Правовое регулирование инвестиционной деятельности - Kapital124.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Правовое регулирование инвестиционной деятельности

Тема. Правовое регулирование инвестиционной деятельности

1) Понятие инвестиционной деятельности. Субъекты и объекты инвестиционной деятельности.
2) Государственное регулирование инвестиционной деятельности.
3) Правовое регулирование иностранных инвестиций.

1)Основные нормативно правовые акты:
* Федеральный закон (от 25.02.1999) об инвестиционной деятельности ы РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений,
* Закон РСФСР об инвестиционной деятельности (в той части, которая не противоречит предыдущему закону).

Инвестиции – денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в т.ч. имущественные права, вкладываемые в объекты предпринимательской деятельности в целях получения прибыли либо достижения иного положительного эффекта.

Классификация инвестиций:
(по объекты вложения):
* реальные– экономические ресурсы, вкладываемые в основные оборотные фонды, расширение, реконструкцию, нематериальные активы (патенты, ноу-хау);
* финансовые – вложение средств в акции, облигации и другие ценные бумаги.

(по характеру участия субъектов в инвестирование):
* прямые – непосредственное вложение средств самим инвестором в различные объекты;
* непрямые – инвестирование, опосредованное другими лицами.

(по периоду инвестирования):
* краткосрочные (до года);
* долгосрочные (более года).

(по форме собственности):
* государственные;
* частные;
* иностранные;
* смешанные.

Инвестиционная деятельность –вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли либо достижения иного полезного эффекта.

При инвестировании используются: собственные, привлечённые или заёмные средства.

Капитальные вложения – вложения в основной капитал, в т.ч. затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, приобретение машин, оборудования, проектно-изыскательские работы.

Объекты инвестиционной деятельности: вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства, ценные бумаги, целевые, денежные вклады, научно-техническая продукция, а также имущественные права на интеллектуальную собственность.

Субъекты инвестиционной деятельности: государство, инвесторы, заказчики, исполнители работ, пользователи, иностранные юридические лица, международные организации.

Инвестор – субъект инвестиционной деятельности, осуществляющий вложения собственных заёмных или привлечённых средств, и обеспечивающий их целевое использование.

Заказчик – субъект, непосредственно реализующий проект и осуществляющий при этом все необходимые действия.

Пользователи – сами инвесторы или лица, для которых создаются объекты инвестиционной деятельности.

2) Государство осуществляет регулирование инвестиционной деятельности путём:
*создания благоприятных условий:
1) совершенствование системы налогообложения,
2) установление специальных налоговых режимов для субъектов,
3) защита интересов инвесторов,
4) предоставление льготных условий пользования землёй и иными ресурсами,
5) принятие антимонопольных мер,
6) развитие финансового лизинга.

* прямое участие государства в инвестиционной деятельности:
1) разработка, финансирование инвестиционных проектов,
2) проведение экспертизы инвестиционных проектов,
3) разработка, утверждение норм и стандартов, контроль за их исполнением,
4) выпуск облигационных займов, гарантированных целевых замов.

* государственные гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности
1) обеспечение равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности,
2) гласность в обсуждении,
3) право обжаловать в суд действие или бездействие должностных лиц,
4) защита капитальных вложений.

3)Основной нормативный акт – федеральный закон об иностранных инвестициях в РФ (от 9.07.1999г.) Саульская конвенция.

Иностранные инвестиции – вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав (если такие объекты не изъяты или не ограничены в обороте), в т.ч. денег, ценных бумаг, имущественных прав.

· Прямая иностранная инвестиция – приобретение иностранным инвестором не менее 10% доли в уставном капитале коммерческой организации.
– вложение капитала в основные фонды (средства) филиала иностранного, юридического лица, создаваемого на территории РФ).
– осуществление на территории РФ иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды оборудования стоимостью не менее 1млн. руб.

Иностранные инвесторы:
* иностранные лица,
* лица без гражданства, постоянно проживающие за пределами РФ,
* иностранные юридические лица.

Правовой режим деятельности иностранных инвесторов, использование полученной прибыли не может быть менее благоприятным, чем аналогичный режим, предоставленный российскими инвесторами.

Правовой режим деятельности иностранных инвесторов устанавливает изъятия ограничительного характера только федеральным законом и только в той мере, в которой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья и безопасности государства + изъятия стимулирующего характера, в виде льгот в интересах социально-экономического развития государства.

Гарантии прав иностранных инвесторов:
1) гарантия правовой защиты (вправе обратиться в суд);
2) гарантия использования различных форм осуществления инвестиций;
3) гарантия о компенсации при национализации и реквизиции имущества;
4) гарантия от неблагоприятного изменения законодательства;
5) гарантия участия иностранного инвестора в приватизации;
6) гарантия предоставления прав на земельные участки и иные природные ресурсы.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10294 – | 7618 – или читать все.

Введение

Хозяйственное право представляет собой совокупность норм, регулирующих предпринимательские отношения и иные, связанные с ними отношения, в том числе некоммерческие отношения, а также отношения по государственному регулированию экономики в целях обеспечения интересов государства и общества.

В современных условиях хозяйственную деятельность по извлечению прибыли из производства товаров и услуг профессионально ведут предприниматели и предприятия, крестьянские (фермерские) хозяйства, банки, биржи и иные субъекты, преследующие такую цель.

Хозяйственная деятельность осуществляется не только в ходе производства товаров. для того, чтобы ее начать, необходимо приобрести или построить производственное помещение, приобрести сырье, оборудование, топливо.

В результате завершения производственного цикла возникают отношения по реализации товаров, их хранению, доставке и тому подобное.

Хозяйственный оборот тоже неотъемлемая часть предпринимательской деятельности. Все эти отношения являются центральными, входящими в первую группу в предмете хозяйственного права.

Вместе с тем, предпринимательские отношения тесно связаны с другими, не имеющими непосредственно цели извлечения прибыли. в частности, такой является вся хозяйственная деятельность организационно-имущественного характера по созданию и прекращению предприятий, управлению собственностью. в такую деятельность включаются на базе собственного имущества государство, организующее свои предприятия, устанавливающее для них определенный режим хозяйствования.

Некоммерческий характер носит деятельность бюджетных учреждений, потребительских обществ, благотворительных фондов и других организаций, вступающих в хозяйственные правоотношения для решения своих уставных задач. Эти отношения тесно связаны с предпринимательской деятельностью, по форме осуществления не отличаются от ее реализации и поэтому охватываются хозяйственным правом. Они представляют вторую группу хозяйственных отношений, регулируемых хозяйственным правом.

Наконец, государство, реализуя публичные интересы общества, воздействует на субъекты, осуществляющие хозяйственную деятельность, регулирует и контролирует ее. Эти отношения составляют третью группу хозяйственного права.

Таким образом, можно судить о проникновении хозяйственного права практически во все отрасли хозяйственной деятельности: реализация продуктов и товаров, реализация услуг, инвестиционная деятельность, агропромышленный комплекс, финансирование хозяйственной деятельности.

В данной контрольной работе мы рассмотрим правовое регулирование инвестиционной деятельности и правовое регулирование договора поставки товара для государственных нужд.

Правовое регулирование инвестиционной деятельности

Инвестиции, как вложение в развитие предпринимательской деятельности, и инвестиционная деятельность, как реализация этих вложений, в целом представляют собой сложный и многообразный процесс, имеют свои специфические черты, отражающие особенности предпринимательской, хозяйственной деятельности.

Для создания целостности и единства инвестиционного процесса правовое регулирование стремится к созданию системы организационно-правовых форм, направленных на защиту инвестиций, установлению гарантий их сохранности.

Потребности развития того или иного направления экономики не должны стеснять равенство свободы инвесторов. Планово-целевое финансирование допущено ныне только для обеспечения государственных нужд.

С возникновением рыночных отношений, свободы выбора сферы хозяйствования и заключения договоров, по усмотрению предпринимателей, назрела необходимость правового регулирования деятельности по вложению имеющихся средств на основе свободы инвестирования.

26 июля 1991 года был принят Закон РФ «Об инвестиционной деятельности в РФ» и следом за ним того же года Закон РФ «Об иностранных инвестициях в РФ», которые создали базу для правового регулирования инвестиционной деятельности на новом этапе развития экономики. В настоящее время действует Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 №39-ФЗ и Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.1999 №160-ФЗ. Особенности инвестиционной деятельности в той или иной отрасли хозяйственного (предпринимательского) права обуславливают создание специальных нормативных актов. К ним следует отнести: Федеральный закон «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» от 21.07.1997 №123-ФЗ, Закон «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 №39-ФЗ, Федеральный закон «О лизинге» от 29.10.1998 №164-ФЗ и другие нормативные акты, направленные на регулирование инвестиционной деятельности.

Тем не менее, инвестиционное обновление экономики не может не затрагивать публичных интересов общества. Ему не безразлично, по каким каналам и для чего будут осуществляться государственные вложения, которые должны учитывать эти интересы, определенные соответствующим государственным органом в пределах своей компетенции.

Рациональная государственная инвестиционная политика нуждается в управлении. В связи с этим принят Указ Президента РФ «О создании государственной инвестиционной корпорации». №184 от 2 февраля 1993 года.

Государственная инвестиционная корпорация создана для реализации федеральных и региональных программ социального и экономического развития, а также для привлечения иностранных и стимулирования внутренних инвестиций, повышения эффективности инвестиционной политики. Корпорация создана в форме государственного предприятия, имущество передано ей на праве полного хозяйственного ведения. Уставный фонд корпорации состоит из имущества, оцениваемого на сумму не менее 1 миллиарда долларов США, а также из 50 долларов США и 200 миллиардов рублей, которые могут быть использованы в качестве залога для обеспечения финансовых гарантий иностранным инвесторам и решения уставных задач.

Читайте также:  Как отказаться от военной ипотеки

Корпорация осуществляет экспертизу, конкурсный отбор и реализацию конкурсных проектов, используя при этом средства, выделяемые ей целевым назначением для централизованных капитальных вложений, кредиты ЦБ РФ, привлеченные и собственные средства.

таким образом, государство выступает в роли организатора инвестиционного процесса и одновременно основного инвестора.

Для нормального развития экономики, для обеспечения расширенного воспроизводства необходим постоянный приток средств. Количественный рост инвестиций, их направление в различные сферы хозяйствования зависят от правильной инвестиционной политики. Вложение средств в наукоемкие, высокотехнические, высокотехнологические программы влияет не только на производство товаров, их потребительские свойства, но и на условия труда, что в конечном счете, не может отражаться в развитии всего общества в целом. Инвестиции, вложенные в эту сферу, дают представление о качественном уровне инвестиций.

Качественный уровень и количественный рост инвестиций, их соотношение дают представление о проводимой государством инвестиционной политике. Ее целью является поиск оптимального правового регулирования инвестиционной деятельности, национальных и иностранных инвесторов.

Правовое регулирование инвестиционной деятельности состоит в определении признаков субъектов, установлении организационно-правовых форм ведения инвестиционной деятельности, выделении специальных требований к отдельным направлениям инвестиционной деятельности; регламентации порядка и условий заключения и исполнения договоров; установлении пределов и форм государственного воздействия на инвестиционные процессы.

Возникает вопрос: зачем необходимо законодательство об инвестициях? Ведь инвестиционная деятельность реализуется обычно в правовых формах, соответствующих договорам подряда на капитальное строительство, проектирование, поставки и других. Инвестирование может происходить путем приобретения патента или прав пользования по лицензионному договору, приобретением товарного знака.

Словом, все вложения уже имеют свою собственную правовую форму. зачем же надстраивать над всем этим еще законодательство об инвестициях?

Для этого есть особые основания. Они заключаются в необходимости: определить понятия инвестиции и инвестиционной деятельности, урегулировать отношения между инвестором и лицом, реализующим его инвестиции(заказчиком), между инвестором и лицом, осуществляющим практическое целевое использование объекта инвестирования (пользователем), установить параметры государственного регулирования инвестиционной деятельности, зафиксировать гарантии для всех инвесторов и их инвестиций, установит пределы ответственности, применяемой в процессе реализации инвестиций.

Законодательное определение инвестиций содержит достаточно обширный, неисчерпаемый перечень материальных и нематериальных благ, каждое из которых должно обладать двумя отличительными особенностями, признаками. Во-первых, они (блага) вкладываются в объекты предпринимательской и других видов деятельности, во-вторых, целью вложения является получение прибыли и достижение положительного социального эффекта.

Определение инвестиций неразрывно связано с понятием инвестиционной деятельности, поскольку ценность материального или нематериального характера может приобрести статус инвестиции исключительно в процессе вложения этой ценности в какой-либо объект предпринимательской деятельности для извлечения дохода и положительного социального эффекта в будущем.

Легальное определение инвестиционной деятельности сводится к факту вложения и совокупности практических действий по реализации инвестиций.

Инвестиционная деятельность один из видов предпринимательской деятельности. Ей присущи признаки предпринимательства: самостоятельность, инициативность, риск. Однако у инвестиционной деятельности есть специфика, которая состоит в том, что средства инвестора вкладываются в объекты предпринимательской деятельности с целью извлечения прибыли от использования или эксплуатации этих объектов в будущем.

По своему содержанию инвестиционная деятельность делится на:

§ прямую (то есть вложения непосредственно в производство товаров и услуг);

§ ссудную (предоставление займов, кредитов);

§ «портфельную» (приобретение ценных бумаг).

Прямая форма инвестиций наиболее близка по своему содержанию к предпринимательской деятельности.

Ссудная форма инвестирования сводится к использованию ссудного капитала в виде займов и кредитов.

Портфельное инвестирование означает вложение инвестором средств в ценные бумаги, акции предприятий. По содержанию портфельное инвестирование не предполагает участие инвестора в управлении предприятием, а лишь получение дивидендов на вложенный капитал.

В инвестиционной деятельности есть субъекты и объекты. Субъекты: инвесторы, заказчики, исполнители работ. Закон «Об инвестиционной деятельности РФ» раскрывает особенности правового статуса каждого из них.

В соответствии с Законом инвесторами могут выступать практически все физические и юридические лица, то есть те субъекты, которые отвечают признакам инвестора. Кроме того, в роли инвесторов выступают специально созданные для осуществления инвестиционной деятельности субъекты.

Что может быть объектом инвестиционной деятельности? В Законе «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 №39-ФЗ и в Законе «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.1999 №160-ФЗ перечни таких объектов. Они не являются исчерпывающими. В них включаются:

§ целевые денежные вклады;

§ права на интеллектуальную собственность;

§ другие объекты собственности.

Эффективность инвестиций означает для инвестора вложение средств в наиболее выгодное дело, которое предположительно может принести ему наибольшую прибыль.

Государство является главным инициатором инвестиционной деятельности и выступает одновременно как инвестор и как непосредственный участник инвестиционного процесса. Государственное регулирование инвестиционной деятельности ведется в обеспечение публичных интересов общества и представляет собой и косвенное воздействие на социально – экономическое и научно-техническое развитие РФ.

Федеральный закон называет следующие формы и методы: государственные инвестиционные программы, прямое управление государственными инвестициями; налоговая политика; предоставление финансовой помощи на развитие отдельных территорий, отраслей.

В соответствии с Законом «об инвестиционной деятельности в РФ», решения по государственным инвестициям из республиканского бюджета принимаются высшим представительным органом власти на основе прогнозов экономического и социального развития РФ, схем развития и размещения производительных сил.

Для осуществления государственных инвестиций могут осуществляться фонды, в том числе, фонды регионального развития, резервный, целевой и т.д.

Закон также устанавливает, что реализация целевых программ представляет собой размещение государственных ассигнований.

В соответствии Законом об инвестиционной деятельности основным правовым средством, реализующим производственно-хозяйственные взаимоотношения субъектов инвестиционной деятельности, является договор (контракт) между ними.

Особенностью инвестиционной деятельности является достаточно разнообразные по существу, по юридической цели и субъектному составу договорные отношения.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Изучив данную главу, студент должен:

  • знать теоретические основы осуществления инвестиционной деятельности в Российской Федерации, понятие и виды инвестиций;
  • уметь анализировать источники правового регулирования инвестиционной деятельности в хозяйственных отношениях;
  • владеть навыками анализа преимуществ и недостатков инвестирования в предпринимательских отношениях.

Основы правового регулирования инвестиционной деятельности

Инвестиции – это денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

Под инвестиционной деятельностью понимается вложение инвестиций (инвестирование) и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

Основными законодательными актами, регулирующими инвестиционную деятельность, являются: Закон РСФСР от 26.06.1991 № 1488-1 “Об инвестиционной деятельности в РСФСР” (далее – Закон об инвестиционной деятельности), действующий в части, не противоречащей Федеральному закону от 25.02.1999 № 39-ФЗ “Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений”; Федеральные законы от 09.07.1999 № 160-ФЗ “Об иностранных инвестициях в Российской Федерации” (далее – Закон об иностранных инвестициях), от 30.12.1995 № 225-ФЗ “О соглашениях о разделе продукции” (далее – Закон об СРП), от 05.03.1999 № 46-ФЗ “О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг”, “Об инвестиционных фондах”, “О финансовой аренде (лизинге)” (далее – Закон о лизинге).

Условно можно выделить два этапа инвестиционной деятельности.

На первом этапе субъект принимает решение о вложении средств в качестве инвестиций. С этой целью исследуются инвестиционные возможности, разрабатывается технико-экономическое обоснование, подготавливается контрактная и проектная документация, бизнес-план. Заканчивается данный этап подписанием инвестиционного договора, в котором определяются права и обязанности участников в отношении размера вкладываемых средств, сроков, порядка вложения, их взаимодействие при реализации инвестиционного проекта, порядок пользования объектом инвестиций, отношения собственности на созданный объект, распределение доходов от эксплуатации объекта и другие условия. Условия инвестиционного договора сохраняют силу на весь срок его действия и могут быть изменены, если после заключения договора законодательством устанавливаются новые условия, ухудшающие положение партнеров. Подписанием инвестиционного договора вкладываемым материальным и нематериальным благам придается статус инвестиций.

Второй этап инвестиционной деятельности характеризуется тем, что в этот период осуществляется совокупность практических действий по реализации инвестиций, то есть по исполнению инвестиционного договора. Действия по реализации инвестиционного договора облекаются в правовую форму путем заключения различных договоров (направленных на передачу имущества, выполнение работ, оказание услуг, лицензионные и иные договоры, предусмотренные ГК). Исполнение различного рода договоров на данной стадии инвестиционного процесса преследует главную юридическую цель – реализацию инвестиционного договора, а деятельность участников должна осуществляться в соответствии с инвестиционным законодательством. Завершается второй этап созданием объекта инвестиционной деятельности.

В зависимости от содержания традиционно выделяют следующие виды инвестиционной деятельности:

  • • прямая, когда происходит непосредственное вложение ценностей в производство товаров (работ, услуг). К примеру, прямой является инвестиционная деятельность, осуществляемая в форме капитальных вложений;
  • • ссудная, осуществляемая в форме предоставления займа, кредита;
  • • “портфельная”, представляющая собой вложение инвестором средств в ценные бумаги.

Основными субъектами инвестиционной деятельности являются инвесторы, заказчики, исполнители и пользователи.

Инвесторы осуществляют вложение средств в форме инвестиций и обеспечивают их целевое использование. В качестве инвесторов могут выступать физические, юридические лица, государственные и муниципальные образования.

Читайте также:  Условия ипотечного кредита

Все инвесторы имеют равные права на осуществление инвестиционной деятельности. Среди основных прав инвесторов следует назвать:

  • а) право самостоятельно осуществлять инвестиционный выбор (определять объемы, направления, размеры инвестирования, круг участников инвестиционной деятельности);
  • б) право инвестора, не являющегося пользователем объектов инвестиционной деятельности, контролировать их целевое использование;
  • в) право передать по договору свои права по инвестициям и их результатам другим лицам;
  • г) право приобретать в собственность объекты, созданные в результате инвестирования, а также право владения, пользования, распоряжения иными результатами инвестиций. Законодательством могут быть определены объекты, инвестирование в которые не влечет за собой непосредственно приобретения права собственности на них, но не исключает возможности последующего владения, управления ими или получения дохода от эксплуатации этих объектов. В отношении незавершенных объектов установлен режим долевой собственности субъектов.

Заказчики – это субъекты инвестиционной деятельности, уполномоченные инвесторами осуществить реализацию инвестиционного проекта. Для достижения этой цели инвестор наделяет заказчика правами владения, пользования и распоряжения инвестициями на период и в пределах полномочий, установленных инвестиционным договором, и в соответствии с законодательством. Заказчик не должен вмешиваться в предпринимательскую и иную деятельность других участников инвестиционного процесса. Заказчиками могут быть инвесторы, а также любые физические и юридические лица.

Исполнители работ – лица, наделенные определенными полномочиями по реализации инвестиционного проекта в силу заключенного с ними договора. Исполнитель нс приобретает полномочий по владению, пользованию и распоряжению инвестициями. Заказчик выделяет ему средства, необходимые для выполнения определенной работы.

Пользователи – это субъекты, для которых создается объект инвестиционной деятельности. Пользователями могут быть физические, юридические лица, государство, муниципальные образования.

Законом об инвестиционной деятельности предусмотрено право субъектов инвестиционной деятельности совмещать функции двух или нескольких участников. Так, инвестор сам может выполнять функции по реализации договора, т.е. быть заказчиком, могут быть совмещены функции пользователя и инвестора и т.п.

Обязанности субъектов инвестиционной деятельности определены в Законе об инвестиционной деятельности весьма кратко и могут быть сформулированы в виде общей обязанности выполнения требований законодательства, государственных органов и должностных лиц в пределах их компетенции. В случае отказа инвестора (заказчика) от дальнейшего инвестирования проекта он обязан компенсировать затраты другим его участникам, если иное не предусмотрено договором.

Источниками финансирования деятельности инвесторов могут быть:

  • • собственные средства (прибыль, амортизационные отчисления);
  • • заемные финансовые средства (банковские и государственные кредиты, займы);
  • • привлеченные финансовые средства (например, получаемые от продажи ценных бумаг);
  • • инвестиционные ассигнования из государственного или муниципального бюджета.

Хозяйственная компетенция инвестора должна позволять ему принять решение о распоряжении данными средствами путем инвестирования.

Объектами инвестиционной деятельности могут быть вновь создаваемые и модернизируемые основные и оборотные средства, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническая продукция, имущественные права и др. Представленный в ст. 3 Закона об инвестиционной деятельности перечень объектов не является исчерпывающим. Законодательно закреплено запрещение инвестирования в объекты, создание и использование которых не отвечает требованиям экологических, санитарно-гигиенических и других установленных законодательством норм или наносит ущерб охраняемым законом правам и интересам граждан, юридических лиц и государства.

Таким образом, под объектом инвестиционной деятельности следует понимать материальные и нематериальные ценности, создание и использование которых отвечает требованиям законодательства, не наносит ущерба охраняемым законом правам, приносит прибыль и (или) дает иной положительный эффект.

Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности предусмотрены ст. 10 Закона об инвестиционной деятельности. Одной из них является проведение экспертиз инвестиционных проектов: градостроительной, проектно-сметной, экологической и др. Участники инвестиционной деятельности, выполняющие соответствующие виды работ, должны иметь лицензию на право осуществления этой деятельности.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности предусматривает:

  • • введение системы налогов с дифференцированием налоговых ставок и льгот;
  • • проведение политики ценообразования и амортизационной политики.

Целям стимулирования деловой активности и привлечения инвестиций в экономику России должна служить и система установленных названным Законом гарантий прав субъектов инвестиционной деятельности.

Так, государство гарантирует субъектам инвестиционной деятельности:

  • • обеспечение равных прав;
  • • гласность в обсуждении инвестиционных проектов;
  • • право обжаловать в суд решения и действия (бездействие) органов государственной власти;
  • • защиту капитальных вложений;
  • • защиту от неблагоприятных изменений законодательства.

Созданию благоприятных условий для осуществления инвестиционной деятельности способствует совершенствование системы налогов и механизма начисления амортизации, предоставление субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей, принятие антимонопольных мер и др.

Для реализации федеральных и региональных программ привлечения инвестиций, осуществления экспертизы и конкурсного отбора инвестиционных проектов Указом Президента РФ от 02.02.1993 № 184 была создана Государственная инвестиционная корпорация, ликвидированная в 2003 г. Указом Президента РФ от 06.02.2003 № 135.

Федеральный закон “О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг” устанавливает меры, направленные на обеспечение государственной и общественной защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, объектом инвестирования которых являются эмиссионные ценные бумаги, а также определяет порядок выплаты компенсаций и предоставления иных форм возмещения ущерба инвесторам – физическим лицам, причиненного противоправными действиями профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Широкому привлечению потенциальных инвесторов способствует Российская выставка инвестиционных проектов, действующая на постоянной основе.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности

Инвестирование – это деятельность, направленная на приумножение национального богатства страны. Инвестиционные операции должны в первую очередь быть целесообразными, иначе они не принесут ожидаемого эффекта. Все бизнес-процессы, происходящие в стране, требуют качественного менеджмента и своевременного контроля. Именно поэтому появляется острая необходимость в регулировании инвестиционной деятельности.

Политика в сфере инвестирования предусматривает участие государства в роли инвестора и регулятора инвестиционных операций одновременно.

Государственное регулирование инвестиционной означает комплекс мер, способствующих приумножению эффекта от вложения денег в развитие приоритетные сфер народного хозяйства. Методы государственного регулирования инвестиционной деятельности включают:

Суть прямых методов регулирования заключается в финансовой поддержке отраслей экономики или отдельных предприятий, которые гарантированно не выстоят в конкурентной борьбе.

Опосредованное государственное регулирование инвестиций – это совокупность методов, которыми пользуется государство с целью непрямого воздействия на инвестиционные процессы, проявляющегося в инструментах бюджетирования, кредитования и налогообложения. С помощью этих инструментов государства пытается оказать эффективное влияние на субъекты, вовлеченные в процесс инвестирования.

Правовое регулирование инвестиционной деятельности

Регулирование инвестиционного процесса в государстве, прежде всего, осуществляется на центральном уровне. Сюда относят:

  • Разработку и постоянное отслеживание эффективности действующей системы налогообложения;
  • Поддержку интересов субъектов, занимающимся инвестированием в развитие государственных предприятий;
  • Разработку системы льгот;
  • Информационную политику касающуюся сферы бизнеса;
  • Борьбу с монополией;
  • Составление и публикация отчётностей.

Правовое регулирование инвестиционной деятельности – это комплекс мер, направленных на способствование осуществления бизнес-деятельности в рамках законодательного поля.

Инвестиционное право государства – это правовые нормы, целью которых является регулирование отношений, сформированных в сфере привлечения, имплементации и контроля над средствами, за счёт которых осуществляются инвестиционные операции.

Существует ряд причин, по которым инвестирование как экономическое явление нуждается в правовом контроле со стороны государства:

  1. Инвестиционная деятельность считается самостоятельной, так как инвестор, являющийся её главным участником, сам принимает решения, касающиеся вложения средств в развитие экономических объектов.
  2. Инвестиционная деятельность во всех без исключения случаев характеризуется той или иной степенью риска, так как она растянута во времени и всегда является не полностью прогнозированной.
  3. Инвестиционная деятельность всегда инициируется инвестором из-за её прибыльности.
  4. Инвестиционные операции совершаются экономическими субъектами разных правовых форм организации.

Инвестиционное право характеризуется следующими принципами:

  1. Свобода в выборе объекта инвестирования, суммы и срока инвестиций.
  2. Защита инвесторов от неоправданного изъятия имущества со стороны органов власти.
  3. Свободное использование результатов инвестиционной деятельности.
  4. Предоставление государственных гарантий возмещения вложенного инвестором капитала.
  5. Регулирование инвестиционной деятельности со стороны государства.

Правовые основы инвестиционной деятельности определяются сформированными законодательными рамками. Нормативно-правовые акты составляются и действуют не только на общегосударственном, но и на местном уровне.

В законах РФ, регулирующих инвестиционную деятельность, чётко определены понятия инвестора, заказчика и подрядчика. Также очерчены их функции и обязательства, возникающие в процессе инвестирования.

Законодательные условия инвестирования представляют собой:

  • Порядок использования производственных факторов, определяющих инвестиционных потенциал отдельно взятой территории;
  • Суммы денежных активов, направляемых на реализацию инвестиционных операций;
  • Льготы налогообложения и гарантий государства;
  • Нормы права, регулирующие инвестиционную деятельность.

Законодательство

Инвестиционное законодательство РФ состоит из совокупности отдельных законов, среди которых выделяют следующие:

  1. Регулирующего инвестиционные операции, осуществляемые нерезидентами;
  2. Регулирующего капитальные инвестиции.

На уровне регионов также могут существовать законы, призванные регулировать деловую активность в пределах конкретной административно-территориальной единицы.

Первый из перечисленных законов определяет права, на которые претендуют инвесторы-нерезиденты, занимающиеся реализацией инвестиционных операций внутри страны. Закон содержит условия, согласно которым должна вестись бизнес-деятельность.

Целью создания закона считается способствование прозрачной бизнес-деятельности и, осуществляемой зарубежными инвесторами. Закон освещает гарантии, предоставляемые со стороны РФ иностранным инвесторам. Однако действие его не охватывает операции вливания капитала нерезидентов в финансовые учреждения, банки и страховые компании, руководствующиеся в своей деятельности положениями других законов.

Читайте также:  Проверить машину на арест судебных приставов

Также закон не может влиять на отношения, возникшие в результате финансирования благотворительной, религиозной и образовательную деятельности.

Второй Закон призван регулировать предпринимательскую деятельность, связанную с капитальными вкладываниями средств, причём как со стороны резидентов, так и нерезидентов.

Государственное регулирование инвестиций имеет свой инструментарий влияния на деловую среду. К инструментам государственного менеджмента инвестиционных процессов со стороны включают:

  • Информационно-аналитическую базу;
  • Популяризация актуальных реформ и проектов
  • Повышение привлекательности делового климата внутри страны.

Главные формы государственного регулирования инвестиционной деятельности это:

  • Формирование оптимальной среды для осуществления инвестирования;
  • Непосредственное привлечение государства к воплощению проектов в реальность;
  • Прочие формы регулирования.

К позитивным и стимулирующим условиям, создаваемым государственным аппаратом, относят:

  • Усовершенствование системы налогообложения и начисления амортизации;
  • Формирование особых налоговых режимов;
  • Формирование льготных условий, позволяющих использование природных ресурсов государства, если оно предусматривает позитивное влияние на экономику;
  • Способствование развитию лизинговых операций
  • Способствование регулярной переоценке основных фондов предприятий.

Государственная поддержка инвестиционной деятельности зависит от целей, которые ставит себе государство в сфере развития приоритетных отраслей и предприятий. Часто поддержка касается улучшения качественных показателей деятельности экономических субъектов. Как правило, речь идёт о техническом переоснащении, расширении, модернизации, реставрации и приобретения дополнительной производственной недвижимости или оборудования.

Мероприятия, касающиеся государственной поддержки инвестиций, отображаются в специальных программах, рассчитанных на определённый период. В разработке, анализе и имплементации государственных инвестиционных программ участвует Правительство России, Правительство региона, в котором осуществляется инвестирование, Министерство экономики, Министерство финансов.

Непосредственное участие государства в инвестировании происходит следующим образом:

  • Государство, совместно с иностранными партнёрами разрабатывает комплекс мер, позволяющих беспрепятственно реализовывать инвестиционные проекты.
  • Государство выступает спонсором приоритетных проектов, направляя на их реализацию средства из центрального бюджета;
  • Правительственные органы занимается формированием списка приоритетных объектов, требующих возведения или полной реконструкции.
  • Проведение конкурсов среди инвесторов на предоставление государственных гарантий.
  • Проведение конкурса на размещение финансов, поступивших из центрального бюджета, которые предположительно будут направлены на реализацию инвестиционных проектов.
  • Проведение экспертизы проектов.
  • Эмиссия облигаций с целью финансирования проектов.
  • Защита предприятий государства от поставок сырья и оборудования низкого качества.

Перечень непрямого влияния государства на инвестиционную деятельность состоит из:

  • Мер, направленных на рациональное распределение доходов и ресурсов;
  • Формирование зон с особыми экономическими условиями и потенциалом;
  • Способствование формированию экономически обоснованных цен;
  • Разработка упрощённой и прозрачной системы налогообложения;
  • Формирование привлекательного для инвесторов делового климата.

Разработка оптимальной налоговой политики является особо актуальной для тех государств, которые намерены стимулировать развитие предпринимательства в своих пределах. Способствование развитию кредитных и финансовых посредников также является приоритетной задачей государства, так как без этих составляющих невозможно формирование благоприятного бизнес-климата.

Качественное ведение бизнеса в стране невозможно без отлаженной работы финансовых посредников, поэтому государство ставит перед собой задачу, заключающуюся в улучшении функционирования кредитного рынка и фондовой биржи.

Определение международной инвестиционной деятельности.

Политика России в сфере инвестирования и контроль над регионами.

Инвестиционная привлекательность России: ее позитивные и негативные характеристики.

Что такое инвестиционная привлекательность региона и какие ее составляющие.

Правовое регулирование инвестиционной деятельности в РФ

Инвестиционная деятельность является важнейшим инструментом развития экономики. Именно благодаря инвестициям появляются новые промышленные объекты, торговые центры, научно-исследовательские лаборатории.

Правовое регулирование инвестиционной деятельности в РФ осуществляется на основании следующих нормативно-правовых актов:

  • Закон РСФСР от 26.06.1991 № 1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» с изменениями и дополнениями не противоречащими Федеральному закону от 25.02.1999 N 39-ФЗ ;
  • Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ (с изм. и доп.) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»
  • Федеральный закон от 09.07.1999 N 160-ФЗ (с изм. и доп.) «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 05.03.1999 N 46-ФЗ (с изм. и доп.) «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» и др.

Кроме этих четырех законов существует множество подзаконных актов, инструкций и других нормативно- правовых документов, поясняющих права и обязанности инвесторов.

Совет! Инвестиционное законодательство перекликается с другими нормативно-правовыми актами, поэтому стоит изучать не только общие законы, касающиеся инвестиционной деятельности, но и законодательство в области предполагаемых инвестиций.

Механизм инвестиционного регулирования

Направления регулирования инвестиционной деятельности

Правовое регулирование инвестиций в РФ охватывает большой спектр вопросов, возникающих в процессе инвестиционной деятельности, что способствует эффективной защите инвесторов.

Условно, нормативные правовые акты, регулирующие инвестиционную деятельность можно разделить на законы, регламентирующие:

  • инвестиционную деятельность, осуществляемую нерезидентами;
  • инвестиционные операции, осуществляемые резидентами .

Непосредственно для иностранных инвесторов разработан закон об иностранных инвестициях, регламентирующий их деятельность на территории страны.

Особенности правового регулирования инвестиционной деятельности в РФ предполагают возможность инвестирования финансовых средств в форме:

  • инвестирования в капитальное строительство;
  • покупки ценных бумаг;
  • создание совместного предприятия и др.

Безусловно, покупка ценных бумаг иностранными инвесторами является не самым лучшим направлением инвестирования, так как в этом случае не создается «нового продукта». Это краткосрочные инвестиции, которые быстро приходят и быстро уходят из страны.

Государство заинтересовано в инвесторах, которые создают новые производства, привозят с собой новые технологии и внедряют их на отечественных предприятиях. Другим важнейшим направлением инвестиционной деятельности, стимулируемым государством является модернизация производства.

К сожалению, на многих отечественных предприятиях стоит морально и физически устаревшее оборудование, которое необходимо менять, так как современное производство без новейшего оборудования в принципе не возможно.

Совет! Государственное регулирование в России имеет множество подзаконных актов, которые не всегда входят в перечень актов, рекомендуемых для ознакомления инвестору, поэтому стоит внимательно читать отсылочные нормы законов.

Основы правового регулирования инвестиционной деятельности регламентируют:

  • порядок использования имеющихся на территории производственных факторов, которые могут быть использованы в инвестиционной деятельности;
  • движение финансовых средств, направляемых на реализацию инвестиционных проектов;
  • порядок налогообложения, льготы и государственные гарантии;
  • нормативно правовую базу инвестиционной деятельности.

Методы государственного регулирования инвестиций

Методы правового регулирования инвестиционной деятельности включают в себя:

  • регулирование инвестиций в форме движения финансовых средств;
  • регулирование объектов инвестирования;
  • экспертизу инвестиционных проектов;
  • государственный контроль за соблюдением принятых норм и стандартов;
  • контроль за соблюдением правил обязательной сертификации;
  • регулирование инвестиционной активности отечественных инвесторов за рубежом;
  • оценку законности амортизационной политики;
  • систему льготного кредитования;
  • налоговое стимулирование и регулирование инвестиционной деятельности;
  • контроль и регулирование участия инвесторов в приватизации;
  • предоставление необходимой финансовой помощи.

В осуществлении грамотной инвестиционной политики велика роль государства, которое занимается решением таких вопросов как:

  • формирование оптимальной налоговой системы, отвечающей всем целям и задачам государства и инвесторов;
  • разработка специальных налоговых режимов, стимулирующих деятельность инвесторов;
  • обеспечение льготных условий использования природных ресурсов государства, в тех случаях, когда ожидается позитивное влияние инвестиционной деятельности на экономику;
  • стимулирование лизинговых операций;
  • создание системы переоценки основных фондов организаций и предприятий.

Одним из проблемных направлений является нестабильность налоговой системы. Формально Правительство не меняет налогообложение предпринимателей, но количество всевозможных сборов постоянно увеличивается. Часто инвестор просто не в состоянии уследить за всеми нововведениями.

Природные ресурсы часто достаются лишь государственным компаниям, а предприниматели не имеют возможности использовать их по приемлемым ценам.

Особенности регулирования деятельности иностранных инвесторов

Система правового регулирования инвестиций в Российской Федерации регламентирует инвестиционную деятельность не только резидентов РФ, но так же и деятельность иностранных инвесторов. Иностранные инвесторы имеют ограничения при инвестировании на территории РФ, связанные с ограничением доли участия в отдельных видах предприятий на территории страны.

Инвесторы имеют возможность осуществлять капитальные вложения в следующих видах:

  • вкладывать финансовые средства в новое строительство;
  • осуществлять реконструкцию, расширение и техническое перевооружение действующих предприятий;
  • приобретать машины, оборудование, инвентарь, инструменты;
  • проводить проектно-изыскательские работы и др.

Правовое регулирование инвестиции позволяет избежать различных нарушений и является инструментов разрешения споров. К сожалению, российская система не всегда отвечает реалиям времени, поэтому многие инвесторы предпочитают регистрировать компании в странах с английской правовой системой, максимально защищающей собственность и интересы инвесторов.

Проблемы и перспективы регулирования инвестиционной деятельности

Инвестиционная деятельность: проблемы правового регулирования связаны с тем, что, несмотря на важность регулирования инвестиционной деятельности, некоторые положения регламентируются еще законодательством РСФСР.

Инвестиционный климат России пока не является максимально благоприятным для инвесторов. Большой проблемой остается непрозрачность процедур, коррупция, проблемы правоохранительной и судебной систем.

Неустойчивость банковской системы так же является преградой к улучшению инвестиционного климата, так как существуют большие сложности с получением долгосрочных кредитов под приемлемую ставку. Инвестиции в производство дают отдачу через много лет, а не очень высокая рентабельность производства не позволит выплачивать высокие проценты по кредитам.

В перспективе большое влияние на объем инвестиций будет оказывать международная политическая и экономическая ситуация. Девальвация российской валюты не позволяет в ближайшей перспективы увеличить иностранные инвестиции, поэтому необходимо создавать привлекательные условия для отечественных инвесторов и искать новые способы финансирования.

В последние годы государство стало создавать зоны опережающего развития, технопарки, инвестиционные площадки, инвестиционные фонды и агентства, которые призваны облегчить инвесторам работу на отечественном рынке.

Совет! Новые формы инвестирования, предлагаемые государством, бывают достаточно выгодными, поэтому не ленитесь, изучайте информацию.

Ссылка на основную публикацию