Банкротство сельскохозяйственных организаций - Kapital124.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Банкротство сельскохозяйственных организаций

Банкротство сельскохозяйственных организаций

Банкротство сельскохозяйственных предприятий имеет свои особенности. Специальное правовое регулирование таких организаций связано с характером осуществляемой ими деятельности.

К сельскохозяйственным организациям относятся юридические лица, основным видом деятельности которых является производство или производство и переработка сельхозпродукции. Причем выручка от реализации этой продукции должна составлять не менее 50% всей суммы выручки предприятия (п. 1 ст. 177 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ – далее Закона N 127-ФЗ). Также с учетом особенностей, предусмотренных для сельхозорганизаций, проводится банкротство рыболовецких артелей (колхозов). Но их выручка от реализации сельхозпродукции и улова водных биологических ресурсов должна быть не меньше 70% от общей суммы выручки (п. 2 ст. 177 Закона N 127-ФЗ ).

Отметим, что указанное определение сельскохозяйственных организаций применяется именно для целей Закона N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». В законодательстве встречаются и другие определения сельхозкомпаний, «наделенные» другим содержанием. К примеру, понятие сельскохозяйственных товаропроизводителей, приведенное в НК РФ, для целей применения ЕСХН (п. 2 ст. 346.2 НК РФ).

Вместе с тем, сложность заключается в том, что Закон N 127-ФЗ не конкретизирует порядок расчета указанной 50%-ной (или 70%-ной) доли выручки. Поскольку из текста Закона непонятно, за какой период рассчитывается данный показатель.

Основания для банкротства сельскохозяйственной организации

Дело о банкротстве сельхозпредприятия будет возбуждено, если сумма требований к нему составит не менее 500 тыс. руб. При этом арбитражный суд примет заявление о банкротстве, если исполнение требований на указанную сумму просрочены должником на 3 месяца или более (п. 5,6 ст. 177 Закона N 127-ФЗ ).

Особенности проведения процедуры банкротства сельхозпредприятия

В отношении сельхозкомпании могут быть применены такие процедуры банкротства, как наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление. Любая из них должна быть введена с учетом сезонности сельхозпроизводства и природно-климатических условий, в которых ведет деятельность должник (п. 1 ст. 178 Закона N 127-ФЗ ).

В связи с этим финансовое оздоровление в отношении сельхозорганизации вводится на срок до окончания периода сельхозработ, и с учетом времени, необходимого для продажи сельхозпродукции. В определенных случаях этот срок может быть продлен еще на год при условии, что график погашения задолженности также будет сдвинут (п. 2 ст. 178, ст. 85 Закона N 127-ФЗ ).

Внешнее управление также вводится на период до окончания сельхозработ, и времени на реализацию сельхозпродукции. При этом срок внешнего управления не может составлять больше 2 лет и 3 месяцев (п. 3 ст. 178, п. 2 ст. 92 Закона N 127-ФЗ ). Эта процедура тоже может быть продлена на год.

Если же дело дойдет до реализации имущества сельхозкомпании, то сначала арбитражный управляющий должен будет выставить на продажу в целом все предприятие должника путем проведения торгов. Если оно не будет продано, то следующим шагом управляющего будет выставление на продажу имущества должника единым лотом как производственно-технологического комплекса. Если на имущество, как на единый комплекс, также не найдется покупатель, то управляющий будет вправе продавать имущество должника по частям (п. 1 ст. 179 Закона N 127-ФЗ ).

Преимущественным правом выкупа имущества, реализуемого по правилам продажи по частям или в рамках публичного предложения, обладают лица, занимающиеся производством и переработкой сельхозпродукции и владеющие земельными участками, непосредственно соседствующими с участком должника. А если таких лиц нет, то преимущественное право переходит к сельхозкомпаниям и КФХ, расположенным в той же местности, а также к субъекту РФ или муниципальному образованию (п. 2 ст. 179 Закона N 127-ФЗ ). Как разъяснял ВАС РФ, законодатель ввел данные нормы для того, чтобы сохранить функциональное назначения имущества сельхозорганизации (в том числе земли) для производства или переработки сельскохозпродукции, что имеет конечной целью развитие сельского хозяйства в целом (Постановление Президиума ВАС РФ от 24.12.2013 N 10125/13 ).

Соответственно, арбитражный управляющий должен уведомить о продаже предприятия должника и имущества должника все сельхозкомпании, чья территория непосредственно прилегает к земельному участку должника. И кроме того, опубликовать сведения о продаже в печатном издании по месту нахождения должника с указанием начальной цены (п. 2 ст. 179 Закона N 127-ФЗ ).

Продажа имущества лицу, имеющему преимущественное право, осуществляется по цене, установленной на торгах. Если желающих приобрести имущество несколько, то имущество продается тому, чья заявка поступила первой (п. 3 ст. 179 Закона N 127-ФЗ ).

Процедура банкротства сельскохозяйственных организаций

Федеральное законодательство о банкротстве, в частности ФЗ №127 от 26-10-02 г., особо выделяет сельскохозяйственного производителя как объект указанной процедуры. Причины очевидны: производственный сельскохозяйственный процесс тесно связан с природными, сезонными факторами. Кроме того, разнообразие форм и видов деятельности сельхозпроизводителей обязывает учитывать особенности производственного цикла каждого из них. Результатом действий ответственных за проведение процедуры лиц должны стать экономическое оздоровление сельскохозяйственного производителя, сохранение производственных возможностей и минимизация потерь.

Объекты, признаки и стадии банкротства в сельском хозяйстве

Согласно ФЗ №127 объектом банкротства может стать юридическое лицо, созданное с целью производства с/х продукции, а также ее переработки. Доля дохода от сельскохозяйственной деятельности при этом должна быть равна половине всех доходов либо превышать этот показатель. Юридические лица, осуществляющие лов рыбы, должны иметь показатель 70% доходов от этого вида деятельности.

На законодательном уровне закреплены следующие признаки неблагополучной экономической ситуации, которая может привести к выводу о несостоятельности:

  • образовавшаяся кредиторская задолженность свыше 500 тыс. руб.;
  • срок ее превышает 3 месяца.

С инициативой о возможности признания сельхозпроизводителя банкротом может выступить:

  • сама организация;
  • ее контрагенты, кредиторы;
  • органы, в функции которых входит взимание обязательных выплат, налогов, сборов и контроль за соблюдением графика этих выплат.

Банкротство с/х производителя характеризуется рядом стадий, отражающих возможность оздоровления производства (ФЗ №127, ст. 178):

  1. Наблюдение. На этой стадии проводится анализ финансового состояния организации. Учитываются фактор сезонности, времени сбора урожая или получения иной сельскохозяйственной продукции, наличие производственных мощностей для ее хранения до момента реализации и получения дохода, рыночная ситуация, способствующая либо препятствующая получению достаточного для выхода из кризиса дохода. Намечаются меры по финансовому оздоровлению.
  2. Финансовое оздоровление, экономическая оптимизация хозяйства. Длится до момента окончания этапа производственных работ, по завершении которого может быть получена продукция к реализации, имеющая характер сырья либо уже переработанная до соответствующего рыночным потребностям состояния. Форс-мажорные обстоятельства — неблагоприятные погодные условия, стихийные бедствия, эпидемии с/х животных — учитываются при определении времени этапа оптимизации. Он может быть продлен на срок до года.
  3. Введение внешнего управления. Ему подконтролен процесс реализации продукции до завершения с получением дохода от продажи. Внешний управляющий наделяется полномочиями не более чем на 2 года, если не возникнет форс-мажор. Указанное обстоятельство может стать причиной продления внешнего управления не более чем на один год. Нередко на данном этапе возникают перспективы получения государственной помощи предприятию-банкроту, позволяющему более эффективно преодолеть возникший кризис. Об этом говорит ФЗ №260 от 25-07-11, ст. 8. В ней перечислены риски, страхование которых поможет получить с/х предприятию государственную помощь в случае гибели урожая или поголовья животных. Внешнее управление предполагает устранение прежнего руководства организации от исполнения его функций.

На заметку! Понятие финансового оздоровления сельскохозяйственной организации в ходе признания ее банкротом следует различать с финансовым оздоровлением согласно ФЗ №83 от 09-07-02 г., проводимым по определенным методикам и основывающимся на соглашении между должником и кредитором. К банкротству указанное явление прямого отношения не имеет.

Читайте также:  Ипотечный кредит на земельный участок

Особенности банкротства в сельском хозяйстве и его правовых процедур

Как уже отмечалось выше, важнейшим фактором, который следует учитывать в процессе банкротства сельскохозяйственного производителя, является сезонность производства. Помимо этого основные фонды (земля, постройки, сооружения, производственные мощности), иное ценное имущество, предназначенное, как правило, для производства исключительно сельскохозяйственной продукции, имеет узкую область применения, что влияет на их продажную стоимость.

В случае если наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление не принесли желаемых результатов и экономическая ситуация банкрота не улучшилась, закон позволяет ввести арбитражное управление, в судебном порядке. Чтобы расплатиться с кредиторами, приходится учитывать в том числе и рыночную ценность имущественных комплексов и отдельных объектов.

Арбитражный управляющий готовит имущество на торги. Управляющий имеет право продать все объекты единым лотом в целях недопущения разрушения единой инфраструктуры производства, наиболее эффективного для его последующего использования, если на первичных торгах заявки на него отсутствовали. Если лот не продан, то имущество делится на части, для повторной продажи – публичным предложением (ФЗ №127, ст. 139-4). Цену на имущество снижают и продают лоты тому, кто первым согласен купить их по объявленной цене.

Важное значение имеет определение рыночной цены лотов, отвечающей интересам банкрота и его кредиторов, исключающей злоупотребления и разного рода «договорные» сделки.

На заметку! Вырученные средства прежде всего направляются на оплату работы управляющего. Затем, в соответствии с законом, погашаются долги в фонды, по налогам, по оплате труда и иным аналогичным выплатам и т.д. Если средств от продажи не хватает для полного погашения долгов кредиторам, выплаты производятся пропорционально суммам заявленных им требований.

Организации, занимающиеся производством и переработкой продукции сельского хозяйства, имеют преимущественное право покупки таких активов. В частности, законом определено преимущественное право покупки сельскохозяйственных имущественных объектов, например, земель, теми сельхозпроизводителями, которые территориально граничат с банкротом. Арбитражный управляющий обязан поставить их в известность о дате и условиях проведения торгов в первоочередном порядке.

У кредиторов и организации-банкрота есть возможность заключить мировое соглашение на любом этапе процедуры банкротства, в письменной форме. Арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, должен утвердить документ (ст. 150 ФЗ №127). Мировое соглашение требует участия в его подписании арбитражного управляющего только после получения им полномочий, в соответствии с законом.

На заметку! Кроме кредитора и должника-банкрота (его представителя), в заключении мирового соглашения может принять участие третье заинтересованное лицо, принимающее на себя права и обязанности по этому соглашению (ст. 150-3 ФЗ №127).

Особенности банкротства сельскохозяйственных организаций

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 05.01.2020 2020-01-05

Статья просмотрена: 13 раз

Библиографическое описание:

Евсикова О. О. Особенности банкротства сельскохозяйственных организаций // Молодой ученый. — 2020. — №1. — С. 84-86. — URL https://moluch.ru/archive/291/65990/ (дата обращения: 18.01.2020).

В статье раскрыто понятие несостоятельности (банкротства), а также рассмотрены особенности банкротства сельскохозяйственных предприятий.

Ключевые слова: банкротство; несостоятельность; сельское хозяйство; сезонность.

Несостоятельность (банкротство) представляет собой ситуацию, когда субъект, осуществляющий хозяйственную деятельность, не может справиться со своими долговыми обязательствами, а также не имеет возможности осуществлять финансирования своей основной текущей деятельности в связи с отсутствием основных средств [1, с.28].

Для каждой отдельной экономической отрасли характерная своя специфика, именно поэтому она нуждается в применении определенных правил регулирования. Такие правила касаются не только открытия предприятия и его функционирования, но и прекращения деятельности. Сельское хозяйство является одной из таких отраслей.

На сегодняшний день уровень поддержки подобных предприятий с государственной стороны не высок. Обусловлен этот факт тем, что инициирование процедур банкротства исходит в первую очередь от государства.

Несостоятельность организаций сельского хозяйства связывают с рядом причин, к которым относятся:

  1. Погодно-климатические условия (засуха, дожди и прочие причины), которые способны привести к всходу незначительной доли урожая. Данный фактор может привести предприятие к немалым затратам, которые будут в будущем не оправданы.
  2. Применение морально устаревших технических средств, которые не могут справляться с крупным объемом работы, например, техника, которая не способна переработать сельскохозяйственную продукцию с целью сохранения надлежащего качества.
  3. Недостаточно квалифицированный персонал. Ошибки руководства предприятия способны привести деятельность к несостоятельности.

В ситуации, когда организации сельского хозяйства признаются несостоятельными, важно учесть некоторые нюансы, сопровождающие этапы процедур [2, с. 65].

Также следует заметить, что реализуются только три стадии банкротства:

В основе особенности несостоятельности сельскохозяйственных предприятий в первую очередь лежит сезонный фактор.

Предприятия не в силах круглый год производить сбор и продажу урожая в равном количестве.

Точки максимума производства и реализации у них попадают на конкретный период — он будет зависеть от вида продукции.

Помимо этого, в процессе определения прибыли сельскохозяйственного предприятия, необходимо также учитывать и прочие особенности. Особенно важно принимать во внимание климатические условия осуществления хозяйственной деятельности.

Именно эти условия и учитываются при осуществлении первой стадии банкротства — наблюдения, в момент, когда возникает необходимость определить возможность погашения задолженности перед кредиторами [3, с. 112].

В том случае, если судебная инстанция примет на рассмотрение заявление о признании сельскохозяйственной организации банкротом, то вводится первый этап — наблюдение.

При этом следует учесть:

− сезонность производства, зависимость от таких факторов, как погода и климат;

− возможность выполнения обязательств перед кредиторами с использованием прибыли за рабочий период.

После наблюдения вводятся другие стадии процедуры банкротства — оздоровление и внешнее управление.

Если во время материального оздоровления финансовое состояние организации сократилось из-за стихийных происшествий или прочих обстоятельств, чрезвычайного характера, то время проведения такого этапа может быть увеличено на один календарный год.

В момент проведения внешнего управления руководство предприятия освобождается от своих должностных полномочий, по причине того, что обязанности по управлению переходят на внешнего управляющего, который выбирается и назначается арбитражным судом.

В том случае, если все вышеперечисленные этапы процедуры признания несостоятельности (банкротства) не принесли должного результата, то арбитражным судом назначается арбитражный управляющий [4, с. 201]. Целью которого, является отчуждение имущества должника для получения денежных средств.

В последующем они будут использоваться для следующих целей:

− покрытия судебных издержек;

− формирования и заработной платы управляющего;

− расчета с кредиторами в порядке очереди.

Основной особенностью продажи имущества в 2018–2019 году является выставление на торги целого сельскохозяйственного предприятия.

Оно выставляется единым лотом, которое способно самостоятельно производить или перерабатывать продукцию.

В лот включаются средства, используемые для хранения, сбора и последующей продажи выращенного урожая.

Как показывает судебная практика, несостоятельность сельскохозяйственных предприятий заканчивается покупкой этого предприятия близлежащим фермерским хозяйством.

Большая часть дел инициируется непосредственно руководителем организаций, не способным справиться с нагрузкой и рассчитаться с задолженностями, возникшими перед кредиторами [5, с.67].

  1. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие — Мн.: Новое знание, 2017.
  2. Короткова Э. М. Антикризисное управление — М.: Инфра, 2017.
  3. Соколова О. В. Финансы, деньги, кредит — М.: Юристъ, 2017.
  4. Баринов В. А. Антикризисное управление — М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2018.
  5. Неволина Е. В. Об оценке прогнозирования банкротства — М.: Кнорус, 2016.
Читайте также:  Обязанности конкурсного управляющего при банкротстве

Похожие статьи

Обычная хозяйственная деятельность по закону.

Библиографическое описание: Рогова А. Д. Обычная хозяйственная деятельность по закону о несостоятельности (банкротстве)

Отметим, что обычная хозяйственная деятельность в сделках при банкротстве имеет иную сущность и выполняет иные функции, чем в крупных.

Банкротство и финансовое оздоровление предприятий

Банкротство предприятий – новое явление для современной российской экономики, осваивающей рыночные отношения. В дореволюционной России это явление было известно, существовало и законодательство о несостоятельности.

Проблемы конкурсного производства при банкротстве.

Внешнее управление — это не начало процедуры банкротства. Перед введением внешнего управления должник находится в стадии финансового. Если же план внешнего управления представлен суду общим собранием кредиторов — залоговый кредитор может обратиться в.

Банкротство как один из специально предусмотренных законом.

На современном этапе развития экономики институт несостоятельности (банкротства) является реальным рыночным механизмом, регулирующим финансово-хозяйственную деятельность юридических лиц в условиях их финансовой несостоятельности.

Сельскохозяйственные организации и особенности реализации.

Сельское хозяйство — это важнейший вид экономической деятельности, играющий

Сельское хозяйство как вид экономической деятельности имеет ряд особенностей

При продаже предприятия внешний управляющий выступает в качестве организатора торгов либо.

Факторы и причины банкротства предприятий в условиях.

техническое банкротство — финансовая несостоятельность предприятия

Банкротство предприятий – новое явление для современной российской экономики

Основные термины (генерируются автоматически): Арбитражный суд, финансовое оздоровление, банкротство.

Банкротство как инструмент оздоровления экономики: практика.

Итак, несостоятельность (банкротство) — признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить

Смысл банкротства, принятый в настоящее время, — это исключение из гражданского оборота несостоятельных хозяйственных субъектов.

Банкротство и несостоятельность предприятий

Банкротство и несостоятельность предприятий. Авторы : Денисова Лариса Леонидовна

Банкротство (финансовый крах, разрушение) — это документированная неспособность

По истечении этого срока кредиторы имеют право обжаловать в Арбитражном суде признание.

Ключевые особенности несостоятельности (банкротства).

Несостоятельность (банкротство) ресурсоснабжающей организации непосредственно

Поэтому особенности процедур несостоятельности (банкротства) ресурсоснабжающей

Это обусловлено тем, что продолжение хозяйственной деятельности может влечь дальнейшую.

Банкротство сельскохозяйственных организаций

Сельское хозяйство и связанная с ним перерабатывающая промышленность, составляют фундаментальные основы экономики большинства стран мира. В России традиционно сельскохозяйственная отрасль обладала приоритетом и даже в советскую эпоху всеобщей индустриализации именно те, кто трудился на земле, пользовались существенной государственной поддержкой.

С переходом российской экономики на принципы работы свободного рынка сельскохозяйственная отрасль столкнулась кроме традиционных для нее рисков земледелия, еще и с конкуренцией со стороны импортных сельхозпродуктов. Это в немалой степени обусловило то, что не всякое сельхозпредприятие было готово к такому режиму работы и многим пришлось уйти с рынка, либо через процедуру ликвидации сельхозпредприятия, либо через процесс банкротства.

В этой статье будет рассказано о том, что служит основными причинами банкротства сельхозпредприятий в России, для чего проводится банкротство сельхозкомпаний, как выглядит этот процесс и какие существуют особенности банкротства сельскохозяйственных организаций.

Причины банкротства сельскохозяйственных организаций в России

В условиях импортозамещения сельское хозяйство в России нуждается в стабильном развитии, так как это стратегически значимая отрасль, отвечающая за продовольственную безопасность государства. Вступление Российского государства во Всемирную торговую организацию, создание Таможенного союза и Евразийского сообщества обязывает сельскохозяйственных товаропроизводителей конкурировать на мировом продовольственном рынке.

Это основной риск, с которым сталкиваются отечественные производители сельскохозяйственной продукции. Кроме этого, проблемными вопросами сельского хозяйства остаются большая убыточность, закредитованность, слабый приток инвестиций в отрасль и недостаточность государственной поддержки, особенно для тех районов, которые относятся к зонам высоко рискованного земледелия (Нечерноземье, Сибирь, Дальний Восток).

Также к основным причинам, по которым происходит банкротство сельскохозяйственных предприятий, особенно небольших предприятий и частных фермерских хозяйств, относится и постепенная монополизация отдельных секторов рынка. Это связано в первую очередь с приходом на сельхозрынок крупных компаний и агрохолдингов, которые имеют в своем распоряжении десятки, сотни тысяч гектаров земель, мощные перерабатывающие комплексы, базы хранения, сети сбыта.

Естественно, что в таких условиях множество небольших компаний и фермеров вынуждены просто прекращать работу. У мелких сельхозпроизводителей и частных хозяйств практически нет реальных шансов победить в ценовой и технологической конкуренции с агрохолдингами.
Правовые основы банкротства компаний сельхозпроизводителей

Для того чтобы полностью понимать суть процесса банкротства компаний, работающих в сельском хозяйстве, не обойтись без ознакомления, хотя бы в общем виде, на какой правовой базе производится банкротство сельхозпредприятий.

В первую очередь необходимо обратить внимание на положения основного закона, регламентирующего процесс банкротства юридических и физических лиц. Это ФЗ № 127 от 2002 года « О несостоятельности (банкротстве)». В нем, в частности, имеется базовое определение того, кто такой сельхозпроизводитель.

Под сельскохозяйственными организациями в соответствии с п. 1 ст. 177 Федерального закона от 16 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее Закон о банкротстве) понимаются юридические лица, основными видами деятельности которых, являются производство и переработка сельскохозяйственной продукции, выручка от реализации которой составляет не менее, чем 50% общей суммы дохода. Что касается сельскохозяйственных товаропроизводителей, то ими могут быть как юридические, так и физические лица, вовлечённые в процесс производства сельскохозяйственной продукции, удельный вес которой составляет более 50 % общего объема производимой продукции.

Выручка же рыболовецких артелей (колхозов) от реализации или произведенной, переработанной сельскохозяйственной продукции и выловленных (добытых) водных биологических ресурсов, составляет не менее чем 70 % от общей суммы выручки.

Таким образом, ФЗ № 127 установлены критерии, по которым можно определить правовой статус той или иной сельскохозяйственной организации и уже на основании этого рассматривать конкретные формы определения признаков банкротства и проведения всего процесса о признании несостоятельности компании.

Кроме этого закона, существует еще ряд нормативных правовых актов, так или иначе формирующих правовое поле, на котором основывается процесс банкротства сельхозпроизводителей.

В частности, в этот перечень могут войти такие законодательные акты, как:

  1. Федеральный закон от 09.07.2002 г. № 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей»;
  2. Введение специального налогового режима для сельскохозяйственных организаций («Единый сельскохозяйственный налог», введен во вторую часть Налогового кодекса РФ Федеральным законом от 11.11.2003 г. № 147-ФЗ);
  3. Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» от 29.12.2006 г. № 264-ФЗ;

Кроме этих нормативных актов, также при рассмотрении процессов банкротства сельхозпредприятий следует учитывать и нормы Гражданского Кодекса РФ, Арбитражного процессуального Кодекса РФ.

Основные особенности процесса банкротства сельскохозяйственных организаций

В общем смысле, технический процесс прохождения банкротства компанией сельхозпроизводителя или частного предпринимателя мало отличается от стандартных форм и методов.

Но следует обратить внимание на некоторые особенности, связанные с реализацией конкретных этапов прохождения процесса банкротства:

  1. Одна из особенностей банкротства должников, относимых к числу сельскохозяйственных организаций, касается продажи принадлежащих им объектов недвижимости при проведении процедуры конкурсного производства. Суть специального правила для таких случаев состоит в том, что сельскохозяйственные организации и крестьянские (фермерские) хозяйства, расположенные в данной местности, наделяются преимущественным правом на приобретение указанных объектов недвижимого имущества. Благодаря данному правилу во многих случаях банкротства сельскохозяйственных организаций удается сохранить производство на территории предприятия-банкрота. Это происходит при продаже остаточного имущества или соседнему, финансово устойчивому предприятию, или нескольким фермерским хозяйствам, пожелавшим выкупить это имущество и землю для расширения своей деятельности.
Читайте также:  Расторжение дду с ипотекой

В соответствии с п. 4 ст. 177 Закона о банкротстве, земельные участки в случае признания сельскохозяйственной организации банкротом могут переходить к другим лицам в той мере, в какой их оборот допустим земельным законодательством. Как правило, земельные участки, принадлежащие сельскохозяйственным организациям, относятся к категории земель сельскохозяйственного значения.

В этой связи при применении вышеуказанной статьи закона необходимо учитывать положения ст. 27 Земельного кодекса РФ (136-ФЗ), которая устанавливает ограничения ликвидности (оборота на рынке) земельных участков, а также нормы Федерального закона № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (101-ФЗ)

  1. Также необходимо отметить еще одну особенность, с которой связано банкротство сельскохозяйственных организаций. К таким неплатежеспособным сельскохозяйственным организациям могут применяться определенные досудебные процедуры. Федеральным законом № 83-ФЗ (от 09.07.2002 г.) «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» определены правовые основания и условия реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей в целях улучшения их финансового состояния до применения процедур банкротства. В этих целях предусмотрено создание межведомственных (федеральной, территориальной или муниципальной) комиссий по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей.

В соответствии со ст. 13 указанного закона, должник — сельскохозяйственный товаропроизводитель может обратиться в территориальную комиссию с заявлением о включении его в состав участников программы финансового оздоровления, приложив к заявлению план улучшения финансового состояния и другие необходимые документы.

  1. Следует обратить особое внимание на проблемы банкротства (несостоятельности) индивидуальных предпринимателей, работающих в сфере сельского хозяйства. Это относится к тем, кто имеет регистрацию либо как ИП, либо как фермерское, охотничье хозяйство или ЛПХ (личное подсобное хозяйство). В соответствии со статьей 204 «Закона о банкротстве» к заявлению индивидуального предпринимателя может быть приложен план погашения его долгов. При отсутствии возражений кредиторов арбитражный суд может утвердить план погашения долгов, что является основанием для приостановления производства по делу о банкротстве на срок не более чем 3 месяца. В случае, если в результате выполнения должником плана погашения долгов требования кредиторов погашены в полном объеме, производство по делу о банкротстве подлежит прекращению.
  2. Еще одна особенность связана с продажей имущества банкрота или конфискации его судебными приставами в счет уплаты долгов перед кредиторами. В подобных случаях, к гражданину – главе крестьянского (фермерского) хозяйства, применяется специальная норма «Закона о банкротстве» (п. 3 ст. 221). Согласно этой нормы — «Имущество, принадлежащее главе крестьянского (фермерского) хозяйства и членам крестьянского (фермерского) хозяйства на праве собственности, а также иное имущество, в отношении которого доказано, что оно приобретено на доходы, не являющиеся общими средствами крестьянского (фермерского) хозяйства, не включаются в конкурсную массу». Т.е. не подлежат отчуждению, конфискации, наложению ареста.

В качестве итога

Следует отметить, что при осуществлении процедуры банкротства компаний и физических лиц, которые могут быть отнесены к категории сельхозпроизводителей, имеет льготный режим. Однако такие льготы при банкротстве, пока что мало решают основную задачу тех, кто пришел работать на поля и на фермы — как обеспечить рентабельность сельскохозяйственного бизнеса в столь непростых условиях, особенно если отсутствует ощутимая поддержка со стороны государства.

Как и по каким основаниям происходит процедура банкротства сельскохозяйственных предприятий?

Под сельскохозяйственной компанией признается юридическое лицо, основной деятельностью которого является производство, переработка и продажа сельхозпродукции при условии, что выручка от этих занятий составляет не менее, чем половина всей выручки. Если компания занимается рыболовством, то доход от продажи водных ресурсов должен составлять не менее 70% всего дохода.

Правовое регулирование

Правовое регулирование банкротства сельскохозяйственных фирм осуществляется:

Основания для банкротства

Закон 260-ФЗ определяет правила поддержки и страхования сельхозпроизводителей от банкротства или разорения по иным причинам, а ст. 177 закона 127-ФЗ устанавливает основания, по которым можно возбудить дело о несостоятельности в сфере сельхозбизнеса:

  • наличие просроченных денежных обязательств на общую сумму не менее 500000 рублей;
  • наличие просрочек по данным обязательствам в течение 3 месяцев.

Особенности банкротства сельхозпроизводителей разных категорий определяют отраслевые нормативные акты и законы, в частности, закон 166-ФЗ регулирует порядок защиты водных ресурсов при смене эксплуатирующего предприятия по причине банкротства.

Порядок процедуры

Банкротство сельхозпредприятия происходит в следующие этапы:

  1. Заинтересованные лица подают в арбитражный суд заявление о банкротстве.
  2. Суд рассматривает заявление и выносит определение об открытии дела и введении наблюдения.
  3. Назначается временный управляющий, который анализирует финансовое состояние сельхозпредприятия.
  4. Проводится первое собрание кредиторов сельхозпредприятия и принимается решение о введении оздоровления или внешнего управления.
  5. В зависимости от результатов принятых мер дело о банкротстве закрывается, или должник объявляется банкротом, после чего сельхозпредприятие продается на торгах.

Как финансовое оздоровление, так и внешнее управление вводится судом на срок до конца сезона сельскохозяйственных работ, с учетом времени, необходимого для переработки и продажи произведенной сельхозпродукции. Такое время определяется судом индивидуально в пользу банкротящейся сельхозфирмы.

Финансовое оздоровление и внешнее управление могут продлеваться на год, если сельхозпредприятие потерпело в текущем сезоне убытки по причине:

  • стихийного бедствия;
  • эпизоотии;
  • чрезвычайных ситуаций и техногенных катастроф;
  • губительного для посевов распространения вредителей;
  • аварий на важных коммуникациях.

Авария на теплотрассе, ЛЭП или водопроводе может являться причиной для продления соответствующей процедуры банкротства, если производимая сельхозпродукция является критически зависимой от электро- или водоснабжения (например, тепличное хозяйство).

Дело о банкротстве сельхозпредприятия может также завершиться мировым соглашением с кредиторами, по которому они списывают все долги предприятия в обмен на предоставление части продукции в натуральном виде или на иных взаимовыгодных условиях.

Особенности банкротства сельхозпредприятия

При банкротстве и последующей ликвидации сельскохозяйственных фирм занимаемые ими земельные участки переходят к иным юрлицам или государству при условии:

  • соблюдения правил разрешенного землепользования;
  • соблюдения преимущественного права приобретения участка.

Земельные участки обанкротившегося сельхозпроизводителя нельзя использовать не по назначению, а также передавать непрофильным организациям – например, местным девелоперам без проведения общественных слушаний и наличия соответствующего решения градостроительного комитета.

Кто и как может купить предприятие целиком и его имущество

Если дело о банкротстве дошло до конкурсного производства, то преимущественное право на покупку имущества банкрота имеют сельскохозяйственные производители, расположенные на смежных участках с банкротом, а при их отсутствии выкупить предприятие банкрота могут любые сельхозпроизводители (включая крестьянские хозяйства), находящиеся в том же населенном пункте или регионе.

Важно учесть, что при отсутствии сельхозфирм, расположенных на смежных с банкротящейся фирмой участках, преимущественное право ранжируется в зависимости от удаленности компаний от банкрота следующим образом:

  • находящиеся в том же сельском или городском населенном пункте;
  • находящиеся в том же административном районе региона;
  • находящиеся в том же регионе.

В первую очередь фирма банкрота продается предпринимателям из перечисленных групп в порядке возрастания, а среди участников одной группы – первому подавшему заявку.

Лицензии на осуществление определенных сельскохозяйственных работ или вылов рыбы перепродаются новым владельцам имущества должника, но могут также быть переданы любым другим лицам, занимающимся сельским хозяйством в регионе.

Ссылка на основную публикацию