре, подделаете документы и так далее), то вы будете нести административную или уголовную ответственность.

Если размер ущерба составляет менее 1.000 МРОТ, то наказание будет административным и составит не более 50.000 рублей (а в большинстве случаев вы можете отделаться штрафом в размере 500 — 2.500 рублей, если вы являетесь частным лицом). Если же размер ущерба превысит 1.000 МРОТ, то вы будете нести уголовную ответственность (статья 194 УК РФ).

Дополнительная информация об ответственности за уклонение от уплаты платежей в этом видео:

По статье 194 УК РФ предусмотрены следующие наказания — крупные штрафы, общественные работы, лишение свободы и некоторые другие наказания.

Вы можете найти дополнительную информацию по теме в разделе Таможенные платежи.

Бесплатная консультация по телефону:

+7 (499) 350-97-43 (звонок бесплатен)

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статье могла устареть!

Наш специалист бесплатно Вас проконсультирует.

Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (ст. 194 УК РФ)

Объектом преступления являются отношения по поводу необходимости уплаты таможенных платежей. Согласно ст. 70 Таможенного кодекса Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. № 17 (далее – ТК ТС) к таможенным платежам относятся:

  • 1) ввозная таможенная пошлина;
  • 2) вывозная таможенная пошлина;
  • 3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза;
  • 4) акциз (акцизы), взимаемый (взимаемые) при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза;
  • 5) таможенные сборы.

Таможенные платежи исчисляются исходя из таможенной стоимости товаров и транспортных средств. Она (стоимость) определяется декларантом с учетом цены сделки с включением в нее транспортных и иных расходов.

Таможенные платежи взимаются за перемещение через таможенную границу товаров, к которым относятся любое движимое имущество, валюта и валютные ценности, любые виды энергии. При этом платежи взимаются вне зависимости от того, каким способом товары перемещаются через таможенную границу – пересылка почтой, с использованием трубопроводов, транспортных средств и т.п. Перечень таможенных платежей, установленный в ст. 70 ТК ТС, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Читайте также:  Как уменьшить налог с продажи квартиры

Объективная сторона деяния заключается в уклонении от уплаты таможенных платежей в крупном размере.

Уклонение уплаты таможенных платежей представляет собой различного рода явное или завуалированное поведение, свидетельствующее о нежелании лица платить платежи. Именно нежелание уплачивать положенные платежи является истинным содержанием рассматриваемого состава преступления.

Как уклонение рассматриваются также лишь частичная оплата таможенных платежей, которая может быть совершена путем обманного использования таможенных документов или их подделки, а также путем указания в таможенных документах неверных сведений.

Таможенные платежи уплачиваются, как правило, до момента принятия или одновременно с принятием таможенной декларации. При этом предусматривается возможность отсрочки платежей, а в некоторых случаях, в зависимости от статуса субъекта и его профессиональных функций и полное освобождение от их уплаты.

Если таможенная декларация не была подана в установленный срок, то сроки уплаты таможенных платежей исчисляются со дня истечения срока подачи таможенной декларации.

Преступление считается оконченным с момента истечения срока уплаты таможенных платежей при условии, если деяние совершено в крупном размере.

Понятие крупного размера дано в примечании к ст. 194 УК РФ: сумма неуплаченных таможенных платежей за товары, перемещенные через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, в том числе в одной или нескольких товарных партиях, превышает 1 млн рублей.

В качестве квалифицирующих признаков, указанных в ч. 2 ст. 194, предусматривается совершение преступления:

  • – группой лиц по предварительному сговору (п. “а”);
  • – в особо крупном размере (п. “г”).

Признаки группы лиц, образованной по предварительному сговору, описаны в ч. 2 ст. 35 УК РФ. В современной российской судебной практике принято квалифицировать деяние как групповое лишь в том случае, если соучаствующие лица выполняли роль соисполнителей. Такая квалификация, однако, не только противоречива (о чем свидетельствуют различные судебные интерпретации понятия группы), но и противозаконна. Признак совместности, являющийся одним из основополагающих для констатации наличия группы, присутствует и в тех случаях, когда роли в группе распределены и каждый соучастник придерживается строго определенных для него функциональных обязанностей. Исходя из понимания группы как разновидности соучастия (а может ли быть иначе?) каждое групповое преступление, в том числе и анализируемое, следует оценивать по признаку группы вне зависимости от выполняемых в соучастии ролей.

Признаки особо крупного размера даны в примечании к ст. 194: превышение суммы неуплаченных таможенных платежей в 3 млн рублей.

Часть 3 ст. 194 устанавливает повышенную ответственность за деяния, предусмотренные ч. 1 или 2 данной статьи, совершенные:

  • – должностным лицом с использованием своего служебного положения (п. “а”);
  • – с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль (п. “б”).

Под насилием следует понимать любые формы физического или психического воздействия, которые реально способны сломить сопротивление потерпевшего.

Виды воздействия, которые правоприменитель не может оценить как реально способные повлиять на волеопределение человека, например, эзотерическое воздействие, не рассматриваются в качестве признака данного преступления.

В ч. 4 данной статьи установлена ответственность за деяния, предусмотренные ч. 2 или 3, совершенные организованной группой.

Статья 194. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица

1. уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, совершенное в крупном размере, –
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. То же деяние, совершенное:
а) группой лиц по предварительному сговору;
б) пункт утратил силу с 11 декабря 2003 года – Федеральный закон от 8 декабря 2003 года N 162-ФЗ ;
в) пункт утратил силу с 11 декабря 2003 года – Федеральный закон от 8 декабря 2003 года N 162-ФЗ ;
г) в особо крупном размере, –
наказывается штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные:
а) должностным лицом с использованием своего служебного положения;
б) с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль, –
наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет или без такового.

4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, совершенные организованной группой, –
наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового.

Примечание. Уклонение от уплаты таможенных платежей признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченных таможенных платежей за товары, перемещенные через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, в том числе в одной или нескольких товарных партиях, превышает один миллион рублей, а в особо крупном размере – три миллиона рублей.

Комментарий к статье 194 УК РФ

1. Предмет преступления – таможенные платежи. К ним относятся:

1) ввозная таможенная пошлина;

2) вывозная таможенная пошлина;

3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;

4) акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;

5) таможенные сборы.

Таможенные пошлины, налоги исчисляются декларантом или иными лицами, ответственными за уплату таможенных пошлин, налогов, самостоятельно.

2. Объективная сторона преступления характеризуется бездействием – неуплатой таможенных платежей в крупном размере. Способы уклонения от уплаты таможенных платежей могут быть любыми:

– занижение стоимости перемещаемых товаров;

– неверное указание таможенного режима, страны происхождения товаров и т.п.

При ввозе товаров таможенные пошлины, налоги должны быть уплачены не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия на таможенную территорию РФ или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия. При вывозе товаров таможенные пошлины должны быть уплачены не позднее дня подачи таможенной декларации, если иное не установлено Таможенным кодексом Таможенного союза.

3. Преступление считается оконченным с момента истечения сроков, установленных для платежей.

4. Ответственность за уплату таможенных платежей несет декларант – лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары. Если декларирование производится таможенным брокером, он является ответственным за уплату таможенных пошлин и налогов.

5. Если имели место признаки уголовно наказуемой контрабанды, то привлечение к ответственности по ст. 188 УК охватывает факт неуплаты таможенных платежей и дополнительной квалификации по ст. 194 при этом не требуется.

Другой комментарий к статье 194 Уголовного Кодекса РФ

1. Диспозиция статьи бланкетная. Помимо Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ “О таможенном регулировании в Российской Федерации” (ред. от 06.12.2011) порядок уплаты таможенных платежей определяется рядом нормативных актов, например Таможенным кодексом Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17 (ред. от 16.04.2010), Законом РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-1 “О таможенном тарифе” (в ред. от 06.12.2011), Постановлением Правительства РФ от 06.03.2012 N 191 “Об утверждении Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из РФ” и др.

Непосредственный объект – экономические и финансовые интересы Российской Федерации.

Предмет преступления – таможенные платежи.

В соответствии со ст. 70 Таможенного кодекса Таможенного союза к таможенным платежам относятся: таможенная пошлина; налог на добавленную стоимость; акцизы; таможенные сборы.

Конкретные размеры каждого из указанных платежей устанавливаются действующим законодательством.

2. Объективная сторона характеризуется деянием в форме бездействия и состоит в уклонении от уплаты любого из таможенных платежей, взимаемых с организаций или физического лица и составляющих предмет настоящего преступления в крупном размере.

Читайте также:  Ликвидация ооо на усн

В примечании к комментируемой статье указывается, что уклонение от уплаты таможенных платежей признается совершенным в крупном размере, если стоимость неуплаченных таможенных платежей, взимаемых с физического лица, превышает 1 млн. руб., а организации – 2 млн. руб. Таможенные платежи уплачиваются до принятия или одновременно с принятием таможенной декларации. Следовательно, преступление следует считать оконченным с момента принятия таможенной декларации.

3. Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла. Виновный осознает, что уклоняется от уплаты таможенных платежей в крупном размере, и желает так действовать.

4. Субъект преступления – специальный. Это физическое лицо, вменяемое, обязанное уплачивать таможенные платежи.

5. Ответственность усиливается при наличии квалифицирующих признаков, предусмотренных ч. 2 данной статьи: совершение преступления группой лиц по предварительному сговору (ст. 35 УК РФ); уклонение от уплаты платежей в особо крупном размере (согласно примечанию эта сумма должна превышать для физических лиц 3 млн. руб., с организации – 10 млн. руб.).

В ч. 3 предусмотрена повышенная ответственность должностных лиц и при применении насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль. В ч. 4 комментируемой статьи ответственность усилена для участников организованной группы.

Комментарии и консультации юристов по ст 194 УК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 194 УК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Уплата таможенного платежа и наказание при уклонении от сбора

Таможенное законодательство является приоритетным для операций по перемещению грузов через российскую границу. Каждый перевозчик обязан соблюдать требования законодательных актов, выраженные в документальном оформлении перевозки и перечислении таможенных сборов. Если граждане предприятия по незнанию либо умыслу не перечисляют налог бюджету, возникает основание для привлечения нарушителя к уголовной ответственности.

Налоговые обязательства

В 2018 г. правоотношения по транспортировке объектов путем пересечения госграницы Российской Федерации координируются нормами Таможенного кодекса ЕЭС. Документ вступил в силу с начала года, полностью заменил прежнее законодательство по этой сфере международной деятельности. Основная цель нового регламента – минимизация бумажных документов, оцифровка данных и ведение документооборота в электронной форме. Такие действия позволят сократить время обмена информацией и ускорят процесс перевозки грузов.

Процедура исчисления таможенных пошлин, порядок их уплаты описаны главой 7 ТК ЕЭС. Согласно ст. 51 настоящего кодекса объектами обложения сборами являются все товары, перемещаемые через государственную границу участников Союза. Для определения суммы бюджетного платежа понадобится таможенная стоимость и физические характеристики перевозимых предметов и грузов.

В соответствии со статьей 54 вышеуказанного закона обязанность по уплате таможенных сборов возникает у предприятий и физических лиц. Различают пять видов пошлин, подлежащих обязательному перечислению в бюджет:

  • Сбор за ввоз и вывоз товарно-материальных ценностей.
  • НДС со стоимости объектов, ввозимых на территорию государств Союза.
  • Акцизный налог.
  • Таможенные взносы.

Налог не уплачивается, если выявлено хотя бы одно из следующих обстоятельств:

  • Объект уничтожен в результате аварий, стихийных бедствий, чрезвычайных происшествий.
  • Продукция предназначена для использования федеральной структурой.
  • Стоимость перемещаемых грузов не превышает предельную величину.
  • Действует льготное налогообложение, освобождающее плательщика от уплаты бюджетного взноса.

Обязанность по перечислению таможенного платежа признается исполненной, когда подтверждены нижеперечисленные факты:

  • С банковского счета плательщика списана необходимая сумма.
  • Кассой таможенного органа приняты наличные денежные средства.
  • Ранее излишне перечисленные пошлины зачтены в счет погашения текущих обязательств по инициативе получателя груза или контролирующего органа.
  • При перечислении средств посредником по договорам поручительства, банковской гарантии, залога, страхования.
  • Покрытие задолженности стоимостью товаров, по которым предусмотрена уплата пошлины.

Методы отказа от уплаты сбора

Несомненно, таможенные пошлины существенно увеличивают конечную стоимость поставляемых товаров. Поэтому многие перевозчики прибегают к различным хитростям и уловкам, чтобы снизить размер бюджетного сбора или полностью избавиться от него. Один момент – когда плательщик использует законные льготы, а другой – невыплата на противозаконных основаниях.

На практике выделяют три основных способа ухода от уплаты пошлины за ввоз и вывоз товаров через государственную границу:

  1. Уменьшение фактической стоимости продукции – за счет падения налогооблагаемой базы минимизируется величина сбора.
  2. Сокрытие информации о перевозимом грузе – очень часто мелкогабаритные объекты прячут в пространстве между другими предметами, надеясь провезти их незамеченными.
  3. Подлог номенклатуры – в таможенную документацию вписываются названия продуктов, имеющих пониженную ставку налогов (например, безалкогольные напитки вместо крепких спиртных позволят значительно снизить сумму платежа за счет отсутствия акцизы).

Фактически любое из вышеуказанных действий является уклонением от уплаты таможенных платежей и подлежит наказанию в соответствии с УК РФ. Обман фиксируется по недостоверной информации в документации, сокрытии информации об объектах. То есть плательщик намеренно обманывает работника контролирующего органа, наделенного соответствующими полномочиями.

Стоит отметить, что невнесение данных равноценно указу заведомо ложной информации. Наказание ожидает любого нарушителя, независимо от пола, религиозной принадлежности, гражданства и вида предпринимательской деятельности.

Ответственность за нарушение

Самая щадящая мера, которая применяется к нарушителям законного порядка уплаты таможенных пошлин – административное наказание. Размер штрафа описан статьей 16.22 КоАП РФ. Так граждане уплатят всего 500-2000 руб. за просрочку платежа, должностные лица – 5000-10000 руб., организации – 50000-300000 руб.

Наступление административной и уголовной ответственности за полную или частичную неуплату таможенных платежей обусловлено фактом обнаружения ущерба, превышающего эквивалент 1000 единиц действующего МРОТ. Отсутствие отчислений на депозит бюджетного счета приводит к значительным финансовым потерям для экономики страны. Поэтому на практике работники таможни бдительно и внимательно проверяют все документы на перевозимые грузы. При выявлении нарушений взимается штраф или возбуждается уголовное дело.

Ст. 194 УК РФ

Фактическая неуплата таможенных платежей влечет за собой наказание, предусмотренное УК РФ, а именно статьей 194. Меры законодательства направлены на пресечение незаконных действий, выраженных в отказе оплачивать установленные сборы и пошлины. От противоправных действий страдает бюджет и благополучие государства, поэтому наказание достаточно строгое.

Объектом преступления признаются правоотношения по уплате таможенных сборов. Предмет нарушений – пошлина, подлежащая перечислению. Объективная сторона рассматриваемого нарушения выражается в полном бездействии в ответ на законные требования. Лица привлекаются к ответственности за заведомо ложные задекларированные сведения, отсутствие оплаты сборов, подлог документации по грузам и предоставление фиктивных платежек.

Субъектами признаются граждане, достигшие шестнадцатилетнего возраста, или официальные декларанты, признанные таковыми по закону. Ко второй группе относятся компании, таможенные брокеры, иные представители и уполномоченные лица.

Субъективная сторона – факт признания уклонения, выраженного в отсутствии оплаты таможенного сбора крупного размера. Не обязательно, чтобы виновное лицо самостоятельно признало существования нарушения, достаточно доказательств прямой вины. В судебной практике очень часто возникают разногласия по разграничению преступных деяний. Эта проблема формируется на фоне схожих признаков контрабандных перевозок и увиливание от выплат бюджетных пошлин.

Расплата

Когда учреждения или физическое лицо всячески избегают выплаты бюджетного взноса по таможенным операциям, им грозит штрафная санкция в размере от ста тысяч до полумиллиона российских рублей или официального дохода до двенадцати кварталов. Альтернативный вариант наказания – четыреста восемьдесят часов исправительных работ. Нарушителю также могут быть назначены принудительные задания длительностью до двадцати четырех месяцев или арест на такой же срок.

Если преступное действие реализовано несколькими гражданами, компаниями, минимальный порог взыскания возрастает в три раза. Период принудительных работ составляет три года, преступник к тому же лишается возможности исполнять трудовые обязанности в определенных должностях и осуществлять обозначенную деятельность на протяжении тридцати шести месяцев. За правонарушение, охарактеризованное отказом уплачивать таможенный взнос или обманом его исчисления, грозит ограничение свободы продолжительностью до пяти лет.

Самые строгие меры ожидают нарушителей, воспользовавшихся служебным положением, а также при применении физической силы к работнику таможни. Такие граждане могут получить штрафную санкцию до одного миллиона рублей и сесть под арест сроком пять-десять лет. Альтернативой пребывания под заключением станет удержание официального дохода за пять лет.

Манипуляции и операции, совершенные несколькими физлицами по заранее обговоренным условиям, совмещающие факт уклонения и признаки насилия к сотрудникам контролирующего органа, наказываются заключением под стражу на семь-двенадцать лет с одновременной уплатой штрафа суммой до одного миллиона рублей. Также возможна замена ареста взысканием зарплаты за шестьдесят месяцев.

Заключение

Государственное законодательство строго регламентирует порядок документального оформления таможенных сделок, исчисление и перечисление налогов. За неуплаченные налоги предприятия и физлиц ожидает ответственность, регламентированная УК и КоАп РФ. Преступник в идеальной ситуации отделается штрафом, в худшем – лишится свободы или будет выполнять принудительные, исправительные работы. Особенно строгое наказание грозит должностным лицам, объединению граждан, а также служащим таможни, заключившим союз с преступниками.

О правилах расчета таможенных платежей будет рассказано в видео:

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!

Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать – напишите вопрос в форме ниже:

Ссылка на основную публикацию