Налоговые риски по ндс - Kapital124.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Налоговые риски по ндс

Как минимизировать налоговые риски по НДС

Автор: Надежда Игнатьева, старший бухгалтер отдела бухгалтерского учёта компании «ГЭНДАЛЬФ»

Материалы газеты «Прогрессивный бухгалтер», октябрь 2017

НДС является одним из самых сложных и «доходных» для государства налогов. В 2016 г. он принес в бюджет 58,5 млрд руб., уступив только налогу на добычу полезных ископаемых и налогу на прибыль. Но первые два по сравнению с 2015 г. уменьшили приток в бюджет на 11% и 6% соответственно, тогда как поступления по НДС приросли на 12%. Это объясняет пристальное внимание государства ко всему, что связано с этим налогом – и поэтому мы даем рекомендации, как избежать отказа в налоговом вычете или других неприятных последствий, связанных с НДС.

Риски, связанные с контрагентами

Риск совершить ошибку или же просто стать жертвой недобросовестных налогоплательщиков велик, и ниже будут рассмотрены способы, которые позволят избежать ошибок в учете и не попасть в сети мошенников.

В базе «1С» есть возможности, которые позволяют проконтролировать контрагентов и документооборот по НДС. Примеры приводятся из базы на платформе «1С:Предприятие 8.3», конфигурация: «1С:Бухгалтерия предприятия 8», ред. 3.0.

Постановление Президиума ВАС РФ № 12210/07 от 12.02.2008, гласит, что если организация или ИП не проявили должной осмотрительности при выборе контрагента, то они лишаются возможности на налоговый вычет или льготу. С помощью сервиса «1С:Контрагент» вы можете просмотреть «Досье контрагента» и получить сведения, которые позволят оценить благонадежность тех компаний, с которыми вы собираетесь заключить сделку.

Ниже приведен пример сведений, получаемых при проверке контрагента этим сервисом. Полученная информация позволит нам не запрашивать отдельно отчетность за последние периоды, чтобы убедиться, что имеем дело не с фирмой-однодневкой. Покупателю это даст уверенность в том, что НДС, который вы приняли к вычету, будет подтвержден со стороны продавца.

Если же по каким-либо причинам вы не можете воспользоваться этим сервисом, то запросите у контрагента отчетность по НДС за последние 2 года, или же за период действия (контрагент «младше двух лет»).

Превышение размера вычетов

Согласно письму ФНС от 17.07.2003 N АС-4-2/12722 «О работе комиссий налоговых органов о легализации налоговой базы», если ваши налоговые вычеты по НДС в течение нескольких кварталов превысили 89%, то вас вызовут на комиссию для дачи пояснений.

Проверить размер вычетов можно при помощи отчета «Оценка риска налоговой проверки». В таблице 1 приведен пример расчета доли налоговых вычетов по НДС, превышающий 89%.

Таблица 1. Расчет доли налоговых вычетов

Если вам поступило требование явиться для дачи пояснений в ИФНС, то следует проанализировать ситуацию – почему возникли такие вычеты, чтобы дать аргументированные ответы. Также нужно запланировать мероприятия по устранению этой ситуации (если это возможно).

Приведем некоторые причины высоких налоговых вычетов:

массовая закупка товара в конце налогового периода – организация/ИП узнали о том, что в следующем квартале существенно поднимутся цены на требуемую продукцию и решили произвести заблаговременную закупку;

сезонность работ: например, вы сдаете домики для летнего отдыха. Зимой, когда прибыли нет, вы будете нести траты на поддержание имущества в должном состоянии;

высокая конкуренция принуждает вас делать низкую наценку на реализуемый товар;

также установить низкую наценку вас могут обязать условия контракта с поставщиком (если вы занимаетесь перепродажей);

фирма вновь создана или вы выпустили новый товар – доход от него некоторое время не будет превышать затрат на его покупку/производство и текущих затрат.

Все эти пункты для ИФНС должны быть подтверждены документально. Если вы только открылись или выпустили новый товар, то можете предъявить списки сотрудников, принятых на должности продавцов, в подтверждение того, что вы стараетесь как можно быстрее окупить понесенные расходы, и, соответственно, уменьшить вычеты.

Ошибки при учете счетов-фактур

При внесении в базу накладной/акта или УПД вы можете забыть ввести счет-фактуру. Проверить это поможет отчет «Наличие счетов-фактур». Он находится во вкладке «Отчеты» рядом с полем «Оценка риска налоговой проверки».

При перекрестной проверке данных по счетам-фактурам в ФНС сравнению подлежит множество реквизитов. Важно обратить внимание на то, что при сравнении номеров счетов-фактур будут трактоваться как разногласия:

замена заглавных букв строчными;

замена иностранных букв русскими (А, С, Х).

Может быть и элементарная ошибка в сумме. Чтобы обезопасить себя от этого, можно воспользоваться сервисом «Сверках данных учета НДС».

Но этот сервис будет работать только при обоюдном использовании вами и поставщиком/покупателем. Для начала вам нужно завести учетную запись и почту, на которую будут приходить реестры. Также при отправке запросов поставщикам вам нужно внести в базу электронный адрес, предварительно запросив его у них – простой электронный адрес почты может не подойти, нужен именно тот, который внедрен в базу в учетной записи.

Если у вас нет сервиса по сверке, и вы не можете его подключить по каким-либо причинам, то можно ежемесячно выравнивать взаиморасчеты с помощью актов сверки. Счета-фактуры в них не отражаются, но это дает дополнительный повод проконтролировать суммы во введенных документах. Также вы будете готовы к поступившему требованию о том, что у поставщика отражен документ, а у вас нет (вы сверились и знаете, что внесли его следующим кварталом). В этом случае в ответе вы сможете сослаться на п. 2 ст. 173 НК РФ, позволяющий учитывать НДС в течение трех лет с даты выписки счета-фактуры.

Допустим, если вы обнаружили ошибку в документе, например, на 10 000 руб., но требование вам не поступило, то это не значит, что разногласия не были обнаружены: обычно инспекторы ФНС высылают требования по операциям, превышающим 100 000 руб. Но их внимание могут привлечь и операции с небольшими суммами.

Если же вы все-таки не получили требования, то ошибку все равно нужно исправить, невзирая на то, что сумма документа может быть небольшой. Чтобы не пересдавать корректировки, отразите исправление ошибки текущим периодом и отразите ее в доплисте книги покупок. Исправления первичных документов текущим периодом делаются при помощи документа «Корректировка поступления» с видом операции «Исправление собственной ошибки».

После проведения корректировки убедитесь, что она правильно отразилась в доплисте книги покупок. В отборе выберите доплист за корректируемый период и в нем должно быть 2 строки по каждому откорректированному документу: строка со сторнируемой суммой первичного варианта счета-фактуры и строка с верными данными.

Разногласия в суммах реализаций

Также вопросы инспекторов могут вызвать разногласия в суммах реализаций, отраженных в декларациях по налогу на прибыль и НДС. Эти разногласия могут возникать из-за специфики формирования проводок в документе «Возврат товара от покупателя».

К сумме, указанной в декларации по НДС в разделе 3 по строкам 010 и 020 (если вы реализуете продукцию по 10% налоговой ставке), прибавляется сумма без учета НДС из возврата от покупателя. Чтобы найти эти расхождения сформируйте анализ счета 90.03 (если вы реализуете товар по ставке 10%, то формируйте отчет в разрезе ставок НДС). Далее просчитать сумму разницы вам поможет следующее: анализ счета 90.03 сумма по Кт 19.03 (сумму умножить на 100 и делить на ставку НДС (18%; 10%). Если у вас разногласия в декларациях после I квартала, то нужно помнить, что декларация по налогу на прибыль формируется нарастающим итогом, и разницу по возвратам нужно суммировать с предыдущими кварталами.

Ответы на требования ФНС

Когда вы получите требование, то у вас есть в запасе 5 дней для отправки подтверждения о получении и еще 5 дней на сам ответ. Затягивать с ответом не стоит, так как сейчас у инспекторов ФНС есть возможность приостанавливать операции по расчетному счету: на всю сумму или в какой-либо части без предварительного уведомления налогоплательщика. В базах «1С» реализован ответ на требование по конкретным документам, к которым возник вопрос по НДС, также вы можете ответить в свободной форме, если вопрос касался не определенного счета-фактуры, а, например, разногласий по суммам деклараций. После отправки убедитесь, что ответ на требование был получен ИФНС.

Даже если вы получили документ и не одна из ошибок или разногласий из описанных выше вас не коснулись, то проверяйте сам документ на наличие исправлений – они должны соответствовать требованиям п. 29 Постановления Правительства РФ № 914 от 02.12.2000 г. «Об утверждении правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость», письмом ФНС № 03-1-03/1924 от 06.05.2008. Также нужно обеспечить сохранность документа, чтобы при возникновении спорных ситуаций вы всегда могли подтвердить свою правоту.

Эти несложные действия помогут вам избежать нежелательных сделок, ошибок и пристального внимания инспекторов.

Оценка и управление налоговыми рисками организации

Налоговые риски при ведении бизнеса чреваты пристальным вниманием со стороны налоговых органов, обязанных контролировать достоверность данных для формирования баз, от которых начисляются налоги. Высокий уровень подобных рисков служит основанием для назначения выездной проверки налогоплательщика. Что же относится к числу налоговых рисков и можно ли ими управлять — об этом в нашей статье.

Налоговые риски бизнеса — существует ли перечень?

Возникновение налоговых рисков у бизнеса — явление, обусловленное прежде всего желанием налогоплательщика снизить суммы уплачиваемых налогов законными или незаконными способами. Хотя могут иметь место и иные факторы:

  • неосведомленность о положениях законодательства или их изменении;
  • недостаточность информации о контрагентах или сути проводимых операций;
  • технические ошибки.

То есть налоговые риски имеют место в ситуациях, когда требования законодательства игнорируются либо соблюдаются с нарушениями. Наличие признаков ведения бизнеса с налоговыми рисками является для налогового органа основанием для инициирования процедуры проведения выездной проверки. Руководство к определению наличия/отсутствия налоговых рисков у организации или ИП содержит приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@, в котором приведен перечень основных критериев оценки налоговых рисков (приложение № 2). Этот перечень не только не закрыт для налогоплательщиков, но и, наоборот, рекомендован им для самостоятельного использования.

В числе критериев, свидетельствующих о присутствии налоговых рисков у предприятия, отмечено:

  • наличие:
    • низкого в сравнении со средним по отрасли уровня налоговой нагрузки;
    • убытков на протяжении ряда налоговых периодов;
    • высокой доли вычетов по НДС;
    • несоответствия в росте доходов и расходов, указывающего на более высокие темпы увеличения последних;
    • низкого в сравнении со средним для отрасли по региону уровня зарплаты;
    • близких к граничным критериев, дающих право на применение спецрежимов;
    • высокой доли расходов ИП, уменьшающих начисляемый ими НДФЛ от предпринимательской деятельности;
    • необоснованного количества посредников в сделке;
    • действий, свидетельствующих о нежелании давать необходимую для налогового контроля информацию;
    • частой смены мест постановки на налоговый учет;
    • низкого в сравнении со средним по отрасли уровня рентабельности осуществляемой деятельности;
  • отсутствие:
    • личного взаимодействия представителей контрагентов при заключении договоров;
    • документов, подтверждающих полномочия руководителя/представителя контрагента;
    • данных, подтверждающих факт госрегистрации контрагента, реальность ведения им хоздеятельности;
    • обоснования разумности применяемых контрагентом цен по сделке и установления длительных отсрочек по оплате;
    • взаимодействия с поставщиками-физлицами, являющимися традиционными производителями продукции определенных видов;
    • попыток взыскания образовавшихся долгов;
    • процентов и обеспечений по выдаваемым/получаемым займам.

Большую часть этих критериев можно отнести к влияющим на возникновение рисков в момент заключения договора и на расчет наиболее объемных для бюджета налогов (НДС и на прибыль). Несмотря на то что налог на прибыль платят только юрлица, работающие на ОСНО, многие правила учета доходов и расходов по нему применяются при УСН. Поэтому эти правила оказываются значимыми также для организаций и ИП, работающих на вмененке.

Читайте также:  Входной ндс это

Какие риски относятся к возникающим при заключении договора?

Налоговые риски при заключении договоров являются следствием либо преднамеренного включения в число контрагентов сомнительных лиц, либо недостаточной проверки данных о партнере. Причем во втором случае ответственность за невыявление сведений, свидетельствующих о ненадежности контрагента, исходя из положений приказа ФНС России № ММ-3-06/333@, тоже возлагается на налогоплательщика.

Таким образом, заключая договор, надо:

  • собрать максимальное количество информации о партнере и его деятельности, подтвердив ее документальными свидетельствами;
  • саму процедуру согласования условий соглашения сделать абсолютно прозрачной и сопроводить доказательствами реальности контактов представителей сторон;
  • подтвердить документально оправданность выбора именно этого контрагента, в т. ч. в части предложенных им цен и участия его в сделке в качестве посредника;
  • запастись обоснованием включенных в договор условий об оплате, отсрочках, штрафных санкциях.

Если условия договора окажутся все-таки нарушенными партнером, то подтверждать свою добросовестность при его выборе налогоплательщику придется, предъявляя доказательства попыток взыскать причиненный ущерб.

Невыполнение этих требований при наличии существенного влияния результатов взаимодействия с таким партнером на объем подлежащих уплате налогов может привести к тому, что контрагент будет сочтен проблемным, а сделка, заключенная с ним, сомнительной. Соответственно, из расчета налоговых обязательств данные по таким сделкам налоговый орган исключит.

Налоговые риски по НДС в 2018 году

В оценке налоговых рисков по НДС в 2018 году следует ориентироваться на величину доли вычетов, устанавливаемую:

  • директивно как не превышающую 89% за год в целом (п. 3 приложения № 2 к приказу ФНС России № ММ-3-06/333@);
  • как среднюю по регионам ежеквартально на основании данных фактической отчетности, представляемой в налоговые органы.

Последний показатель учитывает особенности налогообложения в каждом из регионов. Эти особенности могут обусловливаться как возможностью применения определенных налоговых льгот, так и преобладанием того или иного вида деятельности, отражающегося на итоговой величине вычета.

Налогоплательщику, данные которого по доле вычетов, задействованных при определении суммы НДС, подлежащего уплате за налоговый период, отклоняются от цифры, средней для региона, придется либо давать налоговому органу убедительные объяснения причин такого отклонения, либо принимать меры к тому, чтобы избежать отклонений. Последнего, в частности, можно достичь, используя возможность применения отсроченного вычета (п. 1.1 ст. 172 НК РФ).

Риски предприятия по налогу на прибыль

Если налоговые риски, возникающие при заключении договора или при работе с НДС, касаются как юрлиц, так и ИП, то исключительно к налоговым рискам организации относятся налоговые риски по налогу на прибыль (при условии что организация работает на ОСНО).

В связи с налогом на прибыль риски возникают прежде всего в отношении обоснованности расходов, учитываемых в уменьшение базы по этому налогу. Роль здесь будут играть:

  • наличие/отсутствие поставщиков, относимых к числу проблемных контрагентов, и сомнительных сделок;
  • обоснованность цен, применяемых при сделках с поставщиками;
  • соответствие затрат критериям возможности принятия их в состав расходов, в т. ч. в части ориентира на лимиты, установленные для этого;
  • соотношение доходов и расходов, отражающееся в т. ч. на уровне рентабельности осуществляемой деятельности;
  • обоснованность убытков предшествующих лет.

На аналогичные показатели придется ориентироваться и упрощенцам (как юрлицам, так и ИП), работающим с объектом «доходы минус расходы».

О том, какие расходы при УСН учитываются по правилам главы 25, читайте в статье «Перечень расходов при УСН “доходы минус расходы”».

Управление налоговыми рисками

Процесс управления налоговыми рисками предполагает:

  • организацию работы только с проверенными контрагентами;
  • следование в вопросах определения налоговых баз и итоговых сумм налоговых платежей правилам, не выходящим за рамки действующего законодательства;
  • соблюдение соответствия цифровым показателям, считающимся у налогового органа приемлемыми для налога/расхода определенного вида;
  • систематическое проведение анализа результатов деятельности и ее налоговых последствий.

Налогоплательщику, сомневающемуся в возможности принятия результатов каких-либо операций к налоговому учету, рекомендуется исключать их из налоговых расчетов (п. 12 приложения № 2 к приказу ФНС России № ММ-3-06/333@). В случае если подобные операции оказались учтенными при составлении налоговой отчетности, эту отчетность следует уточнить, сопроводив ее пояснительной запиской. Такие действия позволят снизить риск проведения выездной налоговой проверки.

Итоги

Ведение коммерческой деятельности сопровождается налоговыми рисками, являющимися результатом несоблюдения налогового законодательства. Перечень признаков, свидетельствующих о наличии рисков, приведен в приказе ФНС России № ММ-3-06/333@. Основные из этих признаков касаются вопросов заключения договоров, начисления НДС и налога на прибыль. Рисками можно управлять, в т. ч. снижать их путем подачи в налоговый орган уточненной налоговой отчетности.

Как минимизировать налоговые риски по НДС

Вот уже два с половиной года налоговые органы постоянно совершенствуют систему проведения проверок «АСК НДС-2». На что нужно обратить внимание, чтобы декларация по НДС прошла проверку в этой системе без проблем? Как снизить вероятность доначислений, штрафов, отказов в вычетах и блокировки счетов?

Проверка декларации

Сверяйте данные

В первую очередь ФНС проверяет, сходятся ли в декларации контрольные соотношения. Такая проверка, как правило, встроена в специальные сервисы. Помимо этого, в «АСК НДС-2» информация из декларации сверяется с данными из других деклараций и расчетов этого же налогоплательщика, как за текущий период, так и за предыдущие. Следите, чтобы, к примеру, данные о выручке по налогу на прибыль не расходились с данными о выручке по НДС. Заранее будьте готовы объяснить причины такого расхождения. Например, оно может возникнуть из-за выставления корректировочных счетов-фактур. Также ФНС проверит, сходятся ли данные в вашей декларации с данными контрагентов.

Совет первый

Сверяйте в Контур.НДС+ следующие данные:

  • Сведения из книги покупок со сведениями, которые отправляют в налоговую поставщики. В сервис ежеквартально загружают свои книги более 190 тысяч компаний. Новый пользователь сервиса после загрузки данных может сразу начать сверяться со своими контрагентами. Чтобы свериться с поставщиками, которых еще нет в сервисе, их можно пригласить загрузить свои данные — это бесплатно.
  • Всю информацию, которая указана в счетах-фактурах. Пользователям видны расхождения по суммам НДС, любые несоответствия и ошибки ручного ввода: несовпадения в дате, номере счета-фактуры, КПП, которые трудно увидеть при «ручной» сверке.
  • Составные счета-фактуры из разных отчетных периодов. Часто бывает так, что продавец заявляет о сделке сразу после ее завершения, а покупатель, пользуясь своим правом трехлетней отсрочки на предъявление к вычету, «показывает» ее в другом отчетном периоде — иногда по частям. В сервисе покупатель также может посмотреть, какие сделки он еще не предъявлял к вычету, чтобы не «потерять» их.

Кроме того, в сервисе можно отредактировать счет-фактуру, выгрузить исправленную книгу покупок или продаж и загрузить в систему отчетности.

Оформляйте правильно

Данные декларации сверяются с иными документами, представленными налогоплательщиком или полученными налоговиками во время налоговых проверок, а также в ходе валютного контроля, учета выручки, ведения ЕГРЮЛ и т.д. Кроме того, налоговики имеют доступ к реестру данных ККТ, который с внедрением онлайн-касс становится просто кладезем фискальной информации: инспекторам известна дата, время, место продажи каждого товара и сумма НДС по каждой операции!

Наконец, ФНС активно участвует в межведомственном взаимодействии и использует при камеральных проверках материалы, полученные от правоохранительных и иных органов, от внебюджетных фондов. Налоговики в автоматическом режиме могут сверять данные из декларации с информацией из различных государственных и коммерческих электронных баз (письмо ФНС России от 16.07.2013 № АС-4-2/12705). Сведения могут быть проверены по Единому госреестру недвижимости, базе данных о банковских счетах, об открытии которых налоговики получают извещения, о недействительных паспортах, о лицензиях, о дисквалифицированных руководителях, о среднесписочной численности организации, о доходах ее сотрудников и т.п.

Поэтому, к примеру, организации, у которой нет обособленных подразделений, нужно следить за правильностью оформления счетов-фактур в части указания грузоотправителя и грузополучателя, если поставка ведется не по юридическому адресу компании. И быть готовыми объяснить, почему товар поставляется по адресу, которого нет в ЕГРЮЛ (например, потому что там расположен только арендуемый склад, а оборудованных рабочих мест нет).

Тренды налогового контроля, зоны налогового риска и необоснованная налоговая выгода. Смотрите выступление советника налоговой службы на Контур.Конференции.

Ведите внутреннюю базу

Ведите внутреннюю базу данных о тех документах, которые представлялись в налоговые органы, указывайте их содержание, а также сведения о том, когда и в связи с чем они представлялись. Сверяйтесь с этой базой при подготовке очередных пояснений или документов по требованию налоговиков, чтобы избежать недоразумений, когда вы даете совершенно иное объяснение одного и того же факта или расхождения в декларации по сравнению с тем, что вы давали в прошлых периодах.

О системе управления рисками

Системы управления рисками были заложены в 2015 году. В этот период были предприняты шаги, направленные на автоматизированное отслеживание всей «цепочки» прохождения НДС от производителя до конечного покупателя. Тогда были внесены изменения в НК РФ, которые расширили как круг лиц, так и перечень НДС-документов, которые представляются в налоговые органы на регулярной основе. Кроме того, налоговикам было предоставлено право требовать дополнительные документы, если обнаружатся расхождения между данными налогоплательщика и третьих лиц.

Также была создана специальная Межрегиональная инспекция ФНС по камеральному контролю, в задачи которой вошло проведение сравнительного и перекрестного анализа сведений об операциях, указанных в налоговых декларациях по НДС с целью выявления «разрывов цепочки» НДС, а также налогоплательщиков, злоупотребляющих правом на вычет НДС. Наконец, тогда же началась пилотная эксплуатация первого варианта АСК НДС (Приказ ФНС России от 14.08.2015 № СА-7-15/358@).

Управление уровнями риска

Система управления рисками «СУР АСК НДС-2» автоматически на основании имеющихся сведений распределяет налогоплательщиков на три группы налогового риска: высокий, средний, низкий (письмо ФНС России от 03.06.2016 № ЕД-4-15/9933@):

  • Низкий налоговый риск присваивается налогоплательщикам, которые ведут реальную финансово-хозяйственную деятельность, своевременно и в полном объеме исполняют свои налоговые обязательства перед бюджетом, обладают соответствующими ресурсами (активами), а их деятельность может быть проверена плановым выездным налоговым контролем.
  • Значок «высокий налоговый риск» получают организации, не обладающие, по данным ФНС России, достаточными ресурсами (активами) для ведения соответствующей деятельности, не исполняющие свои налоговые обязательства или исполняющие их в минимальном размере. Эти факты являются признаками организации, используемой для получения необоснованной налоговой выгоды.
  • Всех остальных налогоплательщиков СУР относит к группе среднего налогового риска.

Операциям, в которых участвуют организации с высоким уровнем налогового риска, уделяется особое внимание, чтобы не допустить возмещения НДС недобросовестными налогоплательщиками. Если факт недобросовестности вскроется после получения вычета, то может оказаться, что взыскать его уже нельзя, так как компания либо неплатежеспособна, либо ликвидирована. «АСК НДС-2» строит «дерево связей», с помощью которого отслеживается цепочка движения НДС и выявляется реальная роль каждой компании в этой цепочке.

Есть ряд фактов, которые служат для налоговиков сигналом того, что сделка может быть направлена на неправомерное изъятие НДС из бюджета (письма ФНС России от 03.08.2016 № ГД-4-14/14127@ и от 03.08.2016 № ГД-4-14/14126@):

  • физлицо, которое действует от имени юрлица без доверенности (в том числе от имени управляющей организации), дисквалифицировано, и срок дисквалификации еще не истек;
  • имеется информация о смерти физлица, которое может действовать от имени юрлица без доверенности;
  • лицо, которое имеет право без доверенности действовать от имени юрлица, выступает в качестве такового более чем в пяти юрлицах;
  • участники юрлица являются таковыми более чем в 10 юрлицах;
  • адрес юрлица, указанный в ЕГРЮЛ, является адресом более чем 10 юрлиц;
  • управляющая организация является таковой более чем в 20 юрлицах.
Читайте также:  Налоговый агент по ндс

Как только в «дереве связей» мелькает такая компания, инспекторы берут и ее, и ее контрагентов «на карандаш». После чего начинается детальное изучение совершенных операций по всей цепочке от ближайших контрагентов к более отдаленным для того, чтобы найти реального выгодоприобретателя от операции по незаконному возмещению НДС или уклонению от его уплаты. А значит, основная задача налогоплательщика — избежать систематического попадания подобных контрагентов в собственные сделки.

Взгляните на свою отчетность глазами ФНС. Сервис сверяет и проверяет данные по принципам системы ФНС «АСК НДС-2»

Проверка контрагентов

Чтобы снизить риски, проверяйте контрагентов по открытым базам данных: ЕГРЮЛ, ЕГРН, данные о паспортах, о дисквалификации и т.п. Тем более что это можно делать буквально «на лету», используя специальные сервисы.

Не пренебрегайте коммерческими базами данных и картотеками о компаниях, которые позволяют строить некое подобие «дерева связей» между компаниями, руководителями и участниками. Это позволяет провести более глубокий анализ деятельности своих контрагентов: установить количество компаний, зарегистрированных по адресу контрагента, увидеть, в каких еще компаниях «засветился» директор и учредители, посмотреть активы и пассивы компаний и т.д. Эта информация позволит отсечь неблагонадежных контрагентов, если таковые будут обнаружены.

В идеале проверять нужно не только новых контрагентов при заключении с ними сделок, но и тех, с которыми компания работает постоянно. Ведь все меняется: фирма может переехать, у нее может смениться руководство, а информация об этом может не сразу попасть в составляемые документы. Директор или собственники компании могут начать взаимодействовать с другими компаниями, которые будут уже не столь благонадежными. Поэтому возьмите за правило ежеквартально сверять с базами данных указанные в счетах-фактурах сведения хотя бы о ключевых (а в идеале, конечно, обо всех) контрагентах, попутно проводя оценку «дерева связей». Очевидно, что выявленные расхождения между документами, полученными от контрагента, и сведениями в базе данных проще устранить, пока эти данные не попали в декларацию и не переданы в ИФНС.

Совет второй

Используйте возможности НДС+ для мониторинга благонадежности контрагентов:

  • Смотрите аналитическую справку по своим поставщикам в справочнике контрагентов, который формируется в сервисе на основе загруженных книг: много ли среди них «опасных» компаний, сделки с которыми привлекут внимание налоговой, с какими из поставщиков больше всего расхождений, чтобы устранить их в первую очередь и снизить риски доначисления НДС.
  • Анализируйте статус компаний в справочнике, опираясь на сведения автоматической проверки в модуле «Светофор», которая проводится на основе данных из 26 официальных источников. Существенные факты о компании подсвечиваются соответствующим цветом:

Красный — рекомендуется проверить сообщения о банкротстве за последние 12 месяцев. Сделки с такими поставщиками прежде всего привлекут внимание налоговой.
Желтый — на эти факты следует обратить пристальное внимание. Желтым подсвечивается недавняя смена руководителя, наличие больших сумм арбитражных исков, «тревожные» исполнительные производства, например неисполнение обязательств по кредитам и т.д.
Зеленый — эти факты показывают, что компания вела хозяйственную деятельность последние 12 месяцев, например выигрывала госконтракты, получала лицензии и т.д.

  • Получайте на электронную почту оповещения о смене статуса своих контрагентов, чтобы своевременно принять меры.

Ответ на требования

В ряде случаев налоговики могут направить требование о предоставлении пояснений. Напомним, что после получения такого требования нужно сразу направить в ИФНС квитанцию о приеме. Иначе налоговые органы могут приостановить операции по банковским счетам. По общему правилу пояснения должны быть представлены в течение пяти рабочих дней. За его нарушение предусмотрены штрафы.

Совет третий

Формируйте ответ на требования с помощью НДС+. В сервисе можно обработать требования с любым количеством счетов-фактур (даже очень объемные), сразу видно данные контрагента и можно понять, в чем именно состоит разночтение, которое привлекло внимание налоговой. Кроме того, в сервисе можно выгрузить список счетов-фактур, которые попадут в уточненную декларацию, чтобы внести изменения в учетную систему.

Алексей Крайнев, налоговый юрист, советы подготовлены Дарьей Харитоновой, экспертом сервиса НДС+

Налоговые риски и их оценка

Под налоговыми рисками подразумевают вероятность возникновения у предприятия неблагоприятных правовых последствий в виде финансовых потерь из-за действий госорганов вследствие неоднозначности и некорректности процессов обложения обязательными бюджетными платежами и налогового законодательства.

Налоговые риски могут возникнуть у компании не только из-за ведения хозяйствующим субъектом неэффективной внутренней политики, но и в связи с использованием двойственности некоторых положений, связанных с оплатой налога или применением достаточно рискованных схем, направленных на минимизацию выплат предприятия в бюджет.

Классификация налоговых рисков

Налоговые риски разделяются на:

  • внешние и внутренние;
  • непредсказуемые и предсказуемые;
  • систематические и несистематические.

Среди иных оснований для разделения рисков присутствуют:

  • обладающие риском субъекты;
  • вероятностные последствия;
  • причины образования.

Еще 3 большие объединения рисков включают риски, наступающие:

  • до возникновения спорной ситуации со структурами ФНС (к примеру, при недобросовестности контрагентов, некорректном оформлении выполненной хозяйственной операции);
  • в процессе ведения проверки по налоговым перечислениям из-за недостаточности времени, некачественного юридического сопровождения;
  • в процессе конфликта с подразделением НС и включающие составление разногласий на акт, обжалование до передачи вопроса в суд досудебное, обжалование в судебном порядке.

На каждом из этапов споров со структурами НС по вопросам обязательных перечислений существуют риски:

  • Информационные. Данные риски связаны с недостаточной информированностью, отсутствием законодательного регулирования складывающихся между субъектами отношений. К примеру, ситуация по вычету НДС при заверении счета-фактуры факсимильной подписью ИП не имеет четкого отражения в законодательных или судебных актах.
  • Процессуальные. Отражают недостаточность регулирования финансовых процессов в ходе осуществления коммерческой деятельности и образуются при несоблюдении сроков, правил или иных требований, касающихся налоговых норм (к примеру, несвоевременное предоставление декларации о доходах субъекта).
  • Окружающие, образующиеся при неравнозначности восприятия норм налоговыми структурами и предприятиями-плательщиками сумм. К примеру, структура НС имеет возможность возложить ответственность на предприятие по истечении законодательно ограниченного срока согласно Постановлению КС РФ (№9, 14.07.2005) о восстановлении сроков давности в отношении юридического лица, совершившего неправомерное деяние. Утверждение не содержит однозначного указания подразумеваемых действий и ситуаций, что провоцирует конфликт мнений.
  • Репутационные, связанные с представлением оценочного характера о предприятии в целом. Существование разногласий с проверяющими структурами (независимо от причин возникновения) может оказать негативное влияние на партнерские или спонсорские взаимоотношения организации.

Критерии оценки налоговых рисков

Необходимость оценки налоговых рисков у предприятий является причиной проведения подразделениями НС выездных проверок в соответствии с составленным планом (Приказ ФНС РФ №ММ-3-06/333, 30.05.2007).

Отбор предприятий для проведения проверки их деятельности ведется с учетом некоторых для того оснований, в числе которых:

  1. Полученные организацией убытки в течение некоторого периода работы (от 2 лет). Особое внимание привлекают предприятия, у которых отсутствуют перспективы выхода из убыточного состояния, установившие сотрудникам низкий уровень заработной платы, вычитающие большие суммы по НДС.
  2. Невысокий показатель нагрузки по обязательным платежам, в сравнении со средним результатом, характерным для подобного направления коммерческой деятельности. Расчет коэффициента выводится в процентном соотношении путем деления суммы уплаченных за отчетный период налогов на полученную в том же периоде выручку от реализации, не учитывая НДС.
  3. Значительные размеры вычетов по налогам. Но предпринимаемые попытки переноса суммы НДС, обеспечивающего снижение величины процентной ставки и возможность избежать проверки, могут стать причиной нарушения налогового законодательства.
  4. Предельные показатели при работе по специальным режимам, связанным с налогообложением.
  5. Резкое опережение темпов роста расходов, в сравнении с темпами роста доходов. У проверяющих могут возникнуть сомнения в достоверности указываемых данных, вероятностном их завышении или занижении.
  6. Значительное отклонение — более чем на 10% — показателя уровня рентабельности от среднеотраслевого значения. Уровень рентабельности товаров (в %%) высчитывается делением прибыли от продаж на себестоимость реализованных товаров, а активов – делением прибыли от продаж на валюту баланса.
  7. Низкий показатель заработка сотрудников (ниже среднеотраслевого уровня). В организации возможно сокрытие реально выплачиваемых заработных плат или занижение ставок на доходы граждан и единого социального налога.
  8. Соглашения с перекупщиками или посредниками, в большинстве случаев заключаемые для сокрытия сумм прибыли и уменьшения суммы обязательного бюджетного платежа. Сомнения вызывают договора, положения которых не соответствуют правилам делового оборота (к примеру, безосновательная продолжительная отсрочка оплаты), закупаемая/реализуемая продукция не представляет собой результат предпринимательской деятельности компании, а также ситуации активного сотрудничества сторон при несоблюдении обязательств по сделке одним из участников.
  9. Непредоставление пояснений по полученному компанией уведомлению НС.
  10. Изменение местонахождения и регистрации юридического лица, предпринимаемое для получения отсрочки по времени с целью исправления недостатков деятельности.
  11. Сотрудничество с контрагентами, вызывающими подозрения НС по причине одновременного наличия одинаковых адресов регистрации у нескольких фирм или занятия одним лицом одинаковых должностей (директор, учредитель) в нескольких предприятиях.

Управление налоговыми рисками

Для обеспечения безопасности в отношении налоговых рисков следует придерживаться определенных правил в процессе осуществления коммерческой деятельности, в том числе:

  • Избегать действий, вызывающих появление риска, к примеру, в виде заключения сделок сомнительного характера, пользования услугами подозрительных компаний, нарушения положений трудового законодательства.
  • Предпринимать меры по удержанию риска и его снижению путем определения и изучения последствий риска, их масштабности и критичности для компании.
  • Особое внимание в организации должно уделяться наличию документов, в том числе дополнительных, касающихся как деятельности компании, так и нормативного и законодательного характера. Подобная документальная обеспеченность поможет в ходе спорных ситуаций с проверяющими структурами.
  • Важно изучать вступившие в силу судебные решения для возможного их использования в качестве прецедента и определенной налоговой нормы при наличии споров.

В некоторых ситуациях рекомендуется наличие определенной суммы переплаченных средств по обязательным бюджетным платежам использовать для оплаты налога и избежания возникновения долга у организации.

Корректное оформление хозяйственных операций, повышение квалификации исполнителей (бухгалтеров), проведение добровольного аудита и внедрение системы управления налоговыми рисками позволит предприятию эффективно распределять собственные средства.

При этом используемые способы финансовой оптимизации должны обладать правовым и экономическим соответствием. В ряде случаев рекомендуется обращение к НС для получения разъяснений о вероятностных налоговых последствиях или о толковании налоговых норм по конкретной правовой ситуации.

Планирование НДС и налоговые риски

Планирование НДС

В процессе бюджетирования компании должны прогнозировать суммы налоговых платежей в планируемом периоде. Без бюджета налогов невозможно составить ни бюджетный баланс, ни бюджет доходов и расходов, ни бюджет движения денежных средств. Формирование бюджета налогов является достаточно трудоемкой процедурой и зависит от многих параметров. В бюджете налогов представляется информация о планируемом начислении налогов и налоговых платежах, сгруппированная по видам налогов, с указанием налогооблагаемой базы и предполагаемой задолженности компании перед бюджетом (включая реструктуризированную задолженность).

Бюджет налогов необходимо составлять, во-первых, для дальнейшего расчета финансовых показателей компании и определения влияния на них налогового бремени, во-вторых, для формирования платежного календаря и, в-третьих, для оптимизации налогов.

Под налоговым планированием НДС понимается планирование финансово-хозяйственной деятельности организации в целях оптимизации налоговых платежей и снижения налогового бремени по НДС. Для того чтобы запланировать любое приобретение, содержащее в себе НДС, необходимо решить, каким образом будет учитываться НДС для планирования, а также как оно будет выделяться (или не выделяться) в плановых операциях.

При планировании НДС необходимо помнить, что, как и остальные косвенные налоги, этот налог не влияет на планирование прибыли, так как не является “затратным”, т.е. не увеличивает затраты предприятия, а отражается только при формировании бюджета движения денежных средств и прогнозного баланса.

Читайте также:  Налог на землю ижс

В целях осуществления планирования необходимо четко разделить виды услуг, оказываемых предприятием, которые подпадают под различные режимы налогообложения по НДС, а также операции, освобождаемые от налогообложения, и НДС, принятый к возмещению. В целях планирования НДС может быть использована следующая таблица.

Планирование НДС

Объекты
налогообложения,
операции,
освобождаемые от
налогообложения
и не подлежащие
налогообложению

Облагаемая
база и
вычеты

Сумма
налога
за
отчетный
период

Планируемая
сумма
налога

Реализация
товаров, работ,
услуг

Реализация
товаров, работ
и услуг на
экспорт

Реализация
продовольствен-
ных товаров
первой
необходимости

Реализация
товаров для
детей первой
необходимости

Ввоз товаров
на территорию РФ

Реализация
работ и услуг
на территории РФ

Операции, освобождаемые от налогообложения

Реализация
медицинских
товаров по
постановлению

Услуги в сфере
образования
некоммерческими
организациями

Услуги,
оказываемые в
аэропортах

Не подлежат налогообложению

Товары,
ввозимые в
качестве
безвозмездной
помощи

Итого облагаемая
база

Суммы НДС,
предъявленные и
уплаченные по
товарам
(работам,
услугам)

Суммы НДС,
уплаченные при
ввозе товаров
на таможенную
территорию

НДС на возврат
товаров в
течение
действия
гарантийного
срока

Суммы НДС при
проведении
капитального
строительства

НДС с суммы
авансовых
платежей

По результатам исполнения плана по НДС целесообразно производить анализ исполнения налогового бюджета и в соответствии с отклонением от плана производить планирование на следующий период. Пример анализа исполнения налогового бюджета представлен в таблице 2.

Анализ исполнения налогового бюджета по НДС

Виды
налогов и
сборов

Начисленные
налоги за
прошлый
период

Начисленные налоги за
текущий период

Также следует уделять внимание вопросу расчета задолженности по НДС.

Задолженность по НДС определяется с помощью следующих величин:

суммы НДС в выручке – если компания использует учетную политику “по отгрузке”, то берутся вся выручка за плановый период и суммы авансовых платежей от покупателей; если же применяется учетная политика “по оплате”, то НДС рассчитывается с сумм, которые поступят в компанию от покупателей либо за уже отгруженную продукцию, либо в виде авансовых платежей;

суммы НДС в выручке от реализации товаров (работ, услуг), оплата которых была произведена авансом (если применяется учетная политика “по отгрузке”);

суммы НДС в выплатах поставщикам товаров и услуг – операция начисления возмещаемой суммы налога по факту оплаты (без учета авансовых платежей).

Проверка начисленного и планируемого НДС

При проверке начисленных или планируемых показателей по НДС целесообразно уделять внимание вопросам, которым уделяют внимание налоговые инспекции. Это позволит избежать ошибок как при сдаче налоговых деклараций, так и в дальнейшем при планировании налога. Инспекции, проводя камеральные проверки по НДС, всегда обращают особое внимание на обоснованность налоговых вычетов. Как показывает практика, обилие вычетов по НДС, заявленных в декларации, – палка о двух концах для налогоплательщиков. С одной стороны, самим предприятиям выгодно платить меньшую сумму. Но с другой – инспекции всегда тщательно проверяют, обоснованно ли фирма снижает налоговую базу.

При этом суд указывает на то, что “сам факт подачи декларации с исчислением НДС к возмещению из бюджета не означает получение налогоплательщиком права на возмещение налога путем зачета в счет уплаты задолженности по НДС. Данное право должно быть подтверждено решением налогового органа, которое выносится по результатам камеральной проверки” (Постановление ФАС Поволжского округа от 26 февраля 2009 г. по делу N А12-10963/2008). В целях подтверждения сумм, заявленных к возмещению налогоплательщиком, налоговые органы должны затребовать соответствующие подтверждающие документы; об этом сказано, в частности, в Определении ВАС РФ от 12 февраля 2009 г. N 216/09, где говорится о том, что “без исследования в рамках камеральной налоговой проверки документов общества, подтверждающих его право на налоговые вычеты, у инспекции отсутствовали законные основания и для вывода о неполной уплате им сумм НДС”.

Налоговые риски по НДС

Налоговые риски должны быть проанализированы заранее при осуществлении деятельности.

Представить налоговые риски можно в виде таблицы:

Риски, связанные с контрагентами

Исправления в документах

Отсутствие обязательных
реквизитов на документах

Определение налоговой базы по
НДС

Предоставление скидок на
реализуемые товары

Налоговые риски по программам
ЭВМ

Выбор контрагентов

Выбор контрагентов является важным моментом при планировании НДС и совершении сделок. Так, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 18 ноября 2008 г. N 7588/08 указано, что в силу положений ст. ст. 49, 51 Гражданского кодекса РФ организации, не прошедшие государственную регистрацию в качестве юридических лиц, не приобретают правоспособности юридического лица, а их действия, направленные на установление, изменение и прекращение гражданских прав и обязанностей, не могут быть признаны сделками, что влечет негативные налоговые последствия для участников данных правоотношений. Следовательно, при заключении договоров с фирмами-однодневками можно столкнуться с проблемами при возмещении НДС. Недостаточная осмотрительность в выборе контрагента, не исполнившего свою обязанность, может повлечь для налогоплательщика неблагоприятные последствия в налоговых правоотношениях (в частности, отказ в праве на льготу или в праве на налоговый вычет) (Постановление Президиума ВАС РФ от 12 февраля 2008 г. N 12210/07).

Следовательно, организации для того, чтобы минимизировать налоговые риски по НДС в части взаимодействия со своими контрагентами, надлежит получить сведения об организациях и физических лицах, поставленных на учет, и требовать заверенные копии свидетельств о постановке на учет, копий устава и т.д.

Исправления в документах

Если в счете-фактуре есть ошибка, само собой возникает желание ее исправить. Риск потери вычета НДС для этого более чем достаточная мотивация.

Порядок внесения исправлений в счет-фактуру установлен п. 29 Правил. Так, документы с подчистками и помарками в книгах покупок и продаж регистрировать нельзя. А внесенные исправления должны быть заверены подписью руководителя и печатью продавца с указанием даты внесения исправления. Вместе с тем отсутствие даты исправления вычету НДС не помеха (Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 29 января 2009 г. N Ф09-10682/08-С2).

Обратите внимание: исправление счета-фактуры путем его повторного выставления продавцом по товарам (работам, услугам), в отношении которых ранее был выставлен документ с недочетами, не допускается (письмо Минфина России от 1 апреля 2009 г. N 03-07-09/17).

Отсутствие обязательных реквизитов на документах

Налоговые органы часто предъявляют претензии налогоплательщикам в части несоответствия документов, предъявляемых для возмещения НДС, и используют любые предлоги для отказа в возмещении НДС. При этом сложилась разнообразная судебная практика в части признания правомерности данных требований.

В частности, ФАС Московского округа в Постановлении от 12 ноября 2008 г. N КА-А40/10285-08 отклонил довод налогового органа о том, что в товарной накладной нет расшифровки подписи лица, принявшего товар, а также ссылки на доверенность для получения груза. При этом было указано, что ст. 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ “О бухгалтерском учете” не содержит такого требования. ФАС Поволжского округа в Постановлении от 15 сентября 2008 г. по делу N А57-683/08 отклонил довод налогового органа о недочетах в заполнении товарно-транспортных накладных (отсутствие отдельных реквизитов, в частности сведений о доверенности, о лице, принявшем груз), указав, что при реальности хозяйственных операций и их документальном подтверждении данное обстоятельство не может служить основанием для отказа в возмещении НДС.

Однако существует и противоположная практика. ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 15 июля 2008 г. N Ф08-3970/2008 указал, что товарная накладная, в которой нет обязательных реквизитов (расшифровки подписи лица, разрешившего отпуск груза; подписей с расшифровкой лица, отпустившего груз, и грузополучателя; подписи водителя, принявшего груз; реквизитов доверенности на получение груза), факт получения товара не подтверждает. В Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 13 ноября 2008 г. N Ф08-6724/2008 указано, что товарные накладные составлены с нарушением обязательных требований, в частности, в них не указано, кто принял груз, по какой доверенности он был получен, а также должность лица, получившего груз. В результате, по мнению судей, указанные документы не подтверждают фактическую передачу товара и не являются основанием для оприходования товара.

Определение налоговой базы по НДС

Подпунктом 2 п. 1 ст. 167 НК РФ предусмотрено, что день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав является моментом определения налоговой базы по НДС. Это означает, что при получении аванса и предоплаты поставщик, являющийся плательщиком НДС, должен определить налоговую базу и исчислить сумму налога, подлежащую уплате в бюджет.

В пункте 1 ст. 154 НК РФ перечислены виды предоплаты, при получении которых налогоплательщик не должен исчислять НДС. К ним относятся суммы оплаты, полученные в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), если:

длительность производственного цикла их изготовления составляет свыше шести месяцев (при определении налогоплательщиком налоговой базы по мере отгрузки (передачи) таких товаров (выполнения работ, оказания услуг) в соответствии с положениями п. 13 ст. 167 НК РФ);

указанные суммы облагаются по налоговой ставке 0%;

указанные суммы не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения).

Предоставление скидок на реализуемые товары

Существуют различные позиции по вопросу налогообложения премий, скидок при реализации товара. В письме Минфина России от 28 сентября 2006 г. N 03-04-11/182 отмечается, что “премии, полученные покупателем товаров от продавца по результатам продаж за определенный период, налогом на добавленную стоимость не облагаются”. Минфин России в письме от 20 декабря 2006 г. N 03-03-04/1/847 также придерживается этой позиции: “премии, полученные покупателем товаров от продавца по результатам продаж за определенный период без изменения цены товара, налогом на добавленную стоимость не облагаются. При этом у продавца товаров на сумму данных премий налоговая база по данному налогу не корректируется”. Вместе с тем в другом письме (от 26 июля 2007 г. N 03-07-15/112) Минфин России указывает следующее: “Если у организации-заказчика (продавца товаров) есть основания полагать, что целенаправленные оговоренные в договоре действия исполнителя (покупателя товаров – организации розничной торговли) способствуют привлечению внимания к товарам определенного наименования, продаваемым этим продавцом, либо подобные услуги в явном виде указаны в договоре между продавцом и покупателем, то такие действия рассматриваются в качестве услуг (например, услуг по рекламе, продвижению товаров, прочих аналогичных услуг). В таких случаях указанные услуги подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость у покупателя товаров, а суммы этого налога должны приниматься к вычету у продавца товаров в общеустановленном порядке. “.

Таким образом, во избежание рисков следует начислять НДС на всю услугу, не выделяя отдельно размер скидок.

Налоговые риски по программам ЭВМ

Согласно подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению реализация исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора.

НДС не облагаются сделки по отчуждению исключительных прав пользования программными продуктами для ЭВМ и сделки по лицензионным и сублицензионным договорам. При этом следует учитывать, что с позиции Минфина России сделки по продаже программных продуктов оптом и в розницу, т.е. продаже так называемых оберточных или упаковочных лицензий, являются объектом, облагаемым НДС (письма Минфина России от 29 декабря 2007 г. N 03-07-11/649, от 21 февраля 2008 г. N 03-07-08/36, от 1 апреля 2008 г. N 03-07-15/44 и др.). Поэтому очень важно понять, во-первых, разницу между договором купли-продажи программных продуктов, лицензионным и сублицензионным договором, для того чтобы снизить налоговые риски неправильного применения льготы, а во-вторых, разницу между договором отчуждения исключительных прав пользования и договором подряда по изготовлению программного продукта, так как второе также не подпадает под действие налоговой льготы.

Ссылка на основную публикацию