Внутрифирменный финансовый контроль - Kapital124.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Внутрифирменный финансовый контроль

Внутрифирменный финансовый контроль: сущность, цели, задачи. Организация внутрифирменного финансового контроля

Внутрифирменный финансовый контроль представляет собой совокупность контрольных действий, осуществляемых в процессе управления финансами хозяйствующего субъекта, реализующихся посредством специфических приемов и методов, направленных на оценку результатов в соответствии с установленными критериями.

При организации внутрифирменного финансового контроля необходимо учитывать особенности, отличающие его от других видов финансового контроля:

– объектом внутрифирменного финансового контроля являются финансовые отношения конкретного хозяйствующего субъекта,

– внутрифирменный финансовый контроль организуется хозяйствующим субъектом самостоятельно на основании соответствующего решения собственников или исполнительного органа данного субъекта,

– финансирование мероприятий по организации и функционированию внутрифирменного финансового контроля осуществляется за счет средств хозяйствующего субъекта,

– информация, полученная в процессе осуществления контрольных процедур, доступна определенному кругу внутренних пользователей и не предназначена для внешних пользователей (данная информация может составлять коммерческую тайну организации).

Различают две формы организации внутрифирменного финансового контроля: структурно-функциональную и специализированную.

Структурно-функциональная форма внутрифирменного финансового контроля основывается на наделении отдельных уполномоченных работников организации (специалистов функциональных подразделений) дополнительными контрольными функциями. Контролю со стороны уполномоченного работника подвергаются все операции, представляющие предмет контроля (индивидуальные операции или их обобщение за определенный временной период), ответственность за совершение которых возложена на подконтрольного работника. При использовании данной организационной формы необходима координация действий сотрудников организации, исполняющих контрольные функции посредством совмещения их с другими обязанностями данных работников. Координация контрольных функций может быть передана одному из руководителей организации. Недостатком данной формы контроля является служебная взаимозависимость между подконтрольным работником и уполномоченным работником, что может искажать результаты контрольных действий. Недостатком также является отсутствие у уполномоченных работников и работника, координирующего внутрифирменный финансовый контроль, профессиональных навыков проведения широкого спектра контрольных процедур и достаточных ресурсов (в частности, технических и временных) для обобщения результатов контрольных процедур, а также их рационального планирования.

В отличие от структурно-функциональной формы организации внутрифирменного финансового контроля, в специализированной форме выделяется структурное подразделение хозяйствующего субъекта, наделенное полномочиями по организации и осуществлению внутрифирменного финансового контроля на постоянной основе. В практике данное подразделение имеет различные наименования: служба внутреннего аудита, служба внутреннего контроля, департамент внутреннего финансового контроля и т.п. В зависимости от объема выполняемой работы, данное структурное подразделение может быть представлено одним сотрудником.

При использовании данной формы организации контроля часть контрольных полномочий может быть передана руководителям структурных подразделений организации, деятельность которых подконтрольна работникам специализированной службы внутрифирменного финансового контроля.

При принятии решения о форме организации внутрифирменного финансового контроля на предприятии немалую роль играет состояние контрольной среды в организации, которая определяется влиянием следующих факторов:

– политика и методы управления организацией,

– организационная структура управления,

– распределение функций управления и ответственности между работниками организации,

– внешние воздействия, проявляющиеся, прежде всего, в осуществлении внешнего финансового и нефинансового контроля.

Следует иметь в виду, что организация СВА (служба внутреннего аудита) приводит к возникновению дополнительных управленческих расходов, распределяемых между видами производимой продукции (работ, услуг). Эти затраты могут быть весьма ощутимыми, поскольку в СВА должен работать высококвалифицированный штатный персонал, имеющий в своем распоряжении соответствующее техническое и программное обеспечение.

В практической деятельности российских организаций применяются два вида методик внутрифирменного финансового контроля:

1) рискориентированные методики, основанные на методике COSO,

2) традиционные методики, ориентированные на выполнение формальных требований, обеспечивающих достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности.

С позиции законодательно установленной обязанности по осуществлению внутрифирменного финансового контроля хозяйствующие субъекты можно распределить по группам:

1) хозяйствующие субъекты, для которых законодательно установлена обязанность по осуществлению внутрифирменного финансового контроля,

2) хозяйствующие субъекты, для которых законодательно не установлена обязанность по осуществлению внутрифирменного финансового контроля.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9691 – | 7545 – или читать все.

95.47.253.202 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Внутрифирменный финансовый контроль

ВНУТРИФИРМЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ [c.349]

Западные экономисты выделяют следующие фундаментальные принципы внутрифирменного финансового контроля [c.349]

Перечислите основные принципы внутрифирменною финансового контроля. [c.352]

Для достижения поставленных задач и целей аудиторские фирмы осуществляют финансовые экспертизы проверки и ревизии финансово-хозяйственной и коммерческой деятельности предприятий и организаций контроль за правильностью определения доходов, подлежащих налогообложению предотвращение их занижения и возможность избежания взыскания штрафных санкций консультирование по вопросам организации учета и управления, составления отчетности, проблемам налогообложения проверку правильности и эффективности внутрифирменного финансового контроля и аудита. [c.57]

Внутрифирменный финансовый контроль [c.361]

Контроль, с одной стороны, является одной из завершающих стадий управления финансами предприятии, а с другой — он выступает необходимым условием управления ими. Контроль определяет все стадии индивидуального кругооборота фондов, начиная с авансирования средств в производственные запасы и заканчивая процессом реализации готовой продукции и поступления выручки на счета предприятия в банках. Финансовый контроль как понятие субъективное представляет собой метод управления денежными потоками и финансовыми ресурсами хозяйствующих субъектов. Западные экономисты выделяют следующие фундаментальные принципы внутрифирменного финансового контроля. [c.361]

Чем определяется необходимость внутрифирменного финансового контроля [c.365]

Негосударственный финансовый контроль включает внутрифирменный (корпоративный) и аудиторский (внешний) контроль. Задача негосударственного контроля — повышение эффективности использования вложенных средств за счет снижения издержек, включая и налоговые платежи в пользу государства. [c.342]

Формирование основ рыночной экономики повышает роль тех видов финансового контроля, которые проводятся на основе российских законов, но без непосредственного участия государственных контролирующих органов. К негосударственным видам финансового контроля относятся I) внутрифирменный (корпоративный) 2) контроль со стороны коммерческих банков за организациями-клиентами 3) аудиторский контроль. [c.356]

В настоящее время наряду с государственным финансовым контролем существует и негосударственный финансовый контроль, который представлен (а) внутрифирменным контролем, (б) контролем со стороны коммерческих банков за организациями и (в) независимым аудиторским контролем. Конечные цели всех видов финансового контроля едины и заключаются в обеспечении соблюдения финансовой дисциплины, повышении эффективности распределения и использования финансовых ресурсов. В то же время задачи и соответственно функции государственного и негосударственного финансового контроля различны. [c.47]

Негосударственный финансовый контроль подразделяется на внутрифирменный (корпоративный), контроль со стороны коммерческих банков за организациями, клиентами и аудиторский контроль. [c.55]

Аналитические процедуры, имеющие отношение к управлению дебиторской задолженностью, входят в систему внутрифирменного финансового анализа и управленческого контроля. Они не формализованы, а их основное содержание — контроль за своевременностью оплаты счетов. Что касается внешнего анализа, то он может быть сведен к оценке [c.453]

Кредиторская задолженность. Как и в случае с дебиторами, аналитические процедуры, имеющие отношение к управлению кредиторской задолженностью, входят, в основном, в систему внутрифирменного финансового анализа и управленческого контроля. Можно выделить следующие узловые моменты, требующие аналитического обоснования [c.454]

Блок по внутрифирменному учету и финансовому контролю включает [c.212]

Вице-президенту по финансовым вопросам подчиняются казначей и контролер с соответствующим аппаратом (службами, отделами, секторами). К функциям казначея относится блок по управлению внешними финансами в функции контролера входит блок по внутрифирменному учету и финансовому контролю. ., Важнейшие решения, принимаемые в области финансово- [c.213]

На наш взгляд, в зависимости от органов, осуществляющих финансовый контроль, он делится на государственный (общегосударственный и ведомственный) муниципальный внутрифирменный (внутрихозяйственный) аудиторский. [c.40]

Негосударственный финансовый контроль подразделяется на внутренний (внутрифирменный, корпоративный) и внешний (аудиторский). [c.386]

Система управленческого контроля базируется на организацию системы учета и отчетности финансовых и производственных показателей деятельности, а так же на организацию и проведение их анализа. В практике внутрифирменного управления широко используются две формы управленческого контроля финансовый контроль (общий управленческий контроль) и оперативный (административный) контроль. [c.319]

Читайте также:  Договор поставки зерна

Внедрение управленческого контроля как функции внутрифирменного управления является одним из главных инструментов выработки политики и принятия управленческих решений, обеспечивающих нормальное функционирование предприятия и достижение его целей в долгосрочной перспективе и текущей работе. Система управленческого контроля базируется на организацию системы учета и отчетности финансовых и производственных показателей деятельности, а также на организацию и проведение их анализа. В практике внутрифирменного управления широко используются две формы управленческого контроля финансовый контроль (общий управленческий контроль) и оперативный (административный) контроль. Общий управленческий контроль направлен на достижение целей (желаемого результата), определяемых стратегическим планом предприятия, который принимается высшим руководством. Оперативный контроль предназначен для систематического отслеживания, прежде всего, хода выполнения производственной программы и плана реализации продаж. Поэтому часто этот контроль объединяется с планированием производственной программы и обеспечивающей производственно-хозяйственной деятельностью производственного отделения, дочерней компании, завода в единую систему (функцию) управления. [c.501]

Экономические методы финансового менеджмента можно подразделить на блок по управлению внешними финансами и блок по внутрифирменному учету и финансовому контролю. [c.125]

Внутрифирменный финансовый учет и контроль включают [c.125]

В дальнейшем была осознана необходимость более дифференцированного подхода к регулированию и организации аудиторской деятельности. В составе Минфина РФ был создан Департамент государственного финансового контроля и аудита, что способствовало проведению контроля за деятельностью аудиторских организаций, различающихся по количеству сотрудников, их профессиональному уровню, а также по организации внутрифирменного контроля за качеством проводимых аудиторских проверок. [c.149]

Этот раздел аналитической работы реализуем лишь в рамках внутрифирменного финансового анализа, а потому мы лишь упомянем об основных его разделах (подробно он рассматривается в курсах управленческого учета и контроля). [c.276]

Финансовый, т.е. выраженный в денежном измерение, план, который используется для оценки результатов будущих операций основной инструмент внутрифирменного планирования и контроля затрат, а также критерий оценки деятельности менеджеров центров затрат. [c.351]

Исследуются вопросы формирования стратегии производственно-хозяйственной деятельности предприятий, совершенствования методик стратегического, инвестиционного и комплексного анализа деятельности предприятий, разработки методики внутреннего контроля организации и ведения бухгалтерского учета на предприятиях, а также внутрифирменных стандартов. Рассматриваются экономике- правовые аспекты деятельности предприятий, а также широкий круг проблем, касающихся постановки финансового, управленческого и налогового учета на предприятиях. [c.2]

Немало трудностей встречается и в сфере организации бюджетирования. Прежде всего стоит вопрос кто должен составлять бюджеты и какие именно В большинстве опрошенных предприятий и фирм существует практика, когда бюджеты доходов и расходов составляются планово-экономическими службами, а бюджеты движения денежных средств — финансовыми отделами. Ничего хорошего из этого не выходит. Теряются и оперативность учета и контроля за исполнением бюджета, и качество финансового анализа. Если на первых порах постановки бюджетирования такой подход еще приемлем (прежде всего из-за отсутствия должного опыта и знаний у специалистов), то по мере развития внутрифирменного финансового планирования предпочтительнее все вопросы бюджетирования сосредоточить в одной, специализированной службе. Это обстоятельство отмечали представители всех предприятий, особенно ОАО НТМК и Алтайкокс , где опыт раздельной организации бюджетирования обернулся серьезными проблемами в области контроллинга. [c.301]

Другим новым моментом в развитии транснациональных корпораций является изменение организационно-управленческой структуры этих монополий, что привело к возникновению единого хозяйственного комплекса, основанного на внутрифирменном разделении труда, общности финансового контроля и управления. На этой основе формируется глобальная общеэкономическая стратегия ТНК, которая предполагает учет всей совокупности условий функционирования многочисленных подразделений компании, включает внутрикорпорационное планирование таких важнейших сторон их деятельности, как производство и сбыт, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), финансы, занятость и т.д., ориентируясь при этом на достижение конечной цели компании – получение максимальной прибыли. [c.272]

Следует подчеркнуть, что школы рационального управления и поведенческого, психологического направления, существовавшие долгое время параллельно, но при этом во многом противостоявшие друг другу, демонстрируют в настоящее время активные поиски путей интеграции. Жесткое, строго формализованное стратегическое планирование трансформируется в концепцию стратегического управления, соответственно изменяются базовые принципы планирования и контроля, снижается численность занятых в различных службах предприятий. Упор на выработку четких и неизменных контрольных показателей во внутрифирменном планировании, регулярные процедуры финансового контроля и другой отчетности, т. е. все те элементы, которые ассоциируются с жестким управлением, постепенно уступают место методам мягкого , гибкого управления (вовлечение персонала в дела фирмы на основе большого юаимного доверия, поощрения предприимчивости в процессе трудовой деятельности и др.). [c.655]

10.6. Внутрифирменный финансовый контроль

Разделение обязанностей. Ответственность между персоналом фир­мы распределяется таким образом, чтобы ни один служащий не нес ответственности за операцию в целом. Основной мотив состоит в том, что лицо, разрешающее операцию, не несет ответственности за уча­ствующие в ней активы и за регистрацию данной операции.

Разрешение и одобрение. Этот принцип заключается в трм,, что все операции должны быть одобрены главным финансовым ме­неджером (директором) фирмы в пределах тех объемов денежных средств, на которые он имеет полномочия. В акционерных обще­ствах работа правления проверяется советом директоров и ревизи­онной комиссией.

> Физический контроль заключается в праве доступа проверяющего к активам и документам фирмы. Чтобы эффективно управлять кон­трольной работой, руководство должно составить план ее организа­ции. Этот план должен содержать четко сформулированные инст­рукции, права и обязанности различных официальных лиц, чтобы исключить бесполезное дублирование в контрольной работе.

Важность свидетельства. Основной частью системы контроля является свидетельство выполнения работы, заверенное подписью контролера.

Для снижения риска неудовлетворительной работы проверяющих лиц руководство обязано регулярно проверять их с целью определе­ния эффективности работы и точности исправления ошибок. В круп­ных компаниях потенциальные преимущества регулярного финан­сового контроля часто окупают расходы на создание отдела внутрен­него аудита для выполнения этой функции. Важным критерием кон­троля является снижение потенциальных убытков. Система контро­ля предназначена для помощи руководителям предприятий в воп­росах:

♦ выбора между различными альтернативными действиями, пла­нирования действий, которые должны быть предприняты в те­чение определенного периода времени;

♦ выявления ошибок конкретных исполнителей. Они могут за­ключаться в установлении нереальных планов при наличии точных прогнозов или в невыполнении тех действий, которые должны быть предприняты для реализации Конкретных мар­кетинговых, инвестиционных и иных решений;

♦ осуществления действий, которые могли бы исправить ошиб­ки и закрепить успех.

Объектом финансового контроля являются финансовые показатели бюджетов предприятия. Для осуществления контроля над исполне­нием бюджетов Министерство экономики РФ рекомендует исполь­зовать двухуровневую систему. Нижний уровень — контроль над ис­полнением бюджетов структурных подразделений предприятия, ко­торый осуществляют их руководители. Верхний уровень — контроль над исполнением бюджетов всех структурных подразделений (вклю­чая контроль составляющих их бюджетов по элементам затрат), про­водимый финансово-экономической службой и бухгалтерией пред­приятия.

Ключевыми элементами системы контроля являются:

♦ объекты контроля — бюджеты структурных подразделений;

♦ предметы контроля — отдельные показатели бюджетов (со- 1 блюдение лимитов фонда оплаты труда, расходов сырья и ма- 1 териалов, энергии и т.д.);

♦ субъекты контроля — структурные подразделения и эконо­мические службы предприятия;

♦ метод контроля бюджетов — осуществление процедур, неч” обходимых для определения отклонения фактических пока- !

зателей бюджетов от плановых в абсолютных суммах и в от­носительном выражении (в процентах). Контроль над выпол­нением доходной части сводного бюджета предприятия при­зван обеспечить бесперебойность финансирования его опера­ционной (текущей) и инвестиционной деятельности:: Осуще­ствляет такой контроль служба.

Контроль над соблюдением расходной части консолидированно­го бюджета предприятия является важной проблемой, от решения которой зависит эффективность хозяйственно-финансовой дея­тельности предприятия. Для успешного решения данной проблемы рекомендуется установить четкий порядок проведения управ­ленческих процедур, который обеспечивает:

♦ оперативный анализ фактических отклонений от плановых функциональных и сводного бюджетов (за месяц, квартал);

♦ разработку мероприятий по устранению непроизводительных расходов и потерь, а также удорожающих факторов, выявлен­ных в ходе анализа;

Читайте также:  Как закрыть ип в другом городе

♦ оформление и предоставление дирекции предприятия аналити­ческих материалов по исполнению комплексного и функци­ональных бюджетов в целях корректировки их доходной и рас­ходной частей.

Используется метод пересмотра расходов бюджета предприятия, основанный на принятой системе приоритетов финансирования (оп­латы) операционных расходов. В качестве приоритетных рассматри­ваются следующие расходы:

♦ оплата труда работников в расчете на производственную про­грамму;

♦ платежи в государственные социальные фонды;

♦ выплата налогов в федеральный, региональный и местный бюджеты;

♦ оплата закупок материальных ресурсов и энергии.

Целесообразно на каждом предприятии создавать и внедрять комп­лексную автоматизированную систему бюджетного планирования (на базе локальной компьютерной сети), что позволит оперативно (ежед­невно) получать информацию об исполнении бюджетов и своевре­менно вносить коррективы в доходную и расходную части в целях повышения эффективности управления финансами хозяйствующих субъектов.

Важным элементом внутрифирменного контроля наряду с бюд­жетным является финансовый анализ бухгалтерской отчетности предприятия, который включает:

♦ горизонтальный анализ баланса;

• трендовый анализ; 1 ‘ >

• анализ финансовых коэффициентов (ликвидности,”й^^ге- жеспособности и рейтабельносйи). ” ,ои –

Анализ бухгалтерской отчетности выражается в исследовании аб­солютных показателей, предоставленных в бухгалтерской отчетно­сти. В процессе такого анализа устанавливаются состав имущества предприятия, его финансовые вложения, источники образования собственного капитала, изучаются связи с поставщиками и поку­пателями, определяются объем и источники привлеченных средств, оцениваются объем выручки от реализации продукции (работ, ус­луг) и прибыли. Устанавливается доля чистой прибыли в выручке от реализации продукции, т.е. величина налоговой нагрузки на предприятие. Техника финансового анализа изложена в Методи­ческих рекомендациях по разработке финансовой политики пред­приятия, предложенных Министерством экономики РФ 1 октября 1997 года.

Формирование надежной и гибкой системы управления корпо­ративными финансами, направленной на решение проблемы бюд­жетной, кредитной, инвестиционной, амортизационной и налогов во^ политики, позволит значительно ускорить реорганизацию дея­тельности предприятий применительно к рыночным условиям хо­зяйствования. Создание такой системы требует тесного взаимодей-1 ствия производственных, сбытовых, маркетинговых, экономических и других служб предприятий для обеспечения их финансовой устой-1 чивости и повышения уровня доходности.

Система сквозного планирования и контроля (посредством бюд-1 жетирования доходов и расходов) направлена на:

• повышение управляемости и адаптированное™ предприятия] к непрерывно изменяющимся условиям на товарных и финан-| совых рынках;

• обеспечение быстрого получения информации о необходим мости корректировки стратегии и тактики управления фи нансами;

• создание условий для усиления взаимодействия с зарубе:» партнерами в сфере финансов, инвестиций и кредита.

После перехода на качественно иной уровень планирования и кол троля предприятия должны стать более привлекательными и открш тыми для инвесторов, кредиторов и других партнеров, что расшир их финансовые возможности для модернизации и расширения изводства.

1. Чем определяется необходимость внутрифирменного финансового конт­роля?

2. Назовите основные требования, предъявляемые к организации внутри­фирменного финансового контроля.

3. Какие элементы включает финансовый анализ бухгалтерской отчетности предприятия?

Как организовать внутренний финансовый контроль

Требование организовать внутренний контроль хозяйственной деятельности сформулировано в ст. 19 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и в п. 6 Инструкции № 157н. Финансовый контроль позволяет учреждениям эффективно использовать бюджетные средства, вести достоверный бухгалтерский учет и представлять в контролирующие органы корректную отчетность.

Оценить потребности

В первую очередь нужно оценить предстоящий объем работ и денежные ресурсы, необходимые для организации внутреннего финансового контроля. Важно определить и количество задействованных сотрудников: один человек на все учреждение, ответственные работники в ключевых отделах (кадровая служба, экономический отдел, бухгалтерия), комиссия из компетентных сотрудников или даже выделенный отдел с полным спектром обязанностей и штатным расписанием. Многое в принятии решения зависит от масштаба учреждения и объемов хозяйственной деятельности.

Можно проводить несколько видов контроля:

  1. Предварительный контроль позволяет оценить правомерность и экономическую целесообразность планируемых операций. На этом этапе проверяют договоры, соотносят будущие затраты с планом финансово-хозяйственной деятельности и пр.
  2. С помощью текущего контроля учреждение отслеживает, как реализуются операции, насколько эффективно тратятся выделенные средства, анализирует качество ведения бюджетного учета, подготовки отчетности и пр.
  3. Последующий контроль подразумевает анализ документации, инвентаризацию, подготовку отчетов и иные контрольные мероприятия.

Первые два вида проходят внутри подразделений, этот контроль ложится на плечи работников согласно их трудовым функциям, а вот для последующего контроля должны быть выделены отдельные сотрудники — ревизионная группа или комиссия.

Оформить документы

Следующий шаг в организации внутреннего контроля — разработка и утверждение нормативных актов, которые определят порядок работы ревизионного отдела/группы, обозначат обязанности ответственных сотрудников. Если эти функции возложены на одного сотрудника, можно составить общее положение и внести дополнения в должностные инструкции. Если контролирующие функции будут выполнять специалисты из разных подразделений, то в положения об этих отделах нужно внести соответствующие изменения, равно как и в должностные инструкции сотрудников. Если контроль будет вести отдельная группа/отдел, потребуется еще и положение об отделе внутреннего контроля. В любом случае новые документы должны быть утверждены приказом руководителя учреждения и обязательно прописаны в учетной политике.

Обеспечивать стабильную работу системы контроля за финансами — обязанность главы учреждения. Не реже одного раза в год под его руководством должны проходить оценка и пересмотр системы внутреннего контроля.

Составить план мероприятий

После подготовительных работ и определения ответственных наступает этап разработки плана мероприятий. Их удобно сгруппировать по направлениям, например:

  • денежные средства и бланки строгой отчетности;
  • банковские операции;
  • дебиторская и кредиторская задолженности;
  • фонд оплаты труда (в том числе премиальные выплаты, материальная помощь, компенсации);
  • товарно-материальные ценности (в том числе ГСМ, запчасти, основные средства и пр.);
  • бухгалтерский учет и отчетность.

По каждому из направлений разрабатываются и указываются формы и сроки проведения всех видов контроля, а также исполнители. План формируется на весь календарный год. Именно он станет отправной точкой для программы проверки, по которой будет действовать ревизионная комиссия.

Провести проверку

Последующий контроль учреждение может реализовать через проверки — плановые и внеплановые.

Для плановых проверок учреждение устанавливает периодичность самостоятельно, но не реже, чем это требует бюджетное (бухгалтерское) законодательство (п. 20 Инструкции № 157н, п. 1.5 Приказа Минфина РФ от 13.06.1995 № 49).

На что смотрят в ходе плановой проверки:

  • соответствуют ли бухгалтерский учет и учетная политика требованиям актуального законодательства РФ;
  • насколько корректно отражены факты хозяйственной деятельности в учете;
  • насколько полно и правильно оформлены операции;
  • своевременно ли проводится инвентаризация;
  • насколько полно и достоверно составлена бухгалтерская отчетность.

Потребность во внеплановой проверке возникает, когда появляется сигнал о нарушениях. В зависимости от сложности вопроса контрольная проверка может быть сплошной или выборочной. Сплошная проводится, если нарушения отмечены в сфере кассовых и банковских операций, оплаты труда, подотчетных средств и пр. Это трудоемкий процесс, он подразумевает детальное изучение всей совокупности первичной бухгалтерской документации и/или отчетной документации.

Выборочная проверка позволяет получить данные, основываясь на анализе небольшого числа документов. Сложность составляет сама выборка. Для анализа ревизионная комиссия должна выделить несколько групп элементов (счета-фактуры, договоры, реестры, акты, выполненных работ и пр.) с определенным временным интервалом за произвольный период времени. Главное требование — выборка должна быть репрезентативной.

Что проверяет ревизионная комиссия:

  • подлинность документов, качество их оформления, отражение первичных форм в бухгалтерском учете;
  • соответствие данных в первичных документах и бухучете;
  • подлинность документов, представленных структурными подразделениями, и их корректное отражение в общем учете;
  • соответствие бухгалтерского учета и отчетности;
  • правомерность хозяйственных операций, соответствие действующему законодательству, государственным нормативным актам и внутренним документам учреждения.

Оформить результаты

Результаты разных видов контроля следует оформлять по-разному. Для описания недочетов, выявленных во время предварительного и/или текущего контроля, достаточно служебной записки на имя руководителя учреждения. В нее можно включить рекомендации, как устранить нарушения и не допускать их впоследствии. Если контроль осуществляют сами сотрудники, то в положении о внутреннем контроле стоит указать периодичность, с которой должна проводиться проверка по каждому из отделов.

Читайте также:  Договор подряда на капитальное строительство

А вот результаты последующего контроля комиссия фиксирует в отдельном акте и направляет его руководителю учреждения вместе с сопроводительной запиской. Документы должны подписать все члены комиссии.

В акте проверки обязательно должны быть зафиксированы:

  • согласованная с руководителем программа проверки;
  • состояние участков бухгалтерского учета и отчетности (нефинансовых активов, безналичиных и наличных денежных средств, расчетов по авансам и пр.);
  • использованные приемы и методы сбора и анализа информации;
  • данные о соответствии финансово-хозяйственной деятельности учреждения требованиям текущего законодательства РФ;
  • выводы о проведении контроля, перечень выявленных нарушений;
  • перечень мер для устранения нарушений с указанием сроков и ответственных сотрудников, а также рекомендации, как не допускать подобных ошибок в будущем.

Виновники нарушений должны в срок, определенный положением о внутреннем контроле, представить в письменном виде свои объяснения руководителю. Основываясь на акте ревизионной комиссии, бухгалтер разрабатывает план мероприятий, который позволит устранить недочеты, с указанием сроков и ответственных лиц, а затем и отчитывается перед руководством учреждения о реализации плана.

Очень важно выстроить четкую, понятную и прозрачную систему внутреннего финансового контроля. Она состоит из множества элементов, затрагивает деятельность многих сотрудников и эффективна, только если работают все ее составляющие в комплексе.

Внутрифирменный контроль: понятие, виды и средства реализации.

http://www.studfiles.ru/preview/1474167/page:3/

Понятие и виды контроля

Контроль – процесс определения, оценки и информации об отклонениях действительных значений от заданных или их совпадении и результатах анализа. Контролировать можно цели, ход выполнения плана, прогнозы, развитие процесса.

Предметом контроля может быть не только исполнительская деятельность, но и работа менеджера. Контрольная информация используется в процессе регулирования. Таким образом, говорят о целесообразности объединения планирования и контроля в единую систему управления (Controlling): планирование, контроль, отчетность, менеджмент (рис. 1.).

Контроль осуществляется лицами, прямо или косвенно зависящими от процесса. Проверка (ревизия) – контроль лицами, независящими от процесса.

Контроль можно также классифицировать:

– по принадлежности к предприятию субъекта контроля (внутренний, внешний); – по основанию для обязанности (добровольный, по уставу, договорной, по закону);

– по объекту контроля (за объектом, за решениями, за результатами);

– по регулярности (регулярный, нерегулярный, специальный).

Существует 3 вида контроля: предварительный, текущий и заключительный. По форме осуществления все эти виды контроля схожи, так как имеют одну и ту же цель: способствовать тому, чтобы фактически получаемые результаты были как можно ближе к требуемым. Различаются они только временем осуществления. 1

Предварительный контроль обычно реализуется в форме определенной политики, процедур и правил. Прежде всего, он применяется по отношению к трудовым, материальным и финансовым ресурсам.

1. Предварительный контроль осуществляется до фактического начала работ. Основными средствами осуществления предварительного контроля является реализация определенных правил, процедур и линий поведения. Предварительный контроль используется в трех областях – по отношению к человеческим, материальным и финансовым ресурсам.

2. Текущий контроль осуществляется, когда работа уже идет и обычно производится в виде контроля работы подчиненного его непосредственным начальником.

3. Заключительный контроль осуществляется после того, как работа закончена или истекло отведенное для нее время

Текущий и заключительный контроль основывается на обратных связях. Управляющие системы в организациях имеют разомкнутую обратную связь, так как руководящий работник, являющийся по отношению к системе внешним элементом, может вмешиваться в ее работу, изменяя и цели системы, и характер ее работы.

http://studopedia.ru/10_252899_vnutrifirmenniy-finansoviy-kontrol-sushchnost-tseli-zadachi-organizatsiya-vnutrifirmennogo-finansovogo-kontrolya.html

Внутрифирменный финансовый контроль представляет собой совокупность контрольных действий, осуществляемых в процессе управления финансами хозяйствующего субъекта, реализующихся посредством специфических приемов и методов, направленных на оценку результатов в соответствии с установленными критериями.

При организации внутрифирменного финансового контроля необходимо учитывать особенности, отличающие его от других видов финансового контроля:

объектом внутрифирменного финансового контроля являются финансовые отношения конкретного хозяйствующего субъекта,

– внутрифирменный финансовый контроль организуется хозяйствующим субъектом самостоятельно на основании соответствующего решения собственников или исполнительного органа данного субъекта,

финансирование мероприятий по организации и функционированию внутрифирменного финансового контроля осуществляется за счет средств хозяйствующего субъекта,

– информация, полученная в процессе осуществления контрольных процедур, доступна определенному кругу внутренних пользователей и не предназначена для внешних пользователей (данная информация может составлять коммерческую тайну организации).

Различают две формы организации внутрифирменного финансового контроля: структурно-функциональную и специализированную.

Структурно-функциональная форма внутрифирменного финансового контроля основывается на наделении отдельных уполномоченных работников организации (специалистов функциональных подразделений) дополнительными контрольными функциями. Контролю со стороны уполномоченного работника подвергаются все операции, представляющие предмет контроля (индивидуальные операции или их обобщение за определенный временной период), ответственность за совершение которых возложена на подконтрольного работника. При использовании данной организационной формы необходима координация действий сотрудников организации, исполняющих контрольные функции посредством совмещения их с другими обязанностями данных работников. Координация контрольных функций может быть передана одному из руководителей организации. Недостатком данной формы контроля является служебная взаимозависимость между подконтрольным работником и уполномоченным работником, что может искажать результаты контрольных действий. Недостатком также является отсутствие у уполномоченных работников и работника, координирующего внутрифирменный финансовый контроль, профессиональных навыков проведения широкого спектра контрольных процедур и достаточных ресурсов (в частности, технических и временных) для обобщения результатов контрольных процедур, а также их рационального планирования.

В отличие от структурно-функциональной формы организации внутрифирменного финансового контроля, в специализированной форме выделяется структурное подразделение хозяйствующего субъекта, наделенное полномочиями по организации и осуществлению внутрифирменного финансового контроля на постоянной основе. В практике данное подразделение имеет различные наименования: служба внутреннего аудита, служба внутреннего контроля, департамент внутреннего финансового контроля и т.п. В зависимости от объема выполняемой работы, данное структурное подразделение может быть представлено одним сотрудником.

При использовании данной формы организации контроля часть контрольных полномочий может быть передана руководителям структурных подразделений организации, деятельность которых подконтрольна работникам специализированной службы внутрифирменного финансового контроля.

При принятии решения о форме организации внутрифирменного финансового контроля на предприятии немалую роль играет состояние контрольной среды в организации, которая определяется влиянием следующих факторов:

политика и методы управления организацией,

– организационная структура управления,

распределение функций управления и ответственности между работниками организации,

– внешние воздействия, проявляющиеся, прежде всего, в осуществлении внешнего финансового и нефинансового контроля.

Следует иметь в виду, что организация СВА (служба внутреннего аудита) приводит к возникновению дополнительных управленческих расходов, распределяемых между видами производимой продукции (работ, услуг). Эти затраты могут быть весьма ощутимыми, поскольку в СВА должен работать высококвалифицированный штатный персонал, имеющий в своем распоряжении соответствующее техническое и программное обеспечение.

В практической деятельности российских организаций применяются два вида методик внутрифирменного финансового контроля:

1) рискориентированные методики, основанные на методике COSO,

2) традиционные методики, ориентированные на выполнение формальных требований, обеспечивающих достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности.

С позиции законодательно установленной обязанности по осуществлению внутрифирменного финансового контроля хозяйствующие субъекты можно распределить по группам:

1) хозяйствующие субъекты, для которых законодательно установлена обязанность по осуществлению внутрифирменного финансового контроля,

2) хозяйствующие субъекты, для которых законодательно не установлена обязанность по осуществлению внутрифирменного финансового контроля.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Папиллярные узоры пальцев рук – маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Ссылка на основную публикацию