Авторское право не распространяется на - Kapital124.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Авторское право не распространяется на

Основные термины и понятия в авторском праве

Юрист Елена Марина разбирает основные понятия и термины авторского права. В этом выпуске рассмотрим все, что касается автора, исполнителя и соавторов произведения.

Автором произведения науки, литературы и искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано (ст. 1257 ГК РФ).

Не признаются авторами произведения граждане, не внесшие творческого вклада в его создание, в том числе оказавшие автору только техническое консультационное или материальное содействие или помощь либо только способствовавшие оформлению прав на произведение или его использование, а также граждане осуществляющие контроль за выполнением соответствующих работ (п. 1 ст. 1228 ГК РФ).

Таким образом, заказчик, редактор или продюсер не являются соавторами.

Авторами аудиовизуального произведения (фильма, видео, рекламы) являются:

композитор, являющийся автором музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для этого аудиовизуального произведения (п. 2 ст. 1263 ГК РФ).

Закон также определяет авторов произведения, вошедшего составной частью в аудиовизуальное произведение, как существовавшее ранее (автор произведения, положенного в основу сценария), так и созданного в процессе работы над ним (оператор-постановщик, художник-постановщик и др.) п. 5 ст. 1263 ГК РФ.

Таким образом автор романа, который был положен в основу сценария, оператор-постановщик и художник-постановщик также являются авторами, но, следуя буквальной трактовке закона, они авторы своей части, а не всего фильма как в случае с режиссером-постановщиком, автором сценария и композитором.

Продюсер не является автором. Он определяется законом как лицо,организовавшее создание аудиовизуального произведения (изготовитель аудиовизуального произведения (п. 4 ст. 1263 ГК РФ).

Блогер также может являться автором. Например, если блогер пишет посты, то на него распространяются права авторов в полном объеме.

Правовой статус видеоблогера зависит от того, какую роль он выполняет в создании контента. Например, блогер полностью берет на себя съемку видео. Таким образом, он выступает в качестве режиссера-постановщика и тогда он тоже будет автором.

Если съемку для него организуют другие люди и тексты также написаны другими лицами, то с правовой точки зрения блогер выступает в качестве исполнителя и права автора на него не распространяются.

Исполнителем (автором исполнения) признается гражданин, творческим трудом которого создано исполнение (ст. 1313 ГК РФ). Артист-исполнитель (актер, певец, музыкант, танцор или другое лицо, которое играет роль, читает, декламирует, поет, играет на музыкальном инструменте или иным образом участвует в исполнении произведения литературы, искусства или народного творчества, в том числе эстрадного, циркового или кукольного номера), а также дирижер, режиссер-постановщик спектакля (лицо, осуществившее постановку театрального, циркового, кукольного, эстрадного или иного театрально-зрелищного представления).

Граждане, создавшие произведение совместным творческим трудом, признаются соавторами (ст. 1258 ГК РФ).

Не признаются авторами произведения граждане, не внесшие творческого вклада в его создание, в том числе оказавшие автору только техническое консультационное или материальное содействие или помощь либо только способствовавшие оформлению прав на произведение или его использование, а также граждане осуществляющие контроль за выполнением соответствующих работ (п. 1 ст. 1228 ГК РФ).

Таким образом, заказчик, редактор или продюсер не являются соавторами.

Закон не устанавливает процентное соотношение или минимальную долю в создании произведения, чтобы признаваться соавтором.

Таким образом, если вы написали сценарий, а другое лицо одну сцену или одни диалог в этом сценарии, то вы с указанным лицом являетесь соавторами.

Его еще называют объектом авторского права (ст. 1259 ГК РФ).

Произведения науки, литературы и искусства:

драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;

хореографические произведения и пантомимы;

музыкальные произведения с текстом или без текста;

аудиовизуальные произведения (фильм, видео, включая видео снятое с камеры телефона, рекламный ролик);

произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;

произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;

фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

географические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии и к другим наукам;

К объектам авторских прав также относятся программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения.

Закон устанавливает открытый перечень, это означает, что к произведению можно отнести и другие объекты науки, литературы и искусства не перечисленные в статье, но подходящие по формальным признакам, установленным законом.

Произведения охраняются независимо от их достоинств и назначения, а также от способа его выражения. Это значит, что рисунок ребенка и картина профессионального художника являются объектом авторского права и с законодательной точки зрения различий между ними нет. Также нет различий в правовой охране готового сценария или одной сцены или диалога, финального драфта или черновика.

К объектам авторских прав относятся:

производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения. Например, если роман переработан в сценарий, то производным произведением является сценарий;

составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда. К составным произведениям относится, например, интернет-сайт, база данных.

Авторские права распространяются как на обнародованные (ставшие доступными для всеобщего сведения), так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко— или видеозаписи, в объемно-пространственной форме.

Необходимо понимать, что закон защищает форму, а не содержание произведения.

Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей.

Но тем не менее рекомендуется защищать свои авторские права, заранее собирая доказательства авторства.

Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования, геологическую информацию о недрах.

Не являются объектами авторских прав:

официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;

государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований;

произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;

сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).

20 ключевых пунктов об авторском праве из обзора ВС РФ

Пленум ВС обсудил проект постановления о применения судами положений части IV ГК РФ. Необходимость в разъяснениях вызвана большими изменениями в обществе и экономике за последнее десятилетие.

Постановление состоит из 185 пунктов и 13 разделов. Структура документа совпадает с разделами Гражданского кодекса РФ. Остановимся на важных моментах.

1. Об использовании изображения гражданина

Например, фото- и видеосъемка судебных заседаний производится в соответствии с процессуальным законодательством. Согласие на использование такой записи от участников судебного заседания не требуется.

2. О привлечении лица к ответственности за нарушение интеллектуальных прав

Отказ в привлечении лица к административной или уголовной ответственности не означает невозможность применения гражданско-правовых мер защиты.

3. О допустимых доказательствах нарушения интеллектуальных прав

Допустимыми доказательствами являются заверенные распечатки скриншотов с указанием адреса страницы и времени распечатки.

Аудио- и видеозаписи будут являться допустимым доказательством даже, если они получены без согласия лица, в отношении которого они сделаны, так как информация о распространении гражданином контрафактной продукции не является его личной или семейной тайной.

Необходимые доказательства могут быть обеспечены нотариусом, если есть опасения, что в дальнейшем они станут недоступны. Например, нотариус может удостоверить содержание страницы сайта в интернете.

4. О контрафакте

5. Об ответственности информационного посредника

Владелец сайта должен доказать, что на материалы на его ресурс разместили третьи лица, а не он сам, то есть то, что он является информационным посредником.

При отсутствии таких доказательств презюмируется, что владелец сайта является лицом, непосредственно использующим соответствующие результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации.

Существенная переработка материала и (или) получение указанных доходов владельцем сайта может свидетельствовать о том, что он является не информационным посредником, а лицом, непосредственно использующим соответствующие результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации.

6. Авторское право

К авторскому праву можно отнести результат интеллектуальной деятельности в том случае, если он создан творческим трудом. Вместе с тем, «само по себе отсутствие новизны, уникальности и (или) оригинальности результата интеллектуальной деятельности не может свидетельствовать о том, что такой результат создан не творческим трудом и, следовательно, не является объектом авторского права».

Не охраняются авторским правом (п. 5 ст. 1259 ГК РФ): «идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования. Например, авторским правом не охраняются шахматная партия, методики обучения».

  • Они сохраняют свою узнаваемость как часть произведения даже при использовании их отдельно от произведения;
  • Они могут быть признаны результатом творческого труда автора сами по себе, отдельно от всего произведения.

К таким частям произведений могут быть отнесены, в частности, названия произведений, его персонажи, отрывки из текста, кадры из фильма и т.д.

7. О персонаже

под персонажем следует понимать совокупность описаний и (или) изображений того или иного действующего лица в произведении в форме (формах), присущей (присущих) произведению: в письменной, устной форме, в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме и др.

В отношении персонажа не используется понятие «сходство до степени смешения». Наличие внешнего сходства персонажа и спорного образа — это лишь одно из обстоятельств, которое учитывается при решении вопроса о воспроизведении используемого произведения (его персонажа).

8. О соавторах

Как суд должен установить наличие соавторов?

Для этого необходимо выяснить, принимало ли лицо, претендующее на соавторство, творческое участие в создании произведения.

При рассмотрении споров о соавторстве на неразрывное целое произведение, суд должен установить, существовало ли соавторство на момент опубликования произведения. Подтверждением может быть волеизъявление соавторов, выраженное в передаче прав, публичных заявлениях и т.д.

Не является соавторством:

  • оказание автору (соавтору) технической поддержки или другой помощи, которая не носит творческий характер;
  • руководство деятельностью автора, если оно не носило творческий характер.

9. Опубликование произведения под псевдонимом

Поэтому, при подаче заявления в суд от издателя, суд не имеет право оставить его без движения «по мотиву отсутствия в заявлении указания на настоящее имя автора и непредставления доверенности от автора».

В качестве доказательства достаточно представить произведение, на котором указано имя издателя.

10. О публичном исполнении произведения

«Публичное исполнение произведения требует получения согласия правообладателя или организации по управлению правами на коллективной основе независимо от того, осуществляется ли такое исполнение за плату или бесплатно (пункт 2 статьи 1270 ГК РФ), а также от того, является представление произведения основным видом деятельности или же представляет собой звуковое сопровождение иной деятельности (например, в кафе, ресторанах, торговых центрах, на территории спортивных объектов и т.п.)».

Читайте также:  Срок действия выписки из егрюл

11. О переработке произведения

Суд может назначить экспертизу, чтобы установить, является ли спорное произведение переработкой ранее созданного произведения или самостоятельным трудом автора.

Создание похожего, но творчески самостоятельного произведения, не является нарушением исключительного права.

12. О свободном цитировании произведения

  • Допускается свободное цитирование любого произведения, в том числе фотографического, «если это произведение было правомерно обнародовано и если цитирование осуществлено в целях и в объеме, указанных в данной норме»;
  • Под периодическим печатным изданием (подпункт 3 пункта 1 статьи 1274 ГК РФ) понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное наименование (название), текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год. К этому же относится и воспроизведение статей в сетевом издании или в иной, указанной в абз.3 ст. 2 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации», форме периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием), не являющейся периодическим печатным изданием.

По общему правилу, свободно цитировать можно статьи по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам, если иное прямо не указано автором или правообладателем. Относится ли конкретная статья к данной категории статей, суд может установить без использования специальных знаний, т.е. без экспертизы.

«„Интернет“ и другие информационно-телекоммуникационные сети не относятся к местам, открытым для свободного посещения».

13. Об оспаривании авторства

При оспаривании авторства представляются доказательств, исчерпывающего списка которых нет.

«Например, об авторстве конкретного лица на фотографию может свидетельствовать в числе прочего представление этим лицом необработанной фотографии».

14. Какие объекты не являются изобретениями

Например, не относятся к изобретениям:

  • открытия;
  • научные теории и математические методы;
  • решения, касающиеся только внешнего вида изделий и направленные на удовлетворение эстетических потребностей;
  • правила и методы игр, интеллектуальной или хозяйственной деятельности;
  • программы для ЭВМ;
  • решения, заключающиеся только в представлении информации.

15. О недействительности патента или окончании предоставления правовой охраны товарного знака

С этого момента «не могут быть признаны нарушением прав лица, которому были выданы патент, свидетельство на товарный знак или свидетельство об исключительном праве на наименование места происхождения товара, действия иных лиц по использованию изобретения, полезной модели или промышленного образца, патент на которые признан впоследствии недействительным, по использованию товарного знака, наименования места происхождения товара, предоставление правовой охраны которому впоследствии признано недействительным».

С момента признания патента недействительным заключенные лицензионные договоры прекращают свое действие.

16. Об ответственности за разглашение «ноу-хау»

Например, публично-правовое образование (Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование), если его орган, должностное лицо, получившие доступ к соответствующей информации, такую информацию разгласили (статья 14 Федерального закона от 29 июля 2004 года № 98-ФЗ «О коммерческой тайне», статья 17 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

17. О фирменном наименовании

«Вместе с тем право на наименование некоммерческой организации может быть защищено от действий третьих лиц, являющихся актом недобросовестной конкуренции или злоупотреблением правом, на основании положений статьи 10 ГК РФ, Федерального закона „О защите конкуренции“, статьи 10.bis Парижской конвенции.

Кроме того, наименованию некоммерческой организации может быть предоставлена правовая охрана как коммерческому обозначению в случаях, предусмотренных параграфом 4 главы 76 ГК РФ».

При рассмотрении споров о прекращении использования фирменного наименования, тождественного или сходного до степени смешения наименованию правообладателя, суды должны установить схожесть наименований и факт, что компании занимаются аналогичными видами деятельности.

Различие организационно-правовой формы, как части фирменного наименования истца и ответчика, само по себе не свидетельствует об отсутствии нарушения права на фирменное наименование.

18. О праве на защиту товарного знака

Исключительное право правообладателя охватывает в числе прочих распространение (в том числе предложение к продаже), а также ввоз на территорию Российской Федерации, хранение или перевозку с целью введения в гражданский оборот на территории Российской Федерации товара, в котором (а равно на этикетках, упаковке, документации которого) выражен товарный знак.

19. О доменном имени

Нарушением исключительного права на общеизвестный товарный знак может являться не только использование доменного имени, но и сам по себе факт регистрации доменного имени, тождественного этому общеизвестному товарному знаку или сходного с ним до степени смешения.

20. О сходстве товарных знаков

Смешение возможно, если, несмотря на отдельные различия, потребитель в целом воспринимает спорное обозначение в качестве определенного товарного знака.

Как определяют вероятность смешения товарного знака и спорного обозначения?

  • по степени сходства обозначений;
  • степени однородности товаров.
  • при низкой степени сходства, но идентичности (или близости) товаров;
  • при низкой степени однородности товаров, но тождестве (или высокой степени сходства) товарного знака и спорного обозначения.
  • «используется ли товарный знак правообладателем в отношении конкретных товаров;
  • длительность и объем использования товарного знака правообладателем;
  • степень известности, узнаваемости товарного знака;
  • степень внимательности потребителей (зависящая в том числе от категории товаров и их цены);
  • наличие у правообладателя серии товарных знаков, объединенных общим со спорным обозначением элементом».

Для определения вероятности смешения используются, в том числе, и опросы обычных потребителей соответствующего товара.

Статья 1259. Объекты авторских прав

Статья 1259. Объекты авторских прав

1. Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения:

драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;

хореографические произведения и пантомимы;

музыкальные произведения с текстом или без текста;

произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;

произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;

фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

географические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии и к другим наукам;

К объектам авторских прав также относятся программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения.

2. К объектам авторских прав относятся:

1) производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения;

2) составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

3. Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме.

4. Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей.

В отношении программ для ЭВМ и баз данных возможна регистрация, осуществляемая по желанию правообладателя в соответствии с правилами статьи 1262 настоящего Кодекса.

5. Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования, геологическую информацию о недрах.

6. Не являются объектами авторских прав:

1) официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;

2) государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований;

3) произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;

4) сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).

7. Авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям, установленным пунктом 3 настоящей статьи.

Судебная практика и законодательство — ГК РФ часть 4. Статья 1259. Объекты авторских прав

Руководствуясь статьями 1233, 1252, 1257, 1259, 1270, 1477, 1484, 1515 Гражданского кодекса Российской Федерации, учитывая разъяснения, содержащиеся в пункте 43.3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.03.2009 N 5/29 “О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации”, суды пришли к выводу о наличии правовых оснований для защиты исключительных прав истца в виде взыскания компенсации.

Исследовав и оценив в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь положениями статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статей 1228, 1229, 1259, 1270, 1484 Гражданского кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований ввиду недоказанности истцом факта нарушения обществом его исключительных прав.

Удовлетворяя заявленные предпринимателем требования, суд первой инстанции руководствовался частью 3 статьи 1228, статьей 1229, пунктом 1 статьи 1235, пунктом 3 статьи 1252, статьей 1257, пунктом 1 статьи 1259, статьями 1270, 1274 Гражданского кодекса Российской Федерации и исходил из доказанности факта нарушения обществом “66.РУ” как владельцем сайта http://66/.ru и администратором доменного имени второго уровня 66.RU исключительных авторских прав истца на 14 фотографических произведений. Нарушение исключительных прав истца явилось следствием использования ответчиком в форме доведения до всеобщего сведения спорных фотографий в составе наполнения (содержимого) приобретенного им сайта без надлежащей проверки правомерности размещения материалов и соблюдения прав иных лиц. Доказательств, подтверждающих правомерность использования ответчиком спорных фотографий, а также предоставление истцом ответчику разрешения на использование данных фотографий, не представлено.

Исследовав и оценив доказательства по делу в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суды установили, что лицензионный договор от 09.01.2013 N 0863/0576 РВ/13 прекратил свое действие с 19.01.2016, и, признав доказанным факт бездоговорного использования обществом музыкальных произведений при сообщении в эфир и их ретрансляции, руководствуясь статьями 1237, 1242, 1252, 1259, 1270, 1301 Гражданского кодекса Российской Федерации, частично удовлетворили иск, снизив при этом размер компенсации в отношении произведений “Люба-Любовь” и “Территория сердца”.

Суды, руководствуясь положениями статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статей 1259, 1270, 1229, 1252, 1301 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснениями, изложенными в пункте 43.2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.03.2009 N 5/29 “О вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации”, пришли к выводу о доказанности истцом факта нарушения ответчиком его интеллектуальных прав путем использования учреждением фотографических произведений, размещенных на принадлежащем ему сайте без разрешения правообладателя.

Читайте также:  Признание договора цессии недействительным

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции, применив пункт 4 статьи 1250, статьи 1259, 1270, пункт 1 статьи 393, пункт 1 статьи 15, пункт 1 статьи 460 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.

Повторно исследовав и оценив в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статей 1229, 1259, 1252, 1301, 1515 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающих право правообладателя самостоятельно распоряжаться принадлежащими ему на законных основаниях исключительными правами и требовать выплаты ему компенсации в случае установления факта незаконного использования таких прав другими лицами, а также руководствуясь разъяснениями, изложенными в пунктах 43.2, 43.3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.03.2009 N 5/29 “О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации”, поддержал решение суда первой инстанции, отказав в удовлетворении апелляционной жалобы предпринимателя.

Суды, исследовав и оценив все представленные по делу доказательства, в том числе условия договора на выполнение проектных работ, установив, что спорная рабочая документация не содержит в себе объекта, охраняемого авторским правом, поскольку является документацией, сопутствующей последующей реализации замысла, положенного в основу архитектурного проекта, пришли к выводу о недоказанности факта создания авторского произведения, наличия у истца исключительного авторского права на архитектурный проект, и как следствие совершение противоправных действий ответчиком, нарушающих исключительные права истца, и, руководствуясь Федеральным законом “Об архитектурной деятельности в Российской Федерации” от 17.11.1995 N 169-ФЗ, частью 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьями 1259, 1270, 1294, 1295 Гражданского кодекса Российской Федерации, отказали в удовлетворении исковых требований.

Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, установил, что общество обладает исключительными правами на вышеуказанные аудиовизуальные произведения и товарные знаки, и, признав доказанным факт нарушения ответчиком исключительных прав истца, руководствуясь статьями 1229, 1255, 1259, 1301, 1484, 1515 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснениями, изложенными в пунктах 29, 42, 43.3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.03.2009 N 5/29 “О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации”, удовлетворил иск в полном объеме.

Руководствуясь статьями 1233, 1252, 1257, 1259, 1270, 1477, 1484, 1515 Гражданского кодекса Российской Федерации, учитывая разъяснения, содержащиеся в пункте 43.3 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.03.2009 N 5/29 “О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации”, суды пришли к выводу о наличии правовых оснований для защиты исключительных прав истца в виде взыскания компенсации.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26 марта 2009 г. N 5/29 “О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации”, при анализе вопроса о том, является ли конкретный результат интеллектуальной деятельности объектом авторского права, судам следует учитывать, что, по смыслу ст. 1228, 1257 и 1259 ГК РФ в их взаимосвязи, таковым является только тот результат, который создан творческим трудом. При этом надлежит иметь в виду, что, пока не доказано иное, результаты интеллектуальной деятельности предполагаются созданными творческим трудом. Необходимо также иметь в виду, что само по себе отсутствие новизны, уникальности и (или) оригинальности результата интеллектуальной деятельности не может свидетельствовать, что такой результат создан не творческим трудом и, следовательно, не является объектом авторского права.

3. Заявка должна относиться к одной программе для ЭВМ, одной базе данных, государственная регистрация которых осуществляется в соответствии с пунктом 4 статьи 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 52, ст. 5496; 2007, N 49, ст. 6079; 2008, N 27, ст. 3122; N 45, ст. 5147; 2010, N 8, ст. 777; N 9, ст. 899; N 41, ст. 5188; 2011, N 50, ст. 7364; 2013, N 27, ст. 3477, 3479; N 30, ст. 4055; 2014, N 11, ст. 1100; 2015, N 1, ст. 83; N 27, ст. 3996; N 29, ст. 4342; N 48, ст. 6708, 6724; 2016, N 1, ст. 51) (далее – Кодекс), или одной базе данных, государственная регистрация которой осуществляется в соответствии с пунктом 3 статьи 1334 Кодекса, и содержать:

Статья 1261 Кодекса устанавливает также, что программы для ЭВМ (в том числе операционные системы и программные комплексы) могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код. В данном случае имеются в виду языки программирования. Программы для ЭВМ являются объектом авторского права и охраняются как произведения литературы (последний абзац пункта 1 статьи 1259 Кодекса).

Кроме того, согласно действующему уголовному законодательству применение уголовного закона по аналогии не допускается (часть вторая статьи 3 УК Российской Федерации). В связи с этим не может быть принято во внимание утверждение заявителя о том, что часть первая статьи 327 УК Российской Федерации предполагает использование при ее применении термина “официальный документ” в том значении, которое ему придано в нормах иной отраслевой принадлежности (например, в содержащихся в статье 1259 ГК Российской Федерации определениях применительно к авторским и смежным правам, в статье 5 Федерального закона от 29 декабря 1994 года N 77-ФЗ “Об обязательном экземпляре документов” и др.).

Согласно ст. 1259 Гражданского кодекса в отношении программ для ЭВМ или баз данных возможна регистрация, осуществляемая по желанию правообладателя в соответствии с правилами, установленными Гражданским кодексом. Так, в течение срока действия исключительного права на программу для ЭВМ или базу данных правообладатель может зарегистрировать такую программу или базу в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности по своему желанию.

1) составных произведений, если по подбору или расположению материалов они представляют собой результат творческого труда (подпункт 2 пункта 2 статьи 1259 ГК РФ); при этом у автора-составителя возникают авторские права на осуществленный им подбор и расположение материалов;

Приведенное выше определение дополняет положение статьи 1261 Кодекса, согласно которому программы для ЭВМ (в том числе операционные системы и программные комплексы) могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код. В данном случае имеются в виду языки программирования. Программы для ЭВМ являются объектом авторского права и охраняются как произведения литературы (последний абзац пункта 1 статьи 1259 Кодекса),

В связи с этим, а также на основании норм статей 1235, 1236, 1238, 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации к операциям, не подлежащим налогообложению налогом на добавленную стоимость, относятся в том числе:

Основные термины и понятия в авторском праве

Юрист Елена Марина разбирает основные понятия и термины авторского права. В этом выпуске рассмотрим все, что касается автора, исполнителя и соавторов произведения.

Автором произведения науки, литературы и искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано (ст. 1257 ГК РФ).

Не признаются авторами произведения граждане, не внесшие творческого вклада в его создание, в том числе оказавшие автору только техническое консультационное или материальное содействие или помощь либо только способствовавшие оформлению прав на произведение или его использование, а также граждане осуществляющие контроль за выполнением соответствующих работ (п. 1 ст. 1228 ГК РФ).

Таким образом, заказчик, редактор или продюсер не являются соавторами.

Авторами аудиовизуального произведения (фильма, видео, рекламы) являются:

композитор, являющийся автором музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для этого аудиовизуального произведения (п. 2 ст. 1263 ГК РФ).

Закон также определяет авторов произведения, вошедшего составной частью в аудиовизуальное произведение, как существовавшее ранее (автор произведения, положенного в основу сценария), так и созданного в процессе работы над ним (оператор-постановщик, художник-постановщик и др.) п. 5 ст. 1263 ГК РФ.

Таким образом автор романа, который был положен в основу сценария, оператор-постановщик и художник-постановщик также являются авторами, но, следуя буквальной трактовке закона, они авторы своей части, а не всего фильма как в случае с режиссером-постановщиком, автором сценария и композитором.

Продюсер не является автором. Он определяется законом как лицо,организовавшее создание аудиовизуального произведения (изготовитель аудиовизуального произведения (п. 4 ст. 1263 ГК РФ).

Блогер также может являться автором. Например, если блогер пишет посты, то на него распространяются права авторов в полном объеме.

Правовой статус видеоблогера зависит от того, какую роль он выполняет в создании контента. Например, блогер полностью берет на себя съемку видео. Таким образом, он выступает в качестве режиссера-постановщика и тогда он тоже будет автором.

Если съемку для него организуют другие люди и тексты также написаны другими лицами, то с правовой точки зрения блогер выступает в качестве исполнителя и права автора на него не распространяются.

Исполнителем (автором исполнения) признается гражданин, творческим трудом которого создано исполнение (ст. 1313 ГК РФ). Артист-исполнитель (актер, певец, музыкант, танцор или другое лицо, которое играет роль, читает, декламирует, поет, играет на музыкальном инструменте или иным образом участвует в исполнении произведения литературы, искусства или народного творчества, в том числе эстрадного, циркового или кукольного номера), а также дирижер, режиссер-постановщик спектакля (лицо, осуществившее постановку театрального, циркового, кукольного, эстрадного или иного театрально-зрелищного представления).

Граждане, создавшие произведение совместным творческим трудом, признаются соавторами (ст. 1258 ГК РФ).

Не признаются авторами произведения граждане, не внесшие творческого вклада в его создание, в том числе оказавшие автору только техническое консультационное или материальное содействие или помощь либо только способствовавшие оформлению прав на произведение или его использование, а также граждане осуществляющие контроль за выполнением соответствующих работ (п. 1 ст. 1228 ГК РФ).

Таким образом, заказчик, редактор или продюсер не являются соавторами.

Закон не устанавливает процентное соотношение или минимальную долю в создании произведения, чтобы признаваться соавтором.

Таким образом, если вы написали сценарий, а другое лицо одну сцену или одни диалог в этом сценарии, то вы с указанным лицом являетесь соавторами.

Его еще называют объектом авторского права (ст. 1259 ГК РФ).

Произведения науки, литературы и искусства:

драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;

хореографические произведения и пантомимы;

музыкальные произведения с текстом или без текста;

аудиовизуальные произведения (фильм, видео, включая видео снятое с камеры телефона, рекламный ролик);

произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;

произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;

Читайте также:  Договор комиссии на реализацию товара

фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

географические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии и к другим наукам;

К объектам авторских прав также относятся программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения.

Закон устанавливает открытый перечень, это означает, что к произведению можно отнести и другие объекты науки, литературы и искусства не перечисленные в статье, но подходящие по формальным признакам, установленным законом.

Произведения охраняются независимо от их достоинств и назначения, а также от способа его выражения. Это значит, что рисунок ребенка и картина профессионального художника являются объектом авторского права и с законодательной точки зрения различий между ними нет. Также нет различий в правовой охране готового сценария или одной сцены или диалога, финального драфта или черновика.

К объектам авторских прав относятся:

производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения. Например, если роман переработан в сценарий, то производным произведением является сценарий;

составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда. К составным произведениям относится, например, интернет-сайт, база данных.

Авторские права распространяются как на обнародованные (ставшие доступными для всеобщего сведения), так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко— или видеозаписи, в объемно-пространственной форме.

Необходимо понимать, что закон защищает форму, а не содержание произведения.

Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей.

Но тем не менее рекомендуется защищать свои авторские права, заранее собирая доказательства авторства.

Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования, геологическую информацию о недрах.

Не являются объектами авторских прав:

официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;

государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований;

произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;

сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).

Что охраняется авторским правом?

А начнем мы с разбора вопроса о том, что же охраняется авторским правом, а что – нет. Несмотря на кажущуюся легкость, он порождает большое количество заблуждений, и некоторым из них подвержены даже юристы.

Согласно первому пункту статьи 1259 Гражданского кодекса, объектами авторских прав являются:

драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;

хореографические произведения и пантомимы;

музыкальные произведения с текстом или без текста;

произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;

произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;

фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;

Как мы видим, этот перечень – не исчерпывающий, то есть, возможно существование и других их видов. Вновь появившееся произведение, прямо не предусмотренное ГК, должно соответствовать другим пунктам статьи 1259, чтобы быть причисленным к объектам авторских прав.

Кроме этого, согласно седьмому пункту той же статьи, охрана может предоставляться и частям произведений:

Пункт 3, в свою очередь, требует, чтобы произведение объективно существовало:

Нельзя получить охрану «неизвестно на что»: до тех пор, пока произведение не создано, его «идея» не может охраняться авторским правом. Периодически делаются попытки защитить копирайтом «идеи», «образы», «форматы телепередач», и прочие эфемерные сущности, не все из которых могут охраняться. Однако, их можно попробовать запатентовать, распространить на них режим коммерческой тайны или охранять как другой вид «интеллектуальной собственности» – главное правильно определить, что в «идее» можно рассматривать как охраняемые части.

Но перед тем, как попытаться заняться чем-то подобным, стоит внимательно перечитать ту же 1259 статью: в ней (п. 6) говорится и о том, что не подлежит охране:

«6. Не являются объектами авторских прав:

1) официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;

2) государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований;

3) произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;

4) сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное)».

Отечественными судами неоднократно выносились решения, которыми отказывалось в охране гербам и информационным сообщениям. Что же касается официальных документов и народного творчества, то предметом судебных споров они становятся крайне редко.

Определения официальных документов в законе не дано. На практике под ними понимается любой документ, составленный каким-либо государственным учреждением при исполнении своих функций. Видимо, по аналогии с такими документами иногда ошибочно считается, что копирайтом не охраняются и обычные договоры, составленные самыми обычными юристами. Разумеется, это не так: даже если документ и подается официально в суд, «официальным» это его не делает.

Что касается «информационных сообщений», то сейчас крупнейшими информагенствами развернута кампания, направленная на то, чтобы все-таки их «закопирайтить». Для этого предлагается принять изменения в Гражданский кодекс, внеся в перечень «объектов гражданских прав» информацию. Она уже была в этом перечне, но пропала из него после вступления в силу четвертой части ГК.

Кроме этого, инициаторами поправок планируется ввести для информационных сообщений особый правовой режим, с правом предоставления их по «лицензионному договору», в общем, приблизить их к обычным произведениям, охраняемым авторским правом . Хотя целесообразность таких изменений – под большим сомнением.

Кроме этого, пятый пункт статьи выводит из-под охраны идеи, концепции и прочие фундаментальные понятия:

5. Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования.

Возможность «застолбить» за кем-то одним «права на идею» была бы просто губительной для культуры. К тому же, авторское право охраняет форму произведения, но не его содержание. Поэтому создать на основе одной и той же идеи какие угодно произведения никому не возбраняется.

Во втором пункте 1259 статьи к объектам авторских прав причисляются также:

«1) производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения;

2) составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда».

«Производными произведениями» называются работы, в которых было использовано в той или иной форме другое произведение. Слова «в той или иной форме» – в данном случае не просто фигура речи: под «переработку» попадают именно такие случаи, когда используется «форма произведения». А вот если используется содержание – это не переработка, и авторских прав такие действия не нарушают. Однако, вопрос о том, где же пролегает граница между «формой» и «содержанием», должен решаться в каждом конкретном случае индивидуально.

Существует мнение о том, что при переработке текста достаточно переписать в нем тридцать процентов для того, чтобы получить «новый текст». Никаких оснований в законе эта точка зрения не имеет. Откуда она появилась, трудно сказать – возможно, это «калька» с какого-нибудь зарубежного правового обычая. От переработки следует отличать так называемое «нарушение права на неприкосновенность произведения». Право это закреплено в статье 1266 ГК:

1. Не допускается без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями (право на неприкосновенность произведения).

2. Извращение, искажение или иное изменение произведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию автора, равно как и посягательство на такие действия, дают автору право требовать защиты его чести, достоинства или деловой репутации в соответствии с правилами статьи 152 настоящего Кодекса. В этих случаях по требованию заинтересованных лиц допускается защита чести и достоинства автора и после его смерти.

Представляют ли собой действия переработку произведения, или это просто «нарушение неприкосновенности» – также определяется индивидуально в каждом конкретном случае. По мнению высших судов, высказанному в одном из недавних постановлений, посвященных четвертой части ГК, основным критерием, по которому переработка отделяется от нарушения права на неприкосновенность, является то, создается ли при изменениях новое произведение.

А основным критерием, которому должно удовлетворять произведение для того, чтобы попасть под охрану авторским правом, является его творческий характер. Это закреплено в статье 1257 ГК.

И здесь мы подходим к одному из самых важных вопросов авторского права, вопросу творчества. Под «творческой» традиционно понимается деятельность, порождающая нечто, качественно новое, оригинальное. Если два разных человека выполняют одну и ту же работу, предполагающую творчество, то получат они, скорее всего, разные результаты. Это – один из косвенных критериев, позволяющих судить о творческом характере. Первая часть 1259 статьи устанавливает, что объекты авторских прав охраняются «независимо от достоинств и назначения произведения». То есть, что творческий характер произведения предполагается, пока не доказано обратное.

Еще одно широко распространенное неверное мнение – будто бы копирайтом охраняются только те произведения, которые зарегистрированы. Это не так: в законе говорится о регистрации только программ для ЭВМ, причем регистрация эта не имеет обязательного характера. Это отдельно отмечено в той же статье 1259:

4. Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей.

Однако, благодаря широкому распространению представлений о «необходимости регистрации», многие организации предоставляют такую услугу, не бесплатно, естественно. Ее полезность – под большим сомнением: все, что подтверждает факт такой регистрации – то, что у зарегистрировавшего на ее момент был экземпляр произведения. Авторства она не подтверждает и подтвердить не может. А наиболее действенным способом подтвердить свое авторское право является обычная публикация произведения под своим именем.

Еще одна из необязательных «формальностей» – это знак охраны авторского права, всем известная буква «с», обведенная окружностью. Ее отсутствие не означает, что произведение не охраняется, а использование ее – право, а не обязанность автора.

Ссылка на основную публикацию