Кто решает вопросы гражданства рф - Kapital124.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Кто решает вопросы гражданства рф

Органы, уполномоченные решать вопросы гражданства РФ

Законодательством Российской Федерации предусмотрено, что единственным объектом, обладающим полными полномочиями в вопросах гражданства, является президент. Но вряд ли человек, который захочет легализировать своё проживание в России, пойдёт напрямую к главе Федерации. Поэтому нередко возникает вопрос — кто решает вопросы гражданства РФ непосредственно среди органов исполнительной власти. Об этом говорится в законе о гражданстве.

Общие положения

Закон относит к органам, принимающим решения по вопросам гражданства РФ, специальную комиссию, сформированную при президенте. Он же делегирует ей комплекс прав и обязанностей в предоставлении иностранным гражданам и апатридам российского правового статуса. Гражданская комиссия является государственным органом. В ряд её основных полномочий входит:

  • подготовка проектов, предложений, законопроектов по делам гражданства для подачи их президенту;
  • осуществление единой политики государства в вопросах предоставления гражданства;
  • контроль за соблюдением законодательства и исполнения определённых решений, касающихся единого правового статуса;
  • рассмотрение заявлений и ходатайств о получении обычного и двойного гражданства РФ, прекращении гражданско-правовой связи.

Комиссия также занимается общими вопросами, касающимися разработкой новых положений, дополнением и изменением существующих нормативно-правовых актов, регулирующих основные моменты в получении и прекращении правовой связи.

Остальные органы, кто решает вопросы гражданства РФ, относятся к системе исполнительной власти. Это Министерство внутренних дел и все его подразделения, Министерство иностранных дел, различные консульские и дипломатические учреждения. Ими выполняются следующие функции:

  • приём ходатайств;
  • проверка поданных документов и изложенных в заявлении фактов;
  • отправка проверенных и подготовленных бумаг в Комиссию по вопросам гражданства;
  • идентификация лиц, как принадлежащих гражданству РФ;
  • регистрация изменений правового статуса в случаях, прямо предусмотренных действующим законодательством.

Полномочия в этом вопросе у вышеперечисленных органов практически одинаковые, за тем исключением, что министерства выполняют их в границах Федерации, а консульства и дипломатические представительства — за её пределами.

Порядок и процедура

В общем порядке обратиться за получением гражданства могут любые иностранные граждане и апатриды, достигшие 18-летнего возраста и имеющие полную дееспособность. При этом указанные категории лиц должны соответствовать следующим требованиям:

  1. Лицо должно проживать на территории субъекта Федерации 5 лет безвыездно, с момента получения ВНЖ и до дня подачи ходатайства о получении гражданского статуса. Непрерывным считается тот период, в течение которого индивид покидал Россию не более, чем на 3 месяца на протяжении 1 года.
  2. Иностранцы и лица без гражданства обязаны неукоснительно следовать положениям Конституции и действующим законам РФ.
  3. Иметь легальный источник средств для проживания. К ним относятся зарплаты, пенсии, стипендиальные выплаты, различные пособия, выплата алиментов, доходы от реализации своего имущества или сдачи его в аренду, выплаты по гражданско-правовым соглашениям, призы, подарки. Иначе говоря, любые доходы, включающиеся в налоговые базы.

Граждане, имеющие гражданство, должны обратиться в соответствующий полномочный орган своего государства с ходатайством об отказе от имеющегося у него другого гражданства. Если есть указание в международных соглашениях, то отказываться от существующего гражданства не нужно. Помимо этого, отказ не нужен, если его невозможно осуществить по тем или иным причинам.

Условия и документы для подачи

Одним из самых основных условий получения гражданства — владение государственным русским языком. Подтвердить необходимые знания закон разрешает несколькими способами. Для этого предоставляется на выбор одно из следующих доказательств:

  • документ о получении не ниже основного общего образования — аттестат образовательного учреждения, выданный либо до 1.09.1991 на территории страны, входящей в СССР, либо после 01.09.1991 в пределах России;
  • сертификат пройденного экзамена по русскому языку (базовый уровень и выше). Он должен быть выдан образовательным учреждением на территории субъекта Федерации или в другой стране, в которой МО РФ позволено проводить государственные аттестации иностранных граждан по русскому языку;
  • образовательный документ, выданный соответствующим учреждением другого государства. В нем обязательно должно быть указано об изучении полного курса русского языка. Он подлежит переводу и нотариальному удостоверению.

При этом есть категории лиц, которым не нужно доказывать и подтверждать знания русского языка. К таким относятся:

  • мужчины от 65 лет и женщины от 60 лет;
  • лица, ограниченные в дееспособности или полностью недееспособные;
  • имеющие инвалидность первой группы.

Одного ходатайства при подаче будет недостаточно. Вместе с ним необходимо подать ещё ряд документов:

  • вид на жительство;
  • подтверждение легального дохода: справка о доходах, пенсионное удостоверение, налоговая декларация с соответствующими пометками, справка с места работы, подтверждающий документ о получении пособия, алиментов и прочее;
  • подтверждение отказа от гражданства другого государства. Бумага выдаётся консульским или дипломатическим представительством в рамках законодательства государства, чьим гражданином являлся податель. Предоставлению также подлежит документ о невозможности осуществить отказ и копия ходатайства об этом, засвидетельствованная соответственно законам иностранного государства.

Если прекращение гражданства по инициативе лица возможно лишь в случае однозначного получения российского правового статуса, закон даёт подателю 1 год для того, чтобы после получения российского гражданства прекратить правовую связь с другой страной.

Ускоренное получение

Между Россией и некоторыми другими государствами существует ряд международных соглашений, исходя из которых вопросы гражданства решаются по упрощённому варианту. Если податель принадлежит к гражданству государства — участника подобных договоров, ему не нужно предоставлять документ о прекращении правовой связи. Таким же правом наделены лица, получившие в России политическое убежище или имеющие официально полученный статус беженца.

Закон может сократить срок пребывания на территории России с 5 лет до 1 года, руководствуясь следующими основаниями:

  • Индивид родился в РСФСР или имел в прошлом гражданство СССР.
  • Лицо не менее 3 лет состоит в браке с гражданином России.
  • Податель нетрудоспособен и имеет дееспособных, достигших совершеннолетия детей — граждан Российской Федерации.
  • Лицо, претендующее на гражданство, обладает высокими достижениями в сферах науки и техники, культуры.
  • Заявителю предоставлено политическое убежище или официальный статус беженца в России.

В том случае, когда претендент на гражданство имеет хотя бы одно из вышеперечисленных оснований, ему необходимо предоставить дополнительные удостоверяющие документы:

  • в случае первого основания — свидетельство о рождении, выданное органом ЗАГС в пределах РСФСР. Если такой документ отсутствует, документом, подтверждающим рождение и принадлежность в прошлом гражданству СССР, будет являться паспорт образца 1974 года, имеющий соответствующую информацию;
  • для лиц, относящихся ко второй категории, — паспорт супруга-россиянина и свидетельство о браке;
  • нетрудоспособным лицам — свидетельства о рождении и паспорта детей, а также свидетельство о нетрудоспособности подателя (справка об инвалидности, пенсионное удостоверение);
  • заявители с высокими достижениями, а также лица, обладающие квалификацией или профессией, представляющими интерес для государства — заявление заинтересованного уполномоченного органа исполнительной власти о принятии подателя в гражданство Российской Федерации;
  • имеющим политическое убежище необходимо предоставить соответствующее свидетельство, а беженцам — бумагу о признании лица беженцем.

Граждане других стран и проживающие на территории России апатриды, имеющие нетрудоспособного родителя-гражданина РФ, со своим ходатайством должны также предоставить:

  • свой вид на жительство;
  • подтверждающий доходы документ;
  • документ-подтверждение о знании русского языка;
  • свидетельство о рождении подателя;
  • паспорт родителя-гражданина России;
  • документ, подтверждающий наличие нетрудоспособности.

Иностранные лица обязаны также подать документы консульской или дипломатической организации другой страны либо другого органа иностранного государства, уполномоченного совершать подобные функции. Речь идёт о документе, свидетельствующем об отказе лица от гражданства иного государства либо невозможности в осуществлении отказа. Подаче также подлежит копия обращения заявителя, заверенная должным образом представителем консульства или дипломатического учреждения.

Для лиц, ныне не имеющих правовой связи с каким-либо государством, но в прошлом принадлежащих гражданству СССР, а также для тех, кто проживает на территории государств, ранее входивших в СССР, законом определена подача следующих дополнительных документов:

  • ВНЖ;
  • подтверждение легального заработка;
  • если податель не освобождён в соответствии с определённой нормой от предоставления документа о владении русским языком — один документ из предоставленного выше перечня;
  • оригинал свидетельства о рождении подателя, выданное уполномоченным органом ЗАГС в пределах СССР или дипломатической организацией, представляющей интересы СССР на территории другого государства.

В тех случаях, когда свидетельство о рождении выдавалось уполномоченным органом другой страны, подтверждением прошлой принадлежности к гражданству СССР могут послужить официальная информация, предоставленная всё тем же уполномоченным органом или справка об обмене паспорта советского образца на документ лица без гражданства.

Исключения из общих правил

Как и в любых других сферах, исключения из правил есть и в вопросах, касающихся получения российского гражданского статуса. Особую исключительность имеют те случаи, когда податель ходатайства о гражданстве имеет выдающиеся особые заслуги перед государством. Для таких лиц не действует правило обязательного пятилетнего проживания, законного подтверждения владения государственным языком и доказательств источников доходов, а также необязателен отказ от предыдущего гражданства.

Особенность принятия в гражданство РФ таких лиц в том, что оно осуществляется путём подачи официального обращения к президенту через федеральный орган государственной власти. Заявление должно содержать подробное изложение заслуг заявителя перед Федерацией, целесообразность и обоснованность получения им гражданства.

Особыми, выдающимися заслугами перед Россией принято считать высокие достижения в сферах науки, спорта, культуры, техники, производства, вклады в обеспечение безопасности и обороны государства, развитие экономики и других важных областей. Особым вкладом также считается то, что значительно повысило международный престиж Российской Федерации.

Конечно, такие факты нуждаются в объективной и подробной оценке. При этом проверяющий орган может запросить дополнительную информацию от федеральных органов государственной власти, а также от полномочных органов субъектов Федерации. Решение о приёме в гражданство РФ принимает непосредственно президент Российской Федерации. Принятое решение не подлежит обжалованию или изменению.

Кто осуществляет решение вопросов гражданства РФ

Вопрос гражданства Российской Федерации автоматически решается для детей, рожденных на территории государства и имеющих родителей (одного из родителей), являющихся гражданами России. Жители других стран, желающие получить статус россиянина, вынуждены обращаться к помощи государственных учреждений, которые принимают документы и выносят решение о предоставлении российского гражданства.

Преимущества гражданина РФ

Лица, проживающие на территории России по временной регистрации, ограничены в правах и возможностях по сравнению с теми, кто решил вопрос получения гражданства РФ.

Преимущества граждан России:

  • Получают среднее образование на территории государства, имеет право на бесплатное обучение в вузах России.
  • Дети посещают бюджетные ясельные группы, детские сады, специализированные учебные заведения (спортивные, музыкальные, художественные школы).
  • Могут получать бесплатную медицинскую и социальную помощь.
  • Имеют право на участие в выборах на региональных и федеральных уровнях.
  • Не имеют ограничений в трудоустройстве, могут работать в любой российской компании.
  • Могут открыть свой собственный бизнес без ограничений, в рамках существующего законодательства.
  • Получают все полагающиеся социальные выплаты и льготы.
  • Имеют право на приобретение в собственность земель и сельскохозяйственных угодий.
  • Проживают на территории России без ограничений по срокам, беспрепятственно возвращаются в страну после выезда за границу.

Паспорт гражданина РФ

Кроме того, процедура оформления различных документов, свидетельств и разрешений упрощается для тех лиц, кто является гражданином России.

Читайте также:  Рабочая виза в германию

Куда обращаться по вопросам оформления гражданства

Решение вопросов гражданства РФ находится в компетенции государственных учреждений:

  • Региональное отделение Министерства внутренних дел России (МВД РФ).
  • Консульство или посольство РФ, которое находится в стране проживания претендента.

Внимание! Проверкой документов, мониторингом демографической и социальной ситуации по отдельно взятому региону и принятием окончательного решения по данному вопросу занимаются представители Миграционной службы РФ.

Кто может стать гражданином РФ

Представители иностранных государств, которые имеют право на получение статуса гражданина РФ, обязаны предоставить необходимые документы для проверки и подать соответствующее заявление.

В 2018 году для максимального упрощения процедуры работает многофункциональный сайт МВД РФ (https://мвд.рф/), где представитель другого государства может получить всю необходимую информацию: категории лиц, имеющих право на оформление статуса россиянина, перечень документов, территориальные службы, отвечающие за предоставление этого статуса.

Сайт МВД РФ

Посредством интернет-ресурса можно получить индивидуальную консультацию специалиста, выяснить сроки рассмотрения заявления и проверки документов, записаться на прием к представителю миграционной службы. Информация на сайте доступна 24 часа в сутки и является полной и достоверной.

Лица, которые могут обратиться в отделение МВД России с целью получения российского гражданства:

  • состоящие в браке с представителем РФ сроком от 3 лет;
  • имеющие детей-граждан России и являющиеся нетрудоспособными;
  • родители недееспособных детей, родившихся на территории РФ (в том случае, когда один из родителей имеет статус гражданина);
  • совершеннолетние дети, один из родителей которых является гражданином РФ;
  • квалифицированные специалисты, предприниматели, инвесторы, осуществляющие свою деятельность на территории России в соответствии с законами РФ в течение 3 лет и более;
  • имеющие ранее гражданство СССР.

В зависимости от статуса претендента и места его проживания решается вопрос о том, какая организация будет заниматься процедурой оформления.

Как выбрать профильный государственный орган

Государственные органы, в чью обязанность входит решение вопроса о предоставлении статуса гражданина, предоставляют услуги по натурализации (осуществление услуги по заявлению иностранца), филиации (услуга предоставляется по праву рождения) и оптации (при смене государственного статуса региона). От статуса заявителя зависит механизм процедуры, и кто будет решать вопрос о предоставлении гражданства РФ.

Важно! Существует общая схема оформления, когда решение принимается высшим органом власти, и упрощенный алгоритм, когда услугу предоставляют региональные отделения миграционных служб. Общая схема действует, если иностранец просит политического убежища — решение в этом случае принимает президент РФ.

Иностранец, проживающий на территории своей страны, обращается с вопросом о присвоении ему гражданства РФ в посольство или консульство России и предоставляет туда необходимый пакет документов. Представители некоторые бывших союзных республик (Украина, Казахстан, Узбекистан) могут столкнуться с тем, что данная услуга доступна ограниченному кругу лиц. Информация о тех категориях граждан, которые могут стать россиянами, предоставляется представительствами дипломатической миссии, сотрудники которой и оказывают помощь в получении услуги.

В том случае, когда учтены все нюансы и документы соответствуют требованиям, услуга предоставляется в упрощенном варианте, иностранец получает статус гражданина РФ, не покидая своей страны.

Мигрант, находящийся на территории РФ, должен воспользоваться услугами регионального отделения миграционной службы, находящейся в ведомстве МВД. Запись на прием можно осуществить посредством онлайн-ресурса, подача заявления происходит лично или через отделение «Почты России».

Возможна ситуация, когда заявитель не может лично присутствовать при подаче документов. Причиной тому служит серьезное заболевание или другие объективные обстоятельства. В таком случае существует возможность подачи заявления через третьих лиц или «Почту России».

Такой способ является довольно затратным:

  • необходимо заверить у нотариуса необходимые доверенности и копии документов;
  • пересылка документов осуществляется заказным письмом с уведомлением о вручении и с объявленной ценностью.

Внимание! Обстоятельства, препятствующие личному обращению в представительство миграционной службы, следует подтвердить документально.

Фирмы-посредники

Существует ряд компаний, занимающихся помощью в оказании услуги получения гражданства. Обращение к представителям этих фирм может быть связано с определенными рисками, поэтому при выборе компании следует тщательно проверить ее историю и документы, подтверждающие законность такой деятельности и полномочий.

Посредники предоставляют прайс на свои услуги, куда следует отнести сбор и оформление документации, обращение во все необходимые инстанции от имени заявителя, решение дополнительно возникающих вопросов.

Сроки рассмотрения вопроса не зависят от того, кто обращается с заявлением, и являются едиными для всех регионов РФ:

  • участники специальной государственной программы переселения и носители русского языка — 3 месяца;
  • оформление по упрощенной схеме — полгода;
  • стандартная процедура — от одного года.

Стоимость услуг зависит от региона и цен, заявленных конкретной фирмой-посредником (при обращении к ней).

Представительства миграционных служб в топ-5 регионах

Жители крупных и густонаселенных городов России могут воспользоваться территориальными представительствами миграционных служб, расположенных в соответствующих районных отделах МВД.

Москва предлагает, помимо 12 районных отделений полиции, воспользоваться услугами Многофункционального миграционного центра, который находится по адресу п. Вороновское, Варшавское шоссе, 64 км, дом 1, корпус 47. Телефон: +7(495)777-77-77

В Санкт-Петербурге по вопросам гражданства следует предварительно обратиться в приемную соответствующего отдела по адресу ул. Красного Текстильщика, дом 10-12. На сайте ведомства имеется форма онлайн-записи на прием.

Новосибирск — третий по численности город России. Решение вопросов гражданства РФ осуществляет Управление по вопросам миграции по телефону +7(383)232-62-18. Личный прием граждан проводится по адресу проспект Дзержинского, дом 12/2.

Города-мегаполисы РФ

Оформить гражданство в Екатеринбурге иностранцы могут при обращении в Главное управление ФМС РФ по Екатеринбургу и Свердловской области. Представительство ведомства находится по адресу ул. Крылова, дом 2. Телефон горячей линии: +7 (343) 243-58-42 добавочный 370.

Жители Нижнего Новгорода для решения вопросов по оформлению гражданства могут воспользоваться онлайн-записью на официальном сайте Главного управления ФМС России или проконсультироваться по телефону горячей линии: +7(831)260-16-14 добавочный 348.

Все представительства УФМС РФ имеют официальные сайты, где можно ознакомиться с предоставленной информацией, уточнить часы приема граждан и список необходимых документов. Консультация на этих ресурсах абсолютно бесплатна, специалисты дадут исчерпывающие ответы по всем вопросам обратившихся граждан.

newinspire

Органы РФ, принимающие решение по вопросам гражданства

Ключевые слова: орган, России, РФ, принимающие, решение, вопрос, гражданства

Реализация рассмотренных выше норм об основаниях приобретения, прекращения и изменения российского гражданства связана с необходимостью ее правового регулирования.

Этому посвящена значительная часть ФЗ «О гражданстве РФ» от 31 мая 2002 года и Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ от 14 ноября 2002 г. В последнем подробно определяется порядок рассмотрения и решения вопросов гражданства.

ФЗ «О гражданстве РФ» предусматривает, какие государственные органы ведают делами о гражданстве и каковы полномочия этих органов, закрепляет порядок производства и обжалования решений по этим делам.

В соответствии со ст. 28 ФЗ полномочными органами, ведающими делами о гражданстве РФ, являются: 1) Президент РФ; 2) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальные органы; 3) федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, и дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, находящиеся за пределами РФ. Полномочия органов, ведающих делами о гражданстве РФ, определяются ФЗ «О гражданстве РФ».

В системе органов, связанных с решением вопросов гражданства, основными полномочиями обладает Президент РФ как глава государства, олицетворяющий его.

Конституция устанавливает, что Президент решает вопросы гражданства РФ (п. “а” ст. 89). К их числу относятся: прием в гражданство; восстановление в гражданстве; выход из гражданства; отмена решения о приеме в гражданство.

Полномочия Президента РФ отражены в ст. 29 ФЗ. К ним относятся вопросы (ч.1 ст.29): а) приема в гражданство РФ в общем порядке в соответствии со статьей 13 ФЗ; б) восстановления в гражданстве РФ в общем порядке в соответствии со статьей 15 ФЗ; в) выхода из гражданства РФ в общем порядке в соответствии с частью первой статьи 19 (самого лица) и частью первой статьи 26 (его ребенка) ФЗ; г) отмены решений по вопросам гражданства РФ в соот-и со статьей 23 ФЗ.

Также Президент РФ утверждает Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ; обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие полномочных органов, ведающих делами о гражданстве РФ, в связи с исполнением ФЗ; издает указы по вопросам гражданства РФ.

При наличии определенных обстоятельств (в течение пяти лет, предшествовавших обращению выдворялись за пределы РФ; использовали подложные документы; состоят на военной службе, на службе в других ин. гос-ва; имеют неснятую или непогашенную судимость; преследуются в уголовном порядке компетентными органами; осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы) Президент РФ вправе рассмотреть вопрос о приеме в гражданство РФ или восстановлении в гражданстве РФ иностранных граждан и лиц без гражданства в соответствии со статьями 13 – 15 ФЗ (общий, упрощенный порядок, восстановление).

В целях реализации своих полномочий по вопросам гражданства РФ и предварительного рассмотрения заявлений Президент РФ образует Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ. Положение о Комиссии утверждается Президентом РФ. В ее задачи входят подготовка предложений для Президента по делам о гражданстве, обеспечение проведения единой государственной политики в области гражданства, контроль за исполнением решений по вопросам гражданства. Президент назначает председателя Комиссии и по предложению последнего утверждает состав Комиссии.

Члены Комиссии участвуют в ее работе на общественных началах. В Администрации Президента в качестве ее подразделения действует Управление Президента РФ по вопросам гражданства.

Остальные государственные органы, принимающие участие в решении вопросов гражданства или решающие их, входят в систему органов исполнительной власти. К ним относятся Министерство внутренних дел и его органы (Федеральная миграционная служба и её территориальные органы), а также Министерство иностранных дел, дипломатические представительства и консульские учреждения.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальные органы осуществляют следующие полномочия (ст. 30 ФЗ): а) определяют наличие гражданства РФ у лиц, проживающих на территории РФ; б) принимают от лиц, проживающих на территории РФ, заявления по вопросам гражданства РФ; в) проверяют факты и представленные для обоснования заявлений по вопросам гражданства РФ документы и в случае необходимости запрашивают дополнительные сведения в соответствующих государственных органах; г) направляют Президенту РФ в случаях, предусмотренных частью первой статьи 29 ФЗ (т.е. всё то, что касается общего порядка) заявления по вопросам гражданства РФ, представленные для их обоснования документы и иные материалы, а также заключения на данные заявления, документы и материалы; д) исполняют принятые Президентом РФ решения по вопросам гражданства РФ в отношении лиц, проживающих на территории РФ; е) рассматривают заявления по вопросам гражданства РФ, поданные лицами, проживающими на территории РФ, и принимают решения по вопросам гражданства РФ в упрощенном порядке в соответствии со статьей 14, с частью третьей статьи 19 и частью третьей статьи 26 ФЗ; ж) ведут учет лиц, в отношении которых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориальным органом приняты решения об изменении гражданства; з) оформляют гражданство РФ в соответствии с частью второй статьи 12 и частями второй и четвертой статьи 26 ФЗ; и) осуществляют отмену решений по вопросам гражданства РФ в соответствии со статьей 23 ФЗ.

Читайте также:  Анкета на визу в грецию

Некоторые статьи ФЗ «О гражданстве РФ», необходимые для понимания вышеизложенного текста .

Статья 12. Приобретение гражданства РФ по рождению

2. Ребенок, который находится на территории РФ и родители которого неизвестны, становится гражданином РФ в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения.

Статья 22. Основания отмены решений по вопросам гражданства РФ

Решение о приобретении или прекращении гражданства РФ подлежит отмене, если будет установлено, что данное решение принималось на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений. Факт использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений устанавливается в судебном порядке.

Статья 23. Порядок отмены решений по вопросам гражданства РФ и последствия такой отмены

1. Отмена решения по вопросам гражданства РФ осуществляется Президентом РФ или иным полномочным органом, ведающими делами о гражданстве РФ и принявшими такое решение.

2. Решение по вопросам гражданства РФ в случае отмены в соответствии со статьей 22 ФЗ считается недействительным со дня принятия такого решения.

Статья 26. Гражданство детей при усыновлении (удочерении)

2. Ребенок, усыновленный (удочеренный) гражданином РФ, или супругами, являющимися гражданами РФ, или супругами, один из которых является гражданином РФ, а другой – лицом без гражданства, приобретает гражданство РФ со дня его усыновления (удочерения) независимо от места жительства ребенка по заявлению усыновителя, являющегося гражданином РФ.

4. В случае, предусмотренном частью третьей настоящей статьи, при отсутствии в течение одного года со дня усыновления (удочерения) заявления обоих усыновителей ребенок приобретает гражданство РФ со дня усыновления (удочерения), если он и его усыновители проживают на территории РФ.

В соответствии со ст. 31 ФЗ к полномочиям федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами иностранных дел, и дипломатических представительств и консульских учреждений РФ, находящихся за пределами РФ относится: а) определение наличия гражданства РФ у лиц, проживающих за пределами РФ; б) принятие от лиц, проживающих за пределами РФ, заявлений по вопросам гражданства РФ; в) проверка фактов и представленных для обоснования заявлений по вопросам гражданства РФ документов и в случае необходимости запрос дополнительных сведений в соответствующих государственных органах; г) направление Президенту РФ в случаях, предусмотренных частью первой статьи 29 ФЗ (т.е. всё то, что касается общего порядка) , заявлений по вопросам гражданства РФ, представленные для их обоснования документы и иные материалы, а также заключений на данные заявления, документы и материалы; д) исполнение принятых Президентом РФ решений по вопросам гражданства РФ в отношении лиц, проживающих за пределами РФ; е) рассмотрение заявлений по вопросам гражданства РФ, поданных лицами, проживающими за пределами РФ, и принятие решений по вопросам гражданства РФ в упрощенном порядке в соответствии со статьей 14, с частями второй и третьей статьи 19 и частью третьей статьи 26 ФЗ; ж) ведение учета лиц, в отношении которых дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями РФ, находящимися за пределами РФ, приняты решения об изменении гражданства; з) оформление гражданства РФ в соответствии с частью второй статьи 26 ФЗ; и) отмена решений по вопросам гражданства РФ в соответствии со статьей 23 ФЗ. . читать далее .

Кто решает вопросы гражданства рф

Установите соответствие между функциями и субъектами Государственной власти РФ, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) решение вопросов гражданства

Б) осуществление управления федеральной собственностью

B) утверждение изменения границ между субъектами РФ

Г) осуществление помилования

Д) разработка и представление Государственной Думе федерального бюджета

2) Совет Федерации

3) Правительство РФ

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

ФУНКЦИИСУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ
AБВГД

Функции Президента РФ:

1) Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

2) Президент РФ в установленном Конституцией РФ порядке принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности.

3) Президент РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

4) Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

5) Президент РФ представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Полномочия Президента РФ целесообразно рассматривать, объединив их в группы в зависимости от сфер государственной жизни, в которых действует Президент РФ. Президент РФ и Правительство РФ. Наиболее тесным образом Президент РФ сотрудничает с исполнительной властью, и хотя по Конституции РФ он не является главой исполнительной власти, анализ его конституционных полномочий позволяет утверждать, что фактически Президент РФ выступает в роли главы исполнительной власти:

1) Президент РФ назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ (п. «а» ст. 83).

2) Президент РФ утверждает представленные ему Председателем Правительства РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти (ч. 1 ст. 112). Указом Президента РФ от 17 августа 1999 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти» * выделен ряд министерств и ведомств, которые напрямую подчиняются Президенту РФ по вопросам, закрепленным за ним Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

3) По предложению Председателя Правительства РФ Президент РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров (п. «д» ст. 83).

4) Президент РФ имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ (п. «б» ст. 83).

5) Президент РФ принимает решение об отставке Правительства РФ (п. «в» ст. 83).

Место Президента РФ в системе государственной власти России (а по большому счету — его социальное назначение и политическая роль в жизни страны в целом) определяется возложенными на него Конституцией РФ (ст. 80) функциями:

1) Представительская функция (являясь главой суверенного государства, Президент без каких-либо дополнительных полномочий представляет Российскую Федерацию как в международных отношениях, так и внутри страны — в отношениях с субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, различными институтами гражданского общества (политическими партиями и общественными объединениями, конфессиями, объединениями предпринимателей, науки, образования, культуры, спорта, молодежными, ветеранскими организациями, различными диаспорами и т. п.).

2) Функция гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, суверенитета, независимости и государственной целостности Российской Федерации.

3) Обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти (причем органов государственной власти различных ветвей и уровней).

4) Определение основных направлений внутренней и внешней политики государства (разумеется, не произвольно, а в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами).

Для реализации указанных функций Конституция РФ, федеральные конституционные законы и федеральные законы наделяют Президента РФ достаточно широкими полномочиями, которые могут быть объединены в следующие группы:

1) Полномочия, связанные с формированием других государственных органов и назначением должностных лиц (назначение с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ; назначение по представлению Председателя Правительства РФ членов Правительства; принятие решения об отставке Правительства РФ; назначение судей федеральных судов (за исключением судей высших судебных инстанций – Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ); назначение пяти членов Центральной избирательной комиссии РФ и т. д.).

2) Полномочия по взаимодействию с Федеральным Собранием, участию в законодательном (нормотворческом) процессе, обеспечению согласованного функционирования органов государственной власти (назначение выборов депутатов Государственной Думы; обладание правом законодательной инициативы; промульгация (подписание и обнародование) федеральных конституционных законов, федеральных законов и законов о поправках к Конституции РФ; обращение к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства; право председательствовать на заседаниях Правительства РФ; использование согласительных процедур для преодоления разногласий между федеральными и региональными органами государственной власти, а также между региональными органами государственной власти, включая обращение в суд для разрешения спора и т. д.).

3) Полномочия в области внешней политики (осуществление руководства внешней политикой Российской Федерации; ведение переговоров и подписание международных договоров Российской Федерации; назначение и отзыв дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях и др.).

4) Полномочия в области обороны и безопасности (утверждение военной доктрины; назначение и освобождение высшего командования Вооруженных Сил Российской Федерации; выполнение полномочий Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами РФ; введение на всей территории Российской Федерации или в отдельных местностях специальных правовых режимов военного положения (в соответствии с федеральным конституционным законом от 30 января 2002 года «О военном положении») или чрезвычайного положения (в соответствии с федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 года «О чрезвычайном положении») и т. п.)

5) Полномочия в сфере правового регулирования статуса личности (решение вопросов гражданства и предоставления политического убежища; учреждение государственных наград, награждение государственными наградами, присвоение почетных званий, высших воинских и высших специальных званий; осуществление помилования и др.).

Предмет ведения Государственной Думы:

1) Обсуждение и принятие законов.

2) Обсуждение и принятие федерального бюджета.

3) Установление налогов и сборов, финансовое регулирование.

4) Ратификация международных договоров, вопросы войны и мира.

5) Вопросы статуса и защиты государственных границ.

6) Выражение согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ.

7) Решение вопроса о доверии (недоверии) Правительству РФ.

8) Назначение на должность и освобождение от должности: Председателя Центрального банка РФ, Председателя Счётной палаты и половины состава ее аудиторов (от лат. auditor — слушатель — бухгалтер-ревизор, который проверяет состояние финансово-хозяйственной деятельности организаций и предприятий), уполномоченного по правам человека в РФ.

9) Объявление амнистии.

10) Выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

А) решение вопросов гражданства — Президент РФ.

Б) осуществление управления федеральной собственностью — Правительство РФ.

B) утверждение изменения границ между субъектами РФ — Совет Федерации.

Г) осуществление помилования — Президент РФ.

Д) разработка и представление Государственной Думе федерального бюджета — Правительство РФ.

Статья 89 Конституции РФ

Президент Российской Федерации:

а) решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;

б) награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания;

в) осуществляет помилование.

Комментарий к Статье 89 Конституции РФ

Комментируемая статья закрепляет традиционные для главы государства, независимо от формы правления, полномочия. Для указанных полномочий характерны два общих признака: 1) Президент осуществляет их от имени Российской Федерации и сам является ее олицетворением; 2) они реализуются в отношениях с участием граждан и иных физических лиц.

А. Согласно п. “а” комментируемой статьи глава государства решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища. Конституция устанавливает только принципиальные основы института гражданства; их конкретизация, включая полномочия Президента, в данной сфере установлена Федеральным законом от 31.05.2002 N 62-ФЗ “О гражданстве Российской Федерации” (в ред. от 04.12.2007). В частности, в соответствии с указанным Законом Президент принимает решения, если соответствующие акции осуществляются в общем (а не упрощенном) порядке по вопросам: а) приема в российское гражданство; б) восстановления в гражданстве РФ некоторых категорий лиц; в) выхода из гражданства; г) отмены решения по вопросам гражданства (см. комментарий к ст. 6).

Комиссия по вопросам гражданства при Президенте имеет сугубо совещательные полномочия. Комиссия готовит для Президента предложения по вопросам гражданства; контролирует исполнение решений по этим вопросам; рассматривает ходатайства о приобретении и прекращении гражданства и другие ходатайства по вопросам гражданства; рассматривает предложения о разработке законопроектов и иных нормативных актов в данной сфере.

Указом Президента РФ от 21.07.1997 N 746 (в ред. от 27.07.2007) утверждено Положение о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища, которым в соответствии со ст. 63 Конституции конкретизируются условия и порядок предоставления политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства. В Положении подробно определены основания, по которым лицу может быть предоставлено убежище, основания, по которым политическое убежище не предоставляется, в каких случаях утрачивается право на убежище, а также основание лишения права на политическое убежище, определяется порядок решения вопросов о предоставлении убежища. Предоставление убежища, как и его лишение, производится указом Президента. Лицу, которому предоставляется политическое убежище, а также членам его семьи выдается свидетельство установленного образца, а затем оформляется вид на жительство.

Б. Согласно п. “б” комментируемой статьи к полномочиям Президента отнесены награждение государственными наградами, присвоение почетных званий Российской Федерации, высших воинских и высших специальных званий.

Согласно п. “с” ст. 71 Конституции государственные награды и почетные звания отнесены к предметам ведения Российской Федерации, по которым принимаются федеральные законы (ч. 1 ст. 76). В связи с высказанным тезисом существенное значение имеет сформулированная Конституционным Судом РФ в Постановлении от 09.01.1998 N 1-П “По делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации”*(981) правовая позиция. В частности, по мнению одного из заявителей (Правительство Республики Карелия), из ч. 2 ст. 76 Конституции, согласно которой по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации, следует, что по предметам совместного ведения не могут издаваться никакие иные федеральные нормативные правовые акты, кроме законов, поэтому ряд статей Кодекса, прямо предусматривающие либо предполагающие издание именно иных федеративных нормативных актов, не соответствуют Конституции.

Суд подчеркнул: что касается подзаконных нормативных актов, то о них ничего не сказано не только в ч. 2, но и в ч. 1 ст. 76 Конституции, согласно которой по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ. Следуя аргументации заявителя, надо было бы предположить, что и по этим вопросам (которые согласно ст. 71 Конституции находятся в ведении Российской Федерации) не предусмотрено издание никаких других нормативных правовых актов, кроме законов, а значит вообще не может быть федеральных нормативных правовых актов подзаконного характера. Более того, надо было бы признать, что по предметам совместного ведения не может быть и индивидуальных правоприменительных актов, притом не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов РФ, поскольку издание таких актов, в том числе по предметам совместного ведения, в ст. 76 Конституции не предусмотрено.

Между тем, как следует из ст. 90, 115, п. “а” ч. 2 ст. 125 Конституции России, Президент и Правительство принимают собственные правовые акты, в том числе нормативного характера, по вопросам ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Таким образом, действительный смысл положения ч. 2 ст. 76 Конституции не может быть понят в отрыве от других конституционных положений. Данная статья регулирует не вопрос о том, вправе ли федеральные органы государственной власти издавать нормативные акты подзаконного характера, а вопрос о том, как действует федеральный закон и как он соотносится с актами, принимаемыми субъектами Федерации: в каких случаях приоритет имеют федеральные законы (ч. 1, 2 и 5), а в каких, напротив, нормативные правовые акты субъектов РФ (ч. 4 и 6). Поэтому предусмотренная оспариваемыми статьями Лесного кодекса 1997 г. возможность издания не только законов, но и иных федеральных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводства лесов, сама по себе не является нарушением ч. 2 ст. 76 Конституции.

Таким образом, возможность издания нормативных актов подзаконного характера по вопросам ведения РФ (как и совместного ведения РФ и ее субъектов) Конституцией не исключается в принципе.

В условиях пробельности законодательства регулирование тех или иных отношений подзаконными нормативными правовыми актами, действующими до принятия соответствующего федерального закона, может быть единственным способом обеспечения прямого действия Конституции. Однако такое регулирование, вполне оправданное для 1994 г., едва ли может считаться отвечающим требованиям Конституции на современном этапе конституционно-правового развития, а изложенная позиция Конституционного Суда РФ быть распространена на интерпретацию п. “б” ст. 89.

Иными словами, указанные в п. “с” ст. 79 и ч. 1 ст. 76 Конституции положения в их системном единстве с п. “б” комментируемой статьи – Президент “награждает государственными наградами Российской Федерации” – означают, что учреждение государственных наград, как и почетных званий, являющихся разновидностью государственных наград, – полномочие федерального законодателя, а не Президента. Между тем учреждение государственных наград РФ осуществлено Положением о государственных наградах Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 02.03.1994 N 442 (в ред. от 12.08.2008). Если в 1994 г. “указное” регулирование данной сферы отношений было вполне оправдано относительной неразвитостью правовой системы и пробельностью законодательства, то его сохранение в настоящее время едва ли возможно считать отвечающим требованиям Конституции.

В преамбуле указанного Положения государственные награды России являются высшей формой поощрения граждан за выдающиеся заслуги в защите Отечества, государственном строительстве, экономике, науке, культуре, искусстве, воспитании, просвещении, охране здоровья, жизни и прав граждан, благотворительной деятельности и за иные выдающиеся заслуги перед государством.

Положением устанавливается, что к числу государственных наград относятся, помимо орденов, медалей, знаков отличия РФ, также звание Героя Российской Федерации и почетные звания (их более 60). Президент издает указы об учреждении государственных наград (в том числе утверждает статуты орденов, положения о медалях, знаках отличия и их описания), принимает указы о награждении, вручает государственные награды. По поручению Президента и от его имени государственные награды могут вручаться должностными лицами, названными в Положении.

Лица, удостоенные государственных наград, пользуются льготами и преимуществами в порядке и случаях, установленных законодательством.

Государственных наград могут быть удостоены граждане РФ, иностранные граждане, а также лица без гражданства.

Установлена преемственность в регулировании отношений, связанных с государственными наградами СССР. На граждан РФ, удостоенных государственных наград СССР, распространяются правила, предусмотренные приведенным Положением и законодательством России. Сохраняется порядок ношения орденов, медалей СССР, лент орденов и медалей на планках и других знаков отличия.

Президент образует Комиссию по государственным наградам для проведения общественной оценки материалов о награждении и обеспечения объективного подхода к поощрению граждан, работающую на общественных началах, а также соответствующее подразделение в составе Администрации по государственным наградам для обеспечения реализации конституционных полномочий главы государства и проведения единой политики в области государственных наград.

Представляется, хотя это в Конституции специально не оговорено, что главе государства принадлежит право давать согласие на награждение граждан РФ орденами и медалями других стран, а также на присвоение им почетных званий, что можно было бы предусмотреть в специальном законе о государственных наградах и почетных званиях Российской Федерации.

Высшие воинские звания – маршалов, генералов и адмиралов, установленные Законом о воинской обязанности (ст. 46), а также высшие специальные звания сотрудников органов внутренних дел, таможенных органов, дипломатические ранги, равно как квалификационные классы, классные чины действительного государственного советника юстиции, государственного советника юстиции и т.п., установленные различными правовыми актами (например, согласно ч. 6 ст. 41 Закона о прокуратуре “порядок присвоения классных чинов определяется Положением о классных чинах прокурорских работников, утверждаемым Президентом Российской Федерации”, хотя адекватность такого делегирования соответствующего полномочия главе государства требованиям Конституции вызывает сомнения), присваиваются указами Президента. Все материалы, связанные с присвоением званий, рассматриваются Управлением кадров Администрации Президента РФ, которое готовит и представляет Президенту проекты указов о присвоении соответствующего звания.

В. Согласно п. “в” комментируемой статьи Президенту предоставлено право осуществлять помилование. Уголовный кодекс в соответствии с п. “о” ст. 71 Конституции конкретизировал институт помилования, – в частности, согласно его ст. 85 помилование осуществляется в отношении индивидуально определенного лица, осужденного за преступление. Актом помилования можно также снять судимость.

Таким образом, речь идет о полной или частичной отмене примененных в отношении осужденного санкций, их изменении или отказе от дальнейшего исполнения. Это означает, что глава государства может воспользоваться своим полномочием только после вступления приговора суда, которым лицо признано виновным, в силу.

При этом в силу единства правовой системы России, в том числе в сфере уголовно-правового регулирования, данное полномочие потенциально распространяется на всех лиц, осужденных за совершение преступлений, независимо от их вида и инстанционной подсудности.

Помилование осуществляется от имени Российской Федерации. В связи с этим Конституция не предусматривает право Президента делегировать свои полномочия по осуществлению помилования другим органам или должностным лицам. Однако участие в этом процессе других органов, поскольку они управомочены Президентом как носителем соответствующего конституционного полномочия, не исключается при условии, что решение о помиловании принимается самим Президентом. В частности, в 2001 г. глава государства упразднил Комиссию по вопросам помилования при Президенте и изменил порядок подготовки решений о помиловании. В составе Администрации Президента сохранилось Управление по вопросам помилования, а в субъектах Федерации созданы Комиссии по вопросам помилования, действующие на основании Положения о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации. Глава государства, однако, не связан позициями названных органов.

Читайте также:  Фз о правовом положении иностранных граждан
Ссылка на основную публикацию