История развития автомобильного лизинга

Первоя половина 20-го века

Лизинг автомобилей - финансовая услуга для нашей страны уже привычная, но все-таки молодая, в России соответствующий рынок начал развиваться меньше 30 лет назад. Иначе ситуация обстоит на Западе: первый бизнес по прокату автомобилей появился в США еще в 1918 году (компания Rent-A-Car), а в начале 40-х предприниматель из Чикаго Золи Фрэнк придумал не просто использовать транспортные средства как объекты аренды, а сдавать целый автопарк в долгосрочный лизинг. В целом мнения по поводу точной даты происхождения лизинга как финансовой услуги разнятся, ключевых людей в ее истории также называют самых разных - например, Генри Форда, который в 30-е применял аренду для увеличения сбыта машин. Но именно Фрэнк получил статус «отца» автолизинга: до сих пор в основе этой услуги лежит его схема 1941 года.

Во Вторую мировую войну правительство США запустило программу ленд-лиз. В ее рамках союзники страны могли получать продовольствие, оборудование, технику и другие полезные ресурсы, которые к окончанию боевых действий нужно было оплачивать посредством займов на долгий срок и без процентов, а в некоторых случаях - возвращать обратно. Доля автомобилей в соотношении к общим поставкам и производству составляла 64% процента, уступая лишь доле ж/д рельсов - 72%.

Послевоенное время

Масштабное развитие лизингового бизнеса началось в 50-е годы. Тогда стали появляться специализированные компании, для которых лизинг был основным видом деятельности: U.S. Leasing Corp., Boothe Leasing Corp., Chandler Leasing, GECC и другие. Государство стимулировало перспективную отрасль, а чуть позже к лизинговым операциям подключились и коммерческие банки США. Корпоративные клиенты активно пользовались услугой, так что объемы лизинга к 1960 году включали в себя 600 тыс. автомобилей при годовой выручке компаний в 750 млн долларов.

Тогда же лизинг переместился через океан в Европу, где, например, в 1962 году, в Дюссельдорфе, возникла Deutsche lising GMbH, существующая до сих пор. Услуга распространилась и на Азию, в результате чего позже сформировался «треугольник» регионов с самым развитым лизингом: Соединенные Штаты, Западная Европа, Япония. Лидерство этих стран в сегменте сохраняется и сейчас.

70-80-е годы

Важным моментом в автолизинге 60-х стал приход на этот рынок крупных производителей вроде Chrysler, Ford и GM, которые поняли тогда все преимущества финансовой услуги и решили ее использовать. Рост популярности лизинга привел к тому, что к концу десятилетия компаниям показалась удачной идея заключать сделки не только с корпоративными клиентами, как преимущественно было до этого, но и с обычными потребителями. Они стали предлагать физическим лицам автомобили в аренду по субсидированной процентной ставке на некоторый срок и с возможностью выкупа. Если до этого лизинг вследствие своей новизны все еще казался многим не самой привлекательной услугой (сильную конкуренцию ей составляли ссуды от банков и страховых компаний), то уже к 80-м годам суммарный объем выручки лизинговых компаний США достиг миллиарда долларов. Значительную роль в бурном развитии играл именно лизинг автотранспорта: так, с 1977 по 1984 в Америке лизинговый автопарк составлял около 1 млн 300 тыс. машин. А в Западной Европе автолизинг оказался для автопроизводителей наиболее эффектным механизмом реализации продукции, и также стал крайне популярен.

Зарождение лизинга в России

Чуть позже лизинг пришел и на территорию России. До 90-х годов услуга в стране была практически не развита (в основном приобретались в рамках международного лизинга такие дорогостоящие объекты, как морские суда и самолеты), но в начале десятилетия, после перевода предприятий на арендные формы хозяйствования, внутренних лизинговых сделок становилось все больше. Соответствующие компании появлялись как при участии госбанков, так и на негосударственной основе. В 1994 возникла Российская ассоциация лизинговых компаний «Рослизинг». К 1997 году общий объем сделок, заключенных участниками ассоциации, составил 2,8 трлн рублей.

Кризис 1998 года сильно ударил по лизинговым компаниям, однако в посткризисный период отрасль показала значительный рост. Многие из ключевых сегодня в России представителей лизингового сегмента появились на рынке именно после событий 1998. Лизинг автотранспорта для определенной части этих компаний был началом деятельности, после которого организации расширяли диапазон финансируемой продукции.

2000-е годы

В 2000-е, с экономическим ростом, лизинговый бизнес в стране продолжал набирать обороты. Компании активно наращивали клиентские базы, устанавливали доверительные отношения с партнерами, совершенствовали качество предоставляемых услуг. Позитивно влияли на ситуацию и поправки в законодательство: например, в 2002 появилась гл. 25 НК РФ, частично закрепившая льготный налоговый режим для сделок лизинга.

Эволюция российского лизинга продолжается и сегодня. А основным его драйвером выступает именно автолизинг, доля которого по итогам 2016 года составила 35%. Едва ли роль этого сегмента в ближайшее время понизится: люди все чаще предпочитают лизинг другим способам покупки автомобиля, а производители все больше понимают выгоду партнерства с лизинговыми компаниями. По-прежнему многим россиянам важно сразу иметь автомобиль в своей собственности - в отличие от, например, жителей Европы, которые на первое место ставят факт пользования, а не обладания транспортным средством. В том числе по этой причине здесь услуга лизинга развивается медленнее, чем за рубежом. Однако это означает и то, что лизинговой сфере в России предстоит пройти большой путь эволюции, которая происходит на наших глазах.

ЦФР "Капитал", в свою очередь, стремится не просто соответствовать ситуации на рынке, но опережать ее, приносить максимум пользы клиентам и оставаться важной частью развития лизинга в России.

Если Вы ещё не выбрали компанию, которая поможет вам оформить выгодный лизинг, обратите своё внимание на Центр Финансовых Решений "Капитал". Мы гарантируем не только высокое качество услуг, но и разумную цену за выполненную работу. Доверьте кредитные вопросы профессионалам!
Для получения дополнительной информации обращайтесь по тел. +7(391) 2-588-588 или воспользуйтесь формой обратной связи и наш специалист сам Вам перезвонит.