Ликвидация образовательного учреждения - Kapital124.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Ликвидация образовательного учреждения

Основания для ликвидации образовательного учреждения, особенности и порядок его закрытия

Особенности ликвидации образовательного учреждения определяются их особым правовым статусом. Такие учреждения образуются в формате некоммерческой организации и обладают высокой социальной значимостью. Поэтому их закрытие должно быть мотивировано и предварительно оценено, с точки зрения последствий для общества.

Правовое регулирование

Ликвидация образовательной организации предполагает ее полное закрытие без правопреемства и реорганизации в другое учреждение. Государственные или частные образовательные учреждения могут быть ликвидированы на основании:

  • ст. 61, 65 Гражданского кодекса;
  • ст. 22 273-ФЗ «Об образовании»;
  • ФЗ «О НКО»;
  • международных договоров;
  • иных специализированных нормативно-правовых актов.

Согласно п. 1 ст. 22 273-ФЗ, образовательное учреждение имеет форму НКО. Организация может иметь государственную, муниципальную или частную формы собственности. Согласно ст. 10 273-ФЗ, образовательная организация подлежит ликвидации в порядке, установленном гражданским правом с учетом некоторых особенностей данного типа учреждения.

Основания

Образовательная организация может быть ликвидирована по причине истечения срока ее создания или достижения целевого ориентира ее учреждения.

Если принимается решение о ликвидации государственного образовательного учреждения, то должен быть издан специальный акт органа федеральной власти или органа субъекта РФ, который являлся учредителем бюджетной организации. Когда закрывается муниципальное образовательное учреждение, то решение о ликвидации принимает уполномоченный орган муниципального района или городского округа.

Решение об упразднении федерального органа исполнительной власти обычно сопровождается подготовкой пояснительной записки. В ней приводится обоснование целесообразности ликвидационных действий.

В случае если ликвидируется частная образовательная организация, то решение принимается собственниками.

Выше перечислены основания для добровольной ликвидации учреждения именно по решению собственников. Тогда как, помимо такой формы закрытия учреждения, различают еще принудительный формат прекращения деятельности по решению судебной инстанции. Основания для принудительной ликвидации содержатся в ст. 61 Гражданского кодекса. Такое решение может быть принято при обнаружении противоправной деятельности в работе образовательной организации, при неисполнении ею законных предписаний контролирующих инстанций, при несоответствии целей создания некоммерческой организации ее реальным действиям, при отзыве лицензии на осуществление образовательной деятельности и пр.

Исковое заявление в суд о ликвидации может поступить от органа государственного или местного самоуправления.

Порядок ликвидации

Порядок упразднения образовательной организации предполагает прохождение следующих этапов:

  1. Издается Постановление о закрытии образовательного учреждения, и создается комиссия, которая уполномочена на проведение ликвидации. Комиссия должна быть создана не позднее 10 дней после принятия решения о ликвидации. К ней переходят все руководящие функции.
  2. Передача документов в налоговую инспекцию о ликвидации в течение 3 дней после издания Постановления о закрытии (для этого применяется утвержденная форма Р15001).
  3. Определение сроков для предъявления требований кредиторами. Сроки могут быть произвольными по решению ликвидационной комиссии, но не менее 2 месяцев по требованиям гражданского законодательства.
  4. Комиссия самостоятельно уведомляет всех известных кредиторов о предстоящем закрытии.
  5. Уведомление сотрудников о предстоящем сокращении с работы по причине ликвидации.
  6. Публикация в открытых источниках («Вестнике государственной регистрации») сведений о предстоящей ликвидации, порядке и сроках предъявления требований.
  7. Комиссия осуществляет подготовку и утверждение ликвидационного баланса. На подготовку промежуточного ликвидационного баланса с учетом долговых требований кредиторов отводится 10 дней после окончания периода для предъявления требований. В промежуточный баланс включаются сведения о принадлежащих активах и долгах, претензии кредиторов и результаты рассмотрения заявок. На указанном этапе ликвидационной комиссии также нужно взыскать дебиторскую задолженность и свериться с налоговой службой.
  8. Производятся расчеты с кредиторами. Первоначально долги погашаются из собственных средств учреждения, а затем организация приступает к расчетам за счет продажи принадлежащего ей имущества.
  9. Увольнение сотрудников и выплаты в их пользу.
  10. Формирование окончательного ликвидационного баланса.
  11. Подача документов в налоговую инспекцию.
  12. Внесение отметки в ЕГРЮЛ. С момента внесения такой записи образовательное учреждение считается полностью прекратившим свою деятельность.

Необходимые документы

Помимо общего комплекта документов, которые требуется подготовить всеми организациями перед закрытием, при ликвидации образовательного учреждения нужно составить:

  1. Положительное заключение комиссии о последствиях решения о закрытии учреждения, принятого федеральными или региональными органами власти.
  2. Документ, подтверждающий учет мнения жителей сельского поселения при ликвидации сельской школы или иного муниципального учреждения. Также при закрытии сельского учреждения требуется обосновать необходимость закрытия. Например, из-за отсутствия педагогического состава, учеников или недостаточности финансирования.

Критерии для оценки последствий от закрытия образовательного учреждения должны определяться Правительством. Обычно оцениваются социальные, экономические и педагогические риски закрытия и возможные пути для минимизации негативных последствий. В комиссию, которая выносит свой вердикт, входят представители заинтересованных инстанций, в частности, представители Министерства образования.

Значимость указанных критериев может варьироваться с учетом отраслевой особенности деятельности. Примером отраслевого стандарта может являться Приказ Минсельхоза от 2014 года №275 «Об утверждении значений критериев проведения оценки…». Они используются при проведении оценки ликвидации образовательных учреждений, которые находятся в подчинении Министерства сельского хозяйства.

Особые правила ликвидации муниципальной школы или иного сельского учреждения образования связаны с государственным приоритетом по сохранению малокомплектных школ в селах и созданию благоприятных условий для проживания в российских селах.

С учетом положений ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» учет мнения сельского поселения по вопросам ликвидации местной школы может проводиться в формах:

  • местного референдума;
  • схода граждан;
  • собрания граждан;
  • опроса граждан;
  • обращения граждан;
  • в иных формах непосредственного обращения граждан к местным властям.

Муниципальные органы власти вправе принимать локальные нормативно-правовые акты, которые регламентируют порядок учета мнения граждан по вопросу ликвидации местных школ.

При закрытии частного образовательного учреждения никакие дополнительные документы в виде обоснования, экспертного заключения не требуются. Достаточно только решения владельца.

Сроки проведения

Сроки ликвидации образовательного учреждения определяются в индивидуальном порядке.

Таким образом, как и любая НКО, образовательное учреждение может быть закрыто на добровольной и принудительной основе. Ликвидация образовательного учреждения означает его полное закрытие без передачи прав и обязанностей к другой организации, после чего оно полностью прекращает существование. Инициаторами ликвидации могут стать Правительство или муниципальные власти для федеральных и муниципальных бюджетных организаций или собственник – для частного учреждения. Особенностью процедуры ликвидации образовательного учреждения бюджетного типа является необходимость экспертизы социальных последствий принятия решения о закрытии учреждений. Обязательным элементом закрытия сельской образовательной организации является учет мнения всех жителей поселения.

Порядок ликвидации образовательного учреждения

Ликвидация образовательного учреждения может осуществляться:

  • а)в соответствии с законодательством Российской Федерации в установленном Правительством Российской Федерации порядке для федеральных государственных образовательных учреждений, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации – для государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления – для муниципальных образовательных учреждений;
  • б)по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащей лицензии, либо деятельности, запрещенной законом, либо деятельности, не соответствующей его уставным целям.

Ликвидация сельского дошкольного образовательного или общеобразовательного учреждения допускается только с согласия схода жителей населенных пунктов, обслуживаемых данным учреждением (п. 5 ст. 34 Федерального закона “Об образовании”).

Согласно п.17 ст.50 в случае прекращения деятельности государственного или муниципального общеобразовательного учреждения или образовательного учреждения начального профессионального образования орган управления образованием, которому подведомственно данное учреждение, обеспечивает перевод обучающихся, воспитанников с согласия родителей (законных представителей) в другие образовательные учреждения соответствующего типа.

В соответствии с п. 2 ст. 13 Федерального закона от 24.07.98 № 124-ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации” принятие органом местного самоуправления решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося муниципальной собственностью, не допускается без предварительной экспертной оценки уполномоченным органом местного самоуправления последствий принятого решения для обеспечения жизнедеятельности, образования, воспитания и развития детей, для оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, для социального обслуживания. В случае отсутствия экспертной оценки такое решение признается недействительным с момента его вынесения.

Экспертная оценка оформляется заключением, которое должно включать обоснование необходимости реорганизации или ликвидации образовательного учреждения (педагогическая необходимость, экономический эффект, демографические тенденции и др.); указывать, каким образом будет реализовано право на образование граждан, учащихся данного учреждения, детей дошкольного возраста; отражать вопросы возможности дальнейшего трудоустройства работников учреждения; содержать прогноз последствий реорганизации или ликвидации учреждения для обеспечения жизнедеятельности, образования, воспитания и развития детей, обслуживаемых данным учреждением.

3. Решение о реорганизации или ликвидации муниципального образовательного учреждения оформляется постановлением главы администрации муниципального образования.

Данное решение должно быть согласовано представительным органом местного самоуправления.

Представительный орган местного самоуправления имеет право отклонить решение учредителей образовательного учреждения о его реорганизации и ликвидации в срок не позднее одного месяца со дня принятия этого решения, если иной порядок согласования не предусмотрен уставом муниципального образования.

В соответствии со статьей 62. ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица:

Читайте также:  Договор поставки за наличный расчет

1. обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

назначают по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают в соответствии с настоящим Кодексом порядок и сроки ликвидации.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.

Статья 63. ГК РФ определяет порядок ликвидации юридического лица

1 Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.

Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица. 2. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявляемых кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица, по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.

Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица, по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.

При недостаточности у ликвидируемого учреждения денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого учреждения.

Оставшиеся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо – прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц:

Согласно статье 64. ГК РФ при ликвидации юридического лица требования его кредиторов удовлетворяются в определенной очередности.

Статья 180 ТК РФ Гарантии и компенсации работникам при ликвидации организации, сокращении численности или штата работников организации

При проведении мероприятий по сокращению численности штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в той же организации, соответствующую квалификации работника.

О предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации работники предупреждаются работодателем персонально и под расписку не менее чем за два месяца до увольнения.

Работодатель с письменного согласия работника имеет право расторгнуть с ним трудовой договор без предупреждения об увольнении за два месяца с одновременной выплатой дополнительной компенсации в размере двух месячного среднего заработка.

При угрозе массовых увольнений работодатель с учетом мнения выбранного органа принимает меры, предусмотренные ТК РФ, иными ФЗ, КД. соглашениями.

Положение Закона РФ «Об образовании» о том, что создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений находится в компетенции органов местного самоуправления (статья 31, п.З). В то же время субъект РФ согласно Гражданскому Кодексу РФ (ст.57, п. 3) и Закону РФ «Об образовании» (ст. 29, п. 7) пользуется своим правом определения особенностей порядка создания, реорганизации, ликвидации и финансирования образовательных учреждений на своей территории. Эти особенности в настоящее время связаны с проведением комплексного анализа деятельности преобразуемого образовательного учреждения и согласованием решений, принимаемых на муниципальном уровне, с региональным органом управления образованием.

образовательный аккредитация лицензирование законодательство

Ликвидация образовательного учреждения

Здравствуйте, хотелось бы уточнить, в каком порядке происходит ликвидация государственного образовательного учреждения.

Колледж предупредили 27.12.14 г. о том, что ликвидируют. Срок на перевод дали до 01.02.15 г.

Каких-либо документов не предоставили, на вопросы не отвечают.

Грозят лишь, что если мы не заберем документы до 01.02.15 г., студентов просто отчислят.

Законны ли эти действия и в каком порядке, а так же в какие сроки должна проходить ликвидация?

Ответы юристов ( 1 )

В связи с ликвидацией организации-работодателя работники увольняются на основании п. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ.
При ликвидации организации, то есть при фактическом прекращении ее деятельности, работодатель в силу положений действующего трудового законодательства вправе уволить всех сотрудников без исключения, в том числе несовершеннолетних, беременных женщин, работников, находящихся в отпуске, на больничном и пр. При этом Трудовой кодекс РФ не обязывает работодателя кого-либо трудоустраивать.
По желанию работников их увольнение может производиться и по другим указанным в законе основаниям – например, по собственному желанию (п. 3 ст. 77, ст. 80 Трудового кодекса РФ), по соглашению сторон (п. 1 ст. 77, ст. 78 Трудового кодекса РФ). В этом случае не выплачивается выходное пособие в связи с ликвидацией.
При ликвидации организации процедура увольнения работников должна содержать следующие пункты:

    Уведомление работников;Уведомление службы занятости;Уведомление внебюджетных фондов;Издание приказов об увольнении;Расчет и выплата зарплаты и пособий;Внесение записей об увольнении в трудовые книжки.

1. После принятия решения о ликвидации организация-работодатель уведомляет всех работников о предстоящем увольнении в письменной форме персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения. Форма уведомления законодательно не утверждена, работодатель вправе разработать ее самостоятельно. Примерная форма – в Приложении № 1 к настоящей консультации.
Уведомление составляется в двух экземплярах, один экземпляр остается у работодателя, а второй — у работника. В случае если работник откажется подписать уведомление, на нем необходимо сделать соответствующую отметку и составить акт об отказе (в произвольной форме, заверяется подписями членов ликвидационной комиссии).
2. Территориальные органы службы занятости (Государственная инспекция труда в субъекте РФ) уведомляются не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий. В сообщении необходимо указать должность, профессию, специальность и квалификационные требования к ним, условия оплаты труда каждого конкретного работника (п. 2 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»). Примерная форма — в Приложении № 2 к настоящей консультации.
3. В соответствии с пп. 3 п. 3 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее — Закон N 212-ФЗ) плательщики страховых взносов обязаны письменно сообщать в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту нахождения организации о ликвидации организации в течение 3 дней со дня принятия такого решения.
Согласно ст. 48 Закона N 212-ФЗ непредставление в установленный срок плательщиком страховых взносов в орган контроля за уплатой страховых взносов документов (копий документов), предусмотренных Законом N 212-ФЗ, или иных документов, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, влекут взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ.
Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее — контроль за уплатой страховых взносов) осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Форма сообщения законодательно не утверждена, поэтому сообщение в ПФР РФ и ФСС РФ осуществляется в произвольной форме. Примерная форма — в Приложении №5 к настоящей консультации.
4. Для оформления расторжения трудовых договоров в связи с ликвидацией организации применяются утвержденные Госкомстатом формы (№ Т-8 либо № Т-8а) – см. приложение № 3 к настоящей консультации.
5. С увольняемыми работниками необходимо рассчитаться в последний день их работы. Если работник в день увольнения не работал, то деньги ему выплачивают на следующий день после того, как он за ними обратился (ч. 1 ст. 140 Трудового кодекса РФ).
При совпадении дня выплаты с выходным или нерабочим праздничным днем выплата заработной платы производится накануне этого дня (ч. 8 ст. 136 Трудового кодекса РФ).
Для учета и расчета заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении, применяется утвержденная Госкомстатом записка-расчет по форме № Т-61 – см. приложение № 4 к настоящей консультации.При увольнении работника в связи с ликвидацией организации ему выплачивается:

  • заработная плата за фактически отработанное время;
  • компенсация за неиспользованный отпуск;
  • выходное пособие в связи с ликвидацией.
Читайте также:  Как закрыть ооо

Выходное пособие (1 среднемесячный заработок) возмещает работнику неполученный доход за месяц, следующий за днем увольнения. Исчисляется исходя из количества рабочих дней в первом месяце после увольнения и среднего дневного заработка (установленного путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной в расчетном периоде, на количество фактически отработанных в этот период рабочих дней).
Помимо выходного пособия работникам, уволенным в связи с ликвидацией предприятия, сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства (ч. 1 ст. 178 Трудового кодекса РФ), но не более 2-х месяцев. При этом сумма выходного пособия, выплаченная сотруднику при увольнении, засчитывается в счет выплат за первый месяц периода трудоустройства. Среднемесячный заработок за 2-й месяц работник получит только в том случае, если не сможет устроиться на новую работу, что подтверждается записями в трудовой книжке. Если же сотрудник заключил трудовой договор в течение второго месяца, то средний заработок ему выплачивается только за те дни второго месяца, пока он не был трудоустроен.
По решению службы занятости работодатель обязан выплатить средний месячный заработок и за 3-й месяц в случае, если в течение первых двух недель после увольнения сотрудник обратился в службу занятости населения и не трудоустроился (ч. 2 ст. 178 Трудового кодекса РФ). Однако если на момент обращения организация уже ликвидирована, такая выплата не производится.
Если в трудовом или коллективном договоре предусмотрены дополнительные основания для выплаты выходного пособия, установлены повышенные размеры пособий (ч. 4 ст. 178 Трудового кодекса РФ), то такие пособия выплачиваются на основании решения собственников организации.
Если работник письменно соглашается на увольнение в связи с ликвидацией организации до истечения 2-х месячного срока, ему дополнительно должна быть выплачена компенсация в размере среднего заработка, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения 2-х месяцев (ст. 180 Трудового кодекса РФ).
6. Поскольку трудовой договор прекращается (расторгается) по инициативе работодателя (п. 4 ст. 77 Трудового кодекса РФ), в трудовую книжку необходимо внести запись о прекращении (расторжении) трудового договора в связи с ликвидацией организации в соответствии с п. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ.
Например: «Уволен в связи с ликвидацией организации, пункт 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации».

Ликвидация школ и других образовательных учреждений

Добавлено в закладки: 0

Согласно российскому законодательству существует добровольная и принудительная ликвидация компаний и учреждений. Добровольная происходит либо по истечении срока или цели функционирования юридического лица, либо в соответствии с решением его учредителей (участников) или других органов, полномочия которых подтверждаются соответствующими документами. Принудительная ликвидация – на основе решения суда (если учреждение осуществляет деятельность без лицензии, запрещена законом и не отвечает целям, указанным в Уставе учреждения).

Законодательство

Решение о ликвидации муниципального общеобразовательного учреждения принимается на основе следующих документов:

  • постановление Администрации муниципального района;
  • Акт экспертной оценки последствий ликвидации;
  • решение Комиссии по проведению данной экспертной оценки (Протокол, №, дата);
  • решение собрания граждан города, деревни или села (название, Протокол, №, дата);
  • ст. 57- 60, 125 ГК РФ;
  • ст. 22, ч. 5 Закона «Об образовании в российской Федерации», согласно которой реорганизация и ликвидация муниципальных школ, допускаются по решению органов муниципального образования «с учетом мнения схода» жителей (в прежнем законе об образовании существовала формулировка «с согласия»;
  • Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
  • «Санитарно эпидемиологические правила и нормативы» (п.2.5), согласно которым в сельской местности школа, до которой ученики идут пешком, должна находиться на расстоянии не более 2-4 км, время в пути 15-30 мин. (свыше необходима организация транспортного обслуживание детей);
  • «Типовое положение об общеобразовательном учреждении» (от 19.03.2001 № 196, п.82), в соответствии с которыми процесс ликвидации или реорганизации общеобразовательного учреждения должен осуществляться только тогда, когда заканчивается учебный год);
  • устав муниципального образования.

Постановление Администрации муниципального района должно включать следующие моменты:

  • указание на то, что данное МОУ (название, причины) ликвидируется;
  • устанавливается срок, в течение которого ее кредиторы могут подать заявление со своими требованиями (обычно в течение 2-х месяцев с момента опубликования решения о ликвидации учреждения в средствах СМИ);
  • утверждается план мероприятий по ликвидации, ответственным за выполнение плана считают обычно Управление образованием данного муниципального образования;
  • назначается состав ликвидационной комиссии, от которой требуется опубликовать в средствах СМИ (в местной газете, по областному телевидению, в том числе «бегущая строка») объявление о ликвидации школы, порядок, сроки принятия требований кредиторов;
  • обеспечить (к конкретной дате) внесение в ЕГРЮЛ записи о ликвидации школы;
  • получение Свидетельства о ликвидации учреждения, представить это свидетельство в Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами;
  • по окончании процесса ликвидации, передать все документы в архив Управления образованием.

В свою очередь, Управление образованием района должно:

  • сформировать перечень кредиторской и дебиторской задолженности учреждения (указывается срок, обычно в течение 5-7 дней);
  • письменно уведомить всех кредиторов (в случае выявления задолженности);
  • провести инвентаризацию имущества школы и представить ее результаты в Комитет по управлению муниципальным имуществом, и до передачи имущества ликвидируемой школы обеспечивать его сохранность;
  • ознакомить директора муниципального учреждения с постановлением о ликвидации учреждения, подготовить приказ и уведомить его и работников МОУ о предстоящем увольнении, о предоставляемых в этом случае льготах и компенсациях с учетом требований Трудового кодекса Российской Федерации;
  • довести до Центра (Службы) занятости населения данные о высвобождаемых работниках.

Комитет по управлению имуществом данного муниципалитета обязан принять имущество МОУ в муниципальную казну и учесть внесенные изменения в реестре собственности муниципалитета.

Таким образом, существует 2 основных варианта процесса ликвидации школ:

  • официальное прекращение всей деятельности;
  • перерегистрация: учреждение исключается из Госреестра и регистрируется под другим юридическим «именем».

В результате ликвидации прекращается деятельность образовательного учреждения, аннулируются все его документы (в том числе Устава), удаляются или сдаются в государственный архив все имеющиеся официальные бумаги.

Особенности

Реорганизация – это процесс, в результате которого происходит образование новых и прекращение действия ранее функционирующих юридических лиц.

Согласно п.1 ст.57 ГК РФ реорганизация юридических лиц может осуществляться следующими способами:

  • слияние;
  • присоединение;
  • разделение;
  • выделение;
  • преобразование.

В случае слияния, присоединения и преобразования все права и обязанности юридических лиц в результате реорганизации переходит к новому образованному юридическому лицу – это требует составления «Передаточного акта». Когда речь идет о разделении и выделении, то права и обязанности распределяются в соответствии с величиной (балансом) вложенных средств.

Реорганизация образовательного учреждения любого вида предполагает, что оно также будет иметь статус «учреждение», осуществляющее некоммерческую деятельность и сохранять целевую направленность. Порядок реорганизации определяется требованиями вышеуказанных актов законодательной власти РФ (кодексов, законов, типовых положений). Требуется принятие целого перечня нормативно-правовых актов муниципального уровня:

  • положение о порядке создания, реорганизации и ликвидации учреждений общего образования;
  • план (программа) реструктуризации сети образовательных организаций;
  • решение и положение об экспертной комиссии;
  • экспертное заключение об оценке социально-экономических последствий реорганизации.

Начало процесса реорганизации МОУ связано с подачей письма главе администрации муниципального образования с указанием следующих моментов:

  • причины и способы реорганизации;
  • сведения о новых расходах или экономии средств местного бюджета;
  • прошение разрешить подготовку проекта о реорганизации.

На конечном этапе – должна быть внесена запись в ЕГРЮЛ, если в результате реорганизации было создано новое юридическое лицо. Обязательным требованием также является обеспечение права обучающихся на продолжение образования в преобразованном или ином общеобразовательном учреждении.

В большинстве случаев реорганизация МОУ в РФ происходит путем присоединения небольших (начальных) школ к более крупным – средним общеобразовательным, часто расположенным в других районных центрах (на занятия в которые школьники вынуждены добираться на школьных или рейсовых автобусах, жить в интернатах). Предполагается, что в результате реструктуризации улучшится качество образования, так как:

  • уроки будут вести только специалисты;
  • количество учащихся будет доведено до нормативных 20-25 чел.;
  • за счет уменьшения затрат на коммунальные услуги и ремонт зданий и увеличения бюджетного финансирования можно обеспечить обновление учебной и материальной базы, и т.д.

В качестве большого недостатка такого вида реорганизации родители учеников отмечают проблему безопасности на дорогах в связи с удаленностью школ, на занятия в которые ученики вынуждены добираться на школьных или рейсовых автобусах.

Читайте также:  Уставный капитал проводки

Оплата труда и защита прав

Согласно российскому законодательству заработная плата работающих граждан включает:

  • вознаграждение за труд;
  • компенсационные и стимулирующие выплаты .

На размер оклада и/или ставки заработной платы педагогического состава учебных заведений влияет занимаемая должность и степень профессионального мастерства (квалификации). Существуют и дополнительные индивидуальные выплаты работникам (например, премии, материальная помощь, доплата «к Юбилею» и пр.).

За работу вводится компенсационная надбавка, за счет которой происходит увеличение размера оклада. В случае ликвидации или реорганизации школ, их персонал автоматически попадает под сокращение. Поэтому, в соответствии с действующим Трудовым кодексом РФ:

  • сотрудники МОУ должны быть предупреждены о предстоящей ликвидации организации или о сокращении штата за 2 месяца, как минимум, до увольнения (ст.180);
  • работодатель обязан сообщить об этом профсоюзной организации и Службе занятости не позднее 3-х месяцев (ст. 74);
  • при увольнении работнику должно быть выплачено выходное пособие (его размер определяется величиной среднемесячного заработка за последний календарный год – 12 мес. работы), а также компенсация за «неотгулянный» отпуск.

В то же время пособие в размере среднемесячной заработной платы сохраняется только в течение 2-х месяцев со дня увольнения. Но если после увольнения работник на протяжении последующих 2-х недель обратился на биржу труда и был зарегистрирован там в качестве безработного, и в течение последующих месяцев Служба занятости не обеспечила его трудоустройство, он может получить пособие по безработице в размере своего среднемесячного заработка и за 3-й месяц (ст. 178).

Реорганизация и ликвидация образовательных учреждений

В соответствии с пунктом 10 статьи 22 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»: «Образовательная организация реорганизуется или ликвидируется в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных законодательством об образовании». Приведенная выдержка из закона об образовании, на первый взгляд, может показаться достаточно запутанной человеку, не имеющему юридического образования. Однако, в приведенной статье нет ничего сложного для понимания, стоит лишь разобраться в терминологии.

В целях настоящей статьи следует определить значение и смысл слов «Реорганизация» и «Ликвидация» образовательного учреждения. Поскольку любое образовательное учреждение является юридическим лицом (т.е. организацией, которая имеет закрепленное за собой имущество и отвечает этим имуществом по своим обязательствам), для образовательных организаций предусмотрена не только четко регламентированная законом процедура создания, но и порядок прекращения своей деятельности. Существует две формы прекращения деятельности образовательного учреждения – реорганизация и ликвидация.

Реорганизация – представляет собой прекращение деятельности юридического лица (образовательной организации), влекущее переход его прав и обязанностей к другому юридическому лицу (к другой образовательной организации). В результате реорганизации образовательного учреждения происходит одновременное создание одного, либо нескольких новых, и/или прекращение одного, либо нескольких прежних образовательных организаций. Реорганизация может быть в форме слияния, присоединения, разделения, выделения или преобразования:

Слияние – это форма объединения двух организаций (н-р объединения двух среднеобразовательных школ в одну), где права и обязанности обоих организаций переходят друг к другу.

Присоединение – это объединение организаций, где одна примыкает к другой (н-р присоединение маленькой школы к гимназии), при этом присоединившаяся организация фактически прекращает существование, её права и обязанности переходят к новой организации по передаточному акту.

Разделение – это расщепление одной образовательной организации на две и более (н-р той же гимназии на несколько школ), при этом права, обязанности и имущество делятся по разделительному балансу.

Выделение – это противоположность присоединения, когда образовательная организация отделяется от другой, тем самым создавая новое юридическое лицо, при этом права, обязанности и имущество делятся по разделительному балансу .

Преобразование – это смена организационно-правовой формы юридического лица (н-р когда частная школа созданная в форме учреждения преобразовывается в автономную некоммерческую организацию, у которой свои преимущества).

Таким образом, реорганизация это прекращения деятельности образовательной организации, посредством передачи своих прав и обязанностей к другой образовательной организации (за исключением выделения). Реорганизация может быть сопряжена с возникновением новых, или прекращением ранее функционировавших юридических лиц. Простое изменение наименования образовательного учреждения не является реорганизацией –
Ликвидация юридического лица – это прекращение его деятельности без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам (ст. 61 Гражданского кодекса РФ). Иными словами, при ликвидации образовательного учреждения фактически прекращается существование и функционирование данной организации, т.е. в отличии от реорганизации, её права и обязанности не переходят к другому лицу.

Возвращаясь к статье 22 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» следует разъяснить её содержание. По смыслу данной статьи, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений осуществляется в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. Приведённый пункт означает, что ликвидация и реорганизация образовательной организации осуществляется не в соответствии с законом об образовании, а в соответствии с другим законом, которым у нас является Гражданский кодекс Российской Федерации (далее ГК РФ). Как уже было сказано, образовательные учреждения являются юридическими лицами, а всё что связано с юридическими лицами в РФ, регулируется Гражданским кодексом. В статье 22 закона об образовании также говорится и об особенностях реорганизации и ликвидации, предусмотренных законодательством об образовании, которые мы будем рассматривать позже, разобрав, для начала, порядок реорганизации и ликвидации юридических лиц предусмотренный ГК РФ.

Итак, реорганизация образовательных учреждений осуществляется по общему порядку, предусмотренному статьями 57-60 ГК РФ, а ликвидация в порядке, предусмотренном статьями 61-64 ГК РФ. Постараемся привести схожие положения из вышеназванных статей.

  1. Решение о реорганизации или ликвидации образовательного учреждения принимается учредителем этой организации, либо органом, уполномоченным на то учредительными документами (уставом). Т.е. если учредителем школы является государство либо муниципалитет, то решение о её реорганизации или ликвидации будет принимать соответствующий государственный или муниципальный орган – являющийся её учредителем по уставу. Если школа частная, то подобное решение будет принимать собственник имущества данного учреждения. Ликвидация образовательного учреждения также может быть принудительной, в силу вступившего в законную силу судебного решения.
  2. Образовательное учреждение считается реорганизованным либо ликвидированным только с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности юридического лица. Давайте поподробнее остановимся на последнем пункте. Для того чтобы прекратить деятельность образовательной организации, нужно внести соответствующую запись в реестр министерства юстиции. Однако, чтобы не получить отказ в реорганизации или ликвидации от государственного органа, несмотря на принятое учредителем решение, нужно соблюсти соответствующую процедуру:

Для реорганизации –
1. Составить передаточный акт или разделительный баланс в зависимости от вида реорганизации
2. В течение 3 рабочих дней после принятия решения, уведомить государственный орган осуществляющий регистрацию
3. Дважды с периодичностью один раз в месяц размещать в СМИ уведомление о реорганизации
4. Принять меры по разрешению своих обязательств перед кредиторами и обязательств дебиторов перед организацией
5. Предоставить соответствующий пакет документов в регистрирующий орган

Для ликвидации –
1. В течение 3 рабочих дней после принятия решения, уведомить государственный орган осуществляющий регистрацию
2. Формирование ликвидационной комиссии или назначение ликвидатора
3. Размещение в СМИ уведомления о ликвидации
4. Составление промежуточного ликвидационного баланса
5. Принятие мер по удовлетворению требований кредиторов
6. составление окончательного ликвидационного баланса
7. представление документов в регистрирующий орган

Общая процедура реорганизации и ликвидации состоит из вышеуказанных шагов, однако мы не должны забывать об особенностях предусмотренных законодательством об образовании, так:

  1. Принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о реорганизации или ликвидации государственной и (или) муниципальной образовательной организации допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения.
  2. Принятие решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, не допускается без учета мнения жителей данного сельского поселения.

Очевидно, что процесс реорганизации или ликвидации юридического лица достаточно трудоемкий процесс, а если данное юридическое лицо является ещё и образовательным учреждением трудности лишь увеличиваются. Есть также нюансы и с трудовым законодательством – о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации работники должны быть предупреждены работодателем персонально и под расписку не менее чем за два месяца до увольнения (ст. 180 ТК РФ).

В заключении следует отметить, что знание правовой сущности и порядка реорганизации (ликвидации) образовательных организаций позволит минимизировать риски от прекращения столь значимой для общества деятельности. Практика проведения указанных процедур свидетельствует, что наиболее предпочтительным вариантом между реорганизацией и ликвидацией в большинстве случаев является реорганизация, поскольку дает массу возможностей продолжать деятельность юридического лица.

Ссылка на основную публикацию