Какая отчетность подлежит обязательному аудиту - Kapital124.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Какая отчетность подлежит обязательному аудиту

Какие организации подлежат обязательному аудиту

Не все знают, что организации, подлежащие обязательному аудиту, есть в специальном перечне. Рассказываем о нем и даём полный список.

Как понять, подлежит ли организация обязательному аудиту

Один из нюансов нашего законодательства заключается в том, что нет какого-либо одного нормативного документа, который говорил бы о том, что обязательному аудиту подлежат организации, которые перечислены в нём.

То есть, какие организации подлежат обязательному аудиту, надо буквально выуживать из различных законодательных актов.

Более того: организации, подлежащие обязательному аудиту в 2018 году и позже, не приведены даже в профильном Законе 2008 года «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ.

Хотя в этом Федеральном законе есть открытый перечень, отчетность каких организаций подлежит обязательному аудиту.

Вот, какие организации подлежат обязательному аудиту в 2018 году и, скорее всего, последующие периоды (ст. 5 Закона № 307-ФЗ):

1Компания функционирует в форме акционерного общества (все без исключения)
2Ценные бумаги предприятия допущены к организованным торгам
3Кредитные организации, бюро кредитных историй, организации – профессиональные участники рынка ценных бумаг, страховые фирмы, клиринговые компании, общества взаимного страхования, организаторы торговли, частные пенсионные или иные фонды, акционерные инвестфонды и их УК, УК ПИФов или частных пенсионных фондов
4Размер выручки от продаж (кроме госструктур, с/х кооперативов и их союзов) за минувший год перевалил отметку в 400 млн рублей
5Размер активов по балансу на конец года – от 60 млн рублей
6Предприятие представляет и/или раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность (кого МСФО признают группами)

Однако, чтобы понять, подлежит ли обязательному аудиту бухгалтерская отчетность организации, мало обращения только к данному перечню. Другие критерии обязательного проведения аудита могут быть установлены отдельными федеральными законами. И таких законов достаточно много.

Минфин помогает разобраться

Чтобы собственники бизнеса и владельцы предприятий могли чётко для себя уяснить, бухгалтерская отчетность какой организации подлежит обязательному аудиту и есть ли они в этом списке, Минфин России периодически публикует у себя на сайте полный перечень таких организаций. Обычно – в виде собранной воедино из разных законодательных актов «Информации». И чиновники настаивают, что перечень имеет чисто информационный характер. Хотя на практике – совсем наоборот.

Какие-то организации в этом перечне названы напрямую. В основном это крупные государственные и окологосударственные структуры, решающие специфические и довольно масштабные задачи.

Свой перечень организаций, подлежащих обязательному аудиту, Министерство очень логично и понятно сгруппировало:

  • по организационно-правовой форме;
  • по роду деятельности;
  • конкретным организациям;
  • предприятиям с определенными финансовыми показатели;
  • организациям, составляющим консолидированную отчетность.

СТАТИСТИКА

Количество организаций, для которых проведение аудита бухгалтерской отчетности обязательно, последнее время постоянно растёт. Так, в 2013 и 2014 годах в законодательстве было 56 оснований для обязательного аудита в различных организациях. В 2015 году – уже 60, а в 2016-м – 69.

Например, из этого перечня можно понять, подлежит ли обязательному аудиту микрофинансовая организация. Ответ – да. Причем все без исключений.

Далее в таблице по версии Минфина представлены организации, подлежащие обязательному аудиту.

Организация имеет определенную организационно-правовую форму
1Акционерное общество, ценные бумаги которого допущены к организованным торгам
2Организация является отличным от указанного в пункте 1 настоящей таблицы акционерным обществом, в уставном капитале которого доля государственной собственности не менее 25%
3Организация является акционерным обществом, отличным от организаций, указанных в пунктах 1, 2 настоящей таблицы
4Организация является акционерным обществом, предусмотренным распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2015 г. № 2176-р
5Федеральное государственное унитарное предприятие, предусмотренное распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2015 г. № 2176-р
6Фонд (за исключением государственных внебюджетных фондов, негосударственных пенсионных фондов, акционерных инвестиционных фондов)
7Государственная корпорация
8Государственная компания
9Публично-правовая компания
Организация осуществляет определенный вид деятельности
10Отличная от указанной в пункте 1 настоящей таблицы организация, ценные бумаги которой допущены к организованным торгам
11Кредитная организация
12Головная кредитная организация банковской группы
13Головная организация банковского холдинга (УК банковского холдинга)
14Бюро кредитных историй
15Страховая компания
16Общество взаимного страхования
17Профессиональное объединение страховщиков, осуществляющее определенную деятельность
18Единое общероссийское объединение страховщиков, осуществляющим деятельность, предусмотренную Федеральным законом от 25 июля 2011 г. № 260-ФЗ
19Отличная от указанных в других пунктах настоящей таблицы организация является профессиональным участником рынка ценных бумаг (брокерская, дилерская, депозитарная деятельность, деятельность по управлению ценными бумагами, деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг)
20Клиринговая организация (лицо, осуществляющее функции центрального контрагента)
21Организатор торговли (лицо, оказывающее услуги по проведению организованных торгов на товарном и (или) финансовом рынках на основании лицензии биржи или лицензии торговой системы)
22Центральный депозитарий
23Негосударственный пенсионный фонд
24УК негосударственного пенсионного фонда
25Специализированный депозитарий НПФ
26Акционерный инвестиционный фонд
27УК акционерного инвестиционного фонда
28УК паевого инвестиционного фонда
29Микрофинансовая компания
30Оператор лотереи
31Организатор азартных игр
32УК, осуществляющая деятельность, предусмотренную Федеральным законом от 20 августа 2004 г. № 117-ФЗ
33Специализированный депозитарий, осуществляющий деятельность, предусмотренную Федеральным законом от 20 августа 2004 г. № 117-ФЗ
34УК, осуществляющая деятельность, предусмотренную Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ
35Специализированный депозитарий, осуществляющий деятельность, предусмотренную Федеральным законом от 24 июля 2002 г.
№ 111-ФЗ
36НКО – собственник целевого капитала, если балансовая стоимость имущества, составляющего целевой капитал, превышает на конец отчетного года 20 млн рублей
37Получатель дохода от целевого капитала, если размер финансирования этого получателя дохода от целевого капитала за счет дохода от целевого капитала в течение отчетного года составляет более 5 миллионов рублей
38УК, осуществляющая деятельность по доверительному управлению имуществом, составляющим целевой капитал, если балансовая стоимость этого имущества превышает на конец отчетного года 45 миллионов рублей
39Жилищный накопительный кооператив
40Кредитный кооператив, если количество физических лиц, являющихся его членами, превышает 2000 человек
41Кредитный кооператив второго уровня
42СРО
43СРО, отличная от саморегулируемой организации, указанной в пункте 42 настоящей таблицы
44НКО, выполняющая функции иностранного агента
45Политическая партия, получившая в отчетный период государственное финансирование
46Политическая партия, общая сумма пожертвований в отчетный период которой в сводном финансовом отчете составила 60 и более миллионов рублей
47Политическая партия, общая сумма расходов в отчетный период которой в сводном финансовом отчете превысила 60 миллионов рублей
48Структурное подразделение иностранной некоммерческой неправительственной организации
49Застройщик, привлекающий денежные средства участников долевого строительства для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (за исключением объектов производственного назначения)
50Региональный оператор, осуществляющий деятельность, предусмотренную Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ
Конкретные организации
51Центральный банк Российской Федерации
52Агентство по страхованию вкладов
53Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)
54Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства
55Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех»
56Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом»
57Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос»
58Фонд содействия развитию жилищного строительства
59ОАО «Российские железные дороги»
60Государственная компания «Российские автомобильные дороги»
61Центр исторического наследия Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий
62Фонд перспективных исследований
63Российский научный фонд
64Национальное объединение СРО оценщиков
65Единый институт развития в жилищной сфере
66Акционерное общество «Управляющая компания Российского Фонда Прямых Инвестиций»
67Фонд содействия кредитованию (гарантийный фонд, фонд поручительств)
Организация имеет определенные финансовые показатели
68Объем выручки от продажи продукции(продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей
Организация составляет консолидированную отчетность
69Не поименованные в настоящей таблице организации (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения), представляющие и (или) публикующие сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность

В 2018 году Минфин опубликовал перечень случаев обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2017 год.Перечень традиционно оформлен в виде таблицы, в которой указаны:

  • случаи, в которых проводится аудит;
  • реквизиты документа, устанавливающего проведение обязательного аудита в каждом конкретном случае;
  • вид отчетности, подлежащей аудиту.

Также в списке указано, кто вправе проводить аудит в той или иной ситуации (аудиторская организация, отвечающая определенным параметрам, или индивидуальный аудитор).

Актуальный на 2018 год перечень содержит 71 пункт. Для сравнения в прошлогодний перечень попало только 69 случаев, когда аудит обязателен

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Какая отчетность подлежит обязательному аудиту

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Ранее отчетность организации (ООО) не подлежала обязательному аудиту. Превышение объема выручки, установленного п. 4 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ “Об аудиторской деятельности”, будет допущено по итогам 2018 года.
Каков порядок выбора и привлечения независимого аудитора? Каковы сроки и порядок представления аудиторского заключения?

Привлечение аудитора для проверки и подтверждения правильности годовых отчетов и бухгалтерских балансов общества обязательно в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными правовыми актами РФ (п. 4 ст. 67.1 ГК РФ, ст. 48 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью” (далее – Закон N 14-ФЗ)).
Случаи, когда бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательному аудиту, установлены в ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ “Об аудиторской деятельности” (далее – Закон N 307-ФЗ), а также в иных федеральных законах. При этом законодательные нормы связывают необходимость проведения обязательного аудита с организационно-правовой формой организаций, видом деятельности организации, наличием определенных финансовых показателей, составлением организацией консолидированной отчетности*(1).
В частности, обязательный аудит проводится, если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса организации по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей (п. 4 ч. 1 ст. 5 Закона N 307-ФЗ)*(2).
В рассматриваемом случае превышение показателей будет допущено в этом году. Тогда с учетом положений Закона N 307-ФЗ и разъяснений финансового ведомства получается, что обязательному аудиту подлежит отчетность организации за 2019 год.

Порядок привлечения независимого аудитора

Обязательный аудит отчетности организации может быть проведен:
– аудиторской организацией, внесенной в реестр аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов (далее – реестр), членом которой такая организация является (ст. 3 Закона N 307-ФЗ),
или
– аудитором – физическим лицом, получившим квалификационный аттестат аудитора и являющимся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов (ст. 4 Закона N 307-ФЗ).
Актуальный реестр аудиторских организаций и аудиторов размещен на официальном сайте Минфина России*(3).
При этом аудиторская организация (индивидуальный аудитор) (далее – аудитор), привлекаемая для проведения ежегодного аудита, не должна быть связана имущественными интересами с обществом или его участниками (п. 4 ст. 67.1 ГК РФ).
Решение о назначении аудиторской проверки, утверждении аудитора и определении размера оплаты его услуг принимается общим собранием большинством от общего числа голосов участников, если необходимость большего числа голосов не предусмотрена уставом ООО (пп. 10 п. 2 ст. 33, абзац третий п. 8 ст. 37 Закона N 14-ФЗ).
При формировании в ООО совета директоров (наблюдательного совета) решение указанных вопросов может быть отнесено к его компетенции. Решения принимаются советом директоров в порядке, определенном уставом ООО (абзац четвертый п. 2 и пп. 5 п. 2.1 ст. 32 Закона N 14-ФЗ)*(4).

Срок проведения аудита

Законодательство не содержит конкретного срока, до которого должна быть проведена аудиторская проверка финансовой отчетности в случае ее обязательного проведения.
Исходя из положений ч. 2 ст. 34, п.п. 3 и 4 ст. 36, ст. 48 Закона N 14-ФЗ, ООО обязано обеспечить своим участникам возможность ознакомиться с аудиторским заключением до проведения общего собрания, которое должно быть проведено в период между 1 марта и 30 апреля каждого года.
В связи с этим полагаем, что дата аудиторского заключения должна быть более ранней, чем дата утверждения годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, поскольку в силу п.п. 3 и 4 ст. 36 Закона N 14-ФЗ утверждение отчетности на общем собрании должно происходить уже после ознакомления участников ООО, в том числе с аудиторским заключением*(5).
Отметим, что согласно ч. 1 ст. 7 Закона N 307-ФЗ аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с международными стандартами аудита (далее – МСА). Одним из таких стандартов предусмотрено, что в случае если запасы существенны для финансовой отчетности, то аудитор может принять решение о необходимости присутствия при проведении инвентаризации запасов. В связи с чем если договор с аудиторами будет заключен после проведения инвентаризации, проводимой в целях подготовки годовой отчетности, то аудитор должен произвести пересчет некоторого количества запасов или понаблюдать за его проведением в другой день, а также провести аудиторские процедуры в отношении операций за этот промежуток времени (п.п. 6, 7 MCA 501).
В связи с чем (в случае значительного количества запасов в организации) рекомендуем привлекать аудитора заранее, чтобы у него была возможность присутствовать при проведении инвентаризации, а у организации не было необходимости организовывать еще одну (выборочную) проверку запасов.

Срок и адресаты представления аудиторского заключения

Аудиторское заключение в настоящее время не входит в состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, а нормами НК РФ не предусмотрена обязанность налогоплательщика представлять в налоговые органы аудиторское заключение вместе с годовой бухгалтерской (финансовой) отчетностью (письмо Минфина России от 30.01.2013 N 03-02-07/1/1724).
В ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ “О бухгалтерском учете” (далее – Закон N 402-ФЗ) закреплена обязанность экономического субъекта представлять один экземпляр годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в орган государственной статистики по месту государственной регистрации организации.
Согласно ч. 2 ст. 18 Закона N 402-ФЗ при представлении в орган государственной статистики обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней представляется:
– вместе с такой отчетностью либо
– не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом (смотрите дополнительно приложение к письму Минфина России от 29.01.2014 N 07-04-18/01).
Отметим также, что в соответствии с ч. 6 ст. 5 Закона N 307-ФЗ сведения о результатах обязательного аудита подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (далее – ЕФРСФДЮЛ) заказчиком аудита с указанием в сообщении сведений, перечисленных в этой норме.
Сведения об обязательном аудите в ЕФРСФДЮЛ нужно внести не позже трех рабочих дней с даты аудиторского заключения (абзац 2 п. 9 ст. 7.1 Федерального закона N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”)*(6).

Рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:
– Энциклопедия решений. Обязательный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности;
– Энциклопедия решений. Адреса и сроки представления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.
– Энциклопедия решений. Аудиторская проверка ООО.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ткач Ольга

Ответ прошел контроль качества

30 ноября 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Кто подпадает под обязательный аудит

Какие организации обязаны проводить обязательный аудит отчетности: 6 случаев по закону № 307-ФЗ

Какие организации обязаны проводить аудит? В ст. 5 закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ перечислены случаи проведения обязательного аудита. Закон описывает критерии подпадающих под обязательный аудит организаций, а также иные условия, учитываемые при решении вопроса о том, когда нужно проводить обязательный аудит:

Фактически перечень случаев проведения обязательного аудита открыт. Это означает, что не перечисленные в нем компании также могут подпасть под обязательный аудит, если такое требование будет установлено другими федеральными законами.

Далее рассмотрим основные случаи обязательного аудита по закону № 307-ФЗ (на рисунке это случаи 1-5). Случай 6 специальной расшифровки не требует, так как в законе перечислены конкретные организации. Они обязаны проводить аудиторскую проверку ежегодно вне зависимости от выполнения/невыполнения других критериев обязательного аудита.

ПАО или АО: кому требуется аудировать отчетность

Законодатели выделили в отдельный случай обязательность проведения аудита акционерными обществами. Как только в юридическом названии компании появляется словосочетание «акционерное общество», автоматически у нее возникает обязанность по проведению аудита. При этом не имеет значения, выбрана такая форма собственниками при учреждении компании или этот статус она приобрела после преобразования или смены организационно-правовой формы. Не играет роли и форма: ПАО или АО.

Какие компании признаются акционерными обществами и какие их виды существуют, показано на рисунке:

Допустили к организованным торгам? Готовьтесь к аудиту!

Если компания-эмитент желает включить свои ценные бумаги в котировочный список, ей необходимо подать организатору торгов заявку определенной формы и сообщить о себе детализированную информацию. Нормы допуска ценных бумаг к публичному размещению, обращению и листингу приведены в ст. 14 закона «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 № 39-ФЗ и в Положении о допуске ценных бумаг к организованным торгам (утв. Банком России от 24.02.2016 № 534-П).

Факт допуска ценных бумаг компании-эмитента к организованным торгам переводит ее в разряд лиц, обязанных проводить аудит бухгалтерской отчетности.

Тонкости учета и налогообложения операций с ценными бумагами раскроют материалы:

Как вид составляемой отчетности влияет на обязательность аудита

Если компания представляет и/или публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую отчетность, она автоматически подпадает под обязательный аудит (п. 5 ст. 5 закона № 307-ФЗ).

Требования к консолидированной отчетности (ее составлению, представлению и раскрытию) установлены законом «О консолидированной финансовой отчетности» от 27.10.2010 № 208-ФЗ. Основные положения этого закона, помогающие разобраться с нюансами консолидированной отчетности, представлены на рисунке:

Представление и раскрытие консолидированной отчетности — процесс, за выполнением которого следит Центробанк РФ (за исключением отдельных категорий отчитывающихся компаний).

Об особенностях составления консолидированной отчетности узнайте здесь.

Превысили выручку на 1 рубль от критерия в 400 миллионов — аудит неизбежен

В число лиц, обязанных проводить аудит, могут попасть компании, которые никогда не сталкивались с аудиторскими проверками. Для этого достаточно превысить пограничный уровень по одному или обоим финансовым показателям, указанным в п. 4 ст. 5 закона № 307-ФЗ.

Конкретные стоимостные критерии, о которых идет речь, показаны на рисунке:

Кто должен проводить обязательный аудит, если превышены указанные финансовые показатели? Имеет ли значение организационно-правовая форма компании или виды ее деятельности? В данном случае превышение одного или обоих финансовых показателей — это отдельный критерий, по которому назначается обязательный аудит.

Производственная структура ООО «ТехноСтройПроект» в течение последних 10 лет занимается проектированием и производством специализированных электроустановок. Благодаря крупному контракту в 2017 году выручка от реализации составила 401 331 120 руб. Сумма активов на конец этого периода — 20 678 455 руб.

Из двух критериев превышен только один, тем не менее ООО «ТехноСтройПроект» обязано провести аудит за 2018 год и представить в органы статистики аудиторское заключение.

При этом неважно, что выручка превысила пограничный уровень всего на 0,3%. При любом превышении установленного критерия (даже величиной в 1 рубль) закон требует проведения аудита.

Рассмотренные случаи проведения обязательного аудита по требованиям закона № 307-ФЗ — это далеко не полный перечень. Кто еще обязан проводить аудит годовой бухгалтерской отчетности, расскажем далее.

Компании, попадающие под обязательный аудит годовой бухгалтерской отчетности по другим федеральным законам

Какие еще компании должны пройти обязательный аудит? Если вы изучили ст. 5 закона № 307-ФЗ и пришли к выводу, что проводить обязательную аудиторскую проверку по нормам этого закона не нужно, успокаиваться рано. Возможно, что с текстом федерального закона, по которому вам требуется проходить обязательный аудит, вы не знакомы.

Насколько разнообразны федеральные законы и виды компаний, для которых предусмотрен обязательный аудит, смотрите в таблице:

Полный перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности содержит размещенная в интернете информация Минфина России (для отчетности за 2017 год). Существенных изменений в этот перечень за последний год не вносилось.

Куда и когда нужно представить аудиторское заключение по отчетности за 2018 год

Правила представления бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения закреплены нормативно. Их недавно подкорректировали, но для отчетности за 2018 год действуют прежние нормы:

Таким образом, отчетность за 2018 год нужно представить в органы статистики и в налоговую инспекцию в одни и те же сроки. Аудиторское заключение достаточно передать только в органы статистики. Если этого не сделать, компанию могут оштрафовать.

Размеры штрафов при непредставлении аудиторского заключения в статистику, узнайте здесь.

В налоговую инспекцию представлять аудиторское заключение по отчетности за 2018 год закон не требует (письмо Минфина от 30.01.2013 № 03-02-07/1/1724).

Если компания не обязана по закону проводить аудит, но провела его, аудиторское заключение представлять никуда не нужно.

Кто должен применять обновленные правила представления аудиторского заключения по отчетности за 2019 год и последующие периоды

С отчетности за 2019 год описанный в предыдущем разделе порядок частично меняется. По каким правилам предстоит сдавать отчетность за 2019 год и последующие периоды, смотрите на рисунке:

Новый порядок сокращает вдвое количество инстанций для представления бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения. Единственным ее получателем станет налоговая инспекция (за редким исключением). Сроки представления отчетности и аудиторского заключения не меняются.

Детальнее о нововведениях в процедуре сдачи бухгалтерской отчетности рассказываем в этой публикации.

Начиная с отчетности за 2019 год представлять аудиторское заключение в налоговые органы необходимо всем организациям, подпадающим под обязательный аудит.

Итоги

Случаи, когда нужен обязательный аудит, описаны в законе № 307-ФЗ и множестве других федеральных законов. В эту категорию попадают акционерные общества, организации с определенными объемами выручки и суммой активов, а также множество других хозяйствующих субъектов (чьи ценные бумаги допущены к организованным торгам, публикующие консолидированную отчетность и т. д.).

Когда бухгалтерская отчетность подлежит обязательному аудиту

Давайте сразу определимся с тем, что же такое обязательный аудит? Обязательный аудит – это процедура, в ходе которой проводится проверка того, насколько правильно организован учет доходов и расходов на предприятии, наличие необходимой бухгалтерской документации (отчетности) предприятия, предпринимателя и вынесение заключения об их соответствии нормам законодательства. Только независимые аудиторские фирмы, имеют право на проведение обязательного аудита.

В настоящее время предметом, то есть тем, что проверяет аудиторская фирма, может быть не только бухгалтерская отчетность, но и любая другая информация финансового характера предприятия (ч. 3 ст. 1 ФЗ от 30.12.2008г. № 307-ФЗ).

Важнейшей задачей аудиторской фирмы является определение соответствия имеющейся у них информации о работе организации, предпринимателя законам РФ.

Результатом работы аудиторов является заключение, входящее в состав бухгалтерской отчетности для предприятий, проведение аудита для которых обязательно.

Кто и каким образом определяет обязательства для организации аудита

Необходимость проведения обязательного аудита бухгалтерской отчетности регламентируется законами РФ. Наиболее информационным в этом вопросе является ФЗ от 30.12.2008г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». В статье 5 этого закона перечислены основания обязательного проведения аудита, без четкой их систематизации, а именно:

– когда организация зарегистрирована как акционерное общество, не зависимо от его типа;

– когда организация имеет ценные бумаги, используемые для проведения публичных торгов;

– когда организация создана для кредитной, страховой деятельности, работы различных фондов (акционерный, инвестиционный, паевой), кроме государственных и пр.;

– когда деятельность организации предусматривает составление и раскрытие консолидированной отчетности.

Есть еще два условия для проведения процедуры строго обязательного аудита, прописанного в данном законе. Они ориентированы на размер финансовых показателей деятельности организации и не распространяются на предприятия государственной, муниципальной формы собственности, сельскохозяйственные кооперативы и их союзы:

  • когда объем дохода в 2020г. составили более 400 млн. руб.;
  • суммарный размер активов бухгалтерского баланса за 2020 г. оказался более 60 млн. руб.

Наличие хотя бы одного из этих условий является бесспорным основанием для проведения обязательного аудита бухгалтерской отчетности предприятия.

Вместе с тем, чтобы наверняка определить, надо ли проводить обязательный аудит бухгалтерской отчетности конкретной организации, недостаточно руководствоваться только этим перечнем. Другими федеральными законами также определены условия обязательного проведения аудита.

Во избежание недоразумений и создания четкого представления о том, когда и кому следует проводить обязательный аудит, Министерство финансов России уже на протяжении нескольких лет публикует информацию о перечне случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности. Такой перечень за 2020 год был также составлен и представлен в открытом пользовании для всех желающих на официальном сайте Минфина России от 15 января 2020г. С ним можно ознакомиться по ссылке http://base.garant.ru/72150534/ .

Эта информация представлена в удобной для пользователей табличной форме с детально прописанными случаями проведения обязательного аудита, ссылкой на федеральные законы, являющихся основанием для этого, а также указанием того, кто имеет право проводить аудит в каждом конкретном случае по видам отчетности.

Кроме того, Министерство финансов представило свой перечень по вполне логичным группам:

– организационно-правовой форме хозяйствования;

– по направлениям видов деятельности;

– по конкретным организациям;

– по размерам финансовых результатов деятельности;

– по видам сдаваемой отчетности (консолидированная).

Как часто следует проводить обязательный аудит

Периодичность проведения обязательного бухгалтерского аудита составляет 1 год.

★ Книга-бестселлер “Бухучет с нуля” для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Чем руководствоваться при определении времени для организации обязательного аудита

Период, на который распространяется проведение обязательного аудита, составляет, как правило, один календарный год. Договор определяет конкретные даты начала и окончания обязательного аудита финансовой деятельности предприятия на основе проверки документов бухгалтерской отчетности, но, как правило, все работы по составлению аудиторского заключения должны быть выполнены и переданы в контролирующий орган власти до конца года, следующего за отчетным (31 декабря текущего года).

Продолжительность проведения аудиторской проверки связана и с объемом предполагаемых работ, который предварительно определяется аудитором. Весь период работы аудиторов может быть разбит на 2 этапа. Сами аудиторы не все время прохождения проверки находятся на предприятии. Как правило, они собирают необходимую информацию, проводят опросы сотрудников и др. Аналитическую работу проводят на своих рабочих местах. Могут высылать дополнительные запросы на предоставление недостающих данных.

Размеры проверяемой организации также существенно влияют на продолжительность аудиторской проверки. Чем меньше организация, тем, соответственно, меньше времени потребуется для работы аудиторов. В таких случаях проверка может проходить в один этап и заключение аудиторов предприятие может получить через 5-10 дней. Ускорить прохождение аудита возможно оперативностью и полнотой предоставляемой информации со стороны организации.

В отношении акционерных обществ в текущем 2020 году они должны до 3 апреля раскрыть информацию обязательной аудиторской проверки.

При определении продолжительности и сроков проведения обязательного аудита следует также руководствоваться действующими законодательными нормами по предоставлению отчетности предприятия в органы контроля.

Важно! Результаты проведение обязательного аудита подлежит раскрытию в течение 3-х дней с момента получения заключения от аудиторской фирмы.

Чем грозит уклонение от проведения обязательного аудита

Если предприятие по различным причинам не проводит процедуру обязательного аудита бухгалтерской отчетности, то со стороны контролирующих органов эти действия рассматриваются как противоправное действие, наказуемое различными способами.

Штрафы. Размер штрафа для организации составит от 5,0 тыс. руб. до 10 тыс. руб. Если обнаружат повторное нарушение, санкции возрастут в 2 раза и составят 20 тыс. руб.

Дисквалификация. Существенно пострадает и профессиональная деятельности ответственного лица. Сотрудник, на которого возложены обязанности по организации аудита, как правило, это главный бухгалтер предприятия, будет дисквалифицирован в должности на срок 1-2 года.

Если акционерное общество не раскроет данные о результатах проверки аудиторов в Росстат, на финансовых рынках и по требованию его акционеров, то согласно ст. 15.19 КоАП будет наказан ответственный сотрудник данного АО штрафом в размере 30,0 – 50,0 тыс. руб. Повторение подобной ситуация влечет запрет занятия должности (дисквалификацию сотрудника) на 2 года и размер штрафа на организацию будет достигать 1,0 млн. руб.

По решению суда предприятие, игнорирующее проведение обязательного аудита привлекается к ответственности согласно действующему законодательству РФ.

Важно! Ответственное лицо, наказанное за совершенное правонарушение, обязано выполнить закон и организовать проведение аудита, раскрыть результаты проверки.

Возможные изменения в законодательстве в отношении критериев проведения обязательного аудита

В настоящее время в Государственной думе изучается законопроект, в котором рассматривается повышение размеров показателей, являющихся основанием для проведения обязательного аудита предприятий.

Первоначальный текст документа предполагает повышение граничных лимитов финансовых показателей, что даст возможность малым предприятиям выйти из категории, требующей проведения обязательного аудита.

Предполагаемая динамика роста величины лимитирующих показателей

Наименование показателяГод
202020202020
1. Объем дохода, млн. руб.400,0600,0800,0
2. Сумма активов, млн.руб.60,0200,0400,0
3. Численность занятых, чел.более 100

По мнению депутатов, принятие законопроекта с поправками в отношении повышения величины критериев для проведения обязательного аудита позволит на законном основании малым предприятиям не проводит данную процедуру и направить высвободившиеся средства на свое развитие.

Какие изменения произошли при проведении обязательного аудита в 2020 году

До 2020г. в ФЗ об аудиторской деятельности существовал термин аудиторской тайны. Он подразумевал, что информация, полученная аудиторами в ходе проверки, открыта только для сторон-участниц договора на оказание аудиторских услуг, т.е. закрыта для иных лиц, организаций и т.д. С текущего года сущность этого понятия несколько изменилась в связи с новой статьей НК РФ 93.2, дающей право сотрудникам налоговой службы требовать у аудиторов данные, полученные в ходе проверки.

Налоговики предполагают воспользоваться этим правом, если предприятие отказывает им в предоставлении интересующей их информации о финансовых активах фирмы. В таком случае инспекция налоговой службы правомочна запросить информацию у аудиторов и получить ответ в десятидневный срок.

Какие организации подлежат обязательному аудиту?

Главная страница » Блог » Какие организации подлежат обязательному аудиту?

Кто имеет право проводить аудит и как именно проходит процедура? Отчетность каких организаций подлежит обязательному аудиту? Существуют ли штрафы за отсутствие заключения? Рассказываем подробнее о ежегодной проверке бухгалтерской и финансовой отчетности.

Что представляет из себя обязательный аудит организации?

Обязательный аудит — это ежегодная проверка бухгалтерской и финансовой отчетности компаний c целью контроля достоверности отчетности. Проводят ее организаторы или индивидуальные аудиторы, прошедшие аттестацию и являющиеся членами СРО аудиторов.

Заключение аудиторы выдают руководителям компании, а те, в свою очередь, обязаны предоставить его в территориальное подразделение Росстата. Сделать это необходимо вместе с подачей бухгалтерской отчетности или не позднее 10 рабочих дней после получения заключения. Крайний срок — 31 декабря года, следующего за отчетным.

Двум типам организаций необходимо сдавать отчет в Министерство юстиции:

  • Структурным подразделениям некоммерческих и негосударственных представительств. До 1 апреля года, следующего за отчетным.
  • Российским некоммерческим организациям, которые были признаны иностранными агентами. До 15 апреля года, следующего за отчетным.

Важный момент! Для структурных подразделений некоммерческих и государственных представительств проверку должны осуществлять только российские аудиторы.

Какие требования предъявляют к аудиторскому заключению?

В отличие от инициативного аудита (про виды аудитов вы можете прочитать в нашей предыдущей статье) к заключению обязательной проверки предъявляются весьма строгие требования.

Документ должен содержать:

  • название;
  • указание на круг лиц, которым адресована информация;
  • название (согласно уставу) хозяйствующего субъекта, прошедшего проверку, его юридический адрес, ОГРН;
  • информация о компании-аудиторе (наименование, адрес и ОГРН, № в реестре аудиторов, ссылка на СРО, куда входит проверяющий);
  • полный перечень проанализированных бухгалтерских форм;
  • список мер и инструментов проверки;
  • итоговое мнение аудиторов относительно степени достоверности изученных форм;
  • указание на важные моменты, повлиявшие на выводы аудиторов;
  • дата составления заключения.

Составляется заключение на русском языке, стоимостные показатели должны выражаться в рублях.

Остановимся подробнее на мнении аудиторов. Закон № 307-ФЗ устанавливает 3 типа мнения:

  • Положительное. Аудиторы подтверждают, что отчетность достоверно отражает реальное положение дел.
  • Модифицированное. Аудиторы не могут выразить однозначного мнения по ряду причин.
  • Отрицательное. Аудитор обнаружил полностью искаженную информацию о состоянии компании.

Модифицированное мнение может быть положительным, отрицательным, с оговоркой или отказом в выражении мнения. Соответственно, в первом случае аудитор не может на 100% назвать мнение положительным. Во втором — отрицательным. Мнение с оговоркой подразумевает, что ситуация, которая может существенно повлиять на достоверность отчетности полностью не раскрыта. А в случае, если аудитор пишет отказ выражать мнение, ему необходимо будет расписать причину такого решения.

Какие организации подлежат обязательному аудиту в 2018 году?

Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ на сегодняшний день в список тех, кому необходимо пройти обязательный аудит попадают компании, отвечающие следующим критериям:

  • акционерные общества, независимо от их типа;
  • юридические лица, выручка которых в прошлом году превысила 400 млн. руб. в год или те, у кого активы баланса на конец года превышают 60 млн. руб.;
  • организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам;
  • организации, составляющие консолидированную бухгалтерскую отчетность;
  • организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией;
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг;
  • страховые организации, клиринговые организации и общества взаимного страхования;
  • организаторы торговли;
  • негосударственные пенсионные или иные фонды;
  • акционерные инвестиционные фонды;
  • управляющее компании акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов).

Кроме этого, обязательный аудит нужно проходить организациям, попадающим под критерии других федеральных законов, а именно:

Тип организаций

Законодательная база

п. 8 ст. 7.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ

некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента

п. 1 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ

жилищные накопительные кооперативы

ст. 54 Федерального закона от 30.12.2004 № 215-ФЗ

п. 2 ст. 7.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ

ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ

ч. 5 ст. 3 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ

Штрафы за отсутствие обязательного аудита

Вас может ввести в заблуждение информация о том, что штрафов за непрохождение обязательного аудита организации не установлено. Этот вопрос стоит пояснить отдельно, т.к. уверенность в безнаказанности может обойтись компании очень дорого!

Действительно, никакая ответственность за непрохождение аудиторской проверки не прописана в законах. Однако, организацию могут оштрафовать за отсутствие аудиторского заключения (которое, в свою очередь, вы не можете получить без прохождения процедуры) по целому ряду законов. Рассмотрим подробнее какие последствия могут быть, если организация не провела обязательный аудит.

Штрафы за грубые нарушения ведения бухучета

Отсутствие аудиторского заключения у организаций, для которых проверка является обязательной, относится к грубым нарушениям ведения бухгалтерского учета. А значит, согласно закону от 30.03.2017 г. №77-ФЗ в КоАП РФ, нарушителей могут ожидать следующие штрафы:

  • штраф на должностных лиц организации от 5 000 до 10 000 рублей;
  • штраф за повторное нарушение в течение календарного года от 10 000 до 20 000 рублей либо дисквалификация должностного лица на срок от 1 до 2 лет.

Штрафы за непредставление заключения по требованию акционера

Пункт 2 статьи 15.23.1 КоАП РФ предусматривает штрафы за непредставление аудиторского заключения по требованию акционера:

  • от 20 000 до 30 000 рублей на должностных лиц;
  • от 500 000 до 700 000 рублей на юридических лиц

Штрафы за нарушения в части раскрытия информации о деятельности АО

Согласно ст. 15.19 КоАП, за нарушение законодательства в части раскрытия информации о деятельности акционерных обществ, размещающих в публикации свою бухгалтерскую (финансовую) отчетность и аудиторское заключение по ней, полагается штраф от 500 000 до 700 000 рублей.

Банк России в этом случае может применить следующие санкции:

  • наложение административных штрафов от 30 000 до 50 000 рублей на должностных лиц либо дисквалификацией на срок от одного года до двух;
  • штраф на юридических лиц от 700 000 до 1 000 000 рублей.

Штрафы за непредставление аудиторского заключения в Росстат

Росстат может взимать штрафы за отсутствие аудиторского заключения:

  • от 300 до 500 рублей на должностных лиц;
  • от 3000 до 5000 рублей на юридических лиц.

Этапы аудита

Обязательный аудит организации проходит в несколько основных этапов:

  1. Подготовка. Перед началом работ аудитор должен изучить организационно-правовую деятельность компании.
  2. Планирование. Для составления плана обязательного аудита проводится анализ внешних условий, внутреннего контроля, а также первичное ознакомление с экономическими показателями и бухгалтерской документацией.
  3. Сбор основной информации и подробное изучение документации. Рассматривается состояние бухгалтерского учета организации, а также другая финансовая документация.
  4. Контроль достоверности полученной информации. Выявляются ошибки, проверяется работа ответственных специалистов, производится анализ хозяйственной деятельности.
  5. Составление заключения. По результатам анализа составляется аудиторское заключение, которое передается руководителям организации.

Как привести в порядок документацию перед проверкой?

Один из эффективных способов избежать проблем с обязательным аудитом — это заранее привести всю документацию в порядок. При этом наличие высококвалифицированных опытных бухгалтеров в штате не гарантирует того, что аудитор не найдет у вас нарушений.

Почему? Тут есть несколько причин:

  • В связи с большой нагрузкой ваши сотрудники могут упустить определенные моменты.
  • Штатные бухгалтера не всегда успевают отслеживать изменения в законодательстве.
  • Сторонний специалист всегда скорее найдет ошибку, т.к. оценить чужую работу бывает проще, чем свою собственную.

Мы предлагаем услуги по бухгалтерскому консультированию от целой команды специалистов и способны обеспечить успешное прохождение обязательного аудита. В нашей компании работают не только специалисты бухгалтерского дела, но и юристы, поэтому мы всегда в курсе всех изменений законодательства, знаем актуальные требования, находим и помогаем исправлять ошибки.

Позвоните по номеру телефона, указанному на сайте или заполните форму обратной связи, чтобы мы могли рассказать подробнее о наших услугах и сориентировать по цене.

Не откладывайте подготовку к аудиту — лучше заранее убедиться в отсутствии ошибок и быть уверенными в результате проверки.

Читайте также:  Как уменьшить ндс
Ссылка на основную публикацию